Формулируем проблему исходного текста
Первая задача пишущего — правильно понять проблематику текста и не допустить фактических ошибок при формулировании одной из проблем. Если проблематика текста охватывает ряд проблем, то следует выбрать из них одну, которая является более интересной, по которой сформирована собственная позиция. Возможно, что в тексте рассматривается главная проблема, а ещё ряда проблем автор лишь касается. Выбор в таком случае остаётся за экзаменуемым, однако не следует выбирать ту проблему, которая лишь косвенно связана с текстом. Надо выбирать проблему для рассмотрения так, чтобы у проверяющего не было сомнения в том, что экзаменуемый правильно понял исходный текст.
Формулировка проблемы должна быть предельно понятной. Иногда экзаменуемые расширяют или сужают проблему. Часто это связано не с тем, что они не поняли проблему, а с тем, что не сумели её правильно сформулировать. Попробуем сформулировать проблемы исходного текста.
Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку кажется.
Заметьте: если вы спросите у кого бы то ни было, сколько времени идти до такого-то места, никогда вам не скажут больше, а скажут меньше. Если вам скажут, что идти туда минут двадцать пять, значит, знайте, что на самом деле вы затратите на дорогу не меньше сорока.
Но ещё более это заметно на другом. «Я приду через пять минут», — говорит человек. Будьте уверены, что он придёт в лучшем случае через 15, хотя, когда он говорил, ему казалось, что он придёт именно через пять.
Всегда кажется, что времени у нас больше, чем на самом деле, и что идёт оно медленнее, чем нам кажется.
(В. Солоухин )
Из таблицы видно, что при формулировании проблем текста В. Солоухина можно допустить ошибку: сузить или расширить формулировку проблемы.
Фактическая ошибка при формулировании проблемы может быть связана с неверным пониманием текста. Опасность искажённого понимания текста возрастает тогда, когда в нём широкий подтекст, для осознания которого необходимо либо в отдельных случаях умение вскрывать аллегорию, либо владение широкими знаниями. Без этого экзаменуемый искажает смысл текста и ошибается в формулировке проблемы. Например, обратимся к другому тексту В. Солоухина:
(о чем текст?) Проблема
... в этих словах, я думаю, и заключена основная мысль текста и позиция автора. ^ Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчетливо противопоставляется миру ... В интеллигентности» – был ответ. В благородстве духа. Интеллигент – это человек, соединяющий в себе знание и нравственность. В наше время образование делает грандиозный скачок. Следовательно, опять обостряется проблема ... сочинения. ...
Доктор Кох, в обязанности которого входило лечить обывателей небольшого городка, сидел за перегородкой, никого к себе не пускал, и сам не выходил навстречу.
К нему приходили с насморком, с грыжей, с нарывом, с флюсом, с мигренью, с болью в животе. «Ступайте прочь, оставьте меня в покое!» — говорил он им, и на первый взгляд это казалось чудовищной бестактностью, жестокостью, возмутительным высокомерием. Обыватели вправе были возмущаться доктором, который не хочет лечить их флюсы, грыжи и насморки.
Но однажды доктор вышел и вынес людям «палочку Коха».
Для понимания проблемы текста надо знать, что немецкий микробиолог Роберт Кох открыл возбудителя туберкулёза, так называемую палочку Коха. Неверно было бы считать проблемой текста «бестактность, жестокость, высокомерие», поскольку знание исторических фактов подсказывает, что выдающийся исследователь Кох дал миру гораздо больше, чем заботу о некотором круге больных. Проблема текста заключается, скорее, в создании условий для исследований, об отношении людей к тем, кто способен сделать научное открытие.