Куприн А. И., «Олеся». Олицетворением добра, духовной чистоты, близости к природе в повести является старуха Мануйиха и ее прекрасная внучка Олеся. Женщины совершенно не похожи на деревенских жителей, которых те считают ведьмами. В результате героини, никому не причинившие зла, вынуждены жить в лесу, вдали от людей. Кульминацией произведения становится жестокое избиение крестьянами Олеси только за то, что она посмела зайти в церковь. Так проявилось лицемерие людей, которые кичились своей верой, но при этом проявили себя как жестокие звери. За маской благопристойности скрывались холодные, злобные души, в которых не осталось место добру и милосердию.
Его душа начинает терзаться угрызениями совести, и в результате Родион добровольно сдается полиции. Добро в душе героя одерживает окончательную победу благодаря истинно верующей девушке Соне Мармеладовой. С ее помощью герой усмиряет собственную гордыню и становится на путь нравственного очищения.
Сочинение по литературе. Добро и зло в художественном осмыслении михаила булгакова
К теме добра и зла обращается каждый писатель. Она ярко выражена в произведениях самых различных авторов: отечественных и зарубежных, классиков и современников, прозаиков и поэтов, писателей разных школ … О добре и зле говорили Гете и Лев Толстой, Достоевский и Голдинг, Горький и Блок, Лев Андреев и А.Н. Толстой. Обращаются они к этой вечной теме все по разному: кто-то явно разделяет белое и черное, кто-то исподволь подводит читателя к своему пониманию, есть и такие, кто оставляют читателю свободу, позволяют выбрать, на какой он стороне. Добро и зло присутствуют и в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», более того, здесь это одна из ключевых тем.
Добро и зло в произведении – это не два различных явления, вступающих в открытое противоборство, они едины. Любой поступок может быть как добрым, так и злым. Все зависит от контекста события. Рассмотрим, например, Понтия Пилата. Его поступок – решение казнить бродягу – сам по себе нейтрален. Если бы Иешуа действительно был опасен, подстрекал к разрушению храма, возглавлял восстание, то, с точки зрения морали, поступок игемона был бы оправдан. С другой стороны, если бы Га-Ноцри являлся бы законопослушным человеком, ничего не нарушал, то прокуратор Иудеи совершил злое дело. Однако этими двумя случаями рассматриваемый эпизод не исчерпывается. Кроме уровня событий и действий героев, у Булгакова очень важен уровень внутреннего мира, чувств и мыслей человека. Так, в рассматриваемом примере оценка поступка Понтия Пилата строится не только и не столько на объективных обстоятельствах, сколько на том, как сам игемон воспринимает свои действия. В книге автор ясно дает понять, что прокуратор поступает наперекор себе, и именно это делает его поступок злым. Итак, каждое действие любого человека не должно противоречить его собственному представлению о жизни, и только потом должно соответствовать обстоятельствам.
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Очерк жизни и творчества
... Вяч.И. Иванов, Н.А. Бердяев, Л.С. Шестов и др.), для многих из которых творчество Достоевского стало важной вехой на пути "от марксизма к идеализму" и создавало методологическую ... человеческой природы и их неоднозначным преломлением в тех или иных тенденциях, явлениях, поступках, общественном новаторстве, давала ему возможность не только предсказывать трагические катаклизмы ХХ века ...
Обратимся теперь к Иешуа и Воланду. Казалось бы, эти героя, как и их прототипы, Христос и дьявол, должны олицетворять добро и зло в их крайних проявлениях, но и это не так. Иешуа не является тем рыцарем света, каким представляется канонический Христос. Булгаков очеловечил этот образ, поэтому Иешуа свойственны обычные слабости: он боится боли, хочет спасти свою жизнь. Однако это не перевешивает желания остаться до конца честным с собой, что и делает героя символом добра.
Образ Воланда очень сложен и необычен, но одно можно утверждать наверняка, он не является абсолютным злом. Мессир наказывает только тех, кто этого заслуживает. Неслучайно эпиграфом ко всей книге служит цитата из «Фауста» Гете: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо …» Иешуа и Воланд делают одно дело, подходя к нему с разных сторон.
Во всей мировой литературе вообще и в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова в частности фактором, отделяющем добро от зла является нравственный императив – то, как сам человек воспринимает сделанное. История показывает, что именно такой принцип единственно верен. Существовали другие способы деления мира на добро и зло, например, в Советской России на основе классового разделения. Были, конечно, и писатели, посвятившие книги таким системам, но их имена забыты, а имя Булгакова останется в мировой литературе навсегда.
Отсутствие доброты
- Горький М., «Старуха Изергиль». В одной из легенд, рассказанной старухой Изергиль, гордый и надменный сын орла Ларра был обречен вечно скитаться в одиночестве. Красивый юноша никого не любил, был холоден и жесток по отношению к другим людям. Единственное, что представляло ценность для Ларры – его собственная свобода. Он без лишних эмоций хладнокровно расправился с первой красавицей своего племени только потому, что та отказала ему в любви. В наказание за столь жестокий поступок люди решили предать его забвению. С тех пор Ларра был обречен на вечную жизнь и скитания по свету. Он сам себя наказал, открыв сердце не добру и любви, а чрезмерной гордыне и жестокости.
- «Сказание о Борисе и Глебе». Стремление к власти способно уничтожить в человеке все лучшие качества, заложенные в нем природой. Желая заполучить престол в свои руки, наследник князя Владимира, Святополк, решил совершить страшное преступление и убить родных сыновей Владимира, Бориса и Глеба. Мужчина готов был пойти по трупам ради достижения цели. Он запятнал свою душу тяжелым грехом – братоубийством, когда отдал приказ уничтожить законных претендентов на престол. Братья смиренно приняли свою смерть, и после вознеслись в небеса, где обрели вечный покой.
12 стр., 5794 слов
Мастер и маргарита казнь анализ. Анализ эпизода Понтий Пилат ...
... могут знать об истинном предназначении сути и ценности событий и явлений. Определяя, что такое добро и что такое зло, люди становятся судьями, ... озвучил для записи в протокол: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа и состава преступления в нем не нашел. "- Все о ... все оценивать и судить, а защищаться чистым и возвышенным мышлением. Им надо научиться жить в состоянии гармонии, доброты и любви с ...
В результате зло в обличье Святополка не одержало победу, поскольку бессмертные души невинно убиенных братьев оказались в раю.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Жестокое отношение детей к родителям показано в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Став взрослым, Евгений Базаров редко навещает свою семью. Даже после трехлетнего отсутствия он не желает слушать робкие упреки отца, не обращает внимания на слезы матери. Родители боятся чем-либо огорчить Евгения, стараются во всём угодить. Но для него на первом плане собственные идейные убеждения, не совпадающие со взглядами старшего поколения. К сожалению, молодой человек так и не признал ошибочности своего поведения по отношению к родителям, однако старики сохранили любовь к сыну, и только они одни оплакивали его после смерти.
В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев описывает доброту и жестокость на примере двух братьев Кирсановых. Старший Павел, бывший военный, одинокий холостяк, не признает брак Николая и Фенечки, игнорируя девушку при встрече. При появлении в доме племянника и его друга, не проявляет гостеприимства, ведет себя холодно и грубо. На почве расхождения взглядов, без раздумья устраивает дуэль с Базаровым. Николая Кирсанова автор показывает добрым и порядочным семьянином. Он живет с простой девушкой Фенечкой, от которой у него годовалый сын. Перед другом Аркадия Базаровым пытается оправдать поведение брата, старается сгладить конфликт. Именно благодаря его доброте и пониманию старший сын отказывается от нигилистических идей и возвращается в семью.
Добро для спасения чужой жизни
- Шолохов М. А., «Судьба человека». На долю главного героя выпало немало лишений, самым страшным из которых стала потеря горячо любимой семьи в самом начале войны. Андрей Соколов воевал, получил тяжелые ранения, два года провел в немецком концлагере, страдая от сильного голода, каторжного физического труда и сильной тоски по родине. Казалось бы, такие страдания способны ожесточить даже самого доброго человека, однако мужчина удивительным образом сохранил в своем сердце и любовь, и доброту, и сострадание. По окончании войны он усыновил мальчика-сиротку, тем самым дав себе еще один шанс почувствовать радость жизни, обрести новый смысл существования.
- Бунин И. А., «Лапти». Когда тяжело заболел маленький мальчик, в доме оставалась лишь его мать да простой крестьянин по имени Нефед. Несчастная женщина не знала, как помочь ребенку, который в бреду настойчиво просил красные лапти. За окном бушевала страшная метель, однако Нефед решительно отправился в соседнюю деревню, что выполнить желание больного ребенка. Он хотел там купить маленькие лапти и покрасить их в красный цвет, чтобы хоть как-то облегчить страдания мальчика. Мужчина хотел проявить свою любовь и заботу, как мог.
4 стр., 1657 слов
Можно ли быть счастливым без любви отцы и дети
... сочинения без рекламы можно в нашем Чтобы вывести это сочинение введите команду /id66422 Любовь в романе Отцы и дети Тургенева сочинение Роман «Отцы и дети» ... счастливыми, так как Ольга и Обломов не любили друг друга. В качестве второго аргумента хочу привести пример из произведения «Отцы и дети» ... ненавидеть любовные чувства? На интуитивном уровне он был убежден, что это неземной душевный порыв ...
Невзирая на сильную метель, он отправился в дорогу. Нефеду удалось достать лапти и краску, однако на обратном пути он замерз. Герой без лишних раздумий пожертвовал собственной жизнью ради ребенка, и в этом поступке проявилась его большое любящее сердце, чуткая и милосердная душа. Трагическая смерть Нефеда сослужила добрую службу и другим деревенским мужикам, которые, заблудившись в заснеженной степи, смогли сориентироваться в местности лишь после того, как случайно наткнулись на мертвое тело героя.
Жертвенная доброта
- О. Генри, «Дары волхвов». Молодые супруги вынуждены постоянно экономить, чтобы как-то сводить концы с концами. Однако помогает им справляться с трудностями большая, искренняя любовь друг к другу. Делла, желая порадовать любимого мужа по-настоящему ценным подарком на Рождество, решает обрезать и продать свои роскошные длинные волосы. На вырученные деньги она покупает платиновую цепочку для золотых часов Джима – его единственной фамильной драгоценности. Она не знала, что Джим заложил свои часы, чтобы порадовать дорогим черепаховым гребнем для ее длинных кос. Супруги пожертвовали самым ценным, что имели, чтобы сделать приятное друг другу.
Так проявилась их большая любовь, доброта и самопожертвование.
- Тендряков В. Ф. «Хлеб для собаки». Главному герою довелось стать свидетелем того, как в родной деревне появились «враги народа» — раскулаченные мужики, страдавшие от сильного голода. Жалостливый мальчик тайком от родителей подкармливал их. Но вскоре он понял, что не способен накормить всех страдающих, и выбрал одно, самое беззащитное и несчастное существо – бродячего пса. Мальчик сам не доедал, но всегда делился куском с несчастными. Так он продемонстрировал лучшие человеческие качества: доброту, сострадание, милосердие.
Аргументы на темы «Доброта и жестокость»
М. А. Шолохов. «Тихий Дон»
Жестоким человека способна сделать несправедливость. Герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий был добрым и честным малым, но властный отец его насильно женил, выбрав ему в супруги Наталью Коршунову. Сердце же молодого человека принадлежало замужней казачке Аксинье. С любящей Натальей Григорий поступил жестоко, отказавшись от семьи ради личного счастья. Но в данной ситуации девушка должна винить только себя, ведь, выходя замуж, она знала, что чувства не взаимны. Таким образом, жестокость Григория спровоцировали несправедливые обстоятельства.
Черствость и жестокость в душе Григория взрастила война. Уйдя на фронт, молодой казак самоотверженно бьется с врагом, на его руках человеческая кровь и страдания. Но высокие заслуги перед государством за победы в битвах не приносят ему радости. Он видит несправедливость и безразличность политических сил к простому народу Дона. К Григорию приходит понимание своей ошибки: ему не стоило брать в руки оружие, убивать, он не солдат, а простой крестьянин, удел которого – сеять и взращивать хлеб. Жестокостью нельзя добиться добра, но герой осознал это слишком поздно, когда безвозвратно потерял родных и близких.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Жестокость окружающего мира угнетала Родиона Раскольникова. Он не мог спокойно смотреть, как бедняки мучились в нищете, а богачи жили в роскоши, и считал, что его призвание – восстановить справедливость. Жестокость породила жестокость: Раскольников убивает старуху-процентщицу, которую считает никчемной и недостойной существования, а следом, ненамеренно, лишает жизни и ее сестру. Но преступление не приносит герою ожидаемого облегчения, наоборот, обрекает его на муки и страдания. В тяжелые моменты одиночества он встречает Соню Мармеладову – образец добродетели и человеколюбия. Девушка возвращает Раскольникова к жизни, заставив отказаться от бесчеловечных идей и изменить мировоззрение.
Что жестокость такое жестокость сочинение по шинель
... что жестокость не приносит счастья. М.А. Шолохов доказывает читателю на примере главного героя, что только доброта дарит гармонию и покой в душе. «Шинель» ... шинели. Таким образом, Н.В. Гоголь показал как легко можно погубить добро, трансформировать его в жестокость. «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя Главный герой ... не может этого понять. Он выбирает путь жестокости по отношению к сыну. «Не стреляйте белых ...
И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
Жестокое отношение детей к родителям показано в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Став взрослым, Евгений Базаров редко навещает свою семью. Даже после трехлетнего отсутствия он не желает слушать робкие упреки отца, не обращает внимания на слезы матери. Родители боятся чем-либо огорчить Евгения, стараются в всем угодить. Но для него на первом плане собственные идейные убеждения, не совпадающие со взглядами старшего поколения. К сожалению, молодой человек так и не признал ошибочности своего поведения по отношению к родителям, однако старики сохранили любовь к сыну, и только они одни оплакивали его после смерти.
И. А. Гончаров. «Обломов»
Главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов» – человек безынициативный и ленивый, зато искренний и добрый. За эти качества Обломова любит и ценит его друг Штольц. Каждая встреча с Ильей Ильичом для него как отдушина. Своей добротой Обломов привлекает и Ольгу. Он некрасив и некрасноречив, но открыт и простодушен, чем и покоряет сердце красавицы. Илья Ильич доверчив, никогда ни в чем не ищет выгоды, покорно принимает удары судьбы. Даже узнав, что Ольга вышла замуж за Штольца, искренне радуется за друга и бывшую возлюбленную. На примере Обломова автор демонстрирует, что искренняя доброта всегда бескорыстна и оценивается людьми по достоинству.
Добрым человеком в романе И. А. Гончарова «Обломов» предстает перед нами Андрей Штольц. Он без поддержки отца добился высокого положения в обществе и благодаря уму и расчетливости нажил собственный капитал. Но борьба за место под солнцем не сделала его жестоким человеком. Он был добр со своим другом-неудачником Обломовым, поддерживал его в трудных жизненных обстоятельствах, несколько раз отваживал от него жаждущих наживы мошенников, а когда Илья Ильич умер, взял на воспитание его сына. За добро Штольц был вознагражден счастливой семейной жизнью с Ольгой Ильинской.
А. И. Солженицын. «Матренин двор»
Пример истинной доброты – героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Матрена. Женщина никогда не отказывает односельчанам в помощи, искренне радуется урожаям на огородах других, сама довольствуется малым: тем, что вырастила на собственной грядке. Она даже не жалеет своей избы для воспитанницы Киры, отдав ей среди зимы на разборку горницу. Но при перевозке груза через железную дорогу женщина погибает под колесами поезда. Рассказчик отмечает, что теперь селу стало трудно без праведницы Матрены. Ведь простодушная и бескорыстная женщина действительно делала людей, тех, что рядом с ней, лучше.
Высшая мера жестокости показана автором рассказа «Матренин двор» А. И. Солженицыным в образе Фаддея. Он не простил обиды Матрене и брату за то, что они сошлись в браке. Девушка считала Фаддея пропавшим без вести, поэтому ответила согласием Ефиму. Но тот вернулся и затаил обиду. На зло он женился на другой девушке по имени Матрена, которую избивал и обижал. Предел жестокости показывает автор, когда Фаддей среди зимы разбирает горницу бывшей возлюбленной, чтобы перевезти ее дочери Кире. Даже на похоронах он думает не о погибшей под поездом Матрене, а о санях, которые после аварии нужно забрать с железной дороги.
Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева
... к тебе добром вернется». 6 класс Урок по рассказу «Конь с розовой гривой» Урок по рассказу «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня». Цели урока: Образовательные: Обучить ... м рассказе «Конь с розовой гривой» тоже говорит нам, что доброта – одно из важнейших человеческих достоинств. Рассказ имеет ... символ. Аргументы для сочинения 15.3 на тему: совесть (ОГЭ по русскому языку) Совесть ...
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Доброта свойственна Петру Гриневу из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Попав в пургу, он встречается с незнакомцем, которому безвозмездно отдает свой заячий тулупчик. Иногда Гриневу приходится проявлять жестокость, например, по отношению к Савельевичу в споре за долг Зурину. Но после он смягчается и просит прощение за вспыльчивость. В ответ Савельевич также проявляет доброту и в свое время уговаривает палачей не казнить Гринева. По мнению Пушкина, добро порождает добро.
Жестоким человеком в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» показан Емельян Пугачев. Бунтовщик нещадно расправляется с семейством Мироновых и другими обитателями крепости. Но не лишен разбойник и проявления доброты. Он щадит Гринева, помня былое великодушие офицера, а также по просьбе Петра освобождает Машу Миронову из плена Швабрина. Таким образом, ответная доброта возможна даже в суровых условиях войны.
Н. В. Гоголь «Шинель»
В повести Н. В. Гоголя «Шинель» показана жестокость общества, в котором мнение о человеке складывается по его внешнему виду, чину, размеру оклада. Доброго и безобидного Акакия Акакиевича не ценят на службе и часто смеются над ним за прохудившуюся шинель, которую он носит. Но сам Башмачкин любит свою работу. Он даже на дом берет переписывать документы с удовольствием. А когда за кровно скопленные гроши приобретает новую шинель, на него начинают смотреть по-другому, даже приглашают на именины. Но в жестоком мире нет справедливости: грабители отбирают у Акакия Акакиевича шинель, и он снова становится предметом насмешек. Получается, доброму и неспособному на злодеяния человеку нет места в обществе, где царит беззаконие, лицемерие и отсутствуют истинные ценности.
Н. С. Лесков «Дурачок»
Образцом доброты и самопожертвования представит перед нами герой рассказа Н. С. Лескова «Дурачок». Панька говорит, что терпеть не может, когда обижают других, готов вынести горести вместо них, и душа его от этого будет радоваться. Он всегда рвется всем помогать, за что его считают дурачком. Так, Панька спас Петьку от выпорки розгами, взяв удар на себя; напросился в рекруты, оставив сыновей плачущим матерям. Это образец истиной добродетели, к которой должен стремиться каждый.
https://litrekon.ru/bank-argumentov/dlya-sochineniya-15-3-na-temu-dobrota/ https://bingoschool.ru/blog/239/ https://ctege.info/napravlenie-dobrota-i-zhestokost/argumentyi-po-napravleniyu-dobrota-i-zhestokost.html
Доброта как спасение
- Р. Брэдбери, «Зеленое утро». Когда главный герой рассказа вместе с другими переселенцами перебрался на Марс, он в полной мере ощутил, каково жить на планете с недостатком воздуха. Чтобы исправить это, Бенджамин Дрисколл стал упорно сажать семена деревьев. Когда пошел дождь, старания героя были вознаграждены по заслугам – взошли всходы, и вскоре деревья стали обогащать атмосферу кислородом. Благодаря доброму поступку героя планета стала пригодной для полноценной жизни людей.
- Горький М., «На дне». В пьесе Горького много персонажей, но среди них самым добрым и сострадательным является Лука, который искренне старался помочь своим товарищам по несчастью, очутившимся на самом дне общества. Мужчина прилагал все усилия, что приободрить соседей, заставить их поверить в себя, в свои силы. Своим добрыми словами он поддержал тяжело больную Анну, заставив поверить в бессмертность собственной души. Настю он заверил в том, что ее мечта о настоящей большой любви вполне реальна. Вору Ваське он внушил, что тот еще имеет шанс на честную жизнь, а Актера убедил в том, что тот способен бросить пить. Безмерная доброта к людям, сострадание Луки согрела несчастных, отверженных обществом людей, наполнила надеждой их души.