: помочь ученикам глубже осознать «диалектику души» толстовских героев, их духовно-моральные поиски; развивать навыки характеризовать героев, анализа художественного текста, умение высказывать свои мысли и обосновывать их, сопоставлять разные явления литературы и жизни; воспитывать стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему, фрагменты кинофильма.
Тип урока: формирование умений и навыков.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности
Учитель. «…Для художника не может и не должно быть героев, а должны быть люди»,- отмечал Л. . Итак, писателя интересуют, прежде всего, люди, их душа, их поиски смысла жизни, идеала, как ищет их он сам.
Один из любимых , выстраданных им в творческих мучениях образов, является образ Пьера Безухова . «Диалектику» его души мы и будем исследовать сегодня на уроке.
II. Объявление темы и цели урока
Актуализация опорных знаний
1. глазами автора и глазами современного читателя (ответ ученика)
2. Зачитывание использованных для создания образа Наташи художественных средств и приемов (с комментированием)
3. Устное произведение-раздумье «Народ в романе Л. “Война и мир” — движущая сила истории, оберег традиций или серая масса, грубая толпа?»
IV. Формирование умений и навыков
1. Слово учителя
- То, что происходит в душе человека — ощущения, чувства, страхи, переживания,- очень тяжело высказать. Герои Толстого способны настолько глубоко ощущать друг друга, что иногда им даже не нужны слова. Вспомните, как общаются между собой и Пьер — «без помощи суждений, умозаключений и выводов». И все же таки автору удается раскрыть перед читателями «диалектику души» своих героев, показать развитие их душ. Он широко использовал внутренние монологи, авторский пересказ раздумий героя или описание его состояния. Относительно этого известный писатель А. Франс отмечал: «как эпический писатель, Толстой наш общий учитель;
- он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, которые выражают его природу, и в сокровенных движениях его души…».
Одним из интереснейших в этом смысле является образ Пьера Безухова, который проходит сложный путь противоречивых духовных поисков. Этот образ тесно соотнесен в романе с образом . Оба они изначально даже были объединены по замыслу Толстого в единый, еще четко не сформированный персонаж.
Птаха в рассказе “уроки французского”: образ и характеристика ...
... развиваться на протяжении всего рассказа. Отзыв на рассказ «Уроки французского» В. Распутина Характеристика главных героев рассказа «Уроки французского» В. Распутина c цитатами Сочинение-рассуждение: «Уроки французского» В. Распутина Анализ «Уроки французcкого» В. Распутина Сочинения на тему Образ учительницы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» ...
Как пишет исследователь творчества художника В. Кулешов, «образ Пьера Безухова возник первым в замыслах писателя, он вырос из образа декабриста, который вернулся из ссылки и о котором Толстой хотел написать . А в “Войне и мире” о “декабризме” Пьера лишь есть намеки в финальных разделах. В процессе работы над романом из многопланового образа Пьера Безухова выделился образ Андрея Болконского, сначала довольно эпизодичный — молодого офицера, который должен был “красиво умереть” в битве при Шенграбене. Таким он сначала возник в сознании Толстого. Потом образ Болконского значительно усложнился, и отсюда определенная “двойственность” его относительно Пьера Безухова, отсюда их внутренняя связь, параллелизм в поисках». Отличия между героями, которые сразу бросаются в глаза, — это рационализм Андрея и эмоциональность Пьера: князь Андрей — человек поступка, тогда как Пьер — человек мысли, более склонный к философским раздумьям над жизнью.
2. Эвристическая беседа, выполнение задач поисково-исследовательского характера
V. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Закончите высказывание: «Диалектика души — это…»
Комментарий учителя
- Полное развитие душевных сил писатель не представлял вне единения человека со своим народом, со всем «миром», вне свободного проявления «естественного» эгоизма.
Герои Толстого находятся в постоянном поиске, они не могут удовлетворяться истиной, найденной однажды, какой бы выдающейся и справедливой она не была. Их душа работает, и в этом заключается ее диалектика, ее развитие. Им необходимы моральные чистота и понимание смысла, цели жизни. Без этого поиска они просто не могут жить.
2. Схематическое изображение «диалектики души» Пьера Безухова
Домашняя задача
Научиться характеризовать образ Пьера Безухова в его развитии. Выписать 4-5 художественных средств и приемов создания его образа.
Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Закончите предложение:
- Пьер для меня…
- этот образ близкий нашему читателю тем…
- меня поразило…
Дополнение к уроку 27
Масонство (в переводе с франц. свободный каменщик) — религиозно-этическое движение. Возникло в Англии в буржуазных и дворянских кругах в начале XVIII ст. распространился во многих странах Европы, в частности в России в 30-х гг. XVIII ст. название, организационные формы (так называемые «масонские ложи»), традиции масонство позаимствовало у средневековых цехов (братств) каменщиков, частично — у рыцарских и мистических орденов. С масонством были связаны как реакционные, так и прогрессивные общественные движения. Для масонства были характерными определенные формы протеста против социальной несправедливости, религиозной нетерпимости и одновременно — аполитичность, проповедничество покорения власти. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. В Украине первая масонская ложа возникла в 1784 г. в Киеве.
Почему пьер вступает в масонскую ложу. Что привлекло пьера в масонстве
... его с видным масоном Баздеевым, и затем Пьер с головой уходит в это новое увлечение, масонство. Пьер Безухов начинает верить в возможность ... во время боя. Закончить сочинение хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: «Чтоб ... собою и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах. Разорвав с женой, Пьер, по ...
В конце XVIII — в начале XIX ст. такие организации существовали в Харькове, Одессе, Кременчуге, Житомире, Дубнах, Полтаве и других городах Украины. Отдельные масонские организации были связаны с декабристами.
Масонские ложи были запрещены в Украине в 1819 году, в России — в 1822 г.; они возродились только в начале ХХ ст. (до этого существовали в глубоком подполье).
Масонство особенно распространено в США, Великобритании, Италии, Франции, Израиле.