Диалектика души андрея болконского

Диалектика души — это художественный метод: писателем воссоздается психологический процесс в мельчайших подробностях. Таким методом в совершенстве владел Л.Н.Толстой. В качестве доказательства можно привести описание им развития души одного из героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского.

Впервые встретив его в салоне А.Шерер, мы видим гордого человека, презирающего свет: «Ему все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть и слушать их ему было очень скучно». Андрей увлечен идеей наполеонизма, мечтает о своем Тулоне. Во время его разговора с Пьером мы узнаем, что Болконский разочарован в браке: «Никогда не женись, мой друг… а то ты ошибешься жестоко и непоправимо… пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам…» Взгляды Андрея на окружающий его мир уже во многом сформировались, и на войну он уходит со словами: «…эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне».

Мечтая о подвиге, князь обособляет себя от мира простых людей. Ему кажется, что история творится в штабах армии, ее определяет деятельность высших сфер. Ради минуты славы Андрей готов отказаться, отречься даже от близких, и когда во время сражения под Аустерлицем падает раненый знаменосец, Болконский подхватывает знамя и бежит впереди всех к своей мечте. Но в этот момент «как бы со всего размаха крепкою палкою кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову». Лежа на земле, Андрей видит небо: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец». И Наполеон, по достоинству оценивший героический порыв, вдруг поблек и съежился в глазах князя: » … так мелочен казался … герой его … в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом…»

В душе Болконского происходит переворот, и в родной дом он возвращается неузнаваемо подобревшим и смягченным, осознавшим мелочность и суету прежних желаний. Андрей пытается жить простой жизнью, наполненной заботами о хозяйстве, о родных, о маленьком сыне, но это дается ему с трудом. Пьера поражает потухший взгляд друга, и, пытаясь изменить суждения Болконского о жизни, он делает первый толчок к духовному возрождению Андрея.

По пути в Отрадное князь видит оголенный, корявый дуб и отождествляет себя с ним, однако на обратной дороге едва узнает позеленевшее и помолодевшее дерево. Его душу заполняют воспоминания («все лучшие минуты»), и с каждым из них Андрей обретает новое, более полное и глубокое ощущение и понимание жизни, которая помогла ему открыть в себе неведомое. Именно поэтому он хочет во что бы то ни стало открыться миру, приобщить свое существование к общему.

7 стр., 3480 слов

ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

... Прозрение приходит внезапно. Раненый Андрей Болконский, увидев высокое небо Аустерлица, осознаёт, что его цели были пустыми и никчёмными. Оставив службу и вернувшись, Князь Андрей стремится исправить свои ошибки. ... ней Пьер. Читатель видит, как она взрослеет, стремится к счастью, выходит замуж, становится матерью. Наташе не свойственны раздумья о смысле бытия, как Андрею Болконскому или Пьеру ...

Болконский попадает в круг Сперанского, где планы, проекты и программы летят поверх сложной и запутанной жизни, но встреча с Наташей на первом ее балу освежает и очищает душу князя. Он влюблен и, казалось бы, близок к счастью. Однако Наташа создана не для Андрея, и князь создан не для нее: в их отношениях нет желаемой полноты, нет предельного взаимопонимания. Болконский не может простить невесте ошибку.

Следующий важный этап в развитии души Андрея — Бородинское сражение. До него князь чувствует ожесточение против врага, не желает брать пленных. Его отношение к происходящему выражается словами: «Война — не любезность, а самое гадкое дело в жизни».

Накануне боя Андрею открывается, что исход зависит не от высших начальников, а «от того чувства, которое есть… в каждом солдате».

Тяжело раненый, Андрей приходит к выводу, что истинные отношения между людьми — отношения дружбы и братской любви.

В умирающем князе жизнь и смерть борются друг с другом. Борьба эта выражается в двух формах любви: одна — земная любовь к Наташе, вызывающая ненависть к Анатолю. Другая — идеальная любовь ко всем людям. Познавший последнюю не может жить на земле. Его место — в раю.

Итак, мы рассмотрели диалектику души Андрея Болконского, описанную Толстым. Можно с уверенностью сказать, что замысел автора (как можно более точно описать процессы, происходящие в душе человека) удался, и вряд ли кто-то смог бы осуществить его лучше, чем великий русский философ.