Запрос «Чацкий» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Александр Андреевич Чацкий | |
Михаил Ленин в роли Чацкого, 1915 | |
Создатель | Александр Сергеевич Грибоедов |
Произведения | Горе от ума |
Пол | мужской |
Семья | отец Андрей Ильич Чацкий
мать Анна Алексеевна Чацкая |
Прототип | Пётр Чаадаев или Вильгельм Кюхельбекер |
Цитаты в Викицитатнике |
Алекса́ндр Андре́евич Ча́цкий
- главный герой стихотворной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума», предвестник «лишнего человека» — нового социально-психологического типа в русской литературе[1].
Характер[ | ]
мир целый казался прах и суета!
». Александр Чацкий отличается гипертрофированной честностью, имеет незаурядный ум, постоянно «алчущий познаний». Его знания позволяют трезво видеть проблемы политики, ущемление русской культуры, вопрос о гордости и чести, но в то же время Чацкий совершенно слеп в делах любовных. Страстно рвётся в бой, причём со всеми сразу. Но его часто ожидают разочарования.
Историческое значение образа Чацкого (сочинение)
Биография[ | ]
Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий, сын покойного друга Фамусова Андрея Ильича Чацкого, возвращается к своей возлюбленной — Софье Фамусовой, которую он не видел три года. Они выросли вместе и с детства любили друг друга (На момент действия романа Софье 17 лет, Чацкий отсутствовал три года, следовательно, влюбился в неё, когда ей было 14 лет или даже менее того[2]).
Но Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал за границу и «не писал трёх слов». Вопреки ожиданиям Чацкого, она встречает его очень «холодно». Он пытается понять, в кого влюблена Софья, но, узнав, что это Молчалин, ужасается от такого выбора. На балу все наговорили, что Чацкий не в своем уме, и он, обиженный всеми, просит карету и уезжает обратно.
Среди прототипов грибоедовского героя называют Петра Чаадаева и Вильгельма Кюхельбекера[3].
Дальнейшая судьба
О дальнейшей жизни Чацкого и других персонажей «Горя от ума» рассказывается в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Молчалины»[4].
Согласно этой версии, Чацкий женится на Софье Фамусовой, возвращается на службу и возглавляет департамент Государственных Умопомрачений. Чацкий активно способствует падению крепостного права, однако после его отмены сталкивается с многочисленными трудностями.
«Какой можно представить дальнейшую судьбу Чацкого»
Комедия «Горе от ума» была написана А.С. Грибоедовым в начале XIX века, а эпоха смены веков, как правило, сопровождается глубокими изменениями в социальной среде и характерным для этого времени быстрым нарастанием противоречий между представителями двух веков. Грибоедов уловил главный общественный конфликт, наметившийся после Отечественной войны 1812 года. В комедии ставятся самые жгучие вопросы той поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность.
Идейный смысл комедии заключается в противопоставлении двух общественных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого, крепостнического, и нового, прогрессивного; в разоблачении всего отсталого и провозглашении передовых идей того времени. Борьба «века нынешнего» с «веком минувшим» — это борьба Чацкого, передового человека своего времени, и отсталого фамусовского общества.
Представители московского дворянства лишены каких-либо гражданских мыслей и интересов. Смысл жизни они видят прежде всего в обогащении, они карьеристы и завистники. Они стоят у власти, занимают высокое общественное положение. Службу они рассматривают только как источник доходов, как средство получить незаслуженные почести. Очень показательно признание Фамусова:
* А у меня что дело, что не дело, * Обычай мой такой: * Подписано, так с плеч долой.
В обществе московских дворян распространены такие явления, как кумовство, семейственность. Фамусов говорит:
* Ну как не порадеть родному человечку, * и не скрывает тот факт, что у него * …служащие чужие очень редки: * Все больше сестрины, свояченицы детки.
Это люди, лишенные чувства гуманности, враги свободы, душители просвещения, их сокровенное желание — «забрать все книги бы да сжечь». Один из них выменивает на три борзые собаки толпу своих слуг, которые «и честь и жизнь его не раз спасали». Другой, ради пустой забавы, сгоняет на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродает их поодиночке. Сатирически обличая поместную и бюрократическую знать, всю феодально-крепостническую систему, А. С. Грибоедов ясно видел и положительные общественные силы своей эпохи, зарождение и рост новых, прогрессивных стремлений и идей. Так, Скалозуб жалуется Фамусову, что его двоюродный брат, набравшийся «каких-то новых правил», пренебрег следовавшим ему чином, оставил службу и «в деревне книги стал читать». Княгиня Тугоуховская рассказывает, что ее родственник, учившийся в педагогическом институте, «чинов не хочет знать!». Фамусов, имея в виду широкое распространение вольномыслия, называет свое время «ужасным веком».
Но с наибольшей полнотой пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого. Это, несомненно, горячий патриот, бесстрашный воин против крепостничества и деспотического самовластья, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Он клеймит невежество, обличает барство и выступает пламенным пропагандистом науки, просвещения, искусства. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим». Глубоко веря в правоту своих идей, Чацкий убежден, что его мечтания осуществятся, что будущее принадлежит новым людям, его собратьям по духу.
В комедии конфликт заканчивается всеобщим признанием Чацкого сумасшедшим, а любовная драма завершается разоблачением любовной интриги, которую вел Молчалин. В конце пьесы Чацкий чувствует себя покинутым всеми, в нем усиливается чувство отчужденности от общества, к которому он некогда принадлежал. Развязка любовной драмы влияет на основной конфликт: Чацкий оставляет неразрешенными все противоречия и покидает Москву. В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение, но, проигрывая, он остается непобежденным, так как понимает необходимость борьбы с «веком минувшим», его нормами, идеалами, жизненной позицией.
Изображая в комедии «Горе от ума» социально-политическую борьбу консервативного и прогрессивного лагерей, общественные характеры, нравы и быт Москвы, Грибоедов воспроизводит обстановку всей страны. «Горе от ума» — это зеркало феодально-крепостнической России с ее социальными противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванного победить. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — выражение идей первого этапа русского освободительного движения.
Исполнители роли Чацкого[ | ]
- Адамян, Петрос (Пётр Иеронимович) (1849—1896) — армянские театры Российской Империи, Турции
- Аксёнов, Всеволод Николаевич (1898—1960) — Малый театр
- Анчаров-Эльстон, Александр Владимирович (1867—1901)
- Аполлонский, Роман Борисович (1865—1928)
- Бабочкин, Борис Андреевич (1904—1975) — Академический театр драмы им. А. С. Пушкина
- Бадалбейли, Тимур Илхамович (род.1973) — Театр на Таганке
- Белосов, Михаил Михайлович (род. 1905)
- Бельский, Антон Николаевич (род. 1986)
- Бурэ, Валерий Анастасьевич (1899—1955)
- Вильде, Николай Евстафьевич (1832—1896) — Малый театр
- Гарин, Эраст Павлович (1902—1980) — Театр им. Мейерхольда.
- Глушарин, Иларий Казимирович (1895—1963)
- Горев, Фёдор Петрович (1850—1910) — Малый театр
- Горянов, Павел Абрамович (1886—1963)
- Григорьев, Пётр Иванович (1806—1871) — Александринский театр
- Гусев, Александр Дмитриевич (род. 1900)
- Далматов, Василий Пантелеймонович (1852—1912) — Александринский театр
- Дальский, Мамонт Викторович — Александринский театр
- Димов, Иван (1897—1965) — Болгария
- Днепров, Сергей Иванович (1884—1955)
- Ефремов, Никита Михайлович (род.
1988) — Театральный
- Жариков, Пётр Павлович (род. 1888)
- Заборский (Zaborsky), Вилем (род. 1920) — Словакия
- Зардалишвили, Юза Францевич (1883—1943) — Грузия
- Ильин, Борис Фёдорович (1901—1979)
- Золотницкий, Алексей Алексеевич — Государственный театр киноактёра, режиссёр Гарин, Эраст Павлович (постановка осуществлена в 1970-е годы, основана на повторе спектакля Мейерхольда)
- Катлап, Жан Микелевич (род. 1907) — Латвия
- Кречмар (Kreczmar), Ян (род. 1908) — Польша
- Курский, Михаил Львович (1892—1942)
- Ленский, Александр Павлович (Вервициотти), (1847—1908) — Малый театр
- Любимов, Владимир Александрович (род. 1897)
- Максимов, Алексей Михайлович (1813—1861) — Александринский театр
- Медведев, Николай Александрович (род. 1898)
- Мейер, Владимир Эдуардович (1901—1940) — Малый театр
- Меньшиков, Олег Евгеньевич (род. 1960) — «Театральное товарищество 814»
- Месхи, Котэ (Яков Семёнович) (1857—1914) — Грузия
- Милославский, Николай Карлович (1811—1882) — провинциальный актёр
- Миронов, Андрей Александрович (1941—1987) — Московский театр Сатиры
- Михайлов, Николай Фёдорович (род. 1902)
- Мичурин-Самойлов, Николай Аркадьевич (1866—1898)
- Монахов, Ипполит Иванович (1842—1877) — Александринский театр. И. А. Гончаров написал свою знаменитую статью «Мильон терзаний» после просмотра спектакля, где Монахов играл Чацкого (1871).
- Мочалов, Павел Степанович (1800—1848) — первый исполнитель роли на московской сцене (Малый театр)
- Мякишев, Константин Михайлович (род. 1910)
- Никольский, Михаил Михайлович (род. 1907)
- Нильский, Александр Александрович (Нилус) (1840—1899)
- Орлов-Чужбинин, Яков Васильевич (1876—1940)
- Остужев, Александр Алексеевич (1874—1953) — Малый театр
- Подгородинский, Глеб Валерьевич (род. 1972) — Малый театр
- Прудкин, Марк Исаакович (1898—1994) — МХАТ (1925, 1939)
- Рощин-Инсаров, Николай Петрович (1861—1899) — театр Корша
- Садовский Пров Михайлович (1874—1947) — Малый театр (1902)
- Сальников, Георгий Иванович (1909—1983)
- Самарин, Иван Васильевич (1817—1885) — Малый театр
- Самойлов, Евгений Валерьянович (род. 1912) — Театр им. Мейерхольда (Москва)
- Светловидов, Николай Афанасьевич (род. 1889)
- Скуратов, Павел Леонидович (род. 1861)
- Соколовский, Владислав Александрович (1898—1964)
- Соломин Виталий Мефодьевич (1941—2002) — Малый театр
- Старов, Яков Павлович (род. 1894)
- Степанов, Александр Иванович (род.
1903)
- Тинский, Яков Сергеевич (1862—1922)
- Тутанов, Александр Александрович (1871—1960)
- Халматов, Владимир Константинович (род. 1912)
- Хохлов, Александр Евгеньевич (1892—1966)
- Царёв, Михаил Иванович (1903-1987) — Малый Театр
- Чарский, Владимир Васильевич (1834—1910)
- Шебуев, Георгий Александрович (род. 1891)
- Шумский, Сергей Васильевич — Малый театр, в 1864 (1820—1878)
- Юровский, Юрий Ильич (1894—1959)
- Юрьев, Юрий Михайлович (1872—1948) — Александринский театр (1899)
- Янцат, Валентин Иванович (род. 1905)
- Джанполадян, Левон Айкович (род. 1983) — Студенческий театр Российско-Армянского университета (2004)
- Аёшин, Евгений Александрович (род 1973) — Государственный драматический театр им. Н. А. Бестужева (2008)
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Чацкий — новый тип человека, действующий в истории русского общества. Главная его идея — гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него — рабство во всех его проявлениях, самое желанное — свобода. Все окружающее нуждается, по его мнению, в тотальной переделке. И столкновение Чацкого с фамусовским миром — не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий характер. Свобода во всем должна прийти на смену упорядоченности прежней жизни. Чацкий, желая воплотить свои идеи, делает несколько практических шагов, результатом которых оказывается его «связь г министрами», о которой упоминает Молчалин. Ведь это не что иное как участие героя в конкретных формах власти, которые не состоялись. Чацкий умеряет свой реформаторский пыл и уезжает за границу не только в поисках ума, но и от бессилия что-либо сделать в сложившейся ситуации. Его больше ничто не связывает с родными пенатами, вероятно, он и не приехал бы вовсе, если бы не Софья. Отъезд ведь тоже форма протеста, пусть и пассивная. Чацкий вряд ли еще когда-нибудь появится в России. Он только укрепился в выборе, который совершил давно: жить подобной жизнью — невозможно.
И вот та родина… нет, в нынешний приезд Я вижу, что она мне скоро надоест. Он в глазах общества, которое живет по старинке и очень этим довольно, — опасный человек, «карбонарий», нарушающий гармонию их существования. Для зрителя он — революционер, перепутавший светскую гостиную и гражданский диспут. Для русской критической мысли, которая всегда представляла литературное произведение как иллюстрацию к истории освободительного движения — это общественно значимая личность, лишенная поля деятельности. Грибоедов первым в русской литературе XIX века показал «лишнего человека» (термин А. И. Герцена), механизм его появления в обществе. Чацкий — первый в этом ряду. За ним — Онегин, Печорин, Рудин, Базаров. Можно представить себе дальнейшую судьбу такого героя в обществе. Наиболее вероятны для него два пути: революционный и обывательский. Вспомним, что действие пьесы происходит примерно в двадцатые годы прошлого века, когда в России сформировалось общественное движение, получившее впоследствии название декабризма. Это было общество с определенной программой, которая должна была решить главный вопрос дня — освобождение крестьян от крепостной зависимости и ограничение самодержавной власти. В сознании декабристов это был вопрос, требующий безотлагательного решения — без искоренения рабства во всех его проявлениях невозможно было движение вперед. Но декабристов постигла неудача, и за их выступлением последовало лишь усиление авторитарной власти Николая I и длительный период духовного застоя. Чацкий мог быть среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскую площадь, и тогда его жизнь была предрешена на 30 лет вперед: принявшие участие в заговоре вернулись из ссылки только после смерти Николая I в 1856 году. Но могло быть и другое — неодолимое отвращение к «мерзостям» русской жизни сделало бы его вечным скитальцем на чужой земле, человеком без Отечества. И тогда — тоска, отчаянье, желчность и самое страшное для этого героя — борца и энтузиаста, — вынужденная праздность и бездеятельность. Грибоедов ничего не говорит о дальнейшей судьбе Чацкого. Но какой бы путь не выбрал герой, этот путь не умалит его значения для нас. Ведь, читая произведения русской литературы и анализируя их, мы начинаем лучше понимать себя… |