Каждый человек руководствуется не только тем, что говорит ему разум, но и тем, что подсказывает сердце. Некоторые больше верят чувствам, другие — рассудку. Ярким примером второго типа людей является (этот официально-деловой глагол в сочинении лучше не употреблять) герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Васильевич Базаров.
Базаров — представитель демократической части русского общества 60-х годов 19 века. В это время в России обостряются противоречия между революционно настроенными демократами и дворянами. Задача И. С. Тургенева — наиболее правдиво и естественно воссоздать образы тех и других. романа, безусловно, конфликт двух поколений. Характерные черты нового поколения воплощены в образе Базарова. Взгляды героя уже сложились, и он действует в соответствии со своими принципами, играющими главную роль в его жизни. Базаров — нигилист, то есть человек, который «не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Действительно, герой всегда верен себе и имеет собственную точку зрения по каждому вопросу, в том числе и по вопросу любви (неудачное сочетание, лучше написать — «в том числе и о любви»).
Это чувство обычно мало контролируется разумом, все же Базаров твердо уверен, что любовь можно рассматривать только с точки зрения простой физиологии: не бывает «таинственных отношений между мужчиной и женщиной», не существует «загадочных взглядов» исходя из анатомии человеческого глаза (грамматическая ошибка: взгляд не может существовать исходя из чего-либо).
Он не верит в любовь, отрицает ее, считает «романтизмом, чепухой, гилью и художеством». Герой полагает, что к женщине надо относиться просто: если можешь добиться толку — не отступай, если нет, то оставь все как есть. В то же время Базаров — «охотник до женщин», что подтверждается его отношениями с Фенечкой. Это просто легкий флирт, ничего не значащее увлечение, мимолетная любовная интрига. К подобным развлечениям герой готов всегда, они его веселят, но никогда не затрагивают душу. Это вполне устраивает Евгения Васильевича.
А впрочем, к женщинам Базаров относится весьма цинично (фактическая ошибка, связанная, по-видимому, с неточным пониманием значения слова «циничный»), что иногда даже задевает или озадачивает окружающих, но героя это не очень беспокоит. Почему же Базаров так пренебрежителен, категоричен и всегда смотрит на женщин сверху вниз? Возможно, он имел дело с совершенно неразвитыми, далеко не изящными женщинами (речевая ошибка: изящество женщины относится к ее внешнему виду и никак не связано с ее развитием), а следовательно, неспособными сильно заинтересовать его.
Сумел ли базаров раскрыть недоступную тайну любви
... человек друг к другу, и что никакая логика не может быть властной над этим сильнейшим чувством. Вопрос: Напишите краткое сочинение плиз!!Сумел ли базаров раскрыть недоступную тайну любви? Ответы: Базаров ... на своей работе, поэтому стал допускать ошибки, не видел всей картины. То же ... Евгения Базарова, он ломается о решающее испытание любовью. Герой отважно отстаивал свои нигилистические взгляды, но ...
Какому же испытанию подвергает героя судьба? На пути свободомыслящего нигилиста появляется женщина с гибким умом и твердым характером. Анна Сергеевна Одинцова получила немало уроков от жизни, познала тяжесть людской молвы и все же сумела достойно выйти из поединка с обществом и вести спокойное существование, вполне удовлетворявшее ее.
На мой взгляд, с самого начала эти люди были несовместимы. Две такие сильные, неординарные личности всегда старались бы взять верх друг над другом. И все же в первое время чувства побороли разум.
Базаров изменился. Он начинал нервничать в присутствии Анны Сергеевны: «Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам». Герой стал меньше разговаривать с Аркадием, и вообще его начало посещать ощущение «новизны», причиной которого было чувство, мучившее и бесившее героя. Однако он никак не хотел признать, что влюблен. Да и мог ли, учитывая свои принципы?
И все же вначале сердце говорило громче теории. Проповедуя принцип отворачиваться от женщины, если становится очевидным, что не добьешься с ней «толку», Базаров не смог отвернуться от Одинцовой. Не признавая ничего романтического, Евгений открывал романтика в самом себе и ловил себя на «постыдных» мыслях. Нигилистическая теория оказалась низвергнутой, она медленно начинала давать трещинуи в итоге разлетелась на куски, которые невозможно было собрать (стилистическая ошибка: ложная красивость, связанная с неудачной, немотивированной метафорой).
Еще недавно Базаров усмехался над (грамматическая ошибка: можно насмехаться над кем-либо) Павлом Петровичем, посвятившим всю жизнь трагической и безответной любви, и вот неровен час (речевая ошибка: словосочетание обозначает «а вдруг», «мало ли что может случиться» и по смыслу в данном контексте не подходит) все эмоции и чувства (речевая ошибка: эмоции и чувства — одно и то же) героя, так долго разрывавшие его, выплескиваются наружу: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
К чему же привело крушение принципов? К счастью? К изменению мировоззрения? Нет! Ведь Одинцова не любила по-настоящему Базарова. Да, она о нем думала, его появление тотчас оживляло ее, она охотно разговаривала с ним. Более того, Анна Сергеевна не хотела, чтобы он уезжал, в какой-то мере скучала по нему. И все же это была не любовь.
Видя состояние Базарова после его признания в любви, ей стало «и страшно, и жалко его» (грамматическая ошибка: деепричастный оборот должен относиться к тому же действующему лицу, что и сказуемое, а действующего лица в данном безличном предложении быть не может).
Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. Можно ...
... Евгений Базаров, ярый нигилист. Это довольно противоречивый, но интересный персонаж, отрицающий все духовное, что нельзя «потрогать руками». Что делает Базарова героем своего времени в романе Тургенева, и ... зрелость ума Евгения, глубину его суждений и открытую ненависть к рабству и барству. Заканчивая сочинение, хочется отметить, что смерть героя подчеркивает трагизм его жизни. Евгений осознает ...
И наконец, в самом конце романа героиня признается сама себе, что не то бы она почувствовала, увидев больного Евгения Васильевича, если бы действительно любила его. А ведь смерть Базарова тоже, может быть, связана с несостоявшейся любовью.
Мне искренне жаль Базарова, но, с другой стороны, я уважаю Одинцову за ее искренность и силу характера, потому что верю, что если она и способна была любить, то только такого сильного и , как Базаров. Но, вероятно, это не сделало бы ее счастливой. Поняв это вовремя, она избавила себя от лишних страданий. (Автор отклоняется от темы.) А вот Базаров не смог осознать это (непонятно — что?), не смог увидеть, что из-за своего чувства, которое было намного серьезней и глубже чувства Одинцовой, он рано или поздно стал бы зависимым от женщины и должен бы был отказаться от всего, во что верит. А вот этого, наверное, он бы не мог выдержать.
Таким образом, теория Базарова опровергнута. Любовь существует, она может заставить человека страдать, ей можно посвятить жизнь. Наверное, Базаров слишком долго жил, не отступая ни на шаг от своих принципов, и однажды он должен был в каких-то из них разочароваться. Но разочарование было слишком жестоким.
Разочарование в любви — часто встречающийся в русской мотив. Его испытывали Чацкий и Онегин, Печорин и Андрей Болконский. Но никому из них не приходилось при этом бороться не только с обстоятельствами, но и с самим собой, и в этой борьбе тем яснее выступает сила личности героя Тургенева.
В основном тема сочинения раскрыта. Следовало бы подробнее написать о взаимоотношениях героев. Речевые ошибки и недочеты содержания немногочисленны. Оценка — «хорошо» .
В произведении И.С. Тургенева поднимается одна из важнейших проблем соврменности: разум и чувство. Что важнее: человек, руководствующийся умом или личность, живущая чувствами? На примере Базарова Тургенев нам показывает расцвет разума. Базаров признает все то, что можно потрогать или научно доказать. Он теоретик, для него главное — опыт и научное знание. Он так и говорит: quot;Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэтаquot;. И красоту природы он не замечает. Для него она только объект для опытов. Чувства, любовь, романтику Базаров тоже отвергает. Отвергает, пока сам не понял, что это такое.
После встречи с Одинцовой, Базаров меняется. Это уже не тот холодный скептик, которым мы видели его вначале романа. Это влюбленный человек, познающий, что кроме разума, есть и что-то нечто, не поддающееся объяснению. И это любовь. Ее сложно описать словами. Но когда она приходит, все разумные доводы кажутся смешными. В конце романа Базаров, получив смертельное ранение, понимает, что жизнь его уходит. Он начинает говорить поэтическим языком: quot;Дуньте на умирающую лампаду и она погаснетquot;. Чувства одерживают вверх.
Мне кажется, Тургенев хотел показать нам то, что человек, не способный на чувства, или руководствующийся только разумом, весьма уязвим.
На примере Базарова Тургенев показал нам конфликт разума и чувства. С одной стороны, Базаров отвергал поэзию, красаоту, любовь, а с другой стороны, он не устоял перед настоящей любовью.
Борьба чувств и разума в произведении горе от ума. Своеобразие ...
... написания "Горя от ума", то можно предположить, что Грибоедов использует столкновения разума, общественного долга и чувства. Но, безусловно, конфликт ... изменить жизнь в лучшую сторону. Комедия Грибоедова "Горе от ума", беспорно, великого драматурга. Она была написана накануне ... практически не допуская пауз между объяснениями в любви и обличающими барскую Москву монологами. Грибоедов писал: "Карикатур ...
Разум и Чувство в произведении Отцы и дети можно рассмотреть на примере главного героя Базарова.
В начале произведения мы видим то, как уверен Базаров в том, что нужно жить разумом, все взвешивать и раскладывать на полочки.
Но к приходит Чувство и все меняется, он не может разумом понять это перевоплощение и теряет свои догмы.
Действительно вроде бы Разумом жить легче, правильнее что ли.
Но реально скучно и совсем жизнь становится не ценна, так как разум просчитывает всю нашу жизнь наперед. Скука.
А вот когда появляются эмоции, чувства, тогда понимаешь как хороша жизнь, как она ценна и как хочется жить дальше.
Чувство с разумом постоянно конфликтуют между собой. Иногда проявляются такие моменты, когда чувственность берт верх над разумностью. В этом случае разум нашптывает одно, а чувства совсем другое. Такую конфликтную ситуацию хорошо описал И. С. Тургенев в произведении quot;Отцы и детиquot;. этого произведения Евгений Базаров был нигилистом и отрицал музыку, поэзию, любовь. Но после встречи с Анной Сергеевной Одинцовой, у него вдруг появились чувства, которые и вступили в конфликт с разумом нигилиста. Неожиданно для себя он понял, что есть на свете и любовь, и поэзия, и музыка, и красота. Для него это открытие оказалось мучительным испытанием. Разум говорил одно, а чувства совсем другое. Он мечется, у него вс валится из рук и жизнь кажется ему невыносимой. А вс это произошло из-за того, что его разум оказался в разладе с чувствами и нарушилась гармония, необходимая для счастья.
Самый яркий аргумент в сочинение quot;Разум и чувстваquot; по роману quot;Отцы и детиquot; — это скрытая любовь Базарова, который отрицал все на свете (разумом), к Одинцовой. Базаров — это человек, который всю жизнь жил по велению собственного разума, который называл quot;белибердойquot; подчинение чувствам, но когда случился конфликт между его собственными чувствами и умом, победителем явно оказалась первая, эмоциональная сторона.
Так что как бы человек своим умом не делал вывод, что чувства — это слабость, рано или поздно эта слабость может пересилить даже самого волевого, мыслящего человека, коим себя считал Базаров.
Конечно, написанного не хватит на сочинение, но аргументацию вы поняли. Успехов!
При написании сочинения по произведению Ивана Сергеевича Тургенева quot;Отцы и детиquot; тема quot;Разум и Чувствоquot; стоит внимательно обдумать произведение и понять противостояние данных движущих сил.
Их можно назвать движущими силами человека. Эти силы могут работать сообща, а так же противостоять друг другу.
В романе Тургенева quot;Отцы и детиquot; главным героем является Евгений Васильевич Базаров, который по своей натуре отрицает и опровергает все, в том числе и любовь. Для него любовь — это quot;белиберда, непростительная дурьquot;.
Но все его взгляды меняются при вмтречи с Анной Одинцовой. Его разум пытается одержать верх над чувствами. Ему сложно принять чувства, так как раньше им руководил разум и холодный рассудок.
Но в резкльтате чувства и побеждают разум, одерживая верх.
Это наглядный яркий пример того, что нами и нашей жизнью руководствуются две силы, магикана. Чаще всего глубокие и искренние чувства являются сильнее разума.
Базаров и Одинцова: испытание любовью
... Чувство оказалось сильнее убеждений. Поэтому автор «хоронит» героя, показывая читателю, что мир без любви права на жизнь не имеет! На этой странице искали : базаров до встречи с одинцовой испытания любовью базарова и одинцовой ... долго борется с этим чувством, и, наконец, признается в нем. И себе, и Одинцовой. А она… Хоть и отвечает Базарову взаимностью, любовь его отвергает. Спокойная, размеренная ...
Тот, кто с удовольствием посещал уроки литературы во время обучения в школе, обязательно помнит произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети» и его главного героя, Евгения Базарова. Наверняка большинство читателей на вопрос, кто он такой, ответят, что этот персонаж — нигилист. Однако чтобы вспомнить, каково было большинству из нас понадобится некоторое время, чтобы извлечь из памяти то, что было прочитано. Кто-то познакомился с этим произведением пять лет назад, а кто-то — двадцать пять. Что ж, попробуем вспомнить вместе, что говорит Базаров о любви.
Любовь и нигилизм
Анна Сергеевна Одинцова
Все представления Евгения о любви меняются после того, как он знакомится с Чувство к этой женщине врывается в его сердце и берет верх над разумом. Оно противоречит всем его Отношение к любви Базарова идет вразрез с его представлениями о том, как должно быть.
Анна Сергеевна привлекает внимание Евгения на бале, он любуется красотой и статью этой прекрасной женщины, но спрашивает о ней с напускной небрежностью.
Отношения Базарова и Одинцовой
Анна Сергеевна тоже слегка заинтересовалась Евгением. Она приглашает его погостить в Никольское, свое имение. Базаров принимает это приглашение, эта женщина интересует его. В Никольском они проводят много времени, гуляя по окрестностям. Они много беседуют друг с другом, спорят. Евгений Базаров в глазах Одинцовой — очень интересный собеседник, она видит в нем умного человека.
А что же наш герой? Надо сказать, что после поездки в Никольское любовь в жизни Базарова перестает быть лишь тем, что не поднимается выше уровня физиологии. Он по-настоящему полюбил Одинцову.
Трагедия нигилиста
Итак, в душе Базарова произошла перемена, которая опровергает все его теории. Его чувство к Анне Сергеевне глубокое, сильное. Первоначально он пытается отмахнуться от этого. Однако Одинцова вызывает его на откровенный разговор во время прогулки по саду и получает признание в любви.
Базаров не верит в то, что чувство Анны Сергеевны к нему взаимно. Тем не менее любовь в жизни Базарова поселяет в его сердце надежду на ее расположение к нему. Все его мысли, все стремления теперь связаны с одной-единственной женщиной. Базаров хочет быть только с ней. Анна Сергеевна предпочитает не давать ему надежду на взаимность, выбрав душевное спокойствие.
Отвергнутый Базаров тяжело переживает. Он отправляется домой, пытаясь забыться в работе. Становится понятно, что прежнее отношение к любви Базарова навсегда осталось в прошлом.
Последняя встреча
Главному герою было суждено встретиться со своей любимой еще раз. Будучи смертельно больным, Евгений отправляет посыльного за Анной Сергеевной. Одинцова приезжает к нему с доктором, но она не бросается к нему в объятия. Она просто испугалась за Базарова. Евгений умирает на ее руках. К концу жизни он остается абсолютно одиноким. Базаров отвергнут всеми, только пожилые родители продолжают беззаветно любить своего сына.
Роль родительского наставления в жизни человека (2)
... жизни человека, что писать в итоговом сочинении? Именно в семье человек получает старт в успешную жизнь ... старшим. Большую роль сыграло родительское наставление и в жизни героя повести А. С. ... жизни человека. Семья в жизни человека играет настолько огромную роль, что переоценить ее влияние вряд ли возможно. Человек, ... ней культивируются взаимные любовь и уважение, в почёте — люди старшего поколения, ...
Итак, мы видим, насколько сильно поменялось отношение к любви Базарова, когда он встретил свой женский идеал в лице Анны Сергеевны. Трагедия этого героя оказалась очень похожа на любовные разочарования, которые испытывал, вероятно, каждый. Мы встречаем человека, которого считаем идеальным, но он оказывается недосягаем по каким-то причинам. Мы страдаем от недостатка внимания, не замечая, что близкие люди готовы отдать очень многое ради нас. К концу жизни Базаров наконец начинает понимать силу родительской любви: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать». Однако такое важное понимание приходит к нему слишком поздно.
Существуют вопросы, волнующие человечество на протяжении многих столетий: что важнее – разум или чувства? Кажется, ответ лежит на поверхности. Ведь главное отличие человека от животных в том, что он наделён разумом, может расставлять приоритеты и рационально мыслить. А что же такое разум? Я думаю, что разум — это способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания. И в то же время человек наделен чувствами, которые намного глубже, серьёзнее, сложнее, чем у других живых существ. А что же такое чувства, и какие из них свойственны только человеку? На мой взгляд, чувства (эмоции) – это способность переживать что-либо, откликаться на жизненные впечатления, сочувствовать чему-либо. А человеку свойственны еще и муки совести, сострадание, милосердие, зависть, ненависть. Только он может испытывать восторг, истинное наслаждение, любуясь закатом солнца или утренним нежно-голубым небом, произведением искусства, плакать, слушая музыку.
Так что же из них важнее: разум или чувство? Может быть, они одинаково необходимы человеку? Это вопрос, скорее, философский, поэтому к нему неоднократно обращались писатели-классики. Не остался в стороне от этой проблемы известный русский писатель И.С. Тургенев. В своём романе «Отцы и дети» он показывает главного героя, Евгения Базарова, который оказался перед выбором между разумом и чувством.
Евгений Базаров по своим убеждениям – нигилист: он отрицает всё, кроме науки, не верит в вещи, которые нельзя объяснить с научной точки зрения. Поэтому он не понимает, как, по его мнению, взрослый человек, отец семейства, Николай Петрович Кирсанов, читает стихи, восторгается природой. Когда герой борется со своими чувствами, он не унижается до жалости, поэтому вызывает у меня сочувствие и уважение. Особенно меня потрясли две сцены в романе: сцена объяснения с Одинцовой и сцена прощания с ней. Здесь перед нами не холодный, расчётливый человек, а романтик, человек, тонко чувствующий, умеющий по-настоящему любить, прощать, заботливый сын, жаль только, что понял он всё это так поздно. Таким образом, получается, что человек, который в своей жизни руководствуется в основном разумом и мало доверяет своему сердцу бывает несчастлив. А если слушать только своё сердце, можно ли избежать ошибок в жизни?
Ответ на этот вопрос можно найти, прочитав роман Л.Н. Толстова «Война и мир». Для меня весьма интересным оказался образ главной героини романа Наташи Ростовой. Впервые мы видим ее доверчивой, по-детски непосредственной, влюбленной во всех. В романе хорошо показано становление личности главной героини и ее превращение из маленькой наивной девочки в молодую влюбленную девушку. Ей не свойственны бесконечные поиски смысла жизни, как, например, Пьеру Безухову или Андрею Болконскому. Главное для Наташи Ростовой – это переполняющие ее чувства. Но можно ли жить, руководствуясь только чувствами, слушая сердце, не принимая во внимание разум? Мне кажется, тоже нет. Для главной героини любовь – единственный смысл жизни, и эта любовь её чуть не погубила. В стремлении к любви она не выдерживает разлуки с Андреем Болконским и трудностей, возникших с его семьей; встречает и увлекается Анатолем Курагиным, предавая свои чувства к князю Андрею. Эта истории не принесла главной героини ничего, кроме раскаяния и глубоких страданий. Получается, что можно наделать немало ошибок, руководствуясь лишь чувствами, не думая о последствиях своих поступков. А где же «золотая середина» и есть ли она вообще? Я думаю, что есть люди, которые умеют подчинять свои чувства разуму.
Стареющая личность и образ жизни
... важности образа жизни для процессов старения. 5. Проведение анкетирования в целях выявления предпочтений современного пожилого человека в пассивном или активном образе жизни. Настоящая работа посвящена процессу старения, старости и влиянию на нее образа жизни. В ...
Навсегда осталась в моей памяти героиня романа А.С. Пушкина «» Маша Миронова, которая живёт, руководствуясь разумом и чувством. Несмотря на то, что главная героиня любит Петра Гринёва, она не соглашается стать его женой без благословения родителей, так как понимает, что они не будут счастливы, если пойдут против воли родителей жениха. Лишь познакомившись с семьёй Гринёва, пройдя через серьёзные испытания, доказав на деле свою любовь к Петру, Маша Миронова заслуживает уважение его родителей, и к ней приходит долгожданное счастье.
Так чем же должен руководствоваться человек, совершая тот или иной поступок? Разумом? Или чувством? На примере судеб героев, можно сделать вывод, что разум и чувство должны быть в гармоничном единстве. Но это в идеале. А в жизни чаще всего приходится выбирать что-то одно, и от того, что же выбрал человек, зависит его дальнейшая судьба.
Образ Базарова занимает центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети”. Только в двух главах из двадцати восьми этот человек не является основным . Все прочие персонажи, описанные автором, группируются вокруг Базарова, помогают отчетливей увидеть определённые черты его характера, а также раскрывают себя. Базаров кардинально отличается от людей, окружающих его: он умён, обладает огромной душевной силой, однако среди представителей уездной аристократии испытывает одиночество. Это — разночинец, придерживающийся демократических взглядов, выступающий против крепостного строя, материалист, который прошёл непростую школу лишений и труда. Образ Базарова привлекает к себе внимание своей независимостью и умением мыслить самостоятельно, свободно.
Столкновение свободного сознания и старых порядков
Сюжет романа Тургенева основывается на столкновении Базарова с аристократическим миром того времени. Автор раскрывает характер и жизненную позицию героя в его конфликте с “барчуками проклятыми”. В произведении писатель активно использует контрасты: Базаров противопоставляется Павлу Петровичу. Один из них — убеждённый демократ, а другой — типичный представитель аристократического сословия. Базаров — последователен, целеустремлён, обладает В свою очередь, Павел Петрович — мягкотелый, пребывает в состоянии некой “раздвоенности”. Его убеждения — случайны, у него нет представления о своей цели.
Как уже было сказано, образ Базарова наиболее полно раскрывается в спорах героя с другими персонажами. Беседуя с Павлом Петровичем, он демонстрирует нам зрелость ума, умение зрить в корень, презрение и ненависть к барско-рабскому порядку. Взаимоотношения Базарова и Аркадия раскрывают личность первого с новой стороны: он выступает воспитателем, учителем и другом, проявляет умение привлекать молодёжь на свою сторону, непримиримость и честность в дружбе. А его отношения с Одинцовой показывают, что, помимо всего прочего, Базаров способен на глубокую настоящую любовь. Это — цельная натура, имеющая силу воли и обладающая
Евгений Базаров: образ главного героя, отношение Базарова к окружающим
... герои. В первых главах романа Базаров и Аркадий кажутся не просто друзьями, но и единомышленниками. Аркадий называет себя учеником Базарова в нигилизме. Оба молодых человека ... Кирсанову. Этот молодой человек, приехавший из города в деревню, тоже снисходительно смотрит на отца. Но это, скорее, напускное. Он старается не показать своей любви к отцу перед Базаровым, ... образа главного героя, фраппирующего ...
Происхождение Базарова
Евгений Базаров, образ которого сегодня является темой нашего обсуждения, — выходец из простой семьи. Дед его был крестьянином, а отец — уездным доктором. О том, что его дед пахал землю, Базаров говорит с нескрываемой гордостью. Он гордится тем, что обучался за “медные деньги”, и тем, что всего, что имеет, добился своими силами. Труд для этого человека является настоящей нравственной потребностью. Даже отдыхая в деревне, он не способен сидеть, сложа руки. С людьми Базаров общается просто, руководствуясь искренней заинтересованностью. И это в очередной раз подтверждается тем, что после того, как он навещает Аркадия, дворовые мальчишки “бегали за дохтуром, точно собачонки”, а во время болезни Моти он с удовольствием помогает Фене. Базаров держится просто и уверенно в любой компании, он не стремится произвести на окружающих впечатление и при любых обстоятельствах остаётся самим собой.
Отрицание как основа мировоззрения героя
Образ Базарова — это образ сторонника “беспощадного и полного отрицания”. Что же отрицает этот сильный и неординарный человек? Он сам же даёт ответ на этот вопрос: “Всё”. Базаров отрицает буквально все аспекты общественно-политического устройства России тех лет.
Главный герой романа не поддаётся чужому воздействию, но умеет склонять на свою сторону других людей. Очевидным является его сильное влияние на Аркадия, а в спорах с Николаем Петровичем он настолько убедителен, что заставляет того усомниться в своих взглядах. Не сумела устоять перед обаянием личности Базарова и аристократка Одинцова. Однако справедливости ради следует отметить, что далеко не все суждения героя истинны. Ведь Базаров отрицал и красоту окружающей его живой природы, и искусство, и безграничную сферу человеческих эмоций и переживаний. Впрочем, по всей видимости, любовь к Одинцовой заставила его переосмыслить эти взгляды и подняться ещё на ступеньку выше.
Заключение
Человека, идущего на шаг впереди своего времени, изображает в своём творении Тургенев. Образ Базарова чужд тому миру и той эпохе, в которой он живёт. Однако одновременно с неисчерпаемой душевной силой персонажа автор показывает нам и “обратную сторону медали” — его идейное, политическое и даже психологическое одиночество в чуждой ему среде дворян. Демонстрируя готовность Базарова менять к лучшему, “расчищать” его для тех, кто будет строить новое государство с новыми порядками, Тургенев, тем не менее, не даёт своему герою возможности действовать. Ведь, по его мнению, Россия не нуждается в столь разрушительных поступках.