Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с аллегорическим изображением персонажей. Автор их писал на завершающем этапе своего творчества и с высоты прожитых лет мог высказать все, что накопилось с опытом. Поэтому его сказки вряд ли можно причислить к детским, а только к поучительным.
В них он затрагивал те социально-политические и нравственные проблемы, которые волновали народ в конце 19-го века, хотя мораль этих сказок не потеряла своей актуальности и сегодня.
В произведении “Дикий помещик”
мы видим, как самоуверенный и не очень умный Князь прогоняет своих крестьян, чтобы ему дышалось легче и спокойнее. Бог внял его молитвам, хотя знал, что помещик этот довольно глуп, но крестьян, которых тот стал намеренно во всем ущемлять, Богу было жалко, вот он и отпустил их на волю. Помещик, конечно же, не смог долго жить сам. На рынке пропали хлеб, молоко и мясо, сады поросли травой, дом стал заброшенным, а сам князь стал потихоньку в зверя превращаться.
Он не мылся, не расчесывался, не менял одежду, питался одними пряниками да леденцами, порос шерстью и, в конце концов, стал ходить на четвереньках.
На мой
взгляд, в этой сказке много поучительного. Во-первых, господа не могли обойтись без своих крестьян. У каждого дворового человека были свои обязанности, с которыми только он знал, как справляться, а помещик, который все время только возлежал да гранпасьянс раскладывал, был неприспособлен к самостоятельной жизни. Во-вторых, человек, прекращая общение с другими людьми, постепенно становится диким.
Лишившись своего народа, помещик остался жить в окружении одного только леса и диких зверей, поэтому со временем он стал и сам походить на лесного обитателя, даже завел дружбу с медведем и вместе с ним ходил охотиться на зайца.
Автор любил использовать такие элементы абсурда, чтобы его сказки легче читались и вызывали улыбку. Своей сатирой он положил начало новому литературному жанру в русской литературе – аллегоричным сказкам. Его сравнения могут звучать порой нелепо, но если вдуматься, то в них можно заметить своеобразный сарказм и колорит. Салтыков-Щедрин написал более тридцати подобных сказок.
Фантастическое и реальное в сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
... глупый помещик, думающий, что будет лучше жить без крестьян, глупее медведя. Несмотря на фантастические элементы, которые определяют сюжет всего произведения, в сказке можно ... бедственное положение крестьян, которые обязаны и круглосуточно трудиться, и платить в государственную казну. Писатель демонстрирует традиционные отношения между крестьянами и помещиками, между крестьянами и государством того ...
Все они были наполнены художественным смыслом и содержали глубинную мудрость. И сегодня, когда мы их читаем, то невольно улыбаемся комичности ситуации.
1
votes, average:
5.00
out of 5)