Проблемы и идеи романа “Мастер и Маргарита”

“Мастер и Маргарита” – произведение фантастического реа­лизма, ведущего традицию от Гете, Гофмана, Гоголя, Вельтмана. Реалистическое изображение действительности сочетается с фантасмагорией, дьяволиадой; сатира переплетается с глубоким психологизмом и лирической эмоциональной тональностью.

В романе события разворачиваются в трех философско-временных планах: реальное настоящее – это сатирическое изображение нравов и обычаев Москвы 1920-1930-х гг. и драматическая повесть о любви и творчестве, о Мастере и Маргарите; фантастический

план – похождение Воланда и его свиты в современной Москве; финал романа, в котором свита Воланда уносится в небо и в бес­конечность, превращаясь в рыцарей, в бесконечность уходят и Мастер и Маргарита; исторический план представлен библейски­ми историями: с одной стороны, это книга, которую пишет Мас­тер, с другой – своей дьявольской волей в глубь исторического библейского времени переносит Воланд.

Сатирический” аспект романа связан с изображением совре­менной писателю Москвы и ее обитателей. Булгаков показывает многие типичные черты московских обывателей. В сцене в варь­ете выставлены напоказ

бездуховность, пошлость, стяжательст­во, жадность москвичей.

Возникают фантасмагорический образ поющего хором учреждения как сатирический символ еди­нообразия мыслей и чувств “граждан” страны; гротескный об­раз костюма, подписывающего бумаги без его владельца Прохо­ра Петровича. Сатирическим светом освещена деятельность МАССОЛИТа с его кассами, дачами, путевками, с его “самым лучшим в Москве” рестораном, где буфетчик продает осетрину “второй свежести”, с обязательным членским билетом, “коричне­вым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой”, без которого писатель – не писатель вовсе, будь это даже Досто­евский.

Сатира в романе возникает везде, где оказывается Воланд и его свита. Это они жестоки по отношению к злу, они вскрывают его, высмеивают, глумятся над ним. Фантастическое и сатири­ческое, сплетаясь, создают абсурдную, фантасмагорическую картину Москвы 1930-х годов.

Философский пласт “Мастера и Маргариты” включает не­сколько проблем. Одна из основных – проблема творчества и судьбы писателя.

8 стр., 3814 слов

САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ И РОЛЬ ИХ В РОМАНЕ БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

... Булгакова «Мастер и Маргарита»» Сатирический и фантастический пласты романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Цели: рассмотреть авторские примы раскрытия сатирического и фантастического пластов своего романа; определить значение образа Воланда ... сатиру ... сатирические и фантастические пласты повествования в произведении. 2. Индивидуальное сообщение. «Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» ...

В Мастере Булгаков воплотил свое отношение к творчеству, свои мысли о творчестве. Мастер – весь во власти воображения, он не от мира сего. Он подвижник: “летят за окнами квартирки дни и недели, сменяют друг друга времена года – а Мастер не поднимает головы над рукописью”. Роман не сулит ему успеха и признания.

Ему суждено лишь пережить кратчайшую минуту тор­жества: “О, как я угадал! О, как я все угадал!” – восторжествует он, услышав рассказ Бездомного о Понтии Пилате. Судьбой Мас­тера раскрывается философская сущность творчества – презре­ние к жалкой суете, тщеславию, гордость, непрерывность ду­ховной связи настоящего и прошлого, бескорыстность.

Булгаков не случайно называет своего героя Мастером, а не писателем. Мастер даже оскорблен, когда Иван Бездомный вос­клицает: “О, да вы писатель!” – Мастер “потемнел лицом, по­грозил Ивану кулаком, потом сказал: “Я – мастер”. Мастер – это больше, чем писатель.

Здесь несколько оттенков смысла: уважение к совершенному владению мастерством, посвящен­ность, служение высшей духовной задаче в отличие от соци­ального заказа ремесленников-писателей 20-30-х годов. Пред­полагают, что здесь и намек на близость к ордену масонов, на что указывает и шапочка Мастера с буквой “М”.

В трудных условиях Мастера поддерживает любовь. Силой любви пытается излечить Маргарита страх, что трудно сделать, так как это не индивидуальное психическое заболевание, а бо­лезнь времени – действие происходит в 30-е годы – годы страш­ных репрессий.

Вторая проблема – воздаяние за добро и зло. Поскольку в реальной жизни ждать справедливости не приходится, то Булга­ков в качестве орудия воздаяния выдвигает Воланда. Воланд – та сила, что “вечно хочет зла, но творит добро”. Воланд у Булгако­ва не противопоставлен Иешуа.

Он объективно творит добро, наказывая доносчиков, соглядатаев, мошенников. Воланд вос­станавливает справедливость, возвращая Мастеру сгоревшую рукопись, давая ему покой как награду за творчество.

Философский аспект романа связан и с библейскими глава­ми – изображением поединка Иешуа и Понтия Пилата, кото­рые являются антагонистами. Иешуа – внутренне свободный человек, хотя внешне слаб, тщедушен. Понтий Пилат лично храбр, он прекрасный полководец, но перед властью он испытывает страх.

Он духовно несвободен, и это определяет его по­ступок.

История Иешуа и Пилата представлена Булгаковым как дра­ма идей. По-человечески Пилат симпатизирует Иешуа, он даже готов его помиловать. Но это только до тех пор, пока речь не заходит о власти кесаря.

Когда Иешуа заявляет, что настанет время, когда не будет власти кесарей, его участь решена. Страх перед кесарем оказывается больше самого Пилата. Он кричит, чтобы заглушить этот страх: “Я твоих мыслей не разделяю! Ни­когда не наступит царство истины!” Пилат кричит, чтобы заглу­шить и собственные сомнения.

Образ Пилата трагичен, так как в нем потенциальные возможности оказываются перекрытыми раб­ским малодушием.

Иешуа выступает как воплощение чистой идеи веры и добра. Идея добра оказывается слабой в житейской практике, но она способна поддерживать дух человека. Булгаков не разделял уто­пических надежд достичь торжества справедливости только сло­вом. Поскольку в речи Иешуа нет слов о наказании, Булгаков выводит идею возмездия за рамки образа Иешуа, включает в образ Воланда.

12 стр., 5629 слов

Трусость самый страшный порок мастер и маргарита

... из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В эпизоде суда над Иешуа Га-Ноцри трусость проявляет Понтий Пилат. Он не желает смерти Иешуа, снисходительно относится к проповедям философа о ... из романа Мастера о Понтии Пилате. «Ершалаимские» главы представляют собой содержательный и философский центр романа. Роман о Пилате отсылает читателя к тексту Священного Писания, но при этом Булгаков творчески ...

Иешуа же, беззащитный в земной жизни, силен как провозвестник человеческих идеалов. В истории Иешуа и Пилата воплощена философская идея вины и возмездия. Пилат наказан бессмертием. Его имя прославлено не подвигами; оно стало символом малодушия, фарисейства.

Бессмертие такого рода страшнее смерти.

Фантастические похождения Воланда и его свиты, духовный поединок Иешуа с Понтием Пилатом, судьба Мастера и Маргариты объединены мотивом веры в справедливость. Справедли­вость в конце концов торжествует, но достигается она с помо­щью дьявольской силы. Булгаков в современной ему действи­тельности не видел реальной силы, могущей восстановить справедливость.