В одном из писем Колесникова Фадеев писал: «Война — большая и строгая воспитательница. К этому времени мы уже испробовали много тяжелого, видели трупы замученных карателями крестьян, потеряли в боях многих людей, которые успели полюбить. Знали об удивительных зверствах в контрразведка белых ». Но потом он пишет, что «некоторых бывших товарищей мы теперь, не дрогнув, расстреляли бы, если бы он попал к нам в руки, других мы пренебрегали, о других жалели, что дороги наши пошли врозь». Война — это страшное несчастье для народа, еще страшнее, если идет война внутри одного народа, между братьями, между бывшими школьными товарищами, оказались в разных политических лагерях, и теперь они должны убивать друг друга, защищая то, что им кажется правдой, идеей …
Человек в таких событиях — и песчинка, и личность. Литература, является зеркалом событий, пыталась всего глубоко проникнуть в те события, понять тех людей, их душевные состояния. Человек не схема, и в революции — в грандиозной социальной перестройке общества, в период катаклизма, который несет радость освобождения одним и лишение другим — его моральные качества, их изменения — то, что должно интересовать писателя. Задача сложная, и решаются подобные вопросы писателями по-разному. Многие писатели обращались к теме «человека в огне гражданской войны», они показывали как общую массу, так и отдельную личность. Рассматривались взгляды уже сформировалась личность, но в основном формирование взглядов и их изменение.
Интересен для нас взгляд на войну, показывает в своих рассказах И. Бабель. Понять позицию И. Бабеля можно, обратившись к тем жизненным обстоятельствам, которые формировали его жизненный опыт. «А я ведь как вырос: в условиях тончайшей культуры, в с так научился французского языка, что еще в отрочестве знал прекрасно классическую французскую литературу. Дед мой — самый умный, честный человек, атеист серьезный и глубокий. Какой что он и нам передал, внукам », — рассказывал Бабель Фурманова. Такую среду, воспитание в надклассовых, гуманистических традициях оказали существенное влияние на будущего писателя. «Неясными поэтическими мозгами я переваривал борьбу классов», — говорил о себе рассказчик, кандидат прав Петербургского университета К. Лютов (рассказ «Смерть Долгушева»); кстати, Бабель был командирован в газету «Красный кавалерист» документу на имя К . Лютова; это не может не говорить о близости позиций автора и рассказчика: человека далеким и непонятного своим именем не наделяют. Его называют «Слынько», но К. Лютов и не спорит, что он «Слынько»: он рассказывает о том, как не смог выполнить просьбу Долгушева — застрелить его, тяжело раненного; как шел в атаку и не мог заставить себя выстрелить в противника . Человек страждае, потому что не может переступить себя, свои принципы, то, что заложено с детства. Обычный человек, понимающий необходимость революции, хочет, чтобы революция «не стреляла». «Революция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди … Кто же скажет Гедали, где революция и где контрреволюция? »- Говорит Гедали; в его словах взгляд на события простого обывателя …
Человек мира и войны в прозе В. Астафьева 60-х-70-х годов
... Астафьевым военной темы. Усилия героев Астафьева, как и персонажей прозы Э. Хемингуэя, Э. М. Ремарка о 1-й мировой войне, ... Астафьеву широкую известность и обозначившие ведущие темы его творчества: детство, природа и человек, война и любовь. Проявилась и принадлежность Астафьева к «лирической прозе» ... исследованиях восприятия»). И несмотря на эту «строгую структурированность» сюжета, обозначенность ...
Для полного раскрытия темы «Человек в огне Гражданской войны» надо рассмотреть одну из крупнейших работ Булгакова — роман «Белая гвардия». В романе описаны события 1918-1919 годов, они повлияли на мировоззрение автора и во многом изменили его взгляд на пережитое. Как и Бабель в рассказе «Смерть Долгушева», так и Булгаков близок по убеждениям к своим героям — семьи Турбиных и их друзьям, и особенно к доктору Алексею Турбину. Позже Булгаков определял свою позицию в романе «Белая гвардия» как стремление «стать бесстрастно над красная и белыми», главная тема романа — тема столкновения личного существования с «исторической судьбой». М. Булгаков в своем творчестве всегда исходил из гуманистического понимания главенствующей роли человеческой личности над всеми общественными изменениями.
«Мы должны оценить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже если он грешен, не симпатичен, озлобленный или высокомерный. Нужно искать сердцевину, глубокий очаг человеческого в человеке.
С этой позиции Булгаков рисует белое движение на Украине, изображая судьбу семьи Турбиных на фоне морального падения и разложения контрреволюции. Мы видим, как, прибегая к помощи немцев, сбегает из города высшее начальство (гетман и приближенные), как едут офицеры, оставив на границе зимой плохо одетых солдат. Булгаков показывает братьев Турбиных — интеллигентов, которые связаны со старым миром; но встают они на защиту Родины и защищают вовсе не «белую идею», они давали присягу и теперь верны ей, верные своей чести. «Это слово проходит в романе как лейтмотив. «О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести» — возмущается Тальберг, сбежавших с немецким поездом, Алексей Турбин. И ему же подбрасывает автор книгу Достоевского, раскрытую на странице, поражающее воображение, «Российской человеку честь — один только лишний груз. Неужели создатель «Бесов» прав? Но тогда героям Булгакова лучше не жить на земле, ведь для них честь — род веры, стержень личного обращения ». Честь для Турбина не только верность Родине, царю (хотя и это тоже), но и верность другим людям, обществу, долга перед младшими и слабыми. Гражданская война трясет дом: Василис, сосед Турбиных, — воплощение трусости, жадности и приспособленчества. Турбины не отдают своих убеждений под сильными ударами судьбы. Они понимают, что «все мы в крови виноваты» и что надо «устраивать заново обычное человеческой жизни», а не воевать, заливая все новой кровью родную землю.
Главные герои романа верят в Россию и, главное, мечтают о мирной жизни. Кончается роман очень символично. Писатель говорит, что каждый человек знает «страдания, муки, кровь, голод и мор. Все пройдет. Взрывается Марс — планета войны, но заиграла «Венера, красноватая, а от голубого месяца фонаря время поблескивала на груди человека соответствующая звезда. Она была маленькая и тоже пятиконечная. Восходит Венера — планета любви, все люди забыли болезни и страдания, «мир становится в душе». С другой стороны раскрыта тема «Человека в огне Гражданской войны в произведениях Фадеева, Фурманова, Серафимовича, Островского. Рассмотреть отношение писателей, стоящих на позициях большевизма, к этой теме можно, обратившись к повести Фадеева «Разгром».
Человеческие качества того, кто попадает в экстремальные ситуации, проявляются в чистом виде, без повседневной шелухи; ломаются жизни, судьбы, характеры и взгляды. Наиболее яркая изменение личности, воспитанной коллективом, формирования дисциплины, необходимой в военное время любом войске, прослеживается в романе «Разгром».
Сам автор еще в 1932 году говорил так: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное змитаеться революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все, что поднялось из настоящих корней революции, с миллионным масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшее переработка людей ». С этих позиций и оцениваются герои … В книге отражены основные типы человеческой нравственности в переломную эпоху: мораль Левинсона, Мечика и Морозко — центральных персонажей произведения. Все эти персонажи индивидуальны и в то же время представляют собой очаг определенных качеств.
иють, что «все мы в крови виноваты» и что надо «устраивать заново обычное человеческой жизни», а не воевать, заливая все новой кровью родную землю.
Главные герои романа верят в Россию и, главное, мечтают о мирной жизни. Кончается роман очень символично. Писатель говорит, что каждый человек знает «страдания, муки, кровь, голод и мор. Все пройдет. Взрывается Марс — планета войны, но заиграла «Венера, красноватая, а от голубого месяца фонаря время поблескивала на груди человека соответствующая звезда. Она была маленькая и тоже пятиконечная. Восходит Венера — планета любви, все люди забыли болезни и страдания, «мир становится в душе». С другой стороны раскрыта тема «Человека в огне Гражданской войны в произведениях Фадеева, Фурманова, Серафимовича, Островского. Рассмотреть отношение писателей, стоящих на позициях большевизма, к этой теме можно, обратившись к повести Фадеева «Разгром».
Человеческие качества того, кто попадает в экстремальные ситуации, проявляются в чистом виде, без повседневной шелухи; ломаются жизни, судьбы, характеры и взгляды. Наиболее яркая изменение личности, воспитанной коллективом, формирования дисциплины, необходимой в военное время любом войске, прослеживается в романе «Разгром».
Сам автор еще в 1932 году говорил так: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное змитаеться революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все, что поднялось из настоящих корней революции, с миллионным масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшее переработка людей ». С этих позиций и оцениваются герои … В книге отражены основные типы человеческой нравственности в переломную эпоху: мораль Левинсона, Мечика и Морозко — центральных персонажей произведения. Все эти персонажи индивидуальны и в то же время представляют собой очаг определенных качеств.
Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓ | ||
|