«каждый человек сам себя воспитать должен». Всякий человек сам себя воспитать должен: по Литература

“Всякий человек сам себя воспитать должен”

Период, охватывающий конец пятидесятых – начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности, был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др. Философской и общественной позицией основной части молодежи шес-тидесятых годов был нигилизм.

Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым

в его романе “Отцы и дети”, отра-зившем главный идейный конфликт эпохи – конфликт между воззрения-ми поместного дворянства и молодого разночинского поколения, испове-дующего демократическими устремлениями и активно несущего в обще-ство новые взгляды. Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм.

Базаров так определяет, что такое нигилист: “Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением

ни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка, но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам, отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров – типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора он осуществляет акт самовоспитания.

Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала – некуда стремиться. Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор или умереть. Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов – в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером-практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что делать?” был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина. “Новые люди” – Лопухов и Кирсанов – также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”.

2 стр., 542 слов

«Роль литературы в жизни человека» (Блок «Год литературы»)

... очень длинным. И эта великая роль литературы в формировании нравственных качеств человека относится не только прозе, но и к стихам. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося русского ... очень трудно. Мне очень нравится поэзия Есенина, я нахожу в ней то, чего мне, порой, не хватает в жизни: раздолья, светлой печали, весёлой грусти, а также ...

Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям, если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он…” . То есть речь идет уже не о нигилисте, а о человеке демократических убеждений, имеющем позитивную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому человеку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспитание самого себя” в настоящем смысле этого слова. Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.

Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова:

Природа – мать

Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни…

И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

«Роман «Отцы и дети». Всякий человек сам себя воспитывать»

Роман Тургенева «Отцы и дети» создавался в 60-х годах XIX века. Это время и отражено в романе. Как это происходило и в общественной жизни той эпохи, в романе развивается конфликт между разночинной и либеральной дворянской идеологией. Разночинцы-демократы — это молодежь того времени, которая должна была прийти не смену старшему поколению дворян. Они несли в себе зачатки революционной идеологии. Недаром Тургенев так сказал о своем герое: «…и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». Базаров — типичный представитель молодежи, отстаивающий позицию разночинцев-демократов. Все те проблемы, вокруг которых возникали разногласия между либералами и демократами, — отношение к реформе, вопросы науки, искусства, философии, истории — явились предметом горячих споров в романе. Тургенев стремился показать не только борьбу основных направлений общественной мысли 60-х годов, но и характерные особенности ее выражения. Образ Базарова наиболее полно раскрывается через взаимоотношения этого человека с другими героями романа. Действие романа происходит в родовом поместье Кирсановых. Именно сюда привозит погостить Базарова его ученик Аркадий Кирсанов. Отец и дядя Кирсанова — аристократы, которые отстаивают либеральные взгляды.

Уже с первых строк мы видим, что конфликт неминуем. Особенно ожесточенные споры возникают между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. В этих спорах сталкиваются две различные позиции, две точки зрения: Базарова и Кирсанова. Базаров считает себя нигилистом, его главная идея: «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем, чтобы как-то наладить в обществе порядок». Но Базаров, как и другие разночинцы-демократы, не имеет какой-либо определенной позитивной, созидательной программы. Необходим ответ на вопрос, что будет построено на развалинах старого мира. По этому поводу у Базарова нет никаких определенных планов, и поэтому сама судьба лишает его будущего. В этом трагизм героя. В спорах о русском народе правда, безусловно, на стороне Базарова. Базаров говорит на равных с мужиками, его речь близка к народной. Есть все основания думать, что герой хорошо понимает народ и знаком с его нуждами. Да и сами люди тоже тянутся к Базарову. Дуняша, Петр, Фе-нечка — все они принимали Евгения за своего человека. Это впечатление усиливает тот факт, что Базаров не праздный гуляка, который приехал просто погостить. Он в имении работает: проводит опыты, занимается естествознанием, даже микроскоп с собой привез. Его поведение, речь, манера разговаривать, одежда — все это выделяет его из среды потомственных аристократов вроде Кирсановых.

2 стр., 741 слов

Положительные и отрицательные стороны Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»

... может - это выше его сил. В конце романа Базаров совершенно опустошен духовно и физически. Смерть его, случайная ... что также не могло заранее не угнетать Базарова. Итак, дворянство Базарова - относительно, перспективы также не слишком-то ... стесняется произнести вслух слова поминовения за общим столом. ... Базаров любит то и дело подчеркнуть свое превосходство над другими людьми. Он осознает свою ...

Во взглядах и рассуждениях Базарова много противоречий. Он полагает, что читать Пушкина вредно и что это «никуда не годится», «пора бросить эту ерунду», что играть на виолончели мужчине «смешно», что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Но Базаров — личность более сложная и противоречивая, чем это можно вывести только из его взглядов и споров. На первый взгляд Базаров лишен всяких чувств, у него трезвый, холодный взгляд на вещи. Он придерживается материалистических взглядов, в отличие от идеалиста Кирсанова. Базаров отрицает и преклонение перед красотой природы: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Но ведь Базаров сам не раз любовался природой. Противоречие у Базарова можно заметить и во взглядах на искусство. Он рекомендовал «не говорить красиво» и высказывался в адрес Рафаэля, что тот «гроша медного не стоит». А перед смертью этот же человек скажет: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Истинный Базаров скорее всего второй. А его «нигилизм» и отрицание всего прекрасного не более чем маска. Я не берусь оспаривать его взгляды и опровергать их, но замечу, что этот человек вместе с тем способен глубоко чувствовать природу, понимать поэзию и любить. Несмотря на его слова: «Мы, физиологи, знаем, .какие это отношения» (имеются в виду взгляды Базарова на отношения между мужчиной и женщиной) и «свободно мыслят между женщин только уроды», Базаров способен на искренние чувства. Он глубоко любит Одинцову и тем самым перечеркивает свои грубые слова.

Одинцову писатель изобразил как женщину незаурядную, умную, пытливую, внешне привлекательную, даже красивую, с аристократическими манерами. Такая женщина оказалась способной увлечь «нигилиста». Базаров глубоко переживает отказ Анны Сергеевны. У него уже нет того оптимизма и той уверенности, которыми он так гордился. Потеря любимой женщины заставила его многое понять и взглянуть на мир другими глазами. Он говорит Аркадию, что человеческая личность представляется ему теперь чем-то ничтожным в бесконечном пространстве и времени. Базаров изменился, это видят даже глубоко любящие его родители, но не могут понять причину. В это время он принимает нелепый вызов Павла Петровича на дуэль, но и это не спасает его от душевной травмы.

В романе Базаров одинок, и в этом еще одна его трагедия. У него есть ученики, — правильнее будет сказать, были. Аркадий увлекся его взглядами, только отдавая дань молодости. В конечном результате он остался верен аристократическим взглядам, заложенным в него с детства. В конце романа он женится и начинает по-новому вести хозяйство. Ситников и Кукшина — это скорее пародия на демократов, чем настоящие демократы. Одни только родители любят своего сына таким, какой он есть.

В. конце романа Базаров умирает. Такой финал был неизбежен. Перед смертью Базаров переосмысливает свою жизнь и находит, что он ненужный человек для России.

Долгие годы шли споры об отношении Тургенева к своему герою. Они продолжаются и в наше время. Тургенев считал, что каждый писатель должен сделать все возможное для того, чтобы читатели полюбили его героя. На мой взгляд, он решил сформулированную таким образом задачу. Базаров для многих является одним из любимых литературных героев.

Педагогическое эссе на тему «Воспитывая себя, воспитываем детей»

Эссе

«Воспитывая себя, воспитываем детей»

Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе., Сухомлинский В. А.

В школу я пришла недавно. Работая в школе и напрямую общаясь с подрастающими людьми, я поняла, какая это трудная задача для учителя правильно воспитать человека. Может быть, потому, что я еще слишком молода? Или потому, что я видела судьбы прошедшие рядом с моей: одна только легко коснулась, другая заставляла думать и делать выводы, третья опалила мне сердце болью, надеждой и воскрешением…

не воспитывая себя

, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что

воспитыватьдругих мы можем только через себя

, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос:

как надо самому жить

И при этом мне всегда вспоминается мама… Моя мама, скромная, не имевшая высшего образования и которая всегда мечтала, чтобы я стала учителем. Она всегда была и есть для меня живой пример. Нет, моя мама не знала методического наследия великих педагогов-воспитателей, не увлекалась новейшими просветительскими идеями. Сама жизнь ее была для меня лучшим учебником по воспитанию. Она работала простой швеей, которая любила свое дело. Моя мама была и есть человек готовая всегда помощь делом и советом. Это она своим ненавязчивым примером приучила меня к труду и понятию «надо». Это ее слова стали для меня девизом: надо работать хорошо, потому, что плохо работать – стыдно. Живущая без роскоши, она всегда дает мне возможность осознать, что чувство удовлетворения собой рождается не от количества приобретенных денег, а от осознания чистоты твоей совести каждый день. От нее пришло ко мне понимание, что в основу любого дела, а тем более воспитания растущего человека, надо прежде всего класть воспитание собственное, самому стать примером исполнения того, что требуешь от других. И в этом моя мама была бы абсолютно согласна с Л.Н.Толстым, как соглашаюсь с ним я. Невозможно добиться значимых результатов в воспитании того или иного качества в ученике, если ты сам не обладаешь этими качествам и не делаешь этого. Можно овладеть воспитательными принципами Ш. Амонашвили, Г.К.Селевко, И.П.Иванова или других авторов, но все теории в совокупности окажутся мертвы без личного примера самого воспитателя. Воспитывать других можно только через себя, через свой личный пример. А для этого нужно самому жить истинной жизнью. Но большинство современных учителей часто скрывают свою жизнь от детей. По моему мнению, правда служит первым и главным условием воспитания. Но чтобы не стыдно было показать детям всю правду своей жизни, надо сделать свою жизнь хорошей или, по крайней мере, менее дурной.

Воспитывая себя и живя правильно, мы даем пример другим, особенно подрастающему поколению. Дети как «губка» впитывают все из окружающего их мира. Если их будут окружать хорошие, любящие жизнь и стремящие жить в мире и во благо люди, они вырастут такими же. Если мы хотим изменить людей вокруг нас, в первую очередь необходимо начать с самого себя. Изменив себя в хорошую сторону, мы изменим своих детей. Как известно, дети это наше будущее, а значит, мы сможем изменить и его.

Но, к сожалению, в современном воспитании преобладает сознательное внушение, нравоучение. Потому, что общество живет ложной жизнью. Воспитание будет сложным и трудным делом до тех пор, пока люди хотят, не воспитывая себя, воспитывать детей. Оттого-то воспитание человека всегда было и остается непростой задачей, сопряженной каждый раз с максимальной мобилизацией лучших душевных качеств педагога в тесной связи с его знаниями современных передовых технологий и, конечно же, личным жизненным примером.

INTELLECT

Автор обращает внимание на то, что воспитание — это важнейший процесс в жизни каждой отдельной личности, это то, благодаря чему человек становится настоящим человеком, приобретает «человеческие» качества. На мой взгляд, автор справедливо подчеркнул, что только воспитание способно придать каждому из нас «человеческий облик».

ИСТОРИЯ ЗАДАНИЯ 23 24 ЕГЭ IX-XII ВЕКА

Человека от животного отличает способность воспитывать свое потомство, то есть закладывать в него определенные стандарты поведения, стереотипы мышления, возможность сопереживать другим, знания о мире, который нас окружает… Воспитание — это процесс, направленный на формирование личности ребенка, путем передачи ему опыта прошлых поколений, основ культуры, понятий о добре и зле. Но маленького человека мало что отличает от животного, в большинстве своем он адаптируется, то есть привыкает к сложившимся условиям жизни. Ребенок, как и детеныш млекопитающего, живет, развивается и совершает поступки в соответствии с тем, как это делают окружающие его люди, то есть «наглядные примеры» — поступки взрослых (преимущественно родителей).

Если родители часто поступают не «по-человечески», а ребенок это видит, вероятность того, что он будет поступать также, очень высока, а, значит, шанс стать «человеком» стремительно падает. И здесь важную роль играет понятие социализации — процесс усвоения индивидом принципов и правил общества для дальнейшего взаимодействия с ним. Каждому обществу присущи определенные признаки, и в соответствии с этим каждая личность будет по-разному социализироваться.

Если ребенок рос в обществе, в котором уважали права и свободы граждан, разграничивались понятия добра и зла, то в данном случае можно говорить о формировании в личности стереотипов нормального поведения. Значит, благодаря воспитанию личность в итоге становится «человеком». Если же ребенок формировался в обществе, где преобладало неблагоприятное социальное окружение, был ярко выражен конфликт основной культуры и мелких субкультур, то в личности сформируются стереотипы девиантного поведения, то есть отклоняющегося от общепринятых в обществе норм. Здесь уже сложно говорить о формировании «человека» в том контексте, в котором мы привыкли воспринимать данное понятие. Однако я рассмотрел лишь внешнюю сторону воспитания; существует езе и внутренняя сторона, а именно — самовоспитание, которое чаще всего связано с перевоспитанием. Самовоспитание — это индивидуальная работа каждой личности по усовершенствованию, себя; это выработка в себе навыков самодисциплины, умения анализировать свое поведение и делать из него соответствующие выводы.

ЗАДАНИЕ 25: ТЕРМИНЫ ПО БЛОКУ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Способность к самовоспитанию формируется у человека в течение жизни, когда пропадают те социальные регуляторы, которые помогали и направляли в нужное русло ранее. Эта возможность помогает человеку менять в мотивах своего поведения, в характере те или иные черты для дальнейшего взаимодействия с другими людьми. Таким образом, «человеческие качества» можно приобрести только в процессе интеграции в общество, путем воспитания и, особенно, самовоспитания.

Можно привести множество примеров, подтверждающих необходимость воспитания для становления человека «человеком». Так, например, в басне Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» повествуется о том, что муж с женой, дабы не видеть, как дед ест, решили кормить его отдельно из лоханки. Увидев это, ребенок решил, что когда отец с матерью стары станут, он их также из лоханки кормить будет. В мотиве поведения их сына основополагающую роль играет поступок матери и отца как «наглядное пособие» по обращению с пожилыми людьми. То есть, увидев однажды, что так грубо обращаются с человеком наиболее авторитетные для ребенка люди — родители, сын будет поступать точно также. Изменить это и «стать человеком» можно или самовоспитанием самого мальчика, или его родителей, то есть совершенствованием способности к анализу собственного поведения.

БАЗОВЫЕ ТЕСТЫ ОГЭ И ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ К ЭКЗАМЕНУ

В истории немало примеров влияния воспитание на формирование «человека». Так, например, Екатерина Великая, забравшая на воспитание внука — Александра 1, старалась взрастить в нем дух либерализма; его учитель — Лагарп прививал пренебрежение к крепостнической системе. Однако ни Екатерина, ни Лагарп, хоть и пытались, но не могли организовать реформу отмены Крепостного права в Российском государстве. Не отличился и Александр 1, который провел подобие отмены только в Царстве польском. То есть внук великой императрицы не видел конкретных попыток с чьей-либо стороны изменить что-нибудь в стране, примирить сословия. Бабушка и учитель самодержца выступали своеобразным «наглядным пособием» того, как нужно поступать, что и отразилось на поведении будущего императора в целом. Это еще раз доказывает, что от воспитания зависят очень многие мотивы поведения человека.

В заключение хочется сказать, что воспитание — очень важный процесс в жизни каждого человека, так как благодаря ему мы можем взаимодействовать друг с другом, обмениваться опытом… Но не менее важен и процесс самовоспитания личности, так как именно посредством собственных попыток, методом проб и ошибок человек сможет найти «золотую середину», оптимальный вариант поведения. Ведь когда человек находится в гармонии с собой, он находится в гармонии со всем миром, а достигается это за счет воспитания. Не зря Кант сказал: «Человек — то, что делает из него воспитание».

Ярош К.