Человек и среда в рассказах А. П. Чехова
Восьмидесятые годы XIX века — эпоха «безвременья» в России, застоя в общественной жизни, политической реакции. В такой сложной ситуации А. П.Чехов стремился средствами художественного слова сказать своим современникам: в любых условиях должен оставаться человеком. Писатель был убежден, что величие души или, наоборот, ее уничижение не зависит ни от каких обстоятельств. Человек определяет сам, каким ему стать: зависимым или независимым, обывателем или гражданином. Центральная тема творчества А. П.Чехова в эти годы — тема примирения человека со средой, с пошлым окружением.
Испытание бытом проходят главные герои в рассказах « словесности» и «Ионыч». Молодой врач и молодой учитель попадают в мир скучных, серых людей. Дмитрий Ионыч и Сергей Васильевич влюблены, неопытны, поэтому видят все окружающее в идеальном свете. От героев сначала были скрыты примитивные запросы «лучших» семей, дома которых они посещали.
Туркины в городе считались самыми талантливыми и образованными, а Варя Шелестова, занявшая место покойной матери, «считалась самою умной и образованной». Чехов не случайно, описывая и быт семей, использует слово «считались». Шелестовы и Туркины только производили впечатление умных, интересных, приятных людей, а на самом деле не соответствовали высоким оценкам. Незаметно, через точные детали Чехов разоблачает мир обывательщины, в паутине которого запутались герои с неплохими задатками. Так, в рассказе «Ионыч» Иван Петрович Туркин постоянно употребляет одно из своих любимых словечек — «недурственно», а Шелестов все мысли, все свои высказывания непременно завершает словом «хамство».
Эта деталь раскрывает узость мышления, отсутствие ума у «лучших» людей. В доме Шелестовых голоса хозяев и гостей, их пустые разговоры и развлечения постоянно сопровождаются собачьим лаем. Варя любила начинать спорить, но сама не умела этого делать, так как ей действительно не хватало ума. Она только самодовольно произносит бесспорные, с ее точки зрения, истины или объявляет приговоры высказываниям гостей: «Это старо!» или «Это плоско!» Если же какой-нибудь офицер пытался пошутить, то она делала презрительную гримасу и говорила: «Арррмейская острота!
» И тут же дает внешне безобидное, но по сути уничтожающее сравнение: «И это «ррр»… выходило у нее так внушительно, что Мушка непременно отвечала ей из-под стула: «ррр»…» В раскатах самоуверенного голоса Вари слышится что-то родственное лаю злой и избалованной собаки Мушки. Чехов искусно обнажает и фальшивые таланты Тур-киных. Мать сочиняет бездарные романы, дочь неумело играет на рояле, отец упражняется в пошлых остротах. Гости, в том числе и Старцев, терпеливо слушают, как их развлекают хозяева.
Анализ рассказа “ионыч” чехова: тема, идея, суть, смысл произведения
... Ионыч” сочинение Образ главного героя рассказа А. П. Чехова “Ионыч” сочинение Окружение главного героя рассказа А. П. Чехова “Ионыч” сочинение Анализ рассказа Чехова «Ионыч» ... пяти глав, Чехов описал всю судьбу человека. Каждая глава ... лука. И эта семья считалась самой образованной в ... жена Вера Иосифовна читала гостям свои заурядные романы, которые ... и духовное ожирение героя: «голос у него изменился, стал ...
Так, на званом вечере хозяйка читала свой … Все гости сидели с серьезными лицами. Автор же фиксирует внимание на следующем моменте: «окна были отворены настежь, слышно было, как на кухне стучали ножами, и доносился запах жареного лука». Все только притворяются, что поглощены искусством, а сами ждут обильного ужина.
Обыватели получают наслаждение не от приобщения к призрачным талантам семьи, а от еды: «Сытые и довольные расходятся по домам». К сожалению, для Старцева все происходящее в доме Туркиных кажется «весельем», «сердечной простотой», «культурой». Старцеву не нравилась игра на рояле Екатерины Ивановны.
Но он убедил себя, что эти надменные, но все-таки культурные звуки лучше, чем стоны больных, от которых он устал. «Поддаваясь общему увлечению», Старцев тоже похвалил Котика за бездарное музыкальное исполнение. Никитин тоже снисходительно и терпимо относится к выходкам нудной Вари, к изобилию собак и кошек, к постоянному веселью в доме, к глупым играм. Оба героя смягчают некоторые тягостные впечатления от общения с семьями любимых девушек, по молодости легко их переносят. Но с этого начинается их духовная деградация.
Молодого учителя и молодого врача не насторожили мещанские прозвища, которыми называли девушек: Екатерину Ивановну — Котиком, а Машу Ше-лестову — Манюсей. Постепенно таких уступок обыва- Тельскому миру герои делают все больше и больше. Котик назначила Дмитрию Ионычу неподходящее место для свидания — кладбище, а он эту явную пошлость оправдал: «У всякого свои странности». Никитина на свадьбе покоробил неуклюжий комплимент бригадного генерала, который он сделал Мане. Но офицеры, директор гимназии и все учителя «улыбнулись из приличия», улыбнулся и Никитин.
Он научился подделываться под окружающих, все чаще стал «надевать» на лицо нужное выражение. Ступень к деградации — потеря независимости духа. На могиле товарища он хотел сказать теплые слова, но его «предупредили, что это может не понравиться директору, так как он не любил покойного».
И Никитин смирился, привык жить благоразумно. Перед свадьбой недалекий отец Мани сказал Сергею Васильевичу: «Что за удовольствие в такие молодые годы надевать на себя кандалы?» Слово «кандалы» стало определяющим для положения Никитина. Он погрузился в сладкий и однообразный мирок тихого семейного , надел на свои мысли и чувства цепи, «кандалы». Никитин погряз в пошлой среде, когда женился, а Старцев, наоборот, получив отказ от Екатерины Ивановны, окончательно смирился, вместо борьбы за любовь выбрал покой.
Оба героя перестали читать, духовно развиваться, учитель забросил свой дневник. Никитин и Старцев быстро научились ценить материальную обеспеченность, уют, комфорт. Учитель с наслаждением все сочинения на a l l soch © 2005 не книгу читал, а ел. Старцев «от таких развлечений, как театр и концерты… уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением». Учителя погубил узкий мирок мещанского семейного счастья, а Старцева — страсть к накопительству.
Как старцев превратился в ионыча кратко. Почему доктор Старцев ...
... «Ионыч». Тема: Почему Старцев превратился в Ионыча? Оборудование: портрет писателя, выставка книг, плакаты с цитатами А.П.Чехова. «Берегите в себе человека!» «Человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет». ... всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование. Образ доктора Старцева напоминает нам гоголевских ...
Дмитрий Ионыч заменил все живые чувства одним мертвым — алчностью, он стал копить «бумажки» и класть их на текущий счет, бесцельно приобретать дома, хотя у него не было ни жены, ни детей, кому бы это все богатство он мог оставить. Через год после свадьбы Никитин очнулся, прозрел, осознал, что его «среда заела», что он незаметно для самого себя стал типичным обывателем. Учитель потерял покой, остро почувствовал, что в сытом мире рядом с ничтожной Маней « для него уже невозможно». Герой бесконечно одинок и потому пытается спрятаться, уйти от невежественных и пустых людей. В своем дневнике он делает отчаянную запись: «Где я, боже мой?! Меня окружает пошлость и пошлость.
Скучные, ничтожные люди, горшочки со сметаной, кувшины с молоком, тараканы, глупые женщины…» Если Никитин в конце рассказа приходит к выводу, что ему нужно бежать от развращающей , то Старцев, наоборот, никуда бежать не собирается. Он принял законы окружающей среды. Старцев приспособился к обывателям, которых ненавидел. Он оправдал свою «говорящую» фамилию.
Лень, нежелание отстаивать свои убеждения, эгоизм привели героя к духовному перерождению. Он ушел от активной жизни и сам стал частью пошлого мира. Создавая образы Никитина и Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою судьбу. Не только среда «заела» героев, а они сами сознательно обрекли себя на бездуховную жизнь. Автор считает, что в нравственной трагедии виноваты те, кто перестает думать и чувствовать, анализировать и сопереживать.
В рассказах «Враги» и «Попрыгунья» Чехов показывает достойных людей — врачей Кириллова и Дымова. Путь же Никитина и Старцева — страшное возмездие за праздность и приспособленчество.
Нужна шпаргалка?
- Литературные сочинения!
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/chelovek-i-sreda-v-rasskazah-chehova/