Готовые школьные сочинения (13)

Человек и среда в рассказах А. П. Чехова

Восьмидесятые годы XIX века — эпоха «безвременья» в России, застоя в общественной жизни, политической реакции. В такой сложной ситуации А. П.Чехов стремил­ся средствами художественного слова сказать своим со­временникам: в любых условиях должен оставаться человеком. Писатель был убежден, что величие души или, наоборот, ее уничижение не зависит ни от каких обстоятельств. Человек определяет сам, каким ему стать: зависимым или независимым, обывателем или гражданином. Центральная тема творчества А. П.Чехова в эти годы — тема примирения человека со средой, с пошлым ок­ружением.

Испытание бытом проходят главные герои в рассказах « словесности» и «Ионыч». Моло­дой врач и молодой учитель попадают в мир скучных, серых людей. Дмитрий Ионыч и Сергей Васильевич влюблены, неопытны, поэтому видят все окружающее в идеальном свете. От героев сначала были скрыты при­митивные запросы «лучших» семей, дома которых они посещали.

Туркины в городе считались самыми талант­ливыми и образованными, а Варя Шелестова, занявшая место покойной матери, «считалась самою умной и об­разованной». Чехов не случайно, описывая и быт семей, использует слово «считались». Шелестовы и Тур­кины только производили впечатление умных, интерес­ных, приятных людей, а на самом деле не соответство­вали высоким оценкам. Незаметно, через точные детали Чехов разоблачает мир обывательщины, в паутине которого запутались герои с неплохими задатками. Так, в рассказе «Ионыч» Иван Петрович Туркин постоянно употребляет одно из своих любимых словечек — «недурственно», а Шелестов все мысли, все свои высказывания непременно завер­шает словом «хамство».

Эта деталь раскрывает узость мышления, отсутствие ума у «лучших» людей. В доме Шелестовых голоса хозяев и гостей, их пустые разгово­ры и развлечения постоянно сопровождаются собачь­им лаем. Варя любила начинать спорить, но сама не уме­ла этого делать, так как ей действительно не хватало ума. Она только самодовольно произносит бесспорные, с ее точки зрения, истины или объявляет приговоры выс­казываниям гостей: «Это старо!» или «Это плоско!» Если же какой-нибудь офицер пытался пошутить, то она делала презрительную гримасу и говорила: «Арррмейская острота!

» И тут же дает внешне безобидное, но по сути уничтожающее сравнение: «И это «ррр»… вы­ходило у нее так внушительно, что Мушка непременно отвечала ей из-под стула: «ррр»…» В раскатах самоуве­ренного голоса Вари слышится что-то родственное лаю злой и избалованной собаки Мушки. Чехов искусно обнажает и фальшивые таланты Тур-киных. Мать сочиняет бездарные романы, дочь неуме­ло играет на рояле, отец упражняется в пошлых остро­тах. Гости, в том числе и Старцев, терпеливо слушают, как их развлекают хозяева.

15 стр., 7420 слов

Анализ рассказа “ионыч” чехова: тема, идея, суть, смысл произведения

... Ионыч” сочинение Образ главного героя рассказа А. П. Чехова “Ионыч” сочинение Окружение главного героя рассказа А. П. Чехова “Ионыч” сочинение Анализ рассказа Чехова «Ионыч» ... пяти глав, Чехов описал всю судьбу человека. Каждая глава ... лука. И эта семья считалась самой образованной в ... жена Вера Иосифовна читала гостям свои заурядные романы, которые ... и духовное ожирение героя: «голос у него изменился, стал ...

Так, на званом вечере хозяй­ка читала свой … Все гости сидели с серьезными лицами. Автор же фиксирует внимание на следующем моменте: «окна были отворены настежь, слышно было, как на кухне стучали ножами, и доносился запах жаре­ного лука». Все только притворяются, что поглощены искусством, а сами ждут обильного ужина.

Обыватели получают наслаждение не от приобщения к призрачным талантам семьи, а от еды: «Сытые и довольные расхо­дятся по домам». К сожалению, для Старцева все про­исходящее в доме Туркиных кажется «весельем», «сер­дечной простотой», «культурой». Старцеву не нравилась игра на рояле Екатерины Ивановны.

Но он убедил себя, что эти надменные, но все-таки культурные звуки луч­ше, чем стоны больных, от которых он устал. «Поддава­ясь общему увлечению», Старцев тоже похвалил Коти­ка за бездарное музыкальное исполнение. Никитин тоже снисходительно и терпимо относит­ся к выходкам нудной Вари, к изобилию собак и кошек, к постоянному веселью в доме, к глупым играм. Оба ге­роя смягчают некоторые тягостные впечатления от общения с семьями любимых девушек, по молодости легко их переносят. Но с этого начинается их духовная деградация.

Молодого учителя и молодого врача не на­сторожили мещанские прозвища, которыми называли девушек: Екатерину Ивановну — Котиком, а Машу Ше-лестову — Манюсей. Постепенно таких уступок обыва- Тельскому миру герои делают все больше и больше. Ко­тик назначила Дмитрию Ионычу неподходящее место для свидания — кладбище, а он эту явную пошлость оп­равдал: «У всякого свои странности». Никитина на свадьбе покоробил неуклюжий комплимент бригадно­го генерала, который он сделал Мане. Но офицеры, ди­ректор гимназии и все учителя «улыбнулись из прили­чия», улыбнулся и Никитин.

Он научился подделывать­ся под окружающих, все чаще стал «надевать» на лицо нужное выражение. Ступень к деградации — по­теря независимости духа. На могиле товарища он хотел сказать теплые слова, но его «предупредили, что это может не понравиться директору, так как он не любил покойного».

И Никитин смирился, привык жить благо­разумно. Перед свадьбой недалекий отец Мани сказал Сергею Васильевичу: «Что за удовольствие в такие мо­лодые годы надевать на себя кандалы?» Слово «канда­лы» стало определяющим для положения Никитина. Он погрузился в сладкий и однообразный мирок тихого семейного , надел на свои мысли и чувства цепи, «кандалы». Никитин погряз в пошлой среде, когда женился, а Старцев, наоборот, получив отказ от Екатерины Ива­новны, окончательно смирился, вместо борьбы за лю­бовь выбрал покой.

Оба героя перестали читать, духов­но развиваться, учитель забросил свой дневник. Ники­тин и Старцев быстро научились ценить материальную обеспеченность, уют, комфорт. Учитель с наслаждени­ем все сочинения на a l l soch © 2005 не книгу читал, а ел. Старцев «от таких развлечений, как театр и концерты… уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением». Учителя погубил узкий мирок мещанского семейного счастья, а Старцева — страсть к накопительству.

14 стр., 6923 слов

Как старцев превратился в ионыча кратко. Почему доктор Старцев ...

... «Ионыч». Тема: Почему Старцев превратился в Ионыча? Оборудование: портрет писателя, выставка книг, плакаты с цитатами А.П.Чехова. «Берегите в себе человека!» «Человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет». ... всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование. Образ доктора Старцева напоминает нам гоголевских ...

Дмитрий Ионыч заменил все живые чувства одним мертвым — алчнос­тью, он стал копить «бумажки» и класть их на текущий счет, бесцельно приобретать дома, хотя у него не было ни жены, ни детей, кому бы это все богатство он мог оставить. Через год после свадьбы Никитин очнулся, прозрел, осознал, что его «среда заела», что он незаметно для самого себя стал типичным обывателем. Учитель поте­рял покой, остро почувствовал, что в сытом мире ря­дом с ничтожной Маней « для него уже невоз­можно». Герой бесконечно одинок и потому пытается спрятаться, уйти от невежественных и пустых людей. В своем дневнике он делает отчаянную запись: «Где я, боже мой?! Меня окружает пошлость и пошлость.

Скуч­ные, ничтожные люди, горшочки со сметаной, кувши­ны с молоком, тараканы, глупые женщины…» Если Никитин в конце рассказа приходит к выводу, что ему нужно бежать от развращающей , то Старцев, наоборот, никуда бежать не собирается. Он принял законы окружающей среды. Старцев приспосо­бился к обывателям, которых ненавидел. Он оправдал свою «говорящую» фамилию.

Лень, нежелание отстаи­вать свои убеждения, эгоизм привели героя к духовно­му перерождению. Он ушел от активной жизни и сам стал частью пошлого мира. Создавая образы Никитина и Старцева, Чехов ста­вит проблему личной ответственности человека за свою судьбу. Не только среда «заела» героев, а они сами со­знательно обрекли себя на бездуховную жизнь. Автор считает, что в нравственной трагедии виноваты те, кто перестает думать и чувствовать, анализировать и сопе­реживать.

В рассказах «Враги» и «Попрыгунья» Чехов показывает достойных людей — врачей Кириллова и Дымова. Путь же Никитина и Старцева — страшное воз­мездие за праздность и приспособленчество.

Нужна шпаргалка?

  • Литературные сочинения!
  • [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/chelovek-i-sreda-v-rasskazah-chehova/