Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе 18 века

В сочинении вы должны последовательно и

логично ответить на вопросы:

* Какова причина обращения писателя или

народа в фольклорных произведениях к

истории, к историческим персонажам?

*Как изображается в произведении человек,

исторические события?

*Каково отношение автора к изображаемому?

3.

* Исторические песни – жанр УНТ, который посвящался

историческим событиям, героям, выдающимся историческим

личностям и отражал чувства, переживания героев так, как это

понимает народ.

Исторические песни о Пугачеве близки по форме к лирическим

песня по своей ритмичности, напевности, а к былинам близки по

отсутствию рифмы, также близки речитативностью.

В песнях явно выражено народное сочувствие Пугачеву,

сострадание (обилие обращений, уменьшительные суффиксы,

оценочная лексика).

Пугачев изображается как народный

заступник, который отстаивал интересы народа, думал о нем и за

него.

Предания – жанр УНТ, рассказ об исторических лицах, событиях,

отражающий восприятие их современниками.

Отличия: предание напоминает обычный бытовой рассказ, лишен

ритма, присущего песне, включает диалоги, представляет собой

часто набор отрывочных и иногда противоречащих друг другу

сведений.

4.

* Житие – описание жизни святого.

В житии сообщается об основных событиях в жизни святого, его подвигах,

особых свидетельствах Божественной благодати. Жития пишутся по особым

канонам.

Особенность «Повести о житии Александра Невского» — произведение

соединяет в себе черты жития и воинской повести.

Александр Невский предстает нам в житии как бесстрашный, храбрый,

справедливый правитель, великий полководец, живущий по христианским

заповедям, подлинный защитник земли русской.

Александр Невский, так же как и его соратники, принадлежал к поколению

новых людей, их поведение отличалось от поведения удельных князей.

Патриотизм Александра на несколько столетий определил принципы

устроения Руси. Заложенные князем традиции, основанные на национальной

и религиозной терпимости, вплоть до нашего времени привлекали к России

народы, жившие на сопредельных территориях.

Художественный приемы жития: Язык живой, разговорный, введение

15 стр., 7100 слов

Житие как жанр древнерусской литературы (2)

... конспект урока по произведению «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского». 1. Житие как жанр древнерусской литературы 1.1 Специфика жанра В литературе Древней Руси выделяется две ... всем «временном» и «тленном», в явлениях природы, человеческой жизни, в исторических событиях символы и знаки вечного, вневременного, «духовного», божественного. Авторы стремятся найти ...

просторечий является основным стилистическим примером: автор как будто

не пишет, а свободно говорит.

Стиль повествования — высокий, торжественный, несколько учёный,

насыщенный цитатами из Священного Писания, сравнениями и параллелями

из византийских житий.

5.

Демократическая литература 17-18 веков:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/chelovek-i-istoriya-v-folklore-shemyakin-sud/

Создавалась в народной среде и отражала народные идеалы

и представления о власти, суде, церкви, правде, смысле

жизни. Героями произведений были простые люди, ничем

не знаменитые, обездоленные, бедные, бесправные.

Повесть о Шемякином суде определена как сатирическая

повесть, но близкая к фольклору, напоминает бытовую

сказку: герои-простолюдины, хитрость и смекалка главного

героя обернули дело в его пользу.

Особенности: внешняя неэмоциональность повествования,

анафора, параллелизм эпизодов, соединение народнопоэтической речи и живого разговорного просторечия.

6.

* Художественное

своеобразие «Недоросля» определяется

тем, что в пьесе сочетаются черты классицизма и реализма.

Формально Фонвизин оставался в рамках классицизма:

соблюдение единства места, времени и действия, условное

деление персонажей на положительных и отрицательных,

схематизм в изображении положительных, «говорящие

фамилии», черты резонерства в образе Стародума и так

далее. Но, в то же время, он сделал определенный шаг в

направлении к реализму. Это проявляется в точности

воспроизведения

провинциального

дворянского

типа,

социальных отношений в крепостной деревне, верность

воссоздания типических черт отрицательных персонажей,

жизненная достоверность образов. Впервые в истории

русской драматургии любовная интрига была отодвинута на

второй план и приобрела второстепенное значение.

7.

* Главный

конфликт социально-политической

жизни России — произвол помещиков,

поддержанный высшей властью, и бесправие

крепостных — становится темой комедии.

* Драматическим

конфликтом «Недоросля»

является борьба прогрессивно настроенных

передовых дворян — Правдина и Стародума — с

крепостниками

Простаковыми

и

Скотининым.

8.

* Действующие лица пьесы отчетливо делятся на

три группы.

* Первую

группу составляют отрицательные

персонажи: центром ее является Простакова.

* Группа

положительных

объединяется вокруг Стародума.

* Наконец,

персонажей

третья группа включает в себя

действующих лиц комедии, стоящих вне

собственно сюжетной интриги, но нужных

автору для создания социально-бытового фона

пьесы:

Тришку,

Еремеевну,

Кутейкина,

Цыфиркина, Вральмана, слугу Простакова и

9 стр., 4377 слов

Над чем меня заставила задуматься комедия недоросль

... героев в комедии «Недоросль» (таблица) Сочинение на тему: «Чему меня учит комедия Дениса Фонвизина Недоросль» Денис Иванович Фонвизин — известный русский сатирик. Он написал комедии «Бригадир» и «Недоросль». Комедия «Недоросль» ... залогом благосостояния государства. Стародум говорит: «Ну что для отечества может выйти ... в грамматике вызывают смех: «Дверь… Эта? Прилагательна. Потому что она приложена к ...

камердинера Стародума»

9.

* прием разрушения фразеологизма, сталкивающий

традиционно-условленное переносное с прямым

буквальным значением слова или словосочетания.

* Язык комедии настолько ярок и меток, что некоторые

выражения перешли из неё в жизнь на правах

пословиц: «Не хочу учиться — хочу жениться»;

«Глупому сыну не в помощь богатство», «Вот злонравия

достойные плоды» и др.

* «Для разоблачения пороков автор использует такие

приёмы, как говорящие фамилии, саморазоблачение

отрицательных персонажей, тонкую иронию со стороны

положительных героев. В уста положительных героев

Фонвизин вкладывает критику «развращённого века»,

бездельников-вельмож и невежественных помещиков.

Тема служения отечеству, торжества справедливости

также проведена через положительные образы»

10.

* «Вся комедия Фонвизина вызывает не простой, веселый

смех, а горький смех, внушающий раздумье… Именно

такой смех всегда был присущ передовым деятелям

русской литературы. Каждый из них мог бы применить к

себе стих Кантемира: «Смеюсь в стихах, а в сердце о

злонравных плачу». Этот смех-ирония составляет одну

из черт национального своеобразия русской сатиры и

русской комедии…»

11.

* План сочинения

1.

Введение. Тесная связь литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/chelovek-i-istoriya-v-folklore-shemyakin-sud/

Обоснование выбора произведения.

2.

Основная часть.

и

истории.

А) с какой целью написано произведение?

Б) какие исторические события, герои волнуют автора?

В) как влияет выбор жанра на изображение героев и

событий?

Г) Какие черты героев выделяет автор?

Д) Каково авторское отношение к героям и событиям?

Е) Какие художественные приемы помогают

образов и выявляют авторскую позицию?

созданию

3. Заключение. Каково ваше отношение к героям и событиям

произведения?