Кто такой современный интеллигент (сочинение)
Что значит быть интеллигентным человеком?
Человек должен быть интеллигентен – такую фразу нередко можно слышать, но вот зачем это нужно и что значит быть интеллигентным человеком в наше время, рассказать может не каждый.
Какого человека можно назвать интеллигентным?
Если провести опрос на тему, какого человека можно назвать интеллигентным, что значит быть таким человеком, то точное определение из разрозненных высказываний будет составить сложно. Большинство сойдутся на том, что основными качествами интеллигентного человека будут образованность и начитанность. Другая часть скажет, что главное – это воспитание, потому что интеллигентный человек никогда не скажет грубого слова в присутствии женщины.
Самое забавное будет в том, что обе группы будут правы и не правы одновременно. Наверное, самую точную характеристику интеллигентного человека дал Д. Лихачев в своей статье «Человек должен быть интеллигентен». В ней говорилось, что образование и воспитание только подчеркивают интеллигентность человека, но качество это является врожденным. Даже не имеющий образования человек, воспитывавшийся в семье потомственных работяг, может быть человеком интеллигентным. Потому что это качество подразумевает не знание интеллектуальных ценностей человечества, а желание их познавать. Интеллигентность проявляется в способностях понимать другого человека и не использовать эти способности во вред людям. Речь интеллигентного человека не будет изобиловать нецензурными словами, потому что такие люди тонко чувствуют красоту и не могут себе позволить ее нарушить ни словами, ни действиями. Обобщая, можно сказать, что интеллигент – это тот человек, который умеет терпимо относиться к людям и к миру. Именно поэтому нельзя быть фанатиком (спортивным, религиозным, политическим) и оставаться интеллигентом.
Хотя, в попытке разобраться, что значит быть интеллигентным человеком, можно пойти более простым путем и заглянуть в словарь. Там мы увидим определение интеллигента, как человека образованного, занятого умственным трудом. Какое из мнений наиболее соответствует тому, каким должен быть интеллигентный человек, решать вам.
Почему человек должен быть интеллигентным?
Если согласиться с последним определением интеллигентного человека, то особой нужды быть такой личностью нет. Потому что существует масса рабочих специальностей, не требующих получения высшего образования. Но если принять во внимание высказывания Лихачева, то необходимость быть интеллигентным человеком станет очевидна. С кем вам приятнее общаться – с человеком, не уважающим мнение других, старающимся унизить собеседника или с тем, кто выслушивает любую точку зрения, пытаясь понять оппонента?
Образованный человек полезный человек. Образованный человек – ...
... на протяжении всей жизни индивидуума. Страницы истории Что значит образованный человек? Наверняка многие из нас рано или поздно задавались ... черпаем знания из этих источников и становимся образованными людьми. Образованный человек: понятие, критерии, аспекты Трактовка данного термина неоднозначна, исследователи ... быть наоборот. Интернет, бездонный источник полезной информации, где все доступно. Не н
Как стать интеллигентным человеком?
Но раз мы решили, что интеллигентность качество врожденное, то можно ли его у себя выработать? Да, научиться быть интеллигентным человеком можно, но это потребует немалых волевых усилий. Можно сколько угодно читать книги – художественную литературу и научные сочинения, запоминать обороты речи и использовать их в своем обращении, но интеллигентом это вас не сделает. Кроме образования необходимо учиться думать самостоятельно и уважать чужое мнение, любить других людей, бережно относиться к окружающему миру. И это не сектантская проповедь, а необходимость, если бы не было тех, кто создает произведения искусства, кто делится душевной теплотой с другими, наша жизнь была бы серой, а существование бесцельным. Впрочем, решать, кем быть вам – хамство и злоба нынче процветают и, вроде бы, таким людям живется неплохо.
Лингвистический анализ текста Д. С Лихачёва « Человек должен быть интеллигентен» , Лингвистический анализ текста Д. С Лихачёва « Человек должен быть интеллигентен».
Урок разработан учителем русского языка и литературы ГБОУсош№ 000, г. Москвы, Литвиновой Мариной Владимировной.
Цель урока
: предоставить старшеклассникам возможность повторить и закрепить знания о тексте, способах связи предложений в тексте; о стилях речи; закрепить умения анализировать текст, выделять в нем тему, идею; находить выразительные средства языка, определять их роль в тексте; способствовать формированию уважительного отношения к русскому языку и родному краю, развить интерес к самостоятельному изучению русского языка.
Задачи:
проверить не только объем и качество усвоения материала, но и глубину осознанности, умения использовать полученные знания на практике; продолжить обучение комментированию и рецензированию ответов одноклассников; построить урок на основе системного анализа; частично познакомиться с биографией ; поразмышлять о важных проблемах человеческого бытия; определить свое отношение к нравственным ценностям; получить позитивный эмоциональный опыт в отношении к его жизни и деятельности.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, присаживайтесь.
Проблемный вопрос, Вступительное слово учителя.
Уважаемые ученики! Сегодня мы должны с вами поразмышлять о важных проблемах человеческого бытия.
Давайте поговорим немного об авторе, с текстом которого будем работать в течение всего урока. Дмитрий Сергеевич Лихачёв жил в жестокий век, когда попирались нравственные основы существования человека, однако стал «собирателем» и хранителем культурных традиций своего народа. Выдающийся русский ученый не только трудами своими, но и всей жизнью утверждал принципы культуры и нравственности. Он автор фундаментальных работ, посвященных истории русской литературы и культуры, значительная часть которых переведена на 11 языков мира.
Учебное пособие: Человек как субъект культуры
... окружающей реальности. Или, говоря другими словами, человек становится человеком в тот момент, когда в нем проявляется субъект культуры, ибо именно культура отличает человека от всех феноменов реальной действительности. ... в животно-природном мире. Следовательно, не какие-то отдельные характеристики человека как биофизиологической автономности являются основанием для его отделения от природного мира, ...
Дмитрий Лихачёв родился в 1906 году в Санкт-Петербурге. В 1928 году, по окончании факультета общественных наук Ленинградского государственного университета, он был незаконно репрессирован. Пять лет Дмитрий Сергеевич находился в лагере на Соловках, трудился на строительстве Беломорско-Балтийского канала. В 1932 году его освободили досрочно. Карьера Дмитрия Сергеевича выглядела предельно просто: работа корректором в издательстве Академии наук СССР, затем научным сотрудником Института русской литературы. В 70-е годы он возглавил редколлегию ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия», редколлегию серии «Литературные памятники», в конце 80-х годов — участвовал в создании журналов «Новый мир» и «Наше наследие».
За краткими строками биографии — многогранная жизнь мыслителя, ученого, общественного деятеля. Через призму истории русского языка и литературы исследователь постигал культуру своего народа. Дмитрий Сергеевич внес неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой гуманитарной мысли, в защиту и сохранение культурного наследия Россиян. Он стал символом высокой нравственности, чести и достоинства, а жизнь его — примером бескорыстного служения народу. На уроке мы поднимем вопрос об интеллигенции и интеллигентности и поразмышляем о двенадцатом письме «Человек должен быть интеллигентен!» из книги «Письма о добром».
Словарно-орфографическая работа.
Ребята, как вы понимаете значение слова интеллигенция?
Слово «интеллигенция» на других языках мира определяется как заимствованное из русского. И, наверное, не случайно Европа и Америка предпочитают слову «интеллигент» слово «интеллектуал». Русский язык не просто принял, вобрал в себя иноземное слово – он его одухотворил. Ни в одном другом языке мира это слово не несет дополнительной смысловой нагрузки.
Интеллигенция
- собир., люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры;
- общественный слой людей, занимающихся таким трудом.
Интеллигентность
- это способность человека к духовной эволюции, самотворению: сам себя творишь и сам себя отворяешь, выявляя дотоле неведомые силы и способности.
Аура —
спец., 1 Изображаемое как нимб, ореол, сияние вокруг головы, тела, представляемое как проявление души, духа.2. В парапсихологии-то же, что и биополе.
Работа с текстом.
Текст распечатан на каждого ученика
Человек должен быть интеллигентен!
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В Библии сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».
Получить полный текст
Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).
Проблема роли учителя в жизни человека (текст Г.А. Горышина)
... офицерском габардиновом кителе, с двумя рядами орденских планок, заговорил с нами, как со взрослыми людьми, о чём-то таком, никогда нами не слыханном. (18) Новый учитель литературы, я хорошо это ... по литературе я обыкновенно перекатывал, переставляя слова, с учебника, поскольку мне казалось, что там, в учебнике, написано толковее, чем я нагородил бы от себя. (16)3а сочинения чаще всего мне ставилась ...
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг перед самим собой. Это залог его личного счастья и « ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).
ёв
Беседа по содержанию текста.
Ребята, перед нами представлен отрывок из двенадцатого письма.
1. О чём
этот текст?
( Примерные ответы детей: это размышление об интеллигенции. Она нужна в жизни не только для окружающих, но и для каждого человека. Это наше нравственное здоровье. Мы должны ежедневно тренировать духовные и душевные силы, для того чтобы быть счастливыми. Душевная слабость ведёт к физической слабости. Все наши слова, поступки возвращаются к нам с удвоенной силой, поэтому мы должны отдавать себе отчёт в наших деяниях).
Какие проблемы поднимаются в этом тексте?
( Какого человека можно считать интеллигентным? Что такое интеллигентность? Нужна ли интеллигентность в современном мире?)
Как название текста влияет на его тему?
( В названии заключен призыв, который привлекает наше внимание к общечеловеческим ценностям).
Какова идея?
( Интеллигентный человек – это человек, имеющий не только хорошее образование или талант, но и определённые морально – нравственные качества).
Давайте идею запишем при помощи тезисов из текста ( интеллигентность человека – залог его долголетия, быть интеллигентным – долг человека перед самим собой, быть интеллигентным – долг человека перед обществом.)
Можно ли образованного человека считать неинтеллигентным?
(Нет, так как образованный человек и интеллигентный человек два разных понятия, интеллигентность основывается на создании нового через осознание старого как нового).
Перечислите, какими чертами на ваш взгляд должен обладать интеллигентный человек.
(Это человек, уважающий культуру прошлого, способный понимать другого, умеющий уважительно спорит, способный незаметно помогать другому, берегущий природу, скромный, не засоряющий окружающий мир не только вещественно, но и дурными идеями, приветливый и добрый).
Согласны ли вы с тем, что «Социальный долг человека – быть интеллигентным»?
( Дети делятся своими мнениями).
К какому стилю речи, типу речи принадлежит данный отрывок?
(Данный текст принадлежит к публицистическому стилю речи, тип речи- рассуждение. Выдвигается тезис — человек должен быть интеллигентен, далее автор доказывает, зачем каждый человек дожжен быть интеллигентным, вывод — социальный долг человека – быть интеллигентным).
Какие признаки публицистического стиля вы в нём нашли?
( Цель: воздействие на читателя, внушение определённой идеи (если человек не будет проявлять уважение к культуре прошлого, не будет ежедневно воспитывать себя, не будет ответственен в решениях нравственных вопросов, значит, это человек, не умеющий жить, несчастный, страдающий «душевной слепотой»).
Автор побуждает нас осмыслить эту важную морально-этическую проблему. Именно эта цель заложена в названии текста. Ещё один признак публицистического стиля — общедоступность (текст рассчитан на понимание широкой аудитории читателей).
Получить полный текст
За счёт чего автор воздействует на эмоциональную сторону читателя?
Текст очень эмоционален, это достигается за счёт риторических вопросов и восклицаний, синтаксического параллелизма, ёв не просто пишет, а через своё письмо беседует с читателем).
Например, … « А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?»).
Какие выразительные средства помогают образно представить текст?
(Это достигается за счёт ряда однородных членов «сослуживцев, друзей, родных»… служат для создания максимально полного описание интеллигентного человека, использования фразеологизма «белая ворона», лексических повторов « в тысяче и тысяче мелочей», анафора « а если…» говорит о том, что внешняя среда не должна влиять на внутреннее мироощущение, никакие условия не могут повлиять на интеллигентность людей. Вводные конструкции помогают подчеркнуть значимость фразы « именно незаметно»…).
Какие ключевые слова помогают понять направление авторской мысли, его внутреннее состояние?
(Внутреннее состояние нам помогает понять лексика, характерная для публицистического стиля: должен, надо, беречь — это слова, обращённые именно к обществу).
Как вы считаете текст динамичен или статичен?
(Текст динамичен, движение создается за счёт большого употребления глаголов. Они не дают мысли затечь, а постоянно читателя заставляют искать ответы на поставленные вопросы. Глаголы употреблены в инфинитиве и изъявительном наклонении настоящего времени, это употребление позволяет сделать вывод, что нравственные вопросы, которые поднимаются в тексте, не имеют срока давности, они будут актуальны всегда, в любое время, так как без этого невозможно говорить о душе человека, без души мы все превратимся в чёрствых, безынициативных людей).
Давайте подведём итог.
Современный человек — интеллигентный человек?
Что вы в современном мире вкладываете в это понятие?
В 1991 году Лихачёв пишет книгу «Раздумья», как бы логическое продолжение «Писем о добром и прекрасном». Завершают «Раздумья» 10 заповедей человечности, сформулированные Великим сыном России. Давайте посмотрим, как эти заповеди связаны с нашим текстом. Какие заповеди наиболее значимы?
Заповеди человечности (записаны на доске).
Не убий и не начинай войны. Не помысли народ свой врагом других народов. Не укради и не присваивай труда брата своего. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти. Уважай мысли и чувства братьев своих. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.!!! Чти природу как матерь свою и помощницу. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.
(ёв).
Домашнее задание:
Написать сочинение-рассуждение на тему « Нужна ли интеллигентность в современном мире?»
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Несомненно, каждый из нас не раз задумывался о сущности настоящей интеллигентности, старался мысленно выяснить, отвечают ли черты его собственной личности, его поступки мысленному образцу. И каждый сталкивался с тем, что однозначно ответить на вопрос «А кто есть современный интеллигент?» не всегда легко. Совпадают ли понятие «образованность» и «интеллигентность»? Можно ли воспитать в себе интеллигентность или надо им родиться? Именно на эти вопросы попробую ответить.
Слово «интеллигент» появилось сравнительно недавно — в первой половине девятнадцатого столетия. Молодость этого понятия объясняется тем, что разделение труда на умственный и физический возникло лишь во время научно-технической революции, родив новую социальную прослойку — интеллигенцию, т.е. людей, которые зарабатывают на жизнь своим умом. Раньше, в пору феодального порядка, нужды в слове «интеллигент» не было, поскольку монополия на умственный труд принадлежала исключительно аристократии, т.е. самим феодалам. Сегодня же слово «интеллигент» приобрело какое-то другое значение. Для того, чтобы человек имел право называться интеллигентом, кроме того, чтобы работать умственно, он должен иметь ряд других, не менее важных качеств. Для этого мало иметь высшее образование, хорошую работу, изысканные манеры и такие казалось бы «непременные» внешние атрибуты интеллигенции, как пиджак, шляпа, рубашка с галстуком и очки. Совсем не обязательно быть напыщенным академиком, выдающейся политической фигурой или великим писателем. Настоящий интеллигент, по моему мнению, никогда не покажет своего превосходства над менее образованным человеком, который, возможно, стоит на низшей общественной ступени; в общении интеллигент простой и непринужденный, не старается казаться умнее, чем есть, так как знает себе цену, держится достойно. Интеллигентность не всегда можно объяснить происхождением, родителями, воспитанием, зажиточностью или бедностью. Даже высокая образованность не является гарантией интеллигентности, так как мы знаем кричащие примеры морального невежества именно среди владельцев документов о высшем образовании. И наоборот, знаем образцы настоящей интеллигентности и внутренней культуры среди людей простого происхождения, которые не имеют дипломов. Яркий пример — Екатерина Белокур, необразованная крестьянка, которая своими силами достигла фантастических высот в живописи. Удивительные картины художницы являются отображением гармонии внутреннего мира и окружающей красоты. Интеллигент — это всегда патриот, который болеет душой за судьбу Родины. В советские времена много настоящих интеллигентов отбывали сроки в лагерях, их подвергали пытке, расстреливали, но ничто не могло изменить их сущности. Считаю, настоящий интеллигент — это прежде всего человек «духа», человек глубокой «внутренней» культуры, преисполненный чувства собственного достоинства и глубокого уважения к другим людям. Это личность, которая имеет твердые убеждения и не уступает им ни под давлением материального затруднения, ни под влиянием жизненных соблазнов, ни под угрозами вельмож. Возможно, важнейшая черта интеллигентного человека — это внутренняя свобода и независимость мысли, за которую, к сожалению, ему часто приходится платить высокую цену, иногда даже отдавая собственную жизнь. Пример настоящих «рыцарей духа» побуждает к самосовершенствованию, освещает жизненную дорогу каждому из нас. |