В литературе появления героев, которые опережают свое время, будучи непонятными непринятыми современным им обществом, явление нередкое. Вначале кажется, что это явление исключительно литературное и никакого отношения к реальной жизни не имеет, но, на самом деле, это ошибочное мнение.
Появление таких людей на сломе веком или во время кризисных периодов развития частое явление, однако полноценно проанализировать таких индивидуумов находясь с ними в одном временном промежутке довольно тяжело. Они, на общем фоне, выглядят чудаковатыми и странными.
«Лишний» Чацкий
Их позиция всегда противоречит общепринятым принципам и поэтому порой кажется, что они находятся на грани сумасшествия и здравого смысла. Логику их поступков и позиции можно проанализировать исходя из дальнейшего ходя развития истории и культуры.
Этот процесс легко воплотить в реальность, если перед нами не живой человек, а художественно произведение, к тому же написанное несколько десятков или даже сотен лет тому. В таком случае мы можем оценить существенность позиции того или иного персонажа.
С образом Чацкого неотъемлемо такое понятие как «лишний человек». Этот термин имеет русские корни. Первое проявление этого явления были обнаружены литературными критиками и научными деятелями в образе главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин».
Исходя из позиции литературоведов, такой герой находится всегда выше по своему уровню образования, талантам, чем все окружающие. Его потенциал настолько безграничен и многообразен, что ему не удается воплотить себя в любой из видов деятельности.
Он постоянно находится в поисках смысла жизни, но не может его найти, поэтому тратит свои силы и умение на всякие жизненные мелочи – кутеж, балы, дуэли – одним словом на все то, что приносить наслаждение или является детищем страсти.
Такие персонажи приносят страдания другим (а основном женщинам), ломают судьбы многих людей, порой даже самых близких, становятся причиной смерти. Они не видят проступка в своих действиях – воспринимают случившееся беспристрастно.
Почему чацкий лишний человек. : Чацкий — странный человек ...
... лишний человек», ответить на вопрос: «Являются ли Чацкий и Онегин «лишними людьми»?» Характер, судьбу, взаимоотношения с людьми Евгения Онегина и Александра Андреевича Чацкого ... шло вразрез с их общественными позициями . Можно предположить, что лишних людей в этом мире и в ... герою, так и исходить из героя. Лишним человеком чаще всего оказывается тот, кто всех обличает. «Лишний человек» - это ...
В некой мере такая позиция сродни Чацкому – он тоже кажется нам вырванным из другой эпохи, ищет свое предназначение и обладает необыкновенным потенциалом. Его отличительная черта от «лишнего человека» состоит в том, что Чацкий не приносит таких кардинальных разрушений для общества или отдельных его представителей, он не умирает, как это принято для подобных персонажей в конце повествования, а просто покидает чуждое ему общество.
Исходя из этого отличия, в научной литературе Чацкого называют предвестником лишнего человека. Понятие о таком типаже героев важно для понимания целостной картины всего образа и поступков героя – персонаж периодически действует негативно не потому, что он плохо воспитан, а потому, что под давлением общества и своего внутреннего мира другой продукт деятельности и реакция на окружающее для него невозможна.
«К вам Александр Андреевич Чацкий».
Бессмертна комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Опираясь на устойчивую опору здравого рассудка, автор описал в своём произведении такую вполне закономерную ситуацию, как столкновение двух поколений, двух веков. Век минувший – век, воспитавший целое поколение Фамусовых и Молчалиных, составивших затем основное московское общество. Век нынешний – век нового поколения, на его стороне один только Чацкий. Прослушав комедию, Александр Сергеевич Пушкин писал: «…не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его – характеры и резкая картина нравов». Великий поэт не ошибся, охарактеризовав произведение таким образом. Действительно, в основе комедии лежит сравнение минувшего века и нынешнего, старины и современности. До прибытия Чацкого всё в доме Фамусова строилось на лжи. Отец скрывал от дочери свои заигрывания со служанкой, София не признавалась в своей любви к Молчалину, Молчалин прятал свои чувства к Лизе от Софьи и играл роль верного возлюбленного, Лиза своим милым плутовством охраняла тайны сердца своей госпожи. Никто не хотел и не собирался разрушать эту спокойную, мирную обстановку. Но всё переменилось со времени приезда Александра Чацкого.
Как вихрь, ворвался он в скучную повседневность Фамусовской Москвы, разоблачая обманы минувшего века. О нём писал А… И. Герцен: «У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться. Это то брожение, в силу которого невозможен застой в истории…». Александр Чацкий приезжает в Москву после трёх лет разлуки, чтобы увидеть девушку, любовь к которой не только не утихла со временем, но стала сильнее. И что же он находит? Софья Павловна его встречает холодно и мысленно сожалеет о его приезде. Чацкий отторгнут Фамусовским семейством. В беседе с самим Фамусовым выясняется, насколько мышление Чацкого противоречит мнению устаревшего московского общества. Заходит речь и о Софье Павловне. Фамусов заметил неравнодушие к ней Чацкого, но прежде советует ему послужить. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — отвечает Чацкий. Было бы слишком просто объяснять такую, несколько даже дерзкую, прямолинейность его фраз одной лишь инерцией пылкости. Скорее, тут действует нежелание поддерживать дальнейшую связь с домом Ф амусова, то, что подсказывает Чацкому сознание. Но в то же время любовь к Софье удерживает главного героя от порывов уехать.
Чацкий – передовой человек своего времени (по пьесе Горе от ума)
... его идеологии стал Александр Чацкий, которого мы тоже можем назвать передовым человеком своего времени, ведь он выражал самые смелые и новаторские идеи своей эпохи. Александр приехал в дом Фамусова после ... не только своего времени, но и современник всех поколений. И нельзя не удивиться мудрости Грибоедова, которому не было тогда и тридцати лет. Чацкий вынужден покинуть дом Фамусова, но это не ...
Да и сам Александр Андреевич признаётся, что у него «ум с сердцем не в ладу». Он защищает благородство, независимость, высоту мысли, истинность чувств. И в то же время Фамусов отстаивает свои взгляды на жизнь и службу, которые не находят взаимности у Чацкого. Здесь сталкиваются минувший век и нынешний. Во многом взгляды Чацкого оправданы – он «вольность хочет проповедать», «служит делу, а не лицам». Но непростительна его наивность в том, чтобы отрицать устарелые взгляды московского общества. Он искренне верит, что «век минувший» уже отошёл, а будущее за веком нынешним, хотя история не знает случаев, чтобы поколения сменялись поколениями с такой мгновенной скоростью. Всё происходит постепенно, не спеша. И в доме Фамусова, где всё ещё царят порядки минувшего века, приезд Чацкого произвёл целую бурю. «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными» — пишет А.С. Пушкин. К сожалению, даже обморок Софьи, когда Молчалин упал с лошади, не заставил Чацкого прозреть… Он говорит Софье Павловне: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!». И до последнего надежда на то, что ему в этом доме рады, не покидала Чацкого.
Если современные взгляды молодого человека не находят взаимности у окружающих, он полностью бросается в свою любовь, ныряет в неё с головой. В этом случае Чацкий готов был не замечать явного – того, ч то Софья Павловна влюблена в Молчалина. «С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!». Чацкий ищет оправданности чувств Софьи и обманывается, поскольку то, что презираемо им, в барской Москве возвышает человека. Это неудержимо обнаруживается на балу в доме Фамусова. Слух о сумасшествии Чацкого начинает распространяться с поразительной быстротой. «Ученье – вот чума, учёность – вот причина» — уверен Фамусов. И вот уже выясняется, что большинство гостей, если не сказать, что все, не согласны с вольными высказываниями Чацкого. Чацкий – трагический герой, попавший в комедийную ситуацию. В Фамусовской Москве такому человеку не место, консервативно настроенные люди не признают его, гонят. Но исторически сложилось так, что для таких людей, как Чацкий всегда находится место, где «оскорблённому есть чувству уголок». Всегда возникали и будут возникать такие люди, которым надлежит быть воинами-застрельщиками в борьбе за свою, никем не признанную правду. И всегда количество старой силы будет сокрушено качеством новой.
Так поколения сменяют друг друга, сталкиваясь и отвергая всё, что не согласуется с их собственными утверждениями, порядками, привычками. Так размеренно и неторопливо складывается история народов и культур. Спустя полвека после создания комедии русский романист И. Гончаров написал статью «Мильон терзаний», в которой определил тип Чацкого как вечного героя. Он отмечал, что в жизни на смену устаревающему всегда приходят новые, прогрессивные силы, которые поначалу оказываются в меньшинстве. «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим» — писал Гончаров. И он не ошибся. С кого же был списан столь живой и многогранный образ? Грибоедов вложил в своего героя декабристский дух, который был так близок ему и знаком. «…Образ Чацкого, меланхолический, ушёдший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов… …это – декабрист…» — пишет Герцен в статье «Новая фаза русской литературы». Автор комедии был лично знаком с декабристами, хотя искренне не разделял их взглядов. Это и помогло ему написать комедию и сделать её такой актуальной, побуждающей к раздумьям. Прочитав комедию, я не могу оставаться безучастным наблюдателем. Ситуация, в которой оказался главный её герой, не оставляет читателя равнодушным, призывая принять должное участие. И я с удовольствием обдумываю мораль произведения, суть его, находя всё больше скрытых истин, ранее не заметных и простых, но бесспорных. И всё, что можно добавить к этому сочинению, только то, что, вне всяких сомнений, Александр Сергеевич Грибоедов был талантливым писателем. «Горе от ума» вечно будет существовать. Автор сочинения: Насибли Сона
Сравнительная характеристика Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова
... смех!». В сцене бала происходит окончательный разрыв Чацкого с Фамусовским общества. После бала Чацкий решает выяснить истинное отношение Софии к нему, так происходит и развязка любого конфликта. Комедия ... общего, что предвещает конфликт между ними. Чацкий высмеивает образ жизни чиновничий Москвы, шутит, язвит. Он ... было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его ...
Чацкий: что нужно знать о главном герое «Горя от ума»
Знаменитую пьесу Александра Грибоедова, оконченную им в 1825 году, разобрали на цитаты задолго до выхода в официальную печать. Вопреки запретам цензуры на публикацию и театральные постановки «Горя от ума», рукописные копии молниеносно распространялись среди читающих жителей Москвы и Петербурга.
Необычный герой вызывал гнев у одних и восторг у других обитателей «высшего света», а его резкость и прямота удивляли не меньше, чем новаторские приемы автора-драматурга.
О том, что из себя представляет Чацкий на самом деле, уже тогда велись литературные споры. Не забыт этот персонаж и теперь, спустя почти 200 лет после своего «рождения». Чем же так привлекает читателей из разных эпох образ Чацкого?
Чацкий и «фамусовское» общество
Сам Грибоедов как-то назвал Чацкого единственным здравомыслящим человеком «на 25 глупцов», то есть остальных персонажей пьесы. Вместе с тем Александр Андреевич стал одним из первых русских литературных героев, которые осмелились открыто противопоставить себя обществу.
Опекун рано осиротевшего молодого человека, Павел Афанасьевич Фамусов, не пожалел средств на то, чтобы дать ему европейское образование, но взглядов старшего поколения его подопечный так и не принял. Три года путешествий также сказались на мировоззрении внимательного Чацкого.
Повзрослев, он только яснее увидел ошибки в управлении родной страной и пробелы в интеллектуальном и культурном развитии представителей московского общества.
Матери и отцы, озабоченные лишь тем, как бы поскорее выгодно «пристроить» дочек-невест; юные модницы-кокетки и молодящиеся дамы средних лет, полные взаимной зависти и жеманства; военные, получающие все новые звания и ордена за терпеливое ожидание разжалования или смерти других; лицемерная услужливость молодых чиновников и воинствующее невежество старых помещиков — все это ужасно раздражает Чацкого, и он открыто заявляет о том, как ему противны и осуждение, и похвала этих людей. Герой обличает мошенников, льстецов и невежд, защищая тех, кто стремится овладеть знаниями и искусством.
Роль монологов Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
... Спасибо за внимание. 1. Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума». 2. Чацкий и общество. 3. А. С. Пушкин о главном герое комедии Грибоедова. Нередко образ Чацкого из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ... Чацкий избрал не ту аудиторию, которая способна с сочувствием отнестись к его пылким речам. На самом деле кому понравится подобное обвинение: А судьи кто? — Задревностию лет К свободной жизни ...
Чацкий и Молчалин
Новый «сердечный друг» Софьи Алексей Молчалин оказывается полной противоположностью Чацкого. Искренний, порывистый и насмешливый герой, которому «прислуживаться тошно», поначалу даже отказывается признавать в «бессловесном», услужливом и холодном карьеристе соперника.
Но зато он отлично видит то, что скрыто от глаз самой Софьи: это «жалчайшее созданье», получающее чины и всеобщее расположение за умение вовремя польстить, «умеренность и аккуратность» не может быть достойной партией для такой девушки.
Дочь Фамусова, ослепленная чувством к Молчалину и обиженная на Чацкого за его долгое отсутствие, принимает лесть, изворотливость и бесхребетность Алексея Степановича за доброту, альтруизм и скромность.
Она, в отличие от Чацкого, не понимает, что «молчалины блаженствуют на свете» лишь благодаря их лицемерию, а о добродетельности и трудолюбии здесь нечего и думать.
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816—1824), когда молодые люди, подобные Чацкому, несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах героя, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода личности — вот основной мотив времени и комедии Грибоедова. Это и свобода от обветшалых представлен и й о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый… — прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными.
Стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не лицам». Он ненавидит все пошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство: И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — «умеренность и аккуратность», их мечта — «собрать все книги бы да сжечь».
Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (оценка Грибоедова) и консервативным большинством. В любом драматическом произведении характер главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал трагическую судьбу молодого прогрессивного человека в обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка отворачивается от него, и это ранит героя больнее всего. Затем возникает сплетня о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!
Сумасшествие чацкого в комедии “горе от ума” грибоедова
... комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» – Чацкий Чацкий Александр Андреевич роблема прототипа главного героя комедии ... хотела объявлять Чацкого сумасшедшим, всё ... Чацкого, можно считать ... Чацкого Роль Чацкого – главная роль, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Гончаров Комедия ... Почему это происходит? Во-первых, Чацкий ... жизни. Клевета объединила их в борьбе против Чацкого. ...
«Так! Отрезвился я сполна!» — восклицает Чацкий в финале. Что же это — поражение или прозрение? Прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Гончаров считает, что роль всех Чацких — «страдательная», но в то же время всегда победная.
Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях героя. Но в этом сила подлинного искусства. Грибоедову впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок нам потому, что он выписан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо, долг и честь — таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу», — говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно, что не дает ему видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому, — это такие естественные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад», — писал Пушкин в стихотворении «Признание». Чацкий мог бы сказать о себе то же. Остроты Чацкого также делают этого героя привлекательным и жизненным.
Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже показали, проблемы своего времени, Грибоедов в то же время создал образ непреходящего значения. «Чацкий — декабрист», — писал Герцен. И он, конечно, прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненности ее героев. Ведь идея «свободной жизни» обладает поистине непреходящей ценностью.