Быт и нравы города Калинова в пьесе «Гроза» Островского
Поразительно, но иногда об истории того или иного государства можно судить лишь по литературе. Сухие хроники и документы не дают настоящего понимания происходившего, соответственно на литературе лежит большая ответственность. В XIX веке роль литературы увеличилась настолько, что тем или иным произведением можно было повлиять на настроения интеллигенции. Текст стал не только реакцией на что-то, но и поводом задуматься о том, что может случиться, если всё оставить как есть. Безусловно, наиболее удачными в этом отношении можно считать жанр драмы: во-первых, из-за небольшого объёма реакция на события была практически молниеносной, а во-вторых, впечатление усиливалось благодаря зрительному восприятию. Автору важно было показать крайнюю степень отчаяния и безысходности, перенести действие в бытовую плоскость. Так, описанные быт и нравы в пьесе «Гроза» Островского могут по-настоящему ужаснуть. Этот вопрос заслуживает особого внимания.
Действие драмы разворачивается в некоем городе Калинове на берегу Волги. Маленький провинциальный городок, в котором, как принято, все друг друга знают. С самых первых явлений пьесы подчёркивается ограниченность города. Здесь построили множество заборов, чтобы отгородиться от внешнего мира, сохранить свои секреты. О быте и нравах Калинова в «Грозе» читателям рассказывает Кулигин. Знакомство с этим персонажем происходит уже в первом действии. Из его диалогов с несколькими людьми рисуется исчерпывающая картина жизни в этом городе. Начать следует анализом разговора с Кудряшом: мужчины говорят о природе — Кулигин восхищается, а Кудряш равнодушен к пейзажу. «Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита» — глядя на Волгу, Кулигин невольно вспоминает слова песни. Казалось бы, сколько возможностей для отдыха и различных видов досуга. Но жители Калинова заперлись, забаррикадировались в своих домах, самоизолировавшись от внешнего мира. Возникает ощущение, что Калинов похож на закрытую банку: люди дышат воздухом, из которого постепенно исчезает кислород. Недовольство растёт, но энергии некуда выйти, ведь пространство ограничено стеклом. В Калинове ситуация аналогичная. Люди боятся даже безобидной грозы, спасаясь от проявления стихии. Это первобытные, языческие страхи.
Далее разговор перетекает в другое русло: Кулигин с Кудряшом говорят о Кабанихе и Диком, в чьих образах раскрываются быт и нравы купечества в драме «Гроза». Стоит отметить, что во второй половине XIX века в народном сознании и фольклоре возросло значение сатирического жанра. Сатира была направлена против купцов и мелких чиновников. Высмеивались взяточничество, жадность, корысть. Дикой предстаёт перед нами грубым и невоспитанным человеком. От него слышна только ругань: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё!
Кулигин в пьесе Гроза Островского (образ и характеристика)
... второстепенных персонажей произведения является Кулигин, представленный писателем в образе местного жителя провинциального российского городка Калиново. Герой описывается в пьесе в качестве мужчины пятидесяти лет, ... поболтать с встретившимися горожанами. Жители города характеризуют Кулигина как доброго, хорошего, скромного человека, не позволяющего высказываться в адрес окружающих людей плохими ...
Ни за что человека оборвёт» (мнение мещанина Шапкина о Диком).
Савл Прокофьевич купец, один из самых богатых людей в городе, поэтому многие часто приходят к нему просить деньги в долг. Характер Дикого и его высказывания по поводу работы дают основание полагать, что своё состояние купец нажил нечестным трудом. Дикой пьёт и проклинает всех на чём свет стоит, как говорится. Примечательны два эпизода. Первый — разговор Дикого с городничим. Оказывается, на Дикого регулярно жалуются простые работяги, ведь купец их обманывает, забирая большую часть суммы себе. Савл Прокофьевич подтверждает обвинения, добавляя «оправдательное» предложение о том, что купцы также друг и дурга воруют, и ничего страшного в таких действиях нет. Второй — небольшой рассказ о том, как Дикого обругал гусар на переправе — «вот смеху-то было». Дикой предстаёт как кошмар, который развеивается, если над ним посмеяться.
Большую опасность представляет Марфа Кабанова. Никто из семьи не смеет её ослушаться. Семья Кабановых представляется миниатюрной копией города. Например, очевидны параллели с замками и ограждениями: в одной из сцен Варвара подменяет замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно гулять по вечерам. Ведь Марфа Игнатьевна плотно закрывает засов и просит служанку Глашу следить за запертой дверью. Менее заметна параллель Тихона и Кулигина. Тихон говорит, что своего мнения у него нет, мыслей своих нет и быть не может. У Кулигина мысли, разумеется, есть, вот только выразить он их не может: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается».
Часто появляется мотив «съедения заживо». За запертыми дверями люди едят друг друга, то есть оскорбляют, всячески унижают и издеваются. И, если ситуация с купечеством и городничим похожа на замкнутый круг, то в этом случае люди просто не хотят менять свои привычки. Они привыкли жить в постоянной лжи, поэтому теперь считают такую жизнь нормой.
Добролюбов был прав, когда назвал город Калинов тёмным царством. Царством ограниченных самодуров и безынициативных рабов. Изображённые в «Грозе» быт и нравы тёмного царства невозможны для нового мира, где каждый человек должен быть свободен и честен перед собой.
Рекомендовано 10 классам при подготовке материалов к сочинению на тему «Быт и нравы города Калинова в пьесе «Гроза»».
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 19
В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?
Начать тест(новая вкладка)
«Быт и нравы провинциальной России» H. В. Гоголь
Быт и нравы провинциальной России
Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым… На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть рассмеется им! О, смех великое дело! Н. В.Гоголь. Известно, что единственный случай, когда Гоголь имел возможность наблюдать русский провинциальный город, был в Курске, где ему пришлось задержаться на неделю из-за поломки экипажа. Силою писательского таланта эти впечатления преврвтились в образы, таинственные для всей россии времени Николая I. Любопытно,
Нравы и обычаи уездного города Н. в Ревизоре Гоголя
... и стул сломать. Общая картина нравов и обычаев обитателей города N оставляет впечатление человеческой тупости, неразвитости, ограниченности на фоне безнаказанного произвола властей. ` Нравы и обычаи уездного города Н ... глубину нравственного падения хозяев города. От их произвола и поборов жителям некуда деться. Жалуясь мнимому ревизору Хлестакову на городничего, купцы рассказывают, как поставляют в ...
что это подтвердил сам Николай. На пути из Пензы в Томбов царь получил увечье и две недели лечился в Чембаре. Выздоровив, он пожелал увидеть местных чиновников. Рассказывают, что государь пристально осмотрел пришедших и сказал губерноскому предводителю дворянства: «Я их знаю…» А затем прибавил по — французски, что видел их на представлении гоголевского «Ревизора». Действительно, героями комедии Гоголь сделал чиновников уездного города. Благодаря простому на первый взгляд, сюжетному ходу, проезжего мелкого чиновника принимают за ревизора — автор раскрывае быт и нравы не только провинциального штатного городка, но и всей России. Какова же Россия миниатюре — город, из которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.»? «На улицах кабак, нечистота!» Возле старого забора, «что возле сапожника,… наваленно на сорок телег всякого сору.» Церковь при богоугодном заведении, «На которую назад тому пять лет была ассигнованна сумма,… начала строиться, но згорела»… Удручающая картина. А как живется «купечеству» да «гражданству»? Кто обобран, кто выпорот, у кого синяки на скулах от усердия Держиморды; арестанты не кормлены, в больницах вонь, не чистота и больные «все как мухи выздоравливают».
А всему виной крайний цинизм поступков и самоуправство «столпов города»- тех кто в силу своего общественного долга призван противостоять беззаконию и радеть о благе горожан. Однако конический эффект в пьесе какраз и основывыается на несоответствии поступков героев их общественному призванию. Городничий, например, с гордостью объявляет: «Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов обманул!» Ему вторит судья: «Я говорю вам откровенно, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.» Почтмейстер, выслушав поручение: «всякое письмо этак немножко распечатать» наивно признается: «знаю, знаю, этому не учите, это я делаю не то штоб из предосторожности, а больше из любопытства: «смерть люблю узнать, что есть нового на свете.» Итак, полностью беспринципность, корыстный расчет, злоупотребление служебным положением — вот то, что составляет основу сознания и деятельности «хозяев жизни». Но главное Гоголем сдернут покров тайны со взяточничества — самого опасного и распространенного порока огромного чиновничьего аппарата России. Недаром во время монолога Городничего «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» актер щепкин подходил близко к рампе и бросал эти слова в чепорный партер, где сидело немало прототипов Гоголевских героев, среди которых было, по словам самого Михаила Семеновича, половина «берещих», и половина «дающих».
И все же казнокрадство, взяточничество, грабеж населения — все эти ужастные по своей сути явления — показаны Гоголем повседневными и ивполне закономерными. По глубокому убеждению Антона Антоновича, «нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов», который пропустил бы то, «что плывет в руки». И вот теперь в городе ревизор «инкогнито» — неожиданно нависшая опасность для всех чиновников, но особенно для Городничего. Ведь с отца города первый спрос, да и грехи у него посолиднее: «в руки плывут не только шубы и шали, да кули товаров от купцов, а и государственная козна, средства отпущенные на благоустройство города, социальные нужды. А это скорым распоряжением не поправиш: «не вывезешь горы мусора, не прикроешь соломенной вехой пустот и развалин, не выстроишь церковь, а главное — не заставишь молчать всех обиженных.» Но все дело в том, что в гостинеце живет не ревизор, а жалкий «елистратишка», промотавший в Питербурге деньжонки. По законам конического Гоголь наделяет своего героя устрашающей фамилией, образованной от слова хлестать — бить на отмашьш. И чиновники трепещут. Не распознал «фитюльку», «пустышку» и сам Городничий. Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный Антон Антонович воспринимает совсем в ином смысле.
Чиновничество в комедии н.в. гоголя “ревизор”
... представитель чиновничьей касты эпохи Николая Сатира на чиновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ActionTeaser.ru – тизерная реклама Вариант 1 «В “Ревизоре”, – вспоминал Гоголь впоследствии, – я решился собрать в одну ... под стать его внутреннему миру — Сквозник-Дмухановский. Нет ничего удивительного в том, что остальные чиновники в городе под стать городничему. Смотритель училищ Лука Лукич ...
Однако все решило многократно испытанное средство — взятка. Она подтвердила мысль, что игра пошла по всем правилам. Теперь бы подпоить гостя и разведать все окончательно. Кто из ревизоров отказывался от вкусного угощения! В конце концов события оборачиваются таким образом, что ревизор «фельдмаршал» уже зять Антона Антоновича и покровитель семейства. Зритель убеждается, что легкость в мыслях необыкновенная свойственна не одному Хлестакову. Она уносит Городничего с Городничехой в питербург, где Антон Антонович собирается «зашибить» генеральский чин, есть рябушку и корюшку, А У Анны Андреевны должно быто в комнете «такое амбре чтоб нельзя было войти «. И уже торжествует новоявленный генерал, перед которым все трепещут и дрожат: титулярные, городничие… Несмотря на то, что Городничий толькочто пережил панический страх, узнав что купцы жаловались на него, он безмерно счастлив. Ведь теперь этот страх будет пробирать других перед его особой. Заманчиво видеть дрожащих и трепещущих! Презрение к низшим и угодничество высшим чинам — вот что положенно в основу взаимоотношений в чиновничьем мире. Поэтому сцена поздравления семьи Городничего с привалившим счастьем рисуется Гоголем как парад лицемерия, зависти и чванства. Гоголь обещал Пушкину, что комедия будет «смешнее черта», смех пронизывает каждый эпизод, сцену комедии. Однако показав не частных, а должностных лиц, в руках которых находится власть над людьми, Гоголь выводит сценическое действие за рамки анекдотического случая. Его веселое, но острое и суровое слово борется за высокое призвание человека, умную, благородную жизнь. Вспоминаются слова Чернышевского: Гоголь «первый представил нас нам в настоящем нашем виде… Первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими». 29 марта 1996 г.
Быт и нравы провинциальной России
Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от ко- торых житья нет добрым… На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть рассмеется им!
О, смех великое дело! Н. В. Гоголь Известно, что единственный случай, когда Гоголь имел возможность наблюдать русский провинциальный город, был в Курске, где ему пришлось задержаться на неделю из-за поломки экипажа. Силою писательского таланта эти впечатления превратились в образы, таинственные для всей России времен Николая I. Любопытно, что это подтвердил сам Николай. На пути из Пензы в Тамбов царь получил увечье и две недели лечился в Чембаре.
Постановочный план спектакля по пьес Н.В. Гоголя «Ревизор»
... ли я, зритель удивится происходящему в спектакле, смеяться, грустить, думать… 1. Работа над автором ГОГОЛЬ Николай Васильевич (20.03/1.04.1809-21.02/ 4.03.1852), великий русский писатель, прозаик, драматург, критик, ... бы, такое резкое, карикатурное изображение действительности, в первую очередь я искал в пьесе хорошие, добрые проявления людей. Поэтому при прочтении у меня возникали приятные ...
Выздоровев, он пожелал увидеть местных чиновников. Рассказывают, что государь пристально осмотрел пришедших и сказал губернскому предводителю дворянства: «Я их знаю…» А затем прибавил по-французски, что видел их на представлении гоголевского «Ревизора». Действительно, героями комедии Гоголь сделал чиновников уездного города. Благодаря простому на первый взгляд, сюжетному ходу, проезжего мелкого чиновника принимают за ревизора — автор раскрывает быт и нравы не только провинциального штатного городка, но и всей России.
Какова же Россия в миниатюре — город, из которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.»? «На улицах кабак, нечистота!» Возле старого забора, «что возле сапожника,… навалено на сорок телег всякого сору». Церковь при богоугодном заведении, «на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, начала строиться, но сгорела…» Удручающая картина. А как живется «купечеству» да «гражданству»? Кто обобран, кто выпорот, у кого синяки на скулах от усердия Держиморды; арестанты не кормлены, в больницах вонь, нечистота и больные «все как мухи выздоравливают». А всему виной крайний цинизм поступков и самоуправство «столпов города» — тех, кто в силу своего общественного долга призван противостоять беззаконию и радеть о благе горожан.
Однако конический эффект в пьесе как раз и основывается на несоответствии поступков героев их общественному призванию. Городничий, например, с гордостью объявляет: «Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов обманул!» Ему вторит судья: «Я говорю вам откровенно, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело».
Почтмейстер, выслушав поручение: «всякое письмо этак немножко распечатать», наивно признается: «знаю, знаю, этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: «смерть люблю узнать, что есть нового на свете». Итак, полностью беспринципность, корыстный расчет, злоупотребление служебным положением — вот то, что составляет основу сознания и деятельности «хозяев жизни». Но главное, Гоголем сдернут покров тайны со взяточничества — самого опасного и распространенного порока огромного чиновничьего аппарата России.
Недаром во время монолога Городничего «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» актер Щепкин подходил близко к рампе и бросал эти слова в чопорный партер, где сидело немало прототипов гоголевских героев, среди которых было, по словам самого Михаила Семеновича, половина «берущих», и половина «дающих». И все же казнокрадство, взяточничество, грабеж населения — все эти ужасные по своей сути явления — показаны Гоголем повседневными и вполне закономерными. По глубокому убеждению Антона Антоновича, «нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов», который пропустил бы то, «что плывет в руки». И вот теперь в городе ревизор «инкогнито» — неожиданно нависшая опасность для всех чиновников, но особенно для Городничего.
Ведь с отца города первый спрос, да и грехи у него посолиднее: «в руки плывут не только шубы и шали, да кули товаров от купцов, а и государственная казна, средства, отпущенные на благоустройство города, социальные нужды. А это скорым распоряжением не поправишь: «не вывезешь горы мусора, не прикроешь соломенной вехой пустот и развалин, не выстроишь церковь, а главное — не заставишь молчать всех обиженных». Но все дело в том, что в гостинице живет не ревизор, а жалкий «елистратишка», промотавший в Петербурге деньжонки. По законам конического Гоголь наделяет своего героя устрашающей фамилией, образованной от слова хлестать — бить наотмашь. И чиновники трепещут.
Н.В. Гоголь «Ревизор». История создания одной комедии
... современной России». Литературные интересы были далеко не чужды семье Гоголей. Отец будущего писателя, В.А. Гоголь (Яновский), был автором комедий на украинском языке. Детские годы писателя были богаты ... прослужил более четырех лет. В Петербургском университете Гоголь читал историю средних веков и древнего мира. В конце 1835 г. Гоголь оставляет университет. В 1835 г. было опубликовано ...
Не распознал «фитюльку», «пустышку» и сам Городничий. Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный Антон Антонович воспринимает совсем в ином смысле. Однако все решило многократно испытанное средство — взятка. Она подтвердила мысль, что игра пошла по всем правилам. Теперь бы подпоить гостя и разведать все окончательно.
Кто из ревизоров отказывался от вкусного угощения! В конце концов события оборачиваются таким образом, что ревизор «фельдмаршал» уже зять Антона Антоновича и покровитель семейства. Зритель убеждается, что легкость в мыслях необыкновенная свойственна не одному Хлестакову.
Она уносит Городничего с супругой в Петербург, где Антон Антонович собирается «зашибить» генеральский чин, есть рябушку и корюшку. А У Анны Андреевны должно быть в комнате «такое амбре, чтоб нельзя было войти». И уже торжествует новоявленный генерал, перед которым все трепещут и дрожат: титулярные, городничие… Несмотря на то, что Городничий только что пережил панический страх, узнав, что купцы жаловались на него, он безмерно счастлив.
Ведь теперь этот страх будет пробирать других перед его особой. Заманчиво видеть дрожащих и трепещущих! Презрение к низшим и угодничество высшим чинам — вот что положено в основу взаимоотношений в чиновничьем мире.
Поэтому сцена поздравления семьи Городничего с привалившим счастьем рисуется Гоголем как парад лицемерия, зависти и чванства. Гоголь обещал Пушкину, что комедия будет «смешнее черта», смех пронизывает каждый эпизод, сцену комедии. Однако показав не частных, а должностных лиц, в руках которых находится власть над людьми, Гоголь выводит сценическое действие за рамки анекдотического случая.
Его веселое, но острое и суровое слово борется за высокое призвание человека, умную, благородную жизнь. Вспоминаются слова Чернышевского: Гоголь «первый представил нас нам в настоящем нашем виде… Первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими».