Сатирическое изображение московского общества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита

В эпиграфе, взятом из «Фауста» Гете, определена суть понимания романа. Потому неслучайно появление нечистой силы там, где нарушен баланс добра и зла, в столице страны, претендующей на особую мессианскую роль, проповедующей атеизм. Появляется Воланд впервые на Патриарших прудах, заинтересовавшись разговором редактора Берлиоза с молодым поэтом Иваном Бездомным об Иисусе и представившись профессором черной магии.

Воланд

Это был высокий брюнет с глазами разного цвета, зеленым и черным, лет сорока, богато одетый. Разговор с литераторами, которым требуются доказательства существования Бога, и их уверенность, что человек сам управляет своей жизнью, потешает «иностранца». Свое пребывание в Москве он объясняет приглашением для изучения работ чернокнижника Герберта Аврилакского. Но это не единственная цель визита Воланда в Москву.

Булгаковым создан не совсем обычный образ Воланда. Этот персонаж Булгакова, олицетворяющий силы зла, сам является невольным палачом пороков. Характеристика Воланда неоднозначна. Он обладает довольно привлекательными чертами: сакрально, по-рыцарски аристократичен, владеет глубочайшими познаниями, проницателен и ироничен, склонен исследовать и анализировать различные стороны человеческого бытия. У него двойственная натура: он искренен с теми, кто честен, лукав с теми, кто лжет. Но убежден, что все получат по своему достоинству и вере.

Воланд в сериале «Мастер и Маргарита», 2005 г. ( )

Эффективно подготовиться к ЕГЭ по литературе помогут тщательно продуманные онлайн-курсы

Коровьев-Фагот

Свита Воланда небольшая, но разнообразная. Коровьев-Фагот может быть переводчиком при мессире, он — бывший регент церковного хора, маг, шутник и ерник. Ростом в сажень , но худой, с глумливой физиономией, с усиками и ироничными глазками, с треснутым пенсне, в коротких клетчатых брючках. В истинном обличье – несущий искупительную службу грустный рыцарь, неудачно пошутивший по поводу света.

3 стр., 1245 слов

Свита Воланда в романе Мастер и Маргарита Булгакова описание членов свиты

... Коровьев-Фагот - герой, выступающий в роли правого руки Воланда. Это верный и исполнительный слуга, готовый претворить в жизнь любые поручения Воланда, а потому являющийся наиболее приближенным к нему членом свиты. ... провинившимися человеческими душами. Он та сила, что «вечно хочет зла и вечно совершает благо». В выполнении собственных задач главе помогает его преосвященная свита. Состоит она из трёх ...

Коровьев-Фагот в сериале «Мастер и Маргарита», 2005 г. ( )

Азазелло

Маленький, широкоплечий, кривоглазый, с торчащим клыком рыжий Азазелло, как библейский демон-убийца Азазель, исполняет особые поручения, помогающие вершить справедливость. Одет в добротный костюм и котелок.

Азазелло в сериале «Мастер и Маргарита», 2005 г. ( )

Гелла

Рыжеволосая и зеленоглазая красавица-вампир Гелла — расторопная и смышленая служанка в свите. Распутна и предпочитает ходить без одежды.

Гелла в сериале «Мастер и Маргарита», 2005 г. ( )

Кот Бегемот

Громадных размеров черный кот-оборотень Бегемот – великолепный затейник и шут, на самом деле молодой и худенький демон-паж. Иногда может превращаться в толстячка с кошачьей физиономией. Обаятелен, но хвастун и врун. В демонологии Бегемот – демон желаний желудка.

Кот Бегемот в Доме-музее Булгакова ()

Абадонна

Есть еще один, почти не упоминаемый, член свиты Воланда — бледный и молчаливый человек в темных очках. Воланд представляет Маргарите Абадонну, благодаря которому безукоризненно ведутся войны. И отчаянная женщина, не побоявшаяся приглашения сатаны, почувствует жуткий страх в его присутствии. На балу Абадонна, вестник смерти, снимет очки, посмотрев в глаза шпиону и доносчику барону Майгелю перед казнью. Он – как библейский демон войны, уничтожения и смерти Аваддон.

Воланд и его помощники не стремятся вмешиваться в события, они скорее выставляют напоказ то, что скрыто под масками так называемых приличных людей, и истинные причины их поступков. Добро и зло вершатся самими людьми.

В 12 главе проясняется цель посещения Москвы Воландом: это интерес к московскому народонаселению. Во время проведения сеанса черной магии в Варьете его прежде всего интересует, как изменился мир людей, но не внешний, со своими достижениями технического прогресса, а внутренний. Стали ли люди лучше спустя два тысячелетия. Коровьев и Бегемот проводят для Воланда своеобразное представление в зрительном зале. Завороженная денежными фокусами Коровьева публика недовольна репликами конферансье о массовом гипнозе и разоблачении. На вопрос, что сделать с надоевшим ведущим, из зала кто-то предложил оторвать голову вруну. Бегемот исполняет пожелание. Затем по просьбам зрителей возвращает голову на место.

18 стр., 8813 слов

Книга: Идейно-художественное своеобразие романа МА Булгакова Мастер и Маргарита

... на бессмертном романе Булгакова. Булгаковский роман «Мастер и Маргарита» обобщил громадный диапазон человеческой мысли и тревожных исканий. Приступая к реферату, я понимал, что изучение бессмертного романа требует от ... Иешуа. Тему выбора и личной ответственности за свой выбор развивает Булгаков и в «московских» главах романа. Воланд и его свита (Азазелло, Коровьев, кот Бегемот, Гелла) являются как ...

Воланд, восседая на сцене, безучастно наблюдает за публикой, с которой его подручные проводят опыты, испытывая на человечность, жадность, жестокость. Игнорируя зрителей, обращается к Фаготу и Бегемоту с печальным выводом про москвичей. Люди так же любят деньги, хотя иногда стучится милосердие в их сердца. Люди обыкновенные, ничем от прежних не отличаются, только еще квартирным вопросом испорчены. Не дождавшись конца представления, Воланд исчезает, но публика этого не замечает, одурманенная шальными деньгами и в завершении еще и бесплатными нарядами для дам. Но деньги превращаются в бумагу, а наряды и вовсе испаряются, обнажая неприглядные телеса.

Еще одна цель путешествия была у Воланда. Москва в атеистическом разгуле идеальна для проведения ежегодной черной мессы , именуемой балом сатаны. За внешней роскошью и великолепием торжества веет духом мертвечины. Согласную ради любви на все Маргариту приглашают быть королевой на этом сборище висельников, отравителей и убийц. Но она даже здесь не теряет великодушия и милосердия, заступившись за детоубийцу Фриду. С честью выдержав испытания, Маргарита получает от Воланда награду – своего возлюбленного.

Представление в театре Варьете, сериал «Мастер и Маргарита», 2005 г. ()

Для достижения наилучшего результата важно структурировать знания. В этом вам помогут онлайн-курсы по литературе

Загадки Патриарших

После публикации роман читали буквально взахлеб все, кто мог достать журнал «Москва» или самиздатовскую книгу. А потом начинали искать, где же жил Воланд или где отрезало голову Берлиозу. Иногда эти адреса стихийно превращались в народные памятники. Например, стены подъезда дома №10 на Большой Садовой, в котором находилась «нехорошая» квартира, исписаны цитатами и изображениями писателя и его героев.

Стены закрашивали, но поклонники вновь брались за кисти. Тем временем в «нехорошей» квартире появился музей, в 2007 году получивший статус государственного. А в 2004 году в этом же доме открылся негосударственный музей «Булгаковский дом». Начались раздвоения – впрочем, друг друга дополняющие.

11 стр., 5231 слов

Москва 30-х годов в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

... убежден, что все получат по своему достоинству и вере. Воланд в сериале «Мастер и Маргарита», 2005 г. ( ) Эффективно подготовиться к ... вагоновожатая, комсомолка, как и предсказал на Патриарших незнакомец. На балу Воланд, беседуя с головой Берлиоза, заметил, что ... Латунский и Лаврович Критик Латунский и литератор Лаврович, члены редколлегии газеты, написали разгромные статьи о романе Мастера. Маргарита ...

Фото: vk.com

Стоит пройти несколько переулков от дома на Садовой, и вы окажетесь на Патриарших прудах. Если попытаетесь найти здесь ответы на булгаковские вопросы, окажетесь в зазеркалье, где все вроде бы сходится, но не совсем. «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина» – Берлиоз и Иван Бездомный. После беседы с Воландом, которая происходила на одной из скамеек, Берлиоз попадет под трамвай.

Начинаешь разгадывать этот маленький отрывок, и выясняется, что трамвайного маршрута здесь никогда не было, но были рельсы, использовавшиеся в теплое время года как депо. Скамейки вроде бы стоят, но найти ту самую можно весьма условно – и скамейки, и сами аллеи были обновлены в 2003 году, Булгаков их никак не мог видеть. А если вспомнить, что сам Патриарший пруд в 1924 году был переименован в Пионерский, и вовсе окажется, что, когда писатель в 1928 году создает первый черновик романа, на карте Москвы Патриарших прудов не существует. Последнее, правда, объясняется тем, что официальное название не прижилось среди москвичей.

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита». Фото: virtualnyeobrazy.ru

Впрочем, такое положение дел совпадает с художественным видением Булгакова. Помните: «Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное!» – говорил Коровьев. Неудивительно, что, когда в городе решили установить памятник писателю, история завертелась непростая.

Образы обывателей, чиновников, деятелей от «искусства» и иных шариковых советской системы

В основном, свитой наказываются люди порочные, погрязшие в погоне за материальными благами и сомнительными удовольствиями, забывая о своем духовном предназначении в жизни. Они зависимы от лжи, пустословия, доносительства, лицемерия, пьянства, разврата, порождающими социальные подлости, и потеряли несущую добро духовную свободу. Это многочисленные герои второго плана.

Литературные деятели, такие как Берлиоз, Латунский, Лаврович и прочие члены Массолита — сборище бездарей и догматиков , не принимающих свободу творчества. Им свойственно обыденное желание жить по-человечески. Дом Грибоедова наполнен писателями, которых прежде всего интересуют оплаченные творческие отпуска на море за госзаказы, государственные дачи и квартиры. Недаром у многих говорящие фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладский. Их литературная деятельность подчинена своему времени. Они используют свои способности для обретения реального благополучия. Социалистическая кормушка уничтожила их таланты, превратив в потребителей. Недаром Коровьев и Бегемот с удовольствием громят места, где жируют преуспевающие: Торгсин и ресторан Дома Грибоедова.

3 стр., 1060 слов

Характеристика и образ Берлиоза в романе Мастер и Маргарита Булгакова

... пример тех "бедных людей", которые страдали от рук крупной знати. Сочинение про Берлиоза Михаил Александрович Берлиоз ненадолго появляется на страницах романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Однако, несмотря на свою ... нему с уважением. Наш герой стал первым потерпевшим от рук Воланда и его сообщников. Как Воланд и предрекал, Михаил Александрович попадает под колеса трамвая. После этого Иван ...

Берлиоз

Более других поплатился председатель Массолита Михаил Александрович Берлиоз за то, что, будучи эрудированным и начитанным человеком, имея множество званий и чинов, поучает молодых авторов мыслить штампами и лозунгами, внушает сомнительные атеистические ценности. Он попадает под трамвай, его казнит вагоновожатая, комсомолка, как и предсказал на Патриарших незнакомец. На балу Воланд, беседуя с головой Берлиоза, заметил, что ему уготовано небытие, потому что каждому по его вере воздается.

Латунский и Лаврович

Критик Латунский и литератор Лаврович, члены редколлегии газеты, написали разгромные статьи о романе Мастера. Маргарита расправилась с Латунским, устроившим травлю ее возлюбленного, с наслаждением разгромив его роскошную квартиру в Доме литераторов.

Иван Бездомный

Поэт с псевдонимом Иван Бездомный в начале романа — молодой рыжеватый человек. В беседе с Берлиозом и незнакомцем он производит не лучшее впечатление, проявляя абсолютное невежество. Тем не менее он талантлив, ему удалось так написать об Иисусе, что образ получился, как живой, за что и был раскритикован Берлиозом. Доведенный до умопомрачения встречей с сатаной, оказывается в психиатрической лечебнице, где после знакомства с Мастером меняется его жизнь. В завершении романа он становится профессором института истории и философии Иваном Николаевичем Поныревым. Но пережитое не отпускает его, ежегодно в весеннее полнолуние он приходит на Патриаршие пруды, ему снятся мучительные сны о Понтии Пилате и Иешуа.

Алоизий Могарыч

Роковую роль в судьбе Мастера сыграл журналист Алоизий Могарыч, который проявил живой интерес к его творчеству. Он с восторгом отозвался о прочитанном романе, но разъяснил, что и почему не может быть напечатано. Умел он толково и ловко объяснять газетные статьи, непонятные Мастеру, далекому от социалистической реальности, которая для Алоизия предельно ясна. Он втерся в доверие, стал почти другом и написал донос, чтобы завладеть квартирой. От ареста Мастера спасла психиатрическая клиника. При встрече с Воландом он узнает правду. Алоизий, вызванный Азазелло, сознался в кляузничестве, проронил слезы раскаяния и стал жаловаться, что потратился, пристраивая ванную в новой квартирке. Его, полураздетого, без штанов, отправляют в Вятку. Воланд предлагает Мастеру написать про Алоизия. Ему интересны истоки предательства со времени библейского Иуды. Могарыч оказался человеком живучим и предприимчивым. Он после пережитого не угодил в сумасшедший дом, как другие. Придя в себя в вятском поезде, решил, что у него было что-то вроде временного помутнения рассудка, раздобыл штаны и вернулся в Москву, нашел новое жилье и устроился руководителем Варьете, очевидно, опять благодаря доносам.

Таков мир искусства, который не принял автора романа о Понтии Пилате. Сам Мастер не считал себя писателем, определяя свое предназначение не столько профессионализмом, сколько божественным даром — способностью творить. Поэтому он отказывается от житейского имени.

Степа Лиходеев

Деятели культуры тоже весьма далеки от искусства. Степа Лиходеев, директор театра Варьете, предстает в неприглядном виде. Разбуженный незнакомцем, он, опухший с похмелья, не может понять, где находится, о каком контракте с профессором черной магии идет речь. Воланд советует«поправиться», предложив графинчик водки с подходящей закуской. Придя в себя, Степан Богданович, как опытный чиновник, скрывая свою некомпетентность, выходит позвонить в театр. Возвратившись, видит кроме гастролера еще странноватого типа в пенсне и громадного кота, чокающихся и закусывающих. Степе объявляют, что он здесь лишний, свите нужна квартира. Коровьев и Бегемот перечисляют Степины грехи во множественном числе, как бы намекая, что таких, как он, много: они блудят, свинячат, бездельничают и занимаются очковтирательством, казенную машину для личных нужд используют. Появившийся Азазелло говорит, что из Степы такой же директор, как из него архиерей , и отправляет его в чем есть, в кальсонах и грязной рубашке, в Ялту. Степа, пройдя лечение в психиатрической клинике, стал замкнут и осторожен, особенно с выпивкой и женщинами. Используя свои связи, пристраивается в Ростове на должность директора гастронома. Лиходеев — типичный бездарный чиновник, паразитирующий на любом руководящем месте.

12 стр., 5794 слов

Мастер и маргарита казнь анализ. Анализ эпизода Понтий Пилат ...

... на П. Пилата, заключил арестованный. -Но есть еще и другая истина, о которой я говорил в толпе на базаре,– продолжал Иешуа.- Она в том, что люди избрали пагубный ... секретаря. Нет, к сожалению, - неожиданно ответил секретарь и подал Пилату другой кусок пергамента". Прочитав поданное, Пилат изменился в лице. Слушай, Иешуа, - заговорил прокуратор, "-ты когда–либо говорил что ...

Жорж Бенгальский

Подчиненные Лиходеева тоже пострадали от нечистой силы. Конферансье Жорж Бенгальский любил пошло шутить, его плоским шуткам никто не смеялся, но ему это безразлично. Перед публикой он гримасничает и несет ахинею. За вранье по воле толпы Бегемот ему отрывает голову, и по просьбам зрителей возвращает ее. Тронувшегося умом Бенгальского отправляют в психиатрическую лечебницу. Подлечившись, ушел из профессии, зажил тихой и уединенной жизнью, опасаясь потерять голову.

Иван Варенуха

Администратора театра Ивана Савельевича Варенуху сделала вампиром-наводчиком Гелла за безудержное вранье и хамство по телефону. После прощения становится таким вежливым и отзывчивым, что получил прозвище «отец-благодетель», но очень страдал из-за своей вежливости.

Григорий Римский

Финдиректор Григорий Данилович Римский, человек с колючим взглядом и неприятным голосом, в наказание за равнодушие запуган вампирами Варенухой и Геллой, за ночь поседел и превратился в старика. Сбежав в Ленинград, прятался в шкафу гостиницы «Астория». С психическим расстройством попадает в клинику. После лечения уходит из театра Варьете в детский театр кукол.

Андрей Соков

Заведующий буфетом театра Андрей Фокич Соков, наживающийся на «осетрине второй свежести», лишивший себя удовольствий жизни ради накопительства, узнает о скоротечной смертельной болезни и осознает бесполезность своих сбережений в пяти сберкассах.

Прохор Петрович

Комиссия зрелищ и увеселений, в чье ведомство входил театр Варьете, также пострадала от проделок свиты Воланда. Председатель Комиссии Прохор Петрович после посещения человека с кошачьей мордой исчез, а вместо него остался разговаривающий и пишущий пустой костюм. В филиале Комиссии весь состав сотрудников помимо воли хором запел после проказ регента Коровьева.

Никанор Босой

В образе председателя жилищного товарищества Никанора Ивановича Босого представлены многие чиновники. Управдом лжив, подозрителен, осторожен и недоверчив. Но жадность поборола страхи, и он берет взятку. За эти деньги, превратившиеся в валюту, Босого арестовывают. Обезумевшего, отправляют в дурдом. Там ему снится сон, в котором Никанор Иванович видит себя надопросе в странном мужском отделении театра в окружении других валютчиков. Таких, как он, аферистов и взяточников, так много, что их можно допрашивать массово, принуждая сдавать валюту.

3 стр., 1224 слов

Шекспир человек театра

... самому себе: а чем дорог мне Шекспир, чем близок? Я думаю, каждый человек когда-нибудь задает себе этот вопрос ... — это тысячи и тысячи туристов, которые посещают шекспировский театр в Эшлэнде, останавливаются в дорогих отелях, покупают сувениры, посещают, ... комментарием к творчеству Шекспира или исследованием его жизни. Скорее всего, это собрание эссе, цель которых — показать связь Шекспира с кругом ...

«Сатирическое изображение московского общества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Одной из важных тем в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», на мой взгляд, является выявление злого на­чала в людях. Именно с такой миссией спускается в Мос­кву в тридцатые годы дьявол псгимени Воланд. Самые разные наказания ждут людей, попавшихся на пути caтаны. Но по ходу чтения романа можно убедиться, что не становятся жертвами Воланда. От его руки не страдают в чем не повинные люди, а лишь те, кто имеет грехи душой, подвергаются различным испытаниям. Наказание сатаны, как и грехи людей, разнообразны. Порой они ка- жутся нам чересчур жестокими, а иногда даже смешки, К числу пострадавших от проделок Воланда можно от­нести группу работников театра варьете: Степу Лиходеева, директора варьете, который обладает такими порока­ми, как пьянство, ложь, развратный образ жизни; фин. директора варьете и Варенуху, администратора, которые страдают всеми теми же пороками. Но эти герои отдела­лись лишь сценами ужаса, которые им устраивала свита сатаны.

К их числу можно отнести и Никанора Иванови­ча Босого, председателя жилищного товарищества, кото­рый незаконно хранит валюту в вентиляционной трубе. Не исключение и буфетчик, который не только продает осетрину не первой свежести, а также является вором и мошенником, но и в конечном счете обкрадывает себя. Это и дядя Берлиоза, который равнодушен к смерти племян­ника, но не равнодушен к оставшемуся наследству, квар­тире. Все эти люди, обладающие не столь страшными гре­хами, страдают от безобразных, порой сатирических про­делок свиты. Среди прочих грехов Воланд разоблачает в людях любовь к деньгам, страсть к накопительству. В ко­нечном счете все эти люди оказываются выставленными на всеобщее посмешище. Так, большому театральному на­чальнику Семплеярову достается в наказание грандиозный семейный скандал, а люди, набравшие на представлении в театре кучу вещей, вдруг оказываются на улице полу­голыми.

Грехи этих людей не так уж и велики, поэтому Воланд предоставляет им шанс исправиться, начать новую, чест­ную жизнь.

Да, наказания вышеперечисленных героев не стоили им значительных материальных и моральных потерь, а были просто поучительными. Более печальная участь досталась, например, Берлиозу, главе МАССОЛИТа. Несмотря на то что он был образованным и начитанным человеком, его беда в том, что он отрицал существование Иисуса Хрис­та, а значит, и дьявола. Но еще хуже то, что он учил этим истинам молодых людей вроде Бездомного. Этого греха Воланд не может отпустить Берлиозу, поэтому сразу пос­ле встречи с сатаной ему трамваем отрезает голову, а во время похорон голова покойного исчезает из гроба. Без­жалостно наказывает Воланд литератора! На Великом балу голова обнаруживается в руках сатаны, который обраща­ется к ней с весьма жестокими словами: «Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы пре­вращаетесь, выпить за бытие». К Иванушке Бездомному, который также отрицал существование Бога, Воланд от­носится более снисходительно и доброжелательно. Его беда в том, что он молод и легко поддается влияниям более представительных людей. Страдания, которые выпадают на его долю, — это страдания очищения от грехов. В пси­хиатрической больнице он вылечивается от невежества и в нем просыпается интерес к знаниям, желание творить, но делать это правдиво и от всего сердца.

1 стр., 469 слов

Образ Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

... -Ноцри и Понтии Пилате. Произнесенная Воландом на балу к голове покойного Берлиоза фраза «Каждому будет дано по его вере» говорит о том, что Воланд относится к людям в соответствии ... указан, но в тексте говорится, что он посещал Понтия Пилата. Будучи самим дьяволом, Воланд имел сверхъестественные силы. , которая познакомилась с Воландом и его свитой, говорит о том, что ...

Мы видим, что люди, совершившие различные тяже­лые преступления, не остаются безнаказанными. Наказа­ния эти жестоки и безжалостны. На балу у сатаны все грешники вываливаются из камина, а это значит, что место таких людей в аду.

Чем тяжелее грех, тем мучительнее его искупление для человека. Так, за смерть Иешуа Понтий Пилат обречен на вечные муки. Бывший бесстрашный воин Понтий Пилат, выслужившись, занял высокую государственную должность. Перед ним стала задача — казнить или помиловать Иешуа. Хотя тот и поразил его своим умом и удивительной силой слова, Понтий Пилат приказывает его казнить. В душе деятеля идет борьба между политиком и человеком. В конце концов Понтий Пилат не решается рисковать своей карье­рой и поэтому отправляет на смерть неповинного челове­ка. Грех его велик, и искупление ему досталось не из лег­ких — муки в течение 12 тысяч лун. Так, на самых различных примерах Булгаков пока­зал, что проступки людей никогда не остаются безнака­занными.

Художественное приемы сатирического изображения автора

Сатира Булгакова продолжает традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина, но имеет свои особенности. В творчестве Булгакова впервые появляется жанр философской сатиры, а не просто социальной или политической. Соединяя фантастику с обыденностью, реальность с мистикой, используя гиперболу (преувеличение) и гротеск (фантастически преувеличенное сочетание противоположного, неправдоподобное), писатель не только высмеивает обывательщину и пошлость, но и размышляет над природой вечных человеческих пороков. Оттого в изображении московской жизни прослеживается связь с ершалаимскими главами. Булгаков убежден, что в основе общества должны быть прежде всего духовные, моральные устои, а не идеологические или социальные установки.

Социальные и нравственные пороки современного Булгакову общества

Булгаков поставил диагноз социальным болезням своего времени. Высмеивая советскую систему, котораяпородила огромное количество «шариковых», различныхначальников с низким уровнем культуры, он использует Воланда и его слуг для моральной ревизии там, где добро беспомощно, а зло должно быть обнажено, где мелкое зло может быть наказано лишь большим злом. Нечистая сила выявляет такие человеческие пороки как паразитизм, корыстолюбие, равнодушие, ложь, нежелание честно служить своему делу и выполнять свою работу добросовестно. Ко всему еще квартирный вопрос испортил москвичей. Все, что отвернулось от добра, извратилось, потеряло нравственную основу и духовные идеалы, превращается в живучую социальную нечисть, успешно приживающуюся в социалистической действительности, пользуясь бюрократизмом и коррупцией госструктур.