Быт и нравы города Калинова в пьесе «Гроза» Островского

А.Н. Островский считается новатором отечественной драматургии. Пожалуй, он первый, кто показал в своих произведениях мир «темного царства». В своем очерке «Записки замоскворецкого жителя» писатель как бы «открыл» страну «до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье». Это место обитания людей, живущих традициями седой старины. Современники за открытие этой страны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. Ведь в своих произведениях писатель обличает «темные» стороны купеческой жизни. Пожалуй, самой известной пьесой Островского, отображающей быт и нравы «темного царства», является «Гроза». Здесь читатель переносится в маленький городок Калинов, знакомится с его обитателями, с их нравами, обычаями и порядками. Жители города Калинова погрязли в невежестве. Они отказываются просвещаться, не желают учиться, узнавать новое. Эти люди ничего не знают за пределами своего мирка, поэтому с большим интересом, доверием и священным трепетом внимают рассказам странницы Феклуши о дальних странах, где живут люди с песьими головами. Грозу они воспринимают как божью кару: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали…» Калиновцы живут в постоянном страхе перед богатыми купцами и силами природы.

Эти люди не стремятся к лучшей жизни, не принимают ничего нового. Из массовых сцен читатель узнает, что горожане даже не гуляют на бульваре, который был создан специально для них. Все воспринимают как само собой разумеющееся то, что богатые купцы тиранят своих домашних, прикрываясь от остальных высокими заборами. Главными тиранами города являются Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова. Савел Прокофьевич – «значительное лицо в городе». Это самодур с взрывным, необузданным характером. Брань и ругань для него – не только привычное обращение с людьми, но и натура, природа, содержание жизни. Этот персонаж периодически повторяет: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»; «изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно какое сердце-то у меня!» Здесь совершенно искажается привычное понятие слова «сердце». В речах Дикого это слово никак не связывается с понятиями душевности, любви, сердечности, а отождествляется лишь с сердитостью и раздражением. Дикой ругается всегда и со всеми. Недаром Шапкин говорит о нем: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». Но бранится купец не только на своих подневольных, но даже и на равных себе.

3 стр., 1139 слов

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – роман о жизни и о человеке

... жизни за все надо платить. Пилат обрек себя на вечную иллюзорность существования. Эта истина распространяется и на земное существование. Справедливы слова Иешуа о том, что «всякая власть является насилием над людьми, ... Булгакова Лакшин отмечают одну из сторон таланта писателя – редкая сила изобразительности, конкретность восприятия жизни, которую когда-то называли «тайновидением плоти», способность ...

Постоянная ругань Дикого – это, пожалуй, способ не только самоутвердиться, но и защититься от всего нового, неведомого ему. Поэтому часто его брань направлена на местного механика-самоучку Кулигина. Кулигин пытается найти причину грубости Дикого: «За что, сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?» На что Дикой отвечает: «Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты – разбойник, — вот и все… говорю, что разбойник, и конец… Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Кроме всего прочего, Дикой невероятно скуп. В начале пьесы мы видим следующую ситуацию: к Савелу Прокофьевичу приехал племянник Борис, надеющийся получить наследство. Но вместо этого молодой человек попал к своему дяде в кабалу. Дикой не платит племяннику жалования, постоянно оскорбляет и бранит, упрекая его в лености и тунеядстве. Поражает тот факт, что Борис проклинает дядю, ненавидит его, чувствует всю унизительность своего положения, но, тем не менее, готов терпеть это ради призрачной надежды на наследство. Хоть он в городе Калинове и приезжий человек, но его безвольный характер можно считать прямым порождением «темного царства». Другой деспот в Калинове – это Кабаниха.

Ее деспотизм не настолько явный, в отличие от Дикого. Кабаниха – ханжа, всеми силами цепляющаяся за заветы прошлых лет. Все старое для нее – хорошо, все новое, молодое – плохо, опасно. В своей семье Марфа Игнатьевна считает себя главной. Она крепко держится за изжившие себя порядки и обычаи. У нее в голове накрепко закрепились религиозные предрассудки и правила домостроя. Кабаниха постоянно бранится, попрекает окружающих. Своих домашних она «поедом ест», «точит, как ржа железо». Особенно достается невестке Катерине. Ее Кабаниха заставляет кланяться в ноги мужу перед его отъездом, ругает ее за то, что она «не воет» прилюдно, провожая Тихона в дорогу. Марфе Игнатьевне претит свободная натура Катерины, сила ее характера. Кабаниха фанатично религиозна. Из ее уст постоянно слышатся речи о Боге, о грехе, о воздаянии. В своей вере она сурова, непреклонна, беспощадна. В ее душе нет места любви, милосердию, всепрощению. И такие люди являются самыми влиятельными в городе, они уважаемы и почитаемы!.. Поэтому весь городок Калинов – единое «темное царство». Здесь все построено на угнетении и порабощении одних другими.

Быт и нравы «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев.

Так, оказавшись в приволжском городе Калинове, мы можем наблюдать быт и нравы его жителей. Основную массу составляет купечество, жизнь которого с таким мастерством и знанием дела показал драматург в своих пьесах. Именно оно и является тем “темным царством”, которое правит бал в таких тихих провинциальных приволжских городах, как Калинов.

1 стр., 435 слов

Влияние окружающей среды на человека жизни

... после принятия алкоголя рвут, их тошнит, и отравляются. Воздух: Сейчас в городах, в посёлках почти нет свежего воздуха. Сейчас мы дышим ... заводов, выхлопными газами от машин и другими. Когда долго находился в городе, то привык к запахам и некоторые тебе начинают нравиться. Но ... определённого отдыха в селе или на отдыхе приехать в город, будет тоже болеть голова от перемены воздуха. Если это будет ...

Познакомимся с представителями этого общества. В самом начале произведения мы узнаем о Диком, “значительном лице” в городе, купце. Вот как говорит о нем Шапкин: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет”. Тут же мы слышим и о Кабанихе и понимаем, что они с Диким “одного поля ягоды”.

“Вид необычный! Красота! Душа радуется”, — восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в “Грозе”. Именно Кулигин дает точную и четкую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Кали-нове. Он один из немногих осознает ту атмосферу, которая сложилась в городе. Он прямо говорит о необразованности и невежестве масс, о невозможности честным трудом заработать деньги, выбиться в люди из-под кабалы знатных и важных лиц в городе. Они живут вдали от цивилиза-.ции и не очень-то к ней стремятся. Сохранение старых устоев, страх перед всем новым, отсутствие всякого закона и власть силы — вот закон и норма их жизни, вот чем живут и довольствуются эти люди. Они подчиняют себе всех, кто их окружает, подавляют всякий протест, любое проявление личности.

Островский показывает нам типичных представителей этого общества — Кабаниху и Дикого. Эти лица занимают особое положение в обществе, их боятся и потому уважают, они имеют капитал, а следовательно, — власть. Для них не существует общих законов, они создали свои и заставляют остальных жить в соответствии с ними. Они стремятся к тому, чтобы подчинить себе тех, кто слабее, и “умаслить” тех, кто сильнее. Они деспоты как в жизни, так и в семье. Мы видим это беспрекословное подчинение Тихона своей матери, а Бориса — своему дяде. Но если Кабаниха бранит “под видом благочестия”, то Дикой ругается так, “как с цепи сорвался”. Ни тот, ни другой не желает признавать ничего нового, а хочет жить по домостроевским порядкам. Их невежество в сочетании со скупостью вызывают у нас не только смех, но и горькую усмешку. Вспомним рассуждения Дикого: “Какое еще там електричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться”.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами, обманывать при расчетах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: “О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил”.

У этих властителей есть и те, кто невольно помогает им осуществлять их господство. Это и Тихон, который своим молчанием и слабоволием только способствует укреплению власти маменьки. Это и Фе^луша, необразованная, глупая сочинительница всяких небылиц про цивилизованный мир, это и горожане, обитающие в этом городе и смирившиеся с такими порядками. Все они вместе и являются тем “темным царством”, которое представлено в пьесе.

Островский, используя различные художественные средства, показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, полное невежество, где подавляется любое проявление к свободе, свободе духа.

» была написана в период подъема общественного движения, когда всеми ощущалась необходимость экономических и политических перемен, и в произведении Островского отразилась историческая ситуация. В своей пьесе Островский изобразил общество середины девятнадцатого века, его быт и нравы. Он очень ярко и точно воспроизвел жизнь патриархального купечества, отношения в котором были основаны только на материальных ценностях, а стремление к знаниям, интерес к открытиям в области, науки воспринимались как что-то бесполезное и ненужное. Островский, изображая мир невежд и «самодуров русской жизни», обличал пороки общества. Старый, косный порядок, стражами которого являются Дикой и Кабаниха, господствует в отношениях героев.

9 стр., 4099 слов

Проблема «футлярности» жизни — аргументы и . Образы «футлярных ...

... человека» наиболее остро звучит в ту эпоху, когда жизнь утратила смысл, в обществе растет чувство незащищенности перед властью, происходит распространение обывательщины, мещанства. Поэтому рассказы Чехова так актуальны в наши дни. Сочинение Мир ...

Персонажи пьесы оказываются в зловещей среде бессердечности и тупого преклонения перед могуществом старых, давно изживших себя порядков. Так, Кабанова, защитница старых основ жизни, обычаев и обрядов «темного царства», тщетно пытается внушить деспотические законы, составляющие, по ее мнению, основу домашнего благополучия и прочность семейных уз: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, уважение к старшим, выполнение всех старинных обрядов, а главное — никогда не сметь «свое суждение иметь». Так Кабанова воспитывала своего сына, отбив у него всякое желание самостоятельно мыслить. «Да смеем ли мы… подумать», — подводит Тихон итог «маменькиному» учению. Это общество деградировавших личностей. По выражению Добролюбова, Тихон — «простодушное и пошловатое… существо». Он доверил свои чувства самому близкому человеку, а Кабаниха под прикрытием безграничной «любви» дала ему понять, что он лишь слуга, выполняющий ее прихоти. Она так вошла в роль всемогущей правительницы, что намеревалась сделать из всего своего окружения рабов, «добру научить». Все в этом мире тиранов живут несвободно, «будто из-под неволи». Эта норма жизни утверждается «старшими», которые уверены, что те «глупые», кто «на свою волю хотят». Люди, находящиеся под гнетом таких, как Кабанова, ассоциируются с безвольными крепостными крестьянами. Но и им «хозяева жизни» жить не дают. Ведь свобода, по мнению Кабанихи, ведет к крушению старых порядков, сторонником которых является и Савел Прокофьевич Дикой.

Дикой — главная фигура в Калинове. Его образ — это яркий пример тех нравов, царивших в обществе. Он груб и очень богат. Половину города он держит в кулаке, заставляет работать на себя, а когда приходит время расплаты» то он деньги платит очень неохотно, иногда даже может «обругать» или «прибить». Он либо вообще не платит, либо обсчитывает. «Что ж тут особенного, — объясняет он, — я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается». Власти поддерживают Дикого, потому что он «свой» человек, он опора городничего и полицмейстера: им невыгодно с ним ссориться. Угодить Дикому невозможно. Кудряш говорит, что у него вся жизнь на ругательстве основана. А ярче всего быт Дикого и всего «темного царства» характеризует Кулигин: «А у кого деньги… тот старается бедного закабалить… Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг нд друга; залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных… А те… злостные кляузы строчат на ближних». Таков быт мира самодуров. Главная черта Дикого — грубость. Он также может делать все, что вздумается, ведь раздавить человека при его деньгах ему ничего не стоит. А его основной смысл жизни — обогащение. Но и не только его, это принципы жизни любого представителя «темного царства», им всем присущи невежественность и суеверность.

Рисуя образы этих героев, Островский совершенно ясно показывает, что жизнь в провинциальной России отстала и жестока, что правят этой жизнью люди, которым нет дела до человеческого достоинства и внутренних переживаний других. «Жестокие нравы в нашем городе, жестокие», — характеризует Кулигин быт и нравы города Калинова.

18 стр., 8629 слов

Жизнь после людей

... таким образом, «Жизнь после людей» стал самым популярным фильмом за всю историю History Channel. Многие утверждения в фильме имеют безапеляционный ... 6 месяцев Малые представители дикой природы, такие как койоты и рыси, обычно сторонящиеся городов, начнут заселять пригородные ... топлива, в результате чего начнутся каскадные отключения электричества по всему миру. Ветровые турбины продолжают работать и ...

Основой конфликта пьесы А.Н. Островского «Гроза» является противостояние темной и невежественной купеческой среды со светлой личностью. В итоге побеждает «темное царство» города Калинова, которое, как показывает драматург, очень сильно и имеет огромное влияние.

Что же представляет собой это «темное царство»? Каковы его обычаи и нравы? Всем в городе заправляют богатые купцы — Савел Прокофьевич Дикой и его кума Марфа Игнатьевна Кабанова.

Дикой – типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах целого Калинова. Дикой считает себя вправе унижать людей, всячески над ними издеваться – ведь на него нет управы. Так этот герой поступает со своими домашними («с бабами воюет»), так ведет себя со своим племянником Борисом. Да и все жители города покорно терпят издевательства Дикого – ведь он очень богат и влиятелен.

Лишь Марфа Игнатьевна Кабанова, а попросту Кабаниха, способна усмирить буйный нрав своего кума. Он не боится Дикого, потому что считает себя равной ему. И действительно, Кабаниха – тоже самодур, только в пределах семьи.

Эта героиня считает себя хранительницей основ Домостроя. Для нее патриархальные законы – единственно верные и приемлемые, потому что это заветы предков. И Кабаниха особенно рьяно отстаивает их, видя, что приходит новое время с новыми порядками и нравами.

В семье Марфы Игнатьевны все вынуждены жить так, как велит она. Ее сын, дочь, сноха приспосабливаются, ломают себя, идут на противоборство – делают все, чтобы выжить в «железных тисках» Кабанихи. Марфа Игнатьевна психологически уничтожает их, вынуждает ненавидеть себя, но не замечает этого: ей дороже те вековые устои, которые являются основой ее жизни.

Но Дикой и Кабаниха – это лишь верхушка «темного царства». Их силу и могущество поддерживает невежественные «придворные», такие, как странница Феклуша. Эта женщина, живущая тем, что прикармливается в богатых домах купцов, поддерживает веру Кабанихи в Домострой, в религиозные предрассудки. Рассказы Феклуши о далеких землях, где живут люди с «песьими головами», о большом мире, где скоро наступит конец света, потому что люди позабыли законы предков, заставляют Кабаниху еще яростнее защищать свои взгляды.

Помимо Феклуши, подданными «темного царства» являются Тихон Кабанов, Варвара, Борис, Кулигин, да и все остальные жители Калинова. Ведь все они воспитывались по старым патриархальным законам и все они живут по ним. Тихон стремится вырваться из-под опеки матери и почувствовать себя свободным в другом городе. Варвара живет так, как ей нравится, но тайком, изворачиваясь и обманывая. Борис, из-за наследства, вынужден во всем слушаться Дикого… Никто из этих людей не сумел открыто жить так, как он считает нужным, быть свободным, как-то измениться. Да и осуждают ли эти люди законы «темного царства»? Думаю, что нет. Именно поэтому, утверждает А.Н. Островский, патриархальные купеческие законы так сильны в провинции, именно поэтому так трудно и долго доходят до русской «глубинки» новые веянья, прогресс, просвещение.

16 стр., 7601 слов

Романтизм в литературе. Природа и человек в романтической лирике ...

... жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и ...

Поразительно, но иногда об истории того или иного государства можно судить лишь по литературе. Сухие хроники и документы не дают настоящего понимания происходившего, соответственно на литературе лежит большая ответственность. В XIX веке роль литературы увеличилась настолько, что тем или иным произведением можно было повлиять на настроения интеллигенции. Текст стал не только реакцией на что-то, но и поводом задуматься о том, что может случиться, если всё оставить как есть. Безусловно, наиболее удачными в этом отношении можно считать жанр драмы: во-первых, из-за небольшого объёма реакция на события была практически молниеносной, а во-вторых, впечатление усиливалось благодаря зрительному восприятию. Автору важно было показать крайнюю степень отчаяния и безысходности, перенести действие в бытовую плоскость. Так, описанные быт и нравы в пьесе «Гроза» Островского могут по-настоящему ужаснуть. Этот вопрос заслуживает особого внимания.

Действие драмы разворачивается в некоем городе Калинове на берегу Волги. Маленький провинциальный городок, в котором, как принято, все друг друга знают. С самых первых явлений пьесы подчёркивается ограниченность города. Здесь построили множество заборов, чтобы отгородиться от внешнего мира, сохранить свои секреты. О быте и нравах Калинова в «Грозе» читателям рассказывает Кулигин. Знакомство с этим персонажем происходит уже в первом действии. Из его диалогов с несколькими людьми рисуется исчерпывающая картина жизни в этом городе. Начать следует анализом разговора с Кудряшом: мужчины говорят о природе — Кулигин восхищается, а Кудряш равнодушен к пейзажу. «Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита» — глядя на Волгу, Кулигин невольно вспоминает слова песни. Казалось бы, сколько возможностей для отдыха и различных видов досуга. Но жители Калинова заперлись, забаррикадировались в своих домах, самоизолировавшись от внешнего мира. Возникает ощущение, что Калинов похож на закрытую банку: люди дышат воздухом, из которого постепенно исчезает кислород. Недовольство растёт, но энергии некуда выйти, ведь пространство ограничено стеклом. В Калинове ситуация аналогичная. Люди боятся даже безобидной грозы, спасаясь от проявления стихии. Это первобытные, языческие страхи.

Далее разговор перетекает в другое русло: Кулигин с Кудряшом говорят о Кабанихе и Диком, в чьих образах раскрываются быт и нравы купечества в драме «Гроза». Стоит отметить, что во второй половине XIX века в народном сознании и фольклоре возросло значение сатирического жанра. Сатира была направлена против купцов и мелких чиновников. Высмеивались взяточничество, жадность, корысть. Дикой предстаёт перед нами грубым и невоспитанным человеком. От него слышна только ругань: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё!

Ни за что человека оборвёт» (мнение мещанина Шапкина о Диком).

Савл Прокофьевич купец, один из самых богатых людей в городе, поэтому многие часто приходят к нему просить деньги в долг. Характер Дикого и его высказывания по поводу работы дают основание полагать, что своё состояние купец нажил нечестным трудом. Дикой пьёт и проклинает всех на чём свет стоит, как говорится. Примечательны два эпизода. Первый — разговор Дикого с городничим. Оказывается, на Дикого регулярно жалуются простые работяги, ведь купец их обманывает, забирая большую часть суммы себе. Савл Прокофьевич подтверждает обвинения, добавляя «оправдательное» предложение о том, что купцы также друг и дурга воруют, и ничего страшного в таких действиях нет. Второй — небольшой рассказ о том, как Дикого обругал гусар на переправе — «вот смеху-то было». Дикой предстаёт как кошмар, который развеивается, если над ним посмеяться.

2 стр., 849 слов

Город Калинов и его обитатели (по драме Островского «Гроза»)

... Бессловесный Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин высказался открыто. Наконец-то город Калинов и его обитатели начали понимать, что ... покорности. Странен в городской среде и Борис, племянник Дикого. Его жизнь здесь напоминает ссылку, да и по сути своей ... «темного царства» Диких и Кабановых, от их самодурства глохнет и чахнет человеческое в человеке. Тихон Кабанов — человек по натуре незлобивый, ...

Большую опасность представляет Марфа Кабанова. Никто из семьи не смеет её ослушаться. Семья Кабановых представляется миниатюрной копией города. Например, очевидны параллели с замками и ограждениями: в одной из сцен Варвара подменяет замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно гулять по вечерам. Ведь Марфа Игнатьевна плотно закрывает засов и просит служанку Глашу следить за запертой дверью. Менее заметна параллель Тихона и Кулигина. Тихон говорит, что своего мнения у него нет, мыслей своих нет и быть не может. У Кулигина мысли, разумеется, есть, вот только выразить он их не может: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается».

Часто появляется мотив «съедения заживо». За запертыми дверями люди едят друг друга, то есть оскорбляют, всячески унижают и издеваются. И, если ситуация с купечеством и городничим похожа на замкнутый круг, то в этом случае люди просто не хотят менять свои привычки. Они привыкли жить в постоянной лжи, поэтому теперь считают такую жизнь нормой.

Добролюбов был прав, когда назвал город Калинов тёмным царством. Царством ограниченных самодуров и безынициативных рабов. Изображённые в «Грозе» быт и нравы тёмного царства невозможны для нового мира, где каждый человек должен быть свободен и честен перед собой.

Тест по произведению

Город Калинов, изображенный А. Н. Островским в пьесе «Гроза», — это и реальный город, типичный для России 60-х годов XIX века, и обобщенный образ русского купечества, и символ России середины прошлого столетия в целом.

В основе композиции пьесы — принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни.

«Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу». Этими восторженными словами механика-самоучки Кулигина начинается пьеса. Но люди, живущие рядом с Кулигиным, не замечают красоты природы.

Дикой, Кабаниха, Феклуша, горожане невежественны и духовно убоги. Феклуша рассказывает, что люди огненного змея для скорости придумали. На что Кабаниха замечает, что пусть ее хоть золотом осыпают, но она на нем не поедет. Дикой считает, что гроза Богом в наказание посылается. Горожане уверены, что Литва с неба упала.

Кулигин дает точную характеристику калиновцам. Он критикует жестокие нравы жителей города, мещанскую грубость. Горюет о «бедности нагольной». Рассказывает, как у них в городе из зависти друг к другу торговлю подрывают, как на гербовых листах кляузы строчат на ближних. Как потом судятся, успокаивая себя мыслями: «Я потрачусь, да уж и ему в копейку станет».

Кулигин характеризует и семейные устои города. За высокими заборами льются «невидимые и неслышимые» слезы. Кабаниха «нищих оделяет, а домашних заела совсем».

1 стр., 383 слов

Чему учит сказка Дикий помещик, Салтыков-Щедрин

... неприспособлен к самостоятельной жизни. Во-вторых, человек, прекращая общение с другими людьми, постепенно становится диким. Лишившись своего народа, помещик остался жить в ... сарказм и колорит. Салтыков-Щедрин написал более тридцати подобных сказок. Все они были наполнены художественным смыслом и содержали ... Бог внял его молитвам, хотя знал, что помещик этот довольно глуп, но крестьян, которых ...

Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове законом силы, власти и денег. Дикой, самый богатый человек в городе, ни дня не может прожить без ругани. Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Люди для него ничто. «Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю», — говорит он Кулигину. Но хоть и страшен Дикой своей необузданностью, внутренне это слабый человек. Даже Кабаниха замечает: «А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами».

Дикой обогащается, обманывая наемных рабочих, причем сам он не считает это преступлением. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются», — хвастливо говорит он городничему. «У кого деньги, тот старается» бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Представитель закона принимает откровения Дикого как должное, потому что сам от богача в зависимости.

Кабаниха, в отличие от Дикого, скрывает свои неблаговидные поступки за лживой добродетелью. От ее самодурства больше всех страдает Катерина. Свободолюбивая натура, она не может жить в семье, где младший беспрекословно подчиняется старшему, жена — мужу, где подавляется любое стремление к воле и проявление собственного достоинства. «Воля» для Кабанихи — слово ругательное. «Дождетесь! Поживете на воле!» — угрожает она молодым. Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок, а его внешнее проявление. Ее возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, да и не умеет приказать, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. Кабаниха успокаивает себя лишь тем, что при ней будет все по-старому, а потом уж она не увидит. Из вековых традиций Кабанова взяла самое плохое, извлекла самые жестокие формы, оправдывающие деспотизм. Когда ее сыну говорят: «Врагам-то прощать надо, сударь», он отвечает: «Поди-ка поговори с маменькой, что Она тебе на это скажет».

В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Жизненный принцип Варвары — «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». По такому же закону живет и Кудряш. Он «благословляет» Бориса на встречу с Катериной, только просит быть» осторожным: себе вреда не нанести и ее в беду не вогнать. Эти герои полностью лишены сознания ответственности за свои поступки. Тихон — человек добрый, но его доброта не спасает Катерину от трагедии. Его безволие не дает ему защитить не только жену, но и себя самого. Материальная зависимость делает бессильным перёд дядькой и Бориса, неспособного отстоять свое человеческое достоинство.

Гроза нависла над городом Калиновом. В шестидесятые годы. XIX века сам воздух пропитан идеей освобождения человеческой личности. И поэтому, чувствуя приближение новой жизни, шумят самодуры в «Грозе». Шумят и злятся, потому что власть их кончается.

Самоубийство Катерины — проявление несогласия со старым укладом и жизненной позицией «сильных мира сего». Н. А. Добролюбов пишет: «Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу».

Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев. Так, оказавшись в приволжском городе Калинове, мы можем наблюдать быт и нравы его жителей. Основную массу составляет купечество, жизнь которого с таким мастерством и знанием дела показал драматург в своих пьесах. Именно оно и является тем «темным царством», которое правит бал в таких тихих провинциальных приволжских городах, как Калинов. Познакомимся с представителями этого общества. В самом начале произведения мы узнаем о Диком, «значительном лице» в городе, купце. Вот как говорит о нем Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет». Тут же мы слышим и о Кабанихе и понимаем, что они с Диким «одного поля ягоды». «Вид необычный! Красота! Душа радуется», — восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в «Грозе». Именно Кулигин дает точную и четкую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Кали-нове. Он один из немногих осознает ту атмосферу, которая сложилась в городе. Он прямо говорит о необразованности и невежестве масс, о невозможности честным трудом заработать деньги, выбиться в люди из-под кабалы знатных и важных лиц в городе. Они живут вдали от цивилиза-.ции и не очень-то к ней стремятся. Сохранение старых устоев, страх перед всем новым, отсутствие всякого закона и власть силы — вот закон и норма их жизни, вот чем живут и довольствуются эти люди. Они подчиняют себе всех, кто их окружает, подавляют всякий протест, любое проявление личности. Островский показывает нам типичных представителей этого общества — Кабаниху и Дикого. Эти лица занимают особое положение в обществе, их боятся и потому уважают, они имеют капитал, а следовательно, — власть. Для них не существует общих законов, они создали свои и заставляют остальных жить в соответствии с ними. Они стремятся к тому, чтобы подчинить себе тех, кто слабее, и «умаслить» тех, кто сильнее. Они деспоты как в жизни, так и в семье. Мы видим это беспрекословное подчинение Тихона своей матери, а Бориса — своему дяде. Но если Кабаниха бранит «под видом благочестия», то Дикой ругается так, «как с цепи сорвался». Ни тот, ни другой не желает признавать ничего нового, а хочет жить по домостроевским порядкам. Их невежество в сочетании со скупостью вызывают у нас не только смех, но и горькую усмешку. Вспомним рассуждения Дикого: «Какое еще там електричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться». Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами, обманывать при расчетах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил». У этих властителей есть и те, кто невольно помогает им осуществлять их господство. Это и Тихон, который своим молчанием и слабоволием только способствует укреплению власти маменьки. Это и Фе^луша, необразованная, глупая сочинительница всяких небылиц про цивилизованный мир, это и горожане, обитающие в этом городе и смирившиеся с такими порядками. Все они вместе и являются тем «темным царством», которое представлено в пьесе. Островский, используя различные художественные средства, показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, полное невежество, где подавляется любое проявление к свободе, свободе духа.

1 стр., 481 слов

По русскому языку «Жизнь леса и судьбы людей»

... Бижбулякского района. Наше село – удивительное место, богатое лесами и лесополосами. Лес кормит нас, дарит красоту и жизнь. Красота леса привлекает множество людей. К нам часто приезжают отдохнуть на природе, собирать ... ягоды и грибы в лесу. Однажды осенним солнечным днём я ...

Русская литература по праву считается одной из величайших в мире. А также на ней лежит большая ответственность не только за культурное просвещение, но еще она является лицом государства. По некоторым произведениям можно составить представление об истории и нравах отдельных людей и даже государства в целом.

В данном произведение автор стремился показать отчаянье и безысходность, доведенные до крайности. Описание бытовых и нравственных моментов происходить на примере жизни небольшого городка Калинов, что располагается на берегу Волги.

Город этот является провинциальным, поэтому все его жители друг друга знают. Однако с самого начала произведения становиться ясно, что город недоступен и замкнут. Его жители отгородились от внешнего мира заборами, пытаясь, как им казалось, сохранить свои секреты и тайны.

О жизни этого города исчерпывающе рассказывает один из персонажей Кулигин. В своих разговорах, например с Кудряшовым, он описывает красоту окружающей город природы. Эта природа несет огромные возможности для проведения приятного отдыха и досуга, однако жители предпочитают сидеть под замком у себя дома.

Люди в этом городе словно законсервированы, и предпочитают изолироваться от всех. Они ограниченны стенами этой консервной банки, и предпочитают свои эмоции и энергию держать внутри нее. И поэтому даже обычная гроза вызывает у них первобытный, животный страх перед стихией.

Далее разговор двух мужчин переходит к другим персонажам, представляющим купечество в этом городке. Именно они ярче всего представляют нравы и быт в Калинове. Эти герои были высмеяны, так как в их описание использовались сатирические приемы.

Дикой – один из этих персонажей представлен очень невоспитанным и грубым человеком. Из его уст можно было услышать только лишь ругань. Он являлся самым зажиточным человеком в городе, а остальные частенько приходили к нему занимать денег в долг. Однако из его поведения и высказываний становиться понятно, что торговец свое состояние заработал путем нечестным. Также он неоднократно прикладывается к бутылке и ненавидит весь мир, насылая на него проклятия.

Еще одним красочным персонажем, отражающим жизнь города в целом, является Марфа Кабанова. В своей семье она является тираном, которого никто не имеет право осушаться. И в этом персонаже отчетливо видно желание запираться от других. Так, например, она просит служанку запирать дверь на замок и всю ночь следить за ней.

И за такими запертыми дверями в этом городе происходит повсеместная травля друг друга. Там за дверями люди готовы загрызть друг друга, унизить и оскорбить. Недаром, про город Калинов один из персонажей говорит «темное царство». Царство, в котором правят самодуры и лжецы.