Подготовка к части С. по тексту Ф.М.Достоевского

Анализ произведения Записки из Мёртвого дома

  • Анализ произведения Мальчики
  • Анализ произведения Неточка Незванова
  • Анализ произведения Подросток
  • Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке
  • Анализ рассказа Сон смешного человека
  • Анализ романа Бесы
  • Анализ романа Братья Карамазовы
  • Анализ романа Игрок
  • Анализ романа Идиот
  • Анализ романа Преступление и наказание
  • Анализ романа Униженные и оскорблённые
  • Анализ эпизода встречи Раскольникова и Мармеладова в трактире
  • Варенька Доброселова в романе Бедные люди
  • Герои повести Белые ночи
  • Герои романа Преступление и наказание
  • Главные герои романа Бедные люди
  • Главные герои романа Идиот
  • Город в романе Преступление и наказание
  • Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание
  • Дети в романе Преступление и наказание
  • Духовные искания Раскольникова в романе Преступление и наказание
  • Желтый цвет в романе Преступление и наказание
  • Женские образы в Преступлении и наказании
  • Заметов в романе Преступление и наказание
  • Замысел и история создания романа Преступление и наказание
  • Значение Имен в романе Преступление и наказание
  • Значение образа Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание
  • Интерьеры в романе Преступление и наказание
  • Ипполит в романе Идиот
  • Их воскресила любовь
  • Их воскресила любовь Соня и Раскольников
  • Личность Раскольникова в романе Преступление и наказание
  • Лужин в романе Преступление и наказание
  • Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова
  • Любимые страницы в романе Преступление и наказание
  • Любовь в романе Преступление и наказание
  • Маленькие люди в романе Преступление и наказание
  • Мечтатель и Настенька в повести Белые ночи
  • Николай Ставрогин в рассказе Бесы
  • Нравственный идеал в романе Преступление и наказание
  • Образ вечной Сонечки в романе Преступление и наказание
  • Образ и характеристика Аглаи Епанчиной в романе Идиот
  • Образ и характеристика Голядкина в рассказе Двойник
  • Образ и характеристика Дмитрия Разумихина в романе Преступление и наказание
  • Образ и характеристика Дуни в романе Преступление и наказание
  • Образ и характеристика Зосимова в романе Преступление и наказание
  • Образ и характеристика Кириллова в рассказе Бесы
  • Образ и характеристика Князя Мышкина в романе Идиот
  • Образ и характеристика Лебедева в романе Идиот
  • Образ и характеристика Лебезятникова в романе Преступление и наказание
  • Образ и характеристика Лизаветы в романе Преступление и наказание
  • Образ и характеристика Лизаветы Прокофьевны в рассказе Идиот
  • Образ и характеристика Макара Девушкина в романе Бедные люди
  • Образ и характеристика Настасьи Филипповна Идиот
  • Образ и характеристика Настеньки (Белые ночи)
  • Образ и характеристика Родиона Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского
  • Образ мечтателя в повести Белые ночи
  • Образ Петербурга рассказах Достоевского
  • Образ Семена Мармеладова (Преступление и Наказание)
  • Образ Сони Мармеладовой
  • Образ Шигалева в романе Бесы
  • Образи характеристика Порфирия Петровича в романе Преступление и наказание
  • Парфён Семёнович Рогожин в рассказе Идиот
  • Петербург в романе Преступление и наказание
  • Письмо Родиону Раскольникову
  • План рассказа Мальчик у Христа на елке
  • По повести Белые ночи
  • По произведению Преступление и наказание
  • По роману Идиот
  • Почему Раскольников убил старуху-процентщицу
  • Правда Раскольникова и правда Сони Мармеладовой
  • Правда Сони Мармеладовой
  • Преступление и наказание О чём заставляет задуматься
  • Признание Раскольникова в преступлении
  • Причины преступления Раскольникова
  • Проблема совести в романе Преступление и наказание
  • Противоречия теории Раскольникова
  • Путь Раскольникова к преступлению
  • Раскольников и Соня Мармеладова в романе Преступление и наказание
  • Раскольников и Соня сравнительная характеристика
  • Роль истории Настеньки в повести Белые ночи
  • Роль истории Настеньки в повести Белые ночи
  • Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова
  • Семья Мармеладовых в романе Преступление и наказание
  • Смысл названия романа Преступление и наказание
  • Смысл, суть и идея романа Преступление и наказание
  • Сны в романе Преступление и наказание
  • Сны Раскольникова и их значение в романе Преступление и наказание
  • Сон Раскольникова о лошади
  • Социальные и философские истоки бунта Раскольникова
  • Тварь я дрожащая или право имею? в чем смысл фразы
  • Теория Лужина в романе Преступление и наказание
  • Теория о праве сильной личности Раскольникова
  • Теория Раскольникова и её крах в романе Преступление и наказание
  • Теория Раскольникова суть и смысл в романе Преступление и наказание
  • Тип петербургского мечтателя в повести Белые ночи
  • Тоцкий в романе Идиот
  • Три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича
  • Убийство старухи-процентщицы Раскольниковым
  • Уличная жизнь в романе Преступление и наказание
  • Характеристика и образ Варвары Ставрогиной в романе Бесы
  • Характеристика и образ Ивана Шатова в романе Бесы
  • Характеристика и образ Свидригайлова в романе Преступление и наказание
  • Характеристика и образ старухи-процентщицы (Алена Ивановна)
  • Цвета в произведении Преступление и Наказание
  • Числа в романе Преступление и наказание
  • Эпилог и его роль в романе Преступление и наказание
  • Федор Михайлович Достоевский – основоположник традиций русского реализма. Хоть он был популярен при жизни, настоящее признание его творчества произошло только после кончины. Признанный классик русской литературы, входит в список лучших писателей-романистов мира.

    6 стр., 2637 слов

    Условия жизни главных героев бедные люди. Бедные люди

    ... Считая это неуважением, она не раз делала ему замечания. Герои романа Бедные люди Достоевского На первый взгляд может показаться, что в романе «Бедные люди» всего два персонажа ― Макар Девушкин и Варвара Доброселова, ... маленькие чины, не могут выбраться из долгов и вынуждены всю жизнь смиренно влачить жалкое существование. Сочинение 2 Этот герой является простым служащим, он скромный и робкий. ...

    2 стр., 956 слов

    Образ Раскольникова в романе Преступления наказания Достоевского

    ... человека побуждения, какие бы он не преследовал цели, за любым преступлением следует наказание. Характеристика и образ Раскольникова в романе Преступление и наказание сочинение Родион Раскольников – бывший студент, проживающий в Санкт-Петербурге, из-за недостатка денег оставивший учебу ...

    Известность ему принес первый же роман «Бедные люди». Произведение представляет диалог двух главных героев через письма, которыми они рассказывают о жизни друг другу. Уже в этом романе прослеживается стремление Достоевского показать сложную и полную противоречий душу человека.

    Наиболее ярко выражает талант Достоевского как писателя так называемое «великое пятикнижие»: романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Именно в этих произведениях проявляется склонность писателя к глубокому психологизму. Он раскладывает читателю все чувства и переживания, которые одолевают героев, заставляя поступить так или иначе. При этом он показывает двойственность человеческой души. В его романах даже высокодуховного человека на дурной поступок может натолкнуть рок, трагические случайности и совпадения.

    Примечательно, что при подробном описании психологического состояния героя, у каждого романа насыщенный сюжет. Неожиданные повороты в его произведениях зачастую невозможно предсказать. При этом Достоевский не уделяет особого внимания описанию природы, за что он неоднократно подвергался критике со стороны современников. Сам писатель никогда не стремился к достоверному изображению быта своих героев, его больше интересует передача трагических событий, и то, как их пытаются преодолеть герои романов.

    Несмотря на то, что главные герои Достоевского обычные «маленькие» люди, попавшие в затруднительную жизненную ситуацию по воле случая или собственных импульсивных поступков, их всегда отличает внутреннее стремление к правде и справедливости.

    Творчество Ф.М. Достоевского , Творчество Ф.М. Достоевского

    (1821-1881)

    Периодизация творчества:

    1) начало творческого пути — вторая половина 40х гг. Роман «Бедные люди» (1846), повести «Двойник», «Хозяйка», сентиментальный роман «Белые ночи», незавершенный роман «Неточка Незванова».

    2) Творчество Достоевского на рубеже 50-60х гг, после возвращения с каторги. Психологическая повесть «Село Степанчиково и его обитатели», гротесковая повесть о нравах провинции «Дядюшкин сон», художественные мемуары «Записки из мертвого дома» (1861-1862), роман «Униженные и оскорбленные», психологический этюд «Записки из подполья» (1864).

    Все, написанное Достоевским в этот период, это наброски, эскизы, этюды к будущим романам.

    3) 1866 — 1880 гг. Эпоха создания грандиозного романного цикла, русской религиозной эпопеи по определению Василия Розанова, «великого пятикнижия» (формула Долининова).

    40 стр., 19518 слов

    Тема воспитания личности в трилогии Л.Н. Толстого ‘Детство. ...

    ... человека Макара Ивановича Долгорукого). Толстого привлекала идея большого романа «Четыре эпохи развития», где он собирался изобразить общие законы развития человека в каждой из эпох: детстве, отрочестве, юности ... со своим современником, изобразившим довольно благоприятную (по сравнению с романом Достоевского) картину взросления главного героя трилогии Николая Иртеньева. Разность подходов к ...

    «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1869), «Бесы» (1863), «Подросток» (1875), незавершенный роман «Братья Карамазовы» (1880).

    ФМ родился в Москве в октябре 1821 года (11 ноября по новому стилю).

    Москва — место рождения русских гениев: Пушкина, Достоевского, Толстого. Детство Достоевского прошло на территории больничного городка Мариинской больницы для бедных, где служил его отец. Семья жила во флигеле. Человеческие страдания, боль, увечье с ранних лет сотрясали сердце впечатлительного мальчика. Среди отрадных московских впечатлений — мать, музыкальные вечера в родительском доме, посещение народных праздников с обязательным цирком, театром Петрушки и знакомство с театральным и оперным искусством. Достоевский очень любил классическую музыку, особенно творчество Глинки. В 1837 году братьев Достоевских отец везет в Петербург. Сначала мальчики поступают в пансион (тема русского пансиона потом воплотится в «Подростке»), потом по желанию отца становятся студентами Главного военно-инженерного училища, которое располагалось в мрачном Михайловском замке. Михайловский замок был построен Павлом I в тихом месте Петербурга, Павлу была предсказана насильственная смерть. В этом замке Павел I был задушен заговорщиками. В стенах инженерного замка юный Достоевский впервые задумался над трагедией отцеубийства.

    Ранее творчество Достоевского — 40е гг

    — После окончания инженерного училища ФМ сразу вышел в отставку, военная служба была ему не по душе. Обратился к литературным трудам. Первый большой его труд — перевод романа Бальзака «Евгения Гранде» (1845).

    В том же году, робея, споря с самим собой, Достоевский пишет первое оригинальное произведение — роман «Бедные люди». Достоевский жил в маленькой бедной квартире с писателем Григоровичем, всегда из окон кабинета был виден один из питерских православных храмов. Первая его литературная квартира смотрела на Владимирский собор. Именно Григоровичу Достоевский принес первый роман. Григорович взял рукопись Достоевского и отнес в редакцию «Современника» на квартиру к Некрасову. Роман Некрасова просто поразил. Некрасов берет рукопись и идет к метру Белинскому, говоря «Новый Гоголь родился», а Белинский сказал в шутку: «У вас Гоголи как грибы после дождика растут». Белинский также восхитился романом.

    Роман «Бедные люди» был опубликован во втором альманахе натуральной школы «Петербургский сборник». В рецензии на этот сборник Белинский дал развернутую оценку романа Достоевского. Белинский и Некрасов увидели в Достоевском писател натуральной школы, последователя Гоголя, писателя-гуманиста, переживающего за судьбу «маленького человека». Но это было ошибочное первое впечатление. «Бедные люди» — роман в письмах. Начиная с первого произведения Достоевский стремится показать человека в его СУБЪЕКТНОСТИ. Герои Достоевского словно не связаны с зоной авторского сознания. Им дано право голоса, чувства и мысли в их восприятии, показана русская жизнь, петербургские надрывы, показаны люди, с которыми встречаются герои на дорогах жизни.

    В творчестве Достоевского можно выделить два сквозных мотива, они цементируют все его творчество: 1) человек ищет человека в вертепе жизни, живет ожиданием такой встречи, порой переживает эту встречу как чудо (в этом смысл встречи бедного чиновника Макара Девушкина и осиротевшей Вареньки Доброселовой, их соединило мучительное одиночество и беспросветность человеческого существования).

    1 стр., 378 слов

    Нужно 1.Экономика-это умение пользоваться жизнью наилучшим образом. Или вот

    ... которое дает Бернард Шоу не соответствует приведенным научным понятиям. Но давайте разберемся. Что значит «умение пользоваться жизнью наилучшим образом»? А это и есть создание благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей. И делать это, по ...

    Одиночество Макара Девушкина выражалось в том, что он за 10 лет службы научился разговаривать с буквами, а Мечтатель разговаривал с домами; 2) Бог ищет человека в человеке. В романе «Бедные люди» с подлинным психологизмом, на уровне символических эпизодов и психологических деталей воссоздана высокая трагедия маленькой жизни человека. В основе сюжета — возрастание человеческой души, обретение человеческого достоинства и катастрофа, утрата всех обретений. Любовь Макара Девушкина к Вареньке — чувство, соединившее разные сферы человеческих чувств. Их влечет к друг другу сострадание и христианское чувство любви к ближнему. В душе Макара с христианским чувством любви к ближнему соединились неизведанные ранее чувства любви мужчины и отцовские чувства. В романе с редкой человеческой правдой воссозданы письма Макара и Вареньки. В сюжете и композиции важен дневник Вареньки. Слог писем — это выражение человеческих характеров и надрыва человеческих судеб. Страдание Макара — его одиночество, и великое сострадание к другим людям (рассказ о нищем мальчике, о соседе чиновнике Горшкове).

    Варенька прошла через многие утраты — разорение семьи, смерть родителей, таинство первой любви и смерть любимого человека, студента Покровского. Ей предстоит страдальческий путь женщины-наложницы. Для продажи ее тела и души готовит и воспитывает тетка. В первом романе Достоевского важен мотив двойничества в системе героев. «Бедные люди» — это хоровая судьба, это не только Макар и Варенька. Страдальческая жизнь Макара вариативно повторяется в судьбах чиновника Горшкова, старика, отца Покровского. Судьба Вареньки предвосхищена судьбой матери Покровского, Саши — девочки, с которой жила Варенька у тетки. В контексте романа особую значимость обретают книги. До встречи с Варенькой Макар читал только одну книгу — Библию (поэтому сострадание так важно для него).

    Благодаря Вареньке он прочитал книги, так ценимые самим Достоевским («Станционный смотритель» Пушкина и «Шинель» Гоголя).

    Образ станционного смотрителя Самсона Вырина восхитил Макара, его поразила святость отцовских чувств и неподкупность. Гоголевский персонаж вызвал противоположные чувства. Макар не понимает низменность его жизненной цели — покупка шинели. Жизнь самого Макара обрела цель, когда в ней появилась Варенька. Любовь к Вареньке, сострадание и забота о ее судьбе возвысили «маленького человека». Они приходит к глубочайшему гуманистическому откровению — «всеми мыслями и чувствами я человек» — это кульминация, осознание своего человеческого достоинства. Белинский, потрясенный гуманистической природой таланта Достоевского, выделяет в романе две «страшные сцены», сцены, потрясающие человеческие сердца и ведущие читателя к нравственному катарсису: похороны студента Покровского и образ его отца в состоянии безумия; и кульминационная сцена романа — Макар Девушкин в кабинете его превосходительства (сцена с пуговкой).

    Образ книги в романах Достоевского многофункционален по смыслу. Книги формируют миросозерцание, мироотношение у героев Достоевского. Они ведут к пониманию авторской позиции, авторской философии жизни. Книги — важнейшая психологическая деталь.

    ?? Круг чтения Родина Раскольникова.

    Любимый Варенькой студент Покровский мечтал иметь бесценное достояние — полное собрание сочинений Пушкина. Он получил этот подарок в последний свой день рождения. Варенька все свои сбережения готова была заплатить в книжной лавке, как и отец Покровского. В сцене похорон студента Покровского книги — важнейшая психологическая деталь, как и в эпизоде, о котором вспоминает Варенька, связанном с рождением чувства любви к Покровскому (книжная полка).

    2 стр., 826 слов

    Человек и природа в русской литературе

    ... в ней Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья… Красота и божество природы связаны с ее увяданием. Гибель и страшит поэта, и манит его, он ощущает затерянность человека среди красоты жизни и ... по ее законам. Природа без человека обойтись может, а человек без природы не проживет и дня. Человек должен слиться с природой и не нарушать ее гармонии. Список литературы [Электронный ресурс ...

    В кабинете начальника в одно мгновение пропала человеческая репутация Макара. Он был унижен милостью, деньгами. Он понял свою беспомощность и жалкость, понял, что он не может помочь даже себе самому.

    В первом романе Достоевского образ Петербурга становится полноправным участником событий. В романе живет образная оппозиция: среднерусские просторы, весна и лето в воспоминаниях Вареньки о детстве, и трагический образ Петербурга, его дождей и туманов, поздняя осень, начало зимы. Достоевский изображает петербургские интерьеры, обратившись к эстетике безобразного (лестница, залитая помоями, душные комнаты).

    Уличные сцены — скученность людей и одиночество каждого. Страшный мир, в котором человеческое страдание вызывает лишь праздное любопытство, а порой даже развлекает. Человек, любящий человека, сострадающий, гибнет в этом мире жестокости и торжества порока. Достоевский — художник трагического мировосприятия, но каждое его произведение несет читателю нравственный катарсис — великий опыт человеколюбия.

    Вслед за романом «Бедные люди» в 1846 году была опубликована повесть «Двойник» (скорее психологический этюд).

    Она была холодно встречена в кругу писателей натуральной школы. Белинский говорил, что начинающий писатель не оправдал его надежд. Своеобразие таланта Достоевского понял лишь критик Валерьян Майков, который вступил в полемику с Белинским: он приз нал глубочайший ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ талант Достоевского, увидел в нем гениального самобытного писателя, у которого великое будущее. В основе повести — ситуация безумия, патологический мотив психологического раздвоения личности. Главный герой — петербургский чиновник с амбициями Голяткин. Он задумал посвататься к дочери своего начальника, устроить свою жизнь. Голяткин, униженный отказом, чувствует,что в нем существуют два человека: один персонифицирует все зло, другой — добро, и между ними возникает диалог.

    Среди ранних произведений Достоевского подлинным талантом отмечены психологические рассказы, повести, романы. Каждое произведение уникально и в жанровом отношении, и по смыслу судьбы, опыту жизни героев. Достоевский внимателен к пульсам и ритмам человеческого сознания и подсознания, в реальном он порой открывает фантастическое. Ранее творчество Достоевского озарено опытом Гоголя. В «Бедных людях» он начинает творческую полемику с «Шинелью» Гоголя, «Двойник» по мотивам близок к «Запискам сумасшедшего», под влиянием повести Гоголя «Страшная месть» он пишет фантастическую повесть «Хозяйка». Эта повесть неожиданно соединяет очень разные произведения русской словесности: «Страшная месть» Гоголя, «Хозяйка» Достоевского, «Гроза» Островского и «Леди Макбет» Лескова. В повести «Хозяйка» впервые намечен характер, предвосхищающий Раскольникова — начинающий философ Ордынов, его жизнь на грани безумия и в сфере философских идей, и в сфере человеческих чувств. Образ Катерины-хозяйки предвосхищает символические образы в последних романах Достоевского, ибо олицетворяет судьбу самой России. В это ряду Матреша, Марья Тимофеевна Лебядкина, Лиза Тушина ( «Бесы»).

    9 стр., 4460 слов

    Примеры сильного человека из жизни

    ... переступить через себя, осознать свои ошибки или смог простить другого человека. Сочинение Примеры сильного человека из жизни ГИА Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждение № 15.1, 15.2, 15.3, 2016, 2017 Скачать бесплатно несколько ...

    Среди самых светлых и проникновенных произведений Достоевского — сентиментальный роман «Белые ночи». Образ петербургского Мечтателя, обретающего свет, — новая версия темы Ордынова и предвосхищение образа Раскольникова. Это роман о безответной любви как вдохновляющем источнике, примирившем романтика с самой жизнью. В судьбе Мечтателя было три эпохи: жизнь до встречи с Настенькой, жизнь в мечтах, в упоительном чтении книг и отречение от жизни, от ее прозы и проблем, встреча с Настенькой, их белые ночи и созвучие двух человеческих сердец. Настенька целомудренно и восторженно, с редкой доверительностью рассказывала Мечтателю о своей первой любви, а мечтатель безответно, целомудренно, чисто на высоте светлых и платонических чувств любит ее, и каждое мгновение жаждет ее человеческого счастья, благословляет ее на счастье с другим человеком. Выразителен эпиграф к повести: И я был создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье во граде сердца твоего. Долгая жизнь после разлуки с Настенькой, жизнь в плену воспоминаний, вечная память о единственной любви, утолившей жажду души, которая освободилась от одиночества в этом многотрудном, суетном мире через любовь. Достоевский подарил русской литературе удивительный сюжет, который повторится в повести Тургенева «Ася» и у Чехова в «Доме с мезонином».

    Творчество Достоевского на рубеже 50-60 гг.

    Художественные мемуары «Записки из мертвого дома».

    Весной 1849 года ФМ на очередном заседании в кружке Петрашевского читал «Письмо к Гоголю» Белинского. Через несколько дней все участники собрания были аретованы.

    В декабре 1849 года после разбирательства и следствия наиболее активные члены тайной политической организации приговорены к смертной казни. Достоевский был во второй очереди, прискакал курьер — смертная казнь была заменена позизненной каторгой.

    В романе «Идиот» звучит рассказ о душевной драме человека за несколько секунд до казни. Достоевский, как свидетельствует его письмо к брату, думал о брате и стремился до последней минуты оставаться человеком, передавая свою судьбу в руки Божьи. В письме Достоевский так определяет смысл человеческого существования: «Быть Человеком среди людей и оставаться им до последней минуты…».

    Проблема Человека всегда волновала Достоевского. Цель своего творчества он определил так — в человеке есть тайна, и эту тайну я разгадывал всю жизнь.

    В конце 1849 года партия каторжан отправилась в Сибирь, в Омскую каторжною тюрьму, где Достоевский на правах каторжанина будет находиться с 1850 по 1855 год.

    В 1855 году каторга заменена ссылкой и поселением. Достоевский попадает в казахстанские степи. Начинается эпоха рекрутчины — он служит под Семипалатинском солдатом. Постепенно он получает младший офицерский чин, на службе до 1858 года. Он вместе с женой и приемным сыном едет в пригород Москвы, а в 1859 году — в Петербург.

    В Семипалатинске и Кузнецке написаны «Село Степанчиково и его обитатели», «Дядюшкин сон» о нравах русской провинции. Повесть «Село Степанчиково…» — психологическая. Фома Опискин назван в литуратуроведении «русским Тартюфом».

    Фома Опискин — первая версия «палаческих» наклонностей человека, наклонностей садиста. Опискин издевается над человеческими душами, плац-майор Жеребятников («Записки из мертвого дома») над телами каторжников — наказание палками доставляет ему удовольствие. Палаческие наклонности характерны для многих героев Достоевского. Палачество пронизывает политические доктрины Петра Верховенского, Щиголева («Бесы»), образ рафинированного палача — Тотский («Идиот»).

    12 стр., 5765 слов

    «Бедные люди» Достоевского: дебют писателя

    ... Бедными людьми" так, как, может, не работал ни над каким другим своим произведением. Д. Григорович, живший в то время с ним на одной квартире, вспоминал, что Достоевский ... я уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по ... Достоевский в "Дневнике писателя" за 1876 год, - а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни. Тогда, всего два месяца перед тем, ...

    Повесть «Дядюшкин сон» — гротесковое произведение. Жизнь провинции — фантасмагория, уродливость и убожество провинциальных нравов рисуется в гротесковых тонах. В город приезжает немощный старик….Маменьки готовы отдать дочерей в жены старому умирающему человеку.

    В 1861-62 гг в журнале «Русский вестник» Достоевский публикует книгу о русской каторге — художественные мемуары «Записки из мертвого дома». Это первая книга о русской каторге.

    В начале 90х гг А. Чехов издает документальные очерки «Остров Сахалин». Лагерная тема станет одной из центральных в литературе 20 века.

    Книгу Достоевского современники сравнивали с картинами Ада В «Божественной комедии», с фресками «Страшного суда». «Записки…» имеют условного рассказчика — А.П. Горянчикова. Достоевский стремился соблюдать дистанцию между собственной жизнью и жизнью героев. Александр Петрович попадает на каторгу за уголовное преступление, но по социальному статусу он из дворян. Основной сюжетный мотив — самопознание, познание русской жизни, характера, души. Каторга образно названа в книге «Мертвым домом», т. е. домом, где нет места живой души. Горянчиков пишет о душах живых и мертвых, о религиозном, духовном опыте русского человека, который спасает человека и его душу от смерти. Именно на каторге определились основные философии жизни. У Достоевского каторга привела к почве национальной жизни, к нравственному опыту народа. «Немногому могут научить народ мудрецы наши, сами они должны у него научиться». «Записки» композиционно решены как двухчастное произведение. В первой части и главах сильны жанровые традиции очерка, документальное в своей основе описание каторги, хозяйственного двора, бараков, режима дня, работ и часов досуга. Центральная часть сюжета основана на типологии человеческих характеров, психологической типологии: буйные, озорники, кроткие, садисты. Многие герои «Записок» имели реальных прототипов. Размышляя о характере, природе, повинуясь автору, Горянчиков приходит к выводу об универсальности природы. «Человек-универсал» станет героем последних произведений Достоевского.

    Достоевский убежден, что в сознании, душе, натуре человека живут разные возможности. Русский человек «широк» по своей натуре. Ему ведом «безудерж и в добре и в зле».

    Первую часть «Записок» венчают символико-философские массовые сцены. Триптих на тему «праздник Рождества на каторге» (баня, обед, театральное представление).

    Во время театрального представления Горянчикова поразило единодушие зрителей и артистов, их увлеченность и «детскость на сумрачных лицах каторжников». Первую часть «Записок» завершает описание ночи — «каторга тихо спит в эту ночь, а старик-каторжанин молится и промолится до самой зари».

    Образ каторги невольно напоминает русскую жизнь за пределами каторги. Горянчиков видит, что деньги становятся мерой человеческого достоинства, власти. За деньги покупается «иллюзия свободы», по которой тоскует душа. Свободу каторжанин ценит дороже денег. Деньги не могут быть мерой человеческой жизни.

    4 стр., 1985 слов

    Родной язык и его место в жизни личности и народа

    ... людей русской культуры жизнь интересна уже тем, что в ней есть великое чудо - родной русский язык, который открывает каждому пытливому человеку ... на сущность и место родного языка в жизни сограждан. Родной язык -- это факел, освещающий человеку мир, помогающий ему в нём ... и самоутверждения. Поэтому родной язык - важнейшее средство развития и защиты отдельного человека и народа в целом. Он позволяет ...

    Достоевский пишет о трудовой жизни каторги. Он воссоздает 3 опыта, 3 психологии труда: 1) каторжный труд, труд бесцельный, изнуряющий 2) труд ради денег, унижающий, развращающий 3) творческий труд как потребность души, память о свободе, мастерство, дарующее каторжанину ощущение свободы и достоинства.

    Во второй части преобладают массовые, символические эпизоды. Они основаны на глубочайших обобщениях законов жизни и человеческих судеб. Вторую часть открывают трагические сцены. Первые три главы имеют одинаковое название — «Госпиталь». Главный мотив — это физические страдания человека, которые ведут и к сокрушению души и к катарсису. Четвертая глава написана в форме сказа — «Акулькин муж». Идея — необходимость сострадания, любви к ближнему. Самые важные в смысловом отношении главы второй части — глава 6 «Каторжные животные», глава 8 «Товарищи», глава 9 «Побег» и глава 10 «Выход из каторги».

    Свет и человечность русской души открыты в отношении к природному миру.

    Побег из каторги — это проявление буйства и озорства. Жестоким является наказание за побег.

    Выход из каторги открывает новые ракурсы в нравственном миростоянии русского человека. Сострадание=живая потребность человеческой души, но есть и другие более высокие эмоции. Каторжники способны к СОРАДОВАНИЮ в те светлые минуты, когда их товарищи по закону оставляют пределы мертвого дома. Эти дни — всеобщий праздник.

    В «Записках» постоянно звучит кандальный звон. В финале второй части показано, как кузнецы освобождают ноги от кандалов. Они стремятся сделать «ловчее, лучше». Кузнецы и каторжане напутствуют своих товарищей, обращаясь к сокровенному и сакральному слову: «С Богом! С Богом!». Эти слова — начало новой жизни, воскресение из мертвых.

    В первой половине 60х гг исполнилась давняя мечта Достоевского. Благодаря организаторских способностям старшего брата Михаила и творческому потенциалу ФМ братья издают журналы «Время» (1861-61), «Эпоха» (1862-65).

    На страницах журналов Достоевский выступает как блестящий публицист и писатель. Циелы его публицистических очерков очень популярны. В публицистике и в художественной прозе открыто выражены его почвеннические идеи. Они пишет о духовном православном опыте народа, об ошибках ума русской интеллигенции, увлеченной идеями атеизма, материализма, вседозволенности, о социальных и нравственных конфликтах в русской жизни, он мучительно ищет пути нравственного, духовного возрождения России. Почвеннические мотивы определили пафос романа «Униженные и оскорбленные», психологического этюда «Записки из подполья» (анатомия и патология человеческого сознания, Подпольный человек — главный герой, он не имеет имени, его страдание ведет к озлобленности и бунту, мечтает найти другую страдающую душу и отомстить ей за свои страдания).

    Эти два произведения — своеобразный пролог к циклу романов великого пятикнижия.

    Романный цикл великое пятикнижие как «русская религиозная эпопея» (Розанов)

    Метафорическое определение «великое пятикнижие» принадлежит литературоведу А. Долинину, который сравнил пять романов Достоевского с великим пятикнижием Ветхого завета, главными книгами этой части Библии, посвященными житию, деяниям и пророчествам Моиссея.

    В романах Достоевского как в Библии возникает тема БОГОМ ИЗБРАННОГО НАРОДА, его исторического предназначения и духовной миссии. В Библии такова роль древних иудеев. Для Достоевского, славянофила и почвенника, заветной является идея о миссианской роли России, озаренной светом православия. Достоевский лишен всяких националистических притязаний. Он убежден, что в своих грехах, исторических взлетах и падениях Россия даст великий пример человечеству основ нравственной и духовной жизни. В.В. Розанов универсально и с редкой глубиной указал на главные мотивы, главные проблемы в русской религиозной эпопее Достоевского, определив проблематику первого романа — «Преступление и наказание», своеобразного философского и духовного пролога всего цикла. По Розанову, роман «Преступление и наказание» и весь романный цикл — это слово Достоевского об исторической и духовной судьбе ЧЕЛОВЕКА, НАРОДА (РУССКОГО НАРОДА) И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Розанов в статье о Достоевском определил главные историософские, духовные, нравственные мотивы романа «Преступление и наказание», который воспринимается критиком как пролог всего цикла: в судьбе человека, народа и человечества если круг развития завершен, всегда присутствуют три момента: 1) состояние первоначальной ясности — т. е. иллюзия понимания смысла жизни, самого себя, окружающей жизни. В русской и мировой литературе герой чаще всего показан чаще всего показан в состоянии первоначальной ясности: Обломов, Базаров, Александр Адуев, Пьер Безухов и другие 2) грех во всех возможных формах для человека, народа и человечества, начиная с малого нравственного компромисса и кончая самым страшным преступлением — пролитие крови себе подобного. Достоевский, в отличие от всех русских и европейских писателей, показал нам человека во грехе, во всех возможных для Достоевского формах греха (грех идеи, грех поступка).

    Главная тема творчества Достоевского — человек во грехе. 3) возрождение, т. е. преодоление греха часто через покаяние, поиск пути праведной жизни, приближение человека к промыслу Божьему. Розанов утверждает, что величие Достоевского не в том, что он показал нам человека во грехе, а в том, что он указывает пути преодоления греха, спасения человека, народа и человечества от трагедии апокалипсиса, конца всей человеческой цивилизации.

    Русский философ, критик и религиозный мыслитель Мочульский в последнем романе Достоевского «Братья Карамазовы» открывает образ духовной лествицы как пути, указанного человеку. В первые века христианства в европейскую культуру вошла великая книга преподобного Иоанна Лествичника «Лествица, возводящая на небо». Преподобный Иоанн, монах и настоятель самого древнего православного монатыря Синайского монастыря (на горе Синай Моиссей получил скрижали Ветхого завета) описал 33 ступени. У Достоевского этих ступеней меньше: 1) страдание, оно может иметь два исхода: 2) бунт (Раскольников) и 3) смирение — это не вопрос к миру, почему он столь противоречив, неустроен и неблагополучен, а вопрос к самому себе 4) от смирения человек переходит к всеответственности: все за всех виноваты (Сонечке Мармеладовой дано это качество) 5) любовь к миру, к Богу, к ближнему, человека к человеку во всех ее возможных духовных ипостасях 6) умиление — духовная радость 7) духовный аккорд, соединяющий все эти чувства: подобный опыт воссоздал Достоевский (роман «Братья Карамазовы», книга 7 «Алеша» и книга 8 «Русский инок» о старце Зосима).

    Раскольников проходит страдание, бунт, потом снова страдание и по восходящей.

    Проблема взаимосвязи внутреннего мира и внешнего.. , Сочинение по тексту:

    Федор Михайлович Достоевский – русский писатель и мыслитель, в своем произведении затрагивает проблему взаимосвязи внутреннего мира и внешнего вида человека.

    Автор, от первого лица повествует об испуганном мальчике, который подбежал к крепостному, который в свою очередь начал его успокаивать. Он называет сочувствие Марея неожиданным, так как считал, что все крепостные грубые и зверски невежественные люди.

    Ф.М. Достоевский считает, что даже хмельной мужик, орущий свою рьяную сиплую песню, может оказаться добрым человеком, который, несмотря на свой вид может сочувствовать другому.

    Я считаю данную проблему актуальной, ведь нельзя судить о человеке по тому как он выглядит внешне. Грозный и грубый может оказаться добрейшим человеком, а милая на первый взгляд девушка, может обладать безграничным коварством и вредностью.

    В качестве доказательства, можно привести произведение М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, который прошел войну и остался без семьи, кажется, он уже не способен обладать сочувствием и другими хорошими качествами. Но нет! Он смог сказать незнакомому мальчику, что он его отец, тем самым сделав его счастливым.

    В качестве личного примера могу привести вожатого из лагеря. Это был уже почти «дядька», относительно взрослый и достаточно большой человек. По первому впечатлению казалось, что он злой, но на деле все обстояло не так. Он был веселый и радостный, будто внутри него сидит маленький мальчик, который чувствует себя рядом с детьми, как со своими ровесниками.

    В заключение хочу сказать, что не стоит судить о человеке по его внешнему виду, это не главное, главное то, кем он является на своих делах и поступках, во время беседы.

    Еще сочинение по этому тексту здесь

    Текст Фёдора Михайловича Достоевского:

    (1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика. (4)Это был Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг. (8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь. (9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив. (10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня. (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно, родный. (16)Ишь, малец, ай! (17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке. (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись. (19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ. (21)Ишь ведь, улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, господи, да что это, ишь ведь, ай, ай! (22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился. (23)Ну, я пойду, сказал я, вопросительно и робко смотря на него. (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь. – (26)Ну, Христос с тобой, и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился. (27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается. (29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём. (33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его сердце. (по Ф.М. Достоевскому*) *Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель, мыслитель.