И. Бунин в романе “Жизнь Арсеньева” (1927-1937).
В центре произведения – герой несомненно автобиографический, которому писатель доверил свои излюбленные мысли, переживания, детали внутренней биографии художника. И все же, замечая, что в “Жизни Арсеньева” и впрямь есть много автобиографического, Бунин подчеркивал: “Вот думают, что история Арсеньева – это моя собственная жизнь. А ведь это не так… Выдумал я и мою героиню”.
Парадокс? Нет, таковы законы художественного творчества с его стремлением к максимально емким
обобщениям. Не случайно автор создал автобиографию “третьего лица”, дал герою вымышленное имя – Алексей Арсеньев, что открыло большую свободу творческому воображению.
Строя свое произведение, автор следует всем особенностям классического жанра автобиографии: подробно описывает семью, этапы роста героя, но делает это чисто по-бунински, показывая, как подметила Л. Смирнова, внутреннюю реакцию Арсеньева на происходящее, чаще недоуменную, вопросительную. Герой “посетил сей мир в его минуты роковые”, а потому история его души, рассказанная с высоты возраста и пережитого исторического
кризиса, драматична в гораздо большей степени, чем у великих предшественников.
“Мир все расширялся перед ним”, – вспоминает Арсеньев, и эти слова могли бы определить основной принцип построения произведения. Из потаенного, лирического мирка детства, общения с родными, с природой автор ведет своего героя во взрослую жизнь. Он показывает не только сугубо камерную биографию, но и на примере судеб трех братьев – историю семьи.
Народническая среда, в которую попадает герой, изображена резко отрицательно, как это свойственно Бунину при описании любого явления, имеющего отношение к революции. Для автора характерно свободное перемещение в пространстве и во времени, размышления о далеком прошлом, о предках, об истории рода, о национальном достоинстве русского человека. Все это – составляющие емкого понятия “жизнь”, многообразием своим формирующего личность человека (обратим внимание на название: “Жизнь Арсеньева”).
И, наконец, самое сокровенное, сугубо бунинское – размышления о вечном противостоянии жизни и смерти, любви и смерти, о тайнах творчества: “Я весь дрожал при одном взгляде на ящик с красками, пачкал бумагу с утра до вечера, часами простаивал, глядя на ту дивную, переходящую в лиловое, синеву неба, которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве, и навсегда проникся глубочайшим чувством истинно Божественного смысла и значения земных и небесных красок.
Роман «Жизнь Арсеньева»
... деталей, сходства образов героев и родственников, людей, окружавших автора. Герой «Жизни Арсеньева», как уже было сказано,— «сконцентрированный» автор. Фактически, это тот Бунин, у которого детство, ... «памятью предков». Этим объясняется взгляд Бунина на призвание художника осуществлять «связь времен», без которой невозможно понимание смысла жизни. «Жизнь Арсеньева» - это роман-воспоминание. Предмет ...
Подводя итоги того, что дала мне жизнь, я вижу, что это один из важнейших итогов”.
“Он предназначен в сем мире угадывать во временном вечное, в случайном – психологический закон. Философия его пессимистична, родственна Экклезиасту и восточным мудрецам-фаталистам, но одета в такое разнообразие наблюдательной красочности, что первым и долгим впечатлением по чтении Бунина всегда бывает пышное торжество жизни”, – такую характеристику дал творчеству писателя известный критик русского зарубежья А. Амфитеатров. Еще при жизни Бунин был признан классиком отечественной литературы и первым из русских писателей стал в 1933 г. лауреатом Нобелевской премии.
1
votes, average:
5.00
out of 5)