Философские взгляды Тургенева в произведении
А.И. Батюто показал, что в ряде мест произведения вкраплены, например, реминисценции из трудов Б. Паскаля (так, они активно использованы в предсмертном монологе Базарова).
С некоторыми мыслями Паскаля Тургенев солидаризуется, некоторые активно оспаривает. Любовь и смерть, жизнь и смерть, жизненное призвание человека — вот те глобальные проблемы, «вечные» темы искусства, которые поднимаются автором в его самом знаменитом романе. Прямо или подспудно присутствуя в тексте «Отцов и детей», они придают им особый интонационно-смысловой разворот и в значительной мере обусловливают высокую художественную значимость, саму литературно-читательскую «долговечность» этого тургеневского произведения. Давно утратив свою злободневность, так привлекавшую современников, «Отцы и дети» сохранили, однако, помимо названных глобальных «вневременных» проблем еще и яркую экстравагантность образа главного героя, фраппирующего здесь и эпатирующего окружающих именно так, как во все времена часто старается вести себя молодежь, желающая выглядеть оригинально и необычно.
Молодой врач Базаров справедливо полагает, что причины телесных болезней как медик знает лишь «приблизительно», однако думает, будто точно знает причины общественных «болезней» и способы их лечения — хотя тут он отнюдь не специалист.
Поведение Базарова
Базаров и Аркадий Кирсанов поочередно посещают в романе четыре места: родной дом Аркадия, губернский город, поместье Одинцовой (трижды) и дом родителей Базарова (по его словам, сам он, сын военного лекаря, отнюдь не вырос в нем и вообще прожил там всего лишь «года два сряду», все время «ведя бродячую жизнь» с родителями — то есть и родного дома у этого глубоко несчастного человека нет).
Базаров всюду держится обычно с грубоватой бравадой, граничащей с хамоватостью (лишь рядом с Анной Одинцовой он временами как бы «приоткрывается», делается более естественным).
Явно стесняясь перед Аркадием бедности и незнатности своих «стариков», он в их доме лишь усиливает подобные черты (как бы поглубже напяливая на себя привычную «речевую маску»): например, зло трунит над собственным покойным дедом, суворовским офицером, и неоднократно без видимых причин «одергивает» отца, нападая на его старомодную романтическую фразеологию (так, отец шутливо предлагает идти «в объятия к Морфею», а сын тут же сварливо поправляет: «То есть пора спать» и т. п.).
banyaplus.ru
Ответ оставил Гость
В чем причины трагического одиночества Базарова в мире людей?
... не знает, какое будущее у его героя, время Базаровых в России еще не пришло. В заключение необходимо отметить одиночество Базарова. В ... обокрасть, лишь бы только напиться дурману в кабаке». И тем не менее Базаров работает на людей и ради людей. Несмотря ... в обществе, и на переднем плане оказывается новая социальная сила — разночинная интеллигенция. Почему одинок Базаров Четвертый роман Тургенева «Отцы ...
Роман Тургенева «Отцы и дети» открывается приездом Аркадия Кирсанова вместе со своим «приятелем» Базаровым в поместье Кирсановых – Марьино. Друзей встречает отец Аркадия – Николай Петрович. Он не видел сына уже давно – его Аркаша возвращается после учебы в университете со званием «кандидата». Вторая глава описывает непосредственно встречу отца и сына на постоялом дворе неподалеку от Марьино. Кроме того, она знакомит и Николая Петровича, и читателей с главным героем романа – Евгением Базаровым. Автор показывает, как волнуется и радуется встрече с сыном Кирсанов-старший. Это мы понимаем по отдельным деталям, «разбросанным» в тексте: «твердил, умиленно улыбаясь»; «пошел торопливыми шагами…, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее»; «он словно потерялся немного, словно робел», «хлопотливо говорил» и другим. Николай Петрович хочет угодить во всем Аркадию, ведет себя даже несколько подобострастно. В этом проявляется его огромная любовь к сыну, его добрая и «теплая» натура. Кирсанов хочет как можно лучше принять и друга своего сына – некоего Базарова, немного странноватого и высокомерного человека. Именно в этой главе мы впервые знакомимся с главным героем романа. Аркадий представляет его как «доброго приятеля».
Мы узнаем, что Аркадий много писал отцу о Базарове, значит, был увлечен этим человеком и, как мы узнаем позже, его идеями. Другом Аркадия оказался высокий человек, одетый в «длинный балахон с кистями». Автор обращает внимание на цвет рук Базарова – они были красные. Понятно, что этот человек работает ими, не бережет от холода и зноя, не холит и лелеет. Эта деталь показывает «чужеродность» героя той среде, в которую он попал, аристократической среде Кирсановых. Позже мы узнаем, что Базаров по своему происхождению – разночинец, сын лекаря. Кроме того, Тургенев добавляет такую деталь – Базаров не сразу подал руку Николаю Петровичу. Вообще, герой ведет себя по отношению и к Аркадию, и к Николаю Петровичу высокомерно, смотрит на все происходящее «сверху вниз». Интересно и необычно лицо Базарова: «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Важно, что писатель настоятельно обращает внимание на ум героя. Об этом говорит и такая деталь: «Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».
Тургенев не отказывает своему герою в выдающихся способностях, большом уме. Но только как герой потратил их, на что направил? С этим Тургенев крайне не согласен, как мы поймем из дальнейшего развития действия романа. Помимо внешности героя, его ума и высокомерия из второй главы романа мы можем понять отношение Базарова к простому народу. Аркадий характеризует его как «чудесного малого, такого простого…» И действительно, Базаров совершенно не против того, чтобы ехать в тарантасе. Он с легкостью «вскочил» в него, что говорит о хорошей физической подготовке героя. Кроме того, интересна такая деталь: снобизм Базарова распространяется на аристократию, но в остальном герой совершенно прост и неприхотлив. Базаров легко находит общий язык с простым народом – он обращается с ним грубовато, но действенно: «- Ну, поворачивайся, толстобородый! — обратился Базаров к ямщику. — Слышь, Митюха, — подхватил другой тут же стоявший ямщик с руками, засунутыми в задние прорехи тулупа, — барин-то тебя как прозвал? Толстобородый и есть». Кроме того, данная глава дает характеристику и Аркадию Кирсанову. Этот молодой человек, приехавший из города в деревню, тоже снисходительно смотрит на отца. Но это, скорее, напускное. Он старается не показать своей любви к отцу перед Базаровым, которого побаивается и которым восхищается. Пока еще это герой не понимает, что нигилизм – это не его дорога, не его путь. Пока еще Аркадий увлечен этим модным поветрием и изо всех сил скрывает радость от встречи с отцом. Таким образом, вторая глава романа несет большую смысловую нагрузку. Можно сказать, что она является вводной и знакомит нас со многими героями и, главное, с Базаровым. Также из этой главы мы начинаем понимать отношение автора к главному герою своего романа.
Тургенев и. с. — Евгений базаров и аркадий кирсанов в романе ...
... Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова. Аркадий — внук генерала 1812 года, сын поместного дворянина, человека, обладающего рядом несомненных достоинств, одного из лучших представителей своего сословия. Евгений Базаров родился в семье уездного лекаря и ... уклада залогом благополучия. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Великий русский писатель И. С. Тургенев тонко ...
Что послужило причиной расставания Базарова и Аркадия Кирсанова? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Показать текст целиком
Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, в начале романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» приезжающие в Марьино, предстают перед читателем очень близкими товарищами, даже друзьями. Однако по мере того, как развивается действие в романе, Евгений и Аркадий постепенно отдаляются друг от друга. Так почему расстаются Базаров и Кирсанов-младший? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, чем схожи и чем отличаются герои.
В первых главах романа Базаров и Аркадий кажутся не просто друзьями, но и единомышленниками. Аркадий называет себя учеником Базарова в нигилизме. Оба молодых человека придерживаются философии отрицания авторитетов и опыта предыдущих поколений, непринятия ничего на веру. В разговоре Аркадия и Базарова с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем за вечерним чаем, в диалоге-споре Базарова и Павла Петровича, раскраиваются важные для понимания нигилизма аспекты. Евгений говорит, что для нигилиста Рафаэль «гроша не стоит», природа является не храмом, а мастерской, в которой «человек-работник», отрицает существование души. Со всем этим гордо соглашается Аркадий. Любовь Базаров называет физической потребностью человека, такой же как еда и сон. К народу Евгений относится презрительно, говоря, что не хочет уважать тех, кто считает гром шумом от колесницы Ильи-пророка. Аркадий поддерживает Базарова во всех его высказываниях и, казалось бы, искренне разделяет взгляды своего «учителя».
Но довольно быстро читателю становится понятно, что Аркадий – нигилист только на словах. Кирсанов-младший ценит Пушкина и восхищается тем, как играет на рояле Катя Локтева, то есть понимает, принимает и любит искусство. Он видит красоту в природе, например, много и с охотой гуляет в окрестностях Никольского. Верит Аркадий в высокую, романтическую любовь. Рассказывая Базарову историю любви Павла Петровича к княгине Р…, Аркадий не соглашается с тем, что это «чушь», а сочувствует любовной трагедии своего дяди. Когда Аркадий делает предложение Кате, он говорит о чувстве истинной любви, родившемся в его душе.
Расходятся взгляды Аркадия и Базарова и по народному вопросу. Это противоречие обнаруживается в сцене ссоры молодых людей на сеновале, во время то
Критерии
- 3 из 3 К1 Соответствие сочинения теме и её раскрытие
- 3 из 3 К2 Привлечение текста произведения для аргументации
- 2 из 2 К3 Опора на теоретико-литературные понятия
- 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность
- 2 из 3 К5 Соблюдение речевых норм
- ИТОГО: 13 из 14
». В своём романе Тургенев показал человека новой эпохи – это демократ-разночинец Базаров.
Что послужило причиной расставания базарова и аркадия кирсанова?
... и сама Катя говорит, что Базаров «хищный», а Аркадий — «ручной».Базаров близок крепостным людям. Он для них «свой брат, не барин». Это подтверждает и речь Базарова, в которой много ... приятель с присущим ему цинизмом размышляет о родственниках молодого человека, об Анне Сергеевне Одинцовой, вообще об окружающих людях. Когда молодой человек призывает приятеля пожалеть Павла Петровича, Базаров резко ...
На протяжении всего романа рядом с Базаровым показан его друг Аркадий. По убеждениям и происхождению они принадлежат к разным общественным классам, по своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета, их связывает несколько лет дружбы.
Аркадий попадает под влияние , хочет быть похожим на него. Он искренне разделяет его взгляды.
Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет «молодая смелость да молодой задор». Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. Базаров говорит Аркадию: «Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает». Т. е. Аркадий не готов к терпкой, горькой жизни революционера. Базаров, давая оценку жизни революционера, с одной стороны прав, а с другой – нет. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья – революционная деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды.
Аркадий не готов к этому. Либералы не «дерутся», а «воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят». Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий «невольно любуется собою», ему приятно «самого себя бранить». Базарову это скучно, ему «других ломать надо». Аркадию только хотелось казаться революционером, а в душе он всегда оставался «либеральным баричем».
Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о Базарове. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Базаров проводит опыты, читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков. В глазах революционеров труд – необходимое условие жизни. Аркадия же ни разу не видно за работой. Здесь, в имении, раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.
Природу Базаров считает не храмом, а мастерской, а человека в ней – работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых природа – объект любования, созерцания. Для Базарова это означает барство. Он возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения её красотой, он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в неё. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом и не говорит.
Различны отношения Базарова и Аркадия и к любви, и к женщине.
Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Она производит на Базарова впечатление красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чувство к ней возникает, когда начинается духовное общение. Она умна, способна понять его.
Тургенев и. с. — Базаров и аркадий. сравнительная характеристика героев
... что такие, как Базаров, нужны России и нынешней, и будущей. Как противоположные люди в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” показаны два друга Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Базаров - сын уездного ... лекаря. Он отрицает не только поэзию, но и музыку, искусство, живопись, любовь к природе. Он насмехается над Рафаэлем. В отличие от Базарова, Аркадий ...
Аркадию знакомство с Катей открывает, что его идеал «ближе». Он сам говорит, что он «уже не тот заносчивый мальчик», что он до сих пор «задавал себе задачи, которые ему не по силам», т. е. Аркадий признаётся, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров «хищный», а Аркадий – «ручной».
Базаров слишком требователен к себе, он говорит Аркадию, что «каждый человек сам себя воспитать должен». Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда – сухость Базарова даже к близким ему людям. Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Он считает, что «в 44 года играть на виолончели глупо», а читать «никуда не годится». Искусство он считает формой наживы денег. Для него «порядочный химик полезней всякого поэта», а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма.
Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом – конфликтность романа, выраженная приёмом контраста.
Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия был неизбежен. Аркадий не готов к терпкой, горькой жизни демократа. Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстаётся с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их – для Базарова романтизм. Аркадий нашёл свой идеал в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим мировоззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остаётся «либеральным баричем».
Предпринимательство.
Если предпринимательство так выгодно для человека, то почему в нашей стране им занимаются только 10% населения?
Любой вид деятельности человека требует определённых знаний и умений. Предпринимательство является одним из видов деятельности человека, где кроме знания и умения необходим талант и начальный капитал. Не каждый человек может решиться начать своё дело, т. к. не у всех есть возможность вложить определённую сумму денег и в дальнейшем получить прибыль. А также многие, имея начальный капитал, боятся риска потерять его.
Также занятие предпринимательством требует от человека определённых организаторских способностей, умение правильно и в должном направлении преодолеть начальные трудности становления своего предприятия. Не каждый может найти тот невостребованный участок сферы деятельности, который в дальнейшем может стать ядром расширения его производства.
Предпринимательство требует от человека и умение руководить людьми, работать с коллективом, находить партнёров в сфере деятельности, уметь конкурировать с другими идентичными предприятиями, находить общий язык со своими конкурентами.
Базаров новый герой или трагическая. Евгений Базаров — новый ...
... герой. «Умереть так, как умер Базаров — уже подвиг, » — сказал о герое критик Писарев. Полезный материал по теме: Евгений Базаров-«Новый герой» или трагическая личность? Евгений Базаров – «новый человек» (Образ Базарова) Евгений Базаров – главный герой ... со взглядами которой был не согласен, но «крутой Базаров увлек Тургенева». «Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной ...
Человек, который решил заняться предпринимательством должен верить в свой успех, предвидеть наперёд многие положительные и отрицательные стороны своей деятельности, уметь найти выход из трудных ситуаций.
Поэтому занятие предпринимательством и является одной из сложных профессиональных видов деятельности человека. И заниматься им не под силу каждому человеку.
Самые популярные статьи
:
Почему и как произошёл разрыв между Базаровым и его другом Аркадием?
Цель урока:
подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?
Ход урока
I. Вступительная беседа
Мы проанализировали взаимоотношения Базарова со всеми основными героями: Кирсановыми, Одинцовой, своими родителями и отчасти с народом. Каждый раз выяснялось объективное превосходство Базарова над остальными героями. Казалось бы, тема романа исчерпана. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться второй цикл странствий героя: Базаров попадает сначала к Кирсановым, потом к Одинцовой и еще раз к своим родителям.
(Второй круг Базаров совершает изменившимся: жизнь заставила принять его романтику. Это новый Базаров, познавший сомнения, мучительно старающийся сохранить свою теорию. Базаров поставлен перед необходимостью познать самого себя и мир. Тургеневу важно показать, заставит ли это измениться Базарова в своих отношениях с людьми, изменились ли люди, обстановка.)
Изменилось ли что-нибудь в Марьине, одумались ли Кирсановы после споров с Базаровым? (глава 22-23).
(В имении Кирсановых царит тот же беспорядок. Не уменьшилась неприязнь Павла Петровича к Базарову. Базаров же возвращается к Кирсановым потому, что ему там удобнее работать. Но даже без идеологических споров пребывание их вместе невозможно. Павел Петрович приходит к рыцарскому разрешению конфликта — к дуэли.)
Разрешила ли дуэль спор в пользу Павла Петровича? Каким мы его видим после дуэли? (гл. 24)
(Павел Петрович не только ранен, но и нравственно убит на этой дуэли. Павел Петрович показан комически, подчеркивается пустота элегантно-дворянского рыцарства. После дуэли перед Базаровым оказывается не заносчивый аристократ, не идиот-дядюшка а страдающий физически и морально пожилой человек).
Как, в связи с чем происходит разрыв Базарова а Аркадием? Что изменилось в их отношениях? (гл. 21, 22, 25)
(Базаров и Аркадий второй раз в Марьино, раскол начинается, когда Базаров нервничает, раздражен отношениями с Одинцовой. Аркадием овладело желание испытать свои силы в одиночку, без покровительства. Вот почему Аркадий едет в Никольское: «прежде бы он только плечами пожал, если бы кто-нибудь ему сказал, что он может соскучиться под одним кровом с Базаровым…» Раньше Аркадий дорожил дружбой с Базаровым, заботился о том, чтобы его хорошо приняли в Марьине, превозносил знания и простоту Базарова. Молодость всегда выбирает себе кумиров. Аркадию лестно быть приятелем такого человека. Он с удовольствием повторяет его высказывания. Притом Аркадий далеко не во всем согласен со своим другом. Он стесняется при Базарове говорить о красоте природы. Он не чувствует себя равным в дружбе, он только подчиняется влиянию Базарова, подражает ему в манере поведения, и в идеях. Поэтому не удивляет его возвращение в «лоно отцов». Стоило ему встретиться с Катей, как чувство любви вытеснило у него все следы нигилизма. Недаром Катя называет его ручным».)
Идейно-художественное своеобразие романа И.С. тургенева «Отцы и дети»
... Проза Тургенева музыкальна и ритмична. По справедливому замечанию зарубежного литератора Ю. Шмидта, «читая его романы, так и кажется, будто слышишь аккомпанемент пения». Особенности произведения отцы и дети. Идейно-художественное своеобразие романа “Отцы и дети” Жанр романа «Отцы и дети» можно ...
Почему Базаров уверен, что они прощаются навсегда? (гл. 25)
(Еще раньше Базаров чувствовал разницу в их взглядах с Аркадием. Сцена под стогом завершается ссорой. Еще тогда он сказал ему, что он «нежная душа». Увидев Аркадия по приезде в Никольское, Базаров сразу все понял. Зачитать: «ты уже расстался со мною… либеральный барич». Этими словами Базаров подвел итог кратковременному увлечению Аркадия нигилизмом. Базарову нелегко потерять Аркадия, вот почему он с горечью произносит прощальные слова: «я ждал от тебя совсем иной дирекции». Так завершаются отношения с Аркадием и Кирсановыми вообще, так как если ручной Аркадий покидает Базарова, то с остальными у него тем более не может быть сближения.)
Задание.
Почему именно этих представителей дворянства противопоставил Базарову Тургенев? Это лучшие представители дворянства, сравните их с губернским обществом: «если сливки плохи, что же молоко?»
II. Анализ сцены смерти Базарова
Обратимся к последним страницам романа. Какое чувство вызывают последние страницы романа?
(Чувство жалости, что гибнет такой человек. А. П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано (Зачитать отрывки главы 27).
Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров — это все равно, что сделать великий подвиг»?
(В этот момент проявились сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения).
Почему Базаров становится ближе нам перед смертью?
(В нем ярко раскрылась романтика, он произнес наконец слова, которых раньше боялся: «Я люблю вас! Прощайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Базаров становится человечнее.)
Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?
(Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определят фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя.
Автор показывает, как Базаров остается одиноким. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом родители, Фенечка, Аркадий и последнее отсечение Базарова — от народа. Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Базаров — представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. Они одиноки в мелкопоместной и городской дворянской среде.
Утопичность взглядов Базарова на искусство в романе И,С.Тургенева ...
... старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение «детей» будет больше проявлять уважения к старшим. Конфликт поколений в романе И.Тургенева “Отцы и дети” Сочинения › Тургенев ... направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения. Конфликтная ситуация у Базарова появляется и с Аркадием Кирсановым. В ...
Но Базаров погибает, но остаются единомышленники, которые продолжат общее дело. Тургенев не показал единомышленников Базарова и тем самым лишил его дело перспективы. У Базарова нет положительной программы, он только отрицает, так как Базаров не может ответить на вопрос: «А что дальше?» Что делать после того, как разрушил? В этом заключается бесперспективность романа. Это главная причина гибели Базарова в романе, главная причина того, что автор не смог наметить будущее.
Вторая причина — внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что он стал романтиком, так как он не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и силы гражданского духа. Вот почему Базаров у Тургенева побеждает как боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.)
(Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров — «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.)
III. Слово учителя
Литературные критики не раз называли отсутствие твердой почвы под ногами как основную причину смерти Базарова. В подтверждение этому приводился его разговор с мужиком, в котором Базаров оказывается «чем-то вроде шута горохового». Однако то, в чем Тургенев видит обреченность своего героя, не сводится к базаровскому неумению найти общий язык с мужиком. Разве трагическая предсмертная фраза Базарова: «…Я нужен России… Нет, видно, не нужен…» — может быть объяснима вышеназванной причиной? А главное, «история героя включается в общую для писателя тему гибели человека в горниле неподвластных ему природных сил», «стихийных сил — страсти и смерти».
Тургенев не мирился с метафизическим ничтожеством человека. Это была его неутихающая боль, вырастающая из осознания трагичности человеческой судьбы. Но он ищет опору для человека и находит ее в «достоинстве сознания своего ничтожества». Вот почему его Базаров убежден, что перед лицом слепой силы, уничтожающей все, важно оставаться сильным, каким он был в жизни.
Умирающему Базарову больно сознавать себя «полураздавленным червяком», являть собою «безобразное зрелище». Однако то, что он сумел многого достичь на своем пути, успел прикоснуться к абсолютным ценностям человеческого бытия, дает ему силы достойно посмотреть в глаза смерти, достойно дожить до минуты беспамятства.
С Анной Сергеевной разговаривает поэт, который, завершая свой земной путь, нашел для себя самый точный образ — «умирающей лампады», чей свет символизировал жизнь Базарова. Всегда презирающий красивую фразу, сейчас он может себе ее позволить: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
На пороге смерти тургеневский герой как бы подводит черту и под своими спорами с Павлом Петровичем о том, нужны ли такие, как иронично заметил Кирсанов, «избавители, герои» России. «Я нужен России?» — спрашивает самого себя Базаров, один из «избавителей», и не стесняется ответить: «Нет, видно, не нужен». Может быть, он это сознавал, еще споря с Павлом Кирсановым?
Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда — сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить… Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую — базаровскую — судьбу.
По литературе. Философия базарова и ее испытание жизнью
... самим собой. Здесь автор устроил своему герою экзамен по всем предметам, во всех сферах жизни. Базаров полюбил. И Одинцова одержала верх над нигилистом Базаровым, ... умен, чем Базаров, но бросается в глаза пустота и никчемность его жизни, неспособность решить вопросы, о которых он говорит. Во второй части романа Тургенев показал внутренний конфликт героя с ...
Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце» Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою» — родители Базарова.
IV. Подготовка к написанию сочинения. Выбор темы
Примерные темы для написания домашнего сочинения по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»:
- Е. Базаров и П. П. Кирсанов;
- «Барчуки проклятые» (Н. П., П. П., Аркадий, Кирсановы, Одинцова);
- «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова);
Почему Базаровы нужны России?
Базаров и русский народ;
- «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг» (Писарев);
- Смысл заглавия романа И. С Тургенева «Отцы и дети»;
- Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева;
Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходиться с «детьми»?
Что делает Базарова героем своего времени?
Домашнее задание
1. Написать сочинение по одной из предложенных тем.
2. Подготовиться к проверке знаний по творчеству И. С. Тургенева.
Аркадий познакомился и сблизился с Базаровым в университете. Молодому, еще не определившемуся в своих убеждениях человеку понравились свободолюбивые мысли нигилиста, его смелые речи и то спокойствие и невозмутимое хладнокровие, с которым предлагал Базаров разрушить все созданное веками и поколениями. Аркадий поддался обаянию этой сильной и независимой личности и, как и его кумир, решил посвятить себя революции. Но готов ли Аркадий к той жизни, которую уготовил для себя База-роз, насколько полно разделяет он мысли и взгляды своего друга и кумира? С первых же страниц романа, с первых же реплик Тургенев дает нам почувствовать, что Аркадий “поет с чужого голоса”. Мы видим его духовную несамостоятельность, искреннюю, но лишь внешнюю приверженность базаровским взглядам. Аркадий заводит с отцом разговор о родных местах, дорогих и близких его сердцу, но, вспомнив о том, что он нигилист и ему не пристало отдаваться чувствам, прерывается на полуслове и бросает “косвенный взгляд” назад, желая убедиться, что восторженные слова не донеслись до слуха его критичного и насмешливого наставника. Аркадий, по мнению Писарева, “хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись”. В присутствии Базарова Аркадий ведет себя неловко и неестественно постоянно ощущая внутреннее напряжение и самоконтроль: как бы не сказать того, что не понравится другу. Базаров же совершенно свободен и независим в поведении. Он, по словам Писарева, “так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в своих собственных глазах, что делается совершенно равнодушным к мнению других людей”. В спорах с Павлом Петровичем Базаров признается, что главная задача нигилистов — сломать все старое, чтобы “место расчистить”, а уж строить — это не их дело. Не признавая принципов, он возводит в принцип всеобщее отрицание, пытаясь отрицать все: дружбу, любовь, литературу, искусство. Тонкая, романтическая натура Аркадия не могла смириться с беспощадным, огульным отрицанием, пусть даже, по словам Добролюбова, “для отыскания чистой истины”, всех духовных богатств, непреходящих общечеловеческих ценностей. Аркадий не мог, подобно Базарову, отречься от Пушкина и Рафаэля, от любви к музыке, к природе, к женщине. Чистая и нежная любовь к Кате все более отдаляет его от Базарова. Он начинает понимать, что Базаров не уважает не только авторитеты, но и окружающих, что его кумир никого не любит. Это приводит к тому, что Аркадий расстается с лагерем “детей” и переходит на сторону “отцов”. Базаров не удивлен этим. “Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..” — с горечью упрекает он друга. Прощаясь с Аркадием, Базаров говорит: “Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится”. Но и для самого Базарова любовь к Одинцовой явилась суровым испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживает то, что сам же отвергал: “В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе”. Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису. Убеждения нигилиста вступают в противоречия с его человеческой сущностью. Разрешить это противоречие могла только смерть. Базаров умирает, не оставляя после себя последователей. Лучший из его учеников — Аркадий — оказался лишь временным попутчиком, не способным принести себя на плаху во имя служения революционным идеалам. Из всех представителей молодого поколения, изображенных Тургеневым в романе, лишь Базаров сумел бы отдать жизнь во имя своего дела. Не разделяя нигилистической доктрины своего героя, Тургенев признает его огромную нравственную силу, великое общественное значение. Отмечая, что Аркадий, его отец и дядя- лучшие из дворян, “сливки”, Тургенев тем не менее оценивает их так: “Слабость и вялость или ограниченность”. О Базарове же он пишет: “Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели”.
Советуем почитать
- Утолить жажду знаний в музее истории искусств
- Как попасть на тв без опыта Подработка на телевидении
- Самый дорогой антиквариат в мире!
- Презентация «Театрализованная деятельность в детском саду» Составила: Воспитатель Вышкварка Т
Базаров и родители
Интересно, что именно у родителей Базаров начинает развивать перед Аркадием пессимистические философемы, сначала непривычные в его устах («часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет» и т. п.).
Подобные рассуждения отчасти психологически мотивируются потрясенно-подавленным состоянием Евгения после неудачного финального объяснения с Анной (он понял, что она его не любит и не полюбит никогда), отчасти исподволь подготавливают скорый и внешне неожиданный трагический финал романа (сюда же относится яма с осиной на краю, на которую Евгений вдруг указывает Аркадию).
Здесь же читатель знакомится и с нехитрыми наивно-материалистическими представлениями Базарова, что все в мире якобы зависит «от ощущений» и все ими обусловливается («принципов нет, а есть ощущения», «и честность — ощущение» и пр.).
Портрет Павла Петровича Кирсанова
Павел Кирсанов − типичный дворянин, представитель поколения «отцов». Он − изнеженный аристократ и убежденный консерватор, который придерживается либеральных политических взглядов. Одевается изысканно и аккуратно, носит строгие костюмы на английский манер и крахмалит воротнички. Оппонент Базарова внешне очень ухожен, изящен в манерах. Он всем видом показывает свою «породу».
С его точки зрения, устоявшиеся традиции и принципы должны оставаться незыблемыми. Спор Базарова и Кирсанова подкреплен тем, что Павел Петрович все новое воспринимает негативно и даже враждебно. Здесь дает знать о себе врожденный консерватизм. Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.
Дуэль Базарова
После возвращения Базарова в имение Кирсановых Марьино автор проводит своего главного героя через весьма характерную ситуацию. В доме Николая Петровича, отца Аркадия, живет крестьянка Фенечка — мать его ребенка. Базаров однажды позволил себе поцеловать эту молодую женщину. Поступок грубый, неуместный, и старший брат Николая Петровича Павел вызвал оскорбителя семейной чести на дворянскую дуэль (Павел Петрович втайне сам почти влюблен в Фенечку, которая напоминает ему его юношескую любовь княгиню Р., невольно скрашивая своим присутствием где-то неподалеку его полусуществование).
В сцене дуэли немало иронических, если не пародийных, параллелей с дуэлью Онегина и Ленского из «Евгения Онегина» (подобно Онегину, Базаров предлагает в свидетели простого камердинера, подобно ему, неопытен в стрельбе, но нечаянно побеждает противника и т. п.).
Впрочем, финал тургеневской дуэли имеет почти фарсовый характер: презирая это «феодальное» дело, везде изображая из себя чуждого аристократам простолюдина, Базаров, тем не менее, неожиданно точно поражает Павла Петровича в ляжку (прицел в ляжку полагался, когда дворянин-дуэлянт намеревался лишь легко ранить противника); при этом пуля Павла Петровича «зыкнула» у его виска — явная сюжетная реминисценция пушкинского «Взвести друг на друга курок и метить в ляжку иль в висок». После этого события Евгений возвращается к своим родителям (по дороге побывав в имении Анны Одинцовой), а дома заражается тифом, случайно порезав палец во время медицинского вскрытия трупа больного мужика, и в расцвете сил умирает.
Жизненная история
Происхождение Базарова в романе играет немаловажную роль. Его родители были строгими людьми, отец работал доктором и считал эту профессию очень престижной. Поэтому, когда Евгений подрос, в семье даже не стоял вопрос о том, на кого он будет учиться.
Мать представляла обедневший дворянский род, и в её поведении это можно было отчетливо проследить. Никаких утонченных манер и излишнего пафоса.
Именно эти черты и перенял у матери Базаров. Хоть он и безмерно любил своих родителей, ему всё-таки пришлось покинуть дом после обучения и вернуться только спустя три года. Евгений решился на такой шаг из-за того, что отцовские наставления мешали его карьерному росту и саморазвитию.
Излишняя строгость и опека привели к тому, что Базаров замкнулся в себе, но в то же время был самоуверенной личностью.
Смерть Базарова
На протяжении сюжета различные герои неоднократно высказывали уверенность в том, что Базарову уготовано великое будущее, да и сам он не раз выражает свое намерение многое в жизни свершить. Однако Евгений уходит из жизни — уходит мужественно, но не успев свершить ничего. Гибелью героя Тургенев подтверждает и иллюстрирует свои собственные излюбленные мысли, о которых А.И. Батюто в уже упоминавшейся работе справедливо писал:
«Итак, базаровские размышления о жизни и смерти, о вечности и человеческом ничтожестве близки авторским раздумьям, а через автора — мыслям Паскаля» (а также, о чем не раз говорилось в науке, мыслям старшего тургеневского современника А. Шопенгауэра).
Не следует однако думать, что смысл тургеневских раздумий замыкается на безысходном пессимизме в духе того же Шопенгауэра. Да, Базаров бесплодно гибнет (до гибели успев почти разувериться в самой возможности тех «великих» свершений, к которым себя готовил), зато Аркадий Кирсанов, подобно своему отцу Николаю Петровичу, становится прекрасным семьянином (и притом хорошим хозяином).
Его венчают в сельской церкви с Катей (младшей сестрой Одинцовой) в тот же день, когда Николая Петровича венчают с Фенечкой. Не случайно ребенка своего Аркадий назовет в честь отца Колей: именно отец и сын Кирсановы, их жены, а затем их дети проживут жизнь так, как жили отцы, как должно простому человеку; проживут, свершив лишь то, что смертному человеку надлежит.
Отрицание как основа мировоззрения героя
Образ Базарова — это образ сторонника “беспощадного и полного отрицания”. Что же отрицает этот сильный и неординарный человек? Он сам же даёт ответ на этот вопрос: “Всё”. Базаров отрицает буквально все аспекты общественно-политического устройства России тех лет.
Главный герой романа не поддаётся чужому воздействию, но умеет склонять на свою сторону других людей. Очевидным является его сильное влияние на Аркадия, а в спорах с Николаем Петровичем он настолько убедителен, что заставляет того усомниться в своих взглядах. Не сумела устоять перед обаянием личности Базарова и аристократка Одинцова. Однако справедливости ради следует отметить, что далеко не все суждения героя истинны. Ведь Базаров отрицал и красоту окружающей его живой природы, и искусство, и безграничную сферу человеческих эмоций и переживаний. Впрочем, по всей видимости, любовь к Одинцовой заставила его переосмыслить эти взгляды и подняться ещё на ступеньку выше.
Базаровский тип
Однако философским аспект романа, несомненно, исключительно важный для автора, был явно недооценен современной критикой и вообще мало замечен читателем тургеневского времени, нашедшим жгуче интересные для себя проблемы в иных сторонах многогранного сюжета «Отцов и детей». Книга Тургенева стала настольной у русской молодежи. Вскоре после выхода романа как по волшебству явился в реальной жизни страны и базаровский тип — тип разночинца-нигилиста, пытающегося презирать искусство, отрицать его общественное значение («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — говаривал Базаров), увлеченного естественными науками, воспринимающего через их призму и законы развития общества (так называемый «социал-дарвинизм»).
В стране Ломоносова, Лобачевского и Менделеева эти реальные молодые люди, как правило, по-базаровски «не имели лестного понятия» об отечественных ученых, по-базаровски же считая «немцев» своими «учителями».