споров Базарова и Павла Петровича, причина безуспешных попыток Николая Петровича понять молодежь. Но Евгений далек не только от Кирсановых. Не меньшая пропасть отделяет его от Кукшиной и Ситникова, тех, которые кричат о своей приверженности нигилизму. Это люди, неминуемо опошляющие любые идеи, проповедующие их ради моды.
Они не чета Базарову ни по уму, ни по душевной глубине, ни по нравственной силе. Не стал единомышленником Евгения и «мякенький, либеральный барич» Аркадий. Он и в начале романа, говоря о нигилизме, чаще дает оценку Базарову, реже рассказывает о своих убеждениях. Судьба молодого Кирсанова — лучшее доказательство того, что Аркадий — всего лишь копия отца. Он «свил гнездо», отказавшись от «горькой, терпкой, бобыльной жизни».
Базаров оказывается совершенно одиноким. На первый взгляд его участие в социальном конфликте эпохи может послужить достаточной причиной, чтобы говорить о нем как о «лице трагическом»! Но сам герой не ощущает себя несчастным. «Нас не так мало, как вы полагаете», — бросает он Павлу Петровичу в споре. На самом деле Базаров доволен тем, что не встретил «человека, который не спасовал бы» перед ним.
Евгений самоуверен. Он понимает всю сложность решения задачи , но и свои силы считает достаточными для того, чтобы «обломать дел много». Понимание и поддержка ему не нужны. Трагедия Базарова в другом. Он действительно сильная, незаурядная личность.
Его философские взгляды не заимствованы из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, давшую ему цель в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции.
В числе прочего Базаров отрицал существование «загадочного взгляда», любви, «принсипов», или моральных норм, человеческой души, красоты природы, ценности искусства. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова заключается в том, что он не смог не замечать этого. Встретив Одинцову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в выражении лица Анны Сергеевны «что-то особенное», впустил в комнату «темную, мягкую ночь», наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: «Нравится тебе женщина… — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась». Евгений видел, что нигилизм не мог объяснить реальную жизнь. Перед героем встала проблема переоценки ценностей, проблема сложная всегда, а особенно тогда, когда человек так верил в то, что теперь должен отвергнуть, когда надо отказаться от сознания себя «богом», признать всю нематериальную сторону жизни.
Базаров новый герой или трагическая. Евгений Базаров — новый ...
... ли Базаровы России? Что такое нигилизм? Базаров как олицетворение нигилизма. Его сторонники. Польза и вред нигилизма. Базаров как новый человек русского общества Евгений базаров герой или трагическая личность. Базаров ... удается вынудить Базарова на откровенность: Павлу Петровичу Кирсанову — дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой, молодой вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в ...
Трагизм личности Базарова заключается в том, что, будучи нигилистом и в то же время неординарным человеком, он неминуемо должен был прийти к мучительному сознанию необходимости сломать многое из того, что строилось годы. Мыслящий сторонник любой узкой теории рано или поздно приходит к разочарованию в ней. Такова судьба Евгения. Это только одна из проблем героя.
Не менее ощутима для него и другая. Базаров готов свершить нечто необыкновенное, но оказывается, что в окружающей его жизни нет места подвигу. Поняв это, Евгений обращается к занятиям медициной в имении отца.
Но сам он не собирался быть земским врачом; не видели его в этой роли ни Аркадий, ни Одинцова, ни отец. Базаров томится без дела, которое захватило бы его полностью, потребовало от него использования всех талантов и знаний. Смирившись с обыденностью жизни, Евгений не проявил бы себя, поэтому Тургенев убивает своего героя.
Базаров растрачивает свои силы лишь на то, чтобы умереть достойно, не найдя себе иного применения из-за неспособности видеть великое в малом. Но такой задачи Тургенев не ставил перед созданным им персонажем. Писатель считал, что энергия Базарова невостребована, так как тот слишком рано родился.
Бессмысленная смерть стала причиной еще одной трагедии. Незадолго до заражения крови Базаров начал прислушиваться к людям, ощутил свою неприкаянность, пожалел о том, что у него нет семьи. Это сожаление слышно в его последнем разговоре с Аркадием.
У независимого Базарова не могло быть жены и детей, «гнезда», не только потому, что не было достойной его женщины, но еще и потому, что он «не был создан» для семьи. Он не был мужем, как и не был сыном.
Базаров – лицо трагическое
Жизнь Базарова похожа на яркую вспышку сигнальной ракеты. Она освещает путь заблудившимся, но издалека уже не видна. Она вспыхивает моментально, горит несколько секунд озаряя небо агрессивным цветом и гаснет, не оставив после себя даже пепла. Но и без нее можно обойтись, можно кричать и махать руками, пока тебя не найдут.
Можно ли отнести Базарова в категорию лишних людей вслед за Онегиным, Печориным и иже с ними? У всех лишних людей судьба трагична, они не признаны обществом, любимыми и вообще тяготятся жить. Но у них это следствие, сплина, русской хандры. Наш же герой полон бурной деятельности: он режет лягушек, отрицает «принсипы», гостит то там то сям, и, кажется, совершенно доволен собой. Он думает, что он прав, всегда и везде. Очень легко все отрицать и оставаться всегда правым. Он сам избрал этот путь, он безоглядно верит в него, он живет именно так, не замечая вокруг ничего. И именно от этого в конце романа на глаза наворачиваются слезы от трагизма ситуации, от трагичной (может быть даже глупой) смерти Базарова и от трагичности самой его фигуры.
Вообще слово «трагизм» ключевое во всем произведении. Трагична судьба Павла Петровича, Аркадия, ставшего «галкой», родителей Базарова, Одинцовой. Счастливы, наверное, только Кукшина и Ситников, да и то только благодаря шампанскому. Трагизм фигуры Базарова, прежде всего в сознательности выбранного пути, и в нежелании задуматься о будущем и о конечности жизни. Ведь и сам он впоследствии, умирая, скажет: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану».
Роль родительского наставления в жизни человека (2)
... дети: роль семьи в жизни человека, что писать в итоговом сочинении? Именно в семье человек получает старт в успешную жизнь или … пинок. ... по отношению к старшим. Большую роль сыграло родительское наставление и в жизни героя повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», ... -2015 уч. г.: творческие работы. 10 класс Когда человек взрослеет? Есть ли вообще эта стадия – взросление? Или это только иллюзия? ...
И, тем не менее, автор, Тургенев, очень любит своего героя, может быть, поэтому и «убивает» его в конце. Ведь если Базаров останется жить, что станет с его нигилизмом? Ведь первые признаки излечения от этой «заразы» уже налицо: это и любовь, и дуэль, и роза, взятая у Фенечки. Не умер бы он, не осталось бы в его жизни всего этого «романтизма», который он так ненавидел.
Все свою короткую жизнь он ломает себя, хотя и отрицает это, борется за «простой люд» и сам же и презирает его. И как же трагичны слова создателя Базарова, сказанные о нем: «этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах (в глазах простых людей) был все-таки чем-то вроде шута горохового…». Но ведь он сам виноват в этом. Ведь он сам говорил, что люди «друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат». «Испытание любовью», любимый тургеневский прием Базаров также не выдержал. Впервые в жизни он полюбил, и был жестоко отвергнут. Жестоко, потому что сам не понял, по какой причине это произошло. Однако, Базаров знал, что он не похож на других, а раз не похож, то почему его должны любить люди с «одинаковыми селезенками».
Интересен в смысле понимание нравственно-исторических истоков романа, эпилог «Отцов и детей». Мы видим счастливую череду лиц, довольных своим существованием. Появление в их жизни Базарова ничего не изменило в ней, они даже вряд ли помнят о нем. Анна Сергеевна вышла замуж «не по любви, но по убеждению», «Кирсановы, отец с сыном, поселились в Марьино», Павел Петрович вообще покинул просторы нашей Родины. Но точно ли все так? Точно ли, что само существование Базарова не повлияло на их существование. И не потому ли, что встретился на их жизненном пути этот нигилист, и Анна Сергеевна живут с мужем «в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви», потому что знает она, что любовь это все никому не нужный вздор, да и стара она уже для любви; и Павел Петрович, живущий за границей «с русскими он развязнее, дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними; но все это выходит у него очень мило, и небрежно, и прилично». Не слышны ли и здесь отголоски базаровского нигилизма.
Но и сам Базаров примирился с миром, против которого он так воевал при жизни. Смерть примиряет всех и вся. Поэтому нам и нужна эта заключительная глава-эпилог. Ведь иначе, мы бы до конца жизни думали, что Базаров – это действительно сигнальная ракета. Но нет, Базаров – это не ракета, скорее он – разноцветный фейерверк, вызывающий чувство детского восторга и остающийся в памяти на многие годы. Вот только сам Базаров этого не знает, потому что «летучие рыбы некоторое время могут подержаться на воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду; позвольте же и мне плюхнуть в мою стихию», — говорит он, отрицая всех и вся, отрицая даже саму жизнь.
Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов» по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети
... ёт Базаров перед смертью. К концу романа внутренне меняется и Павел Кирсанов. Можно предположить, что определённую роль в этом сыграла его дуэль с Базаровым: выздоравливая после ранения, Павел Петрович много ... не во всём безупречна. В целом же, по моему мнению, роман Тургенева позволяет сделать вывод об опасности крайних убеждений. Внешность героев , Внешность героя писатель ...
Базаров — герой трагический
В принципе, сказать: «Он — хороший человек», нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас Столько разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные. Поэтому, оценивая любого человека, необходимо рассматривать его с каждой стороны в отдельности. В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все литературное пространство сквозь призму Авторского восприятия. У некоторых персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Причем на Каждом шагу нам приходится задумываться: «А не предвзятое ли отношение у автора?» В большинстве случаев мы Можем решить для себя этот вопрос. Но иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же Автор заставляет его так делать? Подобная ситуация отчасти проявилась в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для молодежи, со взглядами которой был не Согласен, но «крутой Базаров увлек Тургенева». «Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по Ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда». Он не мог рисовать заведомо Неправильную картину, «не мог доказывать своими образами предвзятую идею».
Однако Тургенев в силу своего происхождения, воспитания, взглядов не принимал мировоззрение своего героя — Евгения Васильевича Базарова — и поэтому разного рода колкости — замечания появляются на страницах романа. «С Первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую Рассудочность». Базаров вызывающе грубо отзывается о том, что многие люди считают священным: » — Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить… -Все, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров». Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными. Очень холодно Относится к человеку, который благоговеет перед ним — к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим Невниманием причиняет много страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине Власьевне Базаровым. И все это Подчеркивается чересчур флегматичным, на первый взгляд, характером. Но сила натуры Базарова изменяет и автора. В процессе повествования можно отметить перемену в отношении Автора к своему герою. Если в начале произведения И. С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто Симпатизирует. Писарев сказал: «Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев, как человек и как художник, растет в Своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного Типа».
Читатель отдаленно повторяет работу, проделанный самим писателем. Он постепенно, не сразу, осознает насколько Красив и строен внутренний мир Базарова. Конечно же, приходится преодолевать много препятствий. Большую часть Информации, необходимой для правильной оценки любого персонажа можно почерпнуть из его разговоров. Базаров Говорит крайне мало, и вряд ли уважает кого-нибудь настолько, чтобы из разговора с ним можно было понять его Характер достаточно хорошо. Нам остается довольствоваться недомолвками. Только двум персонажам удается Вынудить Базарова на откровенность: Павлу Петровичу Кирсанову — дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой, Молодой вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в городе на бале у губернатора. Причем последней Удалось гораздо ближе узнать Базарова, хотя только в разговоре с Павлом Петровичем Базаров открывает свои Жизненные позиции. После первой встречи Павла Петровича с Базаровым между ними возникает взаимная неприязнь. Павла Петровича можно назвать главой (или «полюсом») лагеря «отцов». В нем собрано большинство Предрассудков отмирающего аристократизма. Он не принимает, да и, наверное, не может принять понятий Базарова. Он отмечает сильные стороны характера Базарова, но считает их недостатками «Мы (старое поколение) не имеем Той дерзкой самонадеянности», — говорит Павел Петрович, не осознавая того, что для Базарова эгоизм и Самонадеянность стали почти единственными движущими силами.
Как николай петрович относится к базарову. Базаров глазами николая петровича
... Николай Петрович Кирсанов — центральный герой произведения Тургенева «Отцы и дети». Он является отцом молодого Аркадия, приехавшего в гости к отцу с прогрессивно настроенным нигилистом Базаровым. ... вы знаете, Москва сгорела». Базаров ушёл «лягушек резать». Николай Петрович вспомнил, как он в ... Николаю Петровичу еще одного сына. Отец Аркадия, хоть и одного возраста со своим братом Павлом Петровичем, ...
Павел Петрович — «человек желчный и страстный, Одаренный гибким умом и сильной волею», который «мог бы, при известных условиях, явиться ярким Представителем сковывающей, леденящей силы прошедшего». Он обладает деспотической натурой: пытается подчинить Себе всех окружающих, причем делает это скорее по привычке, чем из холодного расчета. Именно поэтому он «рисуется и злится, зачем на него не любуется Базаров, единственный человек, которого он уважает в самой Ненависти своей». В свою очередь, Базаров «мог бы явиться представителем разрушительной, освобождающей силы настоящего». Он в Отличие от Павла Петровича никого, по-моему, подчинить не пытается. Он не противится тому, чтобы его любили Или уважали, если это приносит пользу или хотя бы не ущемляет его личные интересы, ведь «не богам же горшки Обжигать». В Базарове все вертится вокруг огромнейшего эгоизма и самомнения. Именно этим качествам своего Характера Базаров обязан всем. Он живет «по расчету», исходя только из своих интересов и потребностей. Он не Нуждается ни в ком, не имеет высокой цели впереди, ни к чему не стремится, а сил и энергии хоть отбавляй (в Этом и заключается основной аргумент для доказательства трагизма натуры Базарова).
Он понимает, что он не Такой как все, но не пытается быть похожим на других. Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной Особенности и самостоятельности». Конечно же, между такими разными, но одновременно похожими людьми, как Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов, по всем законам диалектики, должны возникать бурные прения. Так и происходит: Павел Петрович Оказывается единственным человеком, которому удается вызвать Базарова на спор, часто против воли последнего. В Этих спорах, несмотря на немногословность, Базаров рассказывает очень многое. Он сам раскрывает Павлу Петровичу свои взгляды и принципы. Д. И. Писарев выразил его мысли во время основного спора следующими словами: «Я не могу действовать теперь, не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать Этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным. До тех пор буду жить сам по Себе, как живется, не мирясь, с господствующим злом и не давая ему над собою никакой власти. Я — чужой среди Существующего порядка вещей, и мне до него нет никакого дела. Занимаюсь я хлебным ремеслом, думаю — что хочу, И высказываю — что можно высказать». В этом заключается сущность Базарова (это еще один аргумент, который Доказывает, что Базаров — трагическая личность: «он «чужой среди существующего порядка вещей»).
Система образов в романе Тургенева «Отцы и дети»: Евгений Базаров ...
... и Евгений Базаров. Но слишком уж различны эти герои, и автор не может не «столкнуть» их. Столкновение эстетических и социальных позиций Базарова и Павла Петровича составляет содержание шестой главы романа. «Порядочный химик в ...
Совершенно другие черты Базарова проявляются в его отношении к Одинцовой. Эти черты показывают, как он может Чувствовать. Базаров оказываться самым любвеобильным героем романа. Только в нем мы увидели настоящую страсть. Все его отрицание, все его умозаключения отошли на второй план, когда в нем закипела страсть. Он «злился и Сознавал, что делает глупость, и все-таки продолжал ее делать». И он не сопротивляется — делает «сознательную глупость». Переломным моментом в отношениях с Анной Сергеевной оказывается его объяснение в Любви. Анна Сергеевна — женщина очень холодная и расчетливая, пугается такого бурного потока чувств и решает «что спокойствие все-таки лучше всего». Его страсть понемногу угасает, но ее проявления еще долго беспокоят Базарова: то на него находила «лихорадка работы», то она с него «соскакивала», «странная усталость Замечалась во всех его действиях». Может быть, впоследствии он сумел бы переосознать все, что с ним Произошло, «принялся бы за дело, выругал бы самым энергичным образом проклятый романтизм и неприступную Барыню, водившую его за нос». Но Тургенев неожиданно приводит его к смерти. Десять страниц, на которых описана смерть Базарова, являются наиболее яркими и выразительными, в плане Изображения характера Базарова.
Тургенев представляет нам законченную картину «Смерть героя». В ней такие Черты Базарова как рассудочность, расчетливость, холодность блекнут, и верх берет чувственная сторона его Характера. В нем просыпается «насильственно сдавленное чувство», и это естественно, что в свою последнюю Минуту он хочет увидеть свою любимую. Он встречает смерть «с гордо поднятой головой», он не обманывает себя Пустыми надеждами. Как врач, он ни минуты не сомневается в справедливости диагноза и знает его исход. «Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг», — сказал Д. И. Писарев. Нужны ли такие люди как Базаров обществу? Сложно сказать. С уверенностью могу сказать лишь одно, они нужны не Меньше чем Гамлеты, Рудины, Онегины, Обломовы, Печорины и многие, многие другие, хотя бы для разнообразия. Но он не может найти в этом обществе собственную нишу. Он оказывается одинок. Для него нет возможности Полностью использовать свои силы. У него нет цели, ему не к чему стремиться. «А Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, — Стало быть, нет и наслаждения. Страдать они не умеют, ныть не станут, а подчас чувствуют только, что пусто, Скучно, бесцветно и бессмысленно.»