План урока развития речи по русскому языку в 8 классе на тему
«Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему по картине И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»
учителя русского языка и литературы Нугаева Р.А.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/barka-kotoruyu-burlaki-pozdney-osenyu-tyanuli-po-reke-chusovoy/
МБОУ «Шалинская средняя общеобразовательная
школа» Пестречинского муниципального района РТ
Проблема развития речи для методики преподавания русского языка в татарской школе всегда была актуальной.
Как известно, К. Д, Ушинский, впервые разработавший принцип наглядности, подчеркивал огромное значение картин в развитии речи учащихся. «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит свободно, а главное, заговорит непринуждённо», — писал он.
Поэтому использование произведений живописи как средства обучения речи и как приема эстетического и нравственного воспитания учащихся должна быть непременным элементом работы учителя-русиста.
Работа по картине помогает реализовать межпредметные связи уроков русского языка, литературы и изобразительного искусства.
Цели;
-
научить учащихся «читать» картину: разобраться во всем, изображённом на полотне, уловить сюжет, определить средства и приёмы, использованные художником;
-
развивать устную и письменную речь, обогатить словарный запас учащихся новой лексикой; учить логично и правильно аргументировать свои ответы и выражать ход своих мыслей;
-
прививать любовь к культурным ценностям прошлого, формировать эстетический вкус учащихся.
Средства обучения:
Ход урока
I. Вступительное слово учителя*
- Где народ, там и стон…. Эх сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил.
Иль, судеб повинуясь закону.
Все, что мог, ты уже совершил,
- Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Не случайно я начинаю урок этими знакомыми вам строками из стихотворения Н. А, Некрасова. Только на прошлом уроке мы завершили работу над изучением творчества этого поэта, узнали, что в этом году исполняется 185 лет со дня его рождения, что основной темой его творчества является народная тема.
Обогащение лексического запаса младших школьников изобразительно-выразительными ...
... лексического запаса младших школьников при использовании изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературного чтения. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить влияние использования младшими школьниками изобразительно-выразительных средств языка на процесс ...
А сегодня у нас урок развития речи по картине И. Е. Репина: «Бурлаки на Волге», который в своей картине затрагивает эту же тему.
Вам предстоит сложная и плодотворная работа. Работать по картине вы уже умеете. Сегодня мы углубим эти навыки, научимся «читать»’ картину, находить в ней отдельные детали, помогающие раскрыть основную идею, аргументировать высказывания, рассуждать. Завершим мы свою работу сочинением-рассуждением по этой картине.
Сначала дадим слово Артуру.
II. Рассказ о художнике»
Демонстрируется автопортрет художника,
— Илья Ефимович Репин (1844-1930) родился на Украине в Харьковской губернии, у украинских иконописцев познакомился с начальными навыками ремесла. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию и в 1872 году завершил обучение в ней дипломной работой «Воскрешение дочери Иаира», за которую получил Большую золотую медаль. Первой работой, которая вызвала бурную реакцию общественности, была картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873).
В 1873 году Репин уезжает во Францию. С середины 70-х, после возвращения из-за границы начинается самый блестящий период творчества Репина» Нет, кажется, жанра, в котором бы он не заявил о себе: портреты, портреты-типы, портреты-картины. Живопись Репина очень свободная, широкая, темпераментная, сочная.
В бытовой живописи Репиным создано монументальное полотно «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883),
Целый ряд картин Репина конца 70-80-х годов написан на историко-революционную тему: «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» (1879-1875), «Не ждали» (1884-1888),« Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
За долгую жизнь он пережил и подъём , и упадок щедрого таланта. Портреты членов Государственного Совета были последним взлётом в творческой жизни Репина.
Работы, написанные им в старости, значительно слабее. Художнику пришлось рисовать левой рукой, правая усохла от длительного перенапряжения в течение всей жизни.
Много сил и времени он отдавал преподавательской деятельности, являясь профессором Академии Художеств ( 1 893-1907),
Финляндии., Ш.Беседа по картине.
-Репина называют «первым русским художником». Славу ему принесла картина «Бурлаки на Волге», Он писал эту картину целых пять лет, много думал над ней, несколько раз переделывал. А когда в1 873 году окончил работу, все поразились. Ничего похожего в русском искусстве прежде не было,
Вот эта картина, ребята, внимательно рассмотрите её,
-
Кто изображен на переднем плане картины?
-
( Это бурлаки)
-
А кто знает, кого называли бурлаками?
-
(Это люд и, которые тянули суда с грузом)
- Когда жил Репин, по рекам уже ходили пароходы, но богатым промышленникам и купцам было выгоднее, дешёвле запрягать в лямки людей. С судна на берег прикреплённую к мачте длинную веревку-бечёвку;
- к ней прицепляли ременные петли-лямки;
- бурлаки впрягались в лямки и тащили судно против течения.
Случалось, месяц и два шли они под палящим солнцем или под проливным дождём, наваливаясь грудью на лямку. В долгом пути бурлак иногда стаптывал двадцать пар лаптей.
Сочинения по картинам ильи репина
... репина сочинение по картине ильи ефимовича репина стрекоза Сохрани к себе на стену! Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-kartine-i-e-repina-strekoza-portret-v-i-repinoj-docheri-xudozhnika.html Сочинение по картине И. Е. Репина Бурлаки ... видимое зрителю неимоверное усилие, плечи людей перетянулись широкими ре и прочными лямками — ведь так удобней тащить. Неудивительно, но люди одетые в ...
- Он, и не оглядываясь, чувствовал, кто как тянет. Если артель сбивалась с шага, головной командовал:»Сено-солома», «сено-солома», так он говорил вместо «правой — левой», — все подхватывали команду и через минуту снова шагали дружно.
Чтобы тянуть ровно, идти в ногу, не дремать на ходу, бурлаки пели песни. С песней всякая работа легче.
Любимой песней бурлаков была «Дубинушка».
Послушайте эту песню в исполнении Федора Ивановича Шаляпина, знаменитого певца, который жил в Казани, Имя его стало известным всему миру. В Казани есть экспозиция Шаляпина, а на улице Баумана открыт памятник замечательному певцу.
(Показывается портрет Ф. И. Шаляпина. Звучит запись песни)
Бурлаки дружно налегали на лямки, крепко упирались ногами в мокрый песок—и вот тяжёлое плоскодонное судно- баржа, доверху гружённая хлебом, солью или известью, медленно шла против течения..
А как же у Репина возникла идея написать эту картину? Об этом нам расскажет Ильяс:
«Однажды в летний погожий день товарищи уговорили Репина отправиться на прогулку за город. В это время художник учился в Петербурге» в академии художеств. Поплыли пароходом по Неве. На высоком берегу стояли красивые дачи. Всюду гуляли нарядные господа, дамы под разноцветными зонтиками. Всюду слышались веселые голоса , беззаботный смех.
Вдруг Репин увидел вдали какое-то темное пятно. Будто мрачная туча затмила солнце.
- Что это движется сюда? Вон то, темное? – спросил он у товарища.
-Это бурлаки тянут баржу, — отвечал товарищ. Репину прежде не приходилось встречать бурлаков, и он быстро нарисовал их для памяти в своем блокноте. Прогулка больше не радовала его. Перед глазами стояли угрюмые лица, потемневшие от пота лохмотья рубах.
Репин задумал написать картину о том , что он увидел. Он хотел ,чтобы каждому, кто посмотрит на эту картину, сделалось больно и стыдно оттого , что люди ради куска хлеба впрягаются в лямки вместо рабочего скота. Художник понимал, что слишком мало знает о бурлаках. Он решил ехать на Волгу -знакомиться с бурлаками. Он поселился на берегу Волги в глухой деревеньке. Мимо этой деревеньки много раз проходила одна и та же артель. В ней было одиннадцать человек, Репин выходил навстречу бурлакам. Некоторое время шагал со всеми в ногу, а на привал делал первые наброски. Так рождалась картина. (Демонстрируется эскиз картины)
- Какое впечатление создалось у вас об этой картине?
-( Мне жалко этих людей. Они из последн их сил тянут баржу. Среди ни х есть и очень уставшие, больные люди.)
— (А, по-моему , здесь есть очень сильные, могучи е люди.)
— (Яркое летнее солнце, жё лтый песок , а бурлаки будто тё мная туча.)
- Репин чем больше узнавал этих людей, тем больше они ему нравились. Он проникся уважением и любовью к ним,
- Попробуем вглядеться в лица бурлаков, о чем они говорят?
— ( О тяжелом непосильном труде этих людей. Одни лица угрюмые, озлобленные, а другие — свежие, одухотво рённые.)
-
Вот перед нами бурлак Канин. Его Репин назвал любимым героем. Почему? Аргументируйте свой ответ.
-
(У него печальные и мудрые глаза, большой умный лоб, спокойные и сдержанные движения. Он ничем не выдаёт, что работа сложна для него.)
-
Обратите внимание на других бурлаков. Что это за люди? Кем они были раньше? Как вы это определили?
-
(Слева от Канина идёт темнобородый богатырь. Он всех увлекает за собой. Повернулся к товарищам, чтобы ободрить их шуткой.)
-
(Справа идет сильный, жилистый бурлак. Его Репин назвал Илька-моряк. У него тяжёлый грозный взгляд.)
-
(Чуть позади — высокий бурлак с трубкой в зубах. Он не слишком тянет петлю,)
(Это можно определить по выражению лиц ,по одежде ,по телосложению ,по глазам,)
Есть ли среди бурлаков люди других национальностей?
(Сердито оглянулся высокий грек, У него красивое и гордое лицо. Он похож на
орла. Он с ненавистью смотрит на баржу, где устроились их хозяева.)
(А вот шагает бывший солдат, единственный из всех, обутый в сапоги. Он пока
Не успел их сносить. И одежда на нем поновее, чем у остальных, — не порвалась в
лохмотья. Скоро он износит эти сапоги и переобуется в лапти,)
Что в картине самое яркое? Как это изобразил художник?
(Вот самый юный и з всей ватаги — Ларька. Пламенем взметнулась в т ёмной
толпе розовая рубаха непокорного юноши. Будто молния в туче. Этот звонкий
розовый цвет вместе с ярким чистым румянцем на лице рассказывает о юности
Ларьки, о его нежной и горячей душе,)
Что символизирует этот образ?
(Это символ протеста. Он хочет руками разорвать лямки, путы и уйти. Он не хочет всю жизнь быть бурлаком, как старик, который, шагает рядом с ним и спокойно на ходу набивает трубочку табаком, словно ничего ему и не нужно больше,)
Расположить на картине людей и предметы, отыскать для каждой фигуры, для каждой детали самое точное место очень трудно, Репин в совершенстве овладел мастерством композиции. Даже самые маленькие детали в картине говорят о многом.
(Старую корзину.)
Для чего она изображена на переднем плане? Аргументируйте свой ответ.
(Корзина никому не нужна, она отслужила свой век. Бурлаки сравниваются с
этой корзиной. Это были самые бедные слои населения, выброшенные за борт жизни,)
По этому вопросу можно поспорить.
Обратите внимание на пейзаж картины. Перед вами таблица, которая поможет описать пейзаж.
План наблюдений |
Материалы |
Для дополнения |
Река |
Бесконечные просторы Волги, парус рыбачьей лодки |
|
Берег |
Чуть зеленеющие берега реки, раскалённый песок |
|
Небо |
Беспощадное июльское солнце |
Почему картину называли солнечной?
-
( Репин будто плеснул на холст живое солнце . Его светом пронизаны дали. Солнце раскалило песок. Оно золотит парус рыбачьей лодки.)
-
Приглядитесь к тому, как изменяется жёлтый цвет; то желто-золотой, то блеклый, будто размытый, то коричневатый. Пока не всмотришься в картину, не поверишь, что бурлацкая артель и пейзаж написаны одними и теми же красками. Когда Репин пишет природу, краски легкие, радостные, а когда — бурлаков, краски становятся густыми , мрачными , тревожными. В яркий , солнечный день бурлаки, в самом деле, будто темная туча.
-
Чем же так удивляет зрителей эта картина?
-
В одно и то же время Репин показывает бурлаков сильными и слабыми. Последний бурлак отстал от остальных, у него’ не осталос ь сил, В то же врем я в артели есть сильные, непокорные бурлаки.
-
Хорошо , мы пришли к выводу:
Картина удивила зрителей тем, что многие считали народ забитым, жалким, измученным непосильной работой, а с холста смотрят люди могучие, бодрые, несокрушимые. Репин верит в силу народа. Вот это и есть основная идея картины!
- Ребята, в произведениях каких писателей и поэтов звучит тема народа, вера в его силы?
— (И. С. Тургенев «Записки охотника» , «Му му» Н. А. , Некрасов «Размышления у парадного подъезда» )
(Ученик читает концовку стихотворения « Размышления у парадного подъезда»);
«Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?…»
— Пусть солнце нещадно обжигает им лица, пусть кожаная петля натирает грудь, пусть вместо одежды — лохмотья, каждый из этих людей на холсте по-настоящему красив. Красив своей необыкновенностью, величием духа, достоинством, которое сумел сохранить!
IV. Работа над текстом сочинения,
-
Наша задача — написать сочинение на дискуссионную тему. Но сначала разберемся с понятием «дискуссия». Как вы понимаете это слово?
-
(Дискуссия — это спор.)
-
Следовательно, по одному и тому же вопросу могут быть высказаны отличающиеся друг от друга точки зрения, а иногда противоположные. Означает ли это, что какая-то из них неправильная?
-
(Наверное., в дискуссии каждый может высказать своё мнение.)
-
Верно. Каждый имеет право высказать своё мнение. Главное требование — доказательность, убедительность изложения ваших мыслей.
-
Каков будет основной тип речи, используемый в сочинении?
-
(Рассуждение,)
-
Вспомните, какова структура рассуждения,
— Выдвигается тезис, приводятся доказательства! Аргументы, в конце подводится итог, делается вывод.
-
Тезис: «Какие громадные силы таятся в русском народе!,.»
-
Доказательства — особенности картины:
а) стили названия
б) композиция и содержание картины
в) цветовая гамма
3. Вывод.
V. Задание на дом
Написать сочинение-рассуждение по картине И, Е. Репина: «Бурлаки на Волге». Возможны два варианта;
-
рассуждение-утверждение;
-
рассуждение-опровержение.
Памятка, пишущему сочинение-рассуждение по картине
-
Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое нужно доказать;
2.Доказательная часть, содержащая доводы, аргументы (почему?/ потому что);
3.Вывод – итог, к которому пришел автор рассуждения, который обычно совпадает с тезисом (что из этого следует?/потому, следовательно, таким образом)
Словарная, Запишите следующие искусствоведческие термины, запомните их значения, употребляйте в речи.
Бурлаки — в дореволюционной России люди из низших слоёв населения, которые тянули суда с грузом.
Дискуссия
Колорит — общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении искусства (картине, цветном рисунке).
Композиция — конкретное построение, внутренняя структура
произведения: подбор, группировка и последовательность
изобразительных приёмов, организующих идейно-
художественное целое.
Тон — качество, оттенок цвета или светотени.
Фон- та часть поверхности картины, на которой выделяются, вырисовываются главные элементы композиции, главные предметы изображения.
Эскиз — набросок,черновой вариант картины.
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/barka-kotoruyu-burlaki-pozdney-osenyu-tyanuli-po-reke-chusovoy/
-
Л. М. Зельманова. Е. Н. Колокольцев «Развитие речи» Русский язык и литература. Репродукции картин, изд. «Дрофа». 1997 г.
-
Э. Голубева «Беседа о русских художниках» Ленинград. 1960 г.
-
Ф. Ахмадуллина «Картина как средство развития речи татарских школьников Казань. 1999г.
-
В. Порудоминский «Бурлаки на Волге» изд, «Малыш». 1985 г.
-
Т. В. Ильина «История искусств» Москва. «Высшая школа». 1994 г.
-
Э. Гомберг-Вержбинская «Художники-передвижники» изд. «Искусство». 1970 г.
План урока развития речи по русскому языку в 8 классе на тему «Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему по картине И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»
Учитель: Нугаев Р.А. Январь 2012 год.