План урока развития речи по русскому языку в 8 классе на тему
«Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему по картине И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»
учителя русского языка и литературы Нугаева Р.А.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/barka-kotoruyu-burlaki-pozdney-osenyu-tyanuli-po-reke-chusovoy/
МБОУ «Шалинская средняя общеобразовательная
школа» Пестречинского муниципального района РТ
Проблема развития речи для методики преподавания русского языка в татарской школе всегда была актуальной.
Как известно, К. Д, Ушинский, впервые разработавший принцип наглядности, подчеркивал огромное значение картин в развитии речи учащихся. «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит свободно, а главное, заговорит непринуждённо», — писал он.
Поэтому использование произведений живописи как средства обучения речи и как приема эстетического и нравственного воспитания учащихся должна быть непременным элементом работы учителя-русиста.
Работа по картине помогает реализовать межпредметные связи уроков русского языка, литературы и изобразительного искусства.
Цели;
-
научить учащихся «читать» картину: разобраться во всем, изображённом на полотне, уловить сюжет, определить средства и приёмы, использованные художником;
-
развивать устную и письменную речь, обогатить словарный запас учащихся новой лексикой; учить логично и правильно аргументировать свои ответы и выражать ход своих мыслей;
-
прививать любовь к культурным ценностям прошлого, формировать эстетический вкус учащихся.
Средства обучения:
Ход урока
I. Вступительное слово учителя*
- Где народ, там и стон…. Эх сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил.
Иль, судеб повинуясь закону.
Все, что мог, ты уже совершил,
- Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Не случайно я начинаю урок этими знакомыми вам строками из стихотворения Н. А, Некрасова. Только на прошлом уроке мы завершили работу над изучением творчества этого поэта, узнали, что в этом году исполняется 185 лет со дня его рождения, что основной темой его творчества является народная тема.
Обогащение лексического запаса младших школьников изобразительно-выразительными ...
... лексического запаса младших школьников при использовании изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературного чтения. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить влияние использования младшими школьниками изобразительно-выразительных средств языка на процесс ...
А сегодня у нас урок развития речи по картине И. Е. Репина: «Бурлаки на Волге», который в своей картине затрагивает эту же тему.
Вам предстоит сложная и плодотворная работа. Работать по картине вы уже умеете. Сегодня мы углубим эти навыки, научимся «читать»’ картину, находить в ней отдельные детали, помогающие раскрыть основную идею, аргументировать высказывания, рассуждать. Завершим мы свою работу сочинением-рассуждением по этой картине.
Сначала дадим слово Артуру.
II. Рассказ о художнике»
Демонстрируется автопортрет художника,
— Илья Ефимович Репин (1844-1930) родился на Украине в Харьковской губернии, у украинских иконописцев познакомился с начальными навыками ремесла. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию и в 1872 году завершил обучение в ней дипломной работой «Воскрешение дочери Иаира», за которую получил Большую золотую медаль. Первой работой, которая вызвала бурную реакцию общественности, была картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873).
В 1873 году Репин уезжает во Францию. С середины 70-х, после возвращения из-за границы начинается самый блестящий период творчества Репина» Нет, кажется, жанра, в котором бы он не заявил о себе: портреты, портреты-типы, портреты-картины. Живопись Репина очень свободная, широкая, темпераментная, сочная.
В бытовой живописи Репиным создано монументальное полотно «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883),
Целый ряд картин Репина конца 70-80-х годов написан на историко-революционную тему: «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» (1879-1875), «Не ждали» (1884-1888),« Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
За долгую жизнь он пережил и подъём , и упадок щедрого таланта. Портреты членов Государственного Совета были последним взлётом в творческой жизни Репина.
Работы, написанные им в старости, значительно слабее. Художнику пришлось рисовать левой рукой, правая усохла от длительного перенапряжения в течение всей жизни.
Много сил и времени он отдавал преподавательской деятельности, являясь профессором Академии Художеств ( 1 893-1907),
Финляндии., Ш.Беседа по картине.
-Репина называют «первым русским художником». Славу ему принесла картина «Бурлаки на Волге», Он писал эту картину целых пять лет, много думал над ней, несколько раз переделывал. А когда в1 873 году окончил работу, все поразились. Ничего похожего в русском искусстве прежде не было,
Вот эта картина, ребята, внимательно рассмотрите её,
-
Кто изображен на переднем плане картины?
-
( Это бурлаки)
-
А кто знает, кого называли бурлаками?
-
(Это люд и, которые тянули суда с грузом)
- Когда жил Репин, по рекам уже ходили пароходы, но богатым промышленникам и купцам было выгоднее, дешёвле запрягать в лямки людей. С судна на берег прикреплённую к мачте длинную веревку-бечёвку;
- к ней прицепляли ременные петли-лямки;
- бурлаки впрягались в лямки и тащили судно против течения.
Случалось, месяц и два шли они под палящим солнцем или под проливным дождём, наваливаясь грудью на лямку. В долгом пути бурлак иногда стаптывал двадцать пар лаптей.
Сочинения по картинам ильи репина
... репина сочинение по картине ильи ефимовича репина стрекоза Сохрани к себе на стену! Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-kartine-i-e-repina-strekoza-portret-v-i-repinoj-docheri-xudozhnika.html Сочинение по картине И. Е. Репина Бурлаки ... видимое зрителю неимоверное усилие, плечи людей перетянулись широкими ре и прочными лямками — ведь так удобней тащить. Неудивительно, но люди одетые в ...
- Он, и не оглядываясь, чувствовал, кто как тянет. Если артель сбивалась с шага, головной командовал:»Сено-солома», «сено-солома», так он говорил вместо «правой — левой», — все подхватывали команду и через минуту снова шагали дружно.
Чтобы тянуть ровно, идти в ногу, не дремать на ходу, бурлаки пели песни. С песней всякая работа легче.
Любимой песней бурлаков была «Дубинушка».
Послушайте эту песню в исполнении Федора Ивановича Шаляпина, знаменитого певца, который жил в Казани, Имя его стало известным всему миру. В Казани есть экспозиция Шаляпина, а на улице Баумана открыт памятник замечательному певцу.
(Показывается портрет Ф. И. Шаляпина. Звучит запись песни)
Бурлаки дружно налегали на лямки, крепко упирались ногами в мокрый песок—и вот тяжёлое плоскодонное судно- баржа, доверху гружённая хлебом, солью или известью, медленно шла против течения..
А как же у Репина возникла идея написать эту картину? Об этом нам расскажет Ильяс:
«Однажды в летний погожий день товарищи уговорили Репина отправиться на прогулку за город. В это время художник учился в Петербурге» в академии художеств. Поплыли пароходом по Неве. На высоком берегу стояли красивые дачи. Всюду гуляли нарядные господа, дамы под разноцветными зонтиками. Всюду слышались веселые голоса , беззаботный смех.
Вдруг Репин увидел вдали какое-то темное пятно. Будто мрачная туча затмила солнце.
- Что это движется сюда? Вон то, темное? – спросил он у товарища.
-Это бурлаки тянут баржу, — отвечал товарищ. Репину прежде не приходилось встречать бурлаков, и он быстро нарисовал их для памяти в своем блокноте. Прогулка больше не радовала его. Перед глазами стояли угрюмые лица, потемневшие от пота лохмотья рубах.
Репин задумал написать картину о том , что он увидел. Он хотел ,чтобы каждому, кто посмотрит на эту картину, сделалось больно и стыдно оттого , что люди ради куска хлеба впрягаются в лямки вместо рабочего скота. Художник понимал, что слишком мало знает о бурлаках. Он решил ехать на Волгу -знакомиться с бурлаками. Он поселился на берегу Волги в глухой деревеньке. Мимо этой деревеньки много раз проходила одна и та же артель. В ней было одиннадцать человек, Репин выходил навстречу бурлакам. Некоторое время шагал со всеми в ногу, а на привал делал первые наброски. Так рождалась картина. (Демонстрируется эскиз картины)
- Какое впечатление создалось у вас об этой картине?
-( Мне жалко этих людей. Они из последн их сил тянут баржу. Среди ни х есть и очень уставшие, больные люди.)
— (А, по-моему , здесь есть очень сильные, могучи е люди.)
— (Яркое летнее солнце, жё лтый песок , а бурлаки будто тё мная туча.)
- Репин чем больше узнавал этих людей, тем больше они ему нравились. Он проникся уважением и любовью к ним,
- Попробуем вглядеться в лица бурлаков, о чем они говорят?
— ( О тяжелом непосильном труде этих людей. Одни лица угрюмые, озлобленные, а другие — свежие, одухотво рённые.)
-
Вот перед нами бурлак Канин. Его Репин назвал любимым героем. Почему? Аргументируйте свой ответ.
-
(У него печальные и мудрые глаза, большой умный лоб, спокойные и сдержанные движения. Он ничем не выдаёт, что работа сложна для него.)
-
Обратите внимание на других бурлаков. Что это за люди? Кем они были раньше? Как вы это определили?
-
(Слева от Канина идёт темнобородый богатырь. Он всех увлекает за собой. Повернулся к товарищам, чтобы ободрить их шуткой.)
-
(Справа идет сильный, жилистый бурлак. Его Репин назвал Илька-моряк. У него тяжёлый грозный взгляд.)
-
(Чуть позади — высокий бурлак с трубкой в зубах. Он не слишком тянет петлю,)
(Это можно определить по выражению лиц ,по одежде ,по телосложению ,по глазам,)
Есть ли среди бурлаков люди других национальностей?
(Сердито оглянулся высокий грек, У него красивое и гордое лицо. Он похож на
орла. Он с ненавистью смотрит на баржу, где устроились их хозяева.)
(А вот шагает бывший солдат, единственный из всех, обутый в сапоги. Он пока
Не успел их сносить. И одежда на нем поновее, чем у остальных, — не порвалась в
лохмотья. Скоро он износит эти сапоги и переобуется в лапти,)
Что в картине самое яркое? Как это изобразил художник?
(Вот самый юный и з всей ватаги — Ларька. Пламенем взметнулась в т ёмной
толпе розовая рубаха непокорного юноши. Будто молния в туче. Этот звонкий
розовый цвет вместе с ярким чистым румянцем на лице рассказывает о юности
Ларьки, о его нежной и горячей душе,)
Что символизирует этот образ?
(Это символ протеста. Он хочет руками разорвать лямки, путы и уйти. Он не хочет всю жизнь быть бурлаком, как старик, который, шагает рядом с ним и спокойно на ходу набивает трубочку табаком, словно ничего ему и не нужно больше,)
Расположить на картине людей и предметы, отыскать для каждой фигуры, для каждой детали самое точное место очень трудно, Репин в совершенстве овладел мастерством композиции. Даже самые маленькие детали в картине говорят о многом.
(Старую корзину.)
Для чего она изображена на переднем плане? Аргументируйте свой ответ.
(Корзина никому не нужна, она отслужила свой век. Бурлаки сравниваются с
этой корзиной. Это были самые бедные слои населения, выброшенные за борт жизни,)
По этому вопросу можно поспорить.
Обратите внимание на пейзаж картины. Перед вами таблица, которая поможет описать пейзаж.
|
План наблюдений |
Материалы |
Для дополнения |
|
Река |
Бесконечные просторы Волги, парус рыбачьей лодки |
|
|
Берег |
Чуть зеленеющие берега реки, раскалённый песок |
|
|
Небо |
Беспощадное июльское солнце |
Почему картину называли солнечной?
-
( Репин будто плеснул на холст живое солнце . Его светом пронизаны дали. Солнце раскалило песок. Оно золотит парус рыбачьей лодки.)
-
Приглядитесь к тому, как изменяется жёлтый цвет; то желто-золотой, то блеклый, будто размытый, то коричневатый. Пока не всмотришься в картину, не поверишь, что бурлацкая артель и пейзаж написаны одними и теми же красками. Когда Репин пишет природу, краски легкие, радостные, а когда — бурлаков, краски становятся густыми , мрачными , тревожными. В яркий , солнечный день бурлаки, в самом деле, будто темная туча.
-
Чем же так удивляет зрителей эта картина?
-
В одно и то же время Репин показывает бурлаков сильными и слабыми. Последний бурлак отстал от остальных, у него’ не осталос ь сил, В то же врем я в артели есть сильные, непокорные бурлаки.
-
Хорошо , мы пришли к выводу:
Картина удивила зрителей тем, что многие считали народ забитым, жалким, измученным непосильной работой, а с холста смотрят люди могучие, бодрые, несокрушимые. Репин верит в силу народа. Вот это и есть основная идея картины!
- Ребята, в произведениях каких писателей и поэтов звучит тема народа, вера в его силы?
— (И. С. Тургенев «Записки охотника» , «Му му» Н. А. , Некрасов «Размышления у парадного подъезда» )
(Ученик читает концовку стихотворения « Размышления у парадного подъезда»);
«Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?…»
— Пусть солнце нещадно обжигает им лица, пусть кожаная петля натирает грудь, пусть вместо одежды — лохмотья, каждый из этих людей на холсте по-настоящему красив. Красив своей необыкновенностью, величием духа, достоинством, которое сумел сохранить!
IV. Работа над текстом сочинения,
-
Наша задача — написать сочинение на дискуссионную тему. Но сначала разберемся с понятием «дискуссия». Как вы понимаете это слово?
-
(Дискуссия — это спор.)
-
Следовательно, по одному и тому же вопросу могут быть высказаны отличающиеся друг от друга точки зрения, а иногда противоположные. Означает ли это, что какая-то из них неправильная?
-
(Наверное., в дискуссии каждый может высказать своё мнение.)
-
Верно. Каждый имеет право высказать своё мнение. Главное требование — доказательность, убедительность изложения ваших мыслей.
-
Каков будет основной тип речи, используемый в сочинении?
-
(Рассуждение,)
-
Вспомните, какова структура рассуждения,
— Выдвигается тезис, приводятся доказательства! Аргументы, в конце подводится итог, делается вывод.
-
Тезис: «Какие громадные силы таятся в русском народе!,.»
-
Доказательства — особенности картины:
а) стили названия
б) композиция и содержание картины
в) цветовая гамма
3. Вывод.
V. Задание на дом
Написать сочинение-рассуждение по картине И, Е. Репина: «Бурлаки на Волге». Возможны два варианта;
-
рассуждение-утверждение;
-
рассуждение-опровержение.
Памятка, пишущему сочинение-рассуждение по картине
-
Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое нужно доказать;
2.Доказательная часть, содержащая доводы, аргументы (почему?/ потому что);
3.Вывод – итог, к которому пришел автор рассуждения, который обычно совпадает с тезисом (что из этого следует?/потому, следовательно, таким образом)
Словарная, Запишите следующие искусствоведческие термины, запомните их значения, употребляйте в речи.
Бурлаки — в дореволюционной России люди из низших слоёв населения, которые тянули суда с грузом.
Дискуссия
Колорит — общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении искусства (картине, цветном рисунке).
Композиция — конкретное построение, внутренняя структура
произведения: подбор, группировка и последовательность
изобразительных приёмов, организующих идейно-
художественное целое.
Тон — качество, оттенок цвета или светотени.
Фон- та часть поверхности картины, на которой выделяются, вырисовываются главные элементы композиции, главные предметы изображения.
Эскиз — набросок,черновой вариант картины.
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/barka-kotoruyu-burlaki-pozdney-osenyu-tyanuli-po-reke-chusovoy/
-
Л. М. Зельманова. Е. Н. Колокольцев «Развитие речи» Русский язык и литература. Репродукции картин, изд. «Дрофа». 1997 г.
-
Э. Голубева «Беседа о русских художниках» Ленинград. 1960 г.
-
Ф. Ахмадуллина «Картина как средство развития речи татарских школьников Казань. 1999г.
-
В. Порудоминский «Бурлаки на Волге» изд, «Малыш». 1985 г.
-
Т. В. Ильина «История искусств» Москва. «Высшая школа». 1994 г.
-
Э. Гомберг-Вержбинская «Художники-передвижники» изд. «Искусство». 1970 г.
План урока развития речи по русскому языку в 8 классе на тему «Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему по картине И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»
Учитель: Нугаев Р.А. Январь 2012 год.