ПО КАРТИНЕ ИВАНА КОНСТАНТИНОВИЧА АЙВАЗОВСКОГО
«ВСТРЕЧА НА КЛАДБИЩЕ
ИЛИ «ШТИЛЬ У КРЫМСКИХ БЕРЕГОВ»
И.К. Айвазовский, Штиль у крымских берегов, 1899г., Феодосийская галерея, Феодосия.
План:
-
- Описание пейзажного сюжета и колорита полотна.
- Личные обстоятельства художника и предпосылки создания картины.
- Особенности морского пейзажа И.К. Айвазовского.
- Мое отношение к описываемому произведению.
Перед нами картина великого русского художника Ивана Константиновича Айвазовского, известная под названием «Встреча на кладбище, или «Штиль у крымских берегов», написанная в 1899 году. На холсте изображена уходящая вдаль морская гладь, окаймленная слева волнистым очертанием Крымских гор, виднеющихся сквозь редкий туман. Над водной поверхностью красиво летят чайки, словно они плывут по морю, а из клубящихся облаков, как по волшебству возникает прекрасный воздушный замок, парящий над притихшим штилевым морем, по которому в сторону берега движется маленькое судно, оставляя за собой как будто пенящийся хвостик. Изящный пейзаж картины завораживает душу своим колоритом, притягивающим взгляд, благодаря идеально подобранным сочетаниям зеленовато-голубых тонов моря, наложенных, исходя из его текстуры, послойно. Облака имеют жемчужно-розоватые оттенки, вдали мы видим проглядывающие синевой из-за тумана горы, такое компилирование тонов, по моему мнению, никого не оставит равнодушным.
Айвазовский принялся писать картину на восемьдесят втором году жизни, когда обрёл умиротворение и семейное счастье, но вот только встретить свою последнюю возлюбленную ему пришлось при довольно-таки печальных обстоятельствах: он рассмотрел свою будущую супругу Анну Саркисову-Бурназян на похоронах у её бывшего мужа. К слову сказать, отсюда и пошло первое название этого полотна – «Встреча на кладбище». Когда наступил 1882 год, будущей супруге Ивана Константиновича было всего двадцать пять лет, а художнику – шестьдесят пять, их разница в возрасте ни чуть не помешала им влюбиться друг в друга. Но всё было не так просто, как им казалось, по правилам, молодой вдове предстояло выдержать год траура по усопшему мужу, прежде чем вступать в новые отношения, что и было сделано. Несмотря ни на что, они были очень счастливой парой и картина «Штиль у крымских берегов» стала отражением гармонии в душе художника на последних годах жизни. А умер он в возрасте восьмидесяти трёх лет за работой.
Теоретические взгляды и художественная практика Айвазовского
... Среди самых крупных и виртуозных певцов моря был наш соотечественник Иван Константинович Айвазовский - художник с невероятной маэстрией, покоривший все трудности живописи и с изумляющей, ... в то же время собранна и сдержанна должна быть палитра мариниста, ибо художником моря может стать только настоящий живописец от рождения, для которого ... Маринист - это гордое, звонкое слово само уже несет в себе ...
За свою жизнь живописец создал свыше шести тысяч полотен на морскую тематику, но эта картина стала особенной из-за непривычного написания, ведь обычно Айвазовский изображает переменчивость морской стихии, временами он показывает нам её бушующую мощь и опасность. Произведения художника всегда наполнены тревожностью, излишней подвижностью, которые ведут в итоге к затоплению морских судов и пирсов, но картина «Штиль у крымских берегов» обладает совсем иной аурой, создает настроение спокойствия и безмятежной радости. Холст наполнен духом умиротворения, рассматривая розово-голубой пейзаж мысленно хочется очиститься от негатива, мирской суеты, вдохнуть полной грудью свежего морского воздуха, коим пропитана вся картина мариниста, сесть где-нибудь у берега для разведения дум и любования природой или же прокатиться по лёгким волнам на том маленьком судне.
В сентября 2019 года я посетила в Феодосии дом Ивана Константиновича Айвазовского, где и увидела многие его произведения в подлинниках. На экскурсии нам рассказали о том, что Айвазовский практически не писал море с натуры, так как оно слишком подвижно и изменчиво. Художник создавал свои полотна по памяти и добавлял в них немного импровизации. Даже находясь в своем доме, из окон которого открывался прекрасный морской пейзаж, он не смотрел в его строну, говоря, что это его отвлекает, и уходил в мастерскую, где и творил свои шедевры. Мое отношение к картине исключительно положительное, как и к творчеству автора в целом. Признаться честно, глядя на многие его работы, у меня создавалось впечатление, что позади холста встроили лампу, и это она так обволакивает картины своим лунным светом. На деле Айвазовский мастерски владел передачей света и цвета, что заслуживает огромного восхищения. В картине «Штиль у крымских берегов» цвета подобраны лаконично, а незатейливая, на первый взгляд, композиция смотрятся очень эффектно. Я ощущаю некий трепет художника в этой работе, все-таки ему удалось передать своё настроение и отношение к своей супруге через этот холст.