НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ

Невозможно установить, в какой мере сохранившийся текст содержит фрагменты реальной корреспонденции, а в какой является близкой к диа­трибе литературной фикцией в эпистолярном жанре. Однако есть основа­ния полагать, что литературный элемент в «Н. П.» играет более заметную роль, чем в письмах Плиния Младшего и Цицерона. По мнению большин­ства исследователей, переписка действительно имела место, но затем была существенно отредактирована и дополнена Сенекой для широкой аудито­рии. В ряде писем обращение к Луцилию служит, видимо, лишь риториче­ским приемом, позволяющим рассуждать на заданную тему (особенно это касается писем широкого содержания, напр., 44, 47, 88).

Адресат писем Луцилий (к нему обращены также соч. Сенеки «О про­видении» и «Исследования о природе») – младший современник Сенеки, из сословия всадников, во время написания «Н. П.» прокуратор Сицилии, приверженец эпикуреизма. Замысел Сенеки состоял в том, чтобы постепен­но обратить Луцилия в стоицизм и попутно изложить основы стоической философии, и в первую очередь, как свидетельствует название сочинения, этики (теоретической и практической).

За редким исключением, ни одно письмо не посвящено какому-либо одному вопросу; Сенека часто повторя­ется, возвращаясь к сказанному раньше. Тем не менее, несмотря на внеш­нюю бессистемность, в «Н. П.» просматривается сквозная тема – возвыше­ние к истинной мудрости путем самосовершенствования – и определенная композиция.

В письмах 1–30 намечены ключевые вопросы для постоянного обсу­ждения: презрение к внешним благам и смерти, бесстрашие перед лицом судьбы, обретаемое с помощью усвоения философии и облеченное в кон­кретные моральные предписания и полезные примеры. Надлежит стре­миться к мудрости, которая недоступна аффекту (9).

Портрет мудреца в «Н. П.» отмечен римским колоритом и отражает представления о «достойном муже» (vir bonus) как безупречно-добродетельном гражданине (излюб­ленным примером служит Катон Младший, – напр., 13 сл.).

Письма 31– 80 затрагивают ряд тем более теоретического свойства. Добродетель – это знание, основа знания – разум, душа – разумна и обладает божественной природой, благодаря чему все люди равны (31–47).

Пороки – противопо­ложность добродетели (50–57, с соответствующими примерами).

20 стр., 9591 слов

Формирование основ цветоведения у младших школьников на х изобразительного ...

... где даются рекомендации по обучению младших школьников основам цветоведения; Визер В.В. «Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве» и другие педагогические издания. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, ...

Высшая цель – мудрость (58–59), и она же есть истинная добродетель, что так­же разъясняется на многочисленных примерах (60–80).

Особую важность для Сенеки имеет мотивация поступка: внутренний моральный закон, со­весть (conscientia) становится важнейшим критерием нравственности (41; 50, ср. 97).

Последний раздел (81–124) – возвращение к затронутым ра­нее вопросам сквозь призму мудрости-добродетели; так, в заключитель­ном письме Сенека еще раз подчеркивает, что «где нет места разуму, там нет и блага»; только то подлинное совершенство, что совершенно в со­гласии со всеобщей природой, а всеобщая природа разумна. Человек как разумное существо должен искать свое благо не в крепости тела и его кра­соте, а в исправлении и очищении души, в совершенном зрелом разуме, делающим человека равным богам. Общую мысль «Н. П.» можно сформу­лировать так: не зная основоположений (что такое добродетель и порок, как правильно выбирать между нравственно-важным и неважным, к чему стремиться и чего избегать, как действовать надлежащим образом), невоз­можно стать выше превратностей судьбы, а также оценить правильность конкретных рекомендаций, которые ситуативны и сами по себе не очевид­ны (92; 94–95 и др.).

Универсальный же практический императив фор­мулируется как «золотое правило»: поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе, не причи­няй никому зла. «Человек для человека свят» (homo sacra res homini – 95, 33 ср. 103, 3; 105, 7 и др.).

«Н. П.» – один из лучших образцов античной моралистики, обладающий несомненными художественными достоинствами, вероятно, самое читае­мое сочинение Сенеки начиная со Средних веков вплоть до настоящего вре­мени, ценный доксографический источник (содержит фрагменты Эпикура, ранних стоиков, Посидония и др.).

«Н. П.» сохранились в 7 основных руко­писях; самые ранние (два Парижских кодекса) восходят к 10 в. С последней четверти 15 в. (editio princeps – 1475) регулярно издавалось: 1515 (Эразм, Базель), 1615 (Липсий, Антверпен), 1649 (Гроновий, Лейден) и т. д., причем все первые издатели предлагали свои конъектуры. Нормативное разделение писем на параграфы восходит к изданию Хензе.

Первый русский перевод фрагментов из «Н. П.» выполнен П. Красновым (1893).

Текст :

  • Ad Lucilium epistularum moralium quae supersunt. Ed. O. Hense. Lpz., 1897, 19142 ;
  • Ad Lucilium Epistulae morales. With an engl. transl. by R. M. Gummere. Vol. I–III. L.; Camb. (Mass.), 1943, 19702 (LCL);
  • Ad Lucilium Epistulae Morales. Ed. L. D. Reynolds. Vol. 1–2. Oxf., 1965.
  • Луций Анней Сенека . Нравственные письма к Луцилию. Пер. и прим. С. А. Ошерова. М., 1977.

Лит ература :

  • Bourgery A . Les lettres à Lucilius sont-elles vrais lettres? – RevPhil 35, 1911, p. 40–55;
  • Foerster O . Handschriftliche Untersuchungen zu Senecas Epistulae Morales. Stuttg., 1936;
  • Axelson B . Neue Senecastudien. Textkritische Beiträge zu Senecas Epistulae Morales. Lund, 1939;
  • Reynolds L.D . The Medieval Tradition of Seneca’s Letters. Oxf., 1965;
  • Кузнецова Т.И . «Письма к Луцилию» Сенеки-философа, – Античная эпистолография. Очерки. М., 1967, с. 81–112;
  • Ошеров С.А . Сенека. От Рима к миру, – Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977, 324–353;
  • Титаренко И.Н . Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои. Ростов/Д., 2002;

А. А. СТОЛЯРОВ

3 стр., 1268 слов

Луций Анней Сенека (биография и труды)

... рассуждения -- все может служить примером. В "Письмах" Сенека ведет Луцилия от земных римских идеалов к высоким духовным, к полной ... жизни. Ее адресат Луцилий -- лицо реальное. В своих письмах к другу-ученику, написанных в свободной форме, Сенека не поучает, ... ее сына, Нерона. Несмотря на трудности, с которыми столкнулся Сенека-воспитатель, некоторые его уроки были усвоены царственным воспитанником. ...