Родная деревня Валентина Распутина – Аталанка – во время строительства Братской ГЭС была затоплена. Это печальное событие писатель и отразил в своей повести «Прощание с Матёрой». Речь идёт о Матёре – деревне, расположенной на одноимённом острове. На протяжении трёх сотен лет люди обживали эти места, растили здесь детей и внуков, хоронили своих родителей. Многих приютила Матёра, для сотен людей стала она жизнью, источником счастья. Но вот наступили дни, когда жителей хотят выселить, а деревню уничтожить. И хотя цель у строителей новой жизни благородная, масштабная, обитателям острова она не сулит ничего хорошего. Они чувствуют, что их лишают главного – родины, семейного очага, души.
Власть не пытается понять людей, которые жили на Матёре, состарились здесь и не мыслили своей жизни вне острова. На примере Дарьи автор показывает, как воспринимает эту трагедию народ. Пожилая женщина прощается с избой, как с покойником. Тяжело отрываться от родного уголка, очень не хочется переезжать в посёлок, где всё чуждо и незнакомо. Словно сочувствуя потерянным людям, бушует природа. Поражает молодой и крепкий листвень, который упорно противостоит и огню, и топору, напоминая людей, цепляющихся за обжитое место.
Как ни старались старожилы, отстоять родную деревню не удалось. Все вынуждены уехать, бросив родные дома и могилы предков. Из-за вопроса о переселении между старшим и новым поколениями возникает конфликт. Молодёжь принимает изменения с оптимизмом, дети рады грядущему прогрессу, жизни, которая сулит удобства и комфорт. Они не так привязаны к острову, как их старики. Дети убеждают родителей, что затопление острова – не такая уж большая цена за возможность жить в лучших условиях.
Повесть затрагивает множество нравственных проблем. Распутин хочет, чтобы наверху думали, прежде чем стирать с лица земли целые деревни, так как вместе с ними стираются огромные пласты истории, культуры, традиций и обычаев. Страна будет обеспечена электричеством, зато сотни людей лишатся родного уголка, всего, что им дорого. И, хотя социализм давно остался позади, деревням не грозит уничтожение, произведение Распутина остаётся актуальным. Повесть учит любить и уважать родителей, свою малую родину, не губить природу, не вмешиваться в её законы, а заботиться о ней, ценить свою жизнь.
Вариант 2
Будучи замечательным писателем, Распутин написал множество великолепных произведений, которые запомнились читателям за их реалистичность и интересный стиль, который применял автор. В данной повести он раскрывает такую проблему, которая возникла в его родной земле, и показывает то, как простой человек может повлиять на глобальные вещи и моменты, которые там происходят. Он считает, что Родина дает человеку настолько много значимых вещей, что даже осознать до конца всю их ценность, крайне сложно. В произведении показана проблема деревень, которые по злому року судьбы оказались в затоплении. Автор хочет показать людей, которые оказались вытесненными с родной земли, и отмечает, насколько им тяжело менять привычный быт, вместе с его традициями и культурой.
Значение денег в жизни человека. : Роль денег в жизни человека
... деньгами, расцветет и превратится в эдемский сад. И самое прекрасное для жизни место, лишенное денег, станет юдолью скорби и страданий. Во что превращается жизнь людей в ... с нашими детьми и родителями. Это проблема, которая всегда с нами. Деньги -- это не просто наличность, позволяющая ... соль, железо), или оружие. И хотя люди всегда использовали в качестве главного источника энергии что-то одно -- ...
Яркой представительницей женщины, которая привыкла хранить и соблюдать традиции, показана Дарья, которой приходится переезжать на материк, но она этого совершенно не хочет. Ведь она привыкла к своему образу жизни, все свое существование она связывает с домом в виде избы, где проживала как она вместе с детьми, так и все поколения хранили очаг в этом сооружении. Она понимает, что перед ней открываются новые возможности, однако, для нее они мало что значат. Ведь улучшение жилищных условий взамен месту, где ее душа обретает спокойствие и покой, для нее мало что значит. Многие пожилые жители деревни дают ей наставление о том, что не ей одной придется попрощаться с Матерой, и им также крайне тяжело расставаться с привычным образом жизни. Услышав такие слова, девушка все же принимает окончательное решение по переезду в новое место. Все жители сравнивают себя с деревьями, которые также, как и они, приросли корнями к своему месту появления, и губительным для них выглядит процесс «пересадки» на новое место.
В произведении, однако, показаны и другие персонажи. Например, Петруха, который поджигает свой дом и хочет таким образом показать свое отношение к происходящему. Будучи человеком никчемным, он не смог сделать в своей деревне ничего хорошего, и поэтому даже отрицательные действия для него выглядят как нечто деятельное и полезное, хотя на самом деле это простой акт вредительства и вандализма. Для Дарьи, поступок молодого человека кажется невероятно возмутительным и странным, и она не понимает, как можно настолько жестоко прощаться со своим прежним домом. Произведение получилось очень живым, ярким и интересным.
Другие сочинения: ← Мальвина из сказки Буратино↑ ДругиеПо произведению Три товарища →
Аргумент о влиянии прогресса на мир. Прощание с Матерой
«Время перемен». Литературный пример прекрасно подойдет для итогового сочинения на тему:
Как прогресс меняет мир?
Влияет ли прогресс на мир?
Согласны ли вы с тем, что изменения в мире неизбежны?
«Чтобы получить что-то новое, нужно пожертвовать чем-то старым»
Возможные тезисы:
Прогресс неизбежно влечет за собой измененияв мире
Прогресс напрямую влияет на социальные и культурные ценности людей
Человеческие потребности растут и вместе с этим меняются человеческие ценности
Потребности людей отражают их ценности
Аргумент:
Влияние прогресса на социальные и культурные ценности мы можем рассмотреть на примере сравнения двух поколений в повести В. Распутина «Прощание с Матерой».
На жителей островка, располагающегося на реке Ангара, обрушилась новость: землю придется затопить ради строительства новой ГЭС. Власти понимали, что это принесет неудобство людям и погубит маленький животный мир, но с другой стороны человечеству нужно удовлетворять потребности, поэтому приходится чем-то жертвовать.
По повести Распутина «Прощание с матерой»
... понимание того какие аргументы лучше использовать. Не забудьте прочитать первую часть данной инструкции о том как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку. Сочинения Повесть Распутина «Прощание с Матерой», которая была ... поколение, которое не столь болезненно относится к потере родного уголка и легче всего относится к переменам. К тому же, в техническом прогрессе Андрей видит одни только плюсы, а ...
Стариков известие сильно опечалило, для них Матера была не просто клочком земли, она была памятью о прошлом, связью с предками, неотъемлемой частью жизни. И пока старшее поколение переживало эту трагедию, более молодые жители острова радовались переезду в квартиры с удобствами. А когда пожилые люди недоумевали, как можно разорить кладбище, святое место, молодые работники относились к своему делу спокойно: это же санитарные нормы. И если бабка Дарья прощалась с избой, как с человеком, то сын ее соседки, Петруха, ради денег с радостью сжег дом своей матери, единственный дом, который хотели сохранить как памятник. Также нельзя не отметить разногласия этой старой женщины с внуком: она чувствовала вину перед всем родом и мысленно просила прощения за то, что не смогла защитить землю, а Андрей участвовал в затоплении острова и гордился этим, считая себя частью чего-то великого.
В результате мы видим, какие коррективы внес прогресс в список человеческих ценностей: старшему поколению важны труд на земле, религия и память, а тем, кто родился позже дороже комфорт, деньги и свободный доступ к благам цивилизации.
Оцените статью:
Аргумент — причины социальных перемен
ПРимер из литературы о причинах изменений, происходящих в мире, для итогового сочинения по направлению «Время перемен».
Аргумент — причины социальных перемен
ПРимер из литературы о причинах изменений, происходящих в мире, для итогового сочинения по направлению «Время перемен».
Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»
«Прощание с Матерой» — своеобразная драма из жизни народа. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему. В повести с наибольшей полнотой воплотилась дорогая для Распутина идея спаянности человека с миром, с родом, с природой. В этом произведении Распутин пытается донести до читателей вечную проблему памяти. Наши первые детские впечатления строятся на том, что все, что нас окружает (дом, родители), существовали вечно. Солнце всегда с утра появляется на небе, а вечером уходит, отец и мать долго прожили и еще долго будут жить. Поэтому непонятным представляется исчезновение с лица земли места, где родился, и которое на всю жизнь запечатлелось в памяти. Пережить такое дано не каждому, но чем дальше идет цивилизация, тем чаще мы попадаем в подобные ситуации. Так случилось на Матере – остров стирают с лица земли, и жители ничего не могут с этим поделать. Так надо. В деревне все по-разному относятся к этому событию: старики ждут его как катастрофу, молодежь с энтузиазмом. Молодые думают, что их старость где-то далеко, что они, возможно, никогда и не состарятся. Ведь они знают и понимают гораздо больше малограмотных стариков, которые держатся за отжившее время.
Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? (2 варианта)
... «Я бы в сундуке берег свое добро — в сумке сломается и помнется». Перед нами уже не ребенок, а взрослый человек. К ... службой в полку, близостью веселых товарищей и другими радостями жизни богатого наследника. Николай не интересовался, откуда берутся деньги, не ... и экономным. Темная полоса в судьбе научила Ростова хозяйственности. Когда герой выгодно женился, он смог преумножить богатство жены и ...
Но, когда к ним придет старость, они обязательно вспомнят слова тех, кого они в свое время не хотели слушать, и поймут, что во многом были правы старики. И скажут потом: «Нонче свет пополам переломится: свои че деется! И по нам переломился, по старикам…ни туда мы, ни сюды». А ведь и раньше жизнь не стояла на месте, но люди с детства крепко усваивали опыт отцов и дедов, а жизнь «не как у всех» считалась легкомысленной и всеми порицалась. Старики у Распутина не просто так хвалят прежние времена. Не из-за того, что они сами были молодые, а потому, что думают, прежде всего, о том, как будут дальше жить их потомки. Дарья вспоминает слова умирающего отца: «Ты много на себя не бери – зазнаешься, а возьми ты на себя напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». Она вспоминает именно то, что нужно сегодняшней молодежи: «Раньше совесть сильно разжигали. Ежели кто норовил без нее, сразу заметно, все друг у дружки на виду жизни. Другой и рад бы по совести, да где ей взять, если не уродилась вместе с им? А кому как ей через привалит, тоже не радость от такого богачества». Совесть у молодежи, конечно, есть, но не всегда она вспоминает о ней. И не всегда она желает следовать старым традициям, опираться на опыт предыдущих поколений, которые много не понимают в современной жизни.
Старухи у писателя знают только свою Матеру, любят ее и не хотят расставаться с ней, считают грехом лишение человека родины. Это именно тот патриотизм, который не единожды спасал Россию от вражеских нашествий. Старики эти умеют трезво подводить итоги прожитой жизни, как делает это Дарья: «Стойко жить долгую жизнь, чтобы признаться под конец: ничего она в ней не поняла. Пускай ее догоняют другие. Но «они не догонят. Им только чудится, что они поспеют за ней – нет, и им суждено с тоской и немощью смотреть ей вслед, нам смотрит сейчас она». Взрослея, человек начинает понимать, что не все так просто в жизни, как казалось в юности, что нужно и о душе подумать. Каким бы плохим не было прошлое, полностью отказываться от него мы не должны, так как оно все равно присутствует в нашей жизни, и мы должны относиться к нему с уважением. Не надо забывать, что человек лишь часть тех людей, которые жили до него, что он дитя природы.: «Родился ребятенка и во всю жизнь ребятенком же и остался…А смерть….как он ее боится». Ничто не способно избавить человека от страха смерти, всю жизнь человек носит это чувство в себе. И здесь надо вспомнить о предках, которые сумели умереть, сохранив достоинство и самообладание. А все потому, что они почитали могилы и знали, что о них будут заботиться и помнить после смерти. Не случайно все старики мечтают умереть вместе с Матерой. А сколько кладбищ уничтожено, заброшено. Беспечность, с которой люди обращаются с могилами, переносится ими и на все остальное в жизни, а это никому еще не приносило счастья. И не даром старики напутствуют молодежь: «Не дай господь, чтобы жизнь твоя показалась тебе легкой». Прогресс, облегчая труд человека, не готовит его к трудностям жизни. И эта «облегченность приводит к несерьезному отношению к жизни вообще, мешая человеку самоутвердиться в жизни». Память человеческая прежде всего связана с местом, где ты родился, где стоит твой дом, где похоронены предки, которые жили и умерли, чтобы подготовить твою жизнь, оставить свой жизненный опыт. Поэтому осквернение кладбища Матеры «нечистью» из санэпидемстанции становится для Дарьи и других стариков трагедией. По их мнению, это уже признак полного обесчеловечивания людей. Ведь не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается. Дарья ведет разговор о важнейших вещах – сохранении памяти, корней, традиций. Ведь как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Недаром Дарья так переживает из-за того, что не смогла перенести могилу родителей с острова. Она думает, что о ней так же не позаботятся ее дети. Жителей Матеры навсегда лишают памяти об их родном доме. Поэтому в сердце они всегда будут носить чувство неприкаянности родного угла. Молодежь Матеры со временем обязательно будет стараться найти дорогу к нему. Тоска по родному краю не умрет с последним ее жителем, она передастся последующим поколениям. Ясно видно, что проблема памяти в повести является одной из главных. И решение ее зависит именно от нас, ведь в наших руках будущее наших детей. Поэтому их надо воспитывать так, чтобы они поняли, насколько важно помнить свое прошлое, своих предков, их традиции и обычаи. И тогда проблема памяти будет решена.
Рассуждение Влияние языка в жизни людей
... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». И всё же какое влияние на человека оказывает быстро изменяющийся язык? Непосредственное. Язык помогает выражению чувств и мыслей людей ... поднимается множество проблем. И для того чтобы указать на противостояние старого и нового ... об остальных, и как ориентироваться если: « …одновременно существуют «риэлтор», «риелтор», «риэлтер» и «риелтер»…». ...
Прощание с матерой проблема повести , Размышления над эстетическим аспектом
Эстетика всегда рассматривала понятие прекрасного и его значение в жизни людей. Созидающее, прекрасное, и негативное, разрушающее, — эти начала всегда присутствуют в жизни и отдельного человека, и всего общества. С этих позиций автор показывает судьбу островной деревни Матёры, которая должна подвергнуться затоплению и стать дном искусственно создаваемого Братского моря.
Матёра — для деревенских жителей «родная, самой судьбой назначенная земля».
И природа всегда жила в согласии с людьми. Поля и огороды давали обильные урожаи, луга — сено скоту, леса — свои дары летом и осенью. Молодежь веселилась на просторе за деревней.
Но черты трагедии из-за вынужденного переселения людей виделись всё отчётливее. Люди семьями покидали Матёру, осваивая новый быт и иную работу. В деревне оставались лишь самые старые, но ещё в силе, люди, которые должны были завершить множество начатых дел: подготовить к отправке за реку наработанное за годы имущество, убрать урожай, присмотреть за ребятнёй.
Но привычный миропорядок рушился. Следы упадка можно было видеть всюду. Мёртво застыли окна в опустевших домах, хлопали ворота, покосились заборы, неприютно и голо смотрелись стены в брошенных жилищах. Образ покинутого, разоряемого дома с горечью и болью автор описывает в финале повести: шесть сиротливо «сгрудившихся в кучу, сцепившихся неразлучно избёнок» закончат эпопею Матёры.
А как в этих условиях вели себя люди? Они оказались на перепутье: в состоянии тревоги, растерянности, неуверенности в завтрашнем дне.
Насильственное, по директивам сверху, уничтожение и природы, и материальных ценностей становилось всеобщей трагедией.
Вся деревня остро, как говорят, в штыки восприняла уничтожение кладбища: из сердца не вырвать память об ушедших дорогих и близких.
И всё же остались в жизни односельчан и горькие радости, и грустные праздники.
Собрались жители Матёры, деревенские и из посёлка, на сенокос: нужно было заготовить сено и перевезти его для скота на подворья в новые усадьбы. Прибыли и давно уехавшие для того, чтобы повидаться с земляками и отвести душу в знакомой работе. После трудов, возвращаясь с лугов дружной толпой, пели хором. Людей объединяли и радость встреч с друзьями юности, и общий труд, и знакомая песня.
Сейчас многие говорят о бездуховности. Сборник идеальных по обществознанию. ...
... наше внимание на проблему бездуховности, актуальную в современном обществе. характеризуется ... жизнь. Классическая поэзия обогащает человека своим лирическим опытом, обладает врачующими свойствами. Культурный человек - это не тот, кто много читал классических произведений, много ... о чём он пишет: литературы, театра, кино. (3) в рецензии отмечаются художественные достоинства произведения (сочинения, ...
У деревенских людей свои эстетические подходы в оценке нравственных качеств, поведения и даже внешности людей. Безоговорочно осуждаются суетность, неумение держать слово, нелюбовь к труду. Городские женщины не по сердцу старухам: очень взбалмошны и любят пускать пыль в глаза. Осмеян Петруха, мужик талантливый, но крайне легкомысленный. Ведь он мечется по свету в поисках славы и лёгких денег. Жизненная история его является настолько же интересной, насколько странной и в чём-то нелепой. Построенный собственными руками хозяина, где особенно красивы резные наличники на окнах, его дом становится «собственностью Ак. наук», памятником деревянного зодчества. Петруха был рад и горд. Но эта самая «Ак. наук» заплатила за дом лишь половину денег, вторую половину заплатить не удосужилась. И перед великим затоплением Петруха собственными руками поджёг дом, своё детище, к которому успел прирасти сердцем. Человек задиристый, он приискал для себя поговорку, которой охотно пользовался: «Извини-подвинься». Жизнь «подвинула» его самого.
Свои истории и биографии есть и в природе. За деревней, на просторе, росла огромная лиственница, «листвень». С годами дерево, со стволом не в обхват, приобрело прочность литого металла, и никакие «поджогчики» и разрушители не в силах были его уничтожить. Так и суждено было ему, непокорённому, уйти на дно моря. И деревья умирают стоя.
Вывод. Жители деревни, её главная ценность, — это труженики и подвижники. Они создают тот миропорядок, на котором стояла и стоять будет русская земля. И несломленный «листвень», могучее дерево, — символ жизнестойкости и людей, и природы.
Здесь искали:
- прощание с матерой аргумент
- прощание с матерой проблемы
- прощание с матерой аргументы
Сочинение Проблематика повести В.Г. Распутина Прощание с Матерой
1. Человек и прогресс.
Одной из важных является проблема, связанная с человеком и научно-техническим прогрессом. Мы узнаем о том, что на реке Ангаре хотят построить гидроэлектростанцию, и вода затопит многие земли, в том числе Матеру. Жители острова по-разному отнеслись к этому событию. Клавка Стригунова говорила о том, что остров “давно надо было утопить. Живым не пахнет… не люди, а клопы да тараканы. Нашли где жить — средь воды… как лягушки”.
А Петруха сам сжигает свой дом только лишь для того, чтобы получить за него деньги. Андрей Пинигин тоже был рад кардинальным переменам и хотел принять участие в строительстве новой ГЭС. Герой говорит так: “Человек – царь природы”, но Дарья отвечает своему внуку: “Вот-вот, поцарюет, поцарюет, да и загорюет”. Она утверждает, что не машины служат человеку, а человек машинам. Понимали это и другие жители деревни, которые не хотели покидать родную землю, прогоняли “чертей” и “аспидов”, ставили на место кресты и устанавливали тумбочки на кладбище до поздней ночи. Также Дарья побелила и обрядила свою избу перед поджогом, и когда горел дом Петрухи, люди с сожалением смотрели на огонь и думали о том, что то же самое будет и с их избами. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Проблема взаимоотношения между людьми
... непонимания может объясняться отсутствием у человека должного воспитания. Хорошо, если рядом окажется мудрый человек, который разбирается во взаимоотношениях людей ... в отношениях. Сочинение рассуждение Взаимоотношения людей Говорят, личность формируется в зависимости от собственных социальных связей. ... молчат. (32)Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и стремление ...
Эти жители острова любили родную землю и своих предков. Безусловно, научно-технический прогресс необходим, но нельзя забывать о традициях, духовных ценностях, нужно бережно хранить связь между поколениями, любить родную землю.
2. Проблема памяти.
Целых триста лет обживали люди Матеру, для счастья им было достаточно затопить печку, попить чаю из самовара, находиться рядом с их предками. И очень любят они родную землю, пытаются ее защитить и спасти. Многие отчаянно боролись за сохранение кладбища, Егор и Настасья откладывали переезд. А их дети хотят погубить и забыть все то, что связывало молодое поколение с предками (обычаи, традиции, деревню, в которой они росли).
Так стали рушиться и нравственные устои. Подтверждает эту мысль Дарья, которая говорит о том, что “правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. Героиня переживала за судьбу деревни, дорожила нравственными устоями, обычаями, традициями, помнила свои корни.
3. Проблема связи человека с природой.
Участь острова уже предрешена, и природа чувствовала приближение несчастья. Люди же не готовы к таким переменам, к жизни в другом поселке. Они с удовольствием работали на этой земле, вкладывали любовь, радовались, когда вместе трудились. Также герои заботились о своих домашних животных: о коровах, конях, кошках. Жители чувствуют кровную связь с островом, они не готовы расстаться с землей, которая вырастила их. Таким образом, люди разделяют с природой ее трагическую судьбу. Но были и рабочие, которые относились к природе безжалостно. Однажды они решили уничтожить “царский листвень”, но дерево не горело, и срубить его тоже не получилось. Невозможно было представить Матеру без Лиственя. Люди восхищались им и считали, что дерево держит своими корнями весь остров, и пока будет жив он, будет стоять и деревня. Жители Матеры чувствовали связь с природой, бережно и трепетно к ней относились.
4. Проблема ответственности перед предками.
Главным героем, который на протяжении всего произведения переживает за судьбу могил своих родных, несомненно, является Дарья Пинигина. Она хранит память об умерших родственниках, защищает могильные плиты от пожегщиков. Велико стремление Дарьи забрать их с собой на новое место жительства, для нее это важная ниточка, которая соединяет ее с прошлым. В сложные времена героиня обращается за советом не к живым людям, а к уже умершим родственникам, ее гнетет то, что именно на ее век выпала такая участь – затопление Матеры. Дарья чувствует, что нельзя просто так дать сжечь свой дом, в котором родилось и жило не одно поколение, где прожила долгую жизнь и она, дом, который является семейным очагом. Духовная связь и память о близких помогают героине принять правильное решение, как поступить с домом. Дарья Пинигина помнит о каждом, кто похоронен на этом кладбище, хранит историю и считает своим долгом не дать им затонуть.
Проблема смысла жизни, счастья и свободы в «Сказке о золотом ...
... своим общественным положением, тревожное ожидание будущего – вошли в художественную ткань «Сказки о золотом петушке», единственного произведения третьей Болдинской осени (1834г; замысел возник в Болдинскую ... своё социальное положение в России 30-х годов. «Сказкой о золотом петушке» Пушкин пророчески предупреждает о страшных последствиях утраты в человеке человеческого, подчёркивает аморальность ...
5. Проблема цели жизни.
В повести представлено 3 поколения Пинигиных. Каждый из них по-разному воспринимает жизнь, у каждого свои цели и взгляды. Андрей, внук Дарьи, хочет быть на «переднем крае», где вся молодежь. Он не хочет проводить молодость в глухой деревне, работая в поле или же на заводе: “…Я хочу, чтоб было видно мою работу, чтоб она навечно осталась, а на заводе что? По неделе с территории не вылазишь Мне охота, где молодые, как я сам, где все по-другому… по-новому. ГЭС отгрохают, она тыщу лет стоять будет…». Для Андрея переживания бабушки по поводу судьбы Матеры кажутся не существенными. Для Дарьи же важно сохранить память о родственниках, она единственная, кто может сделать это. Даже переселяясь из-за затопления Матеры, она хочет забрать могилы с собой. Дарья не готова мириться с тем, что все ее родственники останутся на этом острове, а она уедет, ничего не сделав. Павлу жалко родной остров Матера, но у него больше нет сил переживать. У него «вытравилась душа» от всех пережитых бед:» …Павел со стыдом вспоминал, как стоял он возле догорающей своей избы и все тянул из себя, искал какое-то сильное, надрывное чувство, — не пень ведь горит, родная изба — и ничего не мог вытянуть и отыскать, кроме горького и неловкого удивления, что он здесь жил. Вот до чего вытравилась душа!..». У Павла нет конкретной цели в жизни, он не старается сделать карьеру или добиться чего то большего, “плывет по течению”, хочет спокойной и тихой жизни. Их цели расходятся, но если в цели Дарьи лежит нравственная основа, которая побуждает ее сохранить память о прошлых поколениях, то в цели Андрея этого нет, Павел же оказывается “между двумя берегами ”.
6. Проблема прочности родной связи.
В. Распутин в своем произведении ярко показывает отношения между поколениями. Дарья предстает перед нами, как человек, которой всеми силами пытается сохранить память о предках, защищая могилы на кладбище, прося Павла забрать их с собой в новый поселок. И если эту связь автор показывает как прочную и нерушимую, то связь Дарьи с ее внуком Андреем совсем иная. В эпоху технологического прогресса Андрей не хочет сидеть на месте, старается быть всегда в гуще событий. Печальная судьба Матеры не вызывает в нем ни капли жалости: “Зачем мне другое? Я хочу туда. Матеру, бабушка, все равно затопят – хоть со мной, хоть без меня. Я тут ни при чем. Электричество, бабушка, требуется, электричество”. Разговор Андрея с Павлом и Дарьей показывает нам, что молодое поколение, стремясь к чему-то новому, забывает о своей мало родине, не проникается переживаниями родных, забывает нравственные ценности. Родовая связь в семье Пинигинных ослабевает. Также в повести показана семья Зотовых. Сын Катерины – Петруха ленив, безответственен и эгоистичен. Его связь с матерью совершенно отсутствует, он не проявляет к ней заботы и уважения, и даже поджигает родной дом, оставляя Катерину без крыши над головой. Так автор показывает, что родовая связь не всегда может быть надежной и крепкой, в результате каких-либо внешних событий она может быть нарушена, тем самым В. Распутин наталкивает нас на такую мысль, как сохранение родовой связи, несмотря ни на что.
Двуличие аргументы из литературы. Шпаргалка: Аргументы к сочинению. ...
... и заключается лицемерие. Очень часто, достигнув своей цели, лицемерный человек меняется в своём поведении и тут-то он показывает себя ... и честнее, любили взаимно и искренне – это самое главное! Проблема лицемерия. 9 класс, 11 класс ЕГЭ, ОГЭ, 15.3 Основная характеристика ... В эссе по литературе для 5 класса ученики пишут сочинения для развития критического мышления. В романе А. Беляева «Голова ...
Полезный материал по теме:
- Слово о полку Игореве, проблематика
- Проблематика романа «Мастер и Маргарита»
- «Святое море», «святое озеро», «святая вода» — так называли Байкал с незапамятных времен по тексту В.Г.Распутина (32 вариант)
- Проблематика пьесы М.Горького «На дне» (Проблема человек и общество; Проблема цели и средств для ее достижения)
- 5 проблем, встречающихся в повести А.И. Куприна «Олеся»