Твоя дорога – дорога чести.
Л. Толстой. «Война и мир»
«Война и мир»
Роман представляет собой сложный философско-исторический синтез. Роль каждого героя в произведении определяется не только его личной судьбой, взаимоотношениями в семье и обществе; эта роль намного сложнее: оценка личности происходит не столько на бытовом, сколько на историческом уровне, затрагиваются уже не материальные, а духовные пласты человеческого сознания.
В произведении ставится сложный философский вопрос о роли в истории, о связи человеческого чувства и материальности мира и одновременно о влиянии исторических событий на судьбу нации и каждого человека в отдельности.
С целью наиболее полно раскрыть характер героя, его внутренний мир, показать эволюцию человека, постоянно ищущего правду, пытающегося понять свое место и назначение в жизни. Толстой обращается к историческому сюжету. В романе описываются военные события годов, а также Отечественная война 1812 года. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим «враждебным» человечеству событием. Но одновременно война в романе имеет более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух жизненных установок (правды и лжи).
Но так или иначе война становится судьбой для многих героев, и именно с этой позиции следует рассматривать эволюцию одного из главных героев романа – . Не случайно князь Андрей называет войну «величайшей войной» . Ведь здесь, на войне, наступает перелом в его сознании; ища правду, он вступает на «дорогу чести», на путь нравственных исканий.
Андрей Болконский, Шенграбен
Знамя и небо – важные символы в романе . Знамена в произведении фигурируют несколько раз, но все же это не столько символ, сколько простая эмблема, не заслуживающая серьезного отношения. Знамя олицетворяет собой власть, славу, некую материальную силу, что отнюдь не приветствуется Толстым, отдающим предпочтение духовным ценностям человека. Поэтому не случайно в романе Тушин спотыкается о древко знамени, не случайно князь Андрей вспоминает не себя со знаменем в руках, а высокое, вечное небо.
«Капитанская дочка»: смысл названия романа, главные герои и сюжет
... Герои повести «Капитанская дочка» олицетворяют различные добрые и злые стороны человеческого характера. Швабрин – лицемерие и зависть. Для Гринёва дружба с ним закончилась плачевно. Роман «Капитанская дочка» и ... сочинением стихов. В первое время службы Пётр Андреевич сблизился со Швабриным, который был единственным человеком, близким ему по образованию и ... что уходит на войну. И когда обман ...
Аустерлиц – вторая трещина во взглядах князя Андрея на жизнь и на войну. Герой испытывает глубокий нравственный кризис. Он разочаровывается в , прежних ценностях, понимает истинный, античеловечный смысл войны , «кукольной комедии», разыгранной императором. Отныне идеалом для князя Андрея становится Небо, Бесконечность и Высота: «Он узнал, что это был Наполеон – его герой, но в ту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками».
Символично и то, что князь Андрей получает ранение в голову. Это говорит о превосходстве духовного начала над интеллектуальным, аристократическим, о правильности выбранного героем пути. Осознание близкой смерти дает князю Андрею силы на выживание, возрождает к новой жизни.
Аустерлицкого сражения
Наверное, можно утверждать, что, не будь на земле зла, люди не знали бы, что такое истинное добро. Война (Шенграбен, Аустерлиц, ) помогла Андрею Болконскому стать другим человеком, измениться внутренне, помогла через страх, ошибки и познание земной дисгармонии прийти к своему Идеалу, своему «высокому и вечному небу».