К символизму Андреевского флага

Сочинение

Не спора для, но правды ради привожу малоизвестный и неоднозначный (для нагнетания патриотического пафоса) факт к символизму Андреевского флага.

Мотивом для написания и публикации этой заметки послужил .

Андреевский крест на флаге ВМФ России — это повернутый на 90 градусов крест, на котором в г. Патры (запомните это название) распяли апостола Андрея Первозванного.

Но какая связь со славянами? И еще глубже, с православием славян?

Ответ держит не кто-нибудь, а Константин VII Багрянородный, император Византийской империи, который в 948-952 гг. составил сочинение «Об управлении империей». Интимный характер этого сочинения дает основания считать, что написано оно было для единственного читателя — сына императора Романа — для наставления его сильному правлению.

Состоит сие произведение из коротких глав, одна из которых, 49-я, полностью посвящена ответу на интересующий нас вопрос. :

Спрашивающий, каким образом славяне были поставлены на службу и в подчинение церкви Патр , пусть узнает из настоящего описания

Когда скипетр ромеев держал Никифор, они [славяне, redbaboon], находясь в феме Пелопоннес и задумав восстание, захватили сначала дома соседних греков и учинили грабеж. Затем же, двинувшись на жителей города Патр , они разорили равнины у его стен и осадили самый [город], имея с собою также африканских сарацин.

Когда прошло достаточно времени и у находящихся внутри стен начал сказываться недостаток необходимого, и в воде и в пище, они вынесли решение вступить в соглашение, получить заверение в безопасности и тогда подчинить им город.

Поскольку, впрочем, тогдашний стратиг находился на границе фемы в крепости Коринф и была надежда, что он придет и нападет на народ славян, ибо заранее был оповещен архонтами об их набеге, жители города постановили — прежде всего отправить посланцев в находящиеся к востоку части гор, понаблюдать и вызнать, не приближается ли стратиг, дав наказы и знак посланному, чтобы он, если увидит идущего стратига, при своем возвращении склонил знамя, как свидетельство о приходе стратига, а если этого нет, то чтобы держал знамя прямо, дабы впредь они не надеялись на приход стратига.

Итак, лазутчик, уйдя и узнав, что стратиг не приближается, вернулся, держа знамя прямо. Однако по благости божией, ради заступничества апостола Андрея, когда конь споткнулся и всадник покачнулся, знамя склонилось, и жители крепости, увидя данный знак и с уверенностью полагая, что стратиг подходит, открыли ворота крепости и храбро бросились на славян.

15 стр., 7491 слов

Севастополь — город русской славы

... от 10 февраля 1784 г. город получил имя Севастополь. Этим же Указом князю Г.А. Потемкину предписывалось построить в Ахтиарской гавани большую крепость с адмиралтейством для кораблей первого ... - два скрещённых золотых якоря, а по сторонам щита - два червлёных знамени, соединённых лентою ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия. На правом ...

Воочию узрели они и первозванного апостола, верхом на коне, вскачь несущегося на варваров.

Разгромив, разумеется, их наголову, рассеяв и отогнав далеко от крепости, он обратил их в бегство. А варвары, видя это, будучи поражены и ошеломлены неудержимым натиском против них непобедимого и неодолимого воина, стратига, таксиарха, триумфатора и победоносца, первозванного апостола Андрея, пришли в замешательство, дрогнули, ибо страх обуял их, и бежали в его всесвятой храм.

Итак, стратиг, когда прибыл на третий день после разгрома и узнал о победе апостола, сообщил василевсу Никифору и о набеге славян, и о грабеже, полоне, разорении, опустошении и иных ужасах, которые при набеге они причинили краям Ахеи, а также о многодневной осаде и непрерывном нападении на жителей крепости, как и о попечении, заступничестве, разгроме и полной победе, свершенной апостолом, как его воочию видели скачущим, преследующим врагов за их спинами и поражающим их, так что сами варвары осознали попечение о нас и заступничество апостола и посему сами искали убежища в его благочестивом храме .

Василеве же, узнав об этом, распорядился так: » Поскольку разгром и полная победа одержаны апостолом, долгом является отдать ему все воинство неприятелей, добычу и доспехи «.

И он повелел, чтобы и сами враги со всеми их семьями, родичами и всеми им принадлежащими, а также и все их имущество были уделены храму апостола в митрополии Патр , в которой первозванный ученик Христа свершил подвиг в борьбе; и выдал о сем сигиллий этой митрополии.

С тех пор, таким образом, отданные митрополии славяне кормят стратигов, василиков и всех отправляемых народами в качестве заложников посланцев, имея для этого собственных стольников, поваров и всяких приготовителей пищи для стола, тогда как митрополия ничем не отягчается для этого, а славяне сами доставляют эти припасы согласно распределению и соучастию своей общины.

Впрочем, приснопамятный и мудрейший василевс Лев издал сигиллий, тщательно перечисляющий, что должны предоставлять эти приписанные к митрополиту люди, чтобы он не обирал их или чтобы как-либо иначе, по несправедливому измышлению, не подвергал их взысканиям.

Впоследствии «легализация» Андрея Первозванного на Руси была выполнена через внесение легенды о его апостольской миссии на Руси в русские летописи. Но поскольку распят он был около 67 года от Р.Х., то насчет достоверности сей миссии .

Итого. Получается, что основой почитания Андрея Первозванного и символа его мученичества (Андреевского, косого, креста) на Руси было то, что им были побеждены захватчики, которыми, по иронии, в данном случае явились сами славяне (варвары, в понимании «цивилизованной» империи).

У шотландцев с их Андреевским крестом на флаге та же история, только наоборот. По знамению в небе местные скотты и пикты победили захватчиков-англов. Они победили, они и взяли на флаг.

55 стр., 27333 слов

Расцвет Киевской Руси

... (Русского) моря и от Закарпатья до Волги. Восточные славяне, как и некоторые другие европейские народы, в своем развитии ... пережиточных форм на этапе раннего феодализма (IX — начало XII в.) сохранялись и некоторые элементы первобытнообщинного строя ( ... экономические вязи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех ...