Трудно назвать рассказ Леонида Андреева «Ангелочек» рождественским рассказом.
В центре повествования – жизнь подростка, Сашки. Всего тринадцать лет прожил он на свете, но уже научился «мстить жизни». Автор подчёркивает в его окружении тёмные стороны. Вечером, после игры с ребятишками, Сашка слышит «ржавый» скрип калитки; переулок, по которому он идёт, «глухой»; снежная мгла «серая»; строение на улице «низенькое, чёрное». А дома мать, от которой исходит запах водки; ноготь на пальце у неё «короткий и грязный»; больной отец, харкающий кровью. Словом, вроде есть у Сашки отец, мать, свой дом, «а выходит так, как будто ничего этого нет и ему некуда идти». Мне кажется, что это страшно, когда человеку некуда идти, когда нигде нет для него тепла, любви и покоя.
Мальчик не знал способов, «какими люди перестают жить, когда захотят этого», не знал другого образа жизни, и поэтому лгал, грубил, дрался. Только так он мог протестовать против тяжёлого, беспросветного существования.
Рассказ Л. Андреева написан более ста лет тому назад, но я думаю, что он не устарел, потому что проблемы, поднятые в нём, современны, потому что и сейчас есть бездомные дети, семьи, в которых родители пьют, а детям живётся очень трудно.
Сашку позвали в дом к богачам Свечниковым на ёлку. Они, наверное, неплохие люди. Приглашают обездоленного мальчишку на праздник, помогают его семье деньгами, хотят устроить его в ремесленное училище. Но Сашка не чувствует к ним благодарности. Для него они чужие, другие, и их мир тоже для него чужд. Он обладал «непокорной и смелой душой» и неосознанно не принимал благотворительности.
И вот праздник в доме Свечниковых. С одной стороны, Сашка, для которого ёлка красива, но чужда ему, враждебна, даже блеск её свечей кажется ему крикливым и наглым. Он пришёл сюда ради отца, для которого украл из кабинета хозяина папиросы. С другой стороны, чистенькие, сытые, нарядные, счастливые дети, у которых есть всё: любящие родители, игрушки, еда, праздники. Им больше повезло в жизни, чем Сашке. Но они же не виноваты в том, что у них счастливое, беззаботное детство. Вот распахивается дверь в ярко освещённую залу, и сверкающая ёлка встаёт перед детьми. Сначала «тишина глубокого очарования», потом – «хор восторженных восклицаний». Несомненно, что эти торжественные минуты и красота рождественской ёлки оставят свой след в маленьких сердцах. Из этих детей вырастут и хорошие, и плохие люди, но блеск праздничной ёлки всегда будет в их жизни светлым воспоминанием.
Что за человек был мой отец
... след в моем сердце, потому что я горжусь его поступком. Мой отец научил, как мы должны быть готовы помогать окружающим и как наша небольшая помощь может изменить жизнь других людей. Еще ... лицо. Папа, спасибо, что ты со мной играешь и гуляешь. Я тебя люблю! Сочинение про папу (1, 3, 5, 7 класс) Мой папа – очень благородный человек. Отец относится ко ...
Вернёмся к нашему герою. Среди еловых ветвей он увидел то, «чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые». Восковой ангелочек, с прозрачными стрекозиными крылышками и розовыми ручками, с белокурыми волосами, словно реял по воздуху среди тёмных ветвей. На его лице не было ни радости, ни печали, а была печать какого-то иного чувства, которое нельзя передать словами. Другие игрушки как будто гордились своими нарядами и красотой, а ангелочек был грустен и словно прятался от других в гуще ветвей. Сашку влекла к нему неведомая сила, ему казалось, что он всегда знал ангелочка, всегда любил больше всего на свете.
Мальчик выпросил игрушку у важной дамы, ради этого даже упал на колени. Он знал, что всё равно добьётся своего. Не мог заплакать, потому что давно отвык от этого, очерствело его сердце и душа. Но вот мягко и осторожно он взял ангелочка в руки. Из его груди вырвался замирающий вздох, на глазах сверкнули слезинки, глаза сияли, улыбка была тихой и кроткой. Чувство неземной радости охватило мальчика. И даже ёлка, «нелепо разукрашенная, нагло горящая», померкла перед сиянием Сашкиного лица. Светлое божественное чувство преобразило не только его: «и радостно улыбнулась седая, важная дама, и дрогнул сухим лицом лысый господин, и замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья». Нечего больше делать Сашке на этом празднике жизни. Не нужны ему ни сверкающая ёлка, ни обещания позаботиться о нём, ни другие дети, такие нарядные и счастливые. Как хрупкое и нежное живое существо, бережно несёт он свою драгоценную ношу домой. Ангелочек — воплощение его неосознанной мечты, в нём красота, и свет, и радость.
Ангелочек разбудил живое и в сердце измученного, больного человека – Сашкиного отца, который вспомнил о другой жизни, чистой, наполненной смыслом, откуда был когда-то изгнан. И «в чёрную душу человека, у которого было отнято всё: и любовь, и счастье, и жизнь», — внёс ангелочек луч света. Для начинающего жить и отжившего своё – Сашки и его отца – исчезло настоящее и будущее, «тосковали, плакали и радовались их больные сердца», и отец прижал сына к своей груди.
Что же вложил автор в этот образ – воскового ангелочка, рождественской игрушки? Почему всё человеческое просыпается в людях при виде его? Писатель так отвечает на этот вопрос: «Всё добро, сияющее над миром, всё глубокое горе и надежду тоскующей о Боге души впитал в себя ангелочек».
Часто маленьких детей сравнивают с ангелом. «Ангелочек мой», — шепчет мать, наклоняясь над ребёнком. Даже в Сашке автор подчёркивает сходство с ним: на ёлке все заметили «загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворённым рукой неведомого художника личиком ангела». Светлое и доброе начала живут в маленьком человеке. Насколько останется в нём этого светлого и доброго, настолько и будет он Человеком во взрослой жизни.
Одно только и есть счастье – творить. Живет лишь тот, кто творит…Все ...
... былых лет, пусть они преодолеют пелену веков, вернутся в далекое прошлое и будут переживать, радоваться вместе с создателем... Все радости жизни – радости творчества... В каждом заключен творец, но его надо почувствовать ... их называли «чудо света»?! Некоторые из них, увы, были стерты с лица земли руками тех, кто не мог принять нового назначения искусства, но уцелевшие даже ...
«На земле оставлять его (ангелочка) было невозможно», — говорит автор. На земле – то есть на лавке, на столе, на полу в комнате, где жила Сашкина семья. Но можно понять и по-другому: не может ангел жить на земле, его место в небесах, рядом с Богом. Тает восковая игрушка, повешенная над печкой, к утру от неё не останется даже кусочка воска. Ангел вновь вознесётся к небу.
«В занавешенное окно пробивался синеватый свет начинающегося дня». Мы не знаем, что будет дальше с нашим героем, как сложится его жизнь. Но мы знаем, что Сашка обладал «непокорной и смелой душой, … он не мог спокойно отнестись ко злу», а это уже много значит для маленького человека, в жизни которого так мало радости и любви.
Трудно назвать рассказ Леонида Андреева рождественским рассказом. Но можно и нужно. Потому что божественный свет, отражённый в образе ангелочка, освещает души героев, делает людей, пусть на миг, чистыми и прекрасными.