Стихотворение “Шаганэ ты моя, Шаганэ!..” открывает перед читателями мир лирических произведений Сергея Есенина. Оно написано легко и воздушно, сразу привлекает простым языком и особым эмоциональным слогом, очаровывает открытостью. Здесь поэт делится своими мыслями и чувствами с читателями, рассказывает о своей родной земле и любви, передает тонкие ощущения, связанные с его прикосновением к другой культуре.
Произведение входит в цикл “Персидские мотивы”, который был написан автором после его путешествия по Грузии и Азербайджану.
Цикл навеян именно поездками в эти страны, хотя и назван “Персидскими мотивами”. В Персии Есенин никогда не был.
Но в этом цикле отлично слышны именно эти восточные мотивы теплой далекой страны.
Современники отмечают, что Романтический образ персиянки из лирического стихотворения тоже был навеян знакомством с реальной женщиной. Сергей Есенин встретился с Шаганэ Нерсесовной Тальян, которая тогда преподавала литературу. Именно общение с этой женщиной и стало своеобразным толчком для создания стихотворения.
“Шаганэ ты моя, Шаганэ!..” представляет собой лирическое стихотворение, где
автор и лирический герой едины, что характерно для творчества Сергея Есенина. Поэт делится с нами своими мыслями и чувствами, а адресует монолог загадочной персиянке Шаганэ. Именно ей, женщине из далекой и прекрасной страны, он может рассказать о своей родине, подарить ей образы рязанской земли, целого поля ржи, даже поделиться с ней мыслями о девушке, которая осталась на севере.
Композиция, сюжет и тема стихотворения
Сюжет стихотворения разворачивается в области образов и психологического восприятия. Для произведения основными приемами становятся рефрены, повторы. Кольцевая композиция придает стихотворению законченность, делает его особенно гармоничным.
В первой строфе герой говорит о волнистой ржи при луне. Он готов “рассказать поле” своей Шаганэ. В следующей строфе поэт уже сравнивает луну своей родной земли с луной Персии. Оказывается, “его” луна огромней в несколько раз.
И даже самый прекрасный город Ирана Шираз не лучше рязанских раздолий, что сейчас особенно остро ощущает лирический герой.
В третье строфе поэт еще резче обозначает свое единство с родной рязанской землей: “Эти волосы взял я у ржи” . В следующей строфе герой предлагает “догадаться” о рязанском поле по его волосам. Он просит отвлечь его от мыслей о Родине. В последней строфе Есенин уже говорит о девушке, которая осталась на севере.
Куда был сослан Лермонтов за стихотворения «Смерть поэта»?
... ,только мука, Однажды Лебедь ,Рак да Щука… 9. в одном из стихотворений древнегреческий поэт Алкей противопоставил певца и цикаду . Как отозвалось это противопоставление в поэзии Ломоносова ... По улицам Слона водили , Известно, что слоны в диковинку у нас,-- Так за слоном толпы зевак ходили ; Какой-то Повар-грамотей С поварни побежал своей, ...
Возможно, она думает о нем. Первая и последняя строфы создают кольцевую Композицию не только построением, рефренами, но и по смыслу. Сначала герой видит своей любимой прекрасную персидскую девушку, а в конце вновь прямо обращается к теме любви, но романтический ореол уже обретает девушка, оставшаяся на его Родине.
Рифма в стихотворении кольцевая: рифмуются первая, четвертая и пятая строки, вторая и третья. Написано стихотворение трехстопным размером, Анапестом.
Художественные средства
Основным художественным средством в стихотворении становится Рефрен. “Шаганэ ты моя, Шаганэ!..” очень своеобразное произведение. Здесь все закольцовано, создана удивительно гармоничная художественная ткань, в которую мастерски вплетено каждое слово. Композиция кольцевая, рифма тоже кольцевая. А рефрены создают кольцо в каждой строфе, при этом рефрен в первой и пятой строфе один и тот же.
В каждой строфе повторяется первая и пятая строка, из-за чего произведение обретает тонкое лирическое звучание, напоминает романтическую песню.
Рефрены расположены не в случайном порядке. Все стихотворение – совершенно уникальное “плетение” Сергея Есенина. В первой строфе можно прочесть рефрены для всех пяти строф, при этом они расположены в правильном порядке.
Вторая строчка первой строфы стала рефреном для второй строфы, третья строчка является рефреном в третьей строфе.
Используются в произведении и другие средства выразительности. Лирический герой говорит о гигантской луне, которая освещает его родную землю. Он рисует Образ волнистой ржи и огромного поля, залитого сиянием луны.
Ярким символом в стихотворении становятся волосы лирического героя, “взятые” им у ржи. Это удивительно обозначает единство человека и его Родины.
Стихотворение “Шаганэ ты моя, Шаганэ!..” написано легким слогом, наполнено запоминающимися образами.
1
«Идейно- художественное своеобразие «Стихотворений ...
... стихотворений в прозе. Впоследствии В.Борюсов, в общем резко отвергая стихотворения в прозе как жанр .) [5, с. 130] , о тургеневском цикле отозвался положительно. «Стихотворения в прозе» Тургенева- безусловно проза, ... пятидесяти строф- песен. Н.Пруцков определил несколько иначе. Он считал «Стихотворения в прозе» глубоко своеобразным литературным жанром. По его мнению стихотворения написаны ...
votes, average:
5.00
out of 5)