Произведение «Мёртвые души» имеет в своей структуре некоторое количество внесюжетных элементов.
При этом в поэме есть не только лирические отступления, но и вставные новеллы.
Все они размещены в финале произведения и служат цели раскрытия замысла писателя. Одной из таких новелл и является «Повесть о капитане Копейкине».
Повесть о капитане Копейкине и её значение
Особое место в «Мёртвых душах» занимает рассказ о капитане Копейкине. Он не связан с сюжетом с главной линией поэмы, но очень важен и призван продемонстрировать «омертвление душ».
Представляя читателям эту историю, автор хочет обратить наше внимание на извечное ожидание решения.
Капитану приходится долго стоять в очереди, дожидаясь аудиенции; ему вроде бы обещают помощь, но на деле никакой помощи он не получает.
Никому в мирное время нет дела до обычного народа, защищавшего страну на войне.
А все те, кто занимает мало-мальски значимые должности, абсолютно не ценят жизни людей. Заботят их лишь материальные блага и те, у кого они имеются в достатке.
Судьба капитана Копейкина
Копейкин принимал участие в войне 1812 г., лишился там руки и ноги. Он надеялся выправить себе материальную помощь, но это оказалось практически невозможным делом.
Пройдя множество мучений, мужчина вроде бы добился конечного результата, но денег так и не получил… Вельможа просто прогнал его.
Дальнейшая судьба капитана осталась неизвестной, но ходили слухи, что он встал во главе разбойничьей банды.
Приём контраста в повести
Писатель, описывая трагическую судьбу капитана, использует приём контраста.
Нищета мужчины противопоставляется роскошеству высших чинов. И выражено это в ярких гротескных чертах.
Столь же контрастны и герои. Капитан Копейкин – честный и справедливый человек, он отважно защищал родину. А вот люди высокого положения – безжалостные и безучастные; значение для них имеют лишь деньги и социальный статус.
Образ и характеристика капитана копейкина в поэме мертвые души гоголя
... о капитане Копейкине, – тот поймет, что без него остается сильная прореха». Образ инвалида войны ... образов. Но центробежная направленность образа рождает его центростремительное тяготение. Интересна формула, через которую Ю.М. Лотман определил сущность Чичикова: «герой копейки». («Герой копейки» – оригинальная тема для сочинения ... или чичиковское ловкачество тут ни при чем, хотя, к слову, во ...
Даже предметы в повести подчёркивают противоположность двух миров: комнатка капитана – маленькая и бедная – сравнивается с богатым домом вельможи, а скромная трапеза мужчины резко контрастирует с деликатесами, подаваемыми в ресторанах.
Чичиков и Копейкин
Немаловажно, что имена Копейкина и Чичикова в «Мёртвых душах» сходятся. В частности, почтмейстер полагает, что Чичиков и является тем самым капитаном.
Автор показывает нам, что Чичиков – несомненное зло, представляющее опасность для страны. Но как обычные люди становятся чичиковыми, превращаются в жестокосердных корыстолюбцев, заботящихся лишь о себе?
А что, если Николай Васильевич хочет объяснить нам, что Чичиков стал таким, каким мы его узнали, не от хорошей жизни?
И подобно Копейкину, остающемуся наедине с невзгодами, и Чичиков оказался брошенным на произвол судьбы отцом, воспитавшим его с неверными жизненными ориентирами.
В новелле о капитане Копейкине, помимо всего прочего, присутствует и предупреждение автора отечественной власти. Он даёт понять, что если не случится решительных реформ сверху, они последуют снизу.
Выбор Копейкиным разбойничьей жизни призван показать, что и народ может так же взять собственную судьбу в свои руки и отважиться на бунт.
Данная повесть является одним из наиболее важных элементов «Мёртвых душ». Она содержит и решение многих вопросов, и характеристику многих образов, и раскрытие сущности многих явлений и мыслей автора.