Разделы:
Цель: отработать практику написания сочинения – анализа эпизода художественного произведения; обозначить последовательность написания работы, композицию высказывания на заданную тему.
Слово учителя: В 9 классе мы начинаем глубже знакомиться с теорией и отрабатывать практику написания сочинений разных жанров. Среди них – анализ эпизода художественного произведения.
- Вспомним, что такое эпизод в художественном тексте? Каково лексическое значение слова?
(Эпизод – это часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью.)
Но, несмотря на свою самостоятельность и законченность, эпизод – это часть произведения, в которой просматриваются основные черты идейно– художественного своеобразия всего произведения, это составная часть художественного целого, органически связанная с ним.
- Можно ли в сочинении на подобную тему слово “ эпизод” заменить словом “сцена”? Будут ли эти слова синонимами в контексте изучаемого типа сочинения?
(Да. Ожегов. Сцена – это часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе.)
- Вам дано было задание дома подумать над вопросом и сделать записи, что значит проанализировать эпизод?
(Проанализировать эпизод – это значит:
- Определить взаимоотношения персонажей до этого эпизода (это необходимо сделать, так как действие в произведении разворачивается непрерывно, и отношения действующих лиц в каждый момент уже не таковы, какими они были до того, как этот момент наступил);
- Уяснить, что дает эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния;
- Показать, с помощью каких приемов в данном эпизоде раскрывается характер;
- Сделать вывод о выявленных по ходу анализа сцены чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей;
- Определить, какова роль данного эпизода в развитии действия и конфликта произведения в целом;
- Понять значение этой сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения.
- Из всего сказанного можно выстроить логику сочинения такого типа, т.е. общий план сочинения – анализа эпизода. В сочинении – анализе эпизода нужно показать умение объяснять микротекст художественного произведения, видеть за отдельными сценами картины жизни, взаимоотношения людей, драматизм ситуаций и характеров;
- определить, зачем введена та или иная сцена автором.
Чтобы определить тему, идею, значение эпизода в целом, нужно научиться в малой части видеть главное, большое, значимое.
Сочинения по эпизоду художественного произведения (для школьников ...
... на эту тему (И. О. Родин «Сочинения для школьников и абитуриентов. Анализ лирического произведения», М. «АСТ» 2005). Самым первым пунктом работы над любым сочинением (в том числе и по эпизоду) должно быть следующее: четко ... Чехова «Вишневый сад»). Главная идея: Таким образом, сцена приезда Раневской и Гаева в имение играет важную роль в идейно-художественном осмыслении пьесы, так как в ней особенно ...
- Рассмотрим роль эпизода “Встреча Чичикова с Собакевичем” в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”.
Размышляя над страницами поэмы, оттолкнемся от общепринятой формулы “галерея помещичьих типов”. Вспомним слова самого Гоголя: “Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого” и его оценку 1 тома “Мертвых душ”: “Первая часть “поселила” во всех отвращение от моих героев и их ничтожности”.
В главах со 2 по 6 писатель изображает крупным планом представителей российского поместного дворянства. Принято считать, что они расположены по принципу нарастания отрицательных черт. Путь от Манилова к Плюшкину – это лестница вниз.
- Какое положение в этой галерее занимает Собакевич, о котором пойдет речь?
(Некое промежуточное: он не первый и не последний. Встреча с Чичиковым изображена в 5 главе.)
- Что нам уже известно о Чичикове?
(“Приобретатель” мертвых душ уже совершил сделки с прекраснодушным Маниловым и дубинноголовой Коробочкой, едва не побитый, не солоно хлебавши убрался от Ноздрева, и вот он в усадьбе Собакевича, куда прибыл по приглашению хозяина.)
- Каков основной гоголевский принцип построения “ помещичьих” глав? Почему?
(Пейзаж, общий вид усадьбы, портрет героя, интерьер, сцены торга и угощения, отзывы о знакомых.) (Такое построение помогает понять характеры героев.)
– Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны, прежде всего, обилием предметно – бытовых деталей. Деталь – это элемент художественного стиля Гоголя. Что же такое деталь?
Запись в тетрадь.
- Гоголь – мастер детали как средства индивидуализации и типизации.
Записываем в тетрадь:
Деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде).
Деталь как средство индивидуализации (Собакевич: портрет, речь, дом, еда).
Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи.
- Слышится ли авторская характеристика Собакевича?
(Авторских характеристик две: мы слышим их во внутреннем монологе Чичикова: “совершенный медведь” и “человек – кулак”.)
- К прямому развернутому сравнению человека с животным Гоголь прибегает впервые, хотя косвенно при создании портретов персонажей параллели с животными уже проводились . Давайте вспомним.
(Манилов – “петух с обдерганными, как старые рогожки крыльями”, Коробочка – свинья с поросятами, Ноздрев – отец собачьего семейства.)
«Своеобразие поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
... В поэме "Мертвые души" Гоголь характеризует каждого помещика через среду, которая его окружает. Писатель показывает идентичность человека и предметно-бытовой среды, в которой он обитает и продолжением которой этот герой является. Образ ... в виду его форму и полное отсутствие какой-либо логики в построении. Да и сам Собакевич ... чиновников Гоголь использует оригинальное средство – всего лишь одну деталь, ...
- Как подчеркнуто медвежье в Собакевиче?
(Максимально: фрак “ медвежьего цвета”, походка “ ступал вкривь и вкось”, странное сближение с именем Михайло Семенович.)
- Как трактует автор “ медвежье” начало?
(Неуклюжесть, физическая сила, грубость нравов.)
- Как показана “ неуклюжесть” Собакевича?
(Сказывается во всем, начиная с внешнего вида дома и его интерьера: асимметрический фронтон, “ хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, а только три”, “пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, “совершенный медведь”.)
Физическая сила. Ощущается в самой фигуре: “ шеей не ворочал вовсе, спина широкая, как у вятских приземистых лошадей”, так и благодаря окружающим предметам, каждый из которых, казалось, говорил: “ И я тоже Собакевич!” и фигурах на картинах: “ Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу”.
Грубость. Сказывается в его речи: “ дурак”, “ разбойник”, “ мошенник”, “ свинья” – так характеризует он представителей губернской власти.
- Как еще речь характеризует Собакевича?
(Собакевич – противник просвещения. Просвещение – фук. Он в некотором роде русский патриот: “мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот”; широкая русская натура: “у меня, когда свинина – всю свинью давай на стол”.)
- Есть в русском языке выражение “медвежий угол”. Что оно означает?
(Медвежий угол – захолустье.)
– Присутствует ли этот смысловой оттенок в параллели Собакевич – медведь? (“Родился ли ты так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь”.)
- Медведь, человек – кулак. Сближаются эти понятия Гоголем?
(Сделался то, что называют человек – кулак.)
- Что символизирует кулак?
(Кулак символизирует крепость, хозяйственность, прочность. Автор отмечает это во всем: крепкая и непомерно толстая решетка вокруг двора, “полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние”,– все было упористо, без пошатки. Это и “каленый”, “горячий цвет лица героя; топор, сверло, как инструменты, которые “натура”, не мудрствуя употребила для отделки его лица.)
- Только ли положительная сторона у этой хозяйственности?
(Есть и другая сторона: накопительский, собственнический инстинкт, помноженный на невежественность, что дает эффект страшный. “Кулак” становится символом грубой, невежественной силы. “А разогни кулаку один или два пальца, выйдет еще хуже. Даст он знать потом!)
- Собакевич по обличью богатырь. Почему же не с богатырем русским, спасающим народ и родину, а с бессмертным кощеем из народных сказок сравнивает Гоголь своего героя?
(Душа его закрыта “толстой скорлупой”, богатства свои он охраняет и приумножает, телесное, материальное заслоняет в нем человеческое, духовное.)
- На фоне других помещиков Собакевич, возможно, наиболее страшное и опасное явление русской жизни. Мы это ощущаем, читая главу о встрече Чичикова с ним.
(Чтение сцены торга по ролям.)
Собакевич и Чичиков
... мизантропе и черством кулаке вдруг откуда ни возьмись обнаруживается и «сила речи», и живость воображения, и «дар слова». Выходит, что Собакевич — «родня» Чичикову не только по скупости и деловой хватке, но и ... не производило решительно никакого потрясения на поверхности». Неуемное насыщение является смыслом существования Собакевича: «У меня когда свинина, всю свинью давай на стол, баранина — всего ...
- Как ведут себя в этой сцене герои?
(Собакевич без обиняков предлагает Чичикову купить интересующий его товар, назначая немыслимую цену. Чичиков говорит витиевато, осторожно называет “главный предмет” “несуществующими душами”. Собакевич – “штука”, “ревизская душа”; Чичиков – “предмет”, “неосязаемый чувствами звук”. В процессе торга, увлекшись, Собакевич, нахваливая товар, начинает говорить о крестьянах как о живых: “У меня, что ядреный орех, все на отбор, вот ведь какой народ!” Чичиков отвечает: “ведь это мечта”.)
– С этим связан отвлеченный план этого эпизода. С “мечтой” о таких русских мужиках как каретник Михеев, кирпичник Милушкин, сапожник Максим Телятников – мастерах своего дела, “таком хорошем народе, который нечета нынешним людям, что числятся теперь живущими”.
– В диалоге героев проскальзывает мечта Н.В.Гоголя о такой России. Эта мысль присутствует и в других эпизодах и лирических отступлениях. Однако в этом эпизоде она звучит наиболее ярко. То есть, в сцене торга присутствуют, что традиционно для Гоголя, два плана: буквальный, связанный с чичиковской аферой, и отвлеченный, соотнесенный с темой России, русского народа, центральной в поэме.
- Какую же композиционную роль играет данный эпизод?
(От Собакевича Чичиков узнает о Плюшкине, у которого люди “как мухи мрут” и который завершает галерею помещичьих типов, явившись прорехой на человечестве.)
- Таким образом, анализ эпизода позволяет устанавливать многочисленные смысловые связи произведения и более глубоко проникать в идею произведения.
Я думаю, что сегодня на уроке вы поняли, какова логика сочинения – анализа эпизода, обозначили последовательность написания работы, композицию высказывания на заданную тему.
Дома посмотрите записи, осмыслите и проанализируйте письменно эпизод “Чичиков у Собакевича”.
Имеется презентация ().