ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ “БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ” ДАНТЕ

Поэма “Божественная комедия” – гениаль­ное произведение, вершина творчества известно­го поэта Данте Алигьери. Вобрав в себя многие характерные черты как литературы средневеко­вья, так и литературы Возрождения, это произ­ведение стало по-настоящему уникальным и в отношении жанра, и в отношении сюжета, и в отношении композиции, и по своему поэтическо­му своеобразию. Сам поэт назвал его просто – “Комедия”, имея в виду произведение с печаль­ным началом и счастливым концом.

Эпитет “бо­жественная” был добавлен критиками

намного позже – как выражение исключительного поэти­ческого совершенства. Данте хотел написать ко­медию, в которой бы гармонично соединилось возвышенное с обыденным. Он надеялся создать священную поэму, повествующую об откровени­ях неземного бытия, содержащую одновременно и нравственные, этические вопросы, и религиоз­ные мотивы, и научные воззрения.

Она должна была стать глубоко поучительной и в то же вре­мя остаться очень личной, отражающей тончай­шие душевные порывы автора. Данте Алигьери достиг всех своих целей, а его “Комедия” произ­вела настоящую революцию в литературе и куль­туре

того времени.

Самым большим открытием Данте стало то, что он первым из западноевропейских авторов сделал предметом поэзии изображение человече­ских страстей, тем более что для этого он исполь­зовал образы и сюжеты из загробного мира. Взяв за основу при создании своего произведения мно­гочисленные средневековые и античные источни­ки, автор строит повествование в виде довольно популярных в средние века “видений”, или “хождений по мукам”, которые в поэтической форме повествуют о скитаниях человека по за­гробному миру и о постижении им тайн этого мира. Однако, в отличие от средневековых источ­ников, показывающих греховность земной жиз­ни и обещающих счастье после смерти, автор “Бо­жественной комедии” призывает людей осознать свои пороки и постараться избавиться от них в земной жизни.

Показывая страдания, которые выпадают на долю грешников в аду, поэт стремит­ся заставить человечество переосмыслить свои поступки, свой образ мыслей, свою жизнь, что­бы избежать впоследствии подобных мучений.

4 стр., 1984 слов

По «Божественной Комедии» Данте

... Данте приходит к пониманию того, что миром движет любовь. Именно она определяет гармонию мироздания. Сам Данте считал "Божественную комедию" творением, освещенным высшим светом. Главной целью человечества, по мысли автора, ... ад. Данте неоднократно подчеркивает, что чем глубже грех проникает в человеческую душу, тем ... обездоленных к счастью. Сделать это Данте решил на собственном примере. Он проводит ...

“Божественная комедия” Данте Алигьери во многом напоминает “Энеиду” Вергилия, где ав­тор описывает путь своего героя Энея в Тартар с целью увидеть покойного отца. Однако эмоцио­нальная окраска, идейная направленность, худо­жественное Своеобразие отличают произведение Данте не только от творения Вергилия, но и от всего созданного до или после “Божественной комедии”.

Своеобразие художественного стиля поэта на­шло отражение в композиции поэмы, состоящей из трех частей, каждая из которых посвящена изображению определенного места в загробном царстве: ада, чистилища и рая. При этом каждая из частей имеет свой фон, свою окраску. Так, на­пример, если “Ад” нарисован преимущественно в мрачных, зловещих красках, наполнен мисти­ческим сочетанием красного и черного, то уже в “Чистилище” этот пугающий тон сменяется блед­ным и туманным. Следует отметить, что цвето­вая дифференциация соблюдается и в изображе­нии девяти кругов ада, первый из которых еще не такой пугающий и зловещий, а по мере углуб­ления в мир пороков, зла, насилия краски при­обретают более темные тона, отражая все боль­шую степень греховности и преступности мира, лишая надежды на спасение.

Голубые, зеленые и золотистые цвета “Чистилища”, яркие образы живой природы, которых не было при описании ада, наоборот, наполняют душу человека уверен­ностью, спокойствием, вселяют надежду. Всту­пая в “Рай”, мы погружаемся в волшебную ауру гармонии и красоты. Здесь царят блеск и прозрач­ность, все наполнено волшебным светом, музы­кой и счастьем. Цветовое разнообразие поэмы помогает автору передать смену своего настрое­ния, утвердить оптимистическое начало, побу­дить стремление к лучшему.

При этом Данте де­лает упор не на прелести загробной жизни, а на то, что достичь этих прелестей может только че­ловек, ведущий правильный образ жизни, чело­век с чистыми помыслами, с благородным серд­цем и возвышенной душой. Поэт стремится убе­дить людей в том, что и на земле возможна “рай­ская” жизнь, и призывает улучшать земное су­ществование добрыми делами.

Существенным моментом в построении “Бо­жественной комедии” является то, что каждая из трех частей в свою очередь подразделяется на тридцать три песни. В этом чувствуется влияние христианских мотивов: число “три” считается

священным, так как олицетворяет собой идею Святой Троицы. Символичным является и то, что каждая из трех частей оканчивается одним и тем же словом “звезды” (звезда в христианстве – символ Иисуса Христа).

Встречается в поэме и упоминание самого имени Христа, но только в частях “Чистилище” и “Рай”.

При этом обраща­ет на себя внимание тот факт, что рифмуется оно только с самим собой. Однако религиозная сим­волика вовсе не является главенствующей в по­эме.

В “Божественной комедии” очень часто встре­чаются обращения к средневековым традициям, взглядам, мировоззрению. Все это является яр­ким свидетельством того, что произведение было написано на рубеже эпох, когда взгляды самого автора еще не смогли окончательно сформиро­ваться и испытывали на себе влияние как про­шлого, так и нового времени. Время вносило про­тиворечия в характер поэта, в его устремления, в его гражданскую позицию и эти противоречия не могли не отразиться на страницах поэмы.

2 стр., 560 слов

Технологическая карта в 6 классе «Рр Классное по произведениям ...

... Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно; соответствует ... ли заголовок сочинения его содержанию? 2.Обратите внимание на язык сочинения. Насколько удачно выражены ваши ...

Мастерство и своеобразие Данте Алигьери проявляются также в созданных им образах, глу­боко индивидуальных, ярких, несущих в себе четкую нравственную идею. Все его персонажи конкретны, наделены определенными чертами, отличающими их от остальных героев, что дела­ет их еще более реальными, живыми, убедитель­ными. Серьезно и глубоко подойдя к изучению проблем естествознания, различных форм физи­ческого мира, поэт соединил свои научные позна­ния с самыми немыслимыми полетами фантазии. “Божественную комедию” он построил по мето­ду романа приключений, действие которого раз­вивается в неведомых странах. При этом путь ге­роя изображен во всех подробностях и мельчай­ших деталях.

Изменения почвы, спуски, лестни­цы, скалы, тропинки и проходы обрисованы ав­тором так, что у читателя не остается сомнения в реальности всего изображаемого. Вместе с тем Данте часто использует аллегории. Каждый мо­мент, каждый сюжет в его поэме истолковывает­ся не только буквально, но и иносказательно, причем в нескольких планах: моральном, рели­гиозном, биографическом и т. д.

Отличительной чертой Данте является и его насыщенный, эмоциональный язык. В поэме чаще всего используется мужественный, силь­ный, волевой, энергичный слог. Автор не останав­ливается перед грубыми выражениями, так как опасается, что его стих недостаточно “хриплый и скрипучий, как требует зловещее жерло, куда спадают все другие кручи “. Язык “Божественной комедии” глубоко народный, привычный обыч­ному человеку.

Автор специально использовал этот прием, чтобы его произведение было понят­но самому широкому кругу читателей.

Наверное, трудно назвать произведение, такое же великое, масштабное по созданным образам, по замыслу, по идейному содержанию, как “Бо­жественная комедия” Данте Алигьери. По про­шествии многих веков эта поэма не перестает удивлять и восхищать умы читателей разных стран, представителей разных возрастов и сосло­вий. С ней можно соглашаться, можно спорить, можно даже в чем-то осуждать ее, но никогда не найдется человек, который мог бы остаться к ней равнодушным.

Тематика включенных в сборник произведе­ний разнообразна: здесь и сонеты о любви, и вос­хваление дружбы, и муки ревности, и размыш­ления о собственной судьбе, и философские раз­думья о смысле жизни. Но через весь сборник проходит образ возлюбленной поэта – темново­лосой красавицы, жестокой и вероломной, за­ставляющей автора то радоваться, то грустить, ощущать то пьянящее счастье, то немыслимое разочарование. Девушка и чувство поэта к ней переданы глубоко реалистически. Перед нами не какой-то фантастический образ, наделенный вол­шебными, неземными чертами, а простой, обык­новенный человек, живая и реальная женщина:

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь…