Преподаватель – профессия особенная. Преподаватель всегда на виду. С самого порога высшего учебного заведения начинается тонкое взаимодействие преподавателя со студентами, результат которого зависит от отношения преподавателя к миру, окружающим людям, к себе. Воспитать «крылатого» студента может только «крылатый» преподаватель ,воспитать счастливого может только счастливый, а современного – современный. Как бы ни был профессионально подготовлен преподаватель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж.
Позитивный имидж преподавателя сегодня важен не только для его студентов — как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого преподавателя – для моральной, психологической удовлетворенности своей значимостью в этом мире.
Одним из средств повышения эффективности образования многие ученые рассматривают рост личности преподавателя. Актуальность и значимость проблемы формирования имиджа преподавателя в современных условиях развития высшего образования и общества недооценить трудно. Проблема имиджа преподавателя является актуальной в условиях развития субъектных отношений, когда личность, ее качества становятся основой взаимоотношений, особенно, на современном этапе, когда происходит снижение статуса преподавателя.
Актуальность работы заключается в необходимости осознания преподавателем важности факта положительных перемен в собственном образе, что позволило бы им получить удовлетворение от педагогической деятельности.
Объектом исследования следует обозначить профессиональную деятельность преподавателя, тогда как предметом будет являться особенности формирования профессионального имиджа преподавателя.
Цель работы заключается в обосновании необходимости целенаправленного формирования имиджа преподавателя глазами студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:
- Изучить в научной и публицистической литературе понятие «имидж преподавателя «;
- Определить этапы формирования имиджа преподавателя и выявить факторы, влияющие на формирование педагогического образа;
- Определить основные черты собирательного образа преподавателя с позитивным имиджем глазами студентов ;
- Выявить основные характеристики образа современного преподавателя.
1. Теоретические основы профессионального имиджа преподавателя
1.1. Понятие и структура имиджа современного преподавателя
Понятие «имидж» от (лат. imago — образ, от англ. image — образ) получило широкое использование и приложение в самых разных областях знания: социологии, психологии, политологии, антропологии, культурологи .
Формирование навыка публичного выступления как составляющей коммуникативной ...
... к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка» определяют следующее: Риторика- 1. Ораторское искусство, теория красноречия// учебный предмет, изучающий ... педагога. Объект исследования: процесс формирование навыка публичного выступления у студентов педагогического колледжа как составляющей коммуникативной культуры педагога. Предмет исследования: приемы формирования ...
В отличие от самого понятия «имидж», которое сформировалось недавно, имидж, как явление общественной жизни, существовало, вероятно, на всех этапах развития человеческого общества. Косвенным подтверждением того, что забота о подобающем имидже была присуща человеку в разные эпохи, могут служить сохранившиеся прозвища исторических лиц: Ричард Львиное Сердце, Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Филипп IV Красивый.
Каждая эпоха создает некий набор типических имиджей, в которых кристаллизует свою сущность. Немецкий исследователь XIX века Э. Фукс подчеркивал, что общество отражает себя «не только в идеологиях, философии, науке, системах права, … но и в правилах поведения и в своих представлениях о телесной красоте…».
Большой интерес для современной имиджелогии представляет теория основоположника гуманистической психологии Абрахама Маслоу, который создал иерархию базовых человеческих потребностей. К ним он отнес физиологическую потребность, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, а также потребность человека в признании и самоактуализации. Он считал неоспоримым тот факт, что каждый человек нуждается в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому необходимо одобрение окружающих и возможность уважать самого себя. Очень важными являются также желания и стремления человека, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, уверенности и свободы.
Л. Маслоу выделяет потребность человека в репутации или в престиже, которые понимаются как уважение окружающих, завоевание статуса, внимания, признания заслуг, славы. Заметим, что достижение всех этих социально значимых категории невозможно без создания адекватного, положительного оцениваемого имиджа, соответствующего ожиданиям и представлениям окружающих.
Проблемам социальной идентификации уделил внимание и 3. Фрейд. Он связывал это явление с противопоставлением любви к собственной группе и агрессии по отношению к другим. Деление людей на «своих» и «не своих», стремление быть узнаваемым для своих и принятым в их круг.
Анализ научной психолого-педагогической литературы показал недостаточную разработанность педагогической имиджелогии, как новой отрасли знания. Несмотря на то, что основоположник отечественной имиджелогии В.М. Шепель подчеркивает необходимость изучения и формирования имиджа педагога, тем не менее, основательных работ, посвященных специфике имиджа педагога и особенно преподавателя высшей школы, его функциям, структуре и особенностей формирования в настоящее время нет.
Но в целом, стоит отметить важно следующих тезисов:
1) Имидж преподавателя высшей школы является гармоничной
Кто такой имиджмейкер? — Имиджмейкер не делает людей красивыми. ...
... это было видно окружающим. Имидж - это искусство быть собой, искусство производить впечатление. За ... к сфере «человек - человек», в их числе такая профессия как имиджмейкер. Совсем недавно ... имиджа в глазах общественности с учетом российского менталитета, а также выяснить место и роль имиджмейкера в современной системе массовых коммуникаций. Анализ собственных интересов, склонностей и потребностей, ...
2) Структура имиджа является основой для построения
3) Формирование имиджа
4) Эффективному формированию
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным преподавателем. Преподаватель всем своим внешним обликом должен располагать к себе студентов и взрослых. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают преподавателю улучшить свой профессиональный имидж .
По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Однако стоит не забывать, что одежда несет еще большую психологическую нагрузку. Во-первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый преподаватель воспитывает эти же качества в студентах. Во-вторых, одежда преподавателя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.
Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Преподаватель может донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.
Невербальное поведение — это проявление культуры (как личной, так и национальной).
Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Профессиональная деятельность, по мнению Л. раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Организационная культура и имидж организации (2)
... дадим более общее определение организационной культуре. Организационная культура – это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, ...
Внутреннее соответствие образа профессии — ведущая из составляющих педагогического имиджа. Здесь подразумевается внутреннее принятие педагогом ценностей, выработка личностных качеств, соответствующих профессии преподавателя . Этому будут способствовать:
- достаточная самооценка, уверенность в себе;
- социальная и личная ответственность;
- желание меняться и постоянно самосовершенствоваться.
Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление об его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Профессионально значимыми считаются три группы качеств личности педагога:
1) качества, которые позволяют понимать
2) качества, которые обеспечивают владение собой;
3) качества, способствующие активному воздействию на студентов.
При этом не стоит забывать и о влиянии на имидж педагога среды, которую он создает для взаимодействия с студентами – кабинет преподавателя предметника. Это пространство несет собой мощное психологическое воздействие на студентов. Оно может полностью выдать все положительные и отрицательные стороны личности преподавателя. Показать его ответственность, современность или же хаотичность.
Таким образом, преподаватель, создавая свой образ, совершенствуется. Важно при этом, чтобы имидж не расходился с внутренними установками преподавателя, соответствовал его характеру и взглядам. Целенаправленное формирование профессионального имиджа должно быть поэтапным и продуманным. При этом важно определить, какие факторы влияют на формирование личного имиджа.
1.2 Факторы становления имиджа преподавателя
Фактор– это причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.
Как и любая деятельность, деятельность по созданию имиджа начинается с мотива, движущей силой формирования имиджа, и определяется им. В основе деятельности может лежать как прагматическая мотивация, связанная с желанием использовать имидж для более эффективного социального влияния и достижения при его помощи тех или иных внешних целей, так и психологическая мотивация, связанная с потребностью человека в улучшении Я- концепции, ее приближении к идеальному «Я», повышение своей самооценки, результатом чего становится достижение психологического комфорта.
Изучение практики педагогической деятельности позволило выделить ряд противоречий, главное из которых заключается в том, что в современном, потерявшем многие прежние ориентиры обществе профессия преподавателя высшей школы утратила былые высоты и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения, вместе с тем к деятельности и личности вузовского педагога, по-прежнему, предъявляются самые высокие требования.