Место города в современной экономике

Экономическая жизнь реализуется в пространстве и распределена в этом пространстве весьма неоднородно. В основном она сконцентрирована в городах и прилегающих к ним пригородах. Динамика мирового процесса урбанизации демонстрирует все более возрастающую роль городов в построении среды жизнедеятельности человека на планете. Темпы этого прироста весьма высоки, при этом Россия не уступает в темпах урбанизации другим мировым регионам. Эта тенденция требует возрастающего внимания различных отраслей науки и прежде всего экономики к проблемам исторического развития городов и их функционирования на современном этапе.

Данная тема актуальна, поскольку знания об историческом развитии городов, о существующем положении дел и перспективах развития тех или иных участков и всего города в целом необходимы для успешной деятельности крупного и малого бизнеса, для благополучия рядового потребителя. Это в свою очередь приведет к росту экономики города.

Цель работы — изучить историческое развитие городов и их роль в современных условиях.

Задачи исследования следующие:

1) изучить этапы становления и развития городов;

2) рассмотреть развитие городов в России;

3) раскрыть место города в современной экономике;

4) проанализировать социально-экономическое положение города Оренбурга;

5) рассмотреть перспективные направления развития Оренбурга.

Предметом исследования является социально-экономическое положение города и его изменение во времени.

Объект исследования — город Оренбург.

Методы, используемые при разработке проблемы — анализ, синтез и сравнение.

Необходимо отметить, что российская экономическая литература крайне бедна работами в области развития и функционирования городов. В фонде экономической учебной литературы Советского Союза присутствовала ярко выраженная ориентация на концепции марксистской политэкономии, и совершенно игнорировались достижения современной экономической мысли. Что же касается такого направления, как экономика города, то ему вообще уделялось недостаточно внимания, поэтому только в последние годы оно начинает формироваться как самостоятельное научное направление и как самостоятельная учебная дисциплина.

В то же время некоторые аспекты, связанные с экономикой города, рассматриваются в отечественной экономической географии, где в 70 — 80-е годы сформировалось направление геоурбанистики, где значимой работой является книга Перцика Е.Н. «География городов (геоурбанистика)» (1991).

3 стр., 1138 слов

Комплексный экономический исследование хозяйственной деятельности

... опыт - разработка стратегии развития банка и банковских продуктов. Введение ФСА в бизнесе потребовало применение прикладных исследований, особенно на этапе проведения творческого этапа при решении задач, выявленных ... изготовления изделия, в рамках существующего конструктивного решения на основе поэлементного экономического анализа. В ходе анализа каждый элемент конструкции рассматривался, как ...

Здесь он рассматривает вопросы функционирования городов России, их типологизации, а также приводит пример комплексных типологий городов, нацеленных на обоснование стратегии их развития. Характеристика исторических периодов развития городов дается в работах профессора Б.Б. Веселовского. Также некоторые важные вопросы функционирования и развития городов рассматриваются в отраслевой науке в рамках градостроительных исследований — Гутнов А.Э. «Эволюция градостроительства» (1984) и Гольц Г.А. «Транспорт и расселение» (1981).

1. Историческое развитие городов и их роль в современных условиях

1.1 Этапы становления и развития городов

Исторические исследования свидетельствуют, что города возникли много тысяч лет назад и стали основой древней цивилизации. Одновременно с возникновением и развитием городов стали создаваться системы городского хозяйства. Исходя из основных периодов развития человечества, можно выделить следующие этапы становления и развития городов: азиатский, античный, средневековый, капиталистический и современный города [12, стр.39].

Рассмотрим азиатский город. Первые города появились в плодородных речных долинах на Ближнем Востоке примерно 3000 лет до н.э. В Месопотамской долине возникли такие города-государства, как Эриду, Ур, Лагаш и Киш. Крупнейшим из этих городов был Ур, его площадь составляла порядка 150 акров, а население — около 25 тысяч человек. В 2000г. до н.э. в Вавилоне проживало примерно 50 тысяч человек. Крупнейшими городами в долине реки Нил были Мемфис, Гелиополис и Фивы [6, стр.82].

Азиатский город являлся резиденцией высших должностных лиц или правителя страны, он находился под непосредственным наблюдением его личной охраны. Город был крепостью правителя и поэтому управлялся его должностными лицами и офицерами, обладавшими также судебной властью [1].

Имеется много неясного относительно социальных и экономических характеристик ранних обществ, в связи с чем историкам приходится лишь строить предположения о причинах возникновения городов. Большинство из них сходятся на том, что первые города служили оборонительным и религиозным целям. Теория возникновения оборонительного города заключается в том, что первые города появились благодаря эффекту масштаба в хранении излишков сельскохозяйственной продукции, то есть крестьянам целесообразнее держать свои излишки в централизованном хранилище. Иными словами, город выступает как орудие защиты населения и продовольствия. Подтверждением этой теории служат находки археологов — остатки укрепленных хранилищ, мощных стен вокруг города [6, стр.83]. Например, стены, окружающие Вавилон, имели толщину в несколько метров, а вдоль стен тянулся глубокий ров с водой. Славились своими мощными стенами финикийские города — Тир и Сидон [12, стр.40].

Теория возникновения религиозного города состоит в том, что ранние города появились вследствие эффекта масштаба в осуществлении религиозных обрядов, то есть поклоняться и молиться было более эффективно среди большого числа людей. На смену небольшим местам поклонения в домах пришли большие храмы. В храмах трудились вожди, жрецы, таким образом, стали формироваться поселения с относительно высокой плотностью населения — города [6, стр.83].

Самой примечательной чертой азиатского города был огромный храм в центре, который представлял собой богато украшенное здание с толстыми стенами, что, вероятно, позволяло одновременно и поражать богов, и защищать излишки сельскохозяйственной продукции, хранившиеся в храме. Иными словами, храм служил и религиозным, и оборонительным целям, а азиатские города являлись религиозными и военными центрами [6, стр.84].

13 стр., 6032 слов

История города Новосибирска

... территории современной Новосибирской области позже выросли такие города, как Татарск, ... Тысячи людей ежегодно приезжают в Новосибирск в поисках лучшей жизни, и они ее находят! Уже сейчас мы говорим о Новосибирске как о городе, ... все ключевые моменты развития города в одной работе. ... переработкой продуктов сельского хозяйства. С вводом магистрали ... новосибирск город сибирь культура 1.2 От поселка к городу ...

По мере развития азиатских городов возникли первые элементы городского хозяйства (водоснабжение, канализация и др.), получившие наиболее полное воплощение в античных городах.

В 500 г. до н.э. в Древней Греции были сотни независимых городов-государств с населением от нескольких сотен до десятков тысяч человек. Крупнейшими городами были Афины с населением около 150 тысяч человек и Спарта, число жителей которой достигало 40 тысяч человек. В отличие от азиатских городов, во главе которых стояли вожди-жрецы, большинством греческих городов управляли сами граждане, которые вырабатывали свою политику на народных собраниях. Афины являлись рыночным городом с торговым центром в районе Агоры. В самом начале своего существования город основал отдельные поселения и обменивал свои предметы быта и оливки на их продовольствие и сырье. Торговля велась с использованием золотых и серебряных монет, штамповавшихся еще в VII в. до н.э. Уже в этот ранний период своего существования афиняне обеспечивали себя продовольствием посредством торговли с другими территориями [6, стр.84].

Крупнейшим античным городом был Рим. К III в. н.э. в нем проживало свыше 1 млн. человек. Римляне основали свои колонии-поселения к северу и западу от города, а также создали города-колонии по всей Европе. Как указывают Хохенберг и Лис, в основе экономики Рима лежал сбор излишков сельскохозяйственной продукции при практически полном отсутствии производственной деятельности. Вместо обмена городских продуктов на сельские Рим использовал захваты и дань, благодаря чему и кормил свое население [6, стр.85].

Центральное место в античных городах, как и в азиатских, занимали дворцы и храмы. В Афинах центральная часть города была застроена знаменитыми храмами Парфенон и Эрехтейнон. Грандиозные сооружения имелись и в Риме: храм Юпитера, Пантеон, Колизей. По мере развития городов и выполняемых ими функций появилась потребность в системах городского хозяйства и градостроительной планировке. Так, в Греции архитектор Гипподам в V в. до н.э. разработал первые планы развития ряда городов. А несколько позднее градостроительные планы и проекты использовались при строительстве Александрии, Помпеи, при сооружении военных поселений Римской империи [12, стр.41].

Наибольшее развитие водопроводно-канализационные сооружения получили в Риме, где существовала разветвленная сеть каналов и труб, обслуживающих центральные районы города. Замощение площадей перед дворцами и храмами существовало еще в городах Двуречья, Египта, но лишь в Риме и других городах Римской империи оно приняло столь значительные размеры. Широко практиковалось в Римском государстве и развитие дорог. [12, стр.41-42].

Многочисленные нашествия варваров на Рим привели к тому, что он был сильно разрушен и в 476 г. пал. Западная Римская империя перестала существовать, были уничтожены многие города. Процесс уничтожения городов и ликвидации систем городского хозяйства был повсеместным.

Основой возникающего феодализма стали не города, а деревни, мелкие крестьянские хозяйства и общины. Поэтому в ранний период средневековья города практически отсутствуют. Но постепенно в обществе возникает потребность в развитии ремесел и торговли, то есть тех функций, которые лучше всего развиваются в условиях города. И вскоре начинается процесс образования городов феодального типа. Города стали возникать вокруг замков феодалов, монастырей, на пересечении торговых путей. Именно так возникли и стали развиваться многие европейские города: Венеция и Пиза в Италии, Арль, Брюгге и Тулуза во Франции, Бремен, Гамбург и Любек в Германии [12, стр.42].

В период между XI — XIV вв. число набегов варваров сократилось, и небольшие оборонительные города постепенно превратились в рыночные. Преобладающим занятием жителей средневековых городов были торговля и ремесленничество, и именно это позволяло им покупать излишки сельскохозяйственной продукции у пригородных районов. Появился небольшой класс купцов, и непосредственно за городскими стенами возникли рынки. Рынки процветали, и городские стены переносили дальше так, чтобы места торговли оказывались в пределах города [6, стр.87].

Со временем города стали центрами не только торговли и ремесла, но и ростовщических и банковских услуг. Наиболее влиятельными городами в период XI — XIV вв. являются Аугсбург, Амстердам, Венеция, Флоренция, Милан, Гамбург, Лондон, Лион, Франкфурт и другие [12, стр.42].

По мере развития городов происходила социальная дифференциация городского населения. Среди жителей стали формироваться и обосабливаться социальные группы и классы: духовная и светская знать с их свитами и дружинами, домовладельцы и землевладельцы, купцы, мастера и подмастерья, ученики и чернорабочие, поденщики и нищие. В процессе расслоения социальных групп стали возникать групповые и профессиональные организации и союзы, выражающие интересы их членов: цеха ремесленников и гильдии купцов. Именно они стали формировать органы городского самоуправления: городские думы, собрания [12, стр.43].

Многие города вели борьбу за свое освобождение, добиваясь превращения из сеньориального города в вольный, а его жителей — в свободных граждан. Порой горожанам удавалось откупиться от сеньора, уплатив крупную сумму денег, но нередко приходилось прибегать и к вооруженным выступлениям. Во главе завоевавшего независимость город стоял городской совет (магистратура).

Его глава назывался в Англии мэром, а в Германии — бургомистром. При этом все горожане получали личную свободу[10, стр.55].

Развитие средневековых городов почти не сопровождалось созданием систем городского хозяйства. В результате планировка городов не осуществлялась, санитарное состояние и благоустройство находились на зачаточном уровне, водопровода и канализации в большинстве городов не было. Освещение улиц отсутствовало, замощение городских дорог и тротуаров практически не проводилось, а условия жизни для населения были явно неблагоприятными. Лишь в XV в. в Любеке и Нюрнберге впервые появились мостовые и службы по уборке улиц [12, стр.43].

Именно тогда в ряде европейских городов начинают появляться первые элементы городского хозяйства, но их окончательное развитие происходит в период капиталистического города.

Развитие науки и культуры в период эпохи Возрождения, расширение торговли, переход к мануфактурному и промышленному производству в XVII — XVIII вв., оживление общественной жизни в Европе дали мощный импульс формированию городов и городских поселений. Уже в середине XVIII вв. в Западной Европе насчитывалось 15 городов с населением более 100 тысяч человек, а численность Парижа и Лондона достигала 500 тысяч человек [12, стр.43-44].

Изобретение машин и переход к машинному производству резко ускорили процесс роста городов в Англии, Франции, Германии. Но лишь в XIX в. можно говорить о возникновении процесса урбанизации, который проявляется не только в росте городов и численности городского населения, но и в преобладании городского образа жизни. [12, стр.44].

Процесс урбанизации ярко проявился уже в первой половине XIX в. в Англии, а затем в Германии, Франции и США [см. Таблицу 1].

Таблица 1

Удельный вес городского населения в общей численности жителей, %

Годы

Англия

Франция

США

Германия

1801

32,0

20,5

4,0

н. д.

1851

50,0

25,5

12,5

н. д.

1881

67,9

34,8

28,6

41,4

1901

78,0

40,1

40,0

54,3

1921

79,3

46,7

51,4

62,2

1930

80,0

47,2

56,2

64,4

Быстрый рост городского населения и потребность в городских землях для строительства привели к соответствующему росту земельной ренты и арендной платы за жилые и нежилые помещения. В XIX в. обострилась жилищная проблема. В целом жилищный вопрос оставался острым во всех промышленно-развитых странах, но по мере увеличения объемов строительства жилищные условия значительной части горожан постепенно улучшались [12, стр.44-45].

Первоочередной системой развития городского хозяйства стала водопроводно-канализационная сфера, так как обеспечение населения водой и отвод сточной жидкости являются наиболее насущными коммунальными потребностями жителей города. Так, в Лондоне в 1614 году был сооружен первый водопроводный канал. К началу XIX века в Западной Европе насчитывался уже 21 водопровод, а в городах США — 16. Они обслуживали общественные учреждения и крупные дома [12, стр.45-46].

Именно в капиталистическом городе возник и получил развитие городской пассажирский транспорт. Первые омнибусы появились в Париже в 1819 г., а конки стали использоваться в США с 30-х гг. XIX века. Первый электрический трамвай вышел на линию в Германии в 1881 году, а в США — в 1883 году. Троллейбусное движение возникло в США в 1882 году. Электрическое подземное метро появилось в Лондоне в 1891 году. Автобусное движение в крупных городах Европы и США началось уже в XX веке [12, стр.46].

Таким образом, активный процесс урбанизации в капиталистическом городе, развитие науки, переход к машинному производству стимулировали развитие экономики города и систем городского хозяйства.

1.2 Развитие городов в России

С возникновением Древнего Русского государства в IX в. поселения славян превратились в города — Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород, Псков и другие. По данным профессора Б. Б. Веселовского, в XI в. в Киевской Руси существовало уже 86 городов, а в XII в. — 120. Большинство из них были небольшими городскими поселениями, население Киева как столичного города составляло всего 30-40 тысяч человек. Тем не менее, города Киевской Руси являлись центрами общественной жизни и служили основой государства. Территория этих городов разделялась на две неравные части: крепость, укрепленная городской стеной, и посад, то есть неукрепленная часть, где располагалась рыночная площадь и хижины жителей [12, стр.50].

Тяжелый удар по русским городам нанесло татаро-монгольское нашествие, большинство из них были разрушены и пришли в упадок. Только после освобождения от захватчиков в XIII — XIV вв. в северо-восточной Руси начинается возрождение городов. Именно тогда возникают и получают развитие Москва, Тверь, Рязань, Владимир.

В Средние века русские города развиваются медленно и так и не достигают расцвета, характерного для городов XII века. В целом города были достаточно мелкие и во многом похожи на средневековые города Европы, но имели и некоторую специфику. Для них была характерна большая обособленность и территориальная удаленность друг от друга, во многих городах отсутствовали организованные союзы ремесленников и купцов [12, стр.50-51].

Средневековье на Руси продлилось долго, а эпоха Возрождения не была ярко выражена. Но уже на рубеже XVII — XVIII вв. положение начало меняться и роль городов стала возрастать. Этот процесс во многом соответствовал укреплению российской государственности. Знаковым событием в истории России стало строительство новой столицы — Санкт-Петербурга. Это был первый город в России, не несущий в себе уклада старой эпохи и ставший основой формирования Российской империи. Однако развитие городов протекало крайне медленно. По свидетельству историков, еще в середине XIX в. 63% всех русских городов имели численность менее 10 тысяч человек, и только в 13 городах проживало более 50 тысяч человек. Многие города на протяжении XVII — XIX вв. вели натуральный уклад жизни и оставались практически без хозяйственной и социальной сферы. Но проведение великих реформ 1861 — 1870 гг. (земская, судебная и городская реформы) коренным образом изменило жизнь российских городов [12, стр.51].

Важнейшей тенденцией развития городов России, начиная с XIX в., стала урбанизация [см. Таблицу 2]. В России, как и в США, эта тенденция проявилась только со второй половины XIX в., когда тысячи освобожденных от крепостной зависимости крестьян устремились в города, а купцы и торговцы широко развернули свою деятельность в пределах городской черты.

Таблица 2

Численность городского населения России в XVIII — XX вв.

Годы

Городское население,

млн. чел.

Доля городского населения в общей численности страны, %

1722

0,3

2,3

1796

1,3

3,6

1815

1,7

3,8

1859

4,2

5,7

1863

8,2

10,6

1897

16,8

13,0

1911

22,7

13,7

1917

26,3

15,6

Быстрыми темпами росла численность городского населения и удельный вес горожан в общей массе населения. Процесс развития городов и рост численности городского населения стали реальными факторами общественной жизни. Процесс урбанизации во многом обусловил развитие систем городского хозяйства, которые до этого периода находились лишь в зачаточном состоянии. По данным профессора Б. Б. Веселовского, первый водопровод и простейшие канализационные сооружения были созданы в Москве в XV — XVII вв. В XVIII в. водопроводно-канализационная система и другие отрасли городского хозяйства стали развиваться в Петербурге [12, стр.53].

В XIX в. развитие систем городского хозяйства приобретает широкий размах, хотя большинство технических новинок в данной сфере были впервые применены в городах Европы и Америки. Но и в крупнейших городах России оперативно осваивали новшества и внедряли их в жизнь. Так, уже в первую половину XIX века в Петербурге, Москве и некоторых других городах стало применяться газовое освещение улиц, появились первые виды общественного транспорта (омнибусы), использовались паровые двигатели в водопроводном хозяйстве, появились первые элементы благоустройства, несколько улучшилось санитарное состояние городов в результате очистки территории от грязи и мусора. Основные меры по развитию систем городского хозяйства России были предприняты во второй половине XIX века и начале XX века. Именно тогда возникли многочисленные водопроводно-канализационные системы, пассажирский транспорт, коммунальная энергетика, элементы санитарной очистки территории и благоустройства [12, стр.53].

Уровень развития городского хозяйства к началу XX в. был недостаточен, но имел устойчивую тенденцию к развитию. Этому способствовал экономический подъем России, но мешали обострившиеся социально-экономические противоречия в обществе, которые вскоре вылились в жестокое противостояние и кровавую гражданскую войну. Многие достижения в развитии городов были в эти годы практически полностью утрачены [12, стр.56].

Развитие городов и систем городского хозяйства в советский и постсоветский периоды прошло несколько этапов:

1) революционно-восстановительный (1917 — 1929);

2) командно-административный (1930 — 1940);

3) военно-восстановительный (1941 — 1950);

4) административный (1951 — 1991);

5) переходный (1992 — 2002).

Бурный процесс развития городов и городского хозяйства на рубеже XIX — XX вв. был жестоко прерван революцией 1917 г. и разразившейся вслед за этим гражданской войной. Многие города, особенно крупные, пришли в упадок. Так, численность жителей Петербурга с 1917 по 1920-е гг. сократилась более чем в два раза, Киев был практически опустошен. Этот этап можно сравнить с эпохой крушения Киевской Руси, разрушения городов под натиском татаро-монгольского ига. Отличие состоит лишь в том, что в данном случае разрушительные силы были спровоцированы не иноземцами извне, а находились внутри российского общества. Массовая эмиграция и гибель миллионов людей, разрушение материальных богатств и духовных ценностей не способствовали общественному прогрессу [12, стр.57].

В начале 20-х гг. в советском государстве был осуществлен переход к новой экономической политике (НЭП), суть которой заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам, допущении различных хозяйственных укладов в городе и на селе, а также в проведении успешной финансовой реформы и восстановлении твердой российской валюты (червонца).

Экономическое оживление создало условия для возрождения городов и восстановления городских хозяйственных систем. Было создано управление коммунального хозяйства, которое взяло на себя функции координатора восстановления хозяйственных объектов в городах. В этот период были восстановлены многие объекты городского хозяйства, включая водопроводно-канализационные системы, трамвайное движение, замощение улиц. Допускались различные формы собственности на жилье и коммунальные объекты, была восстановлена квартплата за пользование жилищно-коммунальными услугами. Но функционирование НЭПа было недолгим — с 1921 по 1928 гг. Уже в конце 20-х гг. началось резкое сворачивание новой экономической политики по всем направлениям, включая и городское хозяйство [12, стр.57-58].

На следующем этапе наиболее характерным было становление жесткой командно-административной системы, в рамках которой не допускались альтернативные формы собственности и хозяйственные уклады. Административные методы стали преобладать и в городском хозяйстве. Основным приоритетом в тот период были подъем промышленности и особенно военно-промышленного комплекса. Города и городское хозяйство теряли самостоятельные рычаги управления и собственные ресурсы, которыми они обладали в период НЭПа. [12, стр.58].

В то же время тоталитарная система остро нуждалась в крупных промышленных центрах городского типа и потому уже в 30-е гг. города получают определенное развитие и страна, ослабевшая в послереволюционный период, опять стала набирать силу. К 1940 г. удельный вес городского населения составил уже 33% от общей численности населения страны. Получило развитие и городское хозяйство, но это развитие касалось прежде всего крупных столичных городов [12, стр.60].

Период 40-х гг. характеризовался громадными разрушениями во время Отечественной войны 1941 — 1945 гг. и восстановлением разрушенного хозяйства в 1946 — 1950 гг., в том числе жилищного фонда и коммунальных объектов. Уровень жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения оставался низким, а обеспеченность жильем составила в 1950 г. всего лишь 7 м2 общей площади на душу населения, что соответствовало уровню 1917 г. и явно не отвечало потребностям горожан [12, стр.60].

В 50-е гг. XX в. начался самый длительный и достаточно последовательный этап развития городов и городского хозяйства — административный этап. Наиболее характерной тенденцией была тенденция урбанизации, которая, с некоторыми естественными колебаниями, сохранилась вплоть до начала 90-х гг. После принятия в 1957 г. Постановления ЦК КПСС «О переходе к типовому проектированию и строительству» в стране начался строительный бум: возникали новые города, расширялись действующие, активно сооружались объекты городского хозяйства [12, стр.61].

В начале 90-х гг. наступил переходный период в развитии городов. Процесс урбанизации приостановился, что связано с усилением кризисных явлений в социально-экономической жизни и трудностями развития городов в переходный период. В то же время значительная численность городских жителей и достаточно высокая доля горожан в общей численности населения, составляющая 73%, а также ведущая роль городов в социально-экономическом развитии страны свидетельствуют о высокой степени урбанизации и преобладании городского образа жизни. Поэтому главной задачей в настоящее время является не дальнейшее повышение уровня урбанизации, а улучшение его качественных параметров и развитие систем городского хозяйства [12, стр.63-64].

1.3 Место города в современной экономике

Развитие городов и городских систем происходит и в постиндустриальный период, который начался в развитых странах во второй половине XX в. и продолжается до сих пор. Вместе с тем, процесс урбанизации в постиндустриальный период приобретает новые черты. Наряду с общим ростом городов появляется тенденция образования и бурного развития городских агломераций. Это обстоятельство связано с увеличением платы за землю и нарастанием социально-экономических и экологических проблем, которые наиболее ярко проявляются в крупных городах. Быстро застраиваются пригороды и близлежащие к городу территории, вместо точечных городов возникают урбанизированные регионы или городские агломерации. Появляются понятия «муниципальный город», представляющий собой город в классическом понимании, и «большой город», включающий городское ядро и пригороды. Причем во многих агломерациях доля населения, проживающего в точечном городе, постепенно сокращается, а доля жителей пригородов увеличивается. К примеру, население Нью-Йорка (7,9 млн. человек) составляет менее 50% от общей численности Нью-Йоркской агломерации (16 млн. человек) [12, стр.47].

С развитием пассажирского и личного транспорта расширяются границы расселения жителей по отношению к городскому ядру. Центры городов становятся менее привлекательными для постоянного проживания, появляются новые престижные районы, которые нередко располагаются в пригородах или на других территориях, отвечающих требованиям безопасности, экологичности и комфортабельности проживания состоятельных горожан. [12, стр.48].

Хотя проблемы городов, особенно крупных, существуют везде, но в развивающихся странах они проявляются более остро, а пути их решения крайне затруднены. Так, рост численности населения крупнейших городских агломераций в США и Японии приостанавливается, в то время как численность крупнейших мегаполисов в развивающихся странах быстро растет. Для развитых стран становится характерным более равномерное размещение социально-экономического потенциала по всей территории и рост малых и средних городов. Потенциал развивающихся стран продолжает концентрироваться в немногих городах-агломерациях, что приводит к обострению многочисленных проблем [12, стр.48].

Основными тенденциями развития современных городов являются:

1) доминирование сферы услуг (третичного и четвертичного секторов) над другими видами деятельности (первичным и вторичным секторами);

2) рост пригородов:

  • перемещение в пригород производственных предприятий;
  • перемещение в пригород населения;
  • перемещение в пригород предприятий розничной торговли;
  • перемещение в пригород фирм сферы услуг;

3) полицентричность крупных городов;

4) полифункциональность городов — наличие в городе различных видов деятельности экспортного характера.

Города играют ключевую роль в экономике, именно на их территории в большинстве своем сосредоточены финансовые и товарные рынки, здесь формируются решения, определяющие весь ход экономической жизни. Экономически активная территория города является своеобразным посредником между потребителями, производителями и органами государственного регулирования. Именно поэтому многие специалисты по экономике города рассматривают категорию «город» в ряду таких основополагающих категорий экономического анализа, как «потребитель» и «предприятие» [14, стр.51].

Во многих ситуациях город действительно выступает как самостоятельный экономический агент, принимающий решения, осуществляющий деловые операции, связанные с соответствующими издержками и доходами. Эффект экономии агломерации приводит к существенной общности интересов различных экономических агентов, действующих на территории города. Это бизнесмены, представляющие интересы предприятий и одновременно интересы части среднего класса в составе его населения; наемные работники, представляющие предложение на локализованном в городе рынке рабочей силы и одновременно являющиеся потребителями на локализованных здесь рынках конечной продукции; владельцы городской недвижимости, выступающие как ее полноправные представители на рынке жилых и производственных площадей и одновременно как потребители конечной продукции. Все это сложное переплетение (на ограниченной территории) рынков и интересов участников регулируется действиями городских властей [14, стр.52].

Подлинная экономическая роль города выявляется при переходе от внешнего анализа его пространственных структур (его вещественной морфологии) к изучению функционирования этих структур, к их влиянию как на внутригородском, так и на национальном и даже международном уровне. Таким образом, исследователь сталкивается с понятием «функции города», которое необходимо ему как инструмент пространственного экономического анализа. Изучение этих функций позволяет выявить специфику каждого города, необходимая при этом функциональная типология городов дает возможность более детального исследования перспектив развития каждого города, позволяя учесть его роль в общенациональной и мировой экономике [14, стр.52].

Перцик Е.Н. предложил следующую типологию городов на основании функциональной классификации:

1) Многофункциональные города, сочетающие административно-политические, культурные и экономические функции. К числу таких городов принадлежат столицы республик в составе Российской Федерации, все краевые и областные центры и многие крупные города страны. Города этого типа являются важными регионообразующими центрами, осуществляют широкие и разнообразные связи, отличаются сложной территориальной организацией.

2) Города с резко выраженным преобладанием промышленных и транспортных функций межрайонного значения. По характеру преобладающих функций все города этого типа схематично можно разделить на промышленные, транспортные и промышленно-транспортные. Многие промышленные города имеют узкую производственную специализацию, например, города — центры металлургической промышленности, машиностроения, химической индустрии, лесной и лесоперерабатывающей промышленности.

3) Города с преобладанием других функций (кроме промышленных и транспортных) — главным образом небольшие поселения городского типа, выполняющие функции «местных центров» — административные центры низовых районов.

4) Города-курорты с их специфическими особенностями.

5) Научные и научно-экспериментальные центры общероссийского значения [5, стр.68-69].

В рамках классического экономического анализа город рассматривают, прежде всего, как производственную систему, акцентируя внимание на деятельности предприятий на его территории. Распределяя такие предприятия по основным отраслевым группам, мы получаем представление о преимущественной ориентации города на тот или иной вид продукции [14, стр.52].

В рамках урбанистической традиции первой половины XX века сложился подход к изучению экономической жизни города и перспектив его развития, основанный на попытках выявления тех отраслей города, продукция которых способна привлекать в город денежные потоки, соответствующие товарному потоку этой продукции, идущему из предприятий города в другие города. По аналогии с терминами внешней торговли в экономике города такой поток принято называть «экспортным», хотя в данном случае речь не идет о пересечении национальных границ. Именно такие отрасли в рамках данного подхода рассматриваются как основные, градообразующие (или структурообразующие), с их развитием связывают возможности дальнейшего развития города. Эту концепцию называют иногда моделью «экспортной базы» [14, стр.56].

Особенно ярко такой подход проявился в рамках политики новых городов, которые создавались для реализации некоторой доминирующей функции. Эти идеи функционализма 20 — 30-х годов (связанные, в частности, с именами Ле Корбюзье и его последователей) оказали большое влияние на общие принципы формирования системы городов Советского Союза. В рамках советской системы планирования уже в довоенный период возникло довольно много новых городов, большинство из которых были спроектированы под одну единственную отрасль. Типичным примером такого города является Магнитогорск, изначально ориентированный на черную металлургию. Подобная монофункциональность создает существенную неустойчивость в функционировании города, делая его чрезмерно зависимым от конъюнктуры отрасли [14, стр.57].

Однако Магнитогорск сумел преодолеть изначальную монофункциональность — постепенно возникла достаточно мощная пищевая промышленность, а в 60 — 70-е годы появились крупные предприятия легкой промышленности. Рынок сбыта этих предприятий вышел за пределы города и даже области. Таким образом, эти отрасли также стали для Магнитогорска градообразующими, в городе сложился достаточно крупный научно-образовательный комплекс регионального уровня. Услуги этого комплекса также вошли в состав градообразующего сектора [14, стр.60].

Предприятия ведущей отрасли обеспечивают рабочие места для основной части активного населения города. Повседневные нужды работников этих предприятий формируют спрос на потребительские товары и обычные услуги. Параллельно предприятия ведущей отрасли создают спрос на некоторые услуги производственного характера и на материальные факторы производства. Существенная часть этих видов спроса (личного и производственного характера) удовлетворяется предприятиями, возникающими на территории города. В частности, это относится к предприятиям городской инфраструктуры (система электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, канализации, городского пассажирского транспорта, строительства и т.д.), розничной торговли, хлебопекарной промышленности и т.д. Отрасли, к которым относятся все эти предприятия, в рамках данной концепции принято называть градообслуживающими. Они обеспечивают нормальное функционирование ведущей градообразующей отрасли, иногда их называют еще резидентными отраслями. Становление этой теории связывают с именами Хойта и Александерсона [14, стр.57].

При анализе рынков факторов производства, необходимых фирмам самых различных отраслей, проявляется интегрирующая инфраструктурная роль города. На территории города для каждого из этих факторов (рабочая сила, финансовые ресурсы, различные виды оборудования, сырья, полуфабрикатов, электроэнергия, тепло, вода, газ, производственные площади и т.п.) складывается суммарный спрос. Он обеспечивает возникновение и рентабельное функционирование многих предприятий-поставщиков, концентрацию рабочей силы самых разных уровней квалификации с широким спектром специальностей и т.д. С другой стороны, фирмы-производители конечной продукции нуждаются в рынках сбыта, которые они находят на территории того же самого города, удовлетворяя спрос его населения. [14, стр.53].

Город выступает, таким образом, как место, где формируется и перераспределяется стоимость. Здесь взимаются налоги, сюда поступают трансфертные платежи, потоки товаров и услуг (и обслуживающие их финансовые потоки) связывают город с другими городами общенациональной системы городов и с городами других стран. На его территории все входные потоки определенным образом группируются, суммируются и вновь перераспределяются. Он является транслятором, а нередко и генератором волн инновации. Таким образом, город играет специфическую роль в экономике, а именно в сферах производства, потребления и управления [14, стр.53].

2. Роль города Оренбурга в развитии общественного производства

2.1 История развития Оренбурга

Город Оренбург основан 19(30) апреля 1743 года. До этого его дважды закладывали в других местах. Первый раз специальная экспедиция заложила Оренбург у впадения реки Орь в Яик 31 августа 1735 года. Начальником ее был обер-секретарь Сената И.К. Кирилов. В 1737 году экспедицию переименовали в Оренбургскую комиссию, начальником которой, в связи со смертью И.К. Кирилова, назначен был известный административный деятель и ученый В.Н. Татищев. По его представлению в 1739 году начали подготовку к строительству Оренбурга у урочища Красногор. 6 августа 1741 года город снова заложили.

Новый начальник комиссии, контр-адмирал и тайный советник И.И. Неплюев, прибывший весной 1742 года, нашел расположение города у Красной горы неподходящим, и летом 1742 года выбрал то место, где сейчас расположен исторический центр Оренбурга.

Строился Оренбург как город-крепость, как опорный пункт линий крепостей по Яику, Самаре и Сакмаре, охранявших юго-восточную границу России. Одновременно город должен был служить центром хозяйственно-экономического общения с народами востока, что, в первую очередь, предполагало торговлю. Поэтому город носил и военный, и торговый характер: тут и казармы, и артиллерийский двор, и пороховые погреба, и военные учреждения, гостиный и меновой дворы, таможня.

Статус крепости мешал развитию Оренбурга как города, что особенно стало ощутимо в середине XIX века, когда крепость фактически потеряла свое значение. Указ об упразднении Оренбургской крепости вышел 11 (23) июня 1862 года.

В 60-е и особенно в 70-е годы XIX века в связи с введением в эксплуатацию законченной в 1876 году Самарской железной дороги, ростом промышленности, возросла численность населения. Новые кварталы планировались по прямоугольной сетке, поскольку радиальные улицы Новой слободки разошлись довольно широко.

С началом I Мировой войны в Оренбурге увеличилась численность населения за счет беженцев. Часть из них состояла, очевидно, из высланных с полосы шириной в 150 км вдоль западной границы Российской империи. Были это преимущественно немцы. В Новостройке появились бараки для беженцев. Увеличилось и населения Зауралья. Согласно устному преданию, именно в это время появилось поселение Ситцовка, где приезжие устраивались, как могли, употребляя ситец для защиты от солнца и дождя. О росте населения можно судить по следующим цифрам (округленно, в тысячах человек): 1897 год — 75,5; 1907 год — 87,5; 1916 год — 134,5.

Роста города, если не считать бараков и Ситцовки, в эти годы не было. Не рос Оренбург и в годы революции, когда он оказался в числе городов, где переход к власти Советов происходил в острой борьбе, и она окончательно утвердилась лишь в 1919 году. Начался период выхода из разрухи, причиненной гражданской войной. В этих условиях территория города значительно расширяться не могла.

Первые заметные шаги по новой застройке начались с 1923 года. До этого жилищная проблема решалась за счет национализированных зданий, часть из которых использовалась для размещения учреждений.

Несколько раз менялся административный статус Оренбурга: с 1920 по 1925 год он был столицей Киргизкой (Казахской) АССР, оставаясь губернским центром. В 1928 году организовалась Средне-Волжская область, преобразованная затем в край, и Оренбург стал окружным, а с 1930 — районным городом. С конца 1934 года, когда Оренбургская область выделилась из Средне-Волжского края, Оренбург получил статус областного города. Это усилило его роль как хозяйственно-экономического, так и культурного центра. Если ранее численность населения то падала, то увеличивалась, с этого времени она стала стабильно расти [см. Таблицу 3].

Таблица 3

Динамика роста населения Оренбурга

Год

Численность населения, тысяч человек

1926

123,3

1932

143,5

1934

145,0

1936

166,0

1939

173,0

С середины 30-х годов начинается строительство многоэтажных зданий. Это стало возможным благодаря развитию промышленности и обретению городом статуса областного. К концу 2-й пятилетки в 1938 году были введены в эксплуатацию 12 новых предприятий, преимущественно легкой промышленности.

Дальнейшее расширение города происходило, главным образом, в районе промышленных предприятий, где шла плановая застройка участков, представленных рабочим под индивидуальное строительство, для улучшения которого с 1929 года строить полагалось только по разработанным типовым проектам.

В годы Великой Отечественной войны Оренбург в силу своего географического положения оказался одним из центров, куда из западных районов страны было эвакуировано много предприятий и промышленного оборудования. Все это послужило базой для организации новых заводов. Так, например, в 1941 году на части оборудования Московского завода «Фрезер» возник Инструментальный завод, в этом же году на базе эвакуированного из Витебска оборудования — Станкостроительный завод. Вступили в строй заводы «Металлист», «Автозапчасть», нефтемаслозавод, эвакуированный из Москвы, а в 1942 году — Шелкокомбинат, разместившийся в бывшем Гостином дворе. Всего в город было эвакуировано 44 предприятия. Перестраивались на выпуск военной продукции и местные предприятия. Все определялось нуждами фронта — город ковал для него оружие, готовил кадры для армии.

В условиях колоссального напряжения всех сил не могло быть и речи о крупном жилищном строительстве, но развитие промышленности вызвало необходимость строительства жилья хотя бы временного типа. Поэтому ускорилась застройка распланированных еще перед войной кварталов на северо-востоке города. Так, два квартала между современными улицами Самолетной, Полигонной, Хакимова и Глинки отведены были в ноябре 1941 года под строительство жилых бараков.

Конец Великой Отечественной войны можно считать началом нового этапа развития города. Из-за большого количества предприятий, оставшихся после войны, город значительно вырос. Необходимо было обеспечить жильем рабочих и служащих, соответственно расширить сферу обслуживания населения.

С переходом страны на мирные рельсы интенсивнее развернулось строительство в центральной части города. Так, к началу 50-х годов согласно плану появилась улица Богдана Хмельницкого. Почти одновременно проектировалось и здание Выставки достижений народного хозяйства, которое построили в 1956 году. По выставке и улица была переименована из Красной в Выставочную. Шло строительство и на периферии. В строй вступили новые заводы: «Гидропресс», бурового оборудования, регенераторный (с 1964 года — РТИ).

Одновременно вырастают и жилые дома, причем чаще всего целыми массивами.

В 60-е годы началось строительство Северного жилого района. Первой была намечена и осуществлена застройка многоэтажного массива для нового шелкокомбината. Отвод целого микрорайона к югу от современной улицы Конституции СССР был произведен в 1961 году, с этого года согласно решению исполкома облсовета застройка Оренбурга должна была вестись целыми массивами. В последующие годы строительство шло непрерывно, отводились участки под другие микрорайоны, поэтому рождались новые улицы, удлинялись существующие. В первой половине 70-х годов началась застройка микрорайона к северу от улицы Монтажников. Осенью 1974 года исполком горсовета принял решение об отводе участка, где вскоре развернулось строительство 23-го микрорайона. Таким образом, удлинился проспект Гагарина, к югу от которого позже началась застройка 24-го микрорайона.

В 1966 году около Оренбурга было открыто крупное месторождение природного газа. Это повлекло за собой строительство газоперерабатывающего завода, первая очередь которого введена в строй в 1974 году. Развитие газодобывающей и газоперерабатывающей промышленности определяющим образом сказалось на дальнейшем росте города. Оренбург расширялся и за счет уже сформировавшихся населенных пунктов. В 1957 году был присоединен поселок Берды, в 1965 — Пугачи, оказавшийся уже в окружении поселков, относящихся к городу. Позже был присоединен поселок Карачи, а с северной стороны — Кушкуль.

Следует отметить, что в первой половине 90-х годов застройка крупных массивов многоэтажными домами замедлилась. Зато значительно расширилось строительство домов малой этажности, преимущественно индивидуальное. Под него отведен целый ряд участков довольно большой площади. В проектах нескольких из них малоэтажное строительство сочетается с крупными зданиями.

На сегодняшний день преобладающая планировка города — прямоугольная. Район, примыкающий к железнодорожной станции с восточной стороны, имеет радиальную планировку. Наиболее старая часть Оренбурга — центральная (ограничена рекой Урал и ул. Постникова) имеет плотную прямоугольную застройку. Здесь сосредоточено большинство административных учреждений и общественных организаций города. Части города, относящиеся к окраинам, имеют одноэтажную застройку (Подмаячный, Нагорный, Пугачи, Южный, Восточный) и современную многоэтажную (Северный, Степной, кварталы по проспекту Гагарина).

2.2 Характеристика социально-экономического положения города Оренбурга

Оренбург — административный центр Оренбургской области. Территория города составляет 91,7 тыс. га. Постоянное население в 2005 году составило 549,2 тыс. человек (с сельскими поселками, включенными в городские районы), наличное — 533,9 тыс. человек.

С 2000 г. численность населения Оренбурга снижается примерно на 2-4 тыс. человек ежегодно. Убыль населения вызвана совокупным действием отрицательных факторов естественного и механического прироста. Смертность в городе в настоящее время превышает рождаемость в 1,25 раза, а отток мигрантов в 1,7 раза превышает приток.

Вступление в трудоспособный возраст поколения, родившегося в начале-середине 1980-х гг., обусловило значительный рост удельного веса данной возрастной категории в общей численности населения. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 г., доля лиц в трудоспособном возрасте составляла в Оренбурге 65,5%, по состоянию на 1 января 2005 г. — уже 66,6%. Доля молодежи в общей численности населения, в свою очередь, сократилась, в то время как доля лиц старше трудоспособного возраста пока остается сравнительно стабильной.

Уже в близкой перспективе (3 — 5 лет) вступление в трудоспособный возраст малочисленного поколения, рожденного в начале 1990-х гг., на фоне ожидаемого снижения рождаемости вызовет смещение возрастной структуры населения города в сторону лиц старше трудоспособного возраста. Это приведет к дефициту трудовых ресурсов и усилению демографической нагрузки на трудоспособное население.

Численность трудовых ресурсов в Оренбурге — 363,9 тыс. человек, что составляет 66% от общей численности населения. Официально в экономике занято 74,6% трудовых ресурсов города, что является довольно высоким показателем.

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, колеблется в пределах 1200 — 1500 человек, что составляет 0,4 — 0,5% от численности экономически активного населения. Для города характерна скрытая безработица, имеющая форму перевода предприятий, испытывающих финансовые трудности, на режим неполного рабочего времени и отправления работников в неоплачиваемые отпуска. Общая численность безработных довольно велика: последние три года удерживается на уровне примерно 26 тыс. человек (около 7% от экономически активного населения).

Отраслевая структура занятости населения Оренбурга следующая: чуть меньше 1/5 всего занятого населения города работает в промышленности (17,8% в 2005 г.), примерно равные доли населения заняты в отраслях транспорта и связи (11,5%), строительства (10,6%) и торговли и общественного питания (20%).

Оставшиеся 28,6% населения заняты в нематериальной сфере.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по городу с поправкой на инфляцию повышалась, увеличиваясь на 7 — 10% ежегодно. По итогам 2003 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по городу составила 4,8 тыс. руб., в 2004 г. — 5,9 тыс. руб., в 2005 г. — 7,2 тыс. руб.

На фоне городов группы сравнения Оренбург характеризуется скорее средними показателями официальной оплаты труда: уступает Самаре, Томску и Тюмени, превосходит Курган и Рязань и находится примерно на одном уровне с Кемерово.

Потребительский рынок Оренбурга развивается достаточно активно. Оборот розничной торговли в городе в 2005 г. составлял 37,3 млрд. рублей, или 67,2 тыс. руб. на 1 жителя города. В 2002 — 2003 гг. Оренбург занимал средние позиции среди городов группы сравнения по данному параметру: превосходил Курган и Рязань, но уступал Самаре, Томску и Тюмени.

Оренбург — крупный индустриальный центр, обеспечивающий более 30% объема промышленной продукции Оренбургской области. В промышленности работает около 20% всего занятого населения города. В городе расположено около 90 крупных и средних предприятий, представляющих различные отрасли хозяйства:

1) Машиностроение и металлообработка — ОАО «Радиатор», АО «Оренбургское сверло», завод «Элеватормаш», АО «Завод бурового оборудования», ПО «Стрела», ООО «Станкозавод», АО «Гидропресс», АО «Завод «Металлист».

2) Электротехническая отрасль — АО «Инвертор».

3) Газодобывающая и газоперерабатывающая отрасли — ООО «Оренбурггазпром».

4) Нефтехимическая и нефтеперерабатывающая отрасли — ОАО «Завод РТИ», ПО «Химпродукт», «Нефтемаслозавод».

5) Промышленность стройматериалов — «Железобетон» «Оренбургстройматериалы», Кирпичный завод, ЗАО «Силикатный завод».

6) Деревообрабатывающая отрасль — АО «Мебельный комбинат», ООО «Оренбургмебель — 2».

7) Пищевая промышленность — ОАО «Оренбургхлебпродукт», ОАО «Оренбургский ЛВЗ», ЗАО «Оренбургская пивоваренная компания», ОАО «Мясокомбинат «Оренбургский», ОАО «Маслоэкстракционный завод», ОАО «Живая вода».

8) Легкая промышленность — ОАО «Орентекс», ТОО «Фирма «Ореана», ОАО «Оренбургская кожгалантерейная фабрика», ОАО «Элегант», АО «Оренбургшвеймех».