Витражное искусство от возникновения до наших дней

  • Рассмотреть историю возникновения и развития витража
  • Узнать об основных видах витража и более внимательно изучить расписной витраж
  • Узнать о состоянии витража в современном искусстве
  • Выделить основных знаменитых витражистов
  • Ознакомиться с новосибирскими мастерами и мастерскими, работающими в технике «витраж»
  • Курсовая работа состоит из введения, трех глав: история возникновения и развития витража; основные виды витража и технология изготовления; искусство современного витража, которые делятся на параграфы; заключения, а так же приложения и списка используемых источников.

    статьи и ресурсы из интернета.

    ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВИТРАЖА

    История изготовления цветного стекла

    История цветного стекла уходит вглубь веков. Помимо открытия бронзы, те же ранние культуры, смешав несколько компонентов, нашли способ получать совершенно новую субстанцию: стекло. Шумеры применяли стекловидную глазурь для расцвечивания конической черепицы своих огромных храмов, а ко второму тысячелетию до н.э. древние египтяне Нового царства научились изготавливать сосуды из намотанного спиралью цветного стекла. Древние греки и римляне разработали технологию не менее оригинальных изделий из цветного катанного стекла, например, ваз миллефьоре и затейливых резных цилиндрических кубиков. Примерно в I в. до н.э., предположительно в Сирии, была изобретена техника выдувания стекла. Стеклодувная трубка открыла в стекольном производстве новую эру. Римляне вставляли пластинки прозрачного выдувного стекла в окна наиболее роскошных зданий.

    Романский период (XI-XII вв.)

    Большой скачок витражное искусство претерпевает в XI веке. Появление новых культурных и теологических обстоятельств повлекли за собой расцвет архитектуры. Коренные изменения традиционного облика священных храмов позволило стать витражному стеклу выдающимся изобразительным средством. С этого времени художественный витраж обретает свою классическую форму – цветные стекла, скрепленные между собой с помощью металлического профиля. Этому способствовало появление способа изготовления тонкого листового стекла и использование свинцового профиля.

    Основные сюжеты данного периода изображают известных святых или истории из Библии. Наиболее популярно изображенной в витражных композициях, является особо почитаемая Дева Мария, она часто изображается как королева. Преобладающие цвета красный и синий.

    9 стр., 4008 слов

    История возникновения книги

    ... пользу инновационному процессу. Глава 1. Всеобщая история возникновения книги 1.1 Особенности письма и письменности ... В течение тысячелетий существования и развития идеографические системы достигли необычайной сложности. ... на латинской основе (26 букв), древнейшие памятники которых дошли до нас от VII века до н.э. Вносятся различные предложения по созданию всемирного алфавита. 1.2 Зарождение книги ...

    Самым древним из уцелевших образцов витража романского периода является поразительная и загадочная голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе (рис. 1).

    Голова нарисована на прозрачном «белом» стекле. Выразительные линии образа прорисованы коричневой непрозрачной эмалью. Для выделения теневых участков применена та же краска в более слабой концентрации. О месте первоначального расположения работы ничего не известно. Она могла быть частью фигуры Христа на небесном престоле. Другой дошедшей до нас работой является группа из четверех пророков из Аугсбургского собора, созданная в конце XI – начале XII века (рис. 2).

    Хорошо сохранившиеся фигуры представляют самый ранний из известных экземпляров цветного, расписного стекла в свинцовых переплетах. В них явно чувствуется влияние иллюстраций к манускриптам, и, возможно, они были созданы в аббатстве Тегернзее у границы Швейцарии [9].

    В церквях, спроектированных или возведенных, примерно, в 1130 году и после, таких как соборы в Шартре и Пуатье, тяжелая структура пронизана необычно крупными окнами. Типичный ансамбль, занимающий обычно положение в западном или восточном пределе, состоит из трех окон, символизирующих Святую троицу. Западные окна Шартрского собора представляют сцены из жизни Христа, его страдания и земную родословную. В Пуатье центр композиции массивной апсиды является шестиметровой высоты витраж «Распятие и Воскресение» (ок. 1160), по обеим сторонам которого расположены окна, рассказывающие истории святых Петра и Павла. По сравнению с ранними публичными храмами, вышеупомянутые окна характеризуются бледными оттенками цвета в тех местах, где когда-то царила аскетичная белизна. Впервые появляются живые напоминания о жертве Христа и о путях человеческого спасения.

    Готический период (XII-XV вв.)

    Витражи в готическом стиле – плод периода глубокой религиозности и символического мышления Европы средних веков, отразившийся в архитектуре того времени, а готический витраж наилучшая наглядная демонстрация. Отныне окна – рукописный текст в жизнеописании христианских святых.

    Витражи в готике носили не только духовный, но и практический смысл. Дело в том, что архитектура того периода ценила плотное расположение окон. По сути стены были лишь соединяющими звеньями между множественными оконными проёмами в соборах, церквях, общественных зданиях. Из-за обилия окон самой разной конфигурации и формы в помещение проникало слишком много света. Художественные изображения на стекле призваны были приглушить его, создав в то же время игру света и теней.

    По сравнению с романскими витражами в готических отмечается более насыщенный и глубокий цвет. Так, синие цвета темнеют, а неокрашенные стекла появляются изредка и служат для получения блестящих точек. При этом ради экономии часто применяются гризайли, и не только в бордюрах, где они используются для наносимого кистью растительного орнамента, но также и для фонов.

    Венцом готического стиля стал знаменитейший – Нотр-Дам в Париже (рис. 3), Кентерберийский собор, а также окно «Роза» в аббатстве Сен-Дени и Шартрский (собор во Франции), оставили под впечатлением всю Европу. Постоянно нарастающее количество новых форм стекла позволило создавать все более сложные и объемные изображения, а порой целые повествования значимых событий.

    14 стр., 6928 слов

    Стекло: свойство и применение

    ... был предложен состав стекла с окисью свинца, что отличало стекло блеском и радужной игрой. Со второй ... получения стекла. В 1615 в Англии предлагается способ использования угля в качестве топлива для стекловаренных печей. Это даёт возможность получать при высоких температурах термостойкое стекла. В 17 века в Англии ...

    Изображения религиозных сцен и великих людей, первоначально появившиеся в католических соборах, были оценены по достоинству, и вскоре европейская знать стала заказывать художественную «игру светотени» для собственных домов [8].

    Эпоха Ренессанса (XV-XVI вв.)

    Профессия художников встала под патронажем нового богатого класса. Индивидуальных художников с конкретными навыками искали повсюду. Работы художников из стекла в окнах гильдий отражает более высокий статус витража. Колорит и открытое пространство больше не ограничивало архитектурных конструкций, а увеличение светских заказов отражает новые богатства. Архитектура подчеркивается меньше, поскольку она принимает новые органические свойства, формы становится более мягкими и используются теплые цвета, в то время как большее внимание уделяется фактуре.

    В XVI веке растёт производство стеклянных панелей для частных построек, таким образом витражное остекление несёт в себе повествование и мораль в изображениях. Начиная с Реформации XVI столетия, созданные религиозные образы строго угнетались и производители стекла были вынуждены искать иных заказчиков, чтобы зарабатывать на жизнь [9].

    Упадок традиций (XVII-XIX вв.)

    На протяжении одного поколения витражное искусство пришло в упадок по всей Европе. В середине XVII века не было создано, пожалуй, ни одной значительной крупномасштабной работы. Причина прежде всего заключалась в разрушительных последствиях протестантской Реформации и упорном сопротивлении католической церкви. Витражное стеклоделие, всегда связанное с искусством своего времени, становится все более консервативным и переходит на позиции официальной церкви. Кроме того, применение непрозрачных эмалевых пигментов сильно повлияла на светопропускающие свойства цветных окон. Завершающий удар по витражному стеклу как изобразительному средству нанесло разрушение основных стекольных центров в Германии в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648).

    Золотой век религиозного витража начался с коренных реформ церкви в конце

    XI – начале XII века. Конец ему положила другая коренная перестройка, эпоха Просвещения, в которой витражное стекло также не представляло почти никакого интереса. В глазах натуралистов и моралистов религиозное содержание витражного искусства представлялось несовместимым с гуманистическим утверждением прав освобожденного от религиозных оков человека. Огромное количество средневекового стекла было разрушено в ходе Великой Французской революции в знак протеста против многовекового союза католической церкви и королевского двора. Невосполнимой утратой стало частичное разрушение неповторимых окон аббата Сугерия в апсиде Сен-Дени. В тот же период в Англии, где политические перемены были менее болезненны, в грегорианскую эпоху живописное стекло восемнадцатого века претерпело незначительные усовершенствования. Роспись темными эмалями по большим сплошным площадям прозрачного стекла полностью абсорбировала принципы масляной живописи. С одной стороны, старинные традиции витражного стекла отчасти сохранили прошлую цельность. Росписи по стеклу на возвышенную тематику создавались такими выдающими художниками, как сэр Джошуа Рейнольдс, и размещались в просторных помещениях часовен колледжей или других церковных интерьерах [9].

    9 стр., 4367 слов

    Художественный стиль модерн

    ... др. До стиля модерн в Европе главенствовал эклектика, которая цитировала и повторяла предыдущие стили. Но в 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, вносящий новые ... своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то ...

    Модерн (XIX-XX вв.)

    Стиль модерн ведет свою историю от Парижской художественной выставки 1900 года. «Le style Moderne» популярен до сих пор и вряд ли когда-либо выйдет из моды. Основателем стиля Модерн считают финского художника Акселя Галлен-Каллелу. Основная идея стиля модерн – превознесение формы. Начавшийся с глубоко символизма, модерн впоследствии распространился на все области в искусстве, а основным постулатом стиля стала идея, что «форма важнее содержания». Плавные, замысловатые линии, одухотворенность, изысканность, утонченность, изменчивость подобно морскому прибою. Основная тема стиля – морская, все линии оформления «модерн» так или иначе символически воспроизводят контур морской волны. Часто можно встретить причудливые цветы, морские диковины, волны. Кованые решетки, мозаики в сине-зеленых тонах, и, конечно же, витражи – все это очень характерно оформлению в стиле модерн. Витраж в стиле модерн, как правило, расцвечен не чистыми красками, а полутонами. Бледные, приглушенные, неоднозначные оттенки как пастельного, так и темного стекла, причудливые контуры решеток, сложные и плавные линии – вот те основы, которые делают витраж модерн великолепным артефактом, реликвией, которая со временем становится все более и более ценной [4].

    Витраж в стиле модерн – это с одной стороны талантливое художественное произведение, а с другой – пожалуй, наименее требовательный к интерьеру из всех стилей витражей. Дело в том, что классический или готический витраж могут смотреться неуместно в неподходящем интерьере. А художественный витраж в стиле модерн «приспосабливается» к имеющейся обстановке, и подчиняет ее себе, создавая силой цвета и линий непередаваемую атмосферу поэтического уюта.