Данная курсовая работа рассматривает понятие «конвергенции» в журналистике, которая свою очередь, в нынешнем современном веке определяет современный контекст развития информационного пространства и происходящие в нем эволюционные изменения, связанные с новейшими достижениями в области информационных и коммуникационных технологий. В то время, когда общество вступило в новую фазу развития в условиях усиленного влияния информации на прогресс человечества, быстрота получения, объем, и качество информации становятся фактором устойчивого и эффективного функционирования социально-экономических систем. Появление новых каналов коммуникации обеспечивает обществу в целом и каждому отдельному гражданину доступ к глобальному телевидению, радиовещанию, к всемирной сети газет, журналов, информационных агентств.
Конвергентная журналистика — новейшее направление в журналистской деятельности, обусловленное интеграцией различных средств массовой информации: телевидения, радио, печати, новых сетевых медиа и Интернета.
От современного журналиста сегодня все чаще требуется владение профессиональными навыками сразу в нескольких отраслях. Цифровые технологии позволяют решать эту задачу максимально эффективно. И сегодня журналистам необходимо обладать как знаниями о классических методах работы в медиаиндустрии, так и профессионально владеть мультимедийными средствами работы с информацией для повышения оперативности и качества работы издания. Наша задача выяснить, что явилось предпосылками к такому быстрому и интенсивному развитию в технологическом, социальном и культурном контексте.
Данная курсовая работа позволяет овладеть базисными знаниями в этой области, прежде всего, разобраться, что же явилось предысторией развития такого понятия, как конвергентная журналистика. Вместе с тем изучить и освоить новые процессы и технологии в новом медиапространстве.
Объект исследования: современная конвергентная среда функционирования средств массовой информации, обусловленная прогрессом информационных и коммуникационных технологий, формирующая новые задачи журналистского образования.
Предмет исследования: трансформация системы современной журналистики, происходящая в условиях конвергенции СМИ как основной тенденции развития мировой и отечественной медиасферы.
Цель исследования: состоит в том, чтобы рассмотреть конвергенцию СМИ в процессе формирования и появление конвергентной журналистики как феномена, являясь ведущими факторами модернизации современной журналистской деятельности, инициацию разработки и введение новых производственных медиаструктур, а также внедрение инновационных моделей мультимедийного продукта.
Влияние средств массовой информации на поведение молодёжи — ...
... негативное воздействие на молодых людей. Таким образом средства массовой информации имеет две стороны влияния, как две стороны медали. Давайте проследим характер этого влияния на примере такого СМИ как телевидение. Социологические исследования последних ...
Задачи исследования:
1. исследовать новые цифровые технологии и средства массовой информации;
2. рассмотреть новые принципы организации работы редакции;
3. проанализировать социальную трансформацию общества в конце XX — начале XXI вв;
4. определить культурные предпосылки формирования конвергентной журналистики.
Методы исследования: в исследовании были использованы общелогические методы: описание, анализ, синтез, систематизация и классификация материала, а также общенаучный диалектический метод, принципы научной объективности.
— научные труды, монографии и учебная литература теоретиков данной области.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучение
развития журналистики и ее переход к новым технологиям позволяет расширить поле предыдущих исследований, предпринятых в этой области, и может стать основой для дальнейшего изучения формирования «новой» журналистики.
Теоретико-методологическую базу работы составили научные труды таких теоретиков и историков журналистики, как Баранова Е. А, Г. В. Жирков, Я. Н. Засурский, С. Г. Корконосенко, Е. А. Корнилов, Ю. В. Лучинский, С. Я. Махонина, Р. П. Овсепян, Л. Л. Реснянская, А. И. Станько, В. В. Тулупов, М. В. Шкондин, А. И. Акопов, А. Р. Багаутдинов, П. Бредшоу, Е. Л. Вартанова, И. И. Засурский, А. А. Калмыков, А. Г. Качкаева, Р. Кёрли, Л. А. Коханова, М. Купер, Д. Ллойд, Б. Лонга, Н. Г. Лосева, М. М. Лукина, Л. Майкл, А. Ю. Николайчук, М. Паркс, В. Портер, П. Райли, Д. Рэндалл, О. М. Силантьева, Р. Суро, С. Л. Уразова, М. Г. Филимонов др.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в рамках курса «Конвергентная журналистика», и при работе журналистов в данной области.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя по два параграфа, заключения, списка литературы (31 наименования) и приложений.
1. Технологические постулаты конвергентной журналистики
1.1 СМИ и новые цифровые технологии
Впервые новый подход к деятельности СМИ и определение понятия «система средств массовой информации» были введены Хелемендиком В. С. в 1977 году. В итоге изменяется традиционная система СМИ. Современные газеты, радио, телевидение и Интернет функционируют в мультимедийной среде, где образуется сбилижение. Хелемендик обозначил ведущие принципы координации средств массовой коммуникации: специфичность, систематическое корректирование содержания, функциональная взаимозависимость и необходимость признания общности функций печати, радио и телевидения и их взаимодействия. Это позволило ученому еще в 1970-е годы выдвинуть гипотезу о том, что «со временем организационная структура журналистики изменится и ныне самостоятельная газета, радио, телевидение сольются в своеобразные объединения с общим информационным центром, планированием и измерением эффективности их воздействия на массы».
«Стирание границ между медиа как средствами обоюдной коммуникации, такими как телефон, почта, телеграф и как средствами массовой коммуникации, такими как пресса, радио и телевидение» Итьель де Соло Пуль
Дэниел Белл обозначил особенности новых концепций и представлений об информационном обществе и выдвинул идею, где конвергенция была воспринята и переосмыслена в новом контексте. С 1970-х годов понятие «конвергенция» все чаще употребляется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических устройств, например, компьютеров, телефонов, телевизоров. Дальнейшее развитие термин получил в ходе обсуждений о дерегулировании телекоммуникационного рынка в США и вещательного рынка в Западной Европе в 1980-х годах. Но лишь в 1990-е годы быстрое внедрение Интернета в обыденную жизнь миллионов людей придало разговорам о конвергенции широкий практический смысл.
Современные информационные технологии в журналистики
... радио, его возможностям в российском и мировом масштабах; изучить общие закономерности функционирования мобильной журналистики – результата синтеза интернета, сотовой связи и журналистского мастерства. Научно-практическая значимость работы ... мира, осуществляемое в компьютерах, требует обработки неизмеримо большего объема информации, чем содержит конечный результат. Чем совершеннее компьютер, тем ...
Именно последние 20 лет начали всерьез говорить о мультимедиа. Это произошло в связи с прогрессом и развитием компьютерной техники, компьютерных носителей и компьютерных сетей как способа трансляции. Ведь именно эти технологии позволили объединить внутри одного носителя — компакт-диска, разные ранее необъединимые средства коммуникации — визуальную, текстовую и звуковую, речевую.
Средства массовой информации, принадлежащие к таким каналам передачи информации, как печать, телевидение, радиовещание, традиционно описываются по целому ряду типизационных признаков, к которым относятся:
- особенности аудитории (социальный адрес);
- целевое, или функциональное назначение издания;
- характер передаваемой информации (ее виды, формы, жанры);
- зоны информационного внимания (тематика, сферы отражения);
- объемы и форматы передаваемой информации;
- соотношение разных знаковых форм передачи информации (например, текста и иллюстративного материала для печати, текста и видеоматериала для телевидения);
- периодичность (регулярность выхода номеров, программ, выпусков);
- время выхода (например, утренние, вечерние, воскресные издания, выпуски);
- место выхода и зоны, география распространения информации (например, выпускать газету или телепрограмму можно в одном регионе, а распространять, транслировать — на другие, как иновещание «Радио России» или «Голос Америки» и т.п.).
Описывая СМИ как целостную подсистему развитого информационного рынка (приложение 1), необходимо также учесть и его организационно-правовой статус. Этот признак, включающий характер собственника/владельца, учредителя СМИ, структуру — производителя информационного продукта, а также регистрацию, присущ всем полноценным и структурно самостоятельным звеньям медиасистемы.
С развитием новых секторов медиарынка набор признаков, указывающих на то, что тот или иной объект есть часть СМИ, может модифицироваться и расширяться, поскольку каждое новое структурное образование медиасистемы имеет как техническое своеобразие, так и специфическую функциональную составляющую.
Так, при первых попытках описания интернет-СМИ в классической системе координат встал вопрос о поисках новых подходов к таким «старым» признакам СМИ, как, например, периодичность издания, объемы передаваемой информации, география ее распространения и т.д. Например, последняя характеристика, иначе называемая «зоны распространения информации», в Интернете приобретает качество трансграничности, т.е. независимости распространения информации от национально-территориальных и государственных образований.
Средства массовой информации и культура речи
... во время проведения массовых социально-политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства); -- гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что ... речи, речи СМИ, в том числе и электронных. Это, во-первых, тенденция к ослаблению падежных функций, что, с точки зрения культуры речи, нарушение нормы русского литературного языка. Например, ...
1.2 Новые принципы организации работы редакции
Отечественная журналистика, начиная с 30-х годов прошлого столетия, накопила огромный опыт взаимодействия печати, РВ и ТВ, который, с нашей точки зрения, имеет существенное значение в плане методологии выстраивания алгоритмов функционирования конвергентных редакций.
Интеграция в медиасфере интенсивно осуществлялась не только в Советском Союзе, но и в других социалистических странах, поскольку она была типичной для социально ориентированных — не по декларациям и намерениям — государств, а по своему существу. Поэтому обратимся к опыту кооперирования в Германской Демократической республике. Тема труда, признание его как основополагающей ценности данного общества явились побудительным фактором для совместной журналистской акции с участием профсоюзной газеты «Tribune» и радио ГДР под девизом «Светлые головы — горячие сердца». Эта акция явилась своеобразной формой чествования лучших тружеников республики. Редакции газеты и радио обратились к своим аудиториям с просьбой назвать кандидатуры, и в результате было получено (кампания длилась с 9 января по 7 апреля 1967 года) свыше 10 тысяч имен рабочих, инженеров, учителей, врачей и т.д.
Газета и радио, концентрированно и последовательно наращивая объем информации, коллективно создавали образ героя времени. Радиожурналисты помимо обычных жанров широко использовали и социологические методы — массовые опросы мастеров, рационализаторов производства о мотивах и побуждениях их творческого труда, о факторах, стимулирующих или тормозящих технический процесс. В газете печатались очерки, зарисовки, репортажи, комментарии и статьи. За время кооперирования «Tribune» представила на своих страницах более 600 персоналий. Одной из наиболее подготовленных и эффективно осуществленных на всех этапах была совместная акция газет»Neues Deutschland», «Tribune» и телевидения ГДР (популярная информационная программа «Aktuelle Kamera»), в ходе которой редакции решили исследовать группу социально-экономических вопросов, в частности, таких, как повышение ответственности предприятия в рамках государственного планирования и роли каждого работника в управлении предприятием. Общая рубрика звучала так: «Успех — дело случая»? Что определяет производственный результат, прибыль предприятия — удача, случайность и целенаправленная творческого коллектива? Эти вопросы адресовались массовой аудитории читателе и телезрителей.
Редакция «Neues Deutschland» получила в ходе акции свыше 200 корреспонденций, в которых авторы — рабочие, инженеры, руководители предприятий делились секретами успеха, образцами передового опыта, вскрывали слабые места на своем производстве. Журналисты, выполняя намеченный план, включались в творческий поиск коллег. Так, когда газета «Tribune» напечатала критические корреспонденции о работе двух предприятий Карл-Маркс-Штадта на тему «Сколько стоит потерянное время?», эстафету подхватила «Aktuelle Kamera» в жанре бесед и кратких интервью, кинокадров и фотографий, а затем «Neues Deutschland» опубликовала результаты опроса мнений работников этих предприятий. Все вышедшие по трем каналам информации материалы обсуждались на предприятиях, были намечены конкретные меры по устранению недостатков — об этом сообщила газета «Tribune», начавшая разговор. За четыре месяца (апрель-июль 1968 г.) в дискуссии приняло участие свыше 1000 рабочих, инженеров, техников. К участникам кооперирования присоединилось около 100 заводских многотиражек, которые также публиковали материалы о научной организации труда, творческом подходе, ответственности за порученное дело и т.п. Формы взаимодействия СМИ изучались учеными социалистических стран Восточной Европы: немало ценных наблюдений, перспективных идей относительно особенностей взаимоотношений внутри медиасистемы содержалось в трудах Г. Айслера, Д.Георгиева, В.Симеонова и ряда других. Так, К.-Г.Рёр доказывал, что кооперирование — это не модная тема, «оно помогает сильнее выявить публицистические особенности различных видов журналистики и характер связи между ними»; П.Фиртель подчеркивал: «кооперирование усиливает непрерывность информационного влияния, устраняет неоправданные повторы содержания с одной стороны, пробелы в информации с другой…». Научное сообщество нашей страны также уделяло серьезное внимание данной проблематике, ее исследование было в сфере интересов известных ученых — В.Г.Афанасьева, Э.Г.Багирова, Р.А.Борецкого, В.В.Егорова, Е.П.Прохорова и ряда других. Факультет журналистики МГУ совместно с Союзом журналистов СССР проводил научно-практические конференции: в 1979 году, например, в таком форуме приняли участие не только ученые, но и все главные редакторы областных, краевых, республиканских газет и редакций телевидения и радиовещания страны; тема основного доклада на пленарном заседании — «Взаимодействие средств массовой информации как средство повышения эффективности прессы». Творческий дискурс в то время велся вокруг определения понятий «система СМИ», «координация СМИ», «взаимодействие СМИ». Существенным признаком системы средств массовой информации является динамичный характер взаимоотношений между ее компонентами: они находятся в тесной взаимосвязи, что обеспечивает не только собственное развитие, но и эффективность их деятельности. При планировании и подготовке социальной информации; воплощении ее в конкретных формах и жанрах, в ходе избирательского восприятия ее массовой аудиторией выявляются объективно присущие медиасистеме отношения координации: «Способы объединения печати, радиовещания и телевидения в непрерывно функционирующее целое — в этом, по нашему мнению, сущность координации их деятельности, основными принципами которой являются, специфичность воздействия каждого канала на массы, согласование содержания и функциональная взаимозависимость». Как нам представляется, данное определение, и сегодня не утратило своей значимости. Признаками взаимодействия (кооперирования) СМИ следует считать одновременное исследование и отражение печатью, радиовещанием и телевидением тех или иных проблем жизни, комплексное ведение совместных политических и хозяйственных кампаний, последовательность и преемственность в передаче и комментировании информации. Сущность взаимодействия состоит «в объединении нескольких редакций газет, телевидения, радиовещания на более или менее продолжительный срок как бы в один журналистский механизм — в «одну редакцию» с единым планированием, взаимной поддержкой при последовательном и разностороннем освещении избранной темы». Обзор конкретных форм кооперирования, который представлен выше, дает возможность сформулировать методологические принципы этого процесса. 1. Сознательное, обусловленное программой совместной акции повторение социальной информации, дополнение и развитие ее при освещении избранной темы. Взаимодействие изначально задумывалось и осуществлялось как весомый фактор наращивания объема информации в ходе последовательных, взаимосвязанных выступлений редакций-партнеров. 2. Непременным методологическим основанием кооперирования являлось повышение степени раскрытия специфичности каждого СМИ. Аналитическая сила печатного слова, оперативность сказанного, эмоциональность визуально-акустического образа дополняли друг друга, и в результате СМИ получали возможность последовательно, гармонично обогащать новой информацией, фактами и идеями, становящуюся общей аудиторию читателей, слушателей, зрителей. 3. В ходе взаимодействия происходил мгновенный охват необходимой по замыслу редакций-партнеров социальной информацией расширенной аудитории, т.е. достигался своего рода кумулятивный эффект. Рассмотрение форм взаимодействия СМИ в историческом аспекте дает весомые основания определить их как начальный этап медиаконвергенции, без анализа которого весьма затруднительно адекватно исследовать генезис данного явления. Более трех десятилетий назад был высказан прогноз: «В виде гипотезы можно предположить, что со временем организационная структура журналистики изменится и ныне самостоятельные газета, радиовещание, телевидение сольются в своеобразные объединения с общим информационным центром, планированием и измерением эффективности влияния на массы». Сегодня этот прогноз — реальная действительность в виде конвергентных редакций.
Развитие культуры и науки в ХХ веке
... тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания. Культура ... формирования «материального тела» культуры XX века. 2. Технические достижения ХХ века ... массовой информации ... достоинство человека. Принцип ... культуре XIX в. — романтизма, академизма, реализма, художественная культура XX в., распадаясь на ряд течений, являет собой различное отношение художественного ...
Содержание понятия «художественный образ» в гуманитарных науках
... образные средства заключают в себе важную информацию, интерпретация которой необходима для понимания главной идеи произведения словесно-художественного творчества. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению понятия «образ», его содержание остается ...
Сегодня конвергентная редакция считается одной из перспективных моделей развития медиа. Идея самой концепции объединенной редакции заложена в интеграции всех возможных на сегодня форматов медиа-продукта: он-лайн, печатного, мобильного, а также вещательного. Вообще реализация идеи конвергенции подразумевает «новую систему» производства информационного продукта, в котором основной идеей является создание полноценной конвергентной редакции. Теперь такие форматы редакции действуют по принципу трансмедийного повествования, которые обмениваются информацией, анонсами, а также ссылками на материалы СМИ участников самого процесса создания общего информационного продукта. При этом единый информационный центр увеличивает свой потенциал и повышает качество поставляемых новостей, тем самым удовлетворяя потребности различной аудитории.
Типы конвергентных редакций:
1. Мультимедийная редакция — это редакция, в которой ключевым является наличие специальноподговленных редакторов для каждого технологического пласта издательства. Здесь имеются в виду отдельные редакционные единицы, которые работают одновременно для печатной и он-лайн версий издания.
2. Интегрированная редакция — это редакция, в которой объединяются все новостные потоки, проходящие на основных технологических пластах издательства. Это происходит на уровне планирования и производства, обеспечивающего контент, содержащий все информационные каналы. В такой редакции нет одного работника, ответственного за определенный информационный канал. Ответственность за освещение новостей на печатных и цифровых пластах издательства лежит на плечах редактора определенного тематического отдела.
Народы и культуры развитие и взаимодействие
... эти явления наблюдаются. СодержаниеВведение Взаимодействие культур Теории различия культур и культурного взаимодействия между народами Взаимодействие культур и культурная трансформация как форма глобализационного процесса Взаимодействие культур – диалог культур. Заключение Список литературы ВведениеОсобенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной ...
3. Кросс-медийная редакция — это редакция, в которой рабочий процесс происходит по принципу взаимного обмена информацией. Сюда относится создание, обработка и распространение контента, которые производятся сразу для всех технологических пластов издательства. В такой редакции работники различных тематических отделов создают контент и для печатной, и для онлайн версии издания. Это позволяет обеспечивать видео- и аудио-роликами веб-сайт.
2. Конвергентная журналистика в контексте социокультурного развития
2.1 Социальная трансформация общества в конце XX — начале XXI вв
В современной исторической и социологической литературе по этой проблеме, в настоящее время, господствуют две научные концепции. Одна — это концепция, характеризующая процессы второй половины1980-1990-х гг. XX в. как революционные.
Вторая — концепция так называемой трансформации (или трансформационной эволюции).
Если говорить о первой концепции, то большинство ученых понимают революцию как радикальное изменение основ политического, экономического и социального строя, перемену основ государственности. Одна из самых развернутых и логически обоснованных характеристик социальной революции в России на рубеже XX — начала XXI вв. дана современными российскими экономистами И.В.Стародубровской и В.А. Мау.
Авторы считают, что в конце XX в. в России произошла полномасштабная социальная революция, предпосылками которой стали противоречия между новыми, постиндустриальными тенденциями и сложившейся в СССР жесткой институциональной структурой, ориентированной на задачи мобилизации ресурсов.
Вместе с тем, как отмечают данные авторы, российская революция имеет свои характерные особенности. «Основная специфика революционного процесса в России связана с ролью в нем насилия». А именно, оно не было массовым и не носило стихийных разрушительных форм.
Известный ученый, академик РАН Т.И. Заславская считает, что Россия «пережила не революцию, а долгую череду недостаточно подготовленных, противоречивых, можно сказать, судорожных реформ и прямых политических мер, вызвавших цепь политических и социально-экономических кризисов. Такой характер развития не соответствует понятиям ни революции, ни великих реформ». И его можно назвать кризисной трансформацией.
Понятие трансформации вошло в обиход общественных наук в 1950-1960-е гг. XX в. Как правило, сущностное значение данного понятия сводится к выражению радикальных структурных перемен, отражающих переход к качественно новому состоянию социальных систем.
Важный вклад в изучение названных дефиниций внес член-корреспондент Национальной академии наук республики Беларусь А.Н. Данилов, выпустив очень интересную работу «Переходное общество: проблемы системной трансформации». В этой работе и сделан ряд серьезных выводов.
Во-первых, теории трансформации как таковой пока не существует.
Во-вторых, А.Н. Данилов настаивает, что «пока происходит трансформация не от низшего к высшему, а от среднего, чреватого пороками и противоречиями к весьма среднему, преимущества которого никак не выявляются и резервы не используются».
В контексте рассматриваемых вопросов с Т.И. Заславской солидарен Д.В. Маслов, который считает, что понятие «трансформация» наиболее реально подходит к анализу социальных изменений, происходивших в России на рубеже XX-XXI вв. Преимущества в использовании данного понятия ему видятся в следующем:
Культура и общество (2)
... культуру и общество, как сущностно сходные понятия: нет общества без культуры, а культуры без общества. Социальное и культурное противопоставляется природному. При этом существует и иная точка зрения на соотношение понятий науки и культуры, ... развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания. На этой теоретической основе и ... традициях. Поведение народа, по мнению Л. Уайта, ...
* оно (понятие) не несет в себе идеологической нагрузки, чего особенно
трудно избежать, исследуя современную историю;
- понятие трансформации не обнаруживает жесткой детерминации в вопросе о причинной связи между состоянием советской системы и её последующими изменениями;
- содержание рассматриваемого понятия не заключает в себе конкретного указания на неясные до сих пор результаты трансформации;
- и наконец, концепции трансформации получили определенное признание в науке.
Близкую к трансфомационно-эволюционной концепции высказывает современный исследователь Н.Н. Разуваева. По её мнению, » российская трансформация 1990-х годов не была революционным процессом, а представляла собой направляемую «сверху» кризисную и остро конфликтную общественную эволюцию».
Надо сказать, что в последнее время понятие трансформации употребляется чаще. Его широко применяют ученые, занимающиеся новейшей историей— А.С. Барсенков, О.Н. Смолин, Л.Н. Доброхотови др.
Само понятие трансформации более широкое. Оно может включать в себя другие понятия, такие как реформа, революция, и рассматривать их как вариант трансформации.
Вместе с тем, на наш взгляд, понятие «трансформация», это дефиниция социологии, а не собственно исторической науки. Бесспорно, что закономерности социологии применимы для анализа исторических процессов, поэтому считаем, что и понятия «социальная революция» и «трансформация» правомерно использовать в оценке общественных перемен в России на рубеже XX-XXI вв. И, конечно же, все это не могло не коснуться журналисткой деятельности и специфики редакций, в общем.
Сегодня редкая научная работа обходится без обращения к проблемам складывающихся на современном этапе взаимоотношений внутри медиасистемы. И это закономерно: продолжается интеграция различных видов СМИ — процесс, который определяется понятием «конвергенция».
Существует множество дефиниций, но суть их сводится к следующему: конвергенция в журналистике — это сближение, слияние различных по природе средств массовой информации в единое целое — и по организационной структуре, и по технологии передачи взаимосвязанной, консолидированной информации. В некоторых работах утверждается, что конвергенция — признак инновационной журналистики, т.е. это явление характерно для конца ХХ и начала ХХI вв. Так ли на самом деле? А может быть это просто очередной этап ее развития? Генезис медийной конвергенции, как нам представляется, продуктивно рассматривать в ретроспективном плане, имея в виду историю формирования и развития самой системы СМИ с учетом закономерностей вхождения в нее каждого нового компонента. Для медиасистемы на протяжении ХХ в. характерными были сходные, повторяющиеся этапы «притирки» нового и старого (старых) видов журналистики:
Корпоративная культура, ее понятие и влияние на эффективность ...
... Предметом исследования соответственно стало влияние корпоративной культуры на менеджмент организации. Глава 1. Теоретические основы исследования 1.1 Понятие и виды корпоративной культуры В современной литературе существует ... в большинстве работ посвященных этой теме четко не разводятся такие понятия как корпоративная культура и организационная культура, хотя само существование этих определений ...
- познание и освоение собственных (природных) выразительных средств нового медиа — на первых порах и радиовещание и телевидение «брали напрокат» формы и жанры печати;
- совершенствование выразительных средств старого медиа (акцент на развитии собственной «особенности», специфики).
Первой масштабной совместной акцией печати и радиовещания было проведение «декады гигантов» (25 июля — 5 августа 1931 года), во время которой газета «За индустриализацию» (орган ВСНХ СССР), местные издания, заводские многотиражки и радиогазета «Пролетарий» держали под «перекрестным огнем» узкие места в ходе строительства шести крупнейших заводов пятилетки (Магнитострой, Кузнецкстрой, Уралмаш и др.).
Индустриализация (говоря современным языком — модернизация) требовала от СМИ — реализации организаторской функции, в частности, определения «болевых точек» небывалого по темпам строительства. «За индустриализацию», другие газеты публиковали подборки острых критических корреспонденций, заметок и сигналов, адресованных предприятиям, которые сдерживают темпы работ. Печать вскрывала недостатки в работе предприятий-поставщиков оборудования, транспорта; в борьбе за их устранение она привлекала радиогазету «Пролетарий» и местные радиоредакции. Накануне всесоюзной радиопереклички газета на открытие первой полосы напечатала объявление, призывая повсеместно организовать коллективное слушание: 57 радиостанций, 3500 радиоузлов транслировали всей стране «Слово строек о самих себе». (Все выступления в ходе радиопередачи затем были опубликованы в газете «За индустриализацию»).
Действенность совместных выступлений печатных изданий и радиовещания была ощутимой. Во-первых, с помощью СМИ был нанесен сильный удар по обезличке в выполнении заказов на оборудование для строек заводов-гигантов, выдвинута идея комплектности в их поставках. После критики в печати и на радио были достигнуты и непосредственные практические результаты. Во-вторых, «декада гигантов» оказала огромное мобилизующее влияние на коллективы рабочих, инженеров и техников предприятий, связанных со стройками; СМИ помогли осознать и почувствовать сотням и тысячам людей главное: все они участники общего дела, любая модернизация невозможна без мобилизации масс.
2.2 Культурные предпосылки формирования конвергентной журналистики
Культура как явление многозначно и ему сложно дать научное определение, которое могло бы достаточно точно вскрыть его столь подвижную и труднофиксируемую сущность. «Культура (лат. cultura — «возделывание, воспитание, образование, развитие») — это выраженный в созданных людьми материальных и духовных ценностях, в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоёв, отдельного человека с его творческими силами и созидательными способностями». Уровень культуры — это степень возвышения человека и общества над исходным состоянием. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности и регулирование её поведения.
Культуроформирующая функция журналистики, следовательно, заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека .
Идеологическая деятельность журналистики, направленная на формирование массового сознания, также способствует формированию культуры личности, группы, народа, общества в целом. «Но в силу специфики своей задачи она имеет ярко социализаторский характер, ее цель — введение человека в мир общественных отношений как активнодействующей единицы массы на стороне той или иной силы — носителя идеологии. Поэтому культура, формируемая в процессе идеологической деятельности, — это культура, нацеленная, прежде всего на формирование определенно по отношения к современным явлениям и далее — на формирование мотивов и стимулов социальной активности, поэтому и акцент в идеологической деятельности ставится на политическую, экономическую, правовую культуру в их прагматической направленности, на формирование, гражданской активности.
Культуроформирующая функция журналистики не имеет такой жесткой прагматической направленности, ее цель — обогатить внутренний мир человека как само ценной личности.
Это обязывает журналиста знать сферы культурных пристрастий и увлечений своей аудитории, чтобы снабжать ее соответствующей информацией.
Разумеется, деятельность журналиста может быть направлена на расширение или преобразование интересов своей аудитории, но главной его задачей все же остается высокопрофессиональное «обслуживание» предпочтений, стремлений и увлечений, сформировавшихся на базе ее собственного выбора.
На первом месте из выбираемых обществом сфер культуры стоит, как правило, художественная культура — литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка. За ней следуют, а иногда и опережают, разнообразные отрасли фундаментальных и прикладных наук. Вся эта высокая художественная и научно-техническая культура составляет предмет забот художественных и научно-популярных, просветительских и образовательных разделов газет и журналов, передач телевидения и радио. Для СМИ важной задачей является и формирование высокой культуры быта и досуга, даже этикета и т.д.
Заботясь о духовном развитии личности, журналистика способна противостоять разрушительному воздействию так называемой «массовой культуры», явлениям китча, суррогатам искусства, рассчитанным на неразвитый или извращенный вкус. При этом важнейшей задачей журналистики оказывается формирование действительно массовой культуры, т.е. реальное приобщение самых широких масс к подлинной культуре.
Проблема восприятия медиакультуры в современном информационном обществе в контексте научного знания занимает одно из центральных мест. Это само по себе оправдывает существование различных точек зрения на ее решение. Чтобы сделать достоянием высокохудожественные продукты современной медиакультуры, необходимо, чтобы они стали неотъемлемой частью общей культуры социума и индивида.
Активность влияния на информационное общество медиакультуры обусловливается творческим опытом эпохи, поколений, среды, личности. Этот опыт осваивается каждым, и упускать возможность целенаправленного становления медиакультуры, значит сознательно отказываться от культуры личности, а в целом и социума. Сложившаяся социально-культурная ситуация характеризуется сегодня возрастающим вниманием к глубинным истокам медиакультуры. Интерес к ее художественным традициям прошлого не обошел современную научную сферу. Совершенно закономерным является присутствие в современной культурфилософской среде работ о моделировании социума, об исследовании феномена медиакультуры в современном российском обществе, о ее различных контекстах в современной медийной критике.
Информационное общество — концепция постиндустриального общества, современный этап развития информационной цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и производство посредством информации знаний.
Переход к информационному обществу достаточно хорошо подготовил современного человека к быстрому восприятию больших объемов информации. В то же время поставил актуальный вопрос: необходимость скорейшего овладения современными средствами, методами и технологией работы с информацией. Кроме того, эти новые условия усвоения информации породили широчайшую зависимость человека от информации. Поэтому современные ученые, как гуманитарии, так технари считают, что в ХХI в. недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией ,которая подготовит человека принимать решения на основе коллективного информационного знания. Это говорит о том, что современный человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта и была введена категория информационного общества, как «информационная культура».
По отношению к аудитории медиакультура выступает определенной системой развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, усваивать знания в области медиа. Обращаясь к процессам развития мировой и отечественной медиакультуры, нельзя забывать такие понятия, как «медиасреда», «медиапространство», «медиаполитика», а также «конвергентная журналистика», которая и получила возможность развития, благодаря своим культурным и медиакультурным предпосылкам.
Заключение
Еще недавно слово «конвергенция» звучало как-то непривычно даже в устах технических специалистов, а значение термина непременно пояснялось. Теперь, похоже, конвергенция как понятие начинает доминировать в менеджменте медиа, включая и производство контента. Существенно влияя на сбор, создание и распространение информационного продукта, конвергенция не только кардинально изменяет подходы к управлению информацией, принципиально реконструируя организационную структуру СМИ, но и формирует новую бизнес-модель, поиск которой на медиа-рынке интенсивно велся на протяжении последних нескольких лет.
В данной курсовой работе мы рассматривали эволюцию такого понятия, как «конвергентная журналистика», нашей целью было выявить его предпосылки в технологическом и социокультурном плане. Отдельно мы рассмотрели развитие средств массовой информации и новых цифровых технологий. Здесь мы выяснили, что в нынешнем современном веке контекст развития информационного пространства и происходящие в нем эволюционные изменения, связанные с новейшими достижениями в области информационных и коммуникационных технологий подвигли устоявшуюся систему теле, радио и печати на формирование более современной журналистской деятельности. В то время, когда общество вступило в новую фазу развития в условиях усиленного влияния информации на прогресс человечества, быстрота получения, объем, и качество информации становятся фактором устойчивого и эффективного функционирования социально-экономических систем. Появление новых каналов коммуникации обеспечивает обществу в целом и каждому отдельному гражданину доступ к глобальному телевидению, радиовещанию, к всемирной сети газет, журналов, информационных агентств. Всем этим отдельным системам пришлось объединиться, что привело к появлению такого вида редакций, как «конвергентные». Это понятие мы рассмотрели отдельно.
Мы выяснили, что «конвергентная редакция» — это перспективная форма, новая модель деятельности журналистского коллектива. Она позволяет работу журналистских кадров сделать более организованной и продуктивной. Конвергенция представляется процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только системы средств массовой информации и коммуникации, но и различные связанные с ними индустрии.
Само понятие конвергенция (от латинского convergere — приближаться, сходиться) — термин, уже давно принятый в биологии, этнографии, языкознании для обозначения процессов схождения, взаимоуподобления. Исходя из этого же значения, западные философы и социологи в 1950-х гг. начали употреблять понятие «конвергенция» в общественно-политических науках.
Дальнейшее развитие термин получил в ходе дискуссий о дерегулировании телекоммуникационного рынка в США и вещательного рынка в Западной Европе в 1980-х гг. Но только в 1990-х гг. быстрое внедрение Интернета в повседневную жизнь миллионов людей придало дискуссиям о конвергенции широкий практический смысл.
Все чаще понятие «конвергентность» становится синонимом магистральных преобразований в медиа-сфере. Центральное место проблем конвергенции в современных дискуссиях о грядущих трансформациях информационно-коммуникационной сферы объясняется его многозначностью и многоплановым трактованием. Во второй главе это понятие мы рассмотрели в контексте социальной трансформации общества и его культурных предпосылок. Проведенный нами анализ литературных источников позволил выяснить, что в конце XX — начале XXI вв. наше общество сделало существенный шаг вперед и ученых в данной области есть две точки зрения на этот счет. Одни утверждают, что это период можно рассматривать как номенклатурную революцию, другие же называют это «трансформацией общества». Из этого можно сделать вывод, что общество, живущее в эпоху технологического развития, конечно же, требовало и современной подачи информации, что привело к формированию конвергентной журналистики.
С точки зрения культурной функции журналистики, этот процесс, заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека . Что в свою очередь привело к созреванию медиакультуры, которая отвечала требованиям современным веяниям времени и потребностям общества.
Из всего вышеуказанного следует, что понятие «конвергентность» плотно вошло в журналистику благодаря новейшим процессам развития техники и технологий, а также по причине трансформации общества в период конца XX — начала XXI вв.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/tehnologicheskie-predposyilki-razvitiya-konvergentnoy-jurnalistiki/
1. Акопов, А.И. Взгляд на проблемы сетевой журналистики изнутри и снаружи Интернета. // [Электронный ресурс]: Режим доступа: — 15. 09.2014.
2. Антонов, С.Г. Редакторская подготовка изданий. — М., 2007. — С. 298.
3. Багаутдинов, А.Р. Конвергенция: подходы, мнения и реальность // Мультимедийная журналистика Евразии — 2007: интегрированные маркетинговые технологии Востока и Запада: Материалы научно-практической конференции, Казань, 5-6 декабря 2007 года. — Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2007.- С. 531.
4. Багаутдинов, А.Р. Конвергенция: подходы, мнения и реальность // Мультимедийная журналистика Евразии 2007: интегрированные маркетинговые технологии Востока и Запада (материалы науч.-практ. конф.).
— Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2007. — С. 9.
5. Вартанова, Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ. — М.: Аспект Пресс, 1999. — С. 86
6. Воронина Е.П. WWW: интеллектуальная паутина, полная чудес // Журналист. 1996, № 5, С. 45-51.
7. Веселкова, Е.Л. СМИ XXI века: все будет по-другому. [Электронный ресурс]: Региональный информационный центрю — Иркутск: 2007. — Режим доступа: www.babr.ru/news/print — 17.09.2014.
8. Вейлер, К., Мауер Р.И. Сетевые СМИ — другая журналистика. Пер. с англ. // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.mediasprut.ru/jour/theorie/ — 14. 09.2014.
9. Голядкин, Н. А. Страна электронных джунглей // Арсенал. 1997, № 1 С. 17-22.
10. Горохов, В. М., Гринберг, Т.Э. Интерактивная журналистика: Путь в будущее//От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. Отв. ред. Засурский Я. Н., Вартанова Е.Л. М., 2000.- С. 428.
11. Журналистика в стиле он-лайн: использование Internet и других электронных ресурсов / Р. Рэддик [и др.] пер. с англ.; под ред. и предисл. Е.П. Ворониной. — М. Национальный институт прессы Вагриус, 1999.- С. 172.
12. Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования: cб. Лаборатории медиакультуры, коммуникации, конвергенции и цифровых технологий; под ред. И.И. Засурского. — МГУ, 2007.-376 с.
13. Интернет-журналистика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» / А. Калмыков, Л. Коханова. — М. ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-356с.
14. Качкаева, А.Г. Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные.- М., 2010.
15. Кашкина, М. Г. Медиакультура в социокультурном поле информационного социума. // Аналитика культурологии . 2012. №24. С.152-154.
16. Колесникова, М.М. Основные виды сетевых СМИ и некоторые аспекты их функционирования // Филологический вестник РГУ. 2000, № 1 С. 25-31.
17. Кириллов, В. В. «Россия на рубеже XX-XXI веков: социальная революция или внесистемная трансформация?»; [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://maxpark.com/community/politic/content/2040758/ — 10. 09.2014.
18. Ла Рош Вальтер фон. Введение в практической журналистики: Учебное пособие / Под общей редакцией В.Ф. Иванова и А. Коль. — М.: Академия украинской прессы, 2005. — С. 368.
19. Луканова, М.В. Текст СМИ и конвергенция / Политическая лингвистика. — Вып. 20. — Екатеринбург, 2006. — С. 205-214.
20. Левкин, А. Н. Рунет на пути в масс-медиа // Среда, № 1, 1999, С. 15-36.
21. Носик, А. Б. Давайте ссылаться на Сеть// Интернет, 1999, № 3(8) С. 21.
22. Особенности восприятия сетевых СМИ //[Электронный ресурс]: Режим доступа: // Open.by // http: www.open.by/ — 12.09.2014.
23. Рэндалл, Д. Универсальный журналист: учеб. пособие. — СПб.: Национальный институт прессы, 2000.
24. Сайфер, Л. Бумажные газеты исчезнут как вид// [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.utro.ru/ — 10.09.2014.
25. Социальная практика и журналистский текст// Под ред. Я.Н. Засурского, Е. И. Прониной. М., 1990.- С. 462.
26. Титов, М. И. Новые технологии в журналистике. — Воронеж, 2001.- С. 340.
27. Удалова, Т.В., Варда В. А. «Конвергентная редакция как новый тип редакций в СМИ». — М., 2007.
28. Вестник электронных и печатных СМИ/№16. В.С. Хелемендик. К вопросу о понятиях «Взаимодействие СМИ» и «Конвергенция СМИ».
29. Хелемендик, В. С. Союз пера, микрофона и телекамеры. М.; Мысль, 1977. С. 96.
30. Юрьева, А. М. Информационная журналистика как будущее коммуникации.//[Электронный ресурс]: Режим доступа: / — 19. 09. 2014.
31. Яшин, З. Г. Дизайн СМИ в Интернете // Журналистика конца 20 века. Под ред. В.В. Тулупова. Воронеж, 2000.- С. 437.
Приложение