Театр Рима и Греции

Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus — древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V в. н.э. — гибели римской империи под ударами варваров.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности — античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко- культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: — эгейский или критомикенский (III-II тыс. до н.э.), — гомеровский (XI-IX вв. до н.э.), — архаический (VIII-VI вв. до н.э.), — классический (V-IV вв. до н.э.), — эллинистический (вторая половина IV — середина I вв. до н.э.).

Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период. Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Все мы знаем богатый героический эпос — поэмы «Иллиада» и «Одиссея», дидактический эпос — поэмы Гесиода (VII в. до н. э.); это произведения лирических поэтов VI в. до н. э.

Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам — покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю.

16 стр., 7706 слов

Античная культура Древняя Греция и Рим

... Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима позднее стали основой для возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизации и их культуры ...

Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла. На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров).

Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия — карнавально — сатирическую. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Трагедия, по свидетельству Аристотеля, брала начало от запевал дифирамба, комедия — от запевал фаллических песен, т. е. Песен, в которых прославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.

Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос — «козел» и одэ — «песнь», т. е. «песнь козлов». Это название вновь ведет нас к сатирам — спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от слов комос и одэ. «Комос» — это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает «песнь комоса».

Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно — политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно — политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

Уже во второй половине VI в. до н. э. Трагедия достигла значительного развития. Античная история передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в. до н. э.).

Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н. э. На празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

Заключение:

Основные черты античного типа культуры проявились посредством нормы, классики и эстетической формы.

Понятие нормы как понятие культуры складывается уже в эпоху Древней Греции, но получает завершённость, целиком расцветает в римский период античности. Римская история переполнена историями назидательного характера, когда человек в интересах общества и государства поступался своими родственными чувствами.

Понятие классики означает общественное состояние или тип искусства, в котором неповторимое, индивидуальное и общественное находятся в состоянии динамичного, неустойчивого, но реального равновесия. Классика как принцип общественного развития — это взаимодействие жизни и нормы.

17 стр., 8018 слов

В чем трагедия комедии горе от ума. . Трагедия Чадского в комедии ...

... ума» — комедия или трагедия? В памяти многих поколений Грибоедов остался автором одного произведения — комедии title=»грибоедов. читать комедию горе от ... и подличанием Молчалина, пошлостью и фанфаронством Репетилова. Чацкий переживает горе личное, сердечное, благодаря своему непримиримому ... об одном из московских «тузов» и его крепостном театре. Он замечает ненависть света ко всему новому: А ...

Для античного сознания важна эстетическая ясность форм. Отсюда и характерная эстетическая форма античного искусства. Цель искусства — сделать талант и дар внятным согражданам. Стихи всегда следуют чёткой норме. Театральное действо отвечает существующему канону: зрители заранее хорошо знают сюжет трагедии или комедии, неожиданностей не может быть, но для них важно другое — понятность и убедительность известного сюжета и образов, то есть определённая, принятая эстетическая форма.

1. Особенности древнегреческого театра.

Древнегреческий театр был учреждением общественным, содержавшимся государством. Наиболее состоятельные и почтенные граждане платили за обучение хора и его содержание (они назывались хорегами).

Профессии драматурга и актёра считались почётными. Актёрами могли быть только мужчины – они исполняли и женские роли (эта традиция в разных странах, в разных культурах была очень стойкой – таковы театр времён Шекспира, китайский и японский театр).

Актёр античного театра владел техникой чтения, искусством пения и танца. Древнегреческий актёр мог по ходу спектакля играть несколько ролей.

У всех народов мира с древних времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти праздники, и дали жизнь драме и театру Греции и Рима. Так на родине театра – в Древней Греции во время шумных праздничных процессий в честь Диониса, бога виноделия, веселья, разыгрывались сценки из его жизни. В них рассказывалось о том, как Дионис принёс в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскрешении и победе над противниками. Изображалось торжественное прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле, который римляне позднее прозвали корабельной повозкой – «каррус навалис». Отсюда – карнавал. Диониса окружала толпа спутников – ряженных в козлиные шкуры и маски. Маска не случайность. Недаром маска, «личина» – символ театра. Ну а где игра – там должны быть и правила игры. Они тоже формировались постепенно. И первым важным правилом стало разделение на зрителей и актёров. И тогда люди поняли, что театральное действо может играть важную общественную роль, собирать людей, соединять их в едином чувстве. Оно может сообщать сразу многим людям что-то очень важное, общезначимое. Прошло много времени, прежде чем театр начал жить сам по себе, отделяясь от обряда, от религиозного культа. А из толпы выделился герой. Театральные представления стали организовывать специально.

Как и в других областях греческой культуры в театре непременно присутствовал агон (состязательность).

Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера, лучшего хорега (организатора представления).

30 стр., 14608 слов

Происхождение древнегреческого театра

... не сливается. На то оно и искусство. * Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. В начале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали ... века. Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества. К примеру, в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них ...

В заключительный день праздника победители получали награды.

Трагедия (в буквальном переводе – «песнь козлов») возникла из хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавшими веселых спутников греческого бога виноделия Диониса. В V веке до нашей эры к хору были добавлены 3 актера, ведущие с ним диалог, так возникла драма, театральное действо. Если эпоха архаики наиболее плотно выразила себя в лирике, то классическая Греция проявила себя в аттической трагедии – жанре, в наибольшей степени отвечающем духу античной культуры. В греческой трагедии нашла выражение такая эстетическая категория как катарсис, то есть очищение, облагораживание людей. Считается, что первым трагическим поэтом в Греции был Фестид. Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н.э. на праздники Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра. Культурным и театральным центром Греции Афины стали при Перикле. «Век» Перикла (457 – 429 до н.э.) повел за собой Пелопонесскую войну (431– 44 до н.э.), после которой наступил кризис античной рабовладельческой демократии. Противоречия того времени, столкновение гуманистических и демократических идеалов с эгоистическими, корыстными побуждениями по-разному отразились в творениях Софокла (496—406 до н.э.), Еврипида (485-400), и Аристофана (446-380).

Творчество Эсхила (525 – 456 до н.э.) связано с эпохой становления афинского демократического государства. Эсхил совершил настоящий переворот в театре: он ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возможность более глубокой разработки конфликта, усилил действенную сторону театрального представления. Почти все дошедшие его трагедии начинаются с пролога, затем следует парод (песня хора), потом чередование эписодиев (диалоги при участии хора и актеров) и стасимов (песни хора).

Заключительная часть трагедии называлась эксодом — песнь, исполняя которую, хор покидает сцену. Примером ранней трагедии Эсхила служат «Персы». Особое место в творчестве Эсхила занимает «Прометей Прикованный» (время постановки неизвестно), который имеет нравственный характер. Эсхил побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия. 4кн. (с.21-28)

Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза. Созданные им художественные образы – царь Эдип, Антигона, Электра – глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Творчество младшего из трех знаменитых драматургов Еврипида – отличалось пристальным интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной психологических характеристик. Одновременно с ними писали и другие драматурги, однако, их произведения не дошли до нас.

Расцвет античной комедии связан с творчеством Аристофана («Всадники», «Осы», «Облака», «Лягушки», «Мир», «Лисистрата» и другие комедии).

Сюжеты комедий Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Аттическая комедия в отличие от классической трагедии, построенной на легендарном мифологическом материале, несла заряд язвительной сатиры и актуальной политической заостренности.

5 стр., 2029 слов

Сравнительная характеристика творчества эсхила и еврипида в комедии ...

... он ставит вопрос шире и хочет показать роль Еврипида в развитии греческой трагедии и театра».[6] Среди недостатков Еврипида Аристофан в комедии «Лягушки» и других своих произведениях особенно ... моего реферата именно она является ключевой, так как в ней содержится сравнительная характеристика творчества Эсхила и Еврипида. «…примечательно, что Аристофан сталкивает между собой именно Эсхила и Еврипида, ...

Греческое слово «мимос» обозначает подражание, воспроизведение. Исполнители этих сценок также назывались мимами. Героями мимов были традиционные маски: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех и т.д. песни космоса и мимы – это главные истоки древней аттической комедии. Возникшая из аттического комоса комедия пятого века до нашей эры была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др. Злободневность аттической комедии усугублялась тем, что в ней допускалась полная свобода карикатурных изображений отдельных граждан, которые выводились к тому же под своими подлинными именами (поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафен, вождь афинской демократии Клеон, философ Сократ и др. – у Аристофана).

При этом ранняя аттическая комедия создавала обычно образ не индивидуальный, а обобщающий.

Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Появились театральные здания. Древние театры сооружались под открытым небом и достигали огромных размеров. Так, театр Диониса в Афинах вмещал 17 тысяч человек. И сейчас ещё сохранились античные театры, где устраиваются представления.

Один из известных театров, сохранившихся до наших дней — театр в Эпидавре (350-330 гг. до н.э., архитектор Поликлет Младший).

Каменные ступени — театрон — вырезаны в склонах холма. Они частично охватывают орхестру — круглую площадку, на которой выступал хор. Орхестру замыкает скена — первоначально палатка, в которой переодевались актеры, а потом — двухъярусное каменное сооружение. Вдоль нее шло возвышение — проскений, на котором и играли актеры. Театр несколько отличался от театра греческой архаики, например, замкнутостью круга орхестры. Мимы, пантомимы способствовали развитию реалистичности и жизненности в греческом театре, но они не имели уже никакой связи с культом Диониса.