Принципы описания и анализа станковой живописи

Овладение умением понимать и объяснять произведение искусства – незаменимое достоинство художника-педагога. Однако развитие этого умения – столь же тяжелый труд, как и развитие умения создавать сами произведения. Прежде чем говорить об анализе произведений изобразительного искусства, давайте поразмыслим, почему их называют еще визуальными и для чего они, собственно, предназначены. «Чтобы ласкать взгляд, для глаз!» — скажете вы и будете правы, хотя если говорить об архитектуре и дизайне, то ласкать они могут не только взгляд, но и тело. Визуальные искусства ориентированы на зрительное восприятие. Давайте исследуем эту нашу способность видеть.

Итак, обычный человек смотрит двумя глазами, в каждом глазу находится оптический центр – точка, из которой изображение окружающих предметов видится наиболее четким. Значит, устройство нашего зрения имеет два фокуса. Давайте проведем эксперимент: возьмем лист бумаги, проткнем в нем небольшую дырочку и попробуем на расстоянии вытянутой руки посмотреть через эту дырочку на отдаленную точку на стене (например, выключатель).

Не сдвигая руки с места, поочередно будем закрывать то правый, то левый глаз – изображение выключателя в отверстии будет то исчезать, то снова появляться. Что бы это значило?

В человеческом зрительном аппарате работает только один фокус – или правого или левого глаза (смотря какой глаз ведущий: если изображение исчезло при закрытии правого глаза, то он и есть ведущий, а если левого – то ведущий левый глаз).

Один глаз видит «по-настоящему», а другой выполняет вспомогательную функцию – он «подсматривает», помогает мозгу достроить картинку до целого.

Посмотрите внимательно на собеседника во время общего разговора. Ваше зрение фиксирует его правый глаз (для вас он будет слева), и четко видите вы только его. Остальной образ собеседника постепенно расплывается от центра (от его правого глаза) к периферии. Что это значит? Линза нашего глаза – хрусталик – устроена в виде сферы. И изображение по краям всегда будет расплывчатым – предмет отражается четко только в единственной точке фокуса. Чем дальше от фокуса, тем расплывчатее изображение.

18 стр., 8803 слов

Человек и искусство

... глаза, мозг, но и воображение, мобилизу ­ ющее к действию наши духовные силы. История искусства в истории человечества представляет собой ... мира и не осознал в ней свое место. Живописные изображения ... Первая такая пирамида построена для фараона Джосера зодчим Имхотеном ... открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Искусство не существует вне времени и ...

Понятно, что при таких «жалких возможностях» зрения естественному искажению подвергаются и пространство, и форма предметов, и даже цвета. Парадокс в том, что большинство предметов мы не столько видим, сколько мыслим, совершенно не замечая механизмов нашего видения. И поскольку наше зрение незаметно тренируется в культурном пространстве социума (а за последние шестьсот лет тренировка эта происходила преимущественно на прямых линейных перспективах классики), то нам и в голову не приходят такие простые вещи, которые приходят в голову физиологам или художникам. И мы по-прежнему думаем, что предел реализма изображения – в работах передвижников, а не в живописи Сезанна.

Объект исследования: Возможности анализа и описания станковой живописи

Предмет исследования: Станковая живопись.

Цель работы заключается в том, чтобы на основании анализа литературы по теме, практического выполнения описания и анализа художественных произведений определить эффективные методы и принципы описания станковой живописи.

Исходя из цели, определены

  • изучить и проанализировать научную и искусствоведческую литературу по теме исследования;
  • изучить принципы описания и анализа;
  • исследовать достижения художников, обращавшихся к станковой живописи;
  • выявить существенные научные факторы, влияющие на анализ произведений искусств;
  • ознакомиться с современными подходами в анализе станковой живописи;
  • разработать план анализа и описания станковой живописи.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературы по теме исследования.
  • анализ продуктов творческой деятельности художников и искусствоведов.
  1. Принципы описания и анализа станковой живописи
    1. История развития науки

«Живопись — едва ли не древнейшее из искусств, известных человечеству. До наших дней дошли изображения животных и людей сделанные еще в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека.

Как и всякая самостоятельная ветвь художественного творчества, живопись обладает целым рядом неповторимых, оригинальных особенностей. Она повествует о жизни, изображает людей, природу, окружающих человека предметный мир посредствомзрительных образов. Эти образы создаются при помощи целой системы приемов, разработанных и усовершенствованных многими поколениями художников. У станковой живописи есть много разновидностей («жанров»).

Важнейшие из них -сюжетная живопись, портрет, пейзаж и натюрморт.

Искусствознание является сравнительно молодой наукой, однако имеет своих классиков, знакомство с которыми открывает путь к сокровенным знаниям.

Джорджо Вазари (Италия, 16в.) – основоположник научного отношения к изобразительному искусству. До него проблематика искусства изучалась не раз, в том числе и античными ученными, но прежние изыскания относились к теории искусства вообще, а не конкретно изобразительного. Вазари, сам знаменитый художник, подробно и в занимательной форме описал биографии своих итальянских коллег — современников и предшественников в объемном труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Метод жизнеописаний, разработанный им, оставался основным на протяжении 200 лет.

8 стр., 3829 слов

Теории искусств. Теории происхождения искусства студентка 5 курса ...

... что вообще представляет собой искусство, каковы его основные отличительные признаки.Рассмотрим некоторые из теорий, наиболее важные и интересные. Теории происхождения искусства 1.1 Религиозная теория Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии ...

Вторым по величине представителем метода жизнеописаний является голландец Карел ван Мандер, описавший биографии своих земляков в «Книге о художниках». В книгах Вазари и Ван Мандера сочетаются биографическая и предметная фактология с историческими сообщениями — это характерные черты искусствоведческого исследования.

Иоахим Винкельман (Германия,18в.) – основоположник аналитического метода, в изучении изобразительного искусства перенес основное внимание с личности художника на сами его произведения. Он представил развитее античного искусства как закономерный, обусловленный внутренней логикой процесс.

Анализ художественного произведения – метод научного исследования, основанный на раздельном описании и изучении элементов и качеств художественного образа. Анализ выстраивается в определенной последовательности и помимо анализа в узком смысле содержит элементы синтеза. Синтез – сведение в единое целое данных, добытых анализом, венчает исследование. [1]

В истории становления методов искусствознания выделяются шесть основных форм:

1. Иконографический анализ,

2.Формальный анализ,

3. Стилистический анализ,

4.Иконологический анализ,

5. Структурализм,

6.Постструктурализм.

I. Иконографический анализ.

Иконографический анализ – ранняя форма научного описания. Зародился во Франции в 1840-е годы. В основе лежит литературно- повествовательное описание сюжета. Искусствознание той поры развивалось усилиями специалистов, перешедших из литературоведения.

Иконография (от греч. eikon – «изображение», grapho – «пишу») имеет ряд значений.

1. Система вариантов изображения определенного персонажа или сюжета. В древности и средние века сложились иконографические каноны, предписывающие строгие нормативные схемы изображения действующих лиц и событий сакральных сюжетов. Иконография присутствует и в современном искусстве, но в менее 2. Раздел искусствознания, специализирующийся на изучении тем, сюжетов и символов искусства, рассматриваемых отдельно от средств художественного выражения и истории стиля.

II. Формальный анализ – один из современных методов исследований.

Зародился в1875г. Его развитие связано с процессом освобождения искусствоведения от тормозящего влияния других гуманитарных дисциплин, и прежде всего – литературоведения. Развитие новой научной дисциплины сопровождается разработкой собственной, специальной терминологии и методологии.

Генрих Вёльфлин (Швейцария) – основатель формального метода. Вёльфлин разработал теорию стиля в искусстве. Он рассматривал стиль как чисто формальную структуру, как комплекс «основных понятий» (то есть тех главных категорий художественной формы, сочетание которых делает стиль узнаваемым).

Разработал методику, выявляющую взаимодействие формальных категорий в конкретном произведении, которая позволяла перейти от чисто чувственных впечатлений к интеллектуальному изучению.

Взгляды Вёльфлина страдали радикализмом и односторонностью. Так он утверждал, что вся история живописи – история «декоративных приемов», что изучению подлежит только процесс холодного объективного видения, свободного от прихотей вкуса и эмоций. А для этого следует разложить изображение на составляющие элементы и раздельно анализировать пространство, ритм, цвет, фактуру и другие категории формы, но не содержания.

6 стр., 2961 слов

Стилистические особенности имен собственных в произведении Салтыкова-Щедрина ...

... Структура работы Глава I. Структурно-семантический анализ антропонимов в произведении -Щедрина «История одного города» § 1. Основные подходы к анализу ... Елизавета Петровна, Екатерина II. Создавая «Историю одного города», Салтыков-Щедрин использует имена собственные неоднородные по ... ей. актуальность предпринятого исследования Предметом изучения Объектом исследования Материалом исследования Цель задачи ...

III. Стилистический анализ – третий этап развития и один из современных методов искусствознания.

Зародился в нач. 20 века в Вене, благодаря чему выделилась т.н. «Венская школа».

Макс Дворжак – глава Венской школы искусствознания.

Цель стилистического анализа – выявить в структуре произведения признаки, позволяющие отнести его к тому или иному стилю. В противовес адептам формального анализа Г. Вёльфлину и А.Ригелю, венские искусствоведы в качестве основы стиля утверждали образные, а не формальные принципов.

Стиль (от греч. Stylos – «острая палочка для письма») – сумма устойчивых признаков, характеризующих формальную и образную структуру, свойственную искусству определенной эпохи (романский, готический, барокко, классицизм и т.д.).

Стиль получает наиболее яркое выражение при условии синтеза искусств, основанного на подчинении всех пластических искусств архитектуре. Когда отношения искусств принимают вид содружества, а не подчинения, стилевое единство становится размытым, как в эпоху античности или Возрождения. В ряде случаев выделяются крупные пласты культуры и местные школы, обладающие своим стилем (в итальянском Возрождении – флорентийская школа, венецианская, умбрийская и др.).

Возраставшая со времен Ренессанса роль художественной индивидуальности мастера также размывает границы принятого стиля. В искусстве 19-20 в. Стилистическое единство окончательно распадается, и дальнейшее развитие искусства определяется переплетением художественных течений: романтизма, реализма, импрессионизма, кубизма, абстракционизма, сюрреализма и др.

IV. Иконологический анализ (от греч. eikon – «образ», logos – «смысл») – следующая стадия и один из современных методов искусствоведения.

Зародился в 1940-е годы.

Эрвин Панофский (США) – глава иконологической школы.

Цель иконологического анализа – раскрыть исторически-обусловленное образно-символическое содержание произведения искусства, открыть в нем существенные мировоззренческие установки, «культурные симптомы» эпохи. Представители этого направления укрепили связи искусствоведения с историей, философией, филологией и др. гуманитарными науками. Иконологический анализ противостоит иконографическому и формальному методам, которые обходят глубинный смысл произведения, и грешат поверхностной описательностью.

Эрвин Панофский выделял 3 уровня в изучении художественного произведения:

зрительное восприятие (определение композиции, анализ формальных элементов)

условное значение (исследование иконографии сюжета, его литературных источников)

внутренний уровень (интерпретация символического значения)

V. Структурализм. – направление, зародившееся в 1960-е годы в гуманитарных науках и получившее в изобразительном искусстве распространение в последней трети 20 века.

Цель стуктурализма – изучение взаимодействия знаков и символов внутри малых знаковых систем (отдельных произведений) и внутри больших знаковых систем (стили, художественные эпохи и направления).

7 стр., 3398 слов

Контрольная работа : «Этапы работы над художественным произведением. ...

... работа, выразительное первоначальное чтение произведения педагогом или детьми, вторичное чтение текста школьниками, анализ прочитанного при повторном чтении, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, ... работа часто требует создания ... произведения малых форм: небольшие по объему и доступные по сюжету ... работа, которую следует проводить на разных этапах ...

Исследует любое произведение как текст, совокупность знаков, определяющих и саму структуру произведения, и его историко-социальную обусловленность. При этом важнейшую познавательную роль обретают не столько сами знаки и символы (как в иконологии), сколько системы их отношений, структурные оппозиции, стимулирующие тот или ной художественный прием, стилистический ход, форму как таковую. Оппозиции могут быть чрезвычайно разнообразны, имея космогонический (земное – небесное), биологический (мужское – женское), обще-философский (природа – культура), политический (официальное – неофициальное) или иной характер.

Структуралистические исследования иначе называют семиотическими.

Семиотика (от греч.semion – «знак») – наука, изучающая знаковые системы.

Структура – соотношение целого и частей на основании единого закона формообразования.

VI. Постструктурализм (от лат. «после» и «строение, строй, порядок») — течение в литературоведении, социологии и философии 1970—1980-х гг., предполагающее рассмотрение парадоксов, возникающих при изучении традиционными методами культуры XX в. Постструктуралисты развенчивают мнимую системность, ясность, строгость, целостность, завершенность произведения искусства. Основной метод — деконструкция (лат. – пересоздание).

Интерпретация произведения искусства, включает в себя и деструкцию (лат. — разрушение), и его мысленную реконструкцию. Принципы постструктурализма:

  • единственно правильная интерпретация произведения искусства невозможна;
  • язык исследования обладает теми же качествами, что и художественное произведение: риторичностью и метафоричностью;
  • искусствознание изучает не объект действительности, а множество его интерпретаций;

1.2. Структура описания и анализа произведения

История создания (автор, название, время создания, сведения из биографии художника, прототипы и пр.).

Безусловно, история создания — ключ к пониманию произведения искусства, замысла художника. Учителю следует обратить внимание учащихся на то, что, во-первых, анализ, критическая заметка о произведении не предполагает переписывания статей из энциклопедий и справочников в надежде «набрать объем». Во-вторых, необходимо сообщать только принципиально важные для дальнейших рассуждений сведения из истории создания произведения. Глубокий анализ предполагает знание прообразов в истории изобразительного искусства (например, наследие Древней Руси в творчестве К. Петрова-Водкина)

Вид, жанр. Сведения о видах, жанрах искусства, о специфике изобразительных средств сообщаются учащимся на первых занятиях курса «История изобразительного искусства», еще в первом классе. Закрепление, углубление этих знаний происходит на протяжении всего времени обучения, таким образом, этот (как и следующий) пункт анализа не должен вызывать затруднений.

В качестве примера, иллюстрирующего особенности и возможности изобразительного языка различных видов искусства, учитель демонстрирует интерпретацию сюжета, например «Пьеты», скульптором (одна из многочисленных вариаций Микеланджело) и живописцем (авиньонская «Пьета», XV в.)

Художественная техника. Каждая живописная техника — мозаика, акварель, витраж — имеет свойственную только ей специфику воздействия на зрителя. Тем интереснее попытки художников имитировать какую-либо технику (панно «Полет Фауста и Мефистофеля» М. Врубеля, «Изумрудное ожерелье» В. Борисова-Мусатова)

3 стр., 1321 слов

Традиции русской жизни в произведениях искусства (литературе, ...

... к изучению русской литературы и живописи. Духовно-нравственные ... и запечатлены в произведениях киноискусства. 3. Записи в тетради. Дата, тема, рабочие материалы. II. Деконструкция. 1. Работа в ... сочинения. Какова композиция сочинения-рассуждения? (В ... и проверка выполненного задания в группах. 3. Индивидуальная работа. Создание ... в чем поучительный смысл этого сказания? 2. Анализ формулировки темы. ...

Сюжет, образы. Анализ сюжета (предмета изображения) требует от учащихся определенной эрудиции, знания литературной (античные мифы в творчестве С. Дали) или музыкальной (декорации «мирискусников») основы произведения. Поэтому для подробной рецензии следует давать произведения, основа которого заранее известна ученику.

Выражение лица, поза, жесты, одежда (костюм) — образ героя складывается из этих составляющих, которые необходимо учитывать при анализе художественного произведения. Дать емкую, сочную характеристику образу — большое искусство.