Шатровое зодчество на Руси

Данная работа посвящена изучению шатрового стиля в храмовой архитектуре Руси, а так же выявлению его характерных черт. В настоящее время данная тема не утратила своего значения, так как сейчас в России можно наблюдать массовое строительство новых храмов и реконструкцию старинных соборов. Как при восстановлении старинных соборов, так и при возведении новых современные архитекторы делают упор на древнерусские храмы. Существует свод правил СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов», вошедший в силу в 2000 году, в котором приведены основные рекомендации и расчетные данные. В целях более полного раскрытия темы Архитектурно-художественным центром «Арххрам» разработано Пособие в трех томах «Православные храмы». В последнем томе 1 присутствует информация о том, что шатровая форма кровельного покрытия является традиционной в православных храмах. Правила описанные в данных пособиях «распространяются на проектирование вновь возводимых и реконструируемых зданий».2

Объектом данного исследования является храмовая архитектура Руси.

Предмет исследования – шатровый стиль в архитектуре.

Цель исследования – выявить художественно-образный строй, конструктивные и декоративные особенности шатрового храма.

Задачи исследования:

  • на Руси;
  • Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды выдающихся педагогов, историков, искусствоведов, так же научные статьи и публикации.

Для решения поставленных задач в данной работе использовался такой метод исследования, как теоретический анализ данных.

Глава 1. Предпосылки возникновения и стилевые особенности каменного шатрового храма в русском зодчестве

Шатровый храм – это особый архитектурный тип храма, отличительной чертой которого является завершение здания в виде шатра (вместо купола).

Шатер — архитектурная форма в виде многогранной пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Изначально храмы шатрового стиля были деревянными, позднее, в конце XVI века, их вытеснили каменные соборы.

Уже на протяжении нескольких тысячелетий исследователей интересует вопрос о происхождении древнерусского шатрового зодчества. Учеными было выдвинуто огромное количество различных точек зрения, рассмотрим самые значимые из них:

13 стр., 6030 слов

Шатровое зодчество XVI века

... ни один шатровый храм не повторял другой. 1.2 Строительство шатровых храмов Подавляющее большинство ... пятиглавый Успенский собор Московского Кремля. Исследование проблемы отражения веры и благочестия ... исторические аспекты развития шатрового зодчества; Рассмотреть архитектуру шатрового зодчества. Данная курсовая работа ... бывала прежде сего в Руси". И действительно, храм в Коломенском открывал новую ...

Каждая из этих точек зрения индивидуальна и отлична от других, но следует выяснить, какая из них является наиболее точной. Трудно подвергнуть сомнению, что в ходе становления древнерусской архитектуры XII–XV веков в ней постоянно усиливалась «устремленность вверх», характерная для романики и готики. Общие «высотные» пропорции храмов, появление повышенных подпружных арок, обработка барабанов килевидными кокошниками, возведение над куполами высоких луковичных глав, строительство столпообразных церквей «под колоколы», – все эти явления соответствуют общему впечатлению «стрельчатости», которое производит готика. Характерная для готики тенденция к увеличению и «зальности» внутреннего пространства храмов также нашла отражение в древнерусской архитектуре – столпы становились все тоньше, все меньше храмов имели внутренние лопатки, появились бесстолпные храмы с угловыми пристенными опорами, а затем и с крещатым сводом.

Г.К.Вагнер писал, что «если бы развитие «высотной» архитектуры не было прервано монгольским вторжением, то Русь узнала бы нечто родственное готике».

В связи с этим следует полагать, что появление «устремленного вверх» шатрового зодчества соответств ует одной из основных тенденций готики, и это является серьезным аргументом в пользу позиции Н.М.Карамзина, И.М.Снегирева, Л.В.Даля, Е.Е.Голубинского и А.И.Некрасова. Но так же следует отметить позицию Н.И.Брунова (храмы с повышенными подпружными арками); М.А.Ильина, П.Н.Максимова, М.Н.Тихомирова и Г.К.Вагнера (столпообразные храмы и отдельностоящие крепостные башни); так как все это, как справедливо отмечал Г.К.Вагнер68 , тесно связано с «высотными» чертами готики и, соответственно, с шатровым зодчеством.

В целом, схема построения всех шатровых храмов, как деревянных, так и каменных, была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой восьмерик, служивший опорой для высокого восьмигранного шатра. Среди них можно выделить разные типологические варианты:

1. восьмерик на четверике (крестообразной или кубической

формы);

2. шатёр на четверике без восьмерика;

3. восьмигранный храм без четверика;

4. композиция из нескольких шатровых приделов.

Но при этом, зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно.

Конструкция деревянного шатра проста и ее устройство не вызывает затруднений. Несколько (чаще восемь) бревен сводятся в верхней точке, образуя ребра шатра. Снаружи шатёр обшивают досками и иногда покрывают лемехом. Сверху на него ставится небольшая главка с крестом. Интересен факт, что в деревянных храмах шатёр делался глухим, отделяясь от интерьера храма потолком. Это вызвано необходимостью защитить интерьер храма от атмосферных осадков, при сильном ветре проникающих через покрытие шатра. При этом пространство шатра и храма эффективно вентилируются отдельно друг от друга. В качестве основания для шатра чаще всего служит восьмигранный верхний ярус храма — восьмерик. Отсюда происходит конструкция «восьмерик на четверике», позволяющая лучше сделать переход от квадратного в плане основания храма к восьмигранному шатру. Но встречаются храмы и без восьмерика. Встречаются храмы не имеющие четверика, они с уровня земли имеют восьмигранную форму. Редко встречаются храмы с большим числом граней. Бывают и многошатровые храмы. Помимо центрального шатра, венчающего сруб, малые декоративные шатры ставились и на примыкающие к срубу притворы (см. Приложение 1).

21 стр., 10111 слов

Русское религиозное искусство конца XIX- начала ХХ века и православные ...

... ракурс, является концептуальным для предпринятого исследования. Русское религиозное искусство указанного периода храмы, росписи, иконопись является важнейшей составляющей серебрянного века русского искусства, которое наравне с русской религиозной философией стали открытиями 1980-х ...

Чем древнее были шатровые храмы, тем проще и строже их внешнее оформление. Но уже в конце XVII в. сформировался тип шатровых храмов с особым приемом декорации шатров. Сущность его заключалась в том, что шатер ставился не на восьмерике, как прежде, а на четверике, и в нижнюю его часть врезали четыре бочки. При этом шатер терял свою самостоятельность, попадая в зависимость от декоративных «бочек». Иногда эту группу храмов называют как «шатер на крещатой бочке».

Именно деревянное зодчество сыграло значительную роль в формировании новых форм в каменном строительстве. В XVI веке деревянные храмы шатрового типа сменились каменными соборами. Для шатрового храма прежде всего характерны отсутствие столбов и установка барабана на бесстолпную систему сводов. Нижняя часть здания и барабан приспособлены именно к системе сводов. Барабан перекрывается не куполом, а шатром и снаружи присутствуют ряды ступенчатых закомар под барабаном, выражающих ступенчатую систему сводов. А также характерна композиция их в виде центрального столпа с окружающими его приделами. В шатровых постройках мастерам удалось пренебречь многими обычаями и канонами и в значительной степени выразить свои собственные вкусы. Особенный интерес этих построек в том и заключается, что в них, несмотря на все ограничения, мастера все-таки проявили свою народную изобретательность и способность к творчеству, и, в очень большой мере сумели выразить народные вкусы и взгляды на архитектуру того времени.

В эпоху каменных шатровых храмов стали применяться новые материалы, такие как многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали. Наружная декорация иногда имитировала в камне традиционную деревянную резьбу.

XVII век внес в архитектуру новые декоративные веяния. Внешне соборы стали напоминать сказочные терема, их стены украшали изразцами и расписывали яркими красками. Шатер утрачивал свою конструктивную функцию, а наделялся все больше функцией декоративной. Вследствие этого он терял связь и с внутренним

1.3 Символическое значение шатрового храма

По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного. Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

При всей своей грандиозной внешней составляющей шатровые храмы несли на себе глубокую смысловую нагрузку. Как вопрос о происхождении данного типа храмов на Руси, так и вопрос о символическом значении шатровых храмов осмысливаются учеными по-разному. Наиболее распространена версия о том, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к «Царству Небесному». Также он является символом соединения земного квадрата с небесным кругом, который в свою очередь является символом вечности. Земное начало выражается через квадрат четверика. Восьмерик на четверике можно рассматривать как универсальное число направлений пространства, это число будущего века – «дня восьмого». Но восьмерик можно также приравнять и к восьмиконечной звезде – символу Богородицы. А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, место соединения земного с небесным.

2 стр., 933 слов

Храм Василия Блаженного

... церковь вошла в состав нового храма). У его стен похоронен популярный в народе в те времена юродивый Василий Блаженный, и ... четверик которой послужил основанием для сооруженного над ним шатрового восьмерика. Постройка Покровского собора вне стен Кремля на ... декоре шатра церкви Вознесения в Коломенском). Под шатром раскрыты фрагменты фресковой надписи XVI в. о завершении строительства Покровского храма ...

Если опираться на теорию о том, что русский шатровый храм строился на основе готических соборов, то следует отметить главную черту – устремленность ввысь. Эта самая яркая стилистическая особенность символизирует приближение человека к Богу, к Царству Небесному.

Такая символическая нагрузка была необходима для того, чтоб вселить в человека веру в Бога. Таким образом храм становился святым, небесным местом на земле.

Глава 2. Церковь Вознесения в Коломенском: стилевые особенности

2.1 История возведения храма

По современным данным первым шатровым каменным храмом на Руси является Троицкая церковь в Александровской слободе. Но еще до недавнего времени, первым каменным шатровым храмом было принято считать церковь Вознесения в Коломенском (см. Приложение 2).

По преданию она построена в честь рождения наследника Василия III — будущего царя Ивана IV Грозного. Храм был освящен 3 сентября 1532 г., накануне дня, в который за два года до того был крещен наследник Василия III. В плане эта церковь имеет форму квадрата (см. Приложение 3).

Объем ее во втором ярусе восьмигранный (восьмерик), служит основанием пирамидального шатра. Переход от квадрата в плане к восьмиугольнику выполнен с помощью кокошников килевидной формы. Шатер церкви Вознесения был впервые в русском зодчестве сложен из кирпича по типу шатровых деревянных церквей. Своей удивительной красотой и необычными пропорциями новая церковь поразила воображение современников. Летописец того времени отметил, что такая «велми чюдная» церковь «не бывала прежде сего в Руси». И действительно, храм в Коломенском открывал новую страницу в истории средневековой русской архитектуры. На крутом берегу Москвы-реки вознесся огромный, устремленный ввысь белокаменный столп. Его мощное основание вырастает из хитросплетения словно парящих над землей галерей. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками, напоминающими языки замершего пламени. А над ними на стройном восьмигранном основании возвышается шатер, венчающий все здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. Верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченым, сверкающим на солнце крестом. Символика нового храма была очевидна. Весь его облик, величественный и торжественный, говорил о двух событиях: небесном — о Вознесении Сына Божия к Отцу, на престол Царя царей, и земном — о рождении наследника престола Московского государства.