Садово-парковое искусство

Искусство создавать сады возникло одновременно с архитектурой и связано с оседлостью народа. Сад есть синоним рая, место, отделенное от остального мира, предназначенное для избранных. Сад — идеальное место для человека. Садово-парковое (ландшафтное) искусство — один из видов творческой деятельности (таких, как живопись, музыка, скульптура), относящееся к пространственным видам искусств, призванное организовывать пространство средствами природных и искусственных компонентов. Садово-парковое (ландшафтное) искусство есть попытка создания человеком некого счастливого окружения. Материалом для работы зодчего служат не только деревья, кустарники и цветы, но и все другие виды искусств и частично природа за пределами сада. Например, небо, видимое в пейзажной картине то в больших, то в малых размерах через деревья и над деревьями. Задача садово-паркового искусства состоит в композиционном объединении элементов природы и художественного творчества в единое гармоничное целое.

Сад (парк) всегда выражает некоторую философию, эстетические представления о мире, отношение человека к природе. Сад — это микромир в идеальном его выражении. Садом или парком называют земельный участок с естественными или искусственными насаждениями, с дорогами, аллеями, тропинками, водоемами, художественно организованным рельефом, с различным оборудованием в соответствии с назначением парка. Сад есть более или менее умелый переход от жестких строгих линий зданий к неограниченной свободе окружающей природы, а достигается этот переход при помощи элементов, заимствованных у мира природы и смешанных с элементами архитектуры.

Основные отличия садово-паркового искусства от других видов искусств:

1. Садово-парковое искусство оказывает комплексное воздействие на всю сенсорную сферу человека (зрение, осязание, обоняние, слух).

2. Садово-парковое искусство — единственный вид искусства, оперирующий мертвыми (инертными) материалами и живыми материалами, изменяющимися во времени и в пространстве, как все явления природы.

3. Полный расцвет объекта садово-паркового искусства наступает через пятьдесят лет после создания, в отличие от объекта архитектуры, имеющего наибольшую стоимость сразу после окончания строительства. Парк развивается во времени и по истечении длительного времени приобретает все большую ценность.

4. Пространственная композиция является основой произведения садово-паркового искусства, она определяет смысловые связи периферии и центра, принципы членения пространства, доминанты, акценты, оси, фон парковой композиции.

14 стр., 6761 слов

История садово-парковой архитектуры

... скульптурой. Многообразные композиционные приёмы садово-паркового искусства можно свести к 2 основным принципам: регулярному (геометрическому) и пейзажному (живописному, имитирующему естественный ландшафт). 1. Ландшафтная архитектура ... Древнем Египте; доминантами населенных мест были храмы, а парков - искусственные видовые холмы; в парках сосредоточены большие количества растений и животных, что ...

5. Произведения ландшафтной архитектуры воспринимаются человеком под воздействием пространственно-временных эффектов (освещения, колористического состава насаждений, колебаний ветра, осадков, времени суток, сезона).

6. Парк воспринимается посетителем в движении, при этом происходит наложение впечатлений во времени. В этом садово-парковое искусство напоминает градостроительное искусство.

7. «Сад звучит, пока его играют» (как музыкальное произведение).

Данное выражение имеет два смысла. С одной стороны, сад живет, пока за ним осуществляется уход, а с другой стороны — садово-парковое искусство можно рассматривать в качестве «музыки для глаз» (по Гонзаго).

1. Регулярноестилевое направление

1.1 Садово-парковое искусство Древнего мира

1.1.1 Садово-парковое искусство Древней Персии

С 588 по 323 гг. до н.э. в Персии правила династия Ахеменидов. Основатель династии Кир I был первым персидским садоводом. Он разработал планировку сада типа Чар-Баг (Чор-бак), легшего в основу персидских садов.

В Персии существовал культ цветов, а страну называли «Гюлистан», что означает — страна роз. Столица Персии город Суза означает название цветка-Лилия. В Персии не существовало понятие — жилище. И дом, и сад называют одним словом «парадиз». Парадиз ограждался кирпичной оградой и представлял собой прямоугольник с взаимно пересекающимися каналами, наполненными водой выше уровня посадок. В прямоугольниках между каналами высаживались цветы: розы, лилии, тюльпаны, маки, а также деревья — кипарис, персик (см. рис.1).

1.1.2 Садово-парковое искусство Древнего Египта

Сады Египта равнинные, по стилю регулярные, прямоугольные в плане. Они имели высокое ограждение из камня, ворота фланкировались обелисками. В планировке четко прослеживался принцип симметрии. Здание было расположено на оси симметрии, в глубине сада, и имело второстепенное значение по сравнению с пространством перед ним, перекрытым перголами, увитыми виноградом. Сад разделялся на прямоугольные участки каменными стенами, системой каналов, регулярными насаждениями из пальм, фиговых и гранатовых деревьев (см. рис. 2).

Типы озелененных пространств, характерных для Древнего Египта:

  • сады при храмах, дворцах и жилых зданиях;
  • священные рощи;

озелененные улицы

Ассортимент растений: тамариск, в аллейных посадках — финиковые пальмы, травянистые и красиво цветущие растения — тростник, папирус, лотос.

Общие характерные черты садово-паркового искусства Древнего Египта:

  • канонизированный принцип симметрии;
  • органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций;
  • использование законов метра и ритма;
  • формирование замкнутых композиций;
  • активное применение ограждающих наружных и внутренних стен;
  • использование экзотов в ассортименте древесных растений;
  • водоемы — неотъемлемая часть сада;
  • применение аллейных и рядовых посадок.

1.1.3 Садово-парковое искусство Ассиро-Вавилонии

Ярким образцом садово-паркового искусства Ассиро-Вавилонии являются Висячие сады Семирамиды (605-562 гг. до н. э.), которые считались седьмым чудом света. Сады примыкали к углу городских стен в виде 4-ступенчатых уменьшающихся к верху террас. На 1-й и 2-й нижних террасах насыпался слой земли толщиной 2 метра. На последующих, 3-й и 4-й, укладывался один метр плодородного грунта. Высота помещений 1-го этажа составляла 8 метров, 2-го этажа — 13 метров. На нижних двух террасах росли деревья, на верхних — кустарники и цветы. Террасы поддерживались массивными столбами, на которые были уложены каменные плиты, залитые свинцом, затем укладывался слой тростника, пропитанный битумом, и, наконец, двойной слой кирпичей, на который и насыпалась почва. Под террасами располагались роскошные покои, освещавшиеся верхним светом (см. рис.3).

Вторым примером является Парк Саргона II (VIII век до н. э.).

Парк создавался на склоне каменной горы. В скале были выдолблены круглые ямы, уходящие в глубь скалы на 1,5 метра. В ямы были высажены кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, лавры, самшит и плодовые деревья, привезенные из других стран.

1.1.4 Садово-парковое искусство Античной Греции

В мифологии Греции искусство создания садов было связано. С шумом дубовых рощ ассоциировались предсказания будущего. Считалось, что листья дуба наделены могуществом вещего слова, роза возникла из пены вместе с богиней Афродитой, белая лилия родилась из капли молока матери богов Геры. Эмблемой города Афины считалась фиалка — символ смерти и оживающей весной вечной природы.

Для прогулок использовались холмы, покрытые рощами. Рощи насаждались из одного вида деревьев: кедра или оливы. В центре рощи располагался источник. Из тополей и ильмов создавали тенистые променады (прогулочные аллеи).

Известен случай, когда на палубе корабля был создан сад (корабль Гиеорона).

Города украшали садами и парками. Для украшения городов использовали липу, самшит, плющ. Озеленялась афинская агора. В период военных походов Александра Македонского велась работа по акклиматизации растений, привезенных в Грецию из побежденных стран.

Типы озелененных пространств, характерных для Античной Греции:

1. Плодовый сад загородного типа (частновладельческий утилитарный сад).

2. Священные мемориальные рощи вокруг храмов, посвященные герою- «герооны».

3. Небольшие общественные садики, посвященные Адонису.

4. Философские сады — школы, например, парк Академии в Афинах, где

собиралась школа Платона в IV веке до н. э.

5. Озеленение общественных территорий (улиц, агор, в том числе Акрополя в Афинах и т.п.).

6. Некрополи.

7. Придомовые сады.

8. Сады — «гимнасии», в виде террас с бассейнами для плавания, со стадионами, портиками, прообразы будущих спортивных парков.

Новые элементы в композиции сада по сравнению с садами Древнего Египта:

  • более свободная композиция, декоративность, обилие украшений, витые лестницы;
  • более разнообразный ассортимент растений, применяемых для озеленения — дуб (вечнозеленый), сосны, кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт;
  • значительное разнообразие в типах садов;
  • ордерная система и пропорционирования — основа постоения композиции.

1.1.5 Садово-парковое искусство Древнего Рима

На Аппенинском полуострове естественно произрастают различные виды деревьев: несколько видов сосен, дубов, кипарисы, платаны, земляничные деревья, тополя, каштаны, гранаты, маслины, плодовые. Распространены также древесно-кустарниковые растения, хорошо поддающиеся стрижке (буксус, лавр, мирт).

Разнообразен ассортимент цветочных растений. Поэтому Римские сады-виллы очень красочны. Для украшения используют цветы: лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.

К I в.н.э. в Риме сформировались следующие типы садов:

1. Священные рощи (источник, небольшой храм, часовня или алтарь).

2. Городские общественные сады при общественных сооружениях с аллеями, крытыми галереями, с нишами для отдыха и скульптурой.

3. Городские частновладельческие сады связаные с атриумно-перистильным типом жилого дома.

Сад-перистиль — внутренний двор прямоугольной формы в плане, окружен колоннадой, оформлен скульптурой, кустарником, цветами. В центре сада обычно расположен водоем. Стены расписывались изображениями растений.

4. Сады при виллах и дворцах. Располагались они, как правило, на террасированных склонах, соединенных лестницами, украшались цветами, скульптурой, разнообразными архитектурными сооружениями.

5. Сад-ксист (плоский сад) имел вид партера перед зданием.

6. Сад-ипподром — прямоугольник в плане с одним закругленным концом.

Сад-ипподром представляет собой открытое пространство газона с цветами, обрамленное регулярными аллеями и стриженым кустарником. По периферии размещались фонтаны, беседки, древесно-кустарниковые композиции. Открытое пространство в центре давало возможность для их обзора. Пример — вилла «Тибуртина» в окрестностях Рима (117-138 гг. н. э.).

В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:

  • совершенствование композиционных приемов античной Греции;
  • формирование новых приемов садового искусства: фигурная стрижка, использование скульптуры, пергол, аллей;
  • создание новых типов садов: общественные сады, сад-перистиль, сад-ипподром, сады при вилах;
  • отсутствие единства в общей композиции сада.

1.1.6 Садово-парковое искусство стран Древней Азии

В Индии сохранились истоки древнейшей хараппской цивилизации, процветавшей в бассейнах Инда и Ганга. Буддизм определяет жизнь человека на виду. Сад был местом для жизни. В тени деревьев расстилались ковры, ставились богатые шелковые шатры. Люди жили в саду в легких мобильных жилищах. Сад и дом были единым жилым пространством. Важнейшая роль в развитии садово-паркового искусства принадлежит климатическим условиям. Для создания комфортных условий в Индии требуется изоляция от жары и перегрева днем, и защита от быстрого охлаждения и проветривания ночью.

Вода смягчает контраст температур, поэтому главным компонентом сада являлся водоем. В Индии сформировался культ воды Основные строительные материалы: дерево, мрамор, песчаник, кирпич.

В Индии выделяются следующие типы садов:

  • сады на воде (пример — плавучие сады в г. Кашмире).

    Плавающие сады создавались на узких плотах длинной 9 м и шириной 2-3 м. Их устраивали следующим образом. Растущую траву срезали у основания косой. Всплыв- шую траву связывали в маты, которые прикрепляли к шестам, вбитым в дно озера. По краям мата устраивали заборчик из растущего тростника. Маты покрывали землей, взятой со дна озера. Из земли на плотах делали грядки высотой 60-70 см. На грядках выращивали цветы, а также огурцы, дыни и др. овощи. Сады были разделены каналами и рвами, окаймлены осокой и камышом. Каналы были настолько узкими, что по ним едва могла пройти лодка. Планировка сада была строго регулярной;

  • террасированные сады на предгорьях. Нижняя терраса предназначалась для приемов и празднеств, средняя — для мужчин, верхняя — для женщин. Террас могло быть восемь, что связывается с количеством уровней рая, или семь по числу планет, или 12 по знакам зодиака. Сад обносили стенами. С угловых башенок открывались виды на окружающий ландшафт;
  • лекарственные сады;
  • сады при дворцах и виллах;
  • сады при гробницах;
  • сады Мохалла (Мохалл-крепость внутри укрепленного города, принадлежащая одной из групп населения — касте);
  • общественные сады на окраинах, на побережье, в комплексах общественных зданий.

Пример — Дворцово-парковый ансамбль Удайпура, называемый Индийской Венецией (1571 г.днэ), представляет собой систему террас. На верхней расположен дворец с внутренним озелененным двором. Дворец окружает бело-мраморные острова с увеселительными павильонами и небольшими садами. Вода из озера заполняла фон партера, превращая цветочные клумбы в пестрые плавающие островки.

Буддизм в Индии породил строительство загородных дворцов и парков. Участок за городской чертой окружали стенами, а в центре воздвигали четырехугольное или восьмиугольное в плане здание, покрытое куполом. Здание строили на высокой террасе, от которой начинались широкие аллеи, окаймленные мраморными каналами и рядами фонтанов. Прямоугольники сада украшались вечнозелеными и плодовыми деревьями. При жизни владельца центральное здание использовалось как летний дворец для шумных празднеств. После смерти владельца хоронили под центральным куполом, и с этого дня здание превращалось в мавзолей. Пример: ансамбль Тадж-Махал (1630-1652г днэ), называемый жемчужиной Индии, усыпальница жены Шах-Джахана (рис. 4. План ансамбля Тадж-Махал).

Мавзолей расположен в конце сада на высокой террасе на берегу реки. Перед фасадом устроен узкий канал, облицованный мрамором. Вдоль канала устроены цветники и ряды черных кипарисов. Цветы источают сильный аромат (жасмин, розы).

Рисунок цветников выполняется в виде исламского орнамента — восьмиугольных звезд и узоров.

В целом, для садово-паркового искусства Индии характерны следующие черты:

  • строгая геометричность композиции;
  • доминирующая роль воды;
  • использование нюансов и контрастов по форме кроны и окраски листвы деревьев;
  • сходство с персидскими (иранскими) садами;
  • основная тема-тема плавающего острова;
  • единство внутреннего и внешнего пространств, сада и дома.

1.2 Садово-парковое искусство эпохи Средневековья в странах Европы

В эпоху Средневековья сложились следующие типы садов:

1. Сады при монастырях. Служили для выращивания лекарственных и декоративных растений. Планировка сада простая, геометрическая. Две взаимно пересекающиеся дорожки делят сад на четыре части. На пересечении дорожек высаживается куст роз или устанавливается крест.

2. Сады при замках. Обычно — небольшие по размерам, замкнутые по композиции, регулярные по стилю. В саду выращивались цветы, имелся небольшой водоем (источник, колодец, бассейн или фонтан) и дерновая скамья.

3. Сад-лабиринт. Сложный узор дорожек, разделенный стриженой живой изгородью. Первоначально повторял рисунок пола в храме, в дальнейшем самостоятельный. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках (Летний сад, Павловский парк в России)

4. Ботанические сады. Первые ботанические сады связаны с появлением первых университетов: в Париже, Праге, Венеции, Оксфорде в позднем Средневековье.

1.2.1 Сады арабов в Испании

В VIII веке н. э. в Гранаду бежали мусульмане из разных мест с оставшимися у них сокровищами, где развивали арабские традиции в поэзии, искусстве и архитектуре.

Арабы обосновывались в Испании и в течение 7 веков, создали мощную гидротехническую систему. Они использовали таяние снегов на горных вершинах. В основе сада — небольшой дворик 200-1200 кв. м., атриумно-перистильного типа, называемый патио. Пример-комплекс патио в сложной структуре дворца резиденции халифов Альгамбра и Генералиф в Гранаде — столице эмиратов.

Альгамбра. Размеры ансамбля 650х200 м. Ансамбль состоит из нескольких патио. Патио Мирт имеет размеры 47х33м, в центре расположен бассейн (7 х 45м), обрамленный рядами стриженого мирта. Площадь патио 1550 кв. м., эффект зеркала, заключенного в рамку из камня и кустарника. Патио Львов (28 х 19м) окружен стенами и аркадой, пересечен двумя взаимно пересекающимися каналами. В центре фонтан из ваз, поддерживаемых 12 черными мраморными львами. 4 кипариса по углам и фонтан вписаны в сложный орнамент покрытия. Патио Королевы, в центре фонтан и кипарисы по углам, сложный орнамент, в рисунок строго вплетены бассейн и места посадки кипарисов. Сад предназначен для одного человека, и им пользовались как жилой комнатой. Использование естественного освещения, все залы группируются вокруг патио.

Генералиф — высокий сад, летняя резиденция халифов, расположен выше Альгамбры на 100 м. Генералиф — комплекс изолированных садов — патио на 8 террасах, каждая терраса не зависима от другой. Наиболее известным является патио с каналом. Центром композиции патио является длинный сорокаметровый канал, украшенный рядами фонтанов. Тонкие струйки образуют арочную аллею над водой. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники (рис.5).

Для садов, выполненных в испано-мавританском стиле, характерны:

  • простота планировки;
  • индивидуальность в деталях;
  • разветвленный центр композиции, как правило, бассейн;
  • вход в патио сбоку, (в патио попадают через маленький проем, расположенный в углу обходной галереи);
  • устройство видовых точек оформленными аркадами;
  • вода — основной мотив сада (канал, бассейн, источник, в перилах лестниц, узкой полоской, обширным зеркалом, фонтанной струей);
  • стремление показать ценность каждой капли;
  • демонстрация индивидуальных достоинств каждого отдельно взятого растения;
  • деревья, кустарники и цветы не стриглись;
  • в горшках выращивались и выставлялись в сад крупные цветущие растения (излюбленные виды растений эвкалипт, магнолия, кипарис, апельсин, мандарин, миндаль, олеандр, розы);
  • газон заменился декоративным мощением;
  • сдержанность цветовой гаммы стен, яркость цветов и покрытий;
  • цветная майолика используется в подпорных стенах и скамьях (основной цвет голубой, желтый, зеленый);
  • в патио широко использовались дополнительные украшения: драгоценные металлы, камни, птицы с пестрым оперением, богатые малые формы (скульптура, фонтаны, скамьи), вместо воды в каналы иногда наливались олово или ртуть;
  • патио предназначены для определенного времени пребывания (дневные, ночные);
  • патио-место отдыха, созерцания, интимный сад-интерьер;
  • патио не связаны друг с другом композиционной осью и раскрываются по мере движения.

1.3 Садово-парковое искусство эпохи Возрождения и барокко

3.1.1 Садово-парковое искусство эпохи Возрождения и барокко в Италии

Рельеф — террасированные склоны, подпорные стены облицованы камнем, украшены нишами. Гроты увенчаны балюстрадой, украшены скульптурой, террасы связаны лестницами и пандусами, которые играют роль основного планировочного элемента.

Вода дается зрителю щедро, в виде фонтанов, каскадов, плоских бассейнов. Воды много, она вызывает восхищение. Спокойной воды почти нет. Вода — центр композиции, водные устройства расположены на главной композиционной оси, на нее фокусируются видовые лучи.

Растительность — платаны, дубы, кипарисы; стрижка: лавр, мирт, самшит, сближенные посадки кипариса, узорчатые бордюры и арабески (арабские узоры).

Зеленые комнаты-боскеты. Боскет — участок, имеющий форму прямоугольника, квадрата, треугольника, ограниченный регулярными дорожками, внутри которого высаживаются деревья. Ильм, тополь, каштан, плодовые деревья, маслины. В группах: сосна итальянская, в вазах — цитрусовые. Вьющиеся: виноград, розы, плющи — в перголах. Цветы: ирисы, лилии, гвоздики, фиалки.

По стилю — регулярные, по композиции — замкнутые. Виды обращены вовнутрь. К саду примыкают лесные участки, рощи, которые рассматривались как дикая варварская природа. Дом, как правило, расположен на главной планировочной доминанте — продольной оси, поперечные оси связывают второстепенные композиционные узлы. На периферии сада в соответствии с общим ритмом пространств устраиваются боскеты. Каждый фрагмент сада был композиционно завершен. В центральной части виллы разбивались партеры. Партер — это плоский сад, развитие сада — ксиста, рассматривался как продолжение дома, плоскость оформлялась цветниками, арабесками из стриженого буксуса, с фонтанами и скульптурами. На партерах устанавливались беседки, трельяжи, перголы. Излюбленным мотивом стал ступенчато оформленный откос — амфитеатр с гротами и балюстрадой. Рядом с парадной виллой иногда создавался маленький «секретный сад».

Вилла Капрарола (1547-1550 гг).

Архитектор Бароции да Виньола. 70 км от Рима у местечка Капрарола. Центр сада-замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 м расположен небольшой дом и секретный сад площадью — 1 га. Вилла Капрарола решена в четырех уровнях, участок вытянут в пропорциях 1:3. Нижняя площадка — фонтан, далее по склону — пандус с ручьем, замкнутым стенками, затем площадка с фонтанами и скульптурами речных богов. 3-й уровень — открытое пространство «Сад кариатид», плоская терраса размером 75 х 44 м с низким парапетом для сиденья. На парапете 4-метровые скульптуры в виде женских фигур с корзинами цветов и фруктов на голове. Сад решен монументально в крупных пропорциях с использованием местного материала (рис. 6).

Вилла Ланте сер. XIV в. Архитектор Бароции да Виньола. Город Банья в 84 км от Рима, владелец герцог Монтальто. Площадь виллы 1,5 га. Перепад рельефа по длине участка составляет 16 м. Тема ручья, сбегающего с горы и образующего продолжительную ось сада. Дом разделен на 2 объема, чтобы освободить дорогу ручью. Нижняя терраса — плоский партер 75 х 75 м, в модуль вписан водный партер с круглым островом в центре со скульптурной группой (рис.7).

Вилла Д Эсте. XIV в. Архитектор Пирро Лигорио, 80 км от Рима в г. Тиволи, владелец кардинал Д Эсте. Перепад рельефа по длине участка составляет 35 метров. Площадь виллы 3,5 га. Дворец построен на верхней террасе. Открытые террасы образуют поперечные оси. Внизу устроен партер размером 70 х 70 м и боскеты. На главной оси — фонтан драконов, мощные вертикальные акценты создают группы кипарисов. Великолепны Аллея 100 фонтанов длиной 150 м., фонтан Сивилла, фонтан Торжествующий Рим (рис.8).

Сады эпохи Возрождения выглядят как сложные архитектурные декорации, состоящие из полукруглых стен с нишами и фонтанами, так называемыми театрами и экседрами.

1.3.2 Садово-парковое искусство барокко Франции XVII в. Регулярный классический стиль. Парк Версаль. Большой и Малый Трианон

Во Франции более прохладный, чем в Италии, климат, спокойный рельеф, обширные заболоченные пространства. В лесах растут граб, дуб, вяз, липа, ясень, тис. Классический регулярный стиль в ландшафтной архитектуре развивался совместно с барокко в архитектуре. Широко развивается искусство создания конструкций для поддержки растений, имитирующие зеленые стены: пергола, палисад, берсо.

Берсо — каркас из дерева или металла, возводимый над дорогой. Вдоль каркаса высаживают деревья, ветви которых прикрепляют к нему. Разрастаясь, деревья образуют сплошной зеленый тоннель. В отличие от перголы, берсо не имеет боковых просветов-выходов.

Сложные партерные композиции — бродери. Создатель бродери королевский садовник Молле. Бродери — партер из травы, песка, цветов, стриженого буксуса, толченого кирпича, угля, воды, скульптура.

Партеры со сложным профилем рельефа: буленгрин — заниженный партер, вертюгаден — завышенный партер. Зеленые стены формируют залы и кабинеты в боскетах. Французский боскет развивает традиции итальянского боскета.

Мастер французского регулярного садово-паркового искусства Андре Ленотр (1613-1700) — создатель парков: Тюильри (1664-1672 гг.), Марли (1699 гг.), Со, Шантильи (1693 гг.), Сен-Клу (1693 гг.), Медон (1680 гг.).

В парке Во-ле-Виконт, в поместье министра финансов Фуке, впервые применена трехлучевая композиция, автор которой Андре Ленотр.

Парк Версаль (1662-1770 г.г.), автор Андре Ленотр. Архитекторы Мансар, Луи Лево. Скульпторы: Марси, Тюби, Лонг, Жирарден. Живописцы: Брен, Юбер Робер, Леблен. Водоснабжение — Пьер де Франсинеи. Парк создан на искусственно выровненной болотистой местности. При строительстве было снесено три деревни. Парк условно можно поделить на две части: Малый парк, площадью 1738 га и Большой охотничий парк, площадью 6600 га. Передняя часть Малого парка перед дворцом с партерами «бродери» составляет 100 га. Осевая композиция (восток-запад) соединяет дворец и парк. Длина дворца 400 м. С востока к дворцу подходит знаменитое трехлучье из Парижа, Сен-Клу и Со, сходящееся на площади Армии.

Парк реализует идеи прогрессивной в то время централизованной монархии, создание нового стиля жизни, нового центра в противовес разобщенному феодализму.

Охват единым взглядом большого пространства — главная задача Андре Ленотра.

Для парка характерна открытая планировка и веерная композиция аллей. Перед дворцом, на площади, покрытой мелкими желтыми «золотыми» камешками, лежат два узких бассейна в белых каменных рамах. Затем большая лестница, у ее подножья — фонтан Латоны, далее королевская аллея — «зеленый ковер», газон размерами 330 х 45 м. Завершает «зеленый ковер» бассейн с фонтаном «Колесница Аполлона». Сразу за бассейном начинается «Большой канал». Продольный «Большой канал» имеет длину 1,4 км, его поперечная часть — 1 км, ширина каналов — 500 м.

Пространство парка раскрывается сразу как развернутая карта. По мере удаления от дворца планировочные элементы укрупняются. Обратная перспектива рождает впечатления возрастания пространственного ритма (рис.9).

Зрелищность и театральность являются яркой достопримечательностью парка. Кулисы и декорации созданы из деревьев, боскетов, водопадов и лестниц.

Особенности французских парков в стиле барокко:

  • подчинение деталей целому;
  • длинные и широкие перспективы;
  • формирование планировочных рубежей из невысоких лестницы с широкими ступенями и парапетами;
  • обширные водные в партерах (каналы);
  • топиарные формы и растения в кадках;
  • буленгрины и вертюгадены.

Ассортимент растений в парках:

дуб, вяз, липа, ясень, бук, клен, граб, каштан, тополь, тис, ель, яблоня, груша, вишня.

Основные принципы формирования французских регулярных парков:

  • развитие пространства по главной продольной оси, подчиняющей поперечные оси;
  • создание кульминации на главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы;
  • введение диагональных лучевых дорог, идущих от лесных массивов через парк и сходящихся к дворцу;
  • учет особенностей оптического восприятия пространства — ориентация перспективы на запад.

1.3.3 Регулярные парки Англии, Германии, Австрии

Регулярные сады Англии. На западе и севере Англии рельеф горный, на юго-востоке и центре -холмы и равнины. Климат умеренный, влажный, с туманами. Местные растения: кедр, липа, можжевельник. Первые сады в ХVI в. в итальянском стиле строились итальянцами и немцами. Доминировал итальянский принцип разбивки перекрестных аллей и устройство перспектив вдоль всего сада. Искусство садов в Англии развилось очень поздно. В Англии существовали большие родовые имения, а наиболее типичным был парк при поместье.

Различают пять периодов в развитии регулярного английского парка:

1. Геральдический — правление Генриха VIII, создаются первые большие придворные королевские парки, в которых символически выражались представления о власти династии Тюдоров, ее незыблемости и мощи. Благодаря применению в парковых орнаментах геральдических фигур и связанных с ними изобразительных мотивов.

2. Эмблематический — правление дочери Генриха VIII, Елизаветы I, последней представительницы династии Тюдоров. Геральдика в идеологии сада заменена на систему аллегорий, посвященных прославлению королевы. Рисунок партеров, отдельные цветы и элементы сада превращаются в эмблему, выражавшуюся какую-либо добродетель монархии. Поэтому стиль регулярных ансамблей эпохи Елизаветы обозначают как «эмблематический».

3. Маньеристический. При наследнике Елизаветы I, первом короле династии Стюартов Джемсе I, сад становится маньеристическим по содержанию и его композиция усложняется, он наполняется метафизическими сюжетными концепциями при усилении французского и итальянского влияния.

4. Эклектический (1620-1640 гг.),при правлении Карла I. Соединение в английских ансамблях стилей, характерных для различных периодов в развитии ренессансного и маньеристического сада в Италии и Франции.

Парк Хэмптон-Корт. В 1538 г. Генрих заказывает итальянскому художнику проект замка Нонесег (Несравненный) в стиле барокко. Архитекторы Г.Уайз и Лоудон — ученики Габриэля Молле. Автор здания — Кристофер Рен. Итальянский дух преломляется в парке через призму французского ренессанса с изобилием водоемов, фонтанов, буленгринов, топиарного искусства. В 1699 г. Большой луг был прорезан тремя лучевыми аллеями. Средняя часть обрамлена каналом. Кружевные партеры расположены уменьшающимися рядами в треугольнике, образованными дворцом и рекой Темзой. К востоку от дворца — огород и фруктовый сад.

Парк Чатсворт (1680-1685 гг.), характерны — обширность, крупномасшта-бность. Впоследствии был полностью переделан. Вторая половина века в Англии характеризуется проникновением барочных художественных идей в парко- вое искусство. В этот период британский регулярный сад из ренессансного преобразуется в барочный. На рубеже ХVII и ХVIII в.в. намечается еще одна трансформация регулярных ансамблей в сторону большего учета особенностей местности, требований агрономии и тяги к комфорту. На этом развитие регулярного сада в Англии прерывается появлением принципиально новой концепции подражания природе. В 1712 г. в Англии был переведен трактат Александра Леблона «Теория и практика садоводства». Книга имела большой успех в Европе. Дошла до Петра I и он пригласил А. Леблона в Россию. В книге подводился итог опыту создания регулярных ансамблей во Франции ХVII в, выражались идеи школы Андре Ленотра и чувствовались вкусы нового ХVIII столетия. В многочисленных рисунках композиции целых усадеб и отдельных партеров — сила и ясность геометрической структуры классического Версаля ХVII в. и прихотливая сложность очертания боскетов, бассейнов, клумб, принадлежавших рококо.

В 1718 г. Стефан Свитзер выпустил подробное руководство в двух томах с практическими данными и рекомендациями об устройстве регулярных парков, позволяющее разбивать на месте сложные геометрические фигуры. Его книга носит название «Иконография Рустика: или Утешение Дворянина, Джентльмена и Садовника». Усадьба английского джентльмена отождествлялась в представлениях начала ХVIII в с древнеримской виллой. Ее классичность была естественной, необходимой и полезной. Сведения из античных источников давали идеальный пример, годный для немедленного подражания. «Античное чувство» охватило эпоху, казалось естественным и в период господства регулярного стиля, когда здание и его окружение создавались в единой архитектонике. Эта архитектоника опиралась на классические ордерные пропорции и пережила смену парковых стилей. «Античное чувство» вошло в эмоциональный и идейный мир пейзажного парка как одна из главных черт его содержания.

Регулярные парки Германии. Парк Герренхаузен в Ганновере (1666 г.), автор Мартин Шарбонье, ученик Ленотра. Ось композиции — восток-запад. Парк двухчастный: первая часть — старый сад у дворца, вторая часть — новый парк, в плане напоминает «конверт» из боскетов с огромным фонтаном. Подъезд к полукруглому двору. К западу от дворца расположен партер, по сторонам — боскеты, обрамленные шпалерами из граба. Новая боскетная парковая часть построена по принципу диагональных аллей, сходящихся к круглым площадкам с фонтанами. В одном из боскетов старого сада имеется лабиринт, в другом — лучший в Европе воздушный театр.

Парк Нимфенбург в городе Мюнхене (1723 г.), архитекторы Эффенер и ученик Ленотра Доминик Жирар, который прославился как фонтанных дел мастер.

Парки Дрездена:

1. Большой сад ХVII в, архитектор Андре Ленотр.

2. Парк Цвингер, архитектор Поппельман.

3. Парк Гроссейдлиц, нач. ХVIII в., архитектор Поппельман, построен на сложном рельефе.

4. Парк Шарлотенбург в Берлине.

5. Парк Пильниц на р. Эльбе и другие.

Основные типы садов:

  • городские дворцово-парковые ансамбли;
  • городские сады;
  • загородные дворцово-парковый комплексы.

Основные черты композиции регулярных парков Германии:

  • стиль барокко;
  • простая, выразительная композиция в пределах одноосевой системы;
  • прямоугольный план;
  • важнейшая часть композиции парка — водоем в виде партеров и каналов;
  • здания-дворцы небольшие, по сравнению с парком;
  • парковая скульптура и архитектура малых архитектурных форм, отличается сочной «рубенсовской» пластикой. Скульпторы Балтазар, Пермозер (в ансамбле Цвингер);
  • связь с окружающей естественной природой, в парках не было визуальной изоляции от окружения.

Регулярные парки Австрии. Парк Шенбрунн в Вене, (1694 г.), автор Фишер фон Эрлах. Парк Бельведер в Вене, арх. Жирар, Характерны: террасы, цветочные ковры, каскады, виды на город Вену.

Общие черты регулярного стиля парков Европы:

  • парки и сады составляют единое целое с дворцом и другими парковыми сооружениями;
  • торжественность;
  • преобладание продольной оси, закрепленной доминантой-дворцом, и подчинение ей всей композиции парка;
  • обширные партеры у сооружений;
  • вода в каналах партеров как зеркало;
  • растения — местные в виде боскетов. Индивидуальные качества дерева скрыты;
  • топиарное искусство;
  • трельяжное искусство — арки, шпалеры, берсо, ограды;
  • многорядная парковая аллея, раскрытая на естественные ландшафты;
  • зеленые «воздушные» театры.

Влияние барочных садов Европы на Россию было огромным. Санкт-Петербург был заложен через три года после смерти А.Ленотра. Петр I воспринял эстетику открытых пространств с аллеями, водными зеркалами и стенами боскетов и внедрил при строительстве Санкт-Петербурга.

1.3.4 Сады России допетровского времени (ХVI в.)

Москва — боярские усадьбы и дворцовые села: Коломенское, Красное, Александрова слобода, Борисов городок. До сер. ХVII в. они носили утилитарный характер. Наблюдается постепенное усиление декоративных функций, в том числе и разведение цветов. Многие цветы привозили из заморских стран: «бархаты алые» — махровые розы из Персии, тюльпаны из Европы. Обязательная принадлежность сада — искусственные рощи из кедра, березы, дуба, сосны.

Наиболее интересны Кремлевские сады, Висячие, Красные или Верховые сады — построенные на сводах хозяйственных построек, на уровне 2 этажа. Верхний и Нижний сады (1681г.).

Верхний — 9х40 саженей, водоем 4х5 саженей. Сад обнесен каменной оградой с окнами по углам, беседки-чердаки, ярко расписанные и украшенные резьбой. Гидроизолирующий слой: свинцовые листы, бревенчатый законопаченный помост с водосливом, поверх береста, а затем слой растительной земли. Нижний — 24х14 саженей. В центре пруд, на стенах перспективное письмо — обманки. Сады насыщались «Потешными сооружениями». В парках строили беседки-чердаки, терема, шатры, галереи-гульбища, скамьи-сиделки, троны-кресла, богато расписанные и украшенные резьбой, обманные перспективы-обманки.

Сад у потешных палат в Измайлове ХVII в. Ряд модульных квадратов, в больших — плодовые деревья, в маленьких — цветы. Центральный квадрат -лабиринт Вавилон, в центре источник (ключ) — влияние итальянского барокко (рис.10).

В целом для русских садов ХVII в. характерно:

  • сочетание утилитарных и эстетических функций;
  • свободное расположение планировочных частей сада с учетом природных условий;
  • создание для отдыха рощ из деревьев одной породы березы, дуба, сосны, кедра;
  • устройство верховых садов в кремлевских и монастырских комплексах;
  • птичники, менажерии (павильоны для содержания животных).

1.3.5 Садово-парковое искусство России ХVIII в. Регулярные дворцово-парковые комплексы: Летний сад, Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум, Царское село

ХVIII в. в России — эпоха Петра I, влияние Европы, привлечение иностранных мастеров. В 1703 г Москве, в немецкой слободе, создаются дворцово-парковые комплексы Лефорта и Головина. Они были расположены на противоположных берегах р. Яузы и визуально связаны между собой. Впервые в России здесь были созданы декоративные водные устройства, боскеты, партеры.

Особенности русских регулярных парков:

  • целостность композиции архитектурного ансамбля, парка и отдельных лесопарковых территорий;
  • каждый элемент плана становится частью общей целостной композиции;
  • выявление главной продольной оси, уходящей от главной архитектурной доминанты дворца в бесконечность, развитие композиции в вдоль нее;
  • наличие второстепенных осей;
  • усиление главной оси трехлучием;
  • план парка расчленен взаимно перпендикулярными аллеями, иногда диагональными.

Размещение акцентов на пересечение дорожек в виде скульптур, фонтанов, беседок;

  • выравнивание территории, формирование террас с лестницами, пандусами, балюстрадой;
  • открытие перспектив, завершаемых фонтанами, скульптурами с включением внешних видов;
  • наличие самостоятельно решенных, часто замкнутых композиционных узлов, подчиненных общей планировке парка;
  • преобладание открытых пространств, наполненных светом и теплом, в виде партеров, подчеркивающих архитектуру сооружения;
  • геометрический характер приобретает живая природа: растения стригутся, деревья и кустарники образуют шпалеры, земные стены боскетов;
  • шпалеры и боскеты предавали монументальность садам. Некоторые шпалеры имели фигурные окна, входные проемы;
  • прогулочные периферийные аллеи ограничивают трельяжами, получившими в России название «огибных дорог»;
  • регулярный сад становится продолжением самого дворца, многие элементы сада получают название внутренних помещений: интимные замкнутые пространства внутри боскетов — «кабинеты», вытянутые плоскости газонов — зеленые «ковры», цветники со сложным фигурным узором — «вышивка» (бродери);
  • в боскетах высаживали плодовые деревья, ягодные кустарники, устраивали грядки с овощными культурами и пасеки;
  • вода использовалась в искусственных формах — фонтаны, каскады, пруды-зеркала.

Водные каналы имели не только декоративное значение, но и служили путями подъезда с моря и реки;

  • декоративные водоемы использовались для разведения рыб;
  • в садах устраивались павильоны для содержания животных и птиц;
  • получили широкое распространение открытые зеленые театры;
  • в садах и парках преобладали местные виды растений.

Летний сад (1704-1824 гг.).

Летняя резиденция Петра I, площадь 11,2 га. Границы: р. Нева (север), р. Мойка (юг), Лебяжья канавка (запад), река Фонтанка (восток).

В первой трети ХVIII в. существовали четыре Летних сада: 1-й и 2-й, в границах существующего в настоящее время сада (11,2 га), 3-й -Михайловский сад (10 га) и Большой луг (ныне Марсово поле, 9 га), 4-й — Итальянский сад (11 га, не сохранился).

Планировка 1-го и 2-го сада осуществлялась по чертежу Петра I. Система боскетов (липовый, дубовый, еловый).

По узким дорожкам устроены берсо, обсаженные липами. На пересечении аллей установлены 50 фонтанов. Четыре центральных боскета украшены фонтанами, скульптурой, вольерами для птиц и зверей, водоемом с беседкой и островком. У реки Фонтанки — грот. В 1736 г. в саду было около 200 скульптур венецианских скульпторов. Это были коллекции портретов и тематические серии на аллегорические и мифологические темы. Растения привозились из разных мест: липы из Новгорода и Воронежа, Киева и Голландии, каштаны — из Гамбурга, сирень — из Любека, кедры и пихты — из Соликамска, тюльпаны — из Голландии, лилии — из Нарвы, ароматные цветы — из Измайлова. Целостность, масштабное соподчинение частей. Планировка сада является переходной (отсутствие главной планировочной оси), но имеет уже вполне европейский характер (рис. 11).

На южном берегу Финского залива построена дорога Петербург — Кронштадт. Вдоль нее по распоряжению Петра I созданы выдающиеся садово-парковые ансамбли Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум. В их композиционном решении прослеживается ряд общих черт:

  • использование верхней террасы для строительства дворца;
  • устройство подъездного канала и партеров;
  • завершение перспектив павильонами, скульптурой или видом на Финский залив;
  • применение местных пород деревьев и кустарников.

Петергоф (1714-1754 гг.) состоит из двух частей: Верхний сад — 15 га и Нижний сад — 102 га. Дворцово-парковый ансамбль Петергоф начинает строиться еще в 1709 г. Но широкое строительство развертывается в 1711 — 1714 гг. Строятся Верхние палаты, дворец Монплезир (архитектор И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти), каналы Верхнего и Нижнего сада. Петергоф занимает территорию 800 га, включая дворцовый парк, состоящий из Верхнего сада площадью 15 га и Нижнего сада площадью 102,5 га., парка Александрия, Английского парка, Колонистского и Лугового.

Основу композиции составляют Верхний сад перед Большим дворцом, представляющий собой крупный барочный партер с бассейнами и небольшими фонтанами, и Нижний сад, лежащий по другую сторону дворца, на нижней террасе, выходящей к морю. Первая лучевая композиция это: Верхние палаты — р. Нева; Верхние палаты — Эрмитаж; Верхние палаты — ансамбль Монплезир с садом и шутейными фонтанами. Вторая лучевая композиция: Монплезир — ансамбль Марли; Монплезир — Римские фонтаны; Монплезир — фонтан «Шахматная гора». Третья лучевая композиция: Марли — ансамбль Монплезир;

  • Марлинская аллея или «Хребтовый проспект»;
  • Марли — фонтан «Шахматная гора». Нижний сад наполнен фонтанами. Все они работают от естественного напора воды, подаваемой по каналам с расстояний до 22 км. Центральное место среди них занимает «Большой Самсон» — монумент в честь победы над шведами под Полтавой. Фонтаны бесконечно разнообразны и многочисленны. Они являют славу Петродворца и его душу. Верхний сад, созданный по наброскам Петра I в 1713 — 1724 гг. И. Ф. Браунштейном, А. Борисовым, Ж. Б. Леблоном, Л. Гарнихфе- льтом, украшается бронзовыми скульптурами, а в 1747 — 1754 гг. завершен архитектурной доминантой — Большим дворцом, т.е. перестроенными и расширенными Верхними палатами по проекту архитектора В. В. Растрелли (рис.12).

Стрельна. Ансамбль расположен в 20 км от от Санкт-Петербурга. Общая площадь — 140 га, в том числе площадь регулярного сада 40 га. Участок выбрал Петр I. Первый чертеж был сделан им же. В дальнейшем проектировании и строительстве участие приняли Б. Растрелли, Ж. Леблон, С. Чиприани, Н. Микетти и др. С 1717 г. работы велись по проекту Леблона. Между каналами проектировались боскеты, фонтаны, парковые сооружения, а на центральном канале по оси дворца предусматривался «Замок воды» (искусственный холм с павильоном на вершине).

Концентрация в одном месте дворца, террасы и каскада отвечала требованиям Петра, стремившегося достигнуть большей выразительности. Дворец с гротом и каскадом был заложен в 1720 г. Ансамбль Стрельна был задуман как главная парадная резиденция, которая своей грандиозностью, пышностью и идейной трактовкой должна была подчеркнуть мощь Российской империи как великой морской державы. Стрельна — это единственный в своем роде «водный сад». От дворца к морю ведут три зеркальные оси каналов.

Ораниенбаум. Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум расположен в г. Ломоносове в 41км от Санкт-Петербурга. Общая площадь парка около 170 га. Местность была пожалована Петром I А.Д. Меньшикову. Одним из создателей был Х. Гарц, работавший в Ораниенбауме с 1709 по 1728 г. В саду были 3 фонтана, 39 деревянных и 4 золочено-свинцовых скульптуры. В 40-е годы комплекс принадлежал Екатерине II. Строительными работами руководил Б.Растрелли, а с 1756 г. главным архитектором великокняжеского двора стал А. Ринальди. В композиции парка прослеживается влияние зарождающегося пейзажного направления. Появление сооружений «в китайском духе», таких, как Китайский домик, также характерный прием для ранних пейзажных парков до 1792 г. Измельченная планировка, изощренность композиций, сочетание регулярных и пейзажных боскетов, отсутствие композиционной взаимосвязи между узловыми ансамблями парка свидетельствуют о том, что регулярное стилевое направление уже исчерпало свои возможности, а пейзажное еще не сформировалось. Считается, что Антонио Ринальди пытался примирить оба стиля, не отдавая предпочтения ни одному из них.

Царское село (г. Пушкин) Екатерининский и Александровский парки (1710-1750 гг.).

Парк строился полтора столетия, в четыре периода, два периода -регулярные (1720-1740 гг. и 1740-1750 гг.).

Екатерининский парк — Летняя резиденция Екатерины I. В период 1718-1723 гг. — Браунштейн и Ферстер строят каменные палаты, 1716-1726гг. — садовник Ян Роозен разбивает сад. Покатый склон превращен в систему плоских террас. На первой террасе — цветники, окруженные кленовым шпалерником и боскетами по сторонам, на второй террасе — огибные дороги с трельяжными беседками, на третьей — два одинаковых прямоугольных водоема. Нижний сад — три радиально расходящиеся аллеи, соединенные дуговой дорогой. Боскеты засажены плодовыми деревьями и ягодными кустарниками, вместо газона в партерах посажена земляника. Характерно:

  • измельченность плана;
  • узкие дорожки;
  • каналы и маленькие мостики над ними;
  • растения местной флоры.

Второй этап — 1757 г., архитектор Барталомео Растрелли завершает перестройку дворца и создает парадный партер в стиле барокко. Новый сад состоит из четырех боскетов размерами 200х200 м каждый, окруженных крестовым каналом. Боскет Грибок с 37 павильонами, боскет Театр, боскет Карусель с искусственными прудами, боскет гора Парнас. Внутренняя композиция боскетов решена в пейзажном стиле. Ось дворца закрепляется центром пятого боскета Зверинца с павильоном Мон-Бижу. В дикой роще старого сада устанавливается Эрмитаж, в стиле бароко (рис.13).

1.3.6 Усадебные парки Москвы: Кусково, Архангельское

Своеобразный русский тип декоративного парка, формирование которого началось в Москве в конце ХVII в., сложился полностью к середине ХVIII в. Наиболее интересны усадьбы Кусково и Архангельское.

Кусково — родовое поместье графов Шереметьевых. Расположено в 10 км от центра Москвы. В 1743 г. здесь началось строительство ансамбля, которое продолжалось почти 30 лет. К 60-м годам ансамбль включал дворец, регулярный парк, лабиринт и зверинец с лучевой системой аллей. Большой пруд с каналом и зверинец были созданы на основе естественного лесного массива. Площадь регулярного сада составляет 31 га (рис.14).

Авторами парка были крепостные крестьяне графов Шереметьевых Аргунов и Миронов. Композиционный центр ансамбля — дворец, называемый Большой дом (1777 г.) выстроен в стиле классицизма. Он стоит на берегу пруда с искусственным островом, архитекторы — Ухтомский, Чевакинский, Кологривов. Парк окружен с 3-х сторон земляным валом и каналом. Форма парка близка к квадрату, и его пространство имеет трехчастное членение. Центральная часть парка — партер шириной 50 м, замыкаемый дворцом и зданием большой каменной оранжереи (1761-1762 гг).

Две другие части представлены массивами боскетов. По сторонам дворца созданы миниатюрные, но композиционно завершенные ансамбли с водоемами, скульптурами, цветниками, садовыми устройствами.

Архангельское. Строительство парка развернулось при Голицине в 80-90-х гг. XVII в., в период расцвета классицизма в архитектуре и соответствующего ему пейзажного стилевого направления в садово-парковом искусстве. Общая площадь ансамбля составляет 14 га. В Архангельском все архитектурные сооружения относятся к русскому классицизму, а парк имеет регулярную планировку. В композиции прослеживается трехчасное членение с открытым пространством в центре и боскетами по сторонам. Решение открытых пространств и их связь с окружающим ландшафтом сообщает парку индивидуальный характер. От южного фасада дворца парк тремя террасами спускается к обрыву Москвы-реки. Террасы оформлены подпорными стенами, лестницами, балюстрадой, скульптурой, вазами (автор архитектор Тромадо).

На верхней террасе газон обрамлен рядами лиственницы европейской, как бы продолжающей дворцовую колоннаду парадного двора. По центру идет узкая дорожка. Она заканчивается лестницей, ведущей на площадку второй террасы. На газоны установлены мраморные фигуры Аполлона и Артемиды. Более интимный характер этой части парка придается благодаря свободно растущим деревьям, подступающим к террасам, газоны воспринимаются как зеленые лужайки. Отсюда открывается вид на центральный партер (расположенный на нижнем уровне), обрамленный стенами липовых шпалер. В боскетах парка были возведены павильоны Библиотека и Каприз. В 1810 г. усадьбу приобрел Юсупов. В 1812 г. усадьба была разрушена, в ее перестройке участие принимали архитекторы О. Бове, Е. Тюрин, С. Мельников, В. Дрегалов. В парке было установлено около 100 скульптур. Вокруг регулярной части парка созданы участки с пейзажной планировкой — Горятинская и Аполлонова рощи. Архангельское завершает этап развития русского регулярного паркостроения уже в период расцвета пейзажных парков (рис.15).

Общие принципы русского регулярного паркостроения:

  • развитие ансамбля вдоль продольной оси с доминированием главного здания и подчинением ему других сооружений;
  • наличие самостоятельно решенных, часто замкнутых композиционных узлов, подчиненных общей планировке парка;
  • развитие партеров как открытых пространств, подчеркивающих архитектуру сооружения;
  • блестящее использование рельефа, воды, растительности, связь с природным окружением;
  • преобладание в ассортименте растений местных видов;
  • широкое распространение открытых воздушных зеленых театров;
  • дороги в виде аллей, берсо, в оформлении шпалерами;
  • завершение перспектив парка сооружениями, фонтанами, скульптурой с включением в парковый ансамбль внешних видов;
  • развитие традиционно русских приемов — висячих садов, птичников (менажерий, вольеров), зверинцев, включение плодовых древесных растений в боскеты, применение рощ в виде боскетов.

2. Пейзажное стилевое направление в садово-парковом искусстве

2.1 Садово-парковое искусство Китая

Природа в Китае рассматривается как обитель богов. Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в X-XII вв. и вновь в XIII-XIV вв. Император Цин Шихуанди владел огромным парком. Император Ву-ди (140-87 гг. до н. э.) создал сад с гротами, ручьями, дорожками. Эмоциональная направленность парка обусловила классификацию его пейзажей по впечатлению: