Эбинизер Скрудж считает работные дома благодеянием для бедняков; его ничуть не трогают сообщения о людях, умирающих с голоду; по его мнению, их смерть своевременно снизит избыток населения.
На тех немногих страницах, где Скрудж выступает перед читателями до начала своего главного путешествия в жизни, каждое его движение, каждое слово дополняет реалистическими штрихами портрет скряги и эгоиста. Жизненная философия Скруджа наглядно раскрывается во взаимоотношениях с другими героями рассказа: клерком Кретчитом, мерзнущим в нетопленной конторе, племянником, на которого Скрудж обрушивает свой гнев за то, что тот смеет быть веселым, не имея гроша за душой, джентльменами-филантропами, пришедшими к нему с просьбой о пожертвовании бедным по случаю рождества.
Что бы ни делал, что бы ни говорил Скрудж, он всегда остается в первой части рассказа бездушным, холодным и сухим — живым воплощением скаредности и эгоизма.
Все же Диккенс ставил перед собой задачу не показать нам Скруджа и его скверный характер, а прежде всего, продемонстрировать его изменение, духовное перерождение.
Как справедливо отметила А. Кретова, именно с визита покойного Джейкоба Марли к Скруджу начинается его путь к воскрешению “мёртвой души” Божьего творения, оскорбившего в себе Божий образ и подобие.
Диккенс настаивает на христианском основании рождественского
В эгоизме Скруджа автор видит не только источник зла для окружающих, но источник опасностей для самого героя.
В глазах Диккенса Скрудж, как отмечает В. В.Ивашева, – патологический характер, отступление от нормы. В этом весь смысл эволюции характера Скруджа в рамках сказочного сюжета [6, с. 184].
Открытие пустоты жизни, как обнаруживается в финале, скорее всего, приходит к Скруджу во сне. Под бой часов, который растягивает у спящего один день до целого века, он способен преодолевать необратимость человеческой жизни, летать над сушей и морем, говорить с живыми и мертвыми, смешивать между собой
Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? (2 варианта)
... «Я бы в сундуке берег свое добро — в сумке сломается и помнется». Перед нами уже не ребенок, а взрослый человек. К ... службой в полку, близостью веселых товарищей и другими радостями жизни богатого наследника. Николай не интересовался, откуда берутся деньги, не ... и экономным. Темная полоса в судьбе научила Ростова хозяйственности. Когда герой выгодно женился, он смог преумножить богатство жены и ...
В конце святочного рассказа выступает новый Скрудж — человек с открытым сердцем, снисходительный хозяин и добрый дядюшка: «И таким он стал добрым другом, таким тароватым хозяином, и таким щедрым человеком, что наш славный старый город может им только гордиться…Кое-кто посмеивался над этим превращением, но Скрудж не обращал на них внимания – смейтесь на здоровье!.. всегда найдутся люди, готовые подвергнуть осмеянию доброе дело. Он понимал, что те, кто смеется, – слепы, и думал: пусть себе смеются, лишь бы не плакали! На сердце у него было весело и легко, и для него этого было вполне довольно» [4, с. 99-100].
Гуманность приносит счастье ее носителям. Делая добро другим, человек сам становится счастливым. Таков конечный вывод, который должен сделать читатель, узнав о просветлении Скруджа.
2.2. Философия жизни в произведении
«Рождественская песнь в прозе», входящая в цикл «Рождественских повестей» (Christmas Books, 1843-1848), отражает мечты Чарльза Диккенса о мирном переустройстве общества, классовой гармонии, нравственном перевоспитании буржуазии.
Катарский отмечает характерные высказывания по этому поводу, относящиеся к началу 40-х годов: «…мои нравственные убеждения, чуждые всякой узости, вполне определенные и допускающие существование любых сект и партий, нетрудно изложить в общих чертах. Я верю и намерен внушать людям веру в то, что на свете существует прекрасное, верю, невзирая на полное вырождение общества, нуждами которого пренебрегают и состояние которого на первый взгляд и не охарактеризуешь иначе, чем странной и внушающей ужас перифразой Писания: «Сказал господь, да будет свет, и не было ничего» [7, с. 212].
Оптимизм и вера в людей побудили Диккенса к решительной проповеди, побудили внушать людям свои веру и убеждения. Диккенс надеялся, что его услышат и отзовутся на его проповедь, он считал, что с обществом, нуждами которого пренебрегают, он все же говорит на одном языке.
Диккенс искренне считал, что каждый человек имеет право изменить свою жизнь, нравственно очиститься. В своих поисках истины писатель возвращался к великой тайне любви – к страждущим, обремененным, к близким, к детям, ко всем, нуждающимся в утешении. Когда люди задумаются над тем, как сделать, чтобы было хорошо всем, кто с ними рядом, они догадаются, как сделать, чтобы было хорошо всем вокруг и тем, кто далеко. Свою точку зрения он высказывает устами племянника Скруджа: «Это радостные дни — дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всем календаре, когда люди, словно по молчаливому согласию, свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних, — даже в неимущих и обездоленных, — таких же людей, как они сами, бредущих одной с ними дорогой к могиле, а не каких-то существ иной породы, которым подобает идти другим путем…я верю, что рождество приносит мне добро и будет приносить добро, и да здравствует рождество!» [4, с. 11] Все эти идеи позднее назовут «философией Рождества» [5], а Диккенс станет для британцев синонимом главного праздника года.
Введение чарльз джон гаффам диккенс
... по-диккенсовски добросердечных буржуа-благодетелей. В этом романе Ч. Диккенс выступает, как гуманист, утверждая силу добра в человеке. Роман вызвал широкий общественный резонанс. После его выхода ... жизни нищеты и таких ужасающих социальных учреждений, как тогдашние школы для бедных детей и приюты, как эксплуатация детского труда на фабриках, как долговые тюрьмы, где ...
Важно отметить наблюдение М.В. Урнова, который заметил об отсутствии в «Песни» религиозной символики. В его романах часто возникает образ божественного младенца, а в «рождественских повестях», где, казалось бы, сам жанр предполагает его появление, нет даже упоминания о нем. В святочных сказках, частью которых является и «Рождественская песнь» религиозный смысл рождественского праздника устранен, оттеснен реальностью, ее образами, а также фантастическими образами и мотивами, фольклорными и романтическими, призванными отразить реальность и выразить авторскую идею [19, с. 113].
Также Диккенс придает решающее значение правильному воспитанию. Недаром в его повести Дух настоящего показывает Скруджу двух уродливых детей — Невежество и Нужду, говоря, что первый из них страшнее, ибо грозит людям гибелью: «— Они — порождение Человека, — отвечал Дух, опуская глаза на детей. — Но видишь, они припали к моим стопам, прося защиты от тех, кто их породил. Имя мальчика — Невежество. Имя девочки — Нищета. Остерегайся обоих и всего, что им сродни, но пуще всего берегись мальчишки, ибо на лбу у него начертано «Гибель» и гибель он несет с собой, если эта надпись не будет стерта» [4, с.74].
Автор искренне верил, что все беды бедных людей происходят от их необразованности, неприспособленности к буржуазному миру, где правят умные и расчетливые люди. Диккенс страдал вместе с бедняками душой, что возмущало их, возмущало и его. Он не жалел народ и не боролся за него и не просто любил, он сам был народом. Больше всего он един с бедняками в ненависти к тому, что слыло научным и прогрессивным. Справедлив их гнев или нет, Ч. Диккенс обвинял от своего имени.
Одним из положений «философии Рождества» является тема Детства. Детство для Диккенса было не только коротким периодом в жизни людей, но и очень важным элементом полноценной человечности. Так он считал, что в хорошем и незаурядном человеке всегда сохраняется нечто от «детства», и воплощал это «детское» качество в своих лучших и любимейших героях.
Образы детей, которые в Рождественских рассказах Диккенса, во многом продолжают уже укоренившуюся в творчестве писателя реалистическую традицию в изображении детей, а с другой стороны, именно эти образы привносят новое звучание, оригинальные идеи и мотивы. Писатель был глубоко убежден в том, что «сердце, в котором действительно не найдется любви и сочувствия к этим маленьким созданиям, — такое сердце вообще недоступно облагораживающему воздействию беззащитной невинности, а значит, являет собою нечто противоестественное и опасное». Классическим примером образа ребенка, который заключает в себе идею добродетели и нравственного благородства, ребенка, способного изменить окружающий его мир, является образ Малютки Тима. Для своих лет он необычайно мудр и рассудителен, по-детски открыт миру и людям, что видно в отношении к нему его семьи и даже Скруджа, который «не может оторвать граз от Малютки Тима»: «– Это не ребенок, а чистое золото, – отвечал Боб. – Чистое золото. Он, понимаешь ли, так часто остается один и все сидит себе и раздумывает, и до такого иной раз додумается – просто диву даешься. Возвращаемся мы с ним домой, а он вдруг и говорит мне: хорошо, дескать, что его видели в церкви. Ведь он калека, и, верно, людям приятно, глядя на него, вспомнить в первый день рождества, кто заставил хромых ходить и слепых сделал зрячими» [4, с. 58].
Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы. «Детство»
... людей. Обсудить проблему роли детства в жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль ... в детстве жить очень интересно, но легко ли? Как влияют детские годы на формирование человеческой личности? ... впечатлениями и открытиями. Каждый ребенок ...
Вместе с тем, Малютка Тим смиренен и верен Богу, даже, невзирая на испытания, посланные ему.
Литературно-социальная программа Диккенса может показаться наивной, но она продолжает традицию утверждения ответственности человека не только за себя, но и за окружающий его мир. Несовершенства этого мира доступны исправлению, но начинать его надо не с возвышенных мечтаний о преобразовании мира в целом, но с воспитания в себе достойного человека, живущего не только ради себя, но ради всех, кому он может помочь. Преображение несовершенного мира начинается с преображения несовершенного человека. Человек определят собой мир, а никак не наоборот.
Бесспорно, «Рождественская песнь в прозе» несет в себе большую социальную нагрузку, но великий талант Диккенса не ограничивается только этим. Едва ли случайно, что Диккенса и в наши дни продолжают именовать в Англии творцом британского Рождества – «троицы еды, питья, молитвы», как образно выразился Г. К. Честертон, – важнейшего семейного праздника простых людей [21].
Писатель – и это уже общепризнанный факт – подарил Англии не только особое отношение к Рождеству, но и целую традицию его празднования. Так, в Оксфордском словаре христианской церкви в главке, посвященной Рождеству, сообщается о формировании рождественского ритуала в Англии XIX века благодаря влиянию немецких традиций (в частности, речь идет о елке) и благодаря Чарльзу Диккенсу. Действительно, такие неотъемлемые атрибуты Рождества как индейка, пунш, пылающий камин, семья, собравшаяся за одним столом и объединенная надеждами на будущее, – закрепились в национальном сознании благодаря Диккенсу. Мы видим с каким благоговением он воспевает гуся, «величиной с ребенка», пудинг, каштаны, которые «шипели и лопались с веселым треском», огонь в очаге, маленькие радости в кругу друзей и близких, такие как фанты, жмурки, танцы, «свежие твердые листья остролиста, омелы и плюща».
В.М. Толмачев отмечает, что диккенсовская «Песнь» не сводима к апологии семейных радостей Рождественского праздника, а также к вариации средневековой мистерии, которая обыгрывает ряд ветхозаветных и новозаветных сюжетов, возможности средневековых жанров (разговор души и тела).
В этой весьма филигранной вещи неожиданно, как в особом зеркале отражен внутренний мир самого автора, его обращенные к детству и детско-юношеским переживаниям философия и психология творчества, сам процесс того, как «проза» (в данном случае особый, не бравшийся ранее другими авторами материал, связанный с бытом, разговорным словом, материальной культурой) возвышается до лирики (гимна, песни, творчества), а «лирика» (поэтический взгляд на мир, вдохновленный переживаниями «золотого века», то есть детства) понижается до «прозы» (возможность самокарикатуры, иронического замещения детского старческим).
Это необходимо для того, чтобы взрослый автор, все еще в чем-то ребенок, не выдал в себе дитя, сохранил самое святое для себя под панцирем смеха, фантастических приемов [16].
Способы изображения душевных состояний героев Ч. Диккенса в романе ...
... Больших надеждах» - «это самый цельный из всех произведений Диккенса». [Уилсон 1970: 20] Произведение наделено сюжетом, комбинирующем в себе как простоту повествования, так и глубину мысли. ... тиражом в 600.000 экземпляров полное собрание сочинений Диккенса в тридцати томах. На сегодняшний ... то реалисты раскрыли психологию, обычного, типичного человека. Категория типизации - основная в реалистической ...
В заключение необходимо сказать, что «Рождественская песнь в прозе – сказка не только для детей, но и для взрослых. И в ней раскрывается вся щедрость Диккенса – его наблюдательность, юмор, сила его чувств, его энтузиазм. На примере Скруджа автор показал нравственное перерождение человека, его способность изменить себя, а значит изменить мир, сделать его лучше. Символичным является и то, что другим человеком Эбинизер Скрудж стал именно в Рождество – время доброты, человеколюбия, отзывчивости, сострадания, время прощения старых обид и начала новой жизни. Описав такой праздник в своем произведении, Диккенс подарил англичанам такое Рождество, каким весь мир его знает теперь. Поэтому, совершенно справедливо, Диккенса называют «Отцом Рождества».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была рассмотрена нравственная проблематика «Рождественской песни в прозе». Ее исследование привело нас к выводу о том, что вера в человека, мысль о милосердии и всепрощении пронизывает данное произведение. Весь талант писателя направлен на ослабление пороков общества, так как этические проблемы всегда волновали Диккенса.
Итак, проведенный анализ «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса позволил выявить такие проблемы как:
- проблема холодного и резкого мировоззрения, которое было доминирующим среди высшего класса общества викторианской эпохи. Ярким представителем данного класса был Эбинизер Скрудж до своей трансформации. В начале произведения Скрудж — скупой пожилой человек, который живет одинокой жизнью без семьи и друзей. Он один из многих героев Диккенса, благодаря которым он раскрывает скупой тип мышления викторианских капиталистов;
- описывая буржуа и мальтузианца, Диккенс все же оставил шанс для героя осознать и исправить свою жизнь, поступки. Отсюда проблема нравственного перерождения героя – его длинный путь от скряги до приятного и жизнерадостного джентльмена. Вследствие глубокого потрясения герой из жадного буржуа и мальтузианца превращается в доброго почитателя Святок. Нужно отметить, что своими действиями он изменяет и окружающий его мир, а именно делает своего племянника еще более счастливым, а главное спасает жизнь Малютке Тиму;
- в своем произведении Диккенс красной нитью излагает устами некоторых персонажей, а именно Малютки Тима и племянника Скруджа, свои собственные этические взгляды. Его мировоззрение позднее назовут «Рождественской философией». Основная мысль, заложенная в «рождественских» повестях и других произведений писателя, мысль о равенстве всех людей перед Богом, мысль о всепобеждающей любви, доверии и доброте;
- примечательно, что Диккенса до сих пор называют «Отцом Рождества», исходя из его замечательных и удачных попыток возродить этот праздник. Именно благодаря писателю, Рождество для англичан теперь ассоциируется с уютом родного дома, временем радости, веселья и спокойствия.