Психика как категория науки и феномен внутреннего мира человека

Министерство образования и науки Российской Федерации

Тульский государственный университет

Кафедра психологии

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Психология»

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

«Психика как категория науки и феномен внутреннего мира человека»

Выполнила: студентка гр. 720882, Вюрц Э.Э.

Проверила: доц. каф. психол, Клементьева М.В.

Тула 2010

Задание 1. Эссе на тему «Что такое психика?»

психика человек наука

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Область знаний о внутреннем — психическом — мире человека.

В ней как бы сливаются объект и субъект познания; только в этой науке мысль совершает поворот на себя, только в психологии научное сознание человека становится его научным самосознанием, познавая себя, человек тем самым себя изменяет.

Главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир, так психология уже накопила много фактов о том, как новое знание о себе делает человека другим, меняет его отношения, цели, состояния и переживания. Можно сказать, что психология — наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Можно выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Отражение психическое мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего.

Задание 2. Подобрать отрывок из какого-либо художественного текста

«… Почему до сих пор все еще идет дождь? Льет как из ведра… Хорошенькое же времечко я выбрала для родов. Почему воды были красные? Неужели я так и умру, истекая кровью на этом столе, даже не сделав глотка воды? Конечно, мне хотелось бы кофе… Иногда мне так хочется кофе, что я готова кричать… О Боже, опять кровь. Но это хотя бы не больно. Едва ли это вообще схватки, скорее, наверное, судороги или еще что-то… Но тогда откуда столько крови? Что же будет, когда начнутся настоящие роды? Господи, здесь будет море крови. Все будет в моей крови. Интересно, а поставила миссис Фицпатрик тазик с водой? А она молиться перед тем, как вылить его? Да где же она? Когда все это закончится, я выскажу ей все, что думаю. Это надо же — уйти, оставив меня умирать от жажды…»

14 стр., 6541 слов

Формирование сознания людей с помощью культуры

... как оно зародилось. Становление человеческого сознания и всех специфических особенностей человеческой психики, как и становление человека в целом, было длительным процессом, ... психологии, экономики, религии и др. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и ...

В данном отрывке можно выявить признаки проявления психического состояния, а именно эмоционального. На это указывает целый ряд психологических фактов.

Скарлет переполняет и стресс, и страх. Но страх не такой уж сильный, так как она рассказывает, думает и размышляет, так как человек, которого одолевает страх, не может адекватно мыслить.

Задание 3. Исследование личностных особенностей с помощью взрослого варианта текста Р.Кеттелла

Фактор А

«+»Общительность

Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов.

«-»Замкнутость

Скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, склонность к объективности, ригидности, к излишней строгости в оценке людей. Трудности в установлении межличностных, непосредственных контактов

Фактор B

«+»Высокий интеллект

Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной.

«-»Низкий интеллект

Конкретность и некоторая ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления, недостаточный уровень общей вербальной культуры.

Фактор С

«+»Эмоциональная стабильность

Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.

«-»Эмоциональная нестабильность

Эмоциональная неустойчивость, импульсивность; человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах. Низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость.

Фактор Е

«+»Независимость

Пробивной, самоуверенный, твердый, серьезный, неуступчивый, оригинальный, неподатливый, сам для себя является «законом»

«-»Податливость

Мягкий, уступчивый, зависимый, ласковый, мягкосердечный, дает волю чувствам, легко впадает в смятение, застенчивый, конформный

Фактор F

«+»Экспрессивность

Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах

«-»Сдержанность

Благоразумие, осторожность, рассудительность в выборе партнера по общению. Склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций.

Фактор G

«+»Высокая нормативность поведения

Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность.

«-»Низкая нормативность поведения

Склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств. Потворствует своим желаниям, не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Неорганизованность, безответственность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния, иногда беспринципность и склонность к асоциальному поведению

Фактор H

«+»Смелость

Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств

«-»Робость

Робость, застенчивость, эмоциональная сдержанность, осторожность, социальная пассивность, деликатность, внимательность к другим, повышенная чувствительность к угрозе, предпочтение индивидуального стиля деятельности и общения в малой группе (2-3 человека).

Фактор I

«+»Чувственность

Нетерпимость, зависимый от других, ищущий помощи, приветливый, с богатой фантазией, требующий внимания других, ипохондрик, боязливый мечтательный, утонченный, непрактичный

«-»Твердость

Реалист, надеется на себя, берет на себя ответственность, суровый, жесткий, действует по практическим соображениям, самостоятельный, бывает циничный, нечувствительный к своему физическому состоянию, скептик, самоуверенный

Фактор L

«+»Подозрительность

Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружа-юих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении.

«-»Доверчивость

Дружеский, прямодушный, открытый, понимающий, снисходительный, мягкосердечный, спокойный, благодушный, не завистливый, умеет ладить с людьми

Фактор M

«+»Мечтательность

Богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями («витает в облаках»), легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир; мечтательность.

«-»Практичность

Высокая скорость решения практических задач, прозаичность, ориентация на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность.

Фактор N

«+»Дипломатичность

Изысканность, умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, иногда ненадежность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость.

«-»Прямолинейность

Откровенность, простота, наивность, прямолинейность, бестактность, естественность, непосредственность, эмоциональность, недисциплинированность, неумение анализировать мотивы партнера, отсутствие проницательности, простота вкусов, довольствие имеющимся.

Фактор О

«+»Тревожность

Беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой.

«-»Спокойствие

Беспечность, самонадеянность, жизнерадостность, уверенность в себе и в своих силах, безмятежность, небоязливость, хладнокровие, спокойствие, отсутствие раскаяния и чувства вины.

Фактор Q 1

«+»Радикализм

Интеллектуальные интересы и сомнения по поводу фундаментальных проблем, скептицизм, стремление посмотреть существующие принципы, склонность к экспериментированию и нововведениям

«-»Консерватизм

Стремление к поддержке установленных понятий, норм, принципов, традиций, сомнение в новых идеях, отрицание необходимости перемен

Фактор Q 2

«+»Нонконформизм

Независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. При крайних высоких оценках склонность к противопоставлению себя группе и желание в ней доминировать.

«-»Конформизм

Зависимость от мнения и требований группы, социабельность, следование за общественным мнением, стремление работать и принимать решения вместе с другими людьми, низкая самостоятельность, ориентация на социальное одобрение.

Фактор Q 3

«+»Высокий самоконтроль

Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение.

«-»Низкий самоконтроль

Низкая дисциплинированность, потворство следует своим желаниям, зависимость от настроений, неумение контролировать свои эмоции и поведение.

Фактор Q 4

«+»Напряженность

Собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность.

«-»Расслабленность

Расслабленность, вялость, апатичность, спокойствие, низкая мотивация, излишняя удовлетворенность, невозмутимость.

ФАКТОР «F 1 »

«+»Высокая тревожность

Но не обязательно невротик, так как тревога может быть ситуационной; возможно, плохая приспособляемость, неудовлетворенность достигнутым. Очень высокая тревога обычно нарушает деятельность.

«—»Низкая тревожность

Жизнь в целом удовлетворяет, способен достичь желаемого, но слабая мотивация и отсюда неспособность к достижению трудных целей.

ФАКТОР «F 2 »

«+»Экстраверт

Хорошо устанавливает и поддерживает социальные контакты.

«—»Интраверт

Робость, застенчивость, «достаточно себя», подавляем в межличностных конфликтах. Не обя- зательно застенчивость, может быть сдержанность, скрытность.

ФАКТОР «F 3 »

«+»Реактивная уравновешенность

Стабильность, жизнерадостность, решительность, предприимчивость, склонность не замечать тонкостей жизни. Ориентирован на очевидное, явное. Трудности из-за слишком поспешных действий, без достаточного взвешивания.

«—»Сензитивность

Хрупкая эмоциональность, чувствительность к тонкостям, может быть художественная мягкость, спокойствие, вежливость; трудности в принятии решений из-за избытка раздумий.

ФАКТОР «F 4 »

«+»Независимость

Агрессивность, смелость, хваткость, сообразительность,быстрота.

«—»Конформность

Подчинение, зависимость, пассивность, сдержанность. Нуждается в поддержке и ищет ее у людей. Склонность ориентироваться на групповые нормы.

Задание 4. Составить кроссворд на тему: «Психология общения и межличностного взаимодействия»

По горизонтали:

2. Кем был теоретически и экспериментально разработан подход посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия?

5. Процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности. О каком общении идет речь?

6. Чей чаше всего используется подход для распознавания выражении, который состоит из шести основных программ — радость, гнев, страх, страдание, презрение и удивление?

8. Невербальная коммуникация имеет несколько форм — кинетику, проксемику и … (система вокализации, паузы, покашливания и т. п.).

10. Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией … сферы человека.

13. Какая модель была предложенна в начале 60-х годов (Р. Бёдвистел, 1970) для невербального общения?

14. Чье это мнение: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга, и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними.,. Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели — решению конкретной задачи» (1994)?

15. Процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений?

16. Коммуникация между индивидами без использования слов, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме — это … общение.

По вертикали:

1. В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы: информационный, интернациональный и …

3. Обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа: макроуровень, мезауровень и …

4. Элементы системного подхода для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному восприятию являются субъект, объект и процесс … человека человеком(Ломов, 1999).

7. Один из основных механизмов взаимопонимания в процессе общения, а также мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека?

9. Что такое определенная форма воспроизведения объекта в сознании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью (В. В. Знаков, 1994)?

11. Что такое выразительные движения лицевых мышц?

12. Какое (по счету) впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа о познаваемом?

Задание 5. Выделить в предложенном отрывке одну ситуацию, наиболее ярко иллюстрирующую общение с позиции трансактного анализа Э.Берна

«…Он открывает отмычкой дверь и дружелюбным тоном говорит:

  • Да, конечно. Еще бы. Ясно. Без ключа мало интереса жить. Все-таки вам, наверное, захотится покушать или куда-нибудь выйти попить водички, а тут сиди, как болван.
  • Да уж, говорю, прямо хоть человека нанимай…»

Человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания. Непродуктивные стереотипы поведения человека мешают ему принимать именно адекватных настоящему моменту решений.

Задание 6. Необходимо ответить на заданные вопросы

1. Громогласные люди требуют к себе внимания и только ради этого напрягают горло. Часто они бывают самодовольными и заносчивыми, невоспитанными, властными, задиристыми, склонными к соперничеству и раздражительными и относятся к другим людям с большой долей враждебности. Также люди говорят на повышенных тонах, когда сердятся. Как еше одной причиной громкого голоса может быть то, что в детстве им приходилось конкурировать с сестрами и братьями и перекрикивать их, чтобы быть услышанными. Разговор на повышенных тонах также связан с тем, что человека что-то раздражает.

Тихони добиваются чужого внимания, заставляя людей просить их говорить громче. Они получают от этого большое удовольствие и играют в своеобразную игру, вынуждая других напрягаться, чтобы их услышать. Также более тихая речь может быть связана с подавленным настроением человека.

2. В состоянии эмоционального возбуждения обычно возрастает сила голоса, а также значительно изменяются его высота и тембр. Иногда сильное возбуждение может, наоборот, проявляться в уменьшении силы голоса (человек «шипит от ярости»).

Обычно, депрессия «звучит» тихо в сопровождении со скорбной мимикой. Распознается мгновенно: минорный, с понижающимися интонациями, приглушенный… При любых попытках веселья и бодрости слышится призвук подавленности.

3. Пауз в коммуникации избегает тот, кто хочет показаться компетентным в том вопросе, о котором собеседники ведут разговор.

4. Да, так как для людей, которые работают в офисе, очень удобны кресла на колесиках, особенно для руководителя.

5. Люди, сидящие друг против друга за прямоугольным столом, пусть хоть и подсознательно, но все же испытывают ощущение противостояния, соперничества, соревнования. Общаться гораздо удобнее и приятнее, сидя за круглым столом. Такой стол объединяет людей, сглаживает любые различия (в чине, возрасте и т. п.) и устраняет противоречия.

6. Хронотоп — некоторая характерная коммуникативная ситуация, повторяющаяся в определённом времени и месте.

7. Большинству людей трудно смотреть в глаза тем, кого они сознательно обманывают. К сожалению, профессиональные мошенники хорошо знают эти приемы. Когда дело доходит до визуального контакта, эти люди преодолевают естественное желание отвести глаза. Они наоборот смотрят прямо в лицо собеседнику, навязчиво стараются заглянуть в глаза, лишний раз не моргнуть и не дернуться.

8. Социальный взгляд — взгляд общества в целом на какую-либо общественно значимую проблему.

9. Чтобы передать максимальную заинтересованность в собеседнике, необходимо расположиться лицом к собеседнику, регулярно смотреть в глаза, достаточно часто кивать головой в процессе беседы.

10. «Смотреть в рот» — Подобострастно или очень внимательно слушать кого-либо.