Жизнь и творчество Махамбета Утемисова

Махамбет Утемисов – казахский поэт и батыр. Махамбет является одним из организаторов народно-освободительного восстания казахского народа. Он поэт-импровизатор. Махамбет достиг всеобщего почтения не только красноречивым поэтическим мастерством, но, в первую очередь, своей мудростью и человечностью. Он своим талантом и справедливостью завоевал души и сердца простых людей. Махамбет Утемисов играл важную роль в народном восстании под руководством И.Тайманова, где он своими стихами и авторитетом призывал народ на борьбу с произволом ханов и царской власти.

Творческое наследие Махамбета, дошедшее до потомков, является фактом истории, большим вкладом в сокровищницу народного духа. Неординарная поэзия акына, ее художественность свидетельствуют о неувядаемой силе духа тюркского стиха, питающегося из чистых родников народной речи. В новую литературу она привносит дух мастерского слова тюркского мира, истоком ее является поэзия жырау, в ней сохранены особенности традиционной национальной казахской поэзии. Имя поэта и его неувядающие стихотворные размышления передают нам незабвенные картины нашего исторического прошлого. Его стихи, его толгау- размышления остаются историческими свидетельствами, в чем заключается их непреходящая ценность. Кроме поэтических достоинств, произведения поэта значительны и своими историко-социальными аспектами, несомненна их огромная роль в общественной жизни казахского народа, и особенно актуально они звучат сейчас, когда казахский народ обрел свободу и независимость.

Цель данной работы – изучение жизни и творчества Махамбета Утемисова.

При выполнении работы были поставлены следующие задачи:

  • ознакомиться с биографией и творчеством выдающегося поэта;
  • определить роль батыра как национального освободителя.

    Глава I.

Жизнь и творчество Махамбета Утемисова.

  1. Биография

Казахский поэт и батыр Махамбет является одним из организаторов и идеологов антиколониального, народно-освободительного восстания казахского народа. Он родился в 1804 году в местности Бекетай Букеевской орды в многодетной семье. Воспитала его мать Косуан. У его деда Кулмали и отца Утемиса были «прохладные» взаимоотношения с феодальной знатью. Юность М. Утемисова протекала в период, когда в Западном Казахстане часто вспыхивали крестьянские волнения. Рано начал увлекаться устным поэтическим творчеством, его талант поэта-импровизатора нашел много поклонников в народной массе. В 16 лет Махамбет был признан лучшим акыном рода Бериш. Он легко побеждал бывалых акынов и быстро стал гордостью рода. Махамбет достиг всеобщего почтения не только красноречивым поэтическим мастерством, но, в первую очередь, своей мудростью и человечностью, эти качества акына все время проявлялись в его произведениях. Он в своих стихах, главным образом, обращал внимание на социально-психологические аспекты казахского общества, на процессы, происходящие с простым народом, на справедливость и обман, на доброту и зло.

15 стр., 7056 слов

Казахские писатели

... мудрости. В увлекательной форме она рассказывала Шокану старинные казахские легенды, предания, вспоминала исторические события недавнего прошлого, в ... и их военные доспехи» и другие. Объемистое пятитомное сочинение Ш.Ш. Уалиханова на русском языке было издано ... его знакомство с представителями передовой демократической интеллигенции - поэтом С.Ф. Дуровым, писателем Ф.М. Достоевским, в то время ...

Старшины и батыры с радостью раскрывали двери перед ним. Самый уважаемый бериш старшина Исатай объявил его своим другом и братом. Слава о нем полетела по аулам всего младшего жуза, о нем знали ногайлинцы Едиля и шектинцы Каратау, кипчаки и найманы. Первые знания Махамбет получил в медресе. Продолжил учение в Оренбурге, куда в 1824 году его, уже известного поэта, послал хан Внутренней орды Джангир, определив его наставником к своему сыну Зулькарнаю. Там Махамбет овладел русским языком и русской грамотой. Был набожным человеком, очень хорошо осведомлен в религии Ислам. Около пяти лет он был воспитателем ханского наследника, а потом между Махамбетом и ханом Джангиром возник конфликт. Он владел татарским и русским языками. Бывал в Хиве, жил в Оренбурге. М. Утемисов был знаком с русским писателем и этнографом В. И. Далем, который служил чиновником по особым поручениям при Оренбургском генерал-губернаторе. Тесные отношения поддерживал М. Утемисов с ученым-путешественником Г. С. Карелиным, служившим во Внутренней Орде и Оренбурге.

Старания хана Жангира привлечь Махамбета на свою сторону не имели успеха. Хотя по происхождению Махамбет Утемисов был одного круга с ханом Жангиром, несправедливость степного уклада жизни не удовлетворяла мятежного поэта. Осенью 1829 года Махамбет, активный участник вспыхнувшего в степи восстания, был заключен в Калмыковскую крепость, где провел два года: бежать ему удалось только в 1831 году. Джангир хан имел намерение взять его в Петербург в составе своей свиты для посещения императорского дворца. Ханская сторона с целью привлечь Махамбета выдвинула его кандидатуру в родовые старшины. В 1834 году Махамбет Утемисов назначается старшиной.

Вместе с Исатаем Таймановым возглавил повстанческие отряды, ведшие борьбу с правительственными российскими войсками и войсками хана Джангира. После поражения восставших в битве у р. Акбулак, во время которой погиб Исатай Тайманов, бежал на юг, где скрывался несколько лет.

Погиб 20 октября 1846 года на территории нынешней Атырауской области — был убит наёмными убийцами своих врагов.

  1. Творчество поэта

Один из сыновей Утемиса, человека богатого, влиятельного, приближенного к ханскому окружению, Махамбет выделялся среди своих сверстников живым умом, любознательностью и острым языком. Современники отмечали, что он основательно знал Коран, был ему знаком также и язык служебной переписки, а знания эти он скорее всего получил в медресе. С его именем связана целая эпоха в развитии казахской поэзии. Творчество поэта, основанное на биографических фактах, дает широкое образное обобщение исторической действительности. В творчестве Махамбета ярко воплотились ненависть трудящихся к угнетателям, их непримиримость к социальной несправедливости, их стремление к свободной, счастливой жизни. Поэзия Махамбета сильна тем, что поэт в своих произведениях отражает все углубляющиеся социально-политические противоречия в общественной жизни казахского народа в первой половине XIX века. Обострение борьбы между феодальной верхушкой и широкими слоями казахских крестьянских масс явилось основным ведущим противоречием социального развития казахского общества того времени. Для творчества Махамбета характерно глубокое проникновение в существо общественных отношений своей эпохи, с чем неразрывно связаны богатство и вся полнота идейного содержания творчества поэта.

6 стр., 2732 слов

Друзья Пушкина в лицее. Самые счастливые и беззаботные годы в жизни поэта

... выпуск лицеистов, куда бы их не забросила жизнь, отмечали день открытия Лицея и вспоминали друг друга, Пушкин пишет о своих друзьях: поэте и декабристе Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, о мореплавателе ... Федоре Федоровиче Матюшкине, о погибшем на двадцатом году жизни в Италии ...

Следует отметить, что именно конкретное историческое событие — крестьянское восстание в Западном Казахстане в 1836-1838 годах, которое возглавили Исатай Тайманов и сам Махамбет Утемисов, в значительной мере определило идейное направление творчества Махамбета. Махамбет с огромной художественной силой выразил в казахской поэзии того времени бунтарский мятежный дух, достигший исключительной остроты, вызванной возмущением казахских крестьянских масс феодальным гнетом. Махамбет внес в казахскую лирическую поэзию совершенно новое содержание — он сделан основной темой своих произведений призыв к вооруженной борьбе против угнетателей, создал произведения, отмеченные как по идейному содержанию, так и по стилю яркой печатью своей творческой индивидуальности.

Не менее важно подчеркнуть, что в произведениях Махамбета нашли свое художественное выражение глубокое недовольство и протест казахских трудящихся масс против всего, что препятствовало развитию прогрессивных демократических принципов социального устройства общественной жизни.

Блистательный поэтический талант Махамбета ярко проявился в глубоком отображении правды жизни того времени в ее сложности и противоречивости, в разработке важных социальных тем и проблем и в особенности народно — героической темы в казахской лирической поэзии. Поэтически воспроизведенные Махамбетом события и картины исторической жизни отличаются живой наглядностью, чувственно воспринимаемой конкретностью, яркой образностью. Поэт сумел в своих произведениях художественно отразить истинные черты духовного облика казахского народа.

В произведениях Махамбета поэтически воплощены гуманистические, демократические идеалы, их глубоко пронизывают идеи социального равенства. Пафос многих произведений поэта заключается именно в утверждении достоинства простолюдина, представителей трудового народа. Ярко выраженный демократизм и народность творчества Махамбета отчетливо отражались в глубоком понимании поэтом потребностей жизни народа, интересов и нужд народных масс. В своих произведениях поэт неоднократно повторяет мысль, что целью социальной борьбы является именно защита интересов простых людей, заступничество за бедных, обездоленных. Непоколебимая вера в духовные силы народа — вот черта, которая особенно отличает произведения Махамбета. По убеждению поэта, исход крупных социальных событий в конечном счете решает народ. В одном из стихотворений Махамбет прямо заявляет, что незыблемость ханского трона призрачна — если поднимется на борьбу народ, то трон неминуемо рухнет.

2 стр., 631 слов

По произведению : Времена года в поэзии Тютчева

... воспринимается как контекстуальный синоним жизни. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихи Тютчева о пленительной русской природе, которая в его стихах всегда одухотворена: Не то, что ... – без хаоса. Но всех поэтов больше всего во все времена восхищали сцены чудесного «переодевания» природы. Пушкин любил осень, Блок воспевал весну. Тютчев равно любит все проявления природы. ...

Проникновенными стихами пробуждая в своих современниках любовь к свободе, стремление к настойчивой, мужественной борьбе против произвола и притеснений властителей, поэт призывает не бояться трудностей, смело преодолевать все преграды. В стихотворении «Боевого коня не покрыв седлом» он художественно убедительно изображает образ героя, борца за народные интересы, который может достигнуть цели, лишь «изведав голод, жажду и зной», пройдя суровые испытания. В своих произведениях поэт вновь обрушивается с уничтожающей критикой на феодальных властителей, жестоко угнетающих народные массы, с горячим сочувствием говорит о бедности и страданиях народа. Основная тема стихов и песен акына (“Проклятие Жангиру”, “Султану Баймагамбету”, “Великая мечта”, “Нарын-пески”, “Пигалица” и др.) – борьба за справедливость, свободу, протест против существующей системы.

В общем литературном процессе той эпохи творчество М. Утемисова отличается пафосом воинствующего свободолюбия и силой гражданского голоса. Эти черты его поэзии особенно ярко выразились в произведениях, созданных в годы восстания. Борьбе посвящена преобладающая часть его литературного наследия, отразившая весь ход, все этапы освободительного движения казахского народа. Его агитационные стихи «Дело чести», «На наше дело нужен нар» и другие проникнуты жаждой борьбы, глубокой верой в справедливость, счастливое будущее народа.

В обращениях – импровизациях, рожденных в жарких боях, схватках с ханскими и царскими отрядами, он своим пламенным поэтическим словом поднимает дух, настраивает на боевой лад повстанцев, своих соратников. Напоминая людям, что на подобную борьбу «нужен тот герой, что духом не падет», акын готов отдать «жизнь свою ради Родины, жен и детей» («Злой буран не смирит поле»).

Поэт вдохновляет товарищей на подвиг, героизм. В стихотворениях «Доблестный сын», «К нам вернется счастье», «Толгау», «Не печальтесь друзья» он воодушевленно и с любовью воспевает стойкость и отвагу повстанцев, их самоотверженную преданность в борьбе за свободу.

Новым явлением в истории казахской литературы было создание М. Утемисовым образа защитника народа, прототипом которого явился руководитель восстания И. Тайманов. Поэт воплотил в своем герое высокие нравственные черты подлинного борца за народное дело, его любовь к Родине и народу, готовность пойти ради них на любые жертвы, непоколебимое мужество. Его Исатай не только отважный руководитель повстанцев, но и их заботливый друг, мудрый советчик и верный товарищ по борьбе.

Поэт высоко ценил и тонко постиг в своих произведениях неповторимую красоту своеобразной манеры и стиля народного красноречия, отточенного, афористического стиха. Форма эпического стиха «жыр», доведенная лучшими певцами до высокого уровня художественного совершенства, широко использовалась во многих жанровых видах поэзии и часто в стихотворных произведениях, сравнительно не очень больших по объему, например в стихах — размышлениях толғау. Махамбет великолепно владел этой поэтической формой, внес большой вклад в ее дальнейшее развитие и совершенствование.

Сила таланта Махамбета как поэта, способного всем своим существом проникаться высоким порывом вдохновения, отчетливо видна в его необычайном мастерстве, которое создает впечатление, что стихи у него складываются как бы сами собой, легко и свободно.

8 стр., 3703 слов

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

... роли поэта и поэзии философски обобщенно, то в "Арионе" он проверяет жизнеспособность своих идей в конкретной трагической ситуации. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе ... Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке. Для каждого большого поэта вопрос о назначении поэта и поэзии не просто одна из традиционных поэтических тем, ...

Махамбет с большой полнотой раскрыл громадные художественные возможности поэтических, жанровых форм и выразительных средств народной поэзии. Развивая и совершенствуя художественные принципы, выработанные в процессе многовекового развития казахского народного поэтического искусства, своим творчеством он способствовал сближению устной поэзии с письменной литературой, что имело важное значение для дальнейшего развития казахской литературы.