Культура эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры.

Возрождение целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот (перелом, сдвиг).

Коренные изменения связаны с изживанием антично-христианского мифологического мировидения. Несмотря на происхождение термина «Ренессанс», строго говоря, возрождения древности не было и быть не могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и к ультуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.

Основная цель исследования автора показать коренные изменения, произошедшие в мировоззрении людей, метод исследования исторический.

Истоки Возрождения

Понятие «Возрождение» многогранно. Спорящие о нем так и не пришли к общему мнению. Одни считают его «язычеством», «антихристианством», другие, наоборот, видят в нем христианско-католические элементы, отыскивая его корни в христианской культуре. Отношение к этой проблеме обнаруживает мировоззрение самих исследователей. Антихристианский смысл в культуру Возрождения вкладывается теми, кто отождествляет христианство с аскетизмом и мироотрицанием.

Среди определений культурного явления Возрождения нет общепризнанного. Искусствоведы, историки, мыслители, писатели предлагают свои объяснения этому феномену, обращая внимание на разные признаки. Если сгруппировать множество самых общих признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как:

5 стр., 2413 слов

Возрождение: эпоха великих открытий

... открытых стран, внешний вид и быт индейцев. Большинство историков эпохи великих открытий считает, что Веспуччи вообще не плавал к западной ... берег Венесуэлы в северной части Южной Америки. Однако открытия Колумба не принесли того баснословного богатства, на которое ... и удивительным вкусом». Итак, помимо участия в новых открытиях у юго-западных берегов Атлантического океана, Веспуччи приписывал ...

расцвет культуры;

переворот в культуре;

переходный культурный этап;

восстановление античности .

Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но только их комплекс образует качественно новую ступень культуры. Европейское Возрождение время мощного культурного расцвета и восстановления многих культурных традиций греко-римской древности; решительная культурная перестройка и переходный этап к новому времени в истории европейской цивилизации.

Расцвет характеризуют повышенная энергия культурной деятельности, создание и реализация новых стимулов культурного творчества. В этом смысле Возрождение можно сравнить в истории мировой культуры с «греческим чудом» VIII V вв. до н.э. В основе сравнения лежат:

особая интенсивность культурной жизни, существование множества ее центров;

многообразие проявлений творчества, творческая свобода;

соединение жизненности и эстетичности;

избыток духовной энергии;

удивительная концентрация на небольшом пространственно-временном отрезке людей великих, универсально одаренных, избравших новые пути творчества. Имена Петрарки, Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело могут быть провозглашены символами культуры Ренессанса.

ОСНОВЫ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Главное в Возрождении это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные формы возрожденческого антропоцентризма.

Именно в нем и происходит формирование основ новоевропейского

чувства личности автономной индивидуалистической личности, сознающей собственную ценность, активно действующей и испытывающей потребность в свободе. С этого момента человеческая личность, а не мир, не целое, впервые становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Этот грандиозный перелом в культуре как раз и происходит в Ренессансе новый способ мировидения формируется в Италии в первой половине XV в. Происходит утверждение ч е ловеческой личности в культуре. Впервые произо ш ло обособл е ние этой личности, выделение ее из мира.

4 стр., 1512 слов

Контрольное тестирование : Общество как мир культуры 10 класс

... часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре 1)экранной2)народной 3)массовой4)духовной 5. Известно, что крестоносцы привезли ... вокруг социальных институтов, он упоминает? Темы эссе. 1.«Архитектура- тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже ... вечно». Античный афоризм. 10 «Искусство без мысли, что человек без души – труп». В.Г. Белинский 11.«Прекрасное постигается путем ...

В итоге произошел распад цело г о мира на от д ельные индивидуализированные и начавшие замыкаться в себе вещи. Однако в Возрождении и этот процесс не был еще доведен до конца, ограничиваясь в основном человеком и гораздо меньше распространяясь на другие вещи мира.

Результатом стало перемещение человека в центр материального мира, постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир горний, а следовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращение самого человека в активную творческую силу в нем. Антропоцентризм первой половины XV в. выдвигал на первый план не просто личность, а личность как активное, деятел ь ное начало.

В связи с этим была остро поставлена проблема достоинства человека, утверждающегося в ее рамках достаточно бескомпромиссно именно в материальном плане. Одно й из основных возрожденческих ценностей стало понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.

В итоге всего этого утверждения творческого, деятельного материального начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип «hоmо f aber» «человек-созидатель», «человек-творец», «человек производитель», суть которого вылилась, в конечном счете, в емкую афористическую формулу: «человек кузнец своего счастья».

У человечества есть , своя биография: млад е нчество, отрочество и зрелость. Эпоху , которую называют Возрождени е м, верн е е всего уподобить п е риоду начинающ е йся зр е лости с её н е отъемлемо й романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрасс уд ками про ш лого. Без Возрожд е ния н е было бы современной цивилизации. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат.

2 стр., 569 слов

Cоциокультурное пространство человека в современном мире

... культурного творчества. Таким образом, социокультурное пространство современного мира, воздействующее на человека, формируется средствами массовой информации. Развитие современных коммуникативных технологий сделало распространение массовой культуры процессом глобального характера. Современная социокультурная ...

«челов е чный » ) теч е ния об щ ественной мысли, которое зародилось в XIV г- в Италии, а затем на протяжении второй половины XV XVI вв. распространилось в других е вропейских странах. Все

основные виды искусства живопись, г рафика, скульптура, архитектура чр е звычайно изменились.

В архитектуре у твердились творчески переработанны е принципы античной орд е рной системы, сложились новые типы обществ е нных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционну ю религиозную тематику произведений искусства проникало земно е содержани е . Усилился интерес к античной мифологии, истории. бытовым сценам, пейзажу, портре т у. Наряду с монументальными настенными росписями, укра ш ающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками.

Искусство ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступ и ла творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная одарённость мастеров Ренессанса они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увл е чение литературой.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/prazdniki-epohi-vozrojdeniya/

п оэзией и философией с изучением точных наук

Понятие творч е ски богатой, или «ренесссанской личности стало впоследст в ии нарицательным.

В искусст в е Возрождения тесно переплелис ь пути научного и художественного постижения м и ра и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвыш е нной п оэтической красотой, в своём стр е млении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Иск у сство стало всеобщей духовной потр е бностью.

11 стр., 5165 слов

Человек в искусстве Возрождения: изобразительное искусство и литература

... гуманистические принципы, возродившиеся именно в эпоху Возрождения. Целью моей работы является: раскрыть общее содержание эпохи Возрождения; рассказать о гуманистах, олицетворяющие эпоху Возрождения; показать образ человека в изобразительном искусстве Италии. 1. Гуманизм эпохи ...

Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически н е зависимых городах. В подъ е ме и расцвет е искусства Возрождения боль шу ю роль сыг рал и Церковь и великолепные дворы некоронованных государей (правящих богатых с е мейств) кр у пней ш их покровителей и заказчиком произведений живописи, скульптуры и архит е кт у ры.

Глав н ыми центрами культуры Возрожд е ния сначал а были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем Падуя. Ф е ррара, Генуя. Милан и п озже всех, во второй половине XV в., богатая ку п еческая Венеция. В XVI в столицей итальянского Возрождения стал Рим. Начиная с этого времени местные центры искусства. кроме Венеции, утратили прежне е значени е .

ПРОТОРЕНЕССАНС

В итальянской культур е XIII XIV вв. н а фон е ещё с и льных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства будущ е го искусства Возрожд е ния. Потому этот период его истори и и назвали Проторенессансом (т. е. подготовив ш им н аступл е ние Ренессанса: от греч. «прото с» «первый »).

34 стр., 16579 слов

Архитектура, скульптура, живопись в Италии в эпоху Возрождения. ...

... эпохи Возрождения в Италии положил Джотто ди Бондоне, который работал во Флоренции основные его работы — фрески. Конец Возрождения в Италии ... достижением».Готика прослеживается в работах мастеров Джованни Пизано (1245-1317гг.), например собор в Сиене; Никколо Пизано (1220-1278 ... к подражанию природе. Основными деятелями являются: Филиппо Брунеллески (1377-1446 гг.), основоположник теории перспективы, ...

А н алогичного п е реходного периода не было ни в одной из европейских

стран. В самой Италии проторенессансное иск у сство с у щ е ст в овало только

в Тоскане и Рим е .

В итальянской культур е пер е пл е тались черты старого и нового. «Посл е дний поэт Средневековья» и первы й поэт новой эпохи Данте Алигьери создал итальянский литера т урный язык. Начатое Данте продолжили другие великие Флорен т ийц ы XIV стол е тия Франч е ск о Петрарка (1304 1374), родоначальник европейской лирическо й п оэзии , и Джованни Боккаччо (1313 1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литератур е . Гордостью эпох и являются

архитекторы и скульпторы Н икколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Кам-

12 стр., 5664 слов

Шедевры западноевропейской архитектуры

... Однако именно его архитектурная деятельность, во многом определившая последующее развитие венецианской архитектуры. В 1529 году Сансовино, назначенный главным архитектором Республики, совершает служебные ... шаг вперед в использовании композиционных приемов, сложившихся в процессе разработки типа итальянского ренессансного дворца, применительно к особенностям венецианского быта. Вместе с Санмикеле ...

био и живопис е ц Джотто ди Бондоне.

АРХИТЕКТ У РА

Итальянская архитектура долго следовала средневековым традициям,

что выражалось в ос н овном в использовании многих мотивов готики.

Вместе с тем сама итальянская готика н а сев е рную н е походила: она тяготела к спокойным крупным формам, ровному свету, горизонтальным

членениям архитектуры, широким поверхностям стен. Ц е рковь Санта-Кроче, одна из самых больших во Флоренции, была начата Ар н ольфо ди Камбио в конц е XIII в. (фасад создан в XIX в.).

Храм отличается широкими пролётами, еди н ым св е тлым в н утренним простра н ством, вместо сложных готических сводов в нём использовано д е ревянно е потолочное перекрытие. В 1296 г. во

Флоренции начали строить собор Санта-Мария дель Фьоре. Арнольфо ди Камбио хотел увенчать алтарную часть собора огромным куполом. Однако после смерти зодчего в 1310 г. строительство затянулось, его зав е ршили только в период раннего Возрождения. В 1334 г. по проекту Джотто было начато строительство колокольни собора, так называемой кампанилы строй н ой прямоугольной башн и с поэтажными горизонтальными член е ниями и красивыми готическими окнами, стрельчатая арочная форма

которых ещё долго сохранялась в итальянской архитект у ре.

Среди наиболее изв е стных городских дворцов палаццо дела Синьория во Флоренции. Предполагают, что его построил Ар н ол ьф о ди Камбио. Это тяжёлый куб с высокой башней, облицованный грубым камн е м. На фасаде окна раз н ой величины, незаметный вход расположен сбоку. Здание определяет облик старого городского центра, суровой громадой вторгаясь на площадь. Могучий дворец служил символом н е зависимости Флоренции.

4 стр., 1742 слов

Стиль барокко в итальянской архитектуре

... (Германия), Шёнбрунн (Австрия). 2.3. Архитектура барокко в Италии В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 ... создал огромную площадь перед собором — самый крупный архитектурный ансамбль Италии XVII века, в 1656-1663 годах ... Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад ...

СКУЛЬПТУРА

Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественны е иска н ия наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, ос н ователем которой был Никколо Пизано (около 1220 между 1278 и 1284).

Его творч е ство развивалось под влиянием античной традиции, он, несомненно, изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижени е м ренессансной скульп т уры и повлияла на её дальнейшее формирование. Кафедра из белого, розово-красного и тёмно-зелёного мрамора пр е дставляет собой целое архитектур н ое сооружение, легко обозримое со всех сторон.

Никколо Пизано использовал здесь традиц ионные сюжеты и мотивы, однако кафедра принадлежит уж е новой эпохе. Г лавное достижени е ваятеля состоит в т о м, что он с у мел придать формам объёмность и

выразительность, а каждое изображение обладает телесной мощью. Образы Пизано статичны, величавы и бесстрастны. Богоматерь напоминает римскую богиню Юнону, аллегория Силы в виде обнажённого атлета античного героя Геракла.

Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII начала XIV в. принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 после 1314).

3 стр., 1029 слов

Искусство Донателло (1386 – 1466)

... Вернувшись во Флоренцию, Донателло нашел город сильно изменившимся. Медичи правили практически единолично, при дворе утверждались аристократические идеалы. Не стало друзей художника: умерли Брунеллески и Кастаньо, ... внешней нише церкви Ор Сан Микеле. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. Св. Георгий был покровителем воинов и оружейников. Донателло создает образ ...

Ученик и помощник Николо Пизано, он стал гораздо более известным мастером, чем его знаменитый отец. В произведениях Джованни было много нового и необыч н ого. Почти ровесник Джотто, он являл собой полную противоположность мудрой сдержанности своего флорентийского современника.

Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизанском соборе и церкви Сант-Андреа в Пистойе, а также статуи святых, пророков, Мадонн.

Сложные многофиг у рные рельефы, украшающие кафедры в собор е

Пизы и церкви Сант-Андреа в Пистойе, охвачены порывистым движением. Фигуры, утратив спокойствие образов Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из камня. Их жесты естественны, лица выразительны. Особенно экспрессивны такие драматические сцены, как «Распятие» и « Избиение младенцев».

РАННЕЕ ВОЗРОЖ Д ЕНИЕ

В XV в. искусство И талии заняло господствующее положение в художественной жизни Европы. Основы г у манистической светской (т. е. не ц ерковной) культуры были заложены во Флоренции, оттеснившей на второй план Сиену и Пизу. Флор е нцию того времени называли «цветком Италии, соперницей славного города Рима. от которого она произо ш ла и величию которого подражает». Политическая власть при н адлежала здесь купцам и

ремесленникам , особое влияние на городские дела оказывали несколько богатейших семейств. О н и постоянно соперничали друг с другом. Эта борьба закончилась в конце XIV в. победой банкирского дома Медичи. Его глава, Козимо Медичи , стал не г ласным правителем Флоренции. Ко двору Козимо

Медичи (а затем и его внука Лоренцо, прозванного Великолепным) стекались писатели, поэты, у чёные, архитекторы и художники. В архитект у ре тогда произошёл подлинный переворот. Во Флоренции развернулось широкое строительство, на глазах менявшее облик города.

АРХИТЕКТУРА

Уроженцем Флоренции был Филипп е Брунеллески (1377 1446), родоначальник ренессансной архитектуры Италии, один из создателей научной теории перспективы (возводил постройки на основе точных математических расчётов).

Разносторонне одарённый, получивший широкое

гуманистическое образование, он перво н ачально работал как скульптор и участвовал (но не выиграл) в конкурс е 1401 г. на лучший проект бронзовых рельефов для дверей флорентийского баптистерия. Ранняя постройка Брунеллески купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции; это образец блестящего пластического (пространственного) и инж е нерного реш е ния. Брун е ллески предстояло перекрыть без возведения лесов огромный пролёт купола (диаметр основания сорок два метра).

Зодчий изобрёл необычайно сложную для своего времени конструкцию: лёгкий пустотелый купол имел двойную оболочку и каркас из восьми рёбер,

который опоясывали кольца. Грандиозный купол, покрытый тёмно-красной черепицей, связанный крепкими белыми рёбрами и увенчанный изящным беломраморным световым фонарём, торжестве н но парит над городом как величественный образ Флоре нц и и . Великий итальянский архитектор Леон Баттиста Альберти, посвящая Брунеллески свой трактат о живописи, писал, что это «великое вздымающееся к небесам сооружение ос е няет собой все тосканские земли». Творение Брунеллески п редшественник многочисленных купольных храмов в Италии и других странах Европы.

Брунеллески положил начало созданию купольного храма на

основе античного ордера. В 1421 1428 гг. он построил боковую капеллу церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Использованные Брунеллески в этом сооружении архитектурные принципы получили дальнейшее развитие в его знаменитой кап е лле Пацци (1429 1443 гг.) подлинной жемчужине раннего Возрожде н ия. Расположе н ная в глуби н е

узкого двора церкви Санта-Кроче, капелла богатого флоре н тийского рода Пацци встр е чает входящего изящным шестиколонным портиком с большим ц е нтральным арочным проёмом. По недавно полученным архивным данным, портик, возведённый Брунелл е ски, впоследствии был перестроен. Однако тр у дно допустить, что в новом сооружен и и не отразился общий образный

замысел в е ликого зодчего. Сама же залитая св е том н ебольшая, прямоугольная в плане капелла Пацци покоряет красотой пропорций, рав н овесием частей, чистотой линий. Плоскости жемчужно-серых стен словно расчерчены выполненными из тёмно-серого камня полосами архитектурных тяг, прямоугольниками, кругами, дугами арок. Убранство сте н воспринимается как элемент архитектуры, производящей впечатление лёгкости и одухотворённости.

В начал е 30-х гг. XV в. Брун е ллески вм е сте со своим другом, зам е ча-

тель н ым скульптором Донателло. пос ет ил Рим. На ран н их этапах Воз-

рожд е ния . знакомство итальянског о общества с античной культуро й

происходило благодаря изучени ю сохранившихся архитектурных памятников др е вности и обнаруженным руко п исям их собирали, изучали и переписывали. Во время поездки Брунеллески и Донателл о участвовали в раскопках, обмеряли, исследовали и классифицировали античные памятники. Влияние римской классики сказалось в поздних круп н ых постройках Брунеллески флор е нтийских церквах Сан-Лоренцо (1442 1444 гг.) и Санто-Спирито (начата им в 1444 г.; зако н ч е на уже посл е его смерти в 1487 г.

Создание новог о ти п а городски х дворц ев, послужив ш их образцом

для общественных зданий поздней ше го вр е мени, стало од н ой из главных задач итальянской архитектуры XV столетия.

СКУЛЬПТУРА

В XV в. итальянская скульптура переживала расцвет. Она приобрела

самостоятельное, независимо е от архитектуры значение, в ней появились новые жанры. В практику художественной жизни начинали входить заказы богатых купеческих и р е месленных кругов на украшение общественных зданий; художественные конкурсы приобретали характ е р широких общественных мероприятий. Событием, которое

открыва е т нов ый период в развитии итальянской ренессансной скульптуры, считается состояв ш ийся в 1401 г. ко н курс на изготовление из

бронзы вторых с е верных дверей флорентийского баптистерия. Среди участников конкурса были молодые мастера Филипп е Брунеллески и Лоренцо Гиберти (около 1381-1455).

Победил на конкурсе блестящий рисовальщик Гиберти. Один из самых образованных людей сво е го времени, первый историк итальянского искусства, Гиб е рти, в творчестве которого главным были равновеси е и гармония всех элементов изображения, посвятил жизнь одному виду скульптуры рельефу. Его искания достигли вершины

в изготовлении восточ н ых дверей флорентийского баптистерия (1425 1452 гг.), которые Микеланджело н азв ал «Вратами рая». со ст авл яющие их десять квадрат н ых композиций из позолоченной бронзы п ередают глубину п ространства, в которой сливаются фигуры, природа, архитектура. Они напоминают выразительностью живописны е картины. Маст е рская Гиберти стала настоящ е й школой для целого поколения художников. В его мастерской в качестве помощника работал молодой Донателло, в будущ е м великий реформатор итальянской скульптуры.

Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло

(около 1586 1466), родился во Флор е нции в семье чесальщика

шерсти. Он работал во Флоренции. Сиене, Риме, Падуе. Од н ако огромная слава не изменила его простого образа жизни. Рассказывал и, что бескорыстный Донателло вешал кошелёк с деньгами у двери свое й мастерской, и его друзья и ученики брали из кошелька столько, сколько им было нужно.

С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Эти качества проявились уже в ранних работах мастера статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции, и ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы. Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразит е льностью и внутренней силой образов.

Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г.) юноша-воин с щи-

том в руке. У него сосредоточенный, глубокий взгляд; он прочно стоит на

земле, широко расставив ноги. В статуях пророков Донат е лло осо-

бенно подчёркивал их характерные черты, подчас грубоватые, непри-

крашенные, даже уродливые, но живые и естеств е нные. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум цельные и духовно богатые натуры. Их

крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем

облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе ( Тыква).

В 1430 г. Донателло создал «Давида» первую обнажённую статую в

и тальянской скульпту р е Возрождения. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, один из излюбленных образов Ренессанса. Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его

лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им подвига.

Поездка в Рим вместе с Брунеллески чрезвычайно расширила художественные возможности Донателло, его творчество обогатилось новыми образами и приёмами, в которых сказалось влияние античности.

В творчестве мастера наступил новый период. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих путти нечто вроде античных амуров

и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков,

иногда крылатых, изображённых в движении. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в

искусстве XVII XVIII вв.

Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, одном из центров гу манистической культуры, родине

глубоко почитаемого в Католическо й Церкви Святого Антония Падуанского. Для городского собора, посвящённого Святому Антонию, Донателло выполнил в 1446 1450 гг. огромный скульптурный алтарь со множеством статуй и рельефов. Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, по обеим сторонам которой располагалось шесть статуй святых. В конце XVI в. алтарь был разобран. До наших дней сохранилась только его часть, и сейчас трудно себе представить, как он выглядел первоначально.

Четыре дошедших до нас алтарных рельефа, изображающие чудесные деяния Святого Антония, позволяют оценить необычные приёмы, использованные мастером. Это тип плоского, как бы сплющенного

рельефа. Многолюдные сцены представлены в едином движении в реальной жизненной обстановке. Фоном им служат огромные городские

постройки и аркады. Благодаря передаче перспективы возникает впечатление глубины пространства, как

в живописных произведениях.

В последние проведённые во Флоренции годы Донателло переживал душевный кризис, его образы становились всё более драматичными. Он создал сложную и выразительную группу «Юдифь и Олоферн» (1456 1457 гг.); статую «Мария Магдалина» (1454 1455 гг.)

в виде дряхлой старухи, измождённой отшельницы в звериной шкуре; трагические по настроению рельефы для церкви Сан-Лоренцо, завершённые уже его учениками мастерской и его друзья и ученики брали из кошелька столько, сколько им было нужно.

С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики.

ЖИВОПИСЬ

Особое место в живописи раннего Возрождения принадлежит Сандро Ботгичелли, современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело.

Алессандро Филипепи, прозванный Боттичелли (1445 1510), родился во Флоренции. Он учился живописи у Филипп о Липпи, посещал

мастерскую знаменитого скульптора и живописца Верроккьо, где сблизил-

ся с Леонардо, который также был учеником Верроккьо.

Его имя стало известно благодаря карти н е «Поклонени е волхвов»

(1476 г.), которая привлекла к себе внимание семьи Медичи. На картине

были изображены три поколения этих некоронованных правителей Флоренции. Боттичелли стал работать при дворе Медичи.

Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации, т. е. обобщения изображений с помощью условных приёмов упрощения формы, цвета и объёма, пользовалось боль ш им успехом в кругу высокообразованных флорентийцев. В искусстве Боттичелли в отличие от большинства мастеров раннего Возрождения преобладало личное переживание мастера. Исключительно чуткий и искренний, художник прошёл сложный и трагический путь творческих исканий от поэтического восприятия мира в юности до болезненного пессимизма в зрелом возрасте.

Его знаменитые картины зрелого периода «Весна» (около 1477

1478 гг.) и «Рождение Венеры» (1483 1484 гг.) навеяны стихами выдающегося гуманиста Анджело Полициано, придворного поэта Медичи. Аллегорическая картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли.

На фоне тёмной зелени фантастического сада выступают изящными силуэтами гибкие стройные фи г у р ы . Цветущий лу г под их ногами напоминает яркий ковёр. В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической задумчивости. Её окружает обязательная свита: амур с луком парит над её головой, три юные грации ведут хоровод, из рощи бежит нимфа, преследуемая фавном. На переднем плане Весна, или богиня Флора, в

венке и затканном цветами платье ш ествует стремительно и так легко,

что еле касается босыми ногами земли. В левом углу фигура юноши, которого обычно называют Меркурием. Ритм струящихся линий

объединяет композицию в единое целое, создаёт утончённую цветовую гармонию. Художник применил архаичны й для своего времени при- ём тончайшую штриховку золотом некоторых деталей, среди них цветы , плоды, лучи, венцы, рисунок тканей. Восхитительны отдельные фиг у ры и группы, особенно три танцующие грации. Покоряет прелесть очертаний их фигур, одежд, словно сотканных из воздуха, движений рук, касаний пальцев.

Пронизанный музыкальным ритмом танца, трепетом линий, образ трёх граций прославляет наступающую Весну, праздник природы, человеческих чувств. Но в картине Боттичелли чувствуется свойственный его искусству оттенок грусти, холодноватой отрешённости. Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки.

Более непосредственно воспринимается картина «Рождение Венеры», не столь сильно связанная с аллегорическим подтекстом. Это одно из самых пленительных созданий мировой живописи. Картина изображает Венеру, богиню любви и красоты, плывущую на большой раковине. «Лодку» подгоняют к берегу летящие, сплетённые в объятиях бог и богиня ветра. На берегу Венеру поджидает нимфа, которая спешит накинуть на её плечи свет л о-малиновое покрывало, затканное цветами. Мастер золотит развеваемые ветром волосы Венеры, и это придаёт её женственному облику что-то неземное. Явление божества, далёкого от реальности, отражено и в гамме холодных, прозрачных, светлых красок.

В живописи раннего Возрождения среди множества лиц прекрасных и почти уродливых, но всегда значительных образы женщин, девушек, юношей и детей, принадлежащие кисти Боттичелли, узнаются сразу. Их отличает не классическая правильность черт, не миловидность, а обаяние безгрешной чистоты, беззащитности, невысказанной грусти. Образ Венеры высшее воплощение этого идеала. Через четыре столетия люди всматриваются в её ясные черты и находят в них нечто волнующее

и притягательное. В начале 90-х гг. XV столетия в творчестве Боттичелли произошёл решительный перелом. На него оказали сильнейшее влияние страстные проповеди доминиканского монаха Савонаролы, обличавшего папство, аристократию, богатых и гуманистическую культуру.

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖ Д ЕНИЕ

Высокое Возрождение, которое дало человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Браманте, охватывает сравнительно короткий период от конца XV в. до конца второго десятилетия XVI в. Только в Венеции расцвет искусства продолжался до середины столетия.

Коренные сдвиги, связанные с решающими событиями мировой истории, успехами передовой научной мысли, бесконечно расширили представления людей о мире не только о земле, но и о Космосе. Восприятие мира и человеческой личности как будто укрупнилось; в художественном творчестве это отразилось не только о в величественных масштабах архитектурных сооружений, монументов, торжественных фресковых циклов и картин, но и в их содержании, выразительности образов. Изобразительный язык, который, по определению некоторых исследователей, в эпоху раннего Возрождения мог показаться слишком « болтливым», стал обобщённым и сдержанным. Искусство Высокого Возрождения представляет собой живой и сложный художественный процесс с ослепительно яркими взлётами и последующим кризисом.

ЛЕОНАР Д О ДА ВИНЧИ

В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную

личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо

да Винчи (1452 1519).

Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и учёного стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Леонардо посвящена колоссальная литература. подробнейшим образом изучена его жизнь. И тем не менее многое в его творчестве остаётся загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» (1472 г.).

В отличие от мастеров XV в. Леонардо отказывался от повествовательности, использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, насыщенного изображениями фона. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии. Две крупные фигуры заполняют всё пространство картины, лишь за окном в тёмной стене видно чистое холодное голубое небо. Запечатл е н конкретный момент: мать, сама ещё ласковая и живая девочка, протягивает, улыбаясь, своему ребёнку цветок и наблюдает, как серьезный малыш внимательно рассматривает незнакомый предмет. Цветок связывает обе фигуры между собой.

Донателло и Верроккьо монумент прозвали Великим Колоссом.

До н ашего врем е н и до ш ли живописные работы Лео н ардо миланского периода. Первой алтарной композицией Высокого Возрожд е ния стала «Мадонна в гроте» (1483 1494 гг.).

Живописец отошёл от традиций XV столетия, в религиозных картинах которого преобладала торжественная скованность, В алтарной картине Леонардо мало фигур: женственная Мария, Младенец Христос, благословляющий маленького Иоанна Крестителя, и коленопр е клонённый ангел, словно выглядывающий из картины. Образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающей их средой. Это подобие грота среди тёмных базальтовых скал с просв е том в глубине типичный для Леонардо пейзаж: в целом фантастически таинственный, но в частностях в изображении каждого раст е ния, каждого цветка ср е ди густой травы выполненный с точным знани е м природных форм. Фигуры и лица окутаны возду ш ной дымкой, придающей им особую мягкость. Итальянцы этот приём Леонардо называли сфумато.

В Милане, по-видимом у , мастер создал полотно «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта»). Здесь в отличие от «Мадонны с цв е тком» он

стремился к боль ш ей обобщ е нности и идеальности образа. Изображён н е определённый момент, а н е кое длительное состояние спокойной радости, в которое погружена молодая пр е красная женщина, кормящая грудью реб е нка. Выразительна чёткость уравновеше н ной композиции с двумя симме т рично расположенными окнами, между которыми вписан живой и гибкий сил у эт ж е нской полуфигуры. Холодный ясный свет озаряет её тонко е , мягко вылепленное лицо и лёгкой, еле уловимой улыбкой. Картина написана т е мперой, придающ е й звучность тонам голубого плаща и красного платья Марии. Удивительно написаны пушистые т е мно-золотистые вьющиеся волосы Младенца, не по-детски серьёзен его вниматель н ый взгляд, устр е млённый на зрит е ля.

Иной, драматический настрой отличает монументальную роспись Леонардо «Тайная вечеря», исполненную им в 1495 1497 гг. по заказу Лодовико Моро для трапезной ц е ркви Санта-Мария делла Грацие в Милане. Судьба этого прославленного п роизведения Леонардо трагична. Ещ е при жизни мастера краски начали осыпаться. В Х У Л в. в стене трапезной пробили дверь, уничтожив ш ую часть композиции, а в XVIII в. помещение превратили в склад сена. Большой вред фреске нанесли неумелые реставрации. В

1908 г. были проведены работы по расчистке и укреплению росписи.

Во время Второй мировой войны потолок и южную ст е ну трапезной разрушила бомба. Предпринятая в 1945 году реставрация спасла роспись от дальнейшего разрушения, остатки живописи Леонардо были выявлены и закреплены. Однако о великом творении мастера можно составить теперь только самое общее представление.

Нельзя себе представить, что Леонардо да Винчи мог жить и творить в другую эпоху. И тем не менее его личность выходила за пределы своего времени, поднималась над ним. Творчество Леонардо до Винчи неисчерпаемо. О масштабе и уникальности его дарования позволяют судить рисунки мастера, занимающие в истории мирового искусства одно из почётных мест. С рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвящённые точным наукам, но и работы по теории искусства.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры, оказали на неё огромное влияние.

РАФАЭЛЬ

С творчеством Рафаэля (1483 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии.

Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Воз- рождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к свет- лому совершенному началу пронизывает всё творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл.

Рафаэль первоначально учился в Урбино у своего отца, затем у мест-

ного живописца Тимотео Вите. В 1500 г. он переехал в столицу Умбрии Перуджу, чтобы продолжить образование в мастерской известно-

го живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Молодой мастер быстро превзошел своего учителя.

Излюбленный образ Рафаэля — Мадонна с Млад е нцем. В истории и скусства «Сикстинская Мадонна» образ совер ш енной красоты. Эта

боль ш ая алтарная картина изображает не п росто Божественную Мать

с Божествен ным Младенцем, а чудо явления Неб е сной Царицы, несу-

щей людям своего Сына как иск у пи т ельную жертву. В обрамлении зелё-

ных занав е сей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. Взгляд Ее тёмных без блеска глаз у стремлён мимо и как бы сквозь зрителя. Этому взору доступно то. что скрыто от дру г их. В образе Христа, крупного красивого ребёнка, угадывается что-то не по-детски напряжённое и провидческое. Художник достиг здесь редкого динамического равнов е сия: кажущаяся ясная простота, ч е рты отвлечённой идеальности, божественность чуда и р е альная весомость форм сплетаются, дополняют и обогащают друг

друга. Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитве н ном умилении

созерцает чудо. Благоговей н о потупив ш ая взор Святая Варвара, принадл е жащая, как и Мария, небесам, легко парит в облаках. Два ангелочка, облокотив ш иеся на парапет, смотрят вверх и возвращают внимани е зрителя к центральному образу.

МИКЕЛАНДЖЕЛО

Микеланджело Боунарроти (1475-1564) величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, Живописи, архитектуры. Микеланджело исполнил колоссальную мраморную статую Давида. Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар камнем, пуще н ным и з пращи, но уже ощущается, что это бу д ущий победит е ль, полный соз н а ни я своей физической и д у хов н ой силы. Лицо героя выражает несокру ш имую волю.

Изготовленная по заказу Флорент и йской р е сп у блики, статуя была установлена у входа в Талаццо Всккьо. Открытие монумента в 1504 г. превратилось во вс е народное торжество. «Давид» украшал площадь более тр е х с половиной столетий. В 1873 г. монумент был установл е н в Галерее Акад е мии изящных искусств во Флоре н ции. На старом м е сте, где поместил статую сам Микеланджело, теп е рь находится мраморная копия.

ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Таким образом, стремясь познать культуру Возрождения, тайны его искусства, необходимо анализировать традиции не только Италии, но и других западных стран, ибо только такое объединение, связанное одними идеями и воззрениями, даст полную картину Ренессанса.

Революционное значение Возрождения важно для всех последующих времен, так как именно в этот период были заложены основные гуманистические взгляды, развитие которых актуально для всего человечества и в наши дни.

В кульминационные периоды развития культуры, примером которого является Возрождение, как правило, выявляются глубокие противоречия, преодолевая которые возникают новейшие традиции и приемы. И рядом с самыми революционными требованиями в области мысли и воли, приводившими в области морали, науки и искусства к самым смелым постулатам, рядом с безграничной дерзостью в разрушении старого и создании нового, производящего порой впечатление чего-то очень современного, продолжают жить и развиваться пережитки старых воззрений.

И самые творческие, продуктивные мысли проверяются именно в усовершенствовании и развитии старых идей.

Возрождение открыло собой эру совершенно нового человека в истории европейской цивилизации. Это отразилось прежде всего в мировоззрении, убеждениях, во всех областях деятельности личности, а также в сфере ее чувств и эмоций. В эту эпоху воля и действие шли вместе, старое и новое, объединяясь, рождало гениальные идеи, образы и произведения; совершенство творчества отдельной личности было также значимо, как и деятельность школ и периодов. Мыслители-гуманисты, люди искусства ставили перед собой героические задачи и успешно их решали. Те, кто видел решение всех проблем в совершенствовании идей общественного устройства, шли на смерть и лишения ради всеобщего блага человечества и создавали предпосылки для грандиозной деятельности последующих поколений.

В области философии и наук (как гуманитарных, так и математических) произошел значительный скачок в развитии, характеризующийся гуманистическими идеями, новым взглядом на человека и его возможности.

В области искусства задачи человека были завещаны будущему в полуразрушенном виде, так как основные приемы и принципы нам понятны, а вот как достигается общее впечатление от произведения загадка, особенно в художественном изображении человека, его красоты и возвышенности.

Именно эта эпоха дала человечеству огромное количество всесторонних, титанических, загадочных личностей Петрарку, Шекспира, Джотто, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, для понимания творчества и человеческой личности которых необходимы столетия.

Антропоцентризм Возрождения проявляется в новой смысловой окраске микрокосмичности в том, что человек превращается в макрокосме в одну из самых живых и деятельных сил. Поэтому не стоит забывать, что Ренессанс это не только эпоха Леонардо и Микеланджело, но и эр а Парацельса (1493 1541) и Нострадамуса (1503 1566 ).

Заключение

Г лавный результат и основно е завоевание Возрождения утверждение активной человеческой личности, ее оптимистического потенциала и творческих начал, приведшее к множеству великих достижений человечества, удобствам, комфорту и повышению качества жизни, уже к концу XV в. плохо согласуется с традиционными основами средневековой культуры и жизни, грозит вылиться в острый конфликт с нею и в полный разрыв со средневековым целым.

Все это еще больше усугубляло противоречия ренессансной эпохи, превращая их в острейший конфликт как внутри самой ренессансной личности, так и межд у культурными пластами эпохи, но в то же время Ренессанс являлся толчком для создания новой культуры культуры Нового времени.