Глава 1. Повесть «Портрет» в исследованиях русских литературоведов
§1. История создания повести «Портрет» Н.В. Гоголя
Повесть Н.В.Гоголя «Портрет» впервые была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 году. После успеха «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголь собрал статьи по искусству («Живопись, скульптура и музыка», «Несколько слов о Пушкине», «Об архитектуре нынешнего времени»), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью «Портрет», написав в предисловии: «Признаюсь, некоторых пьес я бы, может быть, не допустил вовсе в это собрание, если бы издавал его годом прежде, когда я был более строг к своим старым трудам. Но, вместо того, чтобы строго судить прошедшее, гораздо лучше быть неумолимым к своим занятиям настоящим. Истреблять прежде написанные нами, кажется, так же несправедливо, как позабыть минувшие дни своей юности. Притом, если сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого».
Вероятно, уже в предисловии улавливается наставнический тон Гоголя, его желание поучать и бережное внимание к собственной личности. Впрочем, успех «Пиковой дамы» А.С. Пушкина, может быть, побудил Гоголя рассказать историю о человеке, которого погубила жажда золота. Ведь «Портрет» был написан именно в 1834 году, когда повсеместно обсуждали повести Пушкина. Гоголь рассматривает жизнь современного художника на фоне истории и искусства. Эта особенность повести «Портрет» очень важна для того, чтобы понять, как писатель разделяет суету и вечность, как ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет истинный смысл и назначение искусства.
После выхода «Арабесок» один из самых значительных критиков того времени, 30-40х годов ХIХ века, В.Г.Белинский неодобрительно отозвался о повести «Портрет»: «Портрет есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество юмористических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с нее портрет, и которая бранит балы и восхищается природою — и вы не откажете в достоинстве и этой повести. Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия». [В.Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М., Современник, 1988].
Судьба в «портрете» гоголя
... Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца «пробуждать чувства добрые» . Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» . Гротесковое, фантастическое начало присутствует и в повести «Портрет», ...
После скандала, связанного с премьерой «Ревизора», Гоголь уезжает из России в Италию. Он живет в Риме, окруженный великими произведениями искусства разных времен и современными русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию художеств с медалью, жили и творили здесь. В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу». Критика В.Г.Белинского и кропотливая работа А. Иванова побудили Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее. К 1841 году работа над исправлением повести была закончена. Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что слишком открыто подчеркивало связь с нечистой силой. Гоголь исключил из повести сцены мистических, необъяснимых появлений портрета и его заказчиков. Прояснился слог повести, были развернуты и подробнее описаны характеристики второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам-заказчиц портретов. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна. Во второй редакции исчезает портрет, который опять отправился странствовать по свету.
§2. Повесть «Портрет» в исследованиях русских литературоведов и проблема искушения в литературе
Н. Котляревский в статье «Художественное, философское и автобиографическое значение повести «Портрет» писал, что Гоголь «стремился передать читателю впечатления истинного, высокого вдохновения и искусства» и выразил наиболее полно те мысли, которые были высказаны им в предыдущих статьях об искусстве («Портрет» — славословив искусства и более полное художественное повторение тех мыслей, какие Гоголь высказывал в своем гимне скульптуре, живописи и музыке, в своем воззвании к гению, в статье о Пушкине и в других своих лирических излияниях». [Котляревский Н. Художественное, философское и автобиографическое значение повести «Портрет» // Н. В. Гоголь. Его жизнь и сочинения / Под ред. В. Покровского — М., 1915. — С. 225 – 228.]
Котляревский считал, что в «Портрете» выражены две мысли, отличающие его от других повестей того времени и важные для всего творчества Гоголя. Первая мысль связана с размышлениями художника над границами приближения искусства к действительности: «Не служит ли искусство самому греху, когда так правдиво его воспроизводит?», вторая — о религиозном призвании искусства («:…Он думал, что он совершил тяжкий грех, отдавшись свободно своему вдохновению, он верил, что на нем лежит обязанность искупить все им сотворенное новой творческой работой, и он у Бога также просил вдохновенья, чтобы Он помог ему на новом пути уже не просто воспроизведения действительности, а ее воссоздания в идеальных образах».
Н. Г. Машковцев в книге «Гоголь в кругу художников» высказывал мысль, что «Портрет» и «Невский проспект» составляют как бы диптих на основании того, что их черновики идут в одной тетради параллельно» [Машковцев Н. Г. Гоголь в кругу художников. — М.: Искусство, 1955.]. Машковцев сравнивал художника Чарткова с художником Венециановым, с которым Гоголь познакомился в конце тридцатых годов, поскольку слова учителя Чарткова, обращенные к нему, были похожи на то, что говорил своим ученикам Венецианов. А прототипом художника, удалившегося в Италию для совершенствования своего таланта, он считал А. А. Иванова. Н. Г. Машковцев отмечал, что в первой редакции «Портрета», напечатанной в 1835 году в сборнике «Арабески», преобладают фантастический и эсхатологический элементы, а во второй редакции, вышедшей в «Современнике» за 1842 год, шире освещены вопросы, связанные с художниками и их жизнью. В образе ростовщика он увидел, прежде всего, власть денег, с помощью которой сатана держит в своих руках мир.
Описание ростовщика в повести портрет гоголя. «Портрет», анализ повести Гоголя,
... созданных Николаем Васильевичем Гоголем. Образ Ростовщика в повести Портрет Несколько интересных сочинений Главная героиня рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». Маленькая старушка-помещица приезжает в Петербург, чтобы найти у местных властей управу на франта-должника. ...
Выдающееся художественное мастерство Гоголя проявляется в его умении показать религиозные корни культуры и религиозное оправдание искусства. В своей повести «Портрет» Гоголь в художественной форме передает глубинную суть человека такой, какой она закреплена в христианском мировоззрении. Более того, «Портрет» является своеобразным художественным комментарием на христианскую антропологию. Итак, в чем суть христианской антропологии? Поиск ответа на вопрос такого рода всегда приводит человека к Евангелию. Потому что ответ на «проклятые» вопросы человек получает не от людей, а от Бога и от тех, кому Он открывает Свою волю. Евангелие есть апостольское свидетельство о Богочеловеке Христе. Своим ученикам-апостолам Он говорил: «Не можете служить Богу и мамоне» (Матф 6:24).
Это значит, что человек не может получить какой-то онтологический статус, определяемый в категориях чистой человечности (человек как выражение самого себя – автономное бытие), а всегда находится в положении служения: Богу или дьяволу. Человек выбирает между подчинением своему Творцу, превращающемуся в «свободу славы детей Божиих» (Рим 8:21), или подчинением дьяволу, ни во что не превращающемся, а лишь прогрессирующем в этом рабстве до адских пределов «где червь их не умирает и огонь не угасает» (Марк 9:44).
«Гоголь знал очень твердо еще одно — что он, поэт и проповедник, обязан во что бы то ни стало поведать миру его, мира, зло, громко, во всеуслышание провозгласить людям их общий грех — ужасное ослепление и попустительство злу. Об этом долге поэта Гоголь рассказал в «Портрете». В этой повести (в редакции «Арабесок») три темы: первая, главная, определяющая смысл других, — социальная тема власти «антихриста», власти денег, тема губящего людей соблазна продажности; вторая — тема искусства, которое должно отражать действительность и учить людей благу, не продаваясь жизни и не подчиняясь ей, не предавая высшей правды во имя копирования подлой внешней правды жизни; третья — тема поведания миру и людям их общего преступления, пробравшегося в них зла, в данном случае — зла денег». [Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. Л. : Гос. Изд-во художеств. лит., 1959. — 532 с.].
Рассмотрим произведения, в которых также присутствует мотив искушения, как и в повести «Портрет». Исследователи выделяют несколько таких произведений, одним из которых является «Пиковая дама» А.С. Пушкина.
Добро и зло в произведении гоголя портрет. Добра и зла в повести ...
... сочинения)., Гришина Марина Анатольевна, Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Портрет» Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? ... этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это ...
С одной стороны, Гоголь был учеником Пушкина, с другой, — развивая реалистические пушкинские достижения, Гоголь вступал с ним в творческий спор. Примерно в одно и то же время ими были написаны повести, близкие в сюжетно-тематическом и поэтическом аспектах: «Портрет» Н.В. Гоголя создавался в 1833—1834 годах, когда А.С. Пушкин работал над своей «Пиковой дамой».
О влиянии А.С. Пушкина на творчество Н.В. Гоголя критики и исследователи неоднократно говорили. Так, В.Г. Белинский в своё время писал: «Пушкин имел сильное влияние на Гоголя не как образец, которому бы Гоголь мог подражать, а как художник, сильно двинувший вперед искусство и не только для себя, но и для других художников открывший в сфере искусства новые пути». [Белинский В.Г. Русская литература в 1843 году. М., 1952.].
Пушкин, и Гоголь в своих повестях по-своему преломляют ещё господствовавшую в то время, модную романтическую традицию: оба используют элементы фантастики и таинственности, атмосфера их произведений основана на романтической легенде. Так, уже в самом эпиграфе к повести «Пиковая дама» дается намек на загадочный сюжет: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность (новейшая гадательная книга)» [Пушкин А.С. Пиковая дама // Романы и повести, М. 1968. — С. 195—217.]. А в «Портрете» возникает страшный фантастический образ ростовщика, воплощающего злое, дьявольское начало.
В «Пиковой даме» основным фантастическим эпизодом является ночной визит умершей графини к Герману. Автор «Пиковой дамы» представляет подобную сцену несколько иначе, чем это было принято. Он придаёт мистической сцене реалистическую мотивировку. Видение графини происходит сразу же после похорон, когда Германн был весь день расстроен, мысли об умершей графине и о навсегда упущенном шансе узнать ее секрет не покидали его. Германн в надежде заглушить внутреннее волнение много выпил, поэтому быстро и крепко уснул, и после сна «мысли о графине не оставляли его». [Пушкин А.С. Пиковая дама // Романы и повести, М. 1968. — С. 195—217]. В «Портрете» мы видим ситуацию, аналогичную пушкинской, только показана она сложнее. Автор использует мотив повторяющегося сна: художник «просыпается» трижды, прежде чем вернуться к реальности. Это придаёт всей сцене значение какого-то кошмара — предвестника грядущей драмы героя. Тяжёлым предчувствием наполнено окончательное пробуждение Чарткова: «…Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок действительности. Казалось, даже в самом взгляде и выражении старика как будто что-то говорило, что он был у него в ту ночь; рука его чувствовала только что лежавшую в себя тяжесть, как будто бы кто-то за одну минуту пред сим ее выхватил у него» [Гоголь Н.В. Портрет // Петербургские повести, Л., 1978. — С. 84—139.].
Чартков, также как и Герман, не задумывается о последствиях договора с потусторонними силами. Оба героя своей алчностью сами навлекли на себя беду, чем обрекли себя в дальнейшем на безумие. Чартков в погоне за богатством и славой потерял свой талант, в его сердце появилась ненависть и зависть к настоящему дарованию. Германн сходит с ума после того, как подсказанная графиней комбинация карт не сработала, а неожиданно открытая им вместо туза пиковая дама зловеще ему подмигнула. Помощь потусторонних сил в денежных делах слишком дорого обходится героям.
В чём заключается гибель и спасение таланта художника по повести ...
... Продолжим анализ повести «Портрет». Тема искусства и образ художника в повести «портрет» Гоголя Анализ повести «Портрет» показывает, что центральное место занимает проблема творчества. Если вы пишите сочинение на ... написании сочинений. Также читайте Сочинение Повесть Н.В.Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей. Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии ...
Еще одно произведение, имеющее сходство с «Портретом», — повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1832), вошедшей в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Художник в повести — кузнец Вакула, основное его ремесло — кузнечное дело, а искусство живописи — лишь увлечение: «В досужее от дел время кузнец занимался малеванием…» [Гоголь Н. В. Ночь перед Рождеством / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 1. — С. 91-130]. Взгляд на искусство и трактовка образа художника в этой повести разработаны Гоголем в контексте основных идей цикла и носят народный характер. Вакула – художник из народа, терминология изобразительного искусства представлена в повести простонародными вариантами: живопись — «малевание», рисует — «малюет», разрисованные — «размалеванные», художник — «маляр». Искусство Вакулы в повести соединяет в себе народное искусство, ремесло, и высокое христианское искусство — иконопись. Вакула «размалевывает хаты», может «выкрасить дощатый забор», но также он создает для Диканьской церкви иконы, в которых обращается к евангельским сюжетам: «Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых: и теперь еще можно найти в Т… церкви его евангелиста Луку» [Гоголь Н. В. Ночь перед Рождеством / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 1. -С. 91-130].
Знаковой для сюжета повести оказывается икона Вакулы, изображавшая святого Петра в день Страшного Суда. Процесс ее создания Гоголь показывает как испытание художника, черт мешает Вакуле, искушает его трудностями работы: «В то время, когда живописец трудился над этою картиною <…>, чорт всеми силами старался мешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину…» [Гоголь Н. В. Ночь перед Рождеством / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 1. -С. 91-130.]. Черт соблазняет художника, однако завершение полотна подтверждает торжество таланта Вакулы и его богобоязненность: «…но, несмотря на все, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора…» [Гоголь Н. В. Ночь перед Рождеством / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 1. -С. 91-130.].
Главным свидетельством победы искусства над потусторонним миром становится картина, описание которой появляется в финале произведения: «…на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакулачорта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо…» [Гоголь Н. В. Ночь перед Рождеством / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 1. -С. 91-130.]. Ю. В. Манн описывает вэтой ситуации посрамление черта: «Вакула — художник, выполняющий религиозные сюжеты, аизобразить черта — со смешной или уродливой стороны — значит, овладеть злом, побороть его» [Манн Ю. В. Поэтика Гоголя / Ю. В. Манн. — М., 1988. — 412 с.].
В повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь представляет простонародный вариант противостояния художника соблазну. Вакула спасается от искушения, обратившись к христианскому искусству, он создает иконы, и, делая черта персонажем своих полотен, показывает свою победу над нечистью.
Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет» — аргументы к сочинению
... пресной и скучной. Герою не хватило настоящего творчества, что привело к трагическому исходу. Сочинение на тему «Портрет» Гоголя остается актуальной темой художественного цикла. В нем можно подробно ... несчастным. Рассматривая работы друга, Чартков понимает, что уже никогда не станет настоящим художником. Внутри поселяется злоба и подлинная зависть. начинает скупать картины настоящих творцов ...
Глава 2. Анализ сюжета и композиции повести «Портрет» Н.В. Гоголя
§1. Мотив искушения в повести «Портрет» Н.В. Гоголя
В повести Гоголя «Портрет» представлены три различные судьбы художников, три живописцев, каждый из которых проходит испытание в форме своеобразного искушения таланта, приводящего к преображению художников: Чартков, его некогда бывший приятель, а также сам автор портрета загадочного и мистического ростовщика. В обеих частях повести с мотивом искушения связан портрет: «встреча» Чарткова с таинственным портретом приводит к искушению богатством, создание портрета ростовщика — это искушение творческого дара художника. Портрет выполняет особую функцию в развитии сюжета, именно с ним связаны основные событийные моменты повести: в первой части покупка портрета становится началом совершенно новой, но, к сожалению, печальной судьбы Чарткова, во второй части картина на аукционе — толчок к рассказу о ее истории.
Искушение Чарткова начинается с первой его встречи с портретом в картинной лавке на Щукином дворе. Чартков сразу поддается демонической силе картины, полотно зачаровывает художника, и он, забыв про все остальные картины, «стоит несколько времени неподвижно перед одним портретом» [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108]. Портрет захватывает Чарткова своей таинственной силой. Покупка портрета — ключевая для повести ситуация, она знаменует собой перелом в жизненной и творческой судьбе художника. Со времени приобретения портрет получает власть над художником, он искушает талант живописца, соблазняет его деньгами. ««Боже мой, если бы хотя бы часть этих денег!» — сказал он, тяжело вздохнувши, и в воображенье его стали высыпаться из мешка все виденные им свертки с заманчивой надписью: «1000 червонных». Свертки разворачивались, золото блестело, заворачивалось вновь, и он сидел, уставивши неподвижно и бессмысленно свои глаза в пустой воздух, не будучи в состоянье оторваться от такого предмета, — как ребенок, сидящий пред сладким блюдом и видящий, глотая слюнки, как едят его другие». [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108].
Поддавшись чарам старика-искусителя с портрета и его таинственной силы, Чартков меняет свое отношение к искусству. Он был живописцем с талантом, изучал творения великих художников, которых считал своими идеалами в живописи, их картины были школой для художника Чарткова, знакомство с ними — этапы становления его таланта: «Еще не понимал он всей глубины Рафаэля, но уже увлекался быстрой, широкой кистью Гвида, останавливался перед портретами Тициана, восхищался фламандцами» [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108]. Подчинившись соблазну, Чартков начинает видеть в творчестве лишь одну цель — стать знаменитым: «В душе его возродилось желанье непреоборимое — схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету» [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108].
«Странное, причудливое, фантастическое в повести Н. А. Гоголя ...
... страшный, фантастический, старик на полотне. б) это и портреты, созданные Чартковым. в) и то, что с ним стало, сам портрет, лицо Чарткова Повесть не только о погубленном таланте художника, но и взгляды автора (Гоголь) ...
Автор повести подчеркивает, как меняется отношение Чарткова к своему труду: «Нет, я не понимаю напряжения других сидеть и корпеть за трудом. Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро» [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108]. В результате некогда творящий свои произведения по всем канонам жанра портрета, Чартков становится мастером другого жанра — портрета на заказ, портрета по шаблону, привнося в него те элементы, которые пожелал увидеть заказчик. С появлением таинственного портрета меняется не только сам герой, но и его жизненное пространство.
В начале повести автор показывает процесс формирования таланта молодого художника, его художественные поиски: «…вошел вместе с нею в свою студию, <…>, уставленную всяким художеским хламом: кусками гипсовых рук, с рамками, обтянутыми холстом, эскизами, начатыми и брошенными, драпировкой, развешанной по стульям» [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108]. Когда Чартков становится «модным живописцем», его мастерская кардинально меняется. Она уже не похожа на ту комнату, где творил молодой и старательный, преданный своему делу художник, а становится лишь привлекательной для заказчиков внешней деталью образа Чарткова. Вот описание мастерской «модного живописца»: «Великолепная мастерская художника (Невский проспект, такой-то номер) уставлена вся портретами его кисти, достойной Вандиков и Тицианов» [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108].
Искушение богатством, которое Чартков не выдерживает, погубило его талант. Жизнь же второго художника, русского живописца из Италии, совершенно противоположна истории Чарткова, она показывает тот путь, который мог бы пройти Чартков.
В повести говорится о близости этих двух живописцев, («был один из прежних его товарищей»), равноценности их талантов, и оба молодых художника учились в Академии художеств. Имея схожие возможности для реализации своего таланта, они все-таки пошли разными путями. Путь Андрея Петровича Чарткова, к сожалению, получился трагичным.
Портреты Чарткова, созданные на заказ по шаблону и угождающие заказчикам, противопоставлены «небесному» произведению его друга: «Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем» [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108].
Гоголя — о праве художника-реалиста
... даже поздний Гоголь, сформировавшийся писатель-реалист, все еще находится в плену романтических концепций, в частности в понимании им миссии художника, роли искусства в жизни общества. ... «, Этот универсализм проявляется в тенденции к передаче «картины мира»,- цельной концепции действительности в восприятии самого писателя, что сказывается на жанре произведения. Барокко, абсолютизируя ...
Во второй части повести талант отца художника Б., создателя таинственного портрета, также подвергается искушению. Создавая образы Чарткова, а также его талантливого друга художника, Гоголь опирался на европейскую живописную традицию. В образе художника-отца Б. он представляет русского мастера, можно даже сказать, иконописца: «Это был художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона своего только одна Русь, художник-самоучка, отыскавший сам в душе своей, без учителей и школы, правила и законы…» [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108].
В. В. Лепахин отмечает: «Скрытое и явное сопоставление двух художников в повести Гоголя прослеживается как противопоставление иконописи и живописи, иконописца и живописца, иконы и картины». [Лепахин В. В. Икона в русской художественной литературе / В. В. Лепахин. — М., 2002. — 735 с.].
Создание портрета ростовщика — искушение таланта художника, борясь с которым он меняет свое представление о живописи, осознает, что не всё достойно стать ее предметом. В данном случае художник приходит к постижению истинного смысла живописи, которая должна быть обращена «тайне создания». Создание портрета, символизирующего нечистую силу, является грехом. Уход художника в монастырь расценивается как искупление совершенного греха. Его жизнь приобретает новый смысл — служение искусству только чистой, освобожденной от греха душой.
§2. Особенности композиции повести «Портрет» Н.В. Гоголя
Композиционно повесть состоит из двух частей, каждая из которых тематически завершена. Объединяющая составляющая обеих частей – портрет ростовщика, выполняющий в повести роль главного предмета, влияющего на судьбы многих людей.
Итак, в первой главе автор показывает нам историю молодого, начинающего, но уже подающего надежды, художника Андрея Петровича Чарткова. Остановимся на самых значимых событиях в композиции первой части.
-
Покупка портрета
Чартков – юный, пылкий, любящий гениальных Рафаэля, Микеланджело, Корреджио. В художественной лавке он встречает странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последние деньги. Будучи бедным художником, он все-таки способен видеть красоту жизни, а также усиленно творить свои этюды. « Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью». [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108].
По картине Портрет дочери художника Оли Сурикова
... Семейный, полный чувственности портрет. Суриков никогда не писал портреты на заказ. Произведения обычно писались с родственников, в момент вдохновения художника. Портрет дочери Василий Иванович написал в период своего самого ... к теплому кафелю печи. В такой позе однажды и застал ее отец. Миловидность дочери вдохновили Сурикова, и через месяц в гостиной стоял портрет, где была изображена Оленька ...
-
Сны и видения Чарткова
«Он опять подошел к портрету, с тем, чтобы рассмотреть эти чудные глаза, и с ужасом заметил, что они точно глядят на него. Это уже не была копия с натуры, это была та странная живость, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы. <…> Со страхом вперил он пристальнее глаза, как бы желая увериться, что это вздор. Но наконец, уже в самом деле… он видит, видит ясно: простыни уже нет… портрет открыт весь и глядит мимо всего, что ни есть вокруг, прямо в него, глядит просто к нему вовнутрь… У него захолонуло сердце. И видит: старик пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам… <…> С раскрытым ртом и замершим дыханьем смотрел он на этот страшный фантом высокого роста, в какой-то широкой азиатской рясе, и ждал, что станет он делать. Старик сел почти у самых ног его и вслед за тем что-то вытащил из-под складок своего широкого платья. Это был мешок. Старик развязал его и, схвативши за два конца, встряхнул: с глухим звуком упали на пол тяжелые свертки в виде длинных столбиков; каждый был завернут в синюю бумагу, и на каждом было выставлено: «1000 червонных». Несколько раз встречается в произведении мотив сна. [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108].
-
1000 червонных
«Чарткову бросилась в глаза надпись: «1000 червонных». Как безумный бросился он поднять его, схватил сверток, сжал его судорожно в руке, опустившейся вниз от тяжести». [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108].
4. Чартков берет деньги, но тратит их не на развитие своего таланта, а на мирские удовольствия. «Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки. Ух, как в нем забилось ретивое, когда он только подумал о том! Одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в… и прочее, — и он, схвативши деньги, был уже на улице». [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108].
5. Слава Чарткова
Меняется атмосфера его жизни, обстановка его скромной мастерской, слава о нем гремит всюду. Как уже было сказано выше, он отходит от традиционных канонов написания портрета, становится автором портретов на заказ, учитывая все пожелания клиента. Фраза «Виват, Андрей Петрович!» очень ему льстила.
6. Чартков видит портрет, написанный его другом: «Этот художник был один из прежних его товарищей, который от ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою своей, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек и помчался туда, где в виду прекрасных небес спеет величавый рассадник искусств, — в тот чудный Рим, при имени которого так полно и сильно бьется пламенное сердце художника». [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108]. Он увидел чистое, непорочное лицо на портрете, совершенно отличавшееся от его заказных работ. Чартков не выносит вида этого простого, но замечательного шедевра. Все ему дивятся, а Чартков завидует работе своего друга. «Но точно ли был у меня талант? Не обманулся ли я?» — восклицает он.
7. Чартков обращает внимание на закрытый и немного подзабытый портрет старого ростовщика. «Как вспомнил он всю странную его историю, как вспомнил, что некоторым образом он, этот странный портрет, был причиной его превращенья, что денежный клад, полученный им таким чудесным образом, родил в нем все суетные побужденья, погубившие его талант, — почти бешенство готово было ворваться к нему в душу. Он в ту же минуту велел вынести прочь ненавистный портрет». [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108]. С этого момента дикая зависть обуревает его душу, он начинает скупать все прекрасные произведения искусства, которые только может купить, но не для того, чтобы любоваться им, а чтобы их уничтожить.
8. Трагический конец Чарткова
Он начинает впадать в припадки бешенства и ярости, страшная злость и ярость поглощает его. «Наконец жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания. Труп его был страшен. Ничего тоже не могли найти от огромных его богатств; но, увидевши изрезанные куски тех высоких произведений искусства, которых цена превышала миллионы, поняли ужасное их употребление». [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108].
Во второй части изложение автора начинается с описания книжной лавки, где все столпились, чтобы приобрести загадочный портрет ростовщика. В данной части повести описывается происхождение портрета, чьё разрушительное действие было показано в первой части.
-
Рассказ художника Б. о ростовщике из Коломны
«Между ростовщиками был один — существо во всех отношениях необыкновенное, поселившееся уже давно в сей части города. Он ходил в широком азиатском наряде; темная краска лица указывала на южное его происхождение, но какой именно был он нации: индеец, грек, персиянин, об этом никто не мог сказать наверно. Высокий, почти необыкновенный рост, смуглое, тощее, запаленное лицо и какой-то непостижимо страшный цвет его, большие, необыкновенного огня глаза, нависнувшие густые брови отличали его сильно и резко от всех пепельных жителей столицы». [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108].
2.Далее Б. рассказывает о двух жителях Коломны, на судьбы которых ростовщик оказал пагубное влияние, разрушив им жизнь. Эти сюжетные линии дополняют общую картину личности и деяний ростовщика.
3. Описание отца художника Б. – автора загадочного портрета ростовщика. «Это был художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона своего только одна Русь, художник-самоучка, отыскавший сам в душе своей, без учителей и школы, правила и законы, увлеченный только одною жаждою усовершенствованья и шедший, по причинам, может быть, неизвестным ему самому, одною только указанною из души дорогою». [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108].
4. Ростовщик приходит к отцу художника Б. и просит нарисовать свой портрет.
Ты художник?— сказал он без всяких церемоний моему отцу.
Художник, — сказал отец в недоуменье, ожидая, что будет далее.
— Хорошо. Нарисуй с меня портрет. Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить. Можешь ли ты нарисовать такой портрет, чтобы был совершенно как живой?
Отец мой подумал: «Чего лучше?— он сам просится в дьяволы ко мне на картину». [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108]. С такими словами он создавал портрет: ««Экая сила!— повторил он про себя. — Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они побледнеют пред ним. Какая дьявольская сила! он у меня просто выскочит из полотна, если только хоть немного буду верен натуре. Какие необыкновенные черты!» .С этого момента художник, как и Чартков в первой части, почувствовал разительные перемены. Он творил уже не так, как раньше, а в написанной картине для отстроенной церкви люди узнали черты ростовщика. Картина его ученика оказалась лучше, чем его.
4.Отец видит, какие демонические черты он придал портрету и в ярости хочет его изрезать, но в это мгновение пришедший приятель останавливает его и просит отдать портрет ему.
5. Раскаяние и катарсис художника
«Три случившиеся вслед за тем несчастия, три внезапные смерти — жены, дочери и малолетнего сына — почел он небесною казнью себе и решился непременно оставить свет. Как только минуло мне девять лет, он поместил меня в Академию художеств и, расплатясь со своими должниками, удалился в одну уединенную обитель, где скоро постригся в монахи. Там строгостью жизни, неусыпным соблюдением всех монастырских правил он изумил всю братью». [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108].
Подтверждением божественного прощения явилась написанная им икона Рождества Христова, явившаяся символом обновления.
6. Художник сообщает своему сыну Б. всю историю написания портрета и его влияния на людей, и просит уничтожить ее при первой же возможности.
7. Художник Б. сообщает на аукционе присутствующим «Вы можете судить сами, мог ли я не обещать клятвенно исполнить такую просьбу. В продолжение целых пятнадцати лет не случалось мне встретить ничего такого, что бы хотя сколько-нибудь походило на описание, сделанное моим отцом, как вдруг теперь, на аукционе…». [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108].
8. Пока художник рассказывал свою историю, кто-то украл портрет. Это символизирует, что победа над злом еще не одержано, оно до сих пор пребывает в мире…
Заключение
Мотив искушения художника — главенствующий в повести «Портрет». Каждый их трех живописцев в повести проходит через испытание, которое приводит к преображению таланта, смене эстетических ориентиров в живописи. Первая часть повести показывает судьбы двух художников: поддавшись искушению богатством, Чартков теряет свой талант и становится «модным живописцем», другой русский художник, отказавшись от всех мирских благ, развивает свое дарование в Италии и превращается в талантливого творца. Художник-отец во второй части повести, пройдя через искушение, обретает истинный талант. Его жизнь — служение искусству, способность творить — дар свыше, а искусство — отображение высших истин.
Опоясывающая, кольцевая композиция в «Портрете» Гоголя призвана
убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. Художник, судьба которого описана во второй части, очень похож на Александра Иванова, с которым Гоголь общался в Риме, и который явился автором знаменитой картины «Явление Христа народу». В данном произведении Гоголь как бы берет на себя миссию библейского пророка. Видя корысть, ничтожность, приземленность и ограниченность людей, писатель противится этому и поучает, как жить правильно. Будучи сам глубоко религиозным человеком, Гоголь в свои произведения приносит христианские истины. «Художник предупредил сына: «Дивись, сын мой, ужасному могуществу беса. Он во все силится проникнуть: в наши дела, в наши мысли и даже в самое вдохновение художника. Бесчисленны будут жертвы этого адского духа, живущего невидимо без образа на земле. Это тот черный дух, который врывается к нам даже в минуту самых чистых и святых помышлений…».
В «Портрете» зло — это деньги, власть золота, капитал. «В мир на глазах у поколения Гоголя, — в частности, в русскую жизнь, на глазах этого поколения, — вошло новое зло, ранее не столь дерзновенно и нагло отравлявшее жизнь и не покорявшее ее, — сила денег». [Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. Л. : Гос. Издво художеств. лит., 1959. — 532 с.].
Г.А. Гуковский так понимает проблематику повести: «Поэтому тема «Портрета» как социальная тема могла быть, и была вполне осознана: дьявольское наваждение, обуревавшее современное Гоголю человечество, — это власть денег , это капитализм. Это — второе зло, добавившееся к первому, уже давнему злу неравенства, перегородок между людьми, злу, выразившему себя явственно во власти чина . Критики Гоголя уже указывали на то, что, в частности, в петербургских повестях Гоголь обвиняет общество в этих двух пороках: чин и золото являются орудием зла. В сущности, это было исторически меткое двойное обвинение: власть чина была выражением сословной и бюрократически-полицейской структуры Российской империи, была как бы воплощением ее политического облика; власть денег была выражением вторгавшихся в ее жизнь социальных явлений. И иерархия званий феодализма в его бюрократически-абсолютистском обличии и разврат идущего в Россию капитализма отталкивают Гоголя». [Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. Л. : Гос. Издво художеств. лит., 1959. — 532 с.].
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/portretgogol/
-
Агаева И.И. Нравственно-религиозный идеал Н.В. Гоголя в контексте русской литературы первой половины XIX века [Текст]: Автореф. дис. … д-ра филос. наук: 10.01.01/ И.И. Агаева; Азерб. пед. ин-т рус. яз. и лит. им. М.Ф. Ахундова. — Б.м., 2000.
-
В.Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М., Современник, 1988
-
Белинский В.Г. Русская литература в 1843 году. М., 1952.
-
Бокарева Ю.М. Коммуникативно-синтаксические средства адресации в прозе Н.В. Гоголя и место в них метатекстовых элементов [Текст]: Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.01/ Ю.М. Бокарева; Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. — СПб., 1999.
-
Белозерова А.В. Диалектика художественного и религиозного в творческой эволюции Н.В. Гоголя [Текст]: автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.04/ А. В. Белозерова. — М., 2009.
-
Белоногова В.Ю. Гоголь и Пушкин. К особенностям литературного процесса 30-40- годов XIX века [Текст]: Автореф. дис. канд. филол. наук: (10.01.01) / В.Ю. Белоногова. — Коломна, 2003.
-
Белый А. Мастерство Гоголя [Текст]: [Исследование] / А. Белый. — М.: МАЛП, 1996.
-
Воропаев В.А. Н.В.Гоголь: жизнь и творчество [Текст]/ В.А. Воропаев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.
-
Гоголь Н.В. Арабески [Текст]/ Н. В. Гоголь; изд. подгот. В. Д. Денисов; Рос. акад. наук. — СПб.: Наука , 2009.
-
Гоголь Н.В. Критика. Публицистика. Духовная проза [Текст]/ Н. В. Гоголь; Ин-т обществ. мысли; сост., авт. вступ. ст. и коммент. Ю.В. Манн. -М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2010.
-
Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 61-108
-
Гоголь Н. В. Ночь перед Рождеством / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. — М., 1994. — Т. 1. — С. 91-130
-
Губарев И.М. Петербургские повести Гоголя / И.М. Губарев — Ростовское книжное издательство, 1968 г.
-
Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. Л. : Гос. Издво художеств. лит., 1959. — 532 с.
-
Жаравина Л.В. Философско-религиозная проблематика в русской литературе 1830-40-х гг.: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь [Текст]: Автореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.01.01/ Л.В. Жаравина; Волгоград. гос. пед. ун-т. — Волгоград, 1996.
-
Котляревский Н. Художественное, философское и автобиографическое значение повести «Портрет» // Н. В. Гоголь. Его жизнь и сочинения / Под ред. В. Покровского — М., 1915. — С. 225 – 228
-
Лепахин В. В. Икона в русской художественной литературе / В. В. Лепахин. — М., 2002. — 735 с.
-
Манн Ю. В. Поэтика Гоголя / Ю. В. Манн. — М., 1988. — 412 с.
-
Машинский С.И. Художественный мир Гоголя / С.И. Машинский — М., Просвещение, 1971 г.
-
Машковцев Н. Г. Гоголь в кругу художников. — М.: Искусство, 1955.
-
Мурашкина И.В. Повесть Н.В. Гоголя «Портрет»: проблема смысла творчества // Текст : Узоры ковра : науч.-метод. семинар «TEXTUS». — СПб. ; Ставрополь, 1999. — Вып. 4, ч. 2.
-
Назиров Р.Г. Традиции Пушкина и Гоголя в русской прозе. Сравнительная история фабул [Текст]: Автореф. дис. д-ра филол. наук: 10.01.01/ Р.Г. Назиров; Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. — Екатеринбург, 1995.
-
Пушкин А.С. Пиковая дама // Романы и повести, М. 1968. — С. 195—217
-
Творчество Н. В. Гоголя в контексте современности [Текст]: (к 200-летию со дня рождения писателя) : материалы регион. науч.-практ. конф., 18 марта 2009 г./ Нижнетагил. гос. соц.-пед. акад., Ин-т филологии и массовых коммуникаций, Каф. лит. -Нижний Тагил: Нижнетагил. гос. соц.-пед. акад., 2009.
-
Янчевская А.Ю. Проблемы искусства в духовных исканиях Н.В.Гоголя [Текст]: Автореф. дис. … канд. филол.наук: 10.01.01/ А.Ю. Янчевская; Твер. гос. ун-т. -Тверь, 1999.