Вильгельм Карлович Кюхельбекер – поэт, драматург и литературный критик. Родился в Петербурге, в обрусевшей немецкой семье. В 1811 году поступил в Царскосельский лицей, его друзьями стали Дельвиг и Пушкин. В 1820 году Кюхельбекер совершил поездку за границу, посетил Германию, Италию, Францию. В Париже он с успехом читал лекции о русской литературе. В Германии познакомился с Гете. В 1825 году в Петербурге Кюхельбекер вступил в Северное общество. После поражения декабрьского восстания пытался бежать из России, но был схвачен в Варшаве. Его приговорили к , которую заменили 20 годами каторжных работ. Затем и эта мера была изменена – 10 лет Кюхельбекер провел в одиночном заключении, а в 1835 году его сослали в Сибирь. Больной туберкулезом, потерявший зрение Кюхельбекер скончался в Тобольске. Ранние произведения поэта тяготеют к сентиментализму. Постепенно в его стихотворениях начинают преобладать гражданские и вольнолюбивые настроения. В поэзии Кюхельбекера своеобразно сочетались гражданские традиции классицизма и просветительства с веяниями революционного романтизма. В лирике поэт предстает певцом-гражданином, борцом за народное благо. ЛГ Кюхельбекера выступает против тирании, готов смело вступить в бой и принять смерть.
После 1825 года в творчестве Кюхельбекера все чаще звучат ноты отчаяния и скорби. 1827. Тень Рылеева . ТЕНЬ РЫЛЕЕВА В ужасных тех стенах, где Иоанн, В младенчестве лишенный багряницы, Во мраке заточенья был заклан 1 Булатом ослепленного убийцы – Во тьме, на узничном одре, лежал Певец, поклонник пламенный свободы 2 . Отторжен, отлучен от всей природы, Он в вольных думах счастия искал. Но не придут обратно дни былые: Прошла пора надежд и снов, И вы, мечты, вы, призраки златые – Не позлатить железных вам оков! Тогда (то не был сон) во мрак темницы – Небесное видение сошло – Раздался звук торжественной цевницы 3 – Испуганный певец подъял чело: На облаках несомый, Явился образ, узнику знакомый. «Несу товарищу привет Из той страны, где нет тиранов, Где вечен мир, где вечный свет, Где нет ни бури, ни туманов. Блажен и славен мой удел: Свободу русскому народу Могучим гласом я воспел, Воспел и умер за свободу! Счастливец, я запечатлел Любовь к земле родимой кровью – И ты, я знаю, пламенел К отчизне чистою любовью. Грядущее твоим очам Разоблачу я в утешенье – Поверь, не жертвовал ты снам: Надеждам будет исполненье!» Раздвинул стены, растворил затворы – Воздвиг певец восторженные взоры – И видит: на Руси святой Свобода, счастье и покой. 1827 У. Во что верит ЛГ Кюхельбекера? В какой момент жизни герою стихотворения является образ Рылеева? Д. … 1838.19 октября. У. «19 октября» — день лицейской годовщины. Александр Пушкин неоднократно посвящал свои стихотворения этой памятной для всех лицеистов дате: 1825. 19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…». 19 октября 1827 («№Бог помочь вам, рзу4ья мои…»).
Рылеев Кондратий Федорович (1795-1826) — биография, жизнь ...
... Этапы деятельности Рылеев не спешил становиться звездой среди поэтов, так как у него были другие планы. В 1821 году он получил предложение стать судьей. Кондратий Федорович не стал ... своеобразный штаб Северного общества. В конце года Кондратий возглавил организацию, у него был настоящий дар вдохновлять людей. Личная жизнь В 1815 году Рылеев вернулся в Россию, после чего ...
19 октября 1828 («»Усерлдно помолившись Богу…») Как и Пушкин, Кюхельбекер посвятил свое стихотворение этому дню. (Читает.) 19 ОКТЯБРЯ Блажен, кто пал, как юноша Ахилл, Прекрасный, мощный, смелый, величавый, В средине поприща побед и славы/, Исполненный несокрушимых сил! Блажен! Лицо его, всегда младое, Сиянием бессмертия горя, Блестит, как солнце вечно золотое, Как первая эдемская заря. А я один средь чуждых мне людей Стою в ночи, беспомощный и хилый, Над страшной всех надежд моих могилой, Над мрачным гробом всех моих друзей,. В то гроб бездонный, молнией сраженный, Последний пал родимый мне поэт… И вот опять Лицея день священный; Но уж и Пушкина меж вами нет. Не принесет он новых песней вам, И с них не затрепещут перси ваши, Не выпьет с вами он заздравной чаши: Он воспарил к заоблачным друзьям. Он ныне с нашим Дельвигом пирует; Он ныне с Грибоедовым моим: По них, по них душа моя тоскует; Я жадно руки простираю к ним! Пора и мне! Давно судьба грозит Мне казней нестерпимого удара: Она того меня лишает дара, С которым дух мой неразрывно слит. Так! перенес я годы заточенья, Изгнание, и срам, и сиротство; Но под щитом святого вдохновенья, Но здесь во мне пылало божество! Теперь пора! Не пламень, не Перун Меня убил; нет, вязну средь болота, Гроб давят нужды и забота, И я отвык от позабытых струн.
Мне ангел песней рай в темнице душной Когда-то созидал из снов златых; Но без него не труп ли я бездушный Средь трупов столь же хладных и немых? Участь русских поэтов. 1845. Горька судьба поэтов всех племен; 188 яжелее всех судьба казнит Россию: Для славы и Рылеев был рожден: Но юноша в свободу был влюблен… Стянула петля дерзостную выю. Не он один; другие вслед ему, Прекрасной обольщенные мечтою, Пожалися годиной роковою… Бог дал огонь их сердцу, свет уму. Да! Чувства в них восторженны и пылки: Что ж? их бросают в черную тюрьму, Морят морозом безнадежной ссылки… Или болезнь наводит ночь и мглу 1 На очи прозорливцев вдохновенных; Или рука любезников презренных 2 Шлет пулю их священному челу; Или же бунт поднимет чернь глухую 3 , И чернь того на части разорвет, Чей блещущий перунами 4 полет Сияньем облил бы страну родную. 1845 У. Кюхельбекер начал печальный для русской поэзии список. Можете ли вы его продолжить? Д. …
АНТОНАНТОНОВИЧ ДЕЛЬВИГ
У. . Антон Антонович происходил из семьи обрусевших немецких баронов. Родился он в Москве. В 1811 году поступил Царскосельский лицей, где сблизился с с Кюхельбекером и Пушкиным. Некоторое время спустя после окончании лицея он примкнул к оппозиционной молодежи – подружился с Рылеевым и Бестужевым. В 1830 году Дельвиг основал свою газету. Деятельное участие в создании газеты принял Пушкин. Поддержали газету Жуковский, Крылов, Вяземский. Но просуществовала газета недолго: в 1831 году газета была закрыта. В том же году Дельвиг заболел и скончался. Дельвиг приобрел известность своими элегиями, романсами и русскими песнями. Дельвиг, как отмечал Пушкин, стремился к гармонической, классической стройности. Стихотворение «Элегия» было положено на музыку А.Алябьевым. М.Глинкой. М. Яковлевым, а «Русская песня» — А. Алябьевым. <1821 или 1822> Элегия . 1825. Русская песня.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИТЧ ПОЛЕЖАЕВ (1804 – 1838)
ГИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ЯЗЫКОВ (1803 – 1846)
У. А теперь проверим, как вы выполнили дома задание № 19 в тетради .Задание 19. Прочитайте стихотворения двух авторов из круга поэтов – А. И. Полежаева (1804–1838) «Песнь погибающего пловца» и Н. М. Языкова (1803–1846) «Пловец». Сравните эти стихотворения.1828 А. Полежаев «Песнь погибающего пловца».
Вот мрачитсяСвод лазурный!Вот крутитсяВихорь бурный!Ветр свистит,Гром гремит,Море стонет –Путь далек…Тонет, тонетМой челнок! Все чернееСвод надзвездный,Все страшнееВоют бездны.Глубь без дна –Смерть верна!Как заклятый,Враг грозит,Вот девятыйВал бежит! Горе, горе!Он настигнет:В шумном мореЧелн погибнет!Гроб готов… |
Треск громовНад пучинойЯрых вод –Вздох пустынныйРазнесет!
Дар заветныйПровиденья,Гость приветныйНаслажденья –Жизнь иль миг!Не привыкУтешатьсяЯ тобой, –И расстатьсяМне с мечтой! СокровенныйСын природы,НеизменныйДруг свободы, -С юных летВ море бедЯ направилБыстрый бегИ оставилМертвый брег! |
На равнинахВод зеркальных,На пучинахПогребальныхЯ скользил:И шутилГрозной влагой –Смертный валЯ отвагойПобеждал! Как минутныйПрах в эфире,БесприютныйСтранник в мире,Одинок,Как челнок,Уз ЛюбовиЯ не знал,Жаждой кровиНе сгорал! |
1829. Н.Языков «Пловец» Сначала несколько слов об авторах. Александр Полежаев (1804 – 1838) был внебрачным сыном богатого помещика и его крепостной, которая после рождения сына была выдана замуж за мещанина Ивана Полежаева. В 1826 году Александр Полежаев окончил Московский университет, а годом раньше им была написана поэма «Сашка», ходившая в списках. За эту поэму через месяц после окончания университета Полежаев был отдан в солдаты Бутырского пехотного полка, и в 1829 году был отправлен на Кавказ. В Москву вместе с полком Полежаев возвратился в1833 году. В тяжелые годы солдатчины он пристрастился к вину и однажды напился и продал амуницию. За это Полежаева подвергли жестокому телесному наказанию. И только незадолго до смерти поэта наконец произвели в прапорщики, что значительно облегчило его участь. Поэзия Полежаева выражала революционный протест в годы реакции после подавления восстания декабристов. Его герой – одновременно «друг свободы» и «пленник». Николай Языков (1803 – 1846) – сын богатого помещика, учился в Петербургском горном кадетском корпусе , затем в Институте корпуса инженеров путей сообщения. Затем, не кончив курса, уехал в Дерпт (ныне Тарту) и стал учиться на философском факультете местного университета.
Но и оттуда он вернулся в Петербург, не кончив курса. В 1838 году тяжело больной уехал за границу. Скончался он на родине, в Москве. Литературное творчество Языкова началось веселыми, озорными, вольнолюбивыми стихотворениями. Но после разгрома восстания декабристов его творчество приобретает более умеренный, консервативный характер. Стихотворение «Пловец», с которым вы работали дома, стало популярной песней. Сравнение стихотворений «Песнь погибающего пловца» и «Пловец». Итоги обсуждения. А теперь подведем итоги вашей домашней работы : в чем сходство и в чем различие стихотворение «про пловца» этих поэтов? Все романтики отрицают окружающий мир , ноих пути начинают расходиться. ЛГ Языкова спорит со стихией, продолжает борьбу, ЛГ Полежаева смирился, не видит смысла в продолжении борьбы с роком.
ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ
Евгений Абрамович Баратынский родился в небогатой дворянской семье. Учился в Пажеском корпусе, из которого был исключен в 1816 году за неблаговидный поступок с запрещением поступать на какую-либо службу, кроме военной. Юношеское озорство, повлекшее неумеренно строгое наказание, тяжело отразилось на дальнейшей судьбе поэта. С 1820 по 1825 год он служил унтер-офицером в Финляндии. В 1825 году благодаря хлопотам друзей получил офицерское звание , а в 1826 году вышел в отставку и переехал в Москву. В 1843 году поэт побывал в Германии, во Франции, а затем отплыл в Неаполь. В Италии Баратынский внезапно заболел и скоропостижно скончался. Литературная позиция поэта складывалась под непосредственным воздействием общественных настроений, связанных с движением декабристов. В их взглядах его привлекала свобода чувства и мысли, но он не сочувствовал их революционным устремлениям. Главными темами в его лирике становятся крушение романтических иллюзий, судьба поэта и место искусства в жизни. У. Евгений Абрамович Баратынский – самый значительный из поэтов пушкинской поры. <1821> Разуверение РАЗУВЕРЕНИЕ 1 Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей: Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней! Уж я не верю увереньям, Уж я не верую в любовь И не могу предаться вновь Раз изменившим сновиденьям! Слепой тоски моей не множь, Не заводи о прежнем слова И, друг заботливый, больного В его дремоте не тревожь! Я сплю, мне сладко усыпленье; Забудь бывалые мечты: В душе моей одно волненье, А не любовь пробудишь ты.
<1821> Звучит романс на музыку М.Глинки «Не искушай меня без нужды…» <1823> Две доли ДВЕ ДОЛИ Дало две доли провидение На выбор мудрости людской: Или надежду и волнение, Иль безнадежность и покой. Верь тот надежде обольщающей, Кто бодр неопытным умом, Лишь по молве разновещающей С судьбой насмешливой знаком. Надейтесь, юноши кипящие! Летите, крылья вам даны; Для вас и замыслы блестящие, И сердца пламенные сны! Но вы, судьбину испытавшие, Тщету утех, печали власть, Вы, знанье бытия приявшие Себе на тягостную часть! Гоните прочь их рой прельстительный; Так! доживайте жизнь в тиши И берегите хлад спасительный Своей бездейственной души. Своим бесчувствием блаженные, Как трупы мертвых из гробов, Волхва словами пробужденные, Встают со скрежетом зубов, — Так вы, согрев в душе желания, Безумно вдавшись в их обман, Проснетесь только для страдания, Для боли новой прежних ран. <1823> У. О каких двух жизненных позициях размышляет ЛГ? Какая доля ему ближе и почему? А вам? Д. … <1828> «Мой дар убог, и голос мой не громок…» * * * Мой дар убог, и голос мой не громок, Но я живу, и на земле мое Кому-нибудь любезно бытие: Его найдет далекий мой потомок В моих стихах; как знать? Душа моя Окажется с душой его в ношенье, И как нашел я друга в поколенье, Читателя найду в потомстве я.
<1828> У. Как оценивает ЛГ свой поэтически дар и свое назначение? Д. … У. К какому жанру вы отнесете это стихотворение? Д. Элегия. У. Элегия как жанр обычно предполагает любовную тематику. А здесь? Д. Здесь скорее философская тема. <1834> «Весна, весна! как воздух чист!…» * * * Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! С ним журчит, Летает в небе с ней! Зачем так радует ее И солнце и весна! Ликует ли, как дочь стихий, На пире их она? Что нужды! Счастлив, кто на нем Забвенье мысли пьет, Кого далеко от нее Он, дивный, унесет! <1834> ? Как вы понимаете смысл шестой строфы? У. Со стихотворением «Весна., весна! Как воздух чист!…» вы знакомились еще в начальной школе .
Помните ли вы, на какой особенности этого стихотворения акцентировали ваше внимание? Д. … У. В этом стихотворении, относящимся к пейзажной лирике, яркая картина весны создана с помощью звукописи (читает, акцентируя внимание на звуковом рисунке стихотворения). <1835> Последний поэт. У. Как и многие другие поэты, Баратынский размышлял и о роли поэта и поэзии. Послушайте стихотворение «Последний поэт» (читает фрагменты стихотворения). ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ Век шествует путем своим железным, В сердцах корысть, и общая мечта Час от часу насущным и полезным Отчетливей, бесстыдней занята. Исчезнули при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны, И не о ней хлопочут поколенья, Промышленным заботам преданы. Для ликующей свободы Вновь Эллада ожила 1 , Собрала свои народы И столицы подняла; В ней опять цветут науки, Носит понт торговли груз, Но не слышны лиры звуки В первобытном рае муз. Блестит зима дряхлеющего мира, Блестит! Суров и бледен человек; Но зелены в отечестве Омира Холмы, леса, брега лазурных рек. Цветет Парнас! пред ним, как в оны годы, Кастальский ключ живой струею бьет; Нежданный сын последних сил природы – Возник Поэт, — идет он и поет.
Воспевает, простодушный, Лон любовь и красоту, Пустоту и суету; Мимолетные страданья Легкомыслием целя, Лучше смертный, в дни незнанья Радость чувствует земля. Поклонникам Урании 2 холодной Поет, увы! Он благодать страстей; Как пажити Эол бурно погодный, Плодотворят они сердца людей; Живительным дыханием развита, Фантазия подъемлется от них, Как некогда возникла Афродита Из пенистой пучины вод морских. И зачем не предадимся Снам улыбчивым своим? Жарким сердцем покоримся Думам хладным, а не им! Верьте сладким убежденьям Вас ласкающих очес И отрадным откровеньем Сострадательных небес! Суровый смех ему ответом; персты Он на струнах своих остановил, Сомкнул уста, вещать полуотверсты, Но гордыя главы не преклонил; Стопы свои он в мыслях направляет В немую глушь, в безлюдный край; но свет Уж праздного вертепа не являет, И на земле уединенья нет! Человеку непокорно Море синее одно, И свободно, и просторно, И приветливо оно; И лица не изменило С дня, в который Аполлон Поднял вечное светило В первый раз на небосклон. Оно шумит перед скалой Левкада. На ней певец, мятежной думы полн, Стоит… в очах блеснула вдруг отрада: Сия скала… тень Сафо 1 ! Голос волн… Где погребла любовница Фаона Отверженной любви несчастный жар, Там погребет питомец Аполлона Свои мечты, свой бесполезный дар! И по-прежнему блистает Хладной роскошию свет, Серебрит и позлащает Свой безжизненный скелет; Но в смущение приводит Человека вал морской, И от шумных вод отходит Он с тоскующей душой! <1835> У. Что же думает ЛГ о поэте? Почему он последний? С оптимизмом ли глядит ЛГ в будущее? Д. …
АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЬЦОВ
Алексей Васильевич Кольцов занимает особое место среди поэтов пушкинской поры. Он родился в Воронеже в семье мещанина. Девятилетним мальчиком был отдан в местное уездное училище, но не кончил его, так как был вынужден помогать отцу в торговле скотом. В 1830 году он встретился с Н. В. Станкевичем, который заинтересовался стихами юноши. Два года спустя в Москве Станкевич познакомил его с В. Г. Белинским, ставшим впоследствии другом поэта. В 1836 году Кольцов побывал в Петербурге, где был тепло встречен поэтами – В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским и другими. В расцвете яркого дарования поэт безвременно скончался. Кольцов впервые в русской поэзии создал образ лирического героя – носителя мыслей и чаяний трудового народа. Этому герою свойственны богатырская удаль, безудержное веселье, глубина и искренность чувств, широта натуры. Поэзия Кольцова воспроизводит народный быт и внутренний мир простого человека в формах близких народной поэзии. Самым известным произведением поэта стало стихотворение «Разлука» («На заре туманной юности…»), которое было положено на музыку разными композиторами. 1831 .Песня пахаря.
ПЕСНЯ ПАХАРЯ
Ну, тащися, сивка, Пашней десятиной! Выбелим железо О сырую землю. Красавица зорька В небе загорелась, Из большого леса Солнышко выходит. Весело на пашне Ну, тащися, сивка! Я сам-друг с тобою, Слуга и хозяин. Весело я лажу Борону и соху, Телегу готовлю, Зерна насыпаю Весело гляжу я На гумно, на скирды, Молочу и вею… Ну, тащися, сивка! Пашенку мы рано С сивкою распашем, Зернышку сготовим Колыбель святую. | Его вспоит, вскормит Мать-земля сырая; Выйдет в поле травка – Ну! тащися, сивка! Выйдет в поле травка – Вырастет и колос, Тянет спеть, рядиться В золотые ткани. Заблестит наш серп здесь, Зазвенят здесь косы; Сладок будет отдых На снопах тяжелых! Ну, тащися, сивка! Накормлю досыта, Напою водою, Водой ключевою. С тихою молитвой Я вспашу, посею: Уроди мне, Боже, Хлеб – мое богатство! 1831 |
У. Какие особенности стихотворения «Песня пахаря» свидетельствуют о фольклорный источниках творчества Кольцова? Д. … 1837. Лес .
(Посвящено памяти А.С.Пушкина)
Что, дремучий лес, Призадумался, Грустью темною Затуманился? Что Бова-силач Заколдованный, С непокрытою Головой в бою, Ты стоишь – поник И не ратуешь С мимолетною Тучей-бурею. Густолиственный Твой зеленый шлем Буйный вихрь сорвал – И развеял в прах. Плащ упал к ногам И рассыпался… Ты стоишь – поник И не ратуешь. Где ж девалася Речь высокая, Сила гордая, Доблесть царская? У тебя ль, было, В ночь безмолвную Заливная песнь Соловьиная… У тебя ль, было, Дни – раскошество, – Друг и недруг твой Прохлаждаются… У тебя ль, было, Поздно вечером Грозно с бурею Разговор пойдет: Распахнет она Тучу черную, Обоймет тебя Ветром-холодом. | И ты молвишь ей Шумным голосом: «Вороти назад! Держи около!» Закружит она, Разыграется… Дрогнет грудь твоя, Зашатаешься; Встрепенувшися, Разбушуешься: Только свист кругом, Голоса и гул… Буря всплачется Лешим, ведьмою, И несет свои Тучи за море. Где ж теперь твоя Мочь зеленая? Почернел ты весь, Затуманился… Одичал, замолк… Только в непогодь Воешь жалобу На безвременье. Так-то, темный лес, Богатырь Бова! Ты всю жизнь свою Маял битвами, Не осилили Тебя сильные, Так дорезала Осень черная. Знать, во время сна К безоружному Силы вражие Понахлынули. С богатырских плеч Сняли голову – Не большой горой, А соломинкой… 1837. |
У. Стихотворением «Лес» Кольцов откликнулся на смерть Пушкина. Как отразилось это событие в тексте стихотворения? В чем особенность подобного отражения? Д. … 1840. Разлука. РАЗЛУКА На заре туманной юности, Всей душой любил я милую; Был у ней в глазах небесный свет, На лице горел любви огонь. Что пред ней ты, утро майское, Ты, дубрава-мать зеленая, Степь-трава – парча шелковая, Заря-вечер, ночь-волшебница! Хороши вы – когда нет ее, Когда с вами делишь грусть свою, А при ней вас – хоть бы не было; С ней зима – весна, ночь – ясный день! Не забыть мне, как в последний раз Я сказал ей: «Прости милая! Так, знать. Бог велел – расстанемся, Но когда-нибудь увидимся…» Вмиг огнем лицо все вспыхнуло, Белым снегом перекрылося, – И, рыдая, как безумная, На груди моей повиснула. Не ходи, постой! Дай время мне Задушить грусть, печаль выплакать, На тебя, на ясна сокола…» Занялся дух – слово замерло… 1840 У. Какой фольклорный жанр послужил истоком этого стихотворения7 Д. … У. Стихотворение «Разлука» — самое известное произведение поэта, оно неоднократно перелагалось разными композиторами на музыку Послушайте одно из таких переложений (звучит песня).
1 П и и т –поэт (древнерусское).
2 П а р н а с – гора в Греции, на которой, по представлению древних греков, обитали покровитель искусства бог Аполлон и 9 муз, покровительниц искусств и наук..
3 Х а р и т ы – три древнегреческие богини красоты и веселья.
4 Н а п е р с н и к – задушевный друг.
5 А о н и д ы – то же, что музы.
6 Ф е б – Аполлон.
1 Ф и а л – у древних греков и римлян – плоская низкая чаша.
2 В а к х –бог вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия.
3 П а р н и – Эварист Дезире де Форж (1753-1814), французский поэт, творчество которого высоко ценили Батюшков и Пушкин.
4 Элизий – в древнегреческой мифологии загробный мир, где блаженствуют души праведников.
5 О память сердца! – афоризм принадлежит французскому педагогу и философу Масьё (1772–1846).
1 Т и р а с — греческое название Днестра.
2 Ц е р е р а – 1)в древнеримской мифологии богиня, покровительница земледелия; 2) одна из амалых планет.
3О м и л о й, с е р д ц у н е з а б в е н н о й –имеется в виду А.Ф.Фурман (1791 – 1850), с которой Баатюшков был помолвлен, но узнал, что невеста его не любит и уехал из Петербурга.1 Мельхиседек – библейский царь, первосвященник (буквально: «царь правды»).1 Брут Марк Юлий (85–42 гг. до н. э.) – в древнем Риме глава (вместе с Кассием) заговора в 44 г. против Цезаря. По преданию, одним из первых нанес ему удар кинжалом.2 Риега – Риего-и-Нуньес Рафаэль (1785–1823) – испанский революционер, возглавививший восстание 1820 г., положившее начало Испанской революции. После революции был казнен.1 Иоанн VI Антонович, номинальный русский император (1740–1741), свергнутый с престола в младенчестве и заключенный в Шлиссельбургскую крепость. Убит в 1764 г. 2 Певец, поклонник пламенный свободы… – здесь поэт имеет в виду себя.3 Цевница – русский и украинский духовой музыкальный инструмент . Тип флейты греческого бога Пана.1 Или болезнь наводит ночь и мглу – В 1845 г. Кюхельбекер ослеп.
2 Или рука любезников презренных – Речь идет о гибели А. С. Пушкина.
3 Или же бунт поднимет чернь глухую – имеется в виду гибель А. С. Грибоедова в 1829 г.4 Перун – в славянской мифологии бог грозы (грома); перуны – молнии.
1 Широкую известность стихотворение получило как романс на музыку М. И. Глинки.
Вновь Эллада ожила… —
Среди тех, чьи имена связаны с Декабрьским вооружённым восстанием 1825 года, находится поэт и друг А.С. Пушкина Вильгельм Кюхельбекер, биография которого легла в основу этой статьи. Он не достиг высот ни в искусстве, ни в общественной деятельности, тем не менее подобные ему люди явились той духовно-нравственной основой российского общества, о которой так много говорят сегодня.
Юный отпрыск обрусевших немцев
Кюхельбекер Вильгельм Карлович, будущий поэт-декабрист, родился 21 июня 1797 года в Петербурге в семье обрусевших немецких дворян. Его детские годы прошли в Лифляндии в семейном имении Авенорм. Начальное образование, как и было принято в дворянских семьях, мальчик получил дома, а когда ему исполнилось одиннадцать лет, продолжил занятия в частном пансионе эстонского города Верро. Итогом трёх лет , проведённых в этом учебном заведении, стали серебряная медаль и радужные планы на будущее.
Их осуществлению посодействовал дальний родственник семьи, военный министр и будущий герой 1812 года — Барклай де Толли. По его протекции пятнадцатилетний Вильгельм Кюхельбекер был принят в самое привилегированное учебное заведение страны — недавно открывшийся Императорский Царскосельский лицей. Волею судьбы ему довелось быть в числе первых его учащихся.
Сам того не сознавая, Вильгельм Кюхельбекер, или как его называли однокурсники — Кюхля, оказался среди людей, которым суждено было своими именами ознаменовать целую эпоху в истории России. Достаточно сказать, что его товарищами были такие же юные, как и он сам, князь А.М. Горчаков — будущая звезда российской дипломатии, литератор А.А. Дельвиг, декабрист И.И. Пущин и, наконец, непревзойдённый корифей отечественной поэзии — Александр Сергеевич Пушкин.
Гадкий утёнок Царскосельского лицея
Как правило, в изданиях энциклопедического направления при рассказе о лицейских годах Кюхельбекера делается акцент на его раннем увлечении поэзией и первых публикациях в журналах «Сын отечества» и «Амфион». При этом в большинстве случаев опускается личная трагедия, пережитая в стенах прославленного учебного заведения.
Из воспоминаний современников известно, что по своей натуре Вильгельм Кюхельбекер был весьма стеснительным юношей, совершенно неспособным постоять за себя и обладавшим феноменальной способностью попадать в нелепые положения. Подобное сочетание качеств редко проходит безнаказанно в подростковой среде, пусть даже и дворянской.
В результате безответный Кюхля очень скоро стал мишенью для насмешек, а порой и весьма злых шуток своих товарищей. Естественно, это травмировало его самолюбие и причиняло порой нестерпимую боль. Результатом стала попытка суицида, предпринятая в ответ на очередную обиду. Несчастный попытался утопиться в одном из многочисленных царскосельских прудов, но и это не смог довести до конца.
В итоге под общий смех его вытащили на берег — мокрого, жалкого и ещё более нелепого, чем прежде. Однако отчаянный поступок заставил очень многих, в том числе самого Пушкина, изменить к нему отношение. Известно даже, что некоторые из прежних насмешников и обидчиков после происшедшего стали его покровителями.
С Александром Сергеевичем же Вильгельм Кюхельбекер сблизился благодаря поэзии. В те годы среди лицеистов увлечение стихосложением было всеобщим явлением, и многие из них пробовали силы, подражая как древнегреческим авторам, так и прославленным соотечественникам, первенство среди которых принадлежало Г.Р. Державину. Именно Пушкин был первым читателем и беспристрастным критиком стихов будущего декабриста.
На новом поприще
Окончив в 1817 году учёбу в лицее с серебряной медалью, Вильгельм Карлович вместе со своим однокурсником и другом А.С. Пушкиным получил назначение в Коллегию иностранных дел, но вскоре дипломатической службе предпочёл педагогику, став преподавателем Благородного пансиона, созданного при Главном педагогическом институте.
И здесь судьбе было угодно свести его с людьми, оставившими свои имена в истории. Среди учеников Кюхельбекера был будущий «отец русской классической музыки » М.И. Глинка и родной брат А.С. Пушкина — Лев Сергеевич.
Парижские лекции и их печальный итог
Прослужив на педагогическом поприще три года, Вильгельм Кюхельбекер вышел в отставку и в качестве секретаря обер-камергера А.Л. Нарышкина уехал за границу, посетив Германию, а затем во Францию, где его путешествие было неожиданно прервано. Причиной тому послужили лекции по русской литературе, которые он читал в Париже, сопровождая их собственными сочинениями, носившими крайне вольнолюбивый характер. По требованию российского посла лекции были запрещены, и Вильгельм Кюхельбекер, стихи которого создали ему репутацию лица неблагонадёжного, был вынужден вернуться в Россию.
Служба на Кавказе
Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба дворянина, запятнавшего свою репутацию политической крамолой, но помогли бывшие лицейские друзья, и с их помощью Кюхельбекеру удалось получить место при штабе генерала Ермолова, командовавшего русскими войсками на Кавказе. Находясь в Тифлисе, он встретился и подружился с ещё одним выдающимся человеком своей эпохи — Александром Сергеевичем Грибоедовым, до конца жизни ставшим его кумиром.
Излишняя ранимость характера, проявившаяся в Вильгельме Карловиче ещё в лицейские годы, подвела его и на этот раз, заставив по незначительному поводу вызвать на дуэль одного из родственников Ермолова. Поединок окончился без пролития крови, но о дальнейшей службе в свите генерала не могло быть и речи. Пришлось подать в отставку.
Роковой день — 14 декабря
Ещё в бытность свою преподавателем Благородного пансиона Вильгельм Кюхельбекер, увлечённый идеей свержения самодержавия, вошёл в состав тайной, или, как иногда её называют, преддекабристской организации «Священная артель». В 1825 году за несколько дней до событий на Сенатской площади он был введён К.Ф. Рылеевым в состав Северного общества.
Утром 14 декабря вместе с остальными заговорщиками Вильгельм Кюхельбекер, друг Пушкина и Грибоедова, находился на Сенатской площади. Его участие в восстании не ограничилось лишь пассивным присутствием. Дважды он пытался стрелять в брата императора — великого князя Михаила Павловича, но, к счастью для обоих, пистолет упорно давал осечку.
Политический преступник
Когда стало очевидно, что восстание обречено, Кюхельбекер сумел незаметно покинуть площадь и спешно выехать за границу, надеясь таким образом скрыться от преследования властей, но этим лишь отсрочил свой арест. Через месяц Вильгельм Карлович был случайно опознан в предместье Варшавы и в кандалах доставлен в Санкт-Петербург, где его поместили в каземат главной политической тюрьмы России — Петропавловской крепости.
В июле следующего — 1826 года, решением суда он был приговорён к каторжным работам сроком на двадцать лет (впоследствии срок сократили до пятнадцати) и содержался сначала в печально известной Шлиссельбургской крепости, а затем был переведён в арестантские роты, состоявшие при Динабургской крепости на территории нынешнего латвийского города Даугавпилса.
Последние годы жизни
Несмотря на то что до конца срока оставалось ещё пять лет, в 1836 году указом императора Николая I Вильгельм Кюхельбекер был переведён с каторжных работ на поселение в отдалённый город Баргузинск, расположенный в Иркутской губернии. Там он поселился у своего младшего брата Михаила Карловича и вёл с ним совместное хозяйство, открыв в своём доме бесплатную школу для местных детей.
Его дальнейшая судьба весьма печальна. Литературные занятия не принесли успеха у читателей, а женитьба на дочери баргузинского почтмейстера Дросиде Ивановне Артеновой, доброй от природы, но абсолютно не грамотной девушке , хоть и внесла определённое успокоение в его душу, но едва ли даровала счастье.
Последние годы жизни, не имея возможности вернуться в Петербург, Кюхельбекер неоднократно менял место жительства. Из Баргузина он перебрался в город Акшск Забайкальского края, затем в город Курган и, наконец, в Тобольск. Больной чахоткой и полностью потерявший зрение бывший декабрист скончался 23 августа 1846 года.
В последующие годы увидели свет многие стихи и поэмы, автором которых является Вильгельм Кюхельбекер. Интересные факты из его жизни легли в основу ряда литературных произведений, написанных по мотивам этой трагической судьбы . Вспоминая его, можно говорить о многом, но главное, что не даёт померкнуть имени этого человека, — безграничная готовность к самопожертвованию ради идеала, которому он посвятил свою жизнь.
Вильгельм Кюхельбекер
Гадкий утёнок Царскосельского лицея
В Царскосельском лицее Кюхельбекер из-за своей неловкости, мечтательности и глухоты на левое ухо был предметом бесконечных насмешек — они же довели его до попытки суицида. Однажды подросток пытался утопиться в пруду, откуда его вытащили товарищи, которые тут же нарисовали на несчастного карикатуру в местном журнале.
Вспыльчивого Кюхлю, как его называли друзья-лицеисты, спасало одно — он отличался большой незлобивостью, а своими знаниями и упорством умел располагать к себе людей.
Профессор Пилецкий дал своему талантливому воспитаннику характеристику, которая и сегодня позволяет ближе узнать будущего декабриста: «Кюхельбеккер Вильгельм, лютеранского вероисповедания, 15-лет. Способен и весьма прилежен; беспрестанно занимаясь чтением и сочинениями, он не радеет о прочем, от того в вещах его мало порядка и опрятности. Впрочем, он добродушен, искренен, с некоторою осторожностью, усерден, склонен ко всегдашнему упражнению, избирает себе предметы важные, плавно выражается и странен в обращении. Во всех словах и поступках, особенно в сочинениях, приметны некоторое напряжение и высокопарность, часто без приличия… Раздраженность нервов его требует, чтобы он не слишком занимался, особенно сочинениями».
Но сочинениями Кюхля всё же увлекался, ведь в те годы стихосложение среди лицеистов было самым популярным занятием.
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее…
Так в «Пирующих студентах» Александр Пушкин описывал поэтическое дарование Кюхельбекера. Неуклюжий лицеист был излюбленным героем лицейских эпиграмм, посланий и ироничных строк «солнца русской поэзии» (из-за чего Пушкин и Кюхельбекер однажды встретились на дуэли, но всё равно остались ближайшими товарищами).
Репродукция рисунка школьницы Нади Рушевой «Пушкин, читающий стихи Дельвигу и Кюхельбекеру». Фото: РИА Новости
Талантливый неудачник
В 1817 году Кюхельбекер окончил лицей с серебряной медалью и вместе с тем же Пушкиным поступил в Коллегию Иностранных дел. С этого момента начались скитания будущего декабриста.
Дипломатической службе выпускник Царскосельского лицея предпочёл преподавание русской литературы в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте, но из-за неудачного романа решил уехать подальше от дома. В должности обер-камергера вельможи Нарышкина Кюхельбекер отправился в Европу, откуда был вынужден вернуться Россию, так как обратил на себя внимание властей «вольнолюбивой» лекцией по русской словесности.
«Неблагонадёжного» юношу ожидала служба на Кавказе. Однако излишняя ранимость характера, подводившая Кюхельбекера ещё в лицейские годы, подвела его и на этот раз. Из-за дуэли с местным чиновником он вернулся раньше времени с почти невозможной для «дальнейшей государственной службы характеристикой».
Кюхля хотел работать в министерстве финансов, заниматься профессорской деятельностью в Эдинбурге или в Крыму, получить место профессора русского языка в Дерптском университете, служить в Одессе, издавать журнал, — но ни одному из его планов не суждено было сбыться. В итоге талантливый лицеист присоединился к обществу лиц, принявших участие в декабрьском восстании.
князя Михаила Павловича,
Дневник Вильгельма Кюхельбекера и его книги, изданные анонимно при содействии А. С. Пушкина. Музей декабристов в Москве (закрыт в 1997 году).
Фото: РИА Новости / Олег Ласточкин
«Поэт в России больше, чем поэт»
Кюхельбекеру посчастливилось незаметно покинуть Сенатскую площадь, когда стало очевидно, что восстание обречено. Однако незадачливого декабриста с приметами «рост 2 аршина 9 4/8 вершков, лицом бел, чист, волосом чёрн, глаза карие, нос продолговат с горбиною» быстро разыскали.
Зимой 1826 года талантливый лицеист оказался в казематах главной политической тюрьмы России — Петропавловской крепости. Ему грозила смертная казнь, которая была заменена двадцатью годами каторжных работ. Позже и этот приговор удалось смягчить, но, несмотря на то, что заключенный Кюхельбекер содержался в достаточно мягких условиях (мог писать и получать письма, читать книжные новинки, общаться с духовником), поэт был глубоко несчастен.
Не было счастья и в личной жизни. Кюхельбекер всегда искал женщину, которая стала бы ему соратником и близким другом, но будучи в ссылке, женился на безграмотной дочери баргузинского почтмейстера Дросиде Ивановне Артеновой. Необразованная супруга не разделяла философских и стихотворных увлечений бывшего лицеиста, которые к этому времени вышли на новый уровень. Кюхельбекер больше не подражал Державину или Жуковскому . Основываясь на личных ощущениях, он писал о печальных думах узника или же божественном огне, которому не страшна тюрьма.
Однако Кюхельбекер остался верен первым поэтическим опытам: выше всего философ и романтик ставил предназначение стихотворца. В одном из своих последних произведений, названном «Участь русских поэтов», умирающий, больной декабрист писал:
Горька судьба поэтов всех племен;
Тяжеле всех судьба казнит Россию:
Для славы и Рылеев был рожден;
Но юноша в свободу был влюблен…
Стянула петля дерзостную выю.
Могила декабриста В. К. Кюхельбекера в Тобольске Фото: РИА Новости / Сергей Ветров
Русский поэт, декабрист. Друг А. С. Пушкина. Участник восстания на Сенатской площади (1825).
Приговорен к тюремному заключению и вечной ссылке. Оды, послания («Смерть Байрона», 1824; «Тень Рылеева», 1827), трагедии («Аргивяне», 1822 25, «Прокофий Ляпунов», 1834), романтическая драма «Ижорский» (опубл. 1835, 1841, 1939), поэмы «Вечный жид», опубл. 1878), роман «Последний Колонна» (1832 43; опубл. 1937).
Критические статьи; «Дневник», написан в заключении (опубл. 1929).
Биография
Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 1846), поэт, прозаик.
Родился 10 июля (21 н.с.) в Петербурге в дворянской семье обрусевших немцев. Детство провел в Эстонии, где семья поселилась после отставки отца.
В 1808 был отдан в частный пансион, а через три года поступил в Царскосельский лицей, где его друзьями стали Пушкин и Дельвиг. С ранних лет проявлял черты вольнолюбия, был членом кружка декабриста Бурцева, глубоко изучал общественные науки, составлял словарь политических терминов, серьезно занимался литературой. Считался одним из признанных лицейских поэтов. Уже в 1815 печатался в журналах «Сын Отечества», «Амфион», принимал активное участие в «Вольном обществе любителей российской словесности», на одном из заседаний которого в 1820 читал стихи, посвященные ссыльному Пушкину, что послужило поводом для доноса на Кюхельбекера. Чувствуя надвигающуюся опасность, по совету друзей отправляется за границу в качестве секретаря вельможи А. Нарышкина. Побывал в Германии, где посетил Гёте, которому посвятил стихотворение «К Прометею». В Париже читал лекции по русской литературе, имевшие большой успех. Вольнолюбивая направленность этих лекций вызвала недовольство царского посланника, добившегося немедленного возвращения поэта в Россию.
Друзья помогли ему поступить на службу к генералу Ермолову, и он в 1821 отправился на Кавказ, в Тифлисе встретился и подружился с Грибоедовым. Однако уже в мае 1822 Кюхельбекер подал прошение об увольнении и уехал к сестре в имение Закуп Смоленской губернии. Здесь написал несколько лирических стихотворений, закончил трагедию «Аргивяне», сочинил поэму «Кассандра», начал поэму о Грибоедове.
Обстоятельства материального порядка побудили его летом 1823 приехать в Москву. Поэт сблизился с Одоевским, вместе с которым начал издавать альманах «Мнемозина», где печатались Пушкин, Баратынский, Языков. Кюхельбекер писал стихи о восстании в Греции, на смерть Байрона, послания Ермолову, Грибоедову, стихотворение «Участь русских поэтов».
В 1825 поселился в Петербурге, вошел в круг декабристов, был принят в члены Северного общества. 14 декабря Кюхельбекер, один из немногих «штатских» среди военных, проявлял бурную деятельность: посещал восставшие части, мужественно вел себя на площади, стрелял в великого князя Михаила Павловича. Когда войска восставших были рассеянны, переодевшись в крестьянское платье, он пытался бежать за границу. Арестованный в Варшаве, был приговорен к смертной казни, впоследствии замененной длительной каторгой.
После десяти лет одиночного заключения в Динабургской и Свеаборгской крепостях был сослан в Сибирь на поселение. Однако и в крепости, и в ссылке он продолжал заниматься творчеством, создав такие произведения, как поэма «Сирота», трагедии «Прокофий Ляпунов» и «Ижорский», повесть «Последняя Колонна», сказку «Иван, купецкий сын», воспоминания «Тень Рылеева», «Памяти Грибоедова». Некоторые из его произведений Пушкину удалось напечатать под псевдонимом. После смерти своего великого друга Кюхельбекер потерял и эту возможность.
В ссылке Кюхельбекер женился на дочери почтмейстера Артемова, неграмотной женщине, которую учил и воспитывал. Вместе с семьей перебирался из одного сибирского местечка в другое и, наконец, уже больной туберкулезом и слепой, поселился в Тобольске.