С относительно инерционными процессами в образовательной сфере контрастируют быстрые изменения на американском рынке научного труда. Около десяти лет назад емкость рынка сократилась. Глобальные потрясения неблагоприятно сказались на всех трех секторах занятости исследователей: университетском секторе, правительственных лабораториях и промышленности. Помимо сокращения рабочих мест, новым фактором стала дополнительная конкуренция со стороны вновь прибывающих ученых из Восточной Европы. Обычным явлением в конце 80-х и начале 90-х было пребывание молодых ученых на «постдоковских» позициях по третьему и четвертому разу. Тысячи молодых ученых меняли род занятий и уходили из науки, поскольку перспективы научной карьеры были практически нулевыми. Сегодня рекрутеры из промышленности — частые гости в университетских кампусах. Они приглашают молодых талантливых ученых на работу в быстро растущие высокотехнологичные компании, предлагая высокие оклады, долю в акциях, а также различные бонусы. Получив такое предложение, молодой ученый нередко оставляет работу над диссертацией и уходит в промышленность.
Студенты американского происхождения первого года обучения в 1999-2004 году составляли лишь 47% общего числа обучающихся на физических факультетах страны. Темпы рекрутирования иностранной молодежи возрастают к старшим курсам.
За последние 8 лет в США рынок научного труда для физиков перешел от стагнации к устойчивому росту, причем основная доля пришлась на промышленность.
Все меньшее число молодых физиков доучиваются хотя бы до степени бакалавра. В настоящее время квалифицированные физики в развитых странах находят себе применение в более широком, чем ранее, спектре занятий (например, финансовый консалтинг и создание программного обеспечения).
Заметный экономический рост в высокотехнологичных областях США в середине — конце 90-х гг. привел к изменению соотношения квалифицированных ученых в университетском секторе и промышленности в пользу последней.
В университетском секторе США главная проблема сегодня — заполнить имеющиеся вакансии, выдержать конкуренцию с промышленностью. За последние 10 лет в университетском секторе резко возросло число исследовательских вакансий. Число резюме, подаваемых на открывающиеся вакансии, постоянно падает.
Дмитрий Иванович Менделеев – ученый с мировыми заслугами
... В 1892 году министр финансов Витте предложил Дмитрию Ивановичу должность ученого хранителя Палаты мер и весов, и Менделеев согласился. Несмотря на преклонный возраст, он начал ... раскрытия взаимосвязи различных наук. Плодотворный была деятельность Д.И.Менделеев, направленная на развитие промышленности и сельского хозяйства. Он был провозвестником идеи химизации народного хозяйства, инициатором ...
В США один из лучших показателей кадровой политики имеет Университет Лоуренса, штат Висконсин. Число студентов, остающихся для продолжения образования на послевузовском уровне, достигает 50%. Это — результат продуманных действий (работа со старшеклассниками, особые формы преподавания на всех курсах, интересные семинары и летние стажировки в НАСА, ЦЕРНе, Ай-Би-Эм).
Обязательный элемент программы — постоянное привлечение выдающихся ученых мира для визитов на факультеты с лекциями. Студентов привлекают к совещаниям по планированию развития факультетов, что очень важно с точки зрения обучения их научному менеджменту. Дежина И.Г., Егерев С.В.Как помочь кадровой реабилитации Российской науки
Согласно опросу, проведенному недавно американской исследовательской компанией Harris Interactive, большинство американцев считают самыми престижными профессии пожарного и врача. http://www.rhr.ru
Первую профессию назвали таковой 63% респондентов, вторую — 58%. Список престижных профессий включал также позиции медсестры — 55%, ученого — 54%, учителя — 52% и офицера — 51%. Выяснилось, что наименее престижны в США такие профессии, как трейдер (11%), топ-менеджер (11%) и журналист (12%).
Подобные опросы компания Harris Interactive проводит в США с 1977 г. За это время лишь профессия учителя значительно прибавила в престиже. Ранее с большим уважением к ней относились лишь 23% респондентов, теперь ее считают престижной 52%. В то же время сильно упал престиж профессии юриста. Число поклонников этого ремесла сократилось на 15% и составило 21%. http://www.rhr.ru
Таким образом, привлекательность научной и научно-педагогической карьеры в США, несмотря на некоторое снижение интереса к научной деятельности, остается одной из самых высоких в мире.
1.2 Европейские страны
Британское Королевское Общество недавно предупредило парламент о резком снижении количества учащихся средних школ, изучающих математику, физику и химию на A-уровне (этап завершения обучения в средней школе).
Аналогичная ситуация складывается и в университетах.
Та же самая тенденция прослеживается во Франции, Германии и других индустриальных странах. Студенты в развивающихся странах также проявляют все меньшую заинтересованность. Фактически, в большинстве стран отмечается самый большой за последние тридцать лет недостаток интереса студентов к науке.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), число дипломированных специалистов в области естественных и прикладных наук уменьшается, в то время как спрос на научные разработки и технологические новшества увеличивается. Странный парадокс, ни один другой период в истории человечества не испытывал на себе такого влияния и не зависел в такой степени от развития естественных наук как двадцатое столетие. Информационный бюллетень Сектора Юнеско по вопросам образования. Октябрь-ноябрь 2006г. 4с.
Большинство сегментов общества обеспокоено таким положением дел. Индустриальные лидеры выражают беспокойство в связи с недостатком квалифицированной рабочей силы, университеты и исследовательские учреждения — в связи с недостатком новых исследователей, чиновники в сфере образования — в связи с недостатком квалифицированных преподавателей в этих областях.
Образование, наука и культура России в первой половине XIX века
... Лазаревский институт многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки дипломатов, направляемых в восточные страны. К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение ... французы или немцы. Оставшиеся в России солдаты и офицеры «Великой армии» воспитали целое поколение русских дворян. Продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены ...
«Сегодня люди должны усвоить тот минимум научно-технических знаний, который позволит понять окружающий их мир, такие проблемы как изменение климата, загрязнение окружающей среды, генетически модифицированные организмы, нехватка воды и биологическая вариативность» — комментирует Халл-Роуз. Информационный бюллетень Сектора Юнеско по вопросам образования. Октябрь-ноябрь 2006г. 5с.
Но почему молодые люди отворачиваются от науки еще в школе? По данным Свена Сьёнберга, профессора, преподающего естественные науки в Университете Осло, ученые и инженеры больше не являются героями. В былые времена ученые давали новые знания, боролись с суевериями и создавали изделия, которые улучшали качество жизни. «Этот образ теперь является достоянием истории, по крайней мере, в более развитых странах», — говорит он. Новые примеры для подражания выдвинулись на передний план: футболисты, кинозвезды и популярные исполнители получают глобальную известность и зарабатывают состояния. «Одетый в белый халат, трудолюбивый и плохо оплачиваемый ученый в лаборатории не является сегодня образцом для подражания для многих молодых людей», — объясняет Сьёнберг. Там же
По мнению Ниира Зерубабеля, Исполнительного секретаря национального совета по науке и технике Уганды, у науки в его стране печальные перспективы. «В обществе, в котором преобладают потребительские настроения, молодые люди хотят изучать те предметы, которые позволят им занять более высокооплачиваемые рабочие места». Там же
Молодые люди также считают науку унылым, абстрактным и теоретическим занятием. Снижающийся набор на изучение предметов по естественным и прикладным наукам не обязательно является признаком не заинтересованности молодых людей этими проблемами. Во многих странах молодые люди больше чем когда-либо интересуются вопросами использования новой технологии.
Это — парадокс, что страны, в которых имеются наибольшие проблемы с привлечением молодежи к изучению предметов по естественным и прикладным наукам, являются именно теми странами, где использование новых технологий молодыми людьми получило самое широкое распространение: то есть сотовые телефоны, Интернет и персональные компьютеры. Стремление использовать новые технологии не соответствует стремлению изучать дисциплины, на которых они основаны. Информационный бюллетень Сектора Юнеско по вопросам образования. Октябрь-ноябрь 2006г.
В настоящее время в Европе около полумиллиона докторов философии. В среднем по странам ОЭСР число обладателей степени составляет от 0,75 до 1,5-2% экономически активного населения.
В европейских странах доступ к обучению по докторским программам, как правило, предоставляется лицам, имеющим диплом магистра.
В девяти европейских странах (Хорватии, Кипре, Германии, Греции, Исландии, Ирландии, Словении, Турции и Великобритании) прием на докторские программы открыт и для бакалавров, однако он связан с выполнением дополнительных условий. Например, в Великобритании доступ к докторским программам по некоторым дисциплинам открыт для бакалавров, получивших диплом с отличием и согласие научного руководителя.
В большинстве стран докторские программы состоят из обязательных общих образовательных курсов и индивидуальных исследований. Продолжительность обучения составляет не менее трех лет.
Одна из основных целей Болонского процесса заключается в повышении качества европейского образования, что в современных условиях означает, помимо прочего, и выращивание кадрового потенциала для развития образования, науки и наукоемких технологий. Именно для подготовки кадров в этих областях главным образом и предназначены докторские программы.
На фоне стабильной численности докторантов по отношению к общей численности студентов (табл. 1), практически во всех европейских странах падает интерес выпускников докторских программ к карьере преподавателя университета и ученого.
Кроме того, в западноевропейских странах также отмечается отток научных кадров в США, где ученым, в том числе и молодым, предоставляются лучшие условия для работы, включая академическую свободу осуществлять исследования по выбранному направлению, возможности доступа и использования новейшей лабораторно-экспериментальной базы научных центров, более заманчивые перспективы карьерного роста и материального благополучия. Так, по оценкам правительства Германии в США из страны выехало 15% молодых ученых. С целью приостановки “утечки мозгов” правительство Германии учредило в университетах страны “профессуру для юниоров” и даже готовится настаивать на отмене докторской степени (Ph.D.) в качестве обязательного условия занятия должности заведующего кафедрой.
Таблица 1
Соотношение численности докторантов (студентов Ph.D.) и студентов в ряде стран ОЭСР 7 Дудина И.А., Сентюрина М.А. Болонский процесс: информация к размышлению Волгоград 2004. — 48с.
1998 г. |
2005г. |
Изменения1998—2002 гг.,%** |
||||||
Студенты |
Докторанты |
%* |
Студенты |
Докторанты |
% |
|||
Франция |
835829 |
97311 |
12 |
796205 |
95877 |
12 |
0 |
|
Англия |
515394 |
69616 |
14 |
942428 |
85072 |
9 |
-5 |
|
Швеция |
201530 |
6748 |
3 |
211548 |
21136 |
10 |
+7 |
|
Австрия |
199211 |
22167 |
11 |
181744 |
15384 |
8 |
-3 |
|
Италия |
1272906 |
12369 |
1 |
1722457 |
25998 |
1,5 |
+0,5 |
|
США |
8958521 |
291740 |
3 |
13115908 |
280661 |
2,1 |
-0,9 |
|
* Соотношение численности докторантов по отношению к численности студентов.
** Разница в соотношении численности докторантов и студентов.
В Западной Европе рост государственных ассигнований на науку, в первую очередь на фундаментальные научные исследования, отстает от оценки реальных потребностей общества, основанного на знаниях. Ни в одной из крупных европейских стран — членов ЕС правительство не выполняет рекомендаций Европейской комиссии по инвестициям в науку в объеме не менее 3% от ВВП: например, в той же Германии в настоящее время (в 2004 г.) эта доля составляет около 2,6%8, а в среднем по 25 странам ЕС эта доля составила в 2002 г. лишь 1,87% от ВВП (в США — 2,67) Дудина И.А., Сентюрина М.А. Болонский процесс: информация к размышлению Волгоград 2004. — 48с..
В этих условиях объединение усилий европейских стран для создания общеевропейского научно-образовательного пространства призвано способствовать преодолению отмеченных выше негативных тенденций. Коль
скоро речь идет об объединении, вполне уместным оказывается стремление ввести определенные рамки стандартизации подготовки научных кадров по докторским программам в рамках Болонского процесса.
Методы и формы обучения по докторским программам отличаются в первую очередь тем, какое место в процессе обучения отводится самостоятельно проводимым исследованиям, какова роль научного руководителя и предусмотрены ли в процессе обучения обязательные тренинги либо общие курсы повышения квалификации.
В Германии, например, традиционно отсутствуют обязательные курсы, и все обучение осуществляется в процессе общения с научным руководителем. В Швеции, наоборот, обучение в аспирантуре уже пересчитано в соответствии с ECTS и включает 240 кредитов, из которых лишь половина засчитывается за подготовку диссертации.
В связи с различными подходами к научному руководству, предполагающими разную степень ответственности руководителя, контроля качества его работы, объема обязательств перед докторантом, возникает вопрос о контроле качества обучения. С этим также связан вопрос о статусе докторанта — рассматривается ли он как студент или как сотрудник, которому платят зарплату.
Например, в Великобритании докторанты получают внешние гранты либо работают по контрактам на выполнение исследовательских проектов. Их обучение, таким образом, не оплачивается университетами, а напротив, приносит университетам деньги и авторитет, а самим докторантам — возможность пользоваться в полной мере академической свободой и правами потребителей услуг, предоставляемых университетом.
В Норвегии уже сейчас все докторанты имеют разные контракты с университетами как сотрудники и как соискатели, в которых четко прописаны все права и обязанности.
Таким образом, можно говорить о том, что общая тенденция состоит в увеличении в структуре докторских программ курсов и тренингов. Вероятно, это связано с требованием рынка готовить выпускников этих программ не только к академической, но и к прикладной специализации и профессиональной карьере в реальном секторе. Весьма интересно также отметить, что, по данным опросов, подавляющее число европейских докторантов считают дополнительные тренинги во время обучения необходимыми и полезными для дальнейшей работы. Наибольшей популярностью у докторантов пользуются такие тренинги, как “Управление проектами”, “Составление технических заданий / написание проектных заявок”, “Права интеллектуальной собственности” и другие практические навыки. Возможно, это следует иметь в виду при составлении программ подготовки аспирантов в России.
Надо признать, что политика в целом направлена на сохранение разнообразия систем образования.
Эта политика, в частности, позволила удержать министров стран-участниц Болонского процесса от принятия унифицированных стандартов качества образования.
Для развития мобильности также важно отметить, что докторанты уже взрослые люди, заботящиеся не только о романтических возможностях “академического туризма”, но и о социальных гарантиях. Это характерно для всей Европы и, очевидно, будет важным для привлечения аспирантов в Россию. Качеству жизни в стране, налоговой и пенсионной политике, другим льготам для студентов докторанты придают первостепенное значение16.
Хотя в России, являющейся с сентября 2003 г. участницей Болонского процесса, еще продолжается дискуссия о принципиальной целесообразности введения двухуровневой системы, рассмотрение вопроса о третьем уровне становится тем более актуальным, чем более научно-образовательное сообщество России осознает себя частью общеевропейского сообщества в широком смысле.
Таким образом, несмотря на стабильную в целом численность докторантов по отношению к общей численности студентов, практически во всех европейских странах отмечается уменьшение интереса выпускников докторских программ к карьере преподавателя университета и ученого, особенно если речь идет об академической, фундаментальной науке.
2.1 Общее состояние науки в России
Финансирование науки из средств федерального бюджета в абсолютном выражении и в % к расходам бюджета и ВВП представлены на рис. 1 и 2.
Рис.1 Финансирование науки из средств федерального бюджета, млн. руб. Россия в цифрах.2007: Краткий статистический сборник / Росстат — М., 2007. — 330с.
Рис.2 Финансирование науки из средств федерального бюджета, % Там же
Следует отметить, что для Европейских стран достойным считается финансирование науки в размере не менее 3% ВВП.
Число организаций, выполняющих исследования и разработки в нашей стране сократилось с 1992г. до 2005г. на 984 организации (см. рис.3).
Рис.3 Число организаций, выполнявших исследования и разработки в России Россия в цифрах.2007: Краткий статистический сборник / Росстат — М., 2007. — 325с.
Состав организаций выполнявших исследования и разработки в 2005г.представлен на рис.4
Рис.4 Состав организаций выполнявших исследования и разработки в 2005г.
Таким образом, значительное недофинансирование науки является одной из причин кризиса, в котором пребывает отечественная наука.
2.2 Система подготовки научных кадров в России
В условиях ослабления научного потенциала и кадрового кризиса, статистика выглядит на первый взгляд парадоксально: в последние пятнадцать лет, несмотря на тяжелое состояние научно-образовательной сферы, происходит резкий рост числа аспирантов и докторантов (см. рис.5 и 6)
Рис.5 Основные показатели деятельности аспирантуры, чел. Россия в цифрах.2007: Краткий статистический сборник / Росстат — М., 2007. — 328с.
Рис. 6 Основные показатели деятельности докторантуры, чел. Там же
На этом фоне, за 13 лет почти в два раза снизилась численность персонала, занятого исследованиями и разработками (см. рис.7).
Рис.7 Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на конец года, тыс.чел Россия в цифрах.2007: Краткий статистический сборник / Росстат — М., 2007. — 325с.
Состав персонала, занятого исследованиями и разработками в России представлен на рис.8
Рис.8 Состав персонала, занятого исследованиями и разработками, на конец 2005 года, тыс.чел., % Там же
Обращают на себя внимание так же серьезные диспропорции между наличным научным потенциалом и системой подготовки кадров высшей квалификации.
Так, в 2006 году более 50% от численности аспирантов приходилось на общественные и гуманитарные науки, в то время как число исследователей, работающих в сфере общественных и гуманитарных наук, составляло всего 5% от общего числа исследователей. Саралиева З., Воспроизводство научно-педагогических кадров: гендерный аспект. Новгород, 2006. — 12с.
Многие причины сложившейся ситуации выходят за рамки собственно научно-образовательной сферы. Состояние рынка труда, низкая наукоемкость производства, преимущественно сырьевая ориентация российской экономики не формируют спроса на получение знаний. Вследствие этого подавляющее большинство выпускников вузов наукоемких специальностей не могут найти в России хорошо оплачиваемую работу по специальности, что является очевидным как для студентов старших курсов, так и для их преподавателей. В результате обучение становится не процессом получения знаний, а процессом получения статуса (диплома как такового).
Сочетание невостребованность знаний и платности обучения формирует новый стереотип: «комфортное обучение» без реального получения знаний. Формирующая среда оказывает неблагоприятное влияние как на лучших студентов, которые изначально были ориентированы на получение знаний, так и на преподавателей. Низкий уровень зарплат преподавателей, дисбаланс в статусе и материальном положении преподавателей и студентов приводят к коррупции. Как следствие, снижается уровень базового образования, что приводит к необходимости серьезного дообучения сразу при поступлении на работу даже по полученной специальности, включая специальности, востребованные рынком. Стриханов М., Трубецков Д. .Анализ и прогноз изменений научно-педагогического потенциала высшей школы Высшее образование в России №3, 2003.- 17с.
Многолетнее недофинансирование науки, усугубленное неадекватной организацией и гипериерархичностью системы управления научными исследованиями, способствующей широкому применению административного ресурса, привело к низкому социальному и материальному статусу научного сотрудника, его социальной и пенсионной незащищенности. Результатами этого явились: катастрофическое уменьшение слоя высококвалифицированных научных работников; падение уровня квалификации научной молодежи, определяемое проблемами высшей школы и низким престижем профессии; отток наиболее активных и способных студентов в бизнес (и, в меньшей степени, отъезд за рубеж) и, напротив, приток в аспирантуру выпускников, использующих этот статус для решения локальных личных задач. Проявлением последней тенденции является упомянутая выше деформация структуры распределения аспирантов по специальностям. Саралиева З., Воспроизводство научно-педагогических кадров: гендерный аспект. Новгород, 2006. — 18с.
Тем самым сложившаяся система препятствует не только притоку молодых ученых в научную и научно-образовательную сферу, но и их профессиональному росту. Недостаточно количество сильных и активных научных руководителей. Практически полностью отсутствует система конкурсного отбора кадров и распределения средств на основе реальной конкуренции, что не дает возможности перспективным молодым ученым вести самостоятельные исследования. В результате работа в научно-образовательной сфере не будет привлекательной для талантливых и мотивированных молодых людей даже при заметном росте материального обеспечения научных исследований и преподавательской деятельности.
Нет предложений по жилищному кредитованию на льготных условиях молодых ученых и преподавателей вузов. А это, одна из наиболее действенных мер решения жилищных проблем научно-педагогической молодежи. Зайцев О.А. О научно-исследовательской работе негосударственных вузов. Интеграция науки и высшего образования. №4, 2005. — 95с.
Ситуация с аспирантурой является проекцией общероссийской ситуации во «взрослой» науке. Решение проблем аспирантуры возможно только в непосредственной привязке к реорганизации кадровой политики в области науки и техники. При этом аспирантуру следует рассматривать как многоцелевой ресурс для пополнения научной и производственной сфер, для повышения образовательного уровня общества. http://www.businesspress.ru
Строить процесс подготовки аспирантов необходимо прежде всего как высшую образовательную ступень, обеспечивающую учащимся не только расширение кругозора и накопление знаний, но и получение навыков исследовательской работы. Защиту кандидатской диссертации следует рассматривать как один из возможных результатов завершения аспирантского обучения, необходимый прежде всего тем выпускникам, которые планируют работать непосредственно в научной сфере.
Таблица 2
Доля студентов, намеренных заниматься научной деятельностью или преподаванием после окончания аспирантуры, % Колесова О. Газета научного сообщества №10-11(876-877)17 марта 2006 г.
После окончания аспирантуры собираются: |
Специальности |
|||||
Гуманитарные |
Естественнонаучные |
Технические |
Медицинские |
Сельскохозяйственные, биологические |
||
преподавать в вузе |
22,0 |
6,3 |
6,0 |
14,2 |
7,6 |
|
заниматься научными исследованиями |
17,6 |
6,3 |
21,2 |
28,5 |
15,5 |
|
не знают |
60,8 |
87,5 |
72,8 |
57,3 |
76,9 |
|
Кардинальное решение вопроса о привлечении способной молодежи в сферу науки и образования состоит в создании ясной и стабильной перспективы карьерного роста, что предполагает:
- близкий к западноевропейскому уровень оплаты труда;
- возможность занять позицию следующего уровня в рамках конкурсной процедуры, реально учитывающей профессиональные достижения;
- возможность выбора места работы по специальности путем участия в конкурсах в разных организациях.
В современной России наука рассматривается молодежью как непрестижная сфера. В России считают профессию ученого и преподавателя престижной чуть более 1% Опрос 2006 г. ВЦИОМ (http://www.rutoday.ru).. Молодые люди, решившие посвятить свою жизнь науке, часто воспринимаются, как неспособные найти себе «более достойную» профессию. Согласно опросу ВЦИОМ, почти не осталось родителей, которые мечтают о том, чтобы их дети стали научными работниками и преподавателями. Однако в отсутствие притока молодежи в сферу научных исследований невозможно обеспечить воспроизводство научных кадров.
Таким образом, в настоящее время одной из самых актуальных задач государственной политики в сфере образования и науки является разработка комплекса мер, направленных на повышение привлекательности научной сферы для молодежи.
2.3 Изучение мнения студентов
Опрос показал, что престижность профессии, вопрос хорошего заработка и будущая профессия ребенка для россиян далеко не равнозначны. 10% респондентов отметили в числе наиболее престижных профессий работника банковской сферы, предпринимателя и бизнесмена. Предпринимательство на втором месте и среди самых доходных профессий. Престижными признаны также профессии бухгалтера — ее отметили 5%, строителя (4%) и военнослужащего (3%).
Но в то же время всего по 2% респондентов хотели бы видеть детей военными, инженерами, предпринимателями, учителями, а также людьми творческих профессий. Работу медика доходной считают 5%, компьютерщика, бухгалтера и работника торговли — по 4%. Никто не отнес к доходным профессии инженера, сельскохозяйственного рабочего, ученого, зато 3% считают таковой работу военнослужащего. Деловая газета «Взгляд», 15.06.2006 http://www.rutoday.ru
Поскольку аспиранты хотя бы на какой-то период времени уже остановили свой выбор на научной работе, важно было узнать, чем они занимались до поступления в аспирантуру, зачем они там учатся, кем и где хотят работать в будущем. http://soclist.by.ru
Результаты опроса говорят о том, что подавляющее большинство респондентов пришли в аспирантуру сразу после окончания вуза. Таких было от 60% до 80%, в зависимости от области науки. До поступления в аспирантуру по профилю диссертации работали 5-8% опрошенных — также в зависимости от области науки. Научно-исследовательской и научно-вспомогательной работой занимались в основном гуманитарии (19,5%), тогда как среди представителей естественных и технических наук таких было менее 10%.
В Москве и Петербурге значительно ниже доля тех, кто пришел в аспирантуру сразу после вуза (65,3% и 60%), по сравнению с регионами. Так, в Новосибирске и Екатеринбурге 80% аспирантов учились в вузе перед поступлением в аспирантуру, а в Нижнем Новгороде только такие респонденты и попали в выборку (100%).
http://www.allmedia.ru
У аспирантов в отличие от студентов высок интерес к преподаванию: треть от общего числа опрошенных хотели бы в будущем преподавать. Чуть меньше трети (30,4%) еще не решили, что будут делать. Около 20% собираются работать, но не в сфере науки или образования. Наконец, «чистой» науке себя собираются посвятить 16,7% опрошенных — то есть почти столько же, сколько и среди студентов. В Москве и Петербурге наименьшая доля тех, кто собирается заниматься наукой — 12,2% и 10% соответственно, тогда как в регионах их от 20% до 40%.
Респонденты, не желающие заниматься исследовательской деятельностью, объяснили это следующими обстоятельствами (в порядке уменьшения частоты упоминаний): низкой заработной платой ученых; плохим состоянием материально-технической базы; чрезмерной бюрократизацией сферы науки; плохими социальными условиями; низким престижем научной работы.
2. Дежина И.Г., Егерев С.В.Как помочь кадровой реабилитации Российской науки
3. Дудина И.А., Сентюрина М.А. Болонский процесс: информация к размышлению Волгоград 2004. — 48с.
4. Зайцев О.А. О научно-исследовательской работе негосударственных вузов. Интеграция науки и высшего образования. №4, 2005. — 95с.
5. Информационный бюллетень Сектора Юнеско по вопросам образования. Октябрь-ноябрь 2006г. 4с.
6. Колесова О. Газета научного сообщества №10-11(876-877)17 марта 2006 г.
7. Опрос 2006 г. ВЦИОМ (http://www.rutoday.ru).
8. Россия в цифрах.2007: Краткий статистический сборник / Росстат — М., 2007. — 325с.
9. Саралиева З., Воспроизводство научно-педагогических кадров: гендерный аспект. Новгород, 2006. — 12с.
10. Стриханов М., Трубецков Д. .Анализ и прогноз изменений научно-педагогического потенциала высшей школы Высшее образование в России №3, 2003.- 17с.
11. http://www.businesspress.ru
12. http://soclist.by.ru
13. http://www.rhr.ru
14.
15. http://www.allmedia.ru
16.
Государственная поддержка талантливой научной молодёжи и развитие кадрового потенциала российской науки. Научно-исследовательская деятельность и научно-техническое творчество студентов и молодых учёных ведущих Белгородских вузов. Финансирование науки.
реферат