«Образы положительных героев в скзках Пушкина»

Художественная литература требует эстетического восприятия, то есть творческого воображения, понимания авторской позиции и внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. В результате знакомства школьников с народными и литературными сказками идет накопление опыта переживаний и жизненных впечатлений, формируется образ положительного персонажа. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к литературе.

Литературная сказка, опираясь на фольклорные основы и являясь в то же время оригинальной, интересна для восприятия и осмысления младшими школьниками.

По мнению большинства исследователей литературной сказки, развитие этого жанра начинается именно с А.С. Пушкина. Так, И.П. Лупанова считает, что «почин в области создания русской литературной сказки принадлежит А.С. Пушкину» [12, с. 79] и что «с начала 30-х годов XIX века можно говорить о формировании жанра литературной сказки» [12, с. 81]. Ее поддерживает Р.В. Иезуитова: «История русской литературной сказки началась с «вершины» и первым сказочником стал Пушкин » [6, с. 187].

Действительно, сказки Пушкина – выдающееся явление в русской литературе, это тот художественный материал, на котором воспитывается не одно поколение юных читателей.

Интерес к сказкам А.С. Пушкина не ослабевает с течением времени, что доказывает вечность образов его положительных героев.

Проблемой

Решение данной проблемы определило цель настоящей работы – охарактеризовать художественные особенности создания образов положительных героев в сказках А.С. Пушкина и определить методические основы их изучения в начальной школе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

— на основе анализа критической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;

— определить особенности литературной сказки, а также сказок А.С. Пушкина, обратив внимание на историю их создания;

— определить методическую обеспеченность работы с текстом художественного произведения, проанализировав программы по литературному чтению и характер заданий в учебниках;

4 стр., 1583 слов

Понятие сказки. литературная сказка

... отечественной и мировой культуры. Разные исследователи выделяют различные признаки в жанре литературной сказки. Литературная сказка может быть основана на фольклорных, мифологических, эпических источниках. Она может являться ... и Пушкина («Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях») укрепляют литературный жанр ...

— выявить основные методические приемы по работе с образом положительного героя в сказках А.С. Пушкина в начальной школе;

— обобщить методический материал по теме и проанализировать систему заданий по формированию образа положительного героя в сказках А.С. Пушкина в учебниках по литературному чтению для начальной школы.

Для решения поставленных задач использованы следующие научно-исследовательские методы:

а) литературоведческие (описательный, функциональный);

  • б) методические – изучение и обобщение опыта работы.

Объектом исследования являются сказки А.С. Пушкина.

Предметом исследования является образ положительного героя в сказках «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» в аспекте их изучения на уроках литературного чтения в начальной школе.

актуальной

Гипотеза исследования., Практическая значимость, Структура работы

ГЛАВА I

1.1. Жанровые признаки литературной сказки

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-skazkam-pushkina/

Литературную сказку можно в полной мере назвать художественным произведением, обладающим сложной структурой. В науке нет единого мнения относительно числа элементов этой структуры, однако большинство ученых выделяют четыре ее основных элемента:

  • Идейное или идейно-тематическое содержание;

  • Композиция в совокупности с сюжетом;

  • Образная система;

  • Язык (речевой стиль).

Идейное или идейно-тематическое содержание

Литературная сказка принадлежит определенному времени, несет в себе современные этой эпохе идеи, отражает современные ей общественные отношения, тогда как сказка народная, передающаяся из поколения в поколение и живущая на протяжении многих веков, сохраняет традиционный тип миропонимания.

Композиция и сюжет

Однако такого строго обозначенного сценария мы не найдем в литературной сказке, которая отличается от народной тем, что имеет определенного автора и уже не принадлежит к фольклорным жанрам.

Что же касается сюжетов народных и литературных сказок, то здесь также наблюдаются серьезные различия. Сюжеты народных сказок являются традиционными и в какой-то мере заданными, в то время как сюжет литературной сказки всецело зависит от вымысла автора.

Образная система.

В литературной сказке герой индивидуален, отношение к нему может меняться на протяжении повествования, его портретные характеристики яркие и полные. Основное действие строится на небольшом количестве главных героев, но появляются второстепенные персонажи.

18 стр., 8713 слов

Народность сказок Пушкина

... "К Чаадаеву" (1818 год), "Сказки" (1818 год), "Деревня" (1819 год). В этих стихах прослеживается влияние на Пушкина умеренно-либеральных идей. Нерадикальность программы Пушкина создала ему дурную репутацию в ... но далеко не все они, как это можно полагать, принадлежат Пушкину. Стихи Пушкина стали орудием литературной пропаганды в руках членов тайных обществ. Они получили огромное распространение ...

Таким образом, структура сказочного образа литературной сказки существенно отличается от структуры сказочного образа в сказке народной.

Язык (речевой стиль).

Так, фольклорной сказке, как представителю эпического жанра, присущи следующие стилистические особенности:

  • наличие традиционных формул зачина и концовки;
  • наличие повторяющихся конструкций;
  • разговорная речь,
  • повторяющиеся приемы повествования,
  • трехступенчатое строение сюжета

Литературная сказка, чтобы называться таковой, в большинстве своем заимствует у народной ее стилистические особенности, что и создает особую сказочную атмосферу.

Литературная сказка далека от фольклорного первоисточника. Это самостоятельное произведение с неповторимым художественным миром, оригинальной эстетической концепцией. Она обладает авторским стилем, что подчеркивает её уникальность. В ней более сложный синтаксис, богаче лексика, встречаются индивидуальные тропы вместо традиционных, характерных для фольклорной сказки.

В народной сказке действие является сюжетным стержнем, поэтому в ней будет преобладать повествование. В сказке литературной, уделяющей большое значение характерам героев, важное место отводится описаниям и рассуждениям.

Что же в литературной сказке традиционно, а что своеобразно? Один из исследователей этого жанра М.Н. Липовецкий считает, что «в целом художественные миры литературных сказок всегда формируются в результате взаимодействия волшебно-сказочной жанровой памяти с моделями мира, свойственными «новым» жанрам » [10, с. 103].

Попытаемся найти это соотношение традиционного и новаторского на примере творчества одного из писателей-сказочников в русской литературе первой половины XIX века Александра Сергеевича Пушкина, опираясь на историю возникновения его сказок.

1. 2. История создания сказок А.С. Пушкина

Сказки Александра Сергеевича Пушкина знакомы многим с детства, они лаконичны, поучительны и своеобразны. П оявились они в период наивысшего расцвета творчества поэта. Несмотря на то, что изначально не предназначались для детей, смогли сразу войти в круг детского чтения, остаются самыми популярными и поныне, став неотъемлемой частью литературного образования младших школьников.

Главной отличительной чертой сказок Александра Сергеевича Пушкина является их стихотворная форма, позволяющая легко воспринимать сюжет, запоминать полюбившие строки.

Восстановим хронологию создания сказок поэтом.

В 1828 году был написан пролог к «Руслану и Людмиле»; в 1830 — «Сказка о медведице»; в 1831 в порядке поэтического состязания с Жуковским в Царском селе Пушкин написал две сказки: «О царе Салтане» и «О попе и работнике его Балде»; в 1833 осенью в Болдине — «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказку о рыбаке и рыбке»; наконец, в 1834 году им была написана последняя сказка «О золотом петушке».

1 стр., 438 слов

Сказки братьев Гримм

... мальчонок, которые ищут дорогу по рассыпанным по земле белыми камешкам? Кто не радовался отважным затеям храброго портного? У многих людей возникает вопрос: сказки братьев Гримм — это оригинальные ... произведения или записи народных пересказов? Ответ на него сложный и неоднозначный. Гриммы, особенно Якоб, — чрезвычайно сурово ...

Цикл этих сказок занимает особое место в творчестве Пушкина. Это период, когда разгорелись споры о русском национальном характере, об отношении к народному творчеству, о народности литературы.

Чтобы верно интерпретировать сказочный сюжет, понять характеры персонажей, важно знать, что явилось источником для создания сказок А.С.Пушкиным.

Долгое время исследователи пушкинского творчества предполагали, что Пушкин все сюжеты своих сказок записал из уст крестьянских сказочников и, прежде всего, от Арины Родионовны. Так, один из ранних биографов Пушкина, П.В. Анненков открывает секрет возникновения сюжетов сказок поэта: «Большую часть народных былин и песен, которых Пушкин так много знал, слышал он от Арины Родионовны » [ 2, 58].

Действительно, сохранился ряд черновых записей Пушкина сюжетов тех сказок, которые он слышал от няни. Это «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде» и «Сказка о мертвой царевне».

В 1831 г. А.С. Пушкин пишет

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

На основе сказки, записанной от Арины Родионовны, а также известной Пушкину к этому времени сказки братьев Гримм «Белоснежка» он создает в ноябре 1833 года свою «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» .

Российский фольклорист, литературовед М.К. Азадовский, анализируя источники сказок Пушкина, спрашивает : «… знал ли Пушкин сборник братьев Гримм? Известно, что Пушкин не знал немецкого языка» [1 , с.148 ] . И тут же находим ответ, что в библиотеке Пушкина имеется книга – не что иное как первый французский перевод сказок братьев Гримм, вышедший в 1830 году. А «Сказка о мертвой царевне» была написана Пушкиным вскоре же после «Сказки о рыбаке и рыбке» в 1833 году.

Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем русского фольклора писателем Владимиром Далем. У последнего хранилась рукопись сказки с автографом Пушкина: «Твоя от твоих приношаху». В статье писателя, лингвиста-переводчика Валентина Валевского «История сказок А.С. Пушкина. Загадки и тайны» читаем, что пушкинская сказка возникла на почве известной немецкой сказки братьев Гримм «Сказка о рыбаке и его жене». Сохранен черновой текст рукописи Александра Сергеевича, в котором присутствует мотив как в сказке братьев Гримм – заветное желание старухи стать Папой Римским и пожелание Божьей безграничной власти. Хотя в самом произведении Пушкина мы ничего подобного не видим.

Обе сказки – «Сказка о мертвой царевне» и «Сказка о рыбаке и рыбке» – вышли из единого потока впечатлений, вызванных непосредственным знакомством со сборником братьев Гримм в его французской интерпретации, тесно связаны с книжным источником.

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о медведихе», оставшаяся незаконченной,

В литературоведении нет единой позиции, насколько значима роль источников пушкинской сказки. М.К. Азадовский пишет: «Чем значительнее произведение, тем важнее и существеннее проблема источника. В некоторых же случаях она приобретает совершенно первостепенное значение» [1, с. 134] тем самым, стремясь умалить роль Арины Родионовны и других народных творцов, знакомивших Пушкина с русской народной поэзией. Ю. Соколов придерживается противоположной позиции: «…при изучении природы пушкинского творчества на первом плане нужно ставить не проблему источников, а проблему народного национального стиля, корнями своими уходящего вглубь национального русского народного творчества » [19, с. 149-150].

2 стр., 701 слов

Сочинение по сказке спящая царевна жуковского

... окутан волшебство и надеждой на светлое будущее, которое все-таки настало. Спящая царевна Жуковский главные герои В сказке «Спящая царевна» Жуковского много главных героев, среди которых не обошлось и без отрицательных. ... а девочка решила прогуляться по замку и нашла заброшенную комнату, где сидела старушка и пряла. Увидев девочку, дала она ей веретено, царевна и укололась. Сразу же ...

На наш взгляд, талант А.С. Пушкина позволил ему написать на известные фольклорные и западноевропейские сюжеты оригинальные произведения, проникнутые глубокой народной традицией, поэтому сказки А.С. Пушкина являются сокровищницей жанра и неотъемлемой частью литературного образования младших школьников.

1.3. Г ер ои сказок А.С. Пушкина

Сказки А.С. Пушкина, вобрав в себя фольклорные истоки и опираясь на известные сюжеты братьев Гримм, остаются самобытными и оригинальными. Герои пушкинских сказок уникальны. Их имена встречаем впервые: Елисей из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», царь Салтан, Гвидон, бабка Бабариха, Царевна Лебедь, Черномор из «Сказки о царе Салтане», Золотая рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке», Балда из «Сказки о попе и работнике его Балде», Дадон из «Сказки о Золотом петушке».

В программу литературного чтения для начальной школы Л.Ф. Климановой включены для изучения младшими школьниками только три сказки А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Рассмотрим происхождение героев именно этих сказок.

Персонажи

Действие сказки братьев Гримм происходит на берегу моря, старик – рыбак, а в роли исполнителя всех желаний выступает рыба-камбала. У Пушкина появляется образ золотой рыбки, народного символа богатства, изобилия, удачи. Золотая рыбка встречается и в фольклоре ряда народов. Эпитет «золотой» неслучаен, его часто использовала няня Пушкина Арина Родионовна.

Различна трактовка образа старика в сказках с похожим сюжетом.

А.С. Пушкин замечательно показал высокомерный нрав старухи, которая жестоко помыкала своим стариком, за что осталась в буквальном смысле у разбитого корыта.

Образ пушкинской золотой рыбки проникнут народной мудростью. Чувствуется его цельность и поэтичность.

Сказочный сюжет

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что государство одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34 уродился чудом» [16, с. 470].

13 стр., 6057 слов

Комический образ героя-обывателя в сатирических рассказах М.М.Зощенко

... образ героя-обывателя в сатирических рассказах Зощенко. II. Основная часть. Биография. Михаил Михайлович Зощенко родился в 1895 году. После окончания гимназии учился на ... сказовая, идущая от раешника, анекдота, народной легенды, сатирической сказки; во-вторых, классическая (от Гоголя до ... отмеченный определенным спадом в разработке комических тем, приходится на военные и послевоенные годы. Ошибки ...

А.С. Пушкин так переработал народный сюжет, что оставил лишь главные звенья, наделил сказку более привлекательными героями и близкими к жизни деталями. Так, вместо свиней выдумал чудесную белочку, которая грызет золотые орешки с изумрудными ядрами.

Образ Царевны-Лебеди не встречается ни в одной из русских народных сказок. По одной из версий, основой для него послужил рассказ старшего брата лицейского друга Пушкина, будущего декабриста Михаила Кюхельбекера, который совершил в 1818 году плаванье в Карское море, к берегам Новой Земли. И, может быть, именно от него впервые услышал Пушкин, что в Карском море, на Южном острове Новой Земли имеются большие озера, изобилующие лебедями.

«Сказка о царе Салтане» написана почти сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием невесты-красавицы, поэтому образ Царевны-Лебеди самый привлекательный в сказке. В нем не только царственность, но и чистота, и источник волшебства, чуда, воплощение красоты и очарования. Она олицетворяет в себе женскую чистоту, непорочность, гармонию: в русских обрядовых (свадебных) песнях так называли невест, прекрасных и лицом, и душой. У Пушкина чудеса творит Царевна-Лебедь, а у няни – сам царевич, «уродившийся чудом».

Образ тридцати трех богатырей, покрытых чешуёй и выходящих из моря, по мнению некоторых исследователей, родом из Сибири, а точнее из Югорской земли, где когда-то была страна Мангазея. Здесь по легенде жили самоеды, которые большую часть времени проводили в воде и питались исключительно сырой рыбой. У Пушкина также, как и в сказке Арины Родионовны, богатырей стережёт старик, названный им «дядькой Черномором» (кстати, Карское море называли раньше Чёрным).

Чудесная затейница – белка тоже северянка. Волшебная белка, грызущая кедровую шишку, являлась символом Югорского княжества и царства. Беличья шкурка служила в Сибири единицей измерения ценности тех или иных товаров, начиная с древнейших времен и почти до наших дней. Стоимость мехов различных зверей и других товаров выражалось в количестве беличьих шкурок, как в наше время в рублях. Строгий счет орехов вести имело прямой смысл, поскольку второй после пушнины статьёй доходов сибирского царства был кедровый орех, в огромных количествах вывозившийся не только в Россию, но и за её пределы:

У Арины Родионовны было взято и оригинальное имя царя, но «Султан Султанович, турецкий государь» превратился в Салтана. Во времена присоединения сибирского царства, его правителей на Руси официально именовали «сибирскими Салтанами», возможно, Пушкин слышал об этом.

Салтан у Пушкина – царь идеальный, олицетворение мечты русского народа, отец-батюшка. Царство Салтана вполне домашнее, с хорошо протопленной печью в морозный крещенский вечер. Мысли царя самые простые. Три сестрицы пообещали ему разное и несбыточное, и он уверен, что стоит ему лишь пожелать, и все это сбудется.

Идеальный образ Салтана разрушается под влиянием прозы жизни. Затягивается война, в которой Салтан «бьется долго и жестоко». Интригуют ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой и добиваются изгнания его любимой жены с младенцем. Имя «Бабариха» не придумано Пушкиным. Оно изредка встречается в литературе вплоть до XIX века и значение примерно то же, что в «Сказке» – вредная старушка.

14 стр., 6909 слов

Емельян пугачев в повести капитанская дочка пушкина (образ, внешность ...

... героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», а именно о Емельяне Пугачеве предводителе крестьянского восстания 1773 – 1775 гг. Мотивация и целеполагание (на доске записаны два высказывания о Е. Пугачеве) Пушкин изображает Емельяна Пугачева ... одному человеку, предводителю крестьянского восстания Е. Пугачеву, образ которого в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы сегодня будем рассматривать. ...

Сюжет «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» близок русской народной сказке «Волшебное зеркальце» и «Белоснежке» братьев Гримм.

Воспитательное значение сказки Пушкина и братьев Гримм разное.

Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – пушкинское «добавление» к народному сюжету. Имя Елисей — древнееврейское, значение имени – «спасение». Встречалось на Руси, но нечасто и обычно в крестьянской среде, бояре и дворяне так детей не называли. Образ королевича Елисея взят Пушкиным из былин. Герой близок к природе. Лирические обращения Елисея к солнцу и месяцу и, наконец, к ветру поэтически окрашивают его образ, придают ему особое обаяние, романтизм. Персонажи, олицетворяющие силы природы, Пушкин заимствовал из сказки братьев Гримм.

В новой роли выступает и новый персонаж пушкинской сказки пёс Соколко: кроме сторожевой функции, которую собака обычно выполняет в фольклорных сказках, Соколко тоже наделяется высоким человеческим чувством преданности, верности, которое для него сильнее смерти.

Герои пушкинских сказок, действительно, уникальны. Несмотря на кажущееся сходство с героями народных и авторских сказок, персонажи Пушкина наделены самобытными чертами характера, им даны новые имена и уготована другая судьба.

Учитывая, что в программе литературного чтения для начальной школы предложены к изучению три сказки А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», выделим в них положительных и отрицательных героев.

Положительный герой – персонаж, который представлен в произведении как пример для подражания, образец человеческого поведения, носитель эстетических идеалов, утверждаемых писателем.

Опираясь на эту трактовку «положительного героя», данную в словаре литературоведческих терминов, составим классификацию.

«Основное, что важно осознать школьникам, по мнению методиста В. Коровиной,

В «Сказке о рыбаке и рыбке» в качестве положительного персонажа может выступать старик. Несмотря на его покорность, безропотность и слепое следование приказам старухи, мы видим в нем доброту, отсутствие желание наживы, сердечность и трудолюбие.

Золотая рыбка является воплощением мудрости и справедливости. Она благодарна старику за подаренную ей жизнь, поэтому исполняет желания старухи, но в конце концов оставляет её ни с чем, тем самым наказывает за зло и алчность.

В «Сказке о царе Салтане» в качестве положительных героев выступают славный и могучий богатырь князь Гвидон Салтанович и прекрасная Царевна Лебедь. В первом персонаже воплотились такие черты, как находчивость, смелость, способность на самопожертвование и защиту, во втором – идеал женской красоты, воплощение добра, ума и сердечности.

В «Сказке о мертвой царевне» целесообразно остановиться на рассмотрении образа главной героини, отметив её скромность, душевную красоту, трудолюбие, верность. Именно в этой сказке А.С. Пушкин дает противопоставление внутренней и внешней красоты человека, выражая народное представление об идеале.

7 стр., 3371 слов

Произведения А.С. Пушкина для детей

... так и называлась - "Пушкин для детей". Составители включили в неё около ста произведений: стихотворения, сказки, отрывки из поэм, повестей, ... существовавшие в то время типы учебных заведений, Пушкин намечает положительную программу их преобразования. Он возражает против увлечения ... звенья, наделил сказку более привлекательными героями и близкими к жизни деталями. Первое чудо в народной сказке – дуб ...

Королевич Елисей тоже является выразителем лучших качеств личности: смелости, настойчивости, верности, готовности преодолеть любые трудности ради спасения любимой.

В большинстве сказок, опираясь на фольклорную традицию, А.С. Пушкин использует образы героев-помощников. Это и пёс Соколко, и одушевленные силы природы («красно солнце», «месяц ясный» и «могучий ветер»).

Эти герои помогают положительным персонажам достичь цели или даже спасают от верной гибели.

В ходе изучения сказок поэта важно обращать внимание школьников на прямое выражение авторской позиции, формировать нравственный идеал поведения, рассматривая характеры положительных персонажей сказок А.С. Пушкина.

2.1. Анализ образовательных программ по литературному чтению

Пушкинские сказки всегда интересовали методистов. Уже в конце

В. Острогорский в книге «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу» рекомендует для изучения «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о царе Салтане», подчеркивая, что «гуманность Пушкина в самом широком значении этого слова должна быть прочувствована и детьми, и народом и играть роль в образовании души их очень важную » [цит. по кн. 15, с. 217].

Именно эти сказки остались неизменной частью программы обучения литературному чтению младших школьников.

Бунеев Р.Н. и Бунеева Е.В. предлагают изучать «Сказку о рыбаке и рыбке» во 2 классе, а в 4-ом «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

В учебнике под редакцией Свиридовой В.Ю. предложены те же сказки, первая – для 2-ого класса, вторая – для 3-его.

Наиболее полно пушкинские сказки представлены в программе Климановой Л.Ф.: 2 класс – «Сказка о рыбаке и рыбке», 3 класс – «Сказка о царе Салтане» и 4 класс – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Остановимся на методике изучения образа положительного героя, опираясь на эту программу. Проанализируем характер заданий, предложенных младшим школьникам для обсуждения и размышления.

При изучении «Сказки о рыбаке и рыбке» авторы учебника дают школьникам поразмышлять над пословицами: «Много захочешь – последнее потеряешь», «Ненасытному всё мало», «Много желать – добра не видать» и «Кто малым не доволен, тот большого не достоин». Раскрыв смысл народных изречений, школьники выходят на идею сказки.

Чтобы выйти на образ положительного героя, нужно сопоставить образ старика и старухи, поняв, на чьей стороне симпатии автора. Это задание предложено для парной работы, что способствует развитию коммуникативных навыков детей.

Интересен вопрос учебника: «Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?» Авторы называют качества положительного героя: способность быть благодарным, справедливость и доброта. Доказав, что рыбка обладает этими качествами, можно привести школьников к формированию понятия «положительный герой».

1 стр., 396 слов

Сказки Чапека и их художественные образы

... какая-нибудь вода тут должна быть» . И сказках Чапека В 1932 году Понравилось сочинение , тогда жми кнопку ... отточить слово, а значит, и отточить мысль. В своих сказках Чапек «Ах ты, антихрист, ах ты, бандит, безбожник, безобразник, башибузук, ... сочетании с обращением молодого Мерзавйо к ней как к даме юмористическая ситуация вырисовывается особенно выпукло. Чапек так же забавно, играючи и ...

В программе третьего класса идет изучение «Сказки о царе Салтане», основной упор в анализе авторы учебника делают на связь пушкинской сказки с народными традициями, на особенности языка произведения. Тем не менее, опираясь на одно из предложенных заданий, можно выйти на размышление о положительном герое. Школьникам предлагается назвать главных действующих лиц, обратив внимание на те качества, которые они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость. В результате размышлений учащиеся приходят к классификации персонажей и определяют, какие герои побеждают и почему. В этом поиске скрыто огромное воспитательное значение сказок А.С. Пушкина.

Для младших школьников четвертого года обучения характер заданий усложнен. При анализе героев «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» авторы учебника предполагают не только соотнесение определенных черт характера с персонажами, но и обоснование подобного выбора, а также дополнение списка черт своими примерами. Школьникам нужно рассказать о главных героях сказки так, чтобы в их ответе прозвучали следующие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная. Выполняя подобного рода работу, учащиеся формируют у себя представление о нравственном облике человека, о его положительных и отрицательных чертах.

2. 2 . Система заданий на уроках литературного чтения, посвященных изучению сказок А.С. Пушкина по теме: «Образ положительного героя»

2.2.1. Образ положительного героя в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

Урок по УМК «Школа России», 2 класс.

Цель —

Задачи:

Личностные:

Регулятивные: самостоятельное

Познавательные:

Коммуникативные:

  1. Работа с текстом и словами, обозначающими черты характера героя.

Работа парами и в группах.

— Давайте выясним, какой же характер у каждого героя. У вас на партах лежат листы со словами, выражающими черты характера людей. Вам необходимо выбрать те, которые подходят только вашему герою. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

1 ряд – бабка, 2 ряд – старик, 3 — ряд рыбка.

(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки.)

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

Характер рыбки: добрая, благородная, справедливая.

— составим конкретный образ каждого героя на доске.

(Под портретом героя выставляются слова).

  1. Работа с пословицами, близкими поведению персонажа.

К каким персонажам сказки подходит каждая из пословиц?, СТАРИК СТАРУХА, Много хочешь, да мало получишь., Не умел характер проявить, тебе и битому быть., Ненасытному всё мало., Кто жадный бывает, тот всё потеряет., Кто не умеет за себя постоять, того все обижают., Много желать – добра не видать., Много захочешь – последнее потеряешь., Жадность всякому горю начало.

  1. Игра «Хорошо – плохо».

Старуха стремится к большей власти – это хорошо. Почему?

Хорошо, когда есть стремление достичь большего.

— Это плохо. Почему?

— Старик добрый и покорный – это хорошо. Почему?

— Это плохо. Почему?

  1. Творческое задание (групповая работа)

— Сейчас вы попробуете создать синквейн к положительному герою сказки. Выберите лидера группы, который распределит задания, решите, кто будет защищать ваш проект.

Например, старик

добрый, покорный

идет, кличет, воротился

Смилуйся, государыня рыбка!

Старче

Подобные задания можно использовать в предложенном порядке, постепенно усложняя восприятие образа и содействуя углублению материала, можно остановиться лишь на некоторых из данных видов работы, ориентируясь на уровень способностей учащихся конкретного класса.

2.2.2. Образ положительного героя в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина

Урок по УМК «Школа России», 3 класс

Цель: формировать представление о нравственном идеале

Задачи :

Личностные, Регулятивные

  • Постановка и сохранение учебной задачи.

  • Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.

Познавательные

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные

  1. Фронтальная беседа с классом

Ребята, а как вы думаете, кто главные герои этой сказки?

(Царь Салтан, князь Гвидон, Царевна Лебедь).

Давайте сейчас вместе подумаем,, Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой., Итак, каким вам представляется царь Салтан?

(Добрый, милосердный

А каков молодой князь Гвидон?

(Добрый, милосердный, справедливый, вспыльчивый, энергичный и практичный, любящий, сильный, внимательный, гостеприимный)

Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь

(Милосердие и доброта, любовь, вспыльчивость и гостеприимство).

А каковы основные

(Царь пассивный и доверчивый, а сын его активный и практичный).

Какой герой вам нравится больше? А автору?

(Конечно, молодой князь Гвидон).

Докажите, что А.С.Пушкин прославляет именно князя Гвидона.

(Об этом говорится в названии сказки).

О каком прекрасном чуде рассказывает нам сказка А.С. Пушкина?

(Прекрасная Царевна Лебедь).

Как вы думаете, что олицетворяет образ Лебеди в сказке? (добро), На примере этой сказки мы ещё раз убедились в том, что добро побеждает зло.

2. Работа с раздаточным материалом и текстом сказки.

На столе у вас карточки с чертами характерами героя, вы должны правильно подобрать их к каждому персонажу и доказать свою правоту отрывком из сказки.

Царевна Лебедь (гордость, женственность, отзывчивость, скромность).

Князь Гвидон (храбрость, выносливость, смелость, находчивость, благодарность)

Царь Салтан (щедрость, властность, слабохарактерность, легковерие).

Царица (верность, доброта, мягкость, выносливость, душевность).

Ткачиха, Повариха, сватья Баба Бабариха (жадность, зависть, лживость, неблагодарность).

На какие группы можно разделить героев? (положительные и отрицательные герои)

Какими душевными качествами обладали главные герои сказки, что привело к такой концовке?

Сформулируйте, чему нас читателей учит эта сказка А.С. Пушкина? (умению прощать, быть терпимыми друг к другу, не завидовать).

3. Создание монологического высказывания по плану.

— Сегодня будем учиться давать характеристику героев по плану. Какие моменты нужно включить в план? (План записывается на доске и в тетрадях.)

1. Имя героя.

2. Внешность, характер героя.

3. Поступки и действия героя.

4. Отношения автора к герою.

5. Ваше отношение к герою.

Используя данный план, расскажите об одном из положительных героев сказки.

4. Создание кластера «Князь Гвидон». Работа с текстом.

Используя данный план 1

В рамках одного урока выполнить все виды работы по формированию образа положительного героя не представляется возможным. Учитель вправе выбрать самый оптимальный вариант сочетания этих приемов на уроке «Образ положительного героя в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина».

2.2.3. Образ положительного героя в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина

Урок по УМК «Школа России», 4 класс

Цель: определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; формировать прочные нравственные позиции на определение истинной красоты.

Задачи:

Личностные., Регулятивные УДД., Познавательные УДД.

  1. Фронтальная беседа с классом.

Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое — Добро и Зло?

( Учащиеся объясняют своими словами, как они понимают значение этих слов, затем находят их значение в словаре С.И. Ожегова)

( Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря )

Добро — 1) всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)

Зло – 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

Да, добро и зло – противоположные понятия.)

— Можем ли мы четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”?

( Ученики перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным)

(Выяснить, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра?)

(Ответы учащихся)

Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить)

И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? ( Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.)

(С цветком. Она так же прекрасна, как роза.)

(Царевна молода, очень красива, добра, она верна данному слову.)

( Ученики зачитывают определения и сравнивают с таблицей.)

Что такое положительные и отрицательные черты характера? (Положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность, красота, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)

— Ребята, а как можно определить, злой или добрый человек? Ведь каждый человек считает себя хорошим. ( По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

2 . Монологическое высказывание.

Составьте характеристику любого героя сказки по следующему плану., План характеристики героя сказки.

  1. Где живёт герой?

  2. Внешний облик героя.

  3. Какие поступки совершает?

  4. Какой характер у героя?

  5. Как к герою относится автор?

  6. Своё отношение к герою

(Работа в парах)

(После подготовки заслушивают несколько ответов)

Оценивается работа в группах.

3. Творческое задание.

В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот вопрос.

Данные виды заданий можно использовать в рамках одного урока. В качестве домашнего задания может быть предложена работа с иллюстрацией к сказке, где должен быть обязательно изображен положительный персонаж с подбором строк из текста.

В начале работы над данным исследованием решалась проблема выявления характерных черт персонажа при изучении образов положительных героев в сказках А.С.Пушкина.

В ходе анализа теоретического материала по теме и подбора методических приемов при изучении темы «Образ положительного героя в сказках А.С.Пушкина» были сделаны следующие выводы:

  1. Сказки Пушкина оригинальны, уникальны и по форме, и по содержанию, несмотря на их опору на сюжеты народных сказок и западно-европейскую традицию.

  2. Герои сказок Пушкина самобытны, их черты истинно народны. В образах положительных персонажей заложен нравственный идеал народа.

  3. Анализ учебников по чтению разных авторов показал, что сказки Пушкина – неотъемлемая часть литературного образования младших школьников.

  4. Выбор методических приемов при анализе положительного героя сказок Пушкина должен зависеть от возраста учащихся, уровня их обученности, а также от содержания самой сказки.

  5. Среди методических приемов, на наш взгляд, самыми продуктивными могут стать: фронтальная беседа, работа с раздаточным материалом, создание монологического высказывания по плану, творческая работа (синквейн, кластер, письменный ответ на вопрос).

Все положительные пушкинские персонажи служат идеям добра, верности, справедливости, любви к миру. Таким образом, данное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу: система работы по литературному чтению в начальной школе при изучении образов положительных героев способствует формированию у ребенка основ морали.

  1. Азадовский, М.К. Источники сказок Пушкина // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936 . — [Вып.] 1. — С. 134—163.

  2. Анненков П.В., Жизнь и труды Пушкина / П.В.Анненков. – М.: Эксмо, 2014. – 496 с.

  3. Бойко, С. П. В волшебной пушкинской стране: (художественное исследование «Пушкин и сказка») / С. П. Бойко. – М.: Илекса: Сервисшкола, 1999. – 271 с.

  4. Гордин, А.М. Пушкинский заповедник. / А.М. Гордин. – М.: Искусство, 1956. – 283 с.

  5. Зуева, Т.В. Сказки А. С. Пушкина / Т.В.Зуева. – М.: «Просвещение»,1989. – 159 с.

  6. Иезуитова, Р. В. Жуковский и его время / Р.В. Иезуитова. – Л.: Наука, 1989. – 290 с.

  7. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. В 2-х частях Ч.1 / Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.

  8. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. В 2-х частях Ч.1 / Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.

  9. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс. В 2-х частях Ч.1 / Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.

  10. Липовецкий, М.Н. Поэтика литературной сказки / М.Н. Липовецкий. Свердловск, 1992 – 183 с.

  11. Лотман, Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин / Ю.М. Лотман. – Л.: Просвещение, 1982. – 250 с.

  12. Лупанова, И. П. Современная литературная сказка и ее критики (Заметки фольклориста) // Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1981. С. 76-90.

  13. Пащенко, М. «Сказка о золотом петушке»: сказка-ложь и сказка-правда / М.Пащенко // Вопросы литературы. – 2009. – №2. – С. 23-24

  14. Пропп, В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. М., 1969. — 168 с.

  15. Пушкин в школе / авт.-сост. В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 1978. – 303 с.

  16. Пушкин, А.С. Собрание сочинений в 10 томах / А.С.Пушкин. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 3. Поэмы, Сказки.

  17. Пути анализа литературного произведения / под. ред. Б.Ф. Егорова. – М: Просвещение, 2011. – 197с.

  18. Скатов, Н.Н. Пушкин. / Н.Н.Скатов. – Л.: Детская литература, 1991. – 240 с.

  19. Соколов, Ю. Пушкин и народное творчество // Литературный критик. 1937. Кн. 1. С. 121–150.

  20. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – Особенности изучения сказок А.С.Пушкина в начальной школе.

  21. Тихомирова, И.И. Воспитание сказками Пушкина / И.И.Тихомирова // Дошкольное воспитание. – 1998. – №2. – С. 33-35

  22. Шибанова, М.П. Народная культура и проблемы её изучения / М.П.Шибанова. – М.: Академия, 2011. – 235с.