Критика немецкого общества в «Корабле дураков» Себастьяна Бранта

брант немецкий дворянство духовенство

Данная работа посвящена изучению немецкого общества в конце XV — начале XVI вв., представленного в стихотворной сатире Себастьяна Бранта «Корабль дураков».

Германия на рубеже XV- XVI вв. представляла собой большую раздробленную империю с множеством внутренних противоречий и проблем. Князья не стремились к объединению, авторитет императора падал. В обществе нарастали социальные конфликты. Каждая социальная группа хотела коренных преобразований в обществе и государстве, имея свои представления об этом. Германия находилась в таком состоянии, когда еще царил феодальный строй, но уже развивались элементы капитализма. Менталитет и ценности людей менялись. Именно эти изменения в настроении и представлениях общества нашли отражение в произведении «Корабль дураков» немецкого гуманиста Себастьяна Бранта.

Изучение этих меняющихся нравственных ориентиров позволяет лучше понять проблемы германского общества на рубеже XV-XVI веков. Проблема изменения мировоззрения, мировосприятия людей на фоне социальных противоречий в той или иной степени нашли отражение в доступных нам исторических и литературоведческих исследованиях.

Работа советского историка-медиевиста Смирина М.М. (8) посвящена анализу того, что происходило в Германии в конце XV- начале XVI вв. Он считает, что большинство социальных противоречий в немецком обществе имеет своей причиной развитие элементов капитализма в условиях феодального строя.

По мнению же Т. Н. Грановского (2), причина противоречий таятся в императорской власти, а именно в том, что император не мог бороться с анархией, которая царила в Германии. Все его попытки заканчивались позорными неудачами. Император был практически без власти, каждый князь играл роль самостоятельного государя и между ними шла борьба.

Жан Делюмо в своем произведении описывает нового звпадноевропейского человека. По его мнению, многие предприимчивые люди достигают успеха, богатств, будучи еще католиком. Вера не мешает ему развиваться. Но именно это Себастьян Брант считает наибольшим пороком человека. По его мнению, для истинного католика неприемлимо накопление богатства. Он осуждает и дворян, и духовенство, и ремесленников в том, что для них главное — нажива.

Доктор исторических наук В. Е. Майер в своем труде (5) описывает противоречия между крестьянами и феодалами. Анализируя данную работу, понятно, что все попытки императора как-то успокоить их заканчивались неудачами, т. е. он уже не имел авторитета у населения.

14 стр., 6839 слов

Проблемы формирования, развития и правовой культуры общества ...

... и прак проблем формирования, и культуры в РФ. Цель работы следующие дать о правовой культуры в теории ; рассмотреть ф и значение культуры, ее соотношение с элементами правовой общества; охарактеризовать правовой культуры общества; освятить правового ма ...

С точки зрения советского литературоведа Пуришева Б.И.(7) причина изменения настроений и представлений общества, заключается в неравномерном развитии экономики. Промышленность и торговля развивалась лишь в нескольких княжествах, которые в то время боролись между собой, заключали союзы друг против друга. Эти князья обладали массой прав и в любом приглянувшемся случае могли расширить свои территории за счет имперских и чем сильнее они становились, тем слабее становилась Германия. Все несчастья Германии обуславливались ее политической раздробленностью. По мере укрепления мощи князей все более разорялось дворянство. Оно завидовало их привольной жизни, жизни священников и все больше эксплуатировало крестьян. Тем самым обострялись социальные отношения в стране и все неизбежно вело к большому взрыву.

Итак, можно сделать вывод о том, что более исследованными учеными являются политические проблемы, из которых вытекаю все социальные. Но сама тема изменения менталитета людей разработана еще не до конца и требует дальнейшего изучения.

Цель данной работы — выяснить отношение Себастьяна Бранта к отдельным группам немецкого общества того времени, и выявить присущие им недостатки, за которые он их критикует.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Определить отношение Себастьяна Бранта к дворянству; выявить те недостатки, которыми они, по мнению автора, обладают;

2. Выяснить отношение Бранта к духовенству и причины его критики;

3. Выяснить перемену представлений городского сословия: торговцы, ремесленники, люди интеллектуального труда, городские низы;

4. Проанализировать негативные изменения,происходившие в семейных отношениях.

Источником для написания данной курсовой работы является сатирическое произведение Себастьяна Бранта «Корабль дураков», которое вышло в свет в городе Базеле в 1494 году. Себастьян Брант родился в 1457 году в Страсбурге. Высшее образование он получил в Базельском университете, где позже стал профессором канонического и римского права. Также занимался адвокатской практикой. Подобно другим гуманистам, Брант свободно владел латинским языком, но свое лучшее произведение написал на родном немецком языке. Книга сразу приобрела огромную популярность, вскоре была переведена на французский, голландский и английский языки. В 1497 году появился латинский вариант. Она имела ошеломительный международный успех, поскольку Брант по-новому подошел к описанию пороков, которые, по его мнению, были присущи немецкому обществу.

Брант же, будучи гуманистом, все отрицательные реалии жизни рассматривает не как грех или благочестие, а как проявление человеческой глупости. Автор видит повсюду в Германии великое шатание. Он считает главным пороком людей то, что они все чаще забывают о моральных ценностях, помышляя лишь о своей личной выгоде. Всем своим героям он надевает колпаки, некоторым даже с бубенцами и его корабль плывет в страну для глупцов — Глупландию.

Литературоведческие исследования представлены работами русских литературоведов, в которых описывается жизнь Себасьяна Бранта, его творчество и, конечно, его «Корабль дураков».

В Истории немецкой литературы (4) подробно описывается отношение Себастьяна Бранта к миру как гуманиста. Он видит по всей Германии разруху, до которой ее довели эти самые дураки. Мир полон дураков, будь то ученые люди или купцы, нищие или духовенство, всех он садит на один корабль, показывая этим, что какое бы положение не занимал человек в обществе, у него есть пороки, за которые его можно назвать глупцом. Главным человеческим пороком Брант считает чрезмерную любовь к деньгам, которая ведет к упадку моральных ценностей человека и государства вообще.

13 стр., 6464 слов

Бах, Иоганн Себастьян

... наблюдал, как осуществлялся уход за органом и, возможно, сам принимал в этом участие. В 15 лет Бах переехал в ... брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов — Пахельбеля, Фробергера и других. Возможно также, что он познакомился с работами композиторов Северной Германии и Франции. Иоганн Себастьян ...

Брант развивает свою философию истории, смысл которой заключается в том, что бедность есть начало всего. Многие ученые были бедными и даже Рим был построен пастухами. Такая трактовка была своеобразным протестом против существующей власти, которая во всем ищет выгоду для себя.

В «Корабле дураков» Брант сравнивает своих героев с героями Библии, античной и древней литературы, поскольку его как гуманиста привлекала классическая древность. Это произведение было написано так, что было доступно для понимания практически всем. Читая его, читатель невольно переносится в ту эпоху.

Время с конца XV в. до конца Крестьянской войны Пуришев Б. И. (6) называет периодом «бурного цветения гуманистической словесности» (6. С. 34).

Он пишет о Себастьяне Бранте как о человеке большого ума, разносторонней личности. Он, как и все гуманисты, отлично владел латинским, но «Корабль дураков» написал на немецком, чтоб все могли насладиться этим произведением. Пуришев считает, что Брант чувствует, что в скором времени грядет нечто страшное и глобальное. Это прослеживается в некоторых строках произведения, но случилось лишь 30 лет спустя.

Проявления пороков поэт рассматривал как проявления социального неразумия. Порицая своих героев в каких-либо грехах, он тут же дает советы, как нужно себя вести, каким надо быть и т. д., хотя в самом начале сам себя называет дураком.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Себастьян Брант видит всю социальную напряженность изнутри и к каждой социальной группе у него есть свое отношение, свое видение. На основе анализа «Корабля дураков» можно выяснить, что именно осуждает в людях поэт и как относится к отдельным социальным группам.

1. Немецкое общество глазами Себастьяна Бранта

1.1 Германия в конце XV- начале XVI вв.

На рубеже XV и XVI вв. немецкие земли по-прежнему являлись составной частью и основным ядром крупнейшего политического образования в Европе — Священной Римской империи. Главой Германии был избираемый король, который мог короноваться как император. Страна оставалась политически раздробленной, состояла из множества больших и малых феодальных владений, светских и церковных. Спецификой Германии была двойственность политического положения князей: по отношению к императору они выступали как чины, сословная группа, по отношению к сословно-представительным органам в своих собственных владениях — как монархи. Эти земские органы — ландтаги — окончательно сформировались в конце XV — начале XVI в.. Общее число городов в стране составляло в начале XVI в. примерно 3 тысячи. Даже самые многолюдные из них имели по сравнению с другими странами Европы средний размер.

К началу XVI в. большинство населения Германии состояло из феодально зависимых крестьян. В деревне господствовали князья, дворяне и их управители. В немецких городах преобладало цеховое ремесло. XV в. и особенно начало XVI в. ознаменовались в экономической жизни Германии значительными сдвигами. В это время она продолжала занимать центральное положение на путях мировой торговли. Немецкие купцы пользовались привилегиями в торговых портах других европейских стран. Также, Германия занимала первое место в мире по добыче серебра.

14 стр., 6917 слов

«Роль личности в истории»: по обществоведению

... обществе // Государство и право. — 2011. — № 4. — С. 10-16. Сочинение по истории «Роль личности в истории» — итоговое сочинение, ... о роли личности в истории // История России. – 2009. − № 12. – С. 25- 36. 4. Федосеев П.Н. Роль народных масс и личности в истории, − М., 2007. – 275 с. 5. Шалеева В.М. Личность, и ее роль в ...

Выгодное положение на путях мировой торговли способствовало росту товарного производства в области ремесла и сельского хозяйства. Результатом этого стало дальнейшее развитие зародившихся уже в конце XV в. элементов капиталистического производства. Но этот процесс тормозили нараставшая феодальная реакция в деревне и практика массового перевода крестьян в крепостное состояние. Это и было особенностью экономического подъема Германии на рубеже XV — XVI веков: отдельные германские земли развивались неравномерно, поэтому стали преодолевать господствовавшую в предыдущие века изолированность разных частей страны путем товарообмена.

Своеобразие экономического строя, политическая раздробленность и господство самых грубых форм феодального произвола породили острые социальные конфликты. Особенность заключалась в том, что конфликт между угнетенными и эксплуататорскими классами переплетался с ожесточенной борьбой внутри самого господствующего класса — между князьями и феодалами, между высшими духовными и светскими феодалами и мелким рыцарством, — а также внутри бюргерства разных районов страны. Это время войн князей между собой, князей и городов с рыцарством, князей с городами, борьба между императором и князьями (2 С. 42-43).

Подобная ситуация была и внутри княжеств. Большинство среднего слоя городского населения (бюргерства) включало мастеров, ремесленников, торговцев, страдавших от налогов, постоянных междоусобных войн и грабежей. Они требовали допущения их в городское управление (2. С. 43).

В среде бюргерства все больше нарастало оппозиционное настроение, но в условиях недостаточно развитых внутренних связей и политической раздробленности страны оно не сформировалось в класс общенационального масштаба и не смогло объединить другие оппозиционные силы.

Существовала также революционная оппозиция народных масс города и деревни. Одинаковое бесправное положение крестьянства и городских низов содействовали их совместным выступлениям, направленным против основ феодального строя. В 1513 и 1517 во многих городах Германии происходили весьма значительные, направленные против городской верхушки, волнения бюргерства с активным участием в них городских низов. Общим требованием было упразднение всех властей, кроме власти императора. Меньшая часть народных масс, которая включала в себя в основном крестьян, вела антифеодальную борьбу (5. С. 107) . Большинство носило умеренный характер.

Политической активностью выделялось немецкое дворянство, оказавшееся в критическом положении. Значительная часть рыцарства — средних и мелких феодалов, — терявшая свое значение из-за введения огнестрельного оружия в войсках, видела свой идеал в создании централизованного национального государства, где политическая роль князей была бы резко ослаблена, а главенствующая роль перешла бы к императору.

1.2 Дворянство

С развитием элементов капитализма с начала XVI в начал меняться и менталитет немцев. Весьма показателен пример немецкого дворянства. Ориентируясь на получение прибыли от продажи аграрной продукции на местные и западноевропейские рынки, они расширяли зависимость крестьянства для достижения своих целей.

В особо критическом состоянии в то время оказалось рыцарство. Их главным источником существования была служба у князей, но с развитием техники военного дела, изобретением пороха их служба в качестве тяжеловооруженной кавалерии стала ненужной. Рыцарству ничего больше не оставалось, кроме все большей эксплуатации зависимых от них крестьян (8 С. 213).

3 стр., 1274 слов

Семья в жизни человека и ее роль

... что мне очень нравится тема сочинения. При одной мысли о родных мне становится тепло и хорошо на душе. Несомненно, семья играет огромную роль в жизни ... которую нам отдавал другой человек, но и нужно уметь отдавать взамен, теплоту, доброту, уважение, терпение, и много других качеств. Сочинение Роль семьи в жизни человека Хочу начать с того, ...

Но и это было невозможно в условиях рыцарской зависимости от князей. Поэтому оно стремилось к восстановлению, усилению германской империи, к ослаблению князей и высшего духовенства. В своей борьбе с князьями рыцарство хотело привлечь на свою сторону бюргерство и надеялось использовать в своих интересах вражду крестьян к князьям.

Развитие товарно-денежных отношений подрывало их материальную основу. Мелкое дворянство беднело и с раздражением относилось к богатой жизни епископов и аббатов, которые имели большие земельные угодья. В борьбе с церковью дворянство надеялось за счет ее владений поправить свои дела.

Но тогда ни один отдельный класс не мог выступить против всей системы с общими требованиями. Борьба против католической церкви была тождественна борьбе против феодализма, хотя церковь в то время имела огромное влияние на сознание людей.

Когда массы людей беднели, богатые князья и король развлекались на охоте. Их поведение осуждает Себастьян Брант. Возможно, если бы они ловили крупную дичь, а не птиц или зайцев, отношение было бы другое, но Бранта возмущает то что, охота — очень затратное развлечение. Ведь на содержание охотничьих собак уходит больше того, сколько добывается на охоте. Но на самом деле критикуется не сам акт охоты, а желание дворян превозвысить себя, показать, что у него есть средства для такого развлечения. «Стяжать себе желая славу, затеет кое-кто облаву на кабана, медведя, льва…» (1. С. 136).

А сами не умели правильно стрелять и не познавали искусства охоты.

Еще одним таким развлечением являются азартные игры. Дворяне позволяют себе садиться за один стол с простолюдинами и играть наравне «И горожане и дворяне якшаются со всякой дрянью…». Это есть показатель того, что роль дворянства как сословия падает. Однако, люди покупают дворянские звания. Почему так происходит? Потому что в сознании средневекового человека дворянин — это высокий, недосягаемый человек. А купившие его, ведут себя не как истинные дворяне, а лишь хвастаются этим. Себастьян Брант осуждает такое поведение и считает это пороком общества. Ведь он сам горожанин и видел таких нелепых ростовщиков-дворян и критикует за дело (1. С. 138-139).

Таким образом, можно сделать вывод, что бедное рыцарство пытается выжать из своих крестьян все, что возможно, но потом готово пустить все деньги на ветер. Также оно ведет борьбу с церковью, в руках которой огромные земельные владения, но в то же время они вместе проводят время за картами.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль дворянства падает, оно имеет свои пороки, за которые их осуждает поэт. Однако, в глазах людей оно традиционно остается уважаемым.

1.3 Духовенство

В начале XVI в. католическая церковь играла большую политическую и экономическую роль в раздробленной Германии. Здесь в ее владении были огромный земельный фонд и множество материальных. Но все отчетливее проявлялся кризис католицизма, который выражался в состоянии церковного учения, культа и обрядов. Церковь все больше стала ориентироваться на проблемы человеческой жизни, что было неприемлимо для священников, деньги становятся все важнее для духовных лиц. Духовенство хотело иметь большие доходы, поэтому поступали как светские феодалы и с каждым годом суммы поборов становились больше.все чаще начали продавать церковные должности. Невежество и безнравственность в среде клира, разница между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле вызывали нарастание антиклерикальных настроений во всех слоях общества.

8 стр., 3799 слов

Маленького человека в современной жизни. : тema «маленького человека» ...

... современном мире все чаще выбирают последнее. Да, человек создан для счастья, по словам Короленко, как птица для полета. И даже самый «маленький человек». ... самореализации. С одной стороны, это «комплекс неполноценности», «образ маленького человека», «Я-концепция». С другой, - «самовлюбленный ... предназначение, терзаемся сомнениями, ищем идеал в жизни, разочаровываемся, обращаемся к Богу, живем ...

Например, самой ненавистной и тяжелой повинностью для крестьян была «десятина» в пользу церкви. Причем она не была одинаковой везде. И если к этому прибавить различные налоги, то можно с уверенностью утверждать, что высшие слои пытались выжать из крестьян практически все, оставляя им самую малую часть урожая.

Себастьян Брант в «Корабле дураков» несколько раз приводит примеры невежества духовенства, особенно попов. Многие принимали духовный сан только ради сытой богатой жизни. Ради денег они были готовы пойти на любой обман и их алчность не знала границ. Часто, забыв о своем сане, попы проводили время в одном обществе с мирянами, простыми людьми. Он пишет про них «Их благочестье — фальшь, игра…» (1. С. 150), и это справедливо. Ведь сколько они сами совершали грехов! Танцевали и веселились с простолюдинами, играли в азартные игры (1. С. 118, 120, 142), конечно, это неприемлимо для священников любой эпохи.

Ещё хуже было то, что происходило в самой церкви. Брант пишет, как люди заходили в церковь с собаками «У тех, кто ходит в церковь с псами, бубенчики обычно сами…» (1. С. 95).

Любому человеку, даже тому, кто не ходит в церковь, известно, что там должна быть тишина, а с собаками, конечно, ее не будет. К тому же в церкви были различные торговцы, которые продавали реликвии (конечно, они были ненастоящие), голубей. Это были и сами служители, и нищие.

Еще одним источником дохода церкви стала продажа индульгенций — письмо, которое освобождало от епитимьи (наказание, назначаемое грешнику священником после исповеди).

Дело в том, что люди хотели попасть в рай, но все-таки грешили. Поэтому нужно было исполнить все наказания за грехи, либо купить индульгенцию, которая гарантировала отпущение грехов. Церковь, нуждавшаяся в деньгах, запугивала мирян ужасами Страшного суда и ада. Себастьян Брант также критикует таких духовников. Он называет их шарлатанами, потому что они сами не знают, что ждет людей на Страшном суде (1. С. 114).

Таким образом, можно сделать вывод, что духовенство на рубеже XV — XVI веков распустилось. Духовники забывали о своих истинных полномочиях и хотели нажиться на вере бедных людей. Они продавали индульгенции, играли в карты и многое другое.

1.4 Городское сословие

В XV в. в Германии шло бурное развитие городов, а вместе с этим разложение классического цехового строя. Доступ к званию мастера оказался для большинства подмастерьев и учеников закрытым. Социальная структура города была довольно пестрой. Там жили городская верхушка — чиновники, бюргерство, ремесленники, торговцы, ростовщики и городские низы. Торгово-ремесленный образ жизни бюргеров делал германское общество более мобильным, динамичным.

35 стр., 17013 слов

Тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова материал

... творчество А. П. Чехова, в частности рассказы. Предмет исследования – тип «маленького человека» в произведениях А. П. Чехова. Цель исследовательской работы заключается в изучении темы, образа и типа «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова. Сформулированная цель ...

С развитием элементов капитализма, менялся и менталитет людей. Деньги теперь играют самую важную роль в жизни человека. Себастьян Брант не оставил без внимания и это. Он осуждает людей в корыстолюбии, и как следствие отсутствие искренних дружеских и братских чувств. «Главное — барыш!» (1. С. 149).

Все друг друга обманывают, лишь бы нажиться на этом. Достоинства человека измеряются количеством монет в кармане, а не происхождением или поступками.

Такое поведение характерно для людей, казалось бы, интеллектуального труда, ученых мужей. Брант о врачах-шарлатанах: «Скажу, что много барыша по милости больных болванов течет в карманы шарлатанов.» (1. С. 112).

Для людей врач-это надежда. Надежда на то, что все будет хорошо, перестанет болеть, ныть, а какой толк от «врачей», которые знают лишь несколько лекарственных растений. Но никто из них не думает, что губит чьи-то жизни. Для них главное — получить монету.

Студентам важнее «лоботрясничать» (1 С.73), чем учиться. Их не пугает позор, который ожидает дома, потому что нет денег — все прогуляли. Но Брант винит не их самих, а профессоров, которые обучают «всякой чуши» (Там же.).

Меняется и мода. И женщины, и мужчины тратят уйму денег на красивую одежду, парики, украшения. Это также является признаком богатства, подчеркивание своего статуса. Брант говорит об этих людях с ноткой упрека и посвятил этому целую главу в своем произведении «Об игроках» (1. С. 141).

Я бы сказала, что Брант человек старой закалки, не признающий нового, и поэтому так относится к новой моде.

Это все относится и к ремесленникам. Их деятельность направлена не на качество, а на количество. Все стараются сделать больше, чтоб больше продать и больше получить. На рынке среди них конкуренция на всю эту некачественную продукцию, но кому она нужна? Себастьян Брант знакомит нас со многими профессиями, бывшими в то время: сапожники, оружейники, плотники, каменщики, портные (1 С. 101-103) и многие другие. Но с разложением классического цехового строя стать мастером было практически невозможно. Тогда, для того, чтобы стать мастером, необходимо было сотворить шедевр, но подмастерьев до этого не допускали. Круг ремесленников в какой-то сфере сужался определенной семьей, а подмастерья работали, не покладая рук за гроши.

Проанализировав отношение Бранта к горожанам, можно сказать, что, по его мнению, все эти ремесленники нужны и должны быть, но они занимаются ерундой. А все из-за денег. Они все шарлатаны и поэтому попадают на корабль, плывущий в Глупландию. Он хочет видеть ремесленников, которые гонятся не за монетой, а за качеством, но таких все меньше.

Город заполоняют бедные и нищие: городские низы. Но и они гонятся за легкой монетой. Себастьян Брант пишет о них «От века продавцы реликвий народ обманывать привыкли… разложен плутовской товар…» (1 С. 122).

То есть они продают фальшивые реликвии. Бедность — это следствие многих пороков: лень, любовь к выпивке, азартные игры и так далее. Нищим неважно, во что он одет, что ест. Главное — выпить, посетить кабачок. Также Брант описывает случаи попрошайничества с помощью обмана: костыли, горбы, раны (1. С. 124).

Себастьян Брант сам горожанин, поэтому видел всю ситуацию изнутри. Город имеет разный контингент людей, но у всех одна цель — служить «ненавистному и ненасытному господину Пфеннингу»(7. С. 17).

8 стр., 3910 слов

VIVOS VOCO: Ю.М. Лотман, «Чему же учатся люди?». Сборник ...

... «Меня привели, а вы бы сами попробовали…» Итак, чему же учатся люди в течение всей своей жизни? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой ... пока не проанализирует совокупность всех обстоятельств и деталей. Умный очень редко критикует, осуждает. Глупый человек легко оценивает вещи, события, явления, не вникая в детали и обстоятельства. ...

Это касается и женщин, отчего изменились и семейные отношения.

1.5 Женщины

Положение женщины в обществе менялось от века к веку, но всегда она занимала второстепенную роль. Мужчины всячески притесняли их, но это зависело и от ее положения. В то время как благородная дама из высшего света крутила авантюры с мужчинами, простолюдинки и крестьянки ходили босые, работали и думали, чем накормить своих детей.

Себастьян Брант также не оставил женщин без внимания, но он уточняет, что к благородным дамам его осуждения никак не относятся (1. С. 126).

Он критикует лишь падших, глупых женщин. Бранта возмущает то, что они так свободно могут сесть за один стол с мужчинами, чтобы поиграть в азартные игры, изменяют мужьям и вообще стали более свободны, распутны.

Но, по моему мнению, женщина в Средневековье — нечто неизведанное, страшное. Брант сравнивает их с Калипсо из «Одиссеи», сиренами (1. С. 57).

Как будто женщина своим обаянием может свести мужчину с ума и даже до смерти.

С повышением роли женщины в обществе, повышается ее роль и в семье. С ее мнением начинают считаться, а где-то она может и доминировать. Она сурова с мужем, детьми. Постоянное ворчание и недовольство (1. С. 126).

Также Брант говорит о таких семьях, где жена изменяет мужу, а он об этом знает, но продолжает с ней жить. Таких мужей автор тоже садит на свой корабль. Но и те, которые следят за своими женами оказались на нем. В произведении даются советы о том, как надо вести себя с женщинами и какой она сама должна быть. Мужчина не должен быть с ней суров, радовать лаской, любовью, доверять ей (1. С. 80).

Такого поведения женщины требуют и сейчас. Поэтому я считаю, что данное произведение актуально сейчас, и будет оставаться таковым еще долгое время. Женщина же должна быть скромной, немножко боязливой, любящей и послушной. Вот тогда она станет для всех примером.

Но помимо благородных дам и простолюдинок, у которых хотя бы есть семьи, в городе существуют и падшие женщины. Брант в главе «О наслаждениях» не столько критикует саму девку, сколько мужчину, который польстился ею. Он считает, что так душа попадает в темный ад. Это несомненно, ведь это грех прелюбодеяния!

Таким образом, можно сделать вывод, что Себастьян Брант уважительно относится к женщинам. Ведь он несколько раз уточняет, что достойных женщин он не коснется никак. А остальных он критикует не просто так, а за дело, за то, как они себя ведут в обществе, в семье. И я согласна с ним, ведь такое недостойное поведение осуждается и сейчас. Эта проблема довольно актуальна в наше время и, возможно, поэтому в данной работе мне захотелось остановиться на женщинах Средневековья.

Заключение

На рубеже XV-XVI веков в Германии нарастали социальные противоречия. Каждая социальная группа хотела преобразований и имела свое видение на них. Все это нашло отражение в «Корабле дураков» Себастьяна Бранта. Центральное место в нем занимают практически все сословия, кроме крестьянства, потому что автор — горожанин и ничего не знает о них. Особенностью этого сатирического произведения является то, что автор критикует своих героев за их пороки, и говорит, как должно быть.

9 стр., 4239 слов

Проблема женщины в современном обществе. Социальная роль женщины ...

... женщина — на благо семьи. От того, чего в семейной жизни добивалась женщина, напрямую зависели достижения мужчины. В семье лад и достаток — мужчина спокоен и хорошо работает. Какова роль женщины в ... женщины в современном обществе В связи с тем, что социальная роль женщины в ... Женщина должна уважать своего мужчину. Никогда не критиковать его перед другими людьми. Открытая критика плохо сказывается на ...

Отношение Себастьяна Бранта к социальным группам можно назвать негативным, как будто он разочарован в них. Он хочет видеть их прежними: священники, которые честно служат людям; ремесленники, которые гонятся не за количеством и наживой, а за качеством; покорных, приличных женщин и многое другое.

По мнению автора, дворянство стает таким корыстолюбивым, даже жадным из-за того, что беднеет, а надо как-то остаться на плаву. Но методы они выбирают не самые лучшие, не честные, все больше эксплуатируют своих крестьян. Однако, многовековая традиция того, что дворяне-господствующий класс, продолжает сохраняться. В обществе они имеют уважения.

Католицизм переживает кризис, но священники все чаще стали служить не народу, а деньгам. Брант критикует их за то, что они забыли свое предназначение. Им не чуждо совершение грехов. он призывает их к тому, чтобы они вернулись к прежней жизни, прежним укладам.

Городское сословие состоит из торговцев, ремесленников, людей интеллектуального труда, городских низов. Обостряются социальные противоречия, развитие элементов капитализма душит горожан желанием побольше заработать. От этого меняется их мировосприятие. Брант критикует их за желание нажиться. В ход идут любые средства: торговля фальшивыми реликвиями, снижение качества товара, обман и так далее.

Также меняется мировосприятие у женщин. Они чувствуют, что могут быть наравне с мужчинами, поэтому ведут себя смелее. Брант критикует их за то, что им стали чужды ценности семейного бытия. Сплошь и рядом измены, падшие женщины, мужчины, которые караулят своих жен. Он считает, что так не должно быть. Женщина должна сидеть дома с детьми и слушать мужа, быть покорной, робкой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общество Германии, имея большие противоречия, неуклонно идет к большому взрыву, который произойдет в виде Реформации и Крестьянской войны.

1. Брант Себастьян. Корабль дураков // Брант Себастьян. Корабль дураков., Санкс Ганс. Избранное. Перевод с немецкого., М., 1989. С. 31-167.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-proizvedeniyu-korabl-durakov/

2. Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. М., 1987.

3. Делюмо Жан. Цивилизация Возрождения. Екатеринбург. 2006.

4. История немецкой литературы. М., 1962. Т. 1.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-proizvedeniyu-korabl-durakov/

5. Майер В.Е. Крестьянство Германии в эпоху позднего феодализма. М., 1985.

6. Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы XV — XVII вв. М., 1955.

7. Пуришев Б. И. Себастьян Брант и Ганс Сакс/ Б. И. Пуришев// Брант Себастьян. Корабль дураков., Санкс Ганс. Избранное. Перевод с немецкого., М., 1989. С. 7-27.

8. Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. Очерки из истории гуманистической и реформационной мысли. М. 1978.