1. Открытые или относительно доступные;
2. Полуоткрытые (не полностью засекреченные, но контролируемые кем-то);
3. Закрытые.
1. Знающими людьми;
2. Документами;
3. Средствами проводной и беспроводной связи.
Это такие источники информации как:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-osnovam-jurnalistskoy-deyatelnosti/
1. Эксперты, т.е. индивиды, чьи профессиональные контакты и знания (работа, хобби) позволяют сориентироваться в интересующем вопросе. Они могут выдать базовые материалы, вывести на новые источники информации.
2. Осведомители — это личности из группировки противника, поставляющие материал о деятельности своего работодателя. Правдивость предоставленных ими материалов может быть достаточно высокой.
3. Напуганные — это все знающие люди, которые предоставляют информацию под нажимом. В данном случае истинность сообщаемого не гарантирована.
4. Агенты — это доверенные люди, которые находятся в окружении объекта. Достоверность поставляемых ими данных зависит от их индивидуальных качеств.
Документы как источники информации:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-osnovam-jurnalistskoy-deyatelnosti/
1. Официальные документы, характеризующие объект.
2. Архивы и деловые бумаги.
3. Носители компьютерной информации – базы данных, диски, флешки и пр., с которых можно распечатать нужную информацию.
4. Личные архивы и бумаги — записные книжки, пометки на календарях и т.д.
5. Мусор – случайно потерянные или выброшенные черновики и записи.
6. Обнародованные сведения – это публикации в газетах, на сайтах в Интернете, теле- и радио сюжеты, прочитанные кем-то лекции и выступления.
К ним можно отнести:
1. Проводные телефоны. В данном случае нам сообщают информацию либо она прослушивается специальными службами с целью выяснения того, что их интересует. При этом существует возможность прослушки не одних только телефонных переговоров, но и того, что говорится при закрытых дверях при трубке, положенной на рычаг.
2. Мобильные средства связи и пейджеры. Такие устройства доступны для прослушивания обычным эфирным радиоперехватом соответствующим сканером, если отсутствует специальная защита.
3. Телеграф, телефакс, телетайп. По каналам таких аппаратов циркулирует графическая и знаковая информация, которая выводится на бумажные носители, что очень удобно в деловых связях и взаимоотношениях.
Технология защиты персональных данных
... обеспечению сохранности персональных данных. 1.Федеральное законодательство в области защиты конфиденциальной информации Множество Федеральных законов раскрывают понятие персональных данных, рассмотрим следующие: Федеральный закон "О персональных данных". Целью настоящего ФЗ является обеспечение защиты прав и ...
4. Персональные радиостанции, которые применяются для гражданской и служебной радиосвязи. Если объектом не предусмотрены специальные средства защиты, то перехватывать сигналы с такой радиостанции не составляет особых усилий.
5. Компьютерные сети. Многие организации имеют локальные сети для связи между компьютерами с выходом в Интернет. Это позволяет подключиться к кабелю и «сосчитать» информацию, которая находится в памяти непосредственно компьютера, и ту, которая передаётся по сети.
Правовые нормы работы с источниками информации:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-osnovam-jurnalistskoy-deyatelnosti/
П. 4 статьи 29 Конституции РФ «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».
Закон о СМИ
Статьи 47 (о правах журналиста), 38 (право граждан на получение информации через СМИ), 39 (право журналистов на запрос информации), 41(конфиденциальность).
Этические нормы работы с источниками информации:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-osnovam-jurnalistskoy-deyatelnosti/
«Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (принятый в 1994 году):
- При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы — за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом.
- Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к открытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.
- Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.
- Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека.
- Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.
- Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.
- Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека.
- Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.
1.2. Практическое задание №1
Почему РБК опубликовал опровержение и извинения? Каким образом можно было бы избежать ситуации, потребовавшей опровержения?
Профессиональная деятельность журналиста на информационно-музыкальной ...
... к лицам, по должности имеющим право принимать решения, или в отделы по связям с прессой [11]. Любой опытный журналист знает, что профессия накладывает отпечаток на характер обмена информацией. Одни ... деятельности приходится заниматься и этим. Этап предварительной подготовки - сложная и кропотливая работа журналиста-профессионала. В ней нет мелочей, так как пренебрежение любой из них может ...
РБК опубликовал опровержение и извинения в виду того, что дезинформировать читателя – это неверно, и чтобы не портить репутацию издания и были принесены извинения.
Прежде чем что-либо опубликовать необходимо убедиться в достоверности данной информации, а также оценить уровень «знаний» источника информации, так как эти «знания» могу быть, во-первых, не совсем достоверные; а, во-вторых, они могут оклеветать человека или организацию, возможно, какой-либо орган власти. Помимо этого, недостоверная, нечестная и лживая информация может повлечь за собой уголовно наказуемое наказание, так как никто не отменял закон о СМИ.
Глава 2
2.1. Охарактеризуйте методы сбора информации в журналистике: метод наблюдения, метод интервью, метод анализа документов, метод эксперимента.
Метод наблюдения:
В основе наблюдения – способность человека воспринимать мир с помощью органов зрения и слуха, через аудиовизуальные контакты. Наблюдение «снабжает» журналиста материалами непосредственно из текущей реальности. Наблюдение как метод познания носит преднамеренный характер, регулируется определенными рекомендациями. Именно преднамеренность восприятия и осознанность задач помогают журналисту смотреть – и видеть.
Наблюдение для работников прессы – метод непрерывного пользования. Здесь – непосредственный источник инициативы, которая и обусловливает высокую степень социальной активности журналистского корпуса.
Наблюдение используется при решении задач, образующих два одинаково важных ряда:
1. Получить через аудиовизуальные контакты с объектом данные, которые представляют собой то или иное проявление сущности происходящего и способны быть основанием для выводов о его значении, об отношениях людей и т.д;
2. Накопить данные, способные передать внешнюю характерность того или иного объекта и выступить в тексте в качестве примет реальной конкретной ситуации, благодаря которым она предстанет перед читателем;
- В процессе наблюдения объект познания предстает перед журналистом как совокупность источников информации, образующих три относительно самостоятельные зоны: поведение отдельных людей;
- поведение групп людей, их взаимодействие;
- предметно-вещественная среда, на фоне которой разворачиваются события.
Метод интервью:
С помощью интервью можно получить широкий круг данных, образующий несколько сегментов, а именно:
1. Фактические данные
2. Мнения
3. Объяснения
4. Предположения и прогнозы
5. Речевые приметы собеседника, которые передают особенности его личности.
Успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки интервьюера: с изучением темы, пониманием цели, продуманностью плана действий, изобретательностью при составлении вопросов.
Вопросы делят на основные и дополнительные. Основные готовятся заранее, так как должны принести основные сведения. Но часто они не срабатывают, потому что существует ряд психологических и социальных барьеров, не позволяющих наладить доброжелательный контакт между собеседниками.
По основам творческой деятельности журналиста «Жанр интервью ...
... роль в современном обществе. Интервью – самый распространенный метод получения информации, оно пользуется популярностью у ... каким-нибудь лицом. (Дать интервью. Получить интервью)[9]. “Interview (intevju: n. a meeting of ... найти характерную верстку полос, деление на вопросы-ответы. 1.2. Жанровая модель газеты ... языковыми особенностями газеты. Например, в своей работе “Производство и оформление газеты” и ...
Существуют некоторые правила, которые нужно соблюдать при расспросах любых источников информации.
1. Репортер должен хорошо ориентироваться в предмете разговора. При подготовке к интервью помнить о задаче. Если вам необходимо раздобыть факты, конкретные данные, выяснить цифры для заметки, репортажа, статьи и пр., каждый вопрос должен быть построен с учетом этого.
2. Каждый вопрос должен рассматривать лишь один аспект. Задавая два вопроса в одном, вы позволяете герою интервью «увильнуть» от одного из ответов, предоставляя ему возможность ответить лишь на тот, который кажется ему наиболее понятным, простым или удобным.
3. Вопрос должен задаваться в вопросительной форме, а не в утвердительной.
4. Стремитесь задавать открытые вопросы. Они помогут избежать односложных ответов: «да» или «нет».
5. Вопросы должны быть нейтральными.
6. Вопросы должны быть простыми.
Метод анализа документов:, Метод анализа документов
По критерию « статус документа» могут быть выделены документы:
- Официальные (к официальным относятся законы, постановления, протоколы собраний, материалы статистической отчетности, архивы и т.д.)
- Неофициальные (к неофициальным – личные письма, дневники, материалы вторичного анализа, сделанные исследователем, любительские видеофильмы и т.д.).
«степень персонификации документа»
- Личные (считаются авторские документы: очерк в газете, автобиография, дневник, письма, а также документы, относящиеся к конкретному человеку: читательский формуляр в библиотеке, деловая характеристика, история болезни и т.д.)
- Безличные (напротив, не имеют конкретных авторов и не относятся к тому или иному человеку: статистические материалы, протоколы собраний, законы, финансовая отчетность и т.д.)
«ситуация создания документа»
- Спровоцированные социологом документы;
- Неспровоцированные (естественные).
по видам материальных носителей
- Письменные (все виды печатной и рукописной продукции);
- Иконографические (видео-, кино-, фотодокументы, картины, гравюры и т.п.)
- Фонетические (радио- и магнитофонные записи, грампластинки и т.п.)
Из этого понятия исключены такие серьезные источники информации, как предметы материальной культуры и быта. Ценность этих объектов для получения определенной социальной информации не подлежит сомнению, но включение предметов быта в понятие документа привело бы к расширению понятия.
Метод эксперимента:, Эксперимент
Разновидности эксперимента,
— Лабораторный (проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Наиболее существенный недостаток этого метода — его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а, следовательно, к неправильным выводам.)
— Естественный (особый вид психологического эксперимента, соединяющий в себе положительные черты объективного наблюдения и метода лабораторного эксперимента. Он производиться в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Наблюдение не редко дополняется беседой с испытуемым.)
Особенности интервью со звездой
... с помощью метода интервью». Термин интервью происходит от английского interview, то есть беседа. Роли участников интервью различны: опрашиваемый выступает как объект исследования, опрашивающий - как субъект исследования. Журналист нацелен на получение информации, ... выявить характерные особенности для интервью со знаменитостью в российской и региональной прессе; взять интервью у местной звезды. Объект ...
Различают эксперимент:
- Констатирующий (направлен на констатацию связей, складывающихся входе развития психики);
- Формирующий (позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и др.)
План эксперимента:
- Традиционный (меняется лишь одна независимая переменная);
- Факторный (меняется лишь несколько независимых переменных).
2.2. Практическое задание №2
1. http://bagnenko.name/blog/the-history-of-interview
В данной статье есть очень много интересной информации об интервью. Мне кажется, что благодаря таким необычным и незаурядным фактам какой-либо материал запоминается лучшего всего. Также хочется отметить, что не во всех источниках и не всегда можно найти исторически правдоподобные статьи, которые более полно раскрывают написанный в статье материал.
Это будет интересно почитать тем, кто хочет почерпнуть как можно больше информации о том из чего строится интервью.
2. http://bagnenko.name/blog/make-the-interview
Данная статья очень информативна и безумна интересна. Вся соль этого материала в том, что здесь описывают азы интервью. О том, как можно к нему подготовиться и чего лучше избежать при общении с интервьюером. Как показать лучшие стороны собеседника и, возможно, вывести его на чистую воду.
3. http://bagnenko.name/blog/prepare-interview
Материал, который вызывает бурю положительных эмоций, так как здесь кроются ответы на все вопросы о том, как сделать интервью особенно успешным! Лучшие журналисты рассказывают секреты подготовки к интервью. Что может быть лучше, чем совет от самого Владимира Познера! Статья, которую нужно прочитать обязательно!
4. http://bagnenko.name/blog/journalist/analyze-an-interview-part-1-larry-king-interviews-m-tyson-and-e-holifild
Анализ и подробный разбор интервью самого известного журналиста Ларри Кинга. Почему у него получаются интересные и живые интервью, которые нескучно смотреть и всегда с удовольствием можно пересматривать?! Именно пошаговый анализ интервью поможет понять секрет его успеха!
5. http://bagnenko.name/blog/journalist/shortcomings-and-mistakes-in-an-interview-sergey-makovetskii-visiting-dmitry-gordon-series-parse-interview-part-2
Такой же подробный анализ, но только с довольно провокационным журналистом Дмитрием Гордоном (не путать с Александром Гордоном!) можно прочитать в данном материале. Дело в том, что Дмитрий особенно спокойно проводит интервью и задает, не всегда, приятные вопросы, ответы на которые ждёт огромная аудитория и боится сам интервьюируемый. Интересно почитать, в чем же кроется секрет успеха Дмитрия Гордона. Об этом можно прочитать в данной статье.
Глава 3
3.1. Журналистское произведение как единое целое: факторы выбора темы, этапы формирования замысла, выбор жанра, структура текста (специфика заголовков, лидов, особенности композиции), язык произведения.
Факторы выбора темы
Факторы выбора темы очень сильно влияют на весь замысел будущего журналистского произведения. Но тема, прежде всего, зависит от поставленного перед журналистом задания. Когда он получает задание, то далее может подумать над тем, как преподнести читателю заданную тему в более интересном свете, да и ещё написать её понятным языком, а не завуалировано писать неясными, для читателя, определениями.
Интервью в журналистике. ^
... ^ Прежде всего, рассмотрим виды интервью в разных Средствах массовой коммуникации. Различают интервью в газете (журнале), на телевидении, интервью на радио. В своей курсовой работе мы будем рассуждать о газетном интервью, но хотелось бы уделить ...
Этапы формирования замысла
Перед тем как в голове журналиста есть тема, её нужно особым образом сформировать в более определенный материал, который будет иметь смысловую нагрузку, а не просто набор слов, в качестве отписки. Даже для профессионала своего дела, процесс формирования замысла может занимать длительное время, так как не стоит напоминать, что от его работы зависит его же репутация.
Выбор жанра
После того как журналист определил для себя все этапы замысла, ему нужно определиться в каком жанре написать статью, но скорее всего это зависит от нескольких факторов. Во-первых, необходимо ориентироваться на то издание, в котором работает журналист. Его направление и стилистический баланс содержимого издания. Дело в том, что зачастую, в довольно серьезных журналах, можно наблюдать очень легкие и простые статьи, которые выбиваются из общего фона всего номера в целом. Этого лучше не делать.
Структура текста
В дальнейшем заголовки и весь строй композиции материала журналист выбирает не только на свой вкус, но и, повторюсь, смотря на место работы, его структуру и в общем, тематическую направленность самой статьи. Главное внимательно и аккуратно подмечать детали своей работы и вовремя исправлять ошибки.
3.2 Практическое задание №3
I
Программа семинара «Защита прав потребителей финансовых услуг»
Данный семинар был организован в декабре 2016 года в городе Волгограде. И был направлен на повышение финансовой грамотности населения и развитию финансового образования.
В семинаре обсуждались такие темы как:
* Рынок финансовых услуг;
- Закон о банкротстве физических лиц;
- Личное финансовое планирование.
Данный семинар был организован в рамках проекта Минфина России.
II
Мастер-класс для молодых журналистов состоялся 1 ноября в рамках всероссийского образовательного проекта «Медиасмыслы».
Данную конференцию представляли и вели, такие действующие журналисты, как: Донцова А.А. , Решетникова М.С.
Посетил конференцию генеральный директор ООО «Благомедиа», редактор и автор журнала «Быть человеком», а также пресс-секретарь, руководитель медиацентра ВолГАУ и Зав. сектором информационного обеспечения в центре молодежной политики Волгоградского региона.
Данный проект начался с приветливых слов Антонины Алексеевны «Что же всё-таки такое этика журналиста? Все готовы поговорить на эту тему?» И форум начался! Сначала, была просмотрена презентация, сделанная лично Донцовой А.А. , «Этика журналиста. Оставить читателя в живых», где все могли почерпнуть для себя что-то новое, а некоторые и сделать немало важных «открытий» в сфере влияния информации на человека: «Почему профессия журналиста сравнима с фармацевтикой?» Но особо дискуссионным получился вопрос о потере ответственности журналиста перед аудиторией.
Все присутствующие имели уникальную возможность задать свой личностный вопрос, особо злободневные выделяли и активно обсуждали, к примеру, «о борьбе журналиста за внимание читателя», «о согласованности информации с первоисточником», но самым важным для каждого встал вопрос – «совесть, она же этика журналиста, или же, пометка «не для печати», важна как социальная значимость?»
Журналистика как профессиональное призвание и ремесло
... выявить этапы становления журналистики как профессии; соотнести понятия «профессия», «призвание» и «ремесло» в рамках деятельности журналиста; сделать вывод о статусе журналистика на современном этапе. Практическая значимость нашей работы заключается в том, ...
Решетникова М.С. поведала о погоне за сенсацией, раскрыла вопрос «Блогер-журналист ли?». А.А. Донцова поделилась секретами идеального интервью, рассказала, что, оно заключается, как ни странно, не в подготовке вопросов, а в нахождении точек соприкосновения с личностью и вдохновения человеком.
В завершении встречи, А.А. Донцова произнесла несколько прощальных слов: «Все мы люди, а журналист в первую очередь должен оставаться человеком. Главная ошибка нашей профессии — недооценивать силу слова. Ваша совесть — ваш главный редактор».
Заключение
В данной курсовой работе были подняты все основополагающие способы сбора информации, то какими методами её можно редактировать и что нужно для успешной работы в процессе создания материала.
Успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки интервьюера: с изучением темы, пониманием цели, продуманностью плана действий, изобретательностью при составлении вопросов.
Понятие «журналистика» не надо смешивать с другими, близкими к нему по содержанию, такими, например, как «печать» и «пресса», которые обозначают лишь отдельные отрасли журналистики, отличающиеся, к примеру, от радио. Не совпадает оно и с понятием «средства массовой информации» (СМИ).
Так принято называть журналистику в социологии, политологии, правоведении, где не рассматриваются ее профессионально-творческие составляющие, а внимание сосредоточено на общественном значении тиражируемых сведений. В Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма распространения массовой информации. Сама массовая информация трактуется как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Таким образом, массовая информация выступает как носитель содержания журналистики, ее текстов.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-osnovam-jurnalistskoy-deyatelnosti/
- Прохоров. Е. П. Введение в теорию журналистики: Учеб. Для студентов вузов// 5-е изд., испр. и доп. М., 2007, 350 с.
- Российская журналистика: свобода доступа к информации. М., 1996
3. Корконосенко С. Г. «Основы теории журналистики». СПб. 2002.
1. http://fb.ru/article/43331/istochniki-informatsii-i-ee-vidyi
2. http://www.studfiles.ru/preview/5798895/page:8/
3. http://www.studfiles.ru/preview/3821541/